Конспект обобщающего урока-соревнования по обществознанию на тему "Человек" (5 класс). Повторительно обобщающий урок по теме человек 5 класс
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию на тему: "Человек" (5 класс, тест)
Повторительно-обобщающий урок №1 по теме: «Человек»
Вариант 1
1. Выберите один вариант ответа. Человек, в отличие от животного, способен:
1) строить себе жилище; 2) планировать свой труд; 3) находить дорогу домой; 4) ухаживать за потомством.
2. Выберите один вариант ответа. Человек наследует от своих родителей. Укажите номер, лишний в этом перечне:
1) цвет глаз, форму носа; 2) знания об окружающем мире; 3) черты характера.
3. Выберите один вариант ответа. В каких инстинктах проявляется наследственность животного:
1) ухаживать за потомством; 2) строить жилища; 3) в умении защищаться; 4) во всем перечисленном.
4. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов. Укажите три верных ответа:
1) передача сигналов об опасности; 2) способность к прямохождению; 3) способность защищаться; 4) способность к творчеству; 5) способность к абстрактному мышлению; 6) способность запасать корм.
5. Выберите один вариант ответа. К основным возрастным периодам жизни человека относятся:
1) детство; 2) отрочество; 3) юность; 4) зрелость; 5) старость; 6) все названное.
6. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста. Выберите три верных ответа:
1) быстрый рост; 2) дисциплинированность; 3) вежливость; 4) резкая смена настроения; 5) быстрая утомляемость.
7. Выберите один вариант ответа. Верно ли суждение: «Человек может жить один и думать только о себе»
1) верно; 2) неверно.
8. Согласны ли вы с мнением, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным. Свой ответ аргументируйте в 2-3-х предложениях.
9. Выберете один вариант ответа. В чем выражается биологическая сущность человека:
1) в инстинктах; 2) в умении познавать мир; 3) в необходимости получения образования.
10. Напишите несколько примеров того, что ребенок наследует от родителей.
11. Установите соответствие между понятиями и определениями:
ПОНЯТИЯ:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
а) инстинкт
1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языковой конструкции, создаваемых на основе определенных правил;
б) эмоции
2) врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению;
в) речь
3) душевные переживания, чувства.
12. Найдите в приведенном списке качества и умения, которые свидетельствуют о самостоятельности человека. Укажите пять верных ответа:
1) спланировать свой день; 2) сделать уроки, когда этого не хочется; 3) поменяться дисками с друзьями; 4) скачивать пиратские фильмы и игры в Интернете; 5) собрать без помощи родителей вещи в путешествие; 6) отказаться от предложения покурить; 7) приготовить обед; 8) совершать рискованный поступок.
13. Представь, что тебя угощают кушаньями, которое ты не любишь. Найди верный ответ, который не обидит повара:
1) «Я это терпеть не могу»; 2) «Спасибо, но я это не ем»; 3) «Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз».
14. Напишите три – четыре черты настоящего рыцаря, которые были изучены ранее на уроке обществознания.
Повторительно-обобщающий урок №1 по теме: «Человек»
Вариант 2
1. Выберите один вариант ответа. Что из названного характеризует и человека, и животного:
1) способность к творчеству; 2) способность осознавать самого себя; 3) умение играть; 4) способность планировать свою деятельность.
2. Выберите один вариант ответа. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей:
1) знания о мире; 2) умение считать и писать; 3) овал лица, кудрявые волосы.
3. Выберите один вариант ответа. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом:
1) отношение к другим людям; 2) следование моральным нормам; 3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль; 4) все названное.
4. Подростковый период – отрочество – делиться на два этапа. Запиши, на какие.
5. Что из перечисленного относиться к понятию «самостоятельность». Запиши три верных ответа:
1) стремление все делать по своему; 2) уверенность в своих силах; 3) умение ставить цели и добиваться их; 4) отказ от любой помощи; 5) неподчинение требованиям взрослых; 6) способность принимать важные решения.
