Конспект открытого занятия-викторины по экологии в подготовительной группе "Мы-друзья природы". Подготовительная группа конспект по экологии
Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Возрастная группа: подготовительная группа
Длительность НОД:25-30 МИН.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Образовательные задачи: создавать условия для:
— развития познавательного интереса к миру природы;
— формирования первоначальных умений и навыкков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;
— развития умений проводить несложные опыты с водой.
— обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
— предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;
— активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;
-развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)
— формирования навыков коллективного общения
— формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.
Материалы и оборудование:
— Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды.
— Магнитофон с флеш — картой;
— Телевизор, компьютер для просмотра презентации;
— камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка лёгкая тихая
В: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)
В: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о природы. Как вы думаете что такое природа?
ДЕТИ: Природа-это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.
В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.
В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.
«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!
К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!
Матушка природа» (слайд 2)
Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?
Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?
Д:
1.Слушать громко музыку.
2.Бросать мусор.
3.Топтать и рвать цветы.
4. Мыть машины.
5. Ловить жуков и бабочек.
6.Разводить огонь.
7.Разорять муравейники.
8.Не рвать паутины.
9.Не лесть в птичьи гнёзда.
10.Не трогать детёнышей.
11.Не вырезать на деревьях.
В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:
Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.
В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.
В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?
Д: Вода в реке грязная.
В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?
Д: Это завод и свалка.
В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.
Д: Перерабатывать отходы.
В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.
Опытно-экспериментальная деятельность.
В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки
В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Очистка воды» :
Опыт проводится за «круглым столом».
В.: Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?
В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.
В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да). Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)
Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»
Физкультминутка
В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.
Физминутка: «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?
(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ
– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.
В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)
В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)
В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
(слайд 7)
– Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)
Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?
В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Д/и «Нарисуй дом муравья»
Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.
(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ВЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)
В. Отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)
В. –А теперь пойдём дальше, что то ещё случилось в этом лесу. (слайд 8) (Изображение леса в мусоре) Посмотрите внимательно.
Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
Воспитатель:
Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
— Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).
Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)
Заключительная часть
В: Ну вот мы всем и помогли.
Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:
«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»
Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо .
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!
Матушка Природа»
Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?
А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? Посмотрите под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия.
Работа с карточками (ответы детей): -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д
Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.
Скачать Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе «Поможем Матушке природе»
Автор: Воронина Лариса Владимировна Должность: воспитательМесто работы: МБДОУ детский сад №1 с.Якшур-БодьяМесторасположение: село Якшур-Бодья, Якшур-Бодьинский район, Удмуртская республика
konkurs-dlya-pedagogov.info
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
Воспитатель, МДОУ детский сад №9 "Малыш", г. Павловский-Посад Московская обл.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) на тему:«Защитники природы» для детей подготовительной группы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.
Развивающие:
-Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.
Воспитательные:
-Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.
Оборудование:
-Импровизированный «Воздушный шар»
-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе
-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия
-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия
-Знаки по правилам поведения на природе
-Иллюстрации по правилам поведения на природе
-Эмблема года экологии
-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)
-Фотографии животных и растений
-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем
-Цветной картон (страницы для красной книги)
-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка
-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха
-Эмблемы-медали: «Защитники природы»
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе
- Разучивание стихотворений
- Чтение экологических сказок
- Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
- Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
- Просмотр видеоматериала по экологии
Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?
(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)
-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.
Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»
(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))
Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи. Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.
«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят
Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,
Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.
Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.
Догадались, что это за чудо – богатырь?»
Дети: (лес)
Да, ребята –это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?
Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».
Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?
(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)
Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?
(Предложения детей: надо всё убрать …)
Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.
А куда можно деть этот мусор?
(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)
Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.
(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).
Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?
- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.
Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?
(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)
Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.
Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.
Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.
Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».
Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.
Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.
Воспитатель прикрепляет знаки – загрязнение воды и воздуха –выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?
(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)
Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.
Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен –годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое –экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?
Дети :( экология –это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)
Воспитатель: - Да, ребята –экология –это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?
Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)
Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.
-Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему –нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.
(Просмотр детьми видео)
-Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»
-Кто-нибудь может рассказать –что он запомнил из посмотренной передачи?
-Зачем люди создали – «Красную книгу»?
(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор –они охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.)
-Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите –я приготовила –саму книгу-вот она (показ книги)
-Почему она красного цвета?
Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)
Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.
-Что обозначают страницы –красного цвета?
Дети :(На красных страницах – те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)
Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого –какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)
Дети :(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)
Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?
Дети :(-На жёлтых страницах –те растения и животные –количество которых быстро снижается)
Воспитатель: -Дети, у кого есть –жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.
Дети :(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)
Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?
Дети :(На белых страницах –животные и растения, численность которых всегда была невелика.)
(Филин, сова…)
Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?
Дети :(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)
Воспитатель: -Покажите и назовите их.
Дети :(Карликовая берёзка)
Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?
Дети :(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)
Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?
Дети :(Прибайкальский шмель)
Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.
Воспитатель читает стихотворение:
«Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери на нашей планете,
Охраняются даже цветы.»
Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.
(Дети надевают –шапочки и садятся на ковёр)
Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится –о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.
Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.
«Все на свете, всем нужны!
И рыбы не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без лягушек нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд,
Нам птицы нужны и нужны пауки
Нельзя обойтись никому без воды!
И солнце, и воздух нужны и земля.
Ещё без растений никак нам нельзя.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.»
Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.
В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.
Воспитатель вручает детям –медали-эмблемы- «Защитники природы».
Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.
Просмотр видео-песня о защитниках природы.
kssovushka.ru
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «У леса в гостях»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ».
Воспитатель: Зотова О.И.
Программное содержание:
Продолжать формировать знания детей о лесных обитателях: о жизни растений и животных. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Способствовать развитию умений поддерживать игровую воображаемую ситуацию.
Развивать коммуникативные навыки, умение высказать своё предположение.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о лесе и его обитателях, заучивание стихов, загадок, сбор гербария лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, рассматривание «Красной книги», рассматривание альбома «Лесные жители», ориентирование на местности по плану.
Развивающая среда:
План, письмо, буквы (К,Л,Ю,Ч.), иллюстрации с изображением лекарственных растений, макет муравейника, листья клёна и дуба, игрушки (заяц, медведь).
Ход НОД:
В.: — Дети, только что почтальон принёс письмо. Вы хотели бы узнать от кого оно пришло? Для этого нужно отгадать загадку.
— Есть у ребят хороший друг
Весёлый друг, зелёный
Он им протянет сотню рук
И тысячу ладошек.
В.:- Какую пользу приносит лес человеку?
(Ответы детей).
В.:- А теперь послушайте, что пишут в письме.
— Дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы большие друзья леса, и лес будет рад видеть вас в гостях. Лесовичок.
В.:- Давайте отправимся в лес, только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами, и поможет нам в этом вот этот план.
(Дети рассматривают план).
В.:- Вначале нужно разгадать загадку, чтобы открыть дорогу в лес.
1. Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот).
2.В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес).
3.Куда улетают птицы осенью? (Юг).
4.Какая птица лучше всех ловит рыбу? (Чайка).
(Первые буквы слов выставляются на доске). Дети читают слово « Ключ».
В.: — Этот ключ нам откроет дорогу в лес. Счастливого пути!
В.: — Ну вот мы и пришли в лес. Представьте, что нас встречает Лесовичок. Давайте оживим его.
— На кого он похож?
— Во что одет?
— Какого роста?
— Что у него на голове?
(Дети составляют описательный рассказ про Лесовичка).
В.: — Дети, хотите послушать стихотворение про Лесовичка?
-Живёт в лесу он издавна,
Следит за лесом пристально,
Чтоб лес не заболел,
Чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сытыми,
Чтоб жук кору не ел.
Глухими коридорами,
По тропам, по траве.
Идёт с глазами добрыми
Хороший человек.