6. Верно ли следующее утверждение: «Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей».
1) верно; 2) неверно.
7. Правила поведения в обществе включает. Укажите номер, лишний в этом перечне:
1) умение общаться с другими людьми; 2) умение слушать; 3) неприятие мнения, отличного от собственного.
1) сердечность; 2) зависть; 3) доброжелательность; 4) сопереживание; 5) высокомерие.
9. Выберите один вариант ответа. Верны ли суждения об обществе:
А. Общение – это деловые или дружеские взаимоотношения.
Б. Без много может обходиться человек, но только не без человека.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Напишите несколько примеров того, какие качества ребенок приобретает в обществе.
11. Установите соответствие между понятиями и определениями:
ПОНЯТИЯ:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
а) инстинкт
1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языковой конструкции, создаваемых на основе определенных правил;
б) эмоции
2) врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению;
в) речь
3) душевные переживания, чувства.
12. Найдите в приведенном списке три черты, передаваемые по наследству:
1) отношение к другим людям; 2) увлечения; 3) инстинкты; 4) жизненные потребности в еде, сне; 5) правила поведения в обществе; 6) черты внешности.
13. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего:
1) «Ой, у меня это уже есть»; 2) «Вот хорошо, теперь я это могу подарить кому-нибудь»; 3) «Спасибо, мне очень нравится».
14. Согласны ли вы с мнение, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным. Приведите 2-3 предложения в пользу своей точке зрения.
infourok.ru
Конспект обобщающего урока-соревнования по обществознанию на тему "Человек" (5 класс)
Обобщающий урок по теме: «Человек».
Класс: 5 класс
Место работы: МАОУ СОШ № 60 г. Екатеринбург
Форма урока: игра-соревнование.
Цель: повторить и обобщить знания по разделу «Человек»
Задачи:
1.Обучающая – закрепить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Человек».
2.Развивающая - развивать внимание, мышление, интерес к знаниям, творческие способности.
3.Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников.
Оборудование: оценочный лист, ручки, карточки с заданиями.
УМК - Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012
Оформление: на доске выставка детских работ по проекту «Люди-двойники», демонстрация презентации по теме урока.
Ход урока:
I.Мотивация . Звучит музыка.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! (Слайд 2).
Внимательно посмотрите на этот слайд. Что это? (памятник обезъяне???). Возможно.
Что у неё в лапе? (череп человек).
Что она делает? (рассматривает, изучает череп).
Рассматривает с интересом, как будто что-то хочет узнать о человеке, о самом загадочном существе на планете Земля. Этот оригинальный памятник находится на острове Хайнань на юге Китая и считается очень популярным среди европейских туристов. Как вы думаете, как он называется? (версии, вывод - Памятник Познанию). В истории человеческого общества человек познавал, познаёт и будет познавать себя бесконечно. Процесс познания человеком самого себя увлекательный и интересный, таинственный и загадочный. Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить?
(о Его Величестве Человеке)
Итак, мы сегодня повторим с вами тему «Человек» в форме соревнования, вы узнаете что-то новое, раскроете свои творческие, интеллектуальные способности, в совместной групповой деятельности будете дальше приобретать бесценный опыт общения и познавать самих себя.
Я объявляю начало наших состязаний! Команды готовы?
(Класс учащихся делится на 2 команды (заранее).команда выбирает капитана.
Каждой команде раздаётся оценочный лист с названиями туров. Представители каждой команды поочерёдно отвечают на вопросы заданий. Если одна из команд затрудняется ответить, другая может отвечать за них, зарабатывая себе дополнительные баллы. Задания туров оцениваются по пятибалльной шкале. После каждого тура учитель подводит итог).
Тур «Вопрос-ответ» (слайд 3)
Задание 1: команды по очереди отвечают на вопросы
В народе говорят, что за свою жизнь он должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка (слайд 4). Итак, зачем человек рождается? (должен заботиться о благе других)
Чем человек отличается от животного? (слайд 5)
Что такое наследственность? (получение от родителей биологических признаков) (слайд 6)
Какие насекомые с помощью разных танцевальных движений передают своим собратьям различные сигналы об опасностях или, в каком направлении нужно лететь? (пчёлы) (слайд 7)
Человека какого возраста можно считать подростком? (11-14 лет) (слайд 8)
Почему подростковый возраст называется переходным? (переход от детства во взрослое состояние) (слайд 9)
Можно ли избежать подростковых проблем? Как? (учиться, заниматься любимым делом по интересам и т.д.) (слайд 10)
Какие условия влияют на взросление подростка? (семья, друзья, СМИ, школа и т.д.) (слайд 11)
2. Тур «Пословицы и поговорки» (слайд12)
Задание 2: о каких проблемах подростка идёт речь в следующих пословицах и поговорках? (поочерёдно отвечают)
1.Раз солгал, а век веры не будет (ложь, трусость)
2.Дракою прав не будешь (вспыльчивость)
3. Никто мне не указ (чрезмерная самостоятельность, высокомерие)
4.Ученье - свет, а неученье - тьма; (нежелание учиться)
5.Самая трудная борьба — самого себя побороть (лень)
6.Самолюб никому не люб (самовлюблённость, самолюбование)
Тур «Верное утверждение» (слайд 13)
Задание 3: ответить «Да» или «Нет» (поочерёдно)
Человек рождается как чистый лист (Нет)
Современные подростки стремятся к риску (Да)
Подростки древности и современные ничем не отличаются (Нет)
В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (Да)
Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (Да)
Рост современных подростков не изменяется (Нет)
Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (Да)
Выдающимся человек рождается (нет)
Индивидуальность человека проявляется в его способностях (Да)
Человек – часть природы (Да)
Тур «Исторические личности» (слайды с портретами)
Задание 4: командам раздаётся текст с вопросами. Время самостоятельной работы 5 минут. Далее следует обсуждение. (слайд 14,15)
Текст 1
Александр Михайлович Горчаков (1798-18830) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С.Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 19 лет и прошёл долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла трудная задача - отменить ограничительные для российского военного флота статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться поставленной цели.
Вопросы:
1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.М.Горчаков действительно выдающийся человек.
2. Подтверждает ли его деятельность высказывание Т.Эдисона о том, что гений – это 99% потения и 1% вдохновения?
3. Легко ли быть выдающимся?
Текст 2
Александр Васильевич Суворов (1730 -1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.
Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов - Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.
Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.
Вопросы:
1.Найдите в тексте аргументы, доказывающие, что А.В.Суворов действительно выдающийся человек.
2. Какими чертами характера обладал великий полководец Суворов?
3. Легко ли быть выдающимся?
Тур «Угадай термин» (слайд16)
Задание 5: Командам раздаётся список определений терминов, которые нужно правильно определить (1 мин.)
Совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители. Определенные действия, уже имеющиеся при рождении (инстинкты)
Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности (способности)
Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент (эмоции)
Высказывание, содержащее определенную мысль (суждение)
Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предшествующими поколениями (образование)
Взаимные деловые или дружеские отношения людей (общение)
Человек от 11 до 15(17) лет (подросток)
Оценка личностью самой себя, своих качеств, способностей……(самооценка)
Тур «Полезные советы» Конкурс капитанов. (по очереди, можно просить помощь команды -1 бал)
Задание 6: Найдите выход из ситуации (1 мин.)
У пятиклассницы Маши на лице появились веснушки.
Девочка стала стесняться и очень переживать. Как помочь Маше? (вовлечь её в интересное дело, чтобы она смогла проявить себя как личность)
Миша очень любит спорить и доказывать свою правоту.
Большинство ребят из класса, зная Мишу, перестали с ним общаться.
Как добиться взаимопонимания? (согласиться с Мишей или игнорировать Мишу, не обращать на него внимания, пока он сам не согласится с мнением класса)
Летом Саша хотел устроиться на работу, расклеивать объявления.