В.:-В лесу нужно быть внимательным, наблюдательным, чтобы не упустить ничего интересного.
(Дети идут по плану, на пути хвоя, имитирующая муравейник).
В.:- Дети, чей это домик?
— Как он называется?
— Что хорошего в муравьях?
— Что плохого в муравьях?
— Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.
В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около муравейника, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей.
В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи?
Д.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
В.:- Дети, как нужно относиться к муравьям? (Ответы детей).
В.:- Каких насекомых вы ещё знаете?
В.:- Что лежит сверху на муравейнике?
Д.:- Иголки от ёлки.
В.:- Какие иголки ещё бывают?
Д.:- Иголки для шитья, иголки у ежа, иголка у шприца.
В.:- Какие вы ещё знаете слова, которые слышатся одинаково, но обозначают разные предметы.
Д.:- Лист (у книги, дерева, шифера, духовки).
— Коса (у девочки, косят траву).
— Кран (водопроводный, подъёмный).
— Ручка (у ребенка, у двери, писать, у посуды).
В.:- Дети, давайте обойдём муравейник, чтобы не разрушить его и пойдём дальше.
(На тропинке лежат листья клёна).
В.:- С какого дерева листья?
Воспитатель поднимает листья, под ними зайчик.
В.:- Как вы думает, почему он спрятался? Может, мы в лесу шумели, вот он и испугался? Чтобы он нас не боялся, назовите его ласковыми словами.
Д.:- Зайчик, зайчишка, заинька, зайчонок.
В.:- Как зовут детёнышей у зайца?
— Если он один? Много?
— Где живёт заяц?
Физкультминутка:
— Игра «В мире животных» — дети с помощью мимики, жестов превращаются в зверей, птиц, насекомых.
Дети идут дальше по плану.
В.:- А вот ещё листья лежат. С какого они дерева? (Дуба).
В.:- Какой красивый лист, но он не простой, а с загадкой:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
Воспитатель задаёт предыдущие вопросы, как при встрече с зайцем.
В:- Мы очень долго шли пора нам сделать привал. Останавливаются возле лесной аптеки.
Д.:- А в лесу разве есть аптека?
В.:- В лесу растёт много лекарственных растений. (Дети называют лекарственные растения).
В.:- Что хорошего в том, что есть лекарственные растения?
Д.:- Ими можно лечить разные болезни, ими лечатся животные, птицы.
В.:- Что плохого в том, что есть лекарственые растения?
Д.:- Много растений срывают люди, делают это не правильно, тем самым причиняют вред растению, оно может со временем исчезнуть совсем.
В.:- Некоторые растения занесены в Красную книгу. Назовите, какие растения занесены в Красную книгу? (Дети называют)
Дети рассматривают гербарий лекарственных растений.
В.:- Почему у мать-и-мачехи такое название?
Д.:- С одной стороны у растения листья гладкие и на ощупь холодные как мачеха, а с другой стороны покрыты пушком как мама.
В.:- Дети, хотите поиграть в игру? (Дети играют в игру «Узнай по описанию»).
Ведущий описывает растение, дети отгадывают.
В заключение экскурсии дети читают стихи про лес.
Спасибо людям, вырастившим лес,
За ели, за дубы и травы в росах.
За сосны, что касаются небес
И за берёзок ласковые косы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь.
В.:- Дети, нам уже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и со всеми его жителями.
Дети прощаются с лесом.
Скачать конспект НОД по экологии в подготовительной группе «У леса в гостях»
Автор: Зотова Ольга Ивановна Должность: воспитатель высшей категорииМесто работы: МДОУ д\с №12 «Снегурочка»Месторасположение: Пензенская область г. Сердобск
konkurs-dlya-pedagogov.info
Конспект занятия по экологии в подготовительной логопедической группе «Лесное царство»
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Задачи:
— дать детям представление о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь, учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, побуждать детей оказывать ей посильную помощь,
— развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
— воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, чувство гармонии и красоты, уважительное отношение к обитателям леса.