Родители Саши отнеслись к такому заявлению очень категорично.
Как убедить родителей? (попросить родителей помочь сыну или привлечь друзей Саши, которых хорошо знают родители)
Ученики готовили сценку для праздника в школе.
Остался один день до праздника, но сценка была не готова. Как быть? (попросить помощи у взрослых, классного руководителя, потому самостоятельность не всегда может привести к успеху в деле)
III. Подведение итогов урока.
Подводятся итоги игры. Учитель называет команду победителей. Команда-победительница и самые активные участники поощряются оценками.
Объявляются оценки. Раздаются утешительные сладкие призы всем участникам.
Слово учителя: Наш урок окончен. Спасибо за внимание. Музыка
Приложение. Оценочный лист
Название тура
Количество баллов
1 команда
2 команда
1.Тур «Вопрос-ответ»
2.Тур «Пословицы и поговорки»
3.Тур «Верное утверждение»
4.Тур «Исторические личности»
5. Тур «Угадай термин»
6.Тур «Полезные советы»
Итог
infourok.ru
Повторительно-обобщающий урок обществознания "Своя игра". 5-й класс
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- повторение и обобщение пройденного материала; (I раздел к уч. Кравченко А.И.Обществознание. - М.: Русское слово)
- развитие логического мышления;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков публичной речи;
- формирование навыков культуры общения в игровой деятельности;
- развитие познавательного интереса;
Оборудование: АРМ учителя, зонирование помещения на места для игроков и места для зрителей, раздаточный материал для состава жюри, Правила поведения во время игры (Приложение 3)
Эпиграф: “Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает” Ришелье
Ход занятия
1. Мотивация учащихся
Слайд 2
Учитель: я не ошибусь, если скажу, что все вы любите играть, потому что игра – это развлечение. Но вместе с тем, любая игра – это проявление самостоятельности, свободы выбора решений, творчества, азарта, предвкушение победы, но иногда и разочарование.
Игра ещё и может научить! Например, расширить наш кругозор, на практике использовать уже усвоенные знания, а также дать возможность испытать себя в качестве настоящего друга и товарища.
Игры бывают разные. Наверняка, у каждого из вас тоже есть любимые игры, скорее всего – это компьютерные, спортивные, игры развлекательного характера, но сегодня я предлагаю поиграть в интеллектуальную, всем известную телеигру - “Своя игра”. Но чтобы задействовано на уроке было как можно больше учеников, правила и условия игры мы изменим, но суть игры я, надеюсь, хуже не станет.
Слайд 3. озвучить цели и задачи урока.
Слайд 4-5
Прежде чем ознакомиться с правилами нашей интеллектуальной игры, я хочу обратить ваше внимание на другие правила, тоже очень важные и необходимые для того, чтобы сегодняшняя игра надолго запомнилась и оставила у всех приятное впечатление. (Приложение 1)
А теперь условия проведения “Своей игры” (Приложение 2)
2. Организационный момент. Озвучить эпиграф урока. Объяснить условий игры, выбрать членов жюри, провести отборочный тур.
Слайд 6
Вопросы отборочного тура
- Изделие из глины, обработанной специальным образом? (керамика)
- Основа женской одежды на Руси? (сорочка)
- Страна, в которой была изобретена бумага? (Китай)
- Материал, который чаще всего использовали для изготовления посуды в средневековой Европе? (дерево)
- Территория, где появилось земледелие? (Азия)
- Подношение богам и духам? (жертва)
- Изображение богов и духов из дерева, глины, камня? (идол)
- Материал, который использовали для письма в средние века? (пергамент)
- Продолжите пословицу: Сперва аз да буки, (а потом науки)
На 7 слайде изображено поле игры, в котором 5-разделов.игроки сами определяют раздел и цену вопроса.
1. Человек и человечество
10б. Что изучает предмет “Обществознание”?
(Обществознание – наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношение с окружающим миром)
20 б Объединение людей для совместной деятельности – это…(Общество)
30 б Науки, которые изучают живую природу – это общественные науки или естественные науки?
40 б. Сумма людей живших и живущих на планете - человечество
50 б. Общественные науки изучают живую и неживую природу. Правильно?
(Неправильно живую и неживую природу изучают естественные науки)
II. Происхождение и развитие человека
10 б Расставьте по порядку основные периоды жизни человека: 1) Отрочество; 2) Детство; 3) Юность; 4) Зрелость; 5) Старость; 6) Младенчество; 7) Молодость; (6, 2, 1, 3, 7, 4, 5)
20 б. Группа людей, сформировавшихся в одних и тех же исторических условиях, обладают во многом похожим жизненным опытом – это (поколение)
30 б Вставьте пропущенные слова, данные в скобках
“________ мы оставляем всё культурное наследие, созданное __________, но сохранённое и приумноженное ___________: дворцы, дома, дороги, памятники, картины, легенды, книги и т.д.” (СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ, ПРЕДКИ)
40 б. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и предающаяся следующим поколениям, как нечто ценное и почитаемое – это… (Культурное наследие)
50б. Совместите термины и их определения
1. Общее количество живших ранее, ныне живущих и будущих поколений людей | 1. Культурное наследие |
2. Сумма правил, норм поведения, законов, знаний, обычаев, традиций | 2. Поколение |
3. Всё созданное человеческими руками | 3. Нематериальная культура |
4. Группа людей примерно одного возраста, одинаково мыслящих и оценивающих происходящие события | 4. Человечество |
(14; 23; 31; 42) |
III. Ускорение прогресса
10 б. Процесс – движение вперед – серьёзнейший процесс.Его зовут ученые понятием…(прогресс)
20 б. Продолжите фразу: “Мне не нравится в современном обществе…”
30 б. Что такое информационное общество? д\з параграф 10
40 б Расставьте в хронологической последовательности (что за чем) появление:
1. Появление религии и живописи;
2. Приручение огня;
3. Появление электричества;
4. Появление “человека разумного”;
5. Первый полет в космос
6. Появление самолетов и автомобиля;
7. Появление телевидения;
8. появление городов;
9. появление печатных книг
10. Появление “человека умелого” (10, 2, 4, 1, 8, 9, 3, 6, 7, 5)
50 б С чем ученые связывают ускорение исторического прогресса?
(Умением человека мыслить, накапливать и передавать знания, опыт, а также с развитием различных наук и техники)
IV Исторические ступеньки развития общества
10 б Знаем разные слова: Прогресс, этап, революция. Но развитие человека, мы точно знаем, - Учёные зовут…(эволюция)
20 б. Выберите верное продолжение предложения.
1. Земледелие появилось:
А) раньше огородничества;
Б) одновременно с огородничеством;
В) позже огородничества
2. Развитие земледелия и скотоводства способствовало:
А) уменьшению численности населения;
Б) появлению ранних государств;
В) увеличению численности населения (1 в; 2б,в)
30 б.
40 б Каковы источники получения знаний современными людьми
(Устное народное творчество, письменность, книги, СМИ, телефон, TV, Интернет)
50 б. К каким переменам в жизни людей привело появление и развитие земледелия и скотоводства?
Деление родовой - общины на семьи - появление неравенства - образование государства
V. Возникновение государств
10 б Кто являются родоначальниками демократии? (Древние греки – жители Афин)
20 б Верно ли высказывание: “Государство возникает тогда, когда появляется неравенство” (верно)
30 б. Какие слова “спрятаны” внутри слова “ГОСУДАРСТВО”?
При помощи этих слов назовите функции государства?
(СУДАРЬ, УДАР, ДАР, СУД),
40 б. Назовите признаки государства:
(Наличие: правителя, законов, армии, казны, столицы, границ государства)
50 б. Расставьте в правильной последовательности основные этапы социальной и политической эволюции общества
1. родовая община
2. государство;
3. семья;
4. племя;
5. вождество;
6. стадо
(6 3 1 4 5 2)
По окончании игры по наибольшей сумме баллов определяются команда победитель, участники которой за урок получают отличную оценку (при наличии финансовых возможностей - призы)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
обобщающий урок по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей" (5 класс)
Ожидаемые результаты:
~ личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;
~ метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;
~ предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.