Ход занятия
Дети усаживаются на стульчики, перед выставкой картин с изображением леса в разное время года; животных, птиц, растений, насекомых, ягод, грибов.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии по экологии, мы открываем тайну:
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет лесных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса,
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова
Хотим все знать!
А теперь я хочу загадать вам загадки, отгадав их, вы поймете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.
Догадались? Конечно – это лес. А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие отгадки:
Отгадывание загадок
Дружбу водит он с лисой,
Для других — ужасно злой.
Все зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый …(волк).
——
Лесом катиться клубок,
У него колючий бок.
Он охотиться ночами,
За жуками и мышами… (Еж).
——
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора…(заяц).
——
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет… (медведь)
——
Кто, ответьте поскорей,
Самый хитрый из зверей?
Кто всем курочкам гроза?
Это рыжая …. (лиса)
Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций. ( Дети называют все, что живет и растет в лесу).
Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:
Дидактическая игра «Кому – что?»
— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).
Воспитатель: А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод.( Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).
Физкультминутка «Старик – Лесовик»:
Жил под елкой старичок,
Старичок – лесовичок.
Вместе с солнышком вставал (потягивания),
Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).
Подметал потом он хатку (движения «подметания»),
Застилал свою кроватку(«застилают» руками).
Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),
И уселся на тропинку (садятся).
Воспитатель: А теперь нарисуйте лес, каким вы его видите, но помните, что он может умереть, стать мертвым лесом, если вы что-то посчитаете не нужным. (Дети рисуют.В конце занятия организуется выставка.) Посмотрите, какие красивые картины живого леса у вас получились, все такие разные и красочные. (Дети обсуждают рисунки, выбирают наиболее удачные работы
Приложение:
Автор: Турлевская Оксана Анатольевна
воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка», г. Асино Томской области, Россия.
planetadetstva.net
Конспект открытого занятия-викторины по экологии в подготовительной группе "Мы-друзья природы"
МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт
Конспект открытого занятия – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Мы- друзья природы»
Выполнила:
Попова Л.Е.
Выльгорт 2015 год
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.
Цель:
Cистематизировать представления детей о многообразии природы.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,
Ход НОД:
Дети встают в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнёмся:
«Здравствуйте, гости!»
Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)
За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.
Встречайте команды.
Представление.
Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним мы красоту природы,
Пусть журчит, искрится
Чистый родничок!
Команда «Защитники леса»:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим,
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)
Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?
А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)
Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.
1 конкурс.
Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2 конкурс
Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)
- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.
3.Вопросы:
1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)
2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
1 команда – Назовите перелетных птиц.
2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?
1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?
2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.
1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)
2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)
4. Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Игра «Отгадай и назови»
(Кто) забрался под листья.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) юркнул в дупло.
(Кто) укрылся под кустом.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) спряталась в нору.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.
5 конкурс
1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?
2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)
- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
6 конкурс «Загадки- задачки»
- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
- кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)
- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)
7 конкурс
А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.
8 Задание «Узнай по описанию»
1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.
2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.
3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).
4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
9.А теперь небольшой блиц-опрос:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни”
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
- - Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)
- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)
- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)
- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)
10 конкурс.
Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”
Икринка – малёк – рыба.Икринка – головастик – лягушка.Семечко – росток – растение (одуванчик).Жёлудь – росток – дуб.
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.
11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.
Итак, что нельзя делать в лесу?
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
Не жги костры
Не рви цветы
Не руби деревья
Не ломай ветки
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.
infourok.ru
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
Программное содержание : расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений ( в лесу . на лугу и в других природных сообществах).
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.
Материалы и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»
Ход: Каждый из нас живёт в доме . А когда –то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере . Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек научился многому. Теперь мы живём в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.
Что такое природа? Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из шерсти, из шерсти делаю нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа. Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть , шуршать .Музыка леса прекрасна.
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу и стрекозу.
Трели птиц, шёпот листвы,
Послушать лес хотите вы?
( слушание аудиозаписи)
А как нужно себя вести на природе? ( ответы) Молодцы ребята . любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила .
Игра «Кто правильно назовёт?»
Я вам покажу знаки, а вы объясните , что он обозначают.
-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух
— Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
Не ловить бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
-Не разорять муравейники- они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
Молодцы ребята , правильно знаки назвали.
— Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
(Н. Рыжова) Молодцы ребята , правильно знаки назвали.
Слушайте второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно назвать и разделить на зимующих и перелётных.
Игра « Кто быстрее ?
Зимующие :сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.
Перелётные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.
Молодцы, порадовали меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые, кто-то из них лишний: муха, бабочка, комар, паук.
Игра « Кто лишний»
И последнее задание :назови лекарственные растения.
Игра « Кто больше назовёт?» ( шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица) Молодцы ребята , многое знаете о природе. Но в лесу , на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди . Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных .А ведь в природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся. Игра « Берегите природу» Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним ? Правильно . мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей , учебников для школьников, книг .Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно , из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья- «легкие нашей планеты» ,которые помогают нам дышать свежим воздухом.
Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка . подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
konspekt-v-gruppe.ru
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6 , 7 лет«Экологическая азбука»
Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированный.
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное»,»Речевое»,»Художественно — эстетическое«.
Форма НОД: групповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, игровая.
Программные задачи:· Формировать у детей интерес к природоохранной деятельности человека.· Дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь. На земле обитает много живых существ. Всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.· Воспитывать в детях высокую ответственность за сохранность природных богатств, разумное использование и умножение.
Материал и оборудование: 1.Мультимедийная установка, магнитофон.2.Слайды: изображение животных, рыб, птиц, живущих около реки.3.Картинки для составления модели загрязнения реки.4.гуашь, краски, бумага.5.Экологическская азбука.
Предварительная работа:1.Беседа с детьми на тему:а) «Откуда берет начало река Волга?»б) «Какие города, заводы и фабрики расположены на берегу реки?»в) «Как человек загрязняет реку?»г) «Кто населяет реку?» (рыбы, животные, растения).
2.Чтение книг о Волге.а) «Наша Волга».б) «Почемучка» (из серии «Наш мир»)в) «Загрязнение и сохранение (из серии «Наш мир»).г) «Реки и озера ( из серии «Наш мир»).д) Экологическая азбука.
3.Рассматривание альбомов, открыток о Волге.Серия открыток «Астраханский заповедник».
4.Рисунки детей о Волге, родном крае.5.Экскурсия на набережную Волги.
Также очень интересный материал по экологии:Конспект экологического КВН в подготовительной группе на тему: «Мир в капле воды»
Взаимосвязь с семьей:помощь родителей в изготовлении карточек для игр.
Взаимосвязь со специалистами:обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.
Ход непосредственно-образовательной деятельности: Педагог: Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии нашего края. Пусть вы еще не взрослые, но свое значение для природы уже пора понимать. Природа позаботилась о нас — напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы относимся к природе?
— просмотр слайдов на экране о загрязнении реки.— Разумно ли используем ее богатства и надолго ли его хватит? Мы должны быть в ответе за нашу планету. Нам надо многому научиться. А чтобы чему — то научиться, надо прочитать много книг. А в этом нам поможет Азбука. Но так как мы хотим стать юными экологами, тот мы с вами изучаем какую азбуку?— Экологическую азбуку ( ответы)
— Верно! Давайте вспомним с вами некоторые слова из этой азбуки.Педагог выставляет на доске карточку с буквой «А».— А теперь скажите экологическое слово на эту букву.— Аквариум (ответы)
Выставляется буква «В»— Скажите экологическое слово на эту букву.— Вода.Педагог просит объяснить значение этого слова (ответы)— Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.— Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?— На берегу реки Волга.— Давайте поговорим немного о нашей реке.— Откуда наша Волга берет свое начало?— Как она называлась раньше?— Есть ли у нашей реки — притоки?— Куда впадает Волга?— Какой город расположен у дельты реки?— Чем отличается река от озера?— Какую пользу приносит река (ответы)?— Да, ребята, мы называем нашу Волгу матушкой-кормилицей.
Выставляется бука «К».— Красная книга(ответы).— Новое слово на букву «К» — катастрофа. Что же это такое?
Педагог дает объяснение слову «катастрофа». Вспоминают с детьми катастрофу нефтепровода, которая произошла на реке Белая.— Чем грозила нам эта катастрофа?(река Белая протекает очень близко от реки Кама, а Кама впадает в реку Волга).
— Послушайте, что происходит, если человек плохо относится к природе, не заботится о ней.
Рассказ педагога с показом слайдов.— Текла по равнине река с чистой — пречистой водой река Волга. Построили на ее берегу химический завод. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к реке две трубы. По одной вода в завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается отработанная, грязная вода.
Педагог на доске выстраивает модель загрязнения реки. От каждого объекта загрязнения проводит по воде кисточкой грязную дорожку отходов.
— Ребята, я вам раздам карточки, и мы попробуем с вами составить небольшой рассказ «Разноцветная речка» (детям раздаются карточки).— А что вы, ребята, можете добавить к моему рассказу?— Как еще человек загрязняет реки?
1. Заводы — промышленные отходы.2. Сбрасывание отходов и мусора.3. Пароходы, катера, танкеры — остатки бензина, мазута.4. Загрязнения от мойки машин.5. Сточные воды. (ответы детей)
— Ребята, посмотрите, из чистой прозрачной наша река превратилась в серо-буро-малиновую. Тяжело стало нашей реке! Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Раздается голос (в записи) Нептуна — хозяина реки: » Помогитемне люди, трудно стало жить, дышать, испортилась наша река. Да и вам самим угрожает опасность — не будет чистой воды, не будет жизни на земле».
— Ребята, поможем Нептуну!— Давайте очистим нашу Волгу! Поищем в нашей лаборатории карточки с добрыми делами (дети отыскивают карточки).
1. Построить очистные сооружения — «водоочистки».2. Построить уловители дыма-» дымоловка».3. Больше строить парусных лодок.4. Рыбу ловить только удочкой.5. Очистить реку от мазута и грязи.6. Машины лучше мыть в специальной мойке.7. Построить заводы по разведению рыбы.
— Вот сколько добрых дел мы с вами сделали. И задышала наша река, засверкала. И рыбе стало легче, и животным, и человеку. Течет наша река, а Нептун радуется нашим добрым делам. И с большой радости населил Нептун нашу реку и рыбой, и животными, и птицами, и растениями.
— Да что-то он тут немного перепутал. Собрал всех обитателей и поселил в одном месте.
— Давайте мы поможем ему правильно расселить обитателей.( проводится игра » Рассели правильно водных обитателей«.)
Вопросы к детям:1. Почему не живут у нашей реки: верблюд, белый медведь, пингвин, страус, зебра?2. Почему не растут у реки: кактус, пшеница?3. А в речной воде не водятся: крабы, осьминоги?
Дети отвечают на вопросы, подкрепляя их небольшими рассказами о среде обитания данного вида.
Вот мы и еще одно доброе дело сделали — помогли реке! И так шаг за шагом вы будете понемногу узнавать о родном крае, о природе, о ее бедах и нуждах. И когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля.
Литература:1. «Волшебница вода» — Н.А. Рыжова2. «Экологическое воспитание дошкольников» — Н.С. Голицин3. «Любовь к природе воспитываем с детства» — С.Н. Николаева4. «Экологические игры в воспитании дошкольников»- Н.А. Рыжова5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»— С.Н. Николаева6. «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольноговозраста» — Г.И. Соломахина7. «Экологическая азбука» — Н.В. Емельянова
Название: Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука»Автор: Хахалева Нина КонстантиновнаДолжность: воспитатель первой категорииМесто работы: МОУ детский сад №295Месторасположение: город Волгоград , Красноармейский район
portal2011.com