Формирование УУД. Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из монологической речи ; демонстрация на карте места расселения древнейших людей; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование;
построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные:
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного
Личностные: формирование навыков самооценки
самоопределение себя как представителя человечества как вида;
формирование представлений о ценности труда;
формирование представлений о ценности человеческой жизни;
формирование представлений о ценностях коллективизма
формирование представлений о ценности бережного отношения к природе
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Обобщение и систематизация знанийПодготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).5) Применение знаний и умений в новой ситуации6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7) Рефлексия (подведение итогов занятия)Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Тема урока: «Жизнь первобытных людей» . 5 класс.
УМК: Г.И. Годер, А.А. Вигасин.
Тип урока: контрольно-обобщающий
Цели урока:
деятельностная:
- сформировать способность самостоятельно добывать и интерпретировать знания, применять их в нестандартных ситуациях.;
- развивать умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
содержательная: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей»;
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, ватман, фломастеры;
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Учитель держи в руках мини макеты каменного топора и копья с каменным наконечником.
- Ребята, что вам напоминают эти предметы?
- Как вы думаете почему, они оказались сегодня в классе?
О чём или о ком мы сегодня будем говорить?
Формулируется тема урока. 1 слайд
Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. У каждого из вас есть листочки бумаги на которых в конце урока вы сделаете отметку о том, насколько хорошо вы поняли изученную тему.
Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, а помогут нам в этом ваши знания.
-Каких людей мы называем первобытными?
- Как давно они жили?
-Где они жили? Покажите на карте. 2 слайд
- Откуда мы черпаем эту информацию, кто или что нам помогает? (Лото. Археология)
В профессиях историка и детектива есть сходство: нужно много знать, быть внимательным и наблюдательным, уметь анализировать факты и делать выводы. Задание: на основе полученных, в ходе изучения темы, знаний, составьте словесный портрет первобытного человека. В классе есть ребята которые учатся в художественной школе. Я предлагаю им попробовать нарисовать первобытного человека на листе бумаги.
- Орудия труда которые я вам продемонстрировала, были первыми орудиями древнего человека? Назовите первые.
- Для чего они использовались древними людьми?
- Какие орудия труда появились вслед за ними?
Ребята, ученики 10 класса подготовили для вас исторические загадки. Внимание на экран ( картинки с историческими ошибками). 3 и 4 слайды
- Назовите главное отличие первобытного человека от животных.
- Поэтому учёные назвали его человек (умелый).
- Как назывались первые человеческие коллективы? (Человеческое стадо)
Внимание на экран. (Видеофрагмент). Вопрос: какое значение для первобытного человека имело овладение огнём. Это было самым первым открытием, которое сделал человек. Учёные доказали, что это открытие способствовало развитию человеческого мозга, послушайте как они обосновали данное утверждение (продолжение видеофрагмента).
Человек многому научился: изготавливать более совершенные орудия труда, жить одежду из звериных шкур и стал таким же как люди нашего времени. Учёные назвали его (разумный).
-Как давно это произошло (40 тысяч лет назад).
- Как назывались коллективы людей разумных (родовые общины).
Менялся сам человек. Менялось и первобытное общество от первобытного стада к родовой общине.
-Какое занятие стало важнейшим для людей, живших родовыми общинами?
Задание: известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите каким арифметическим действием люди овладели раньше?
-Какое изобретение помогало им охотиться успешней? (лук и стрелы).
-Что ещё предпринимали первобытные охотники для успешной охоты? (рисовали раненых животных).
- Где были обнаружены такие рисунки?
Внимание на экран. Ещё одно задание-загадка от наших десятиклассников. (слайд с бизоном).
- Почему они это делали (верили в духов). Лото религия
- Как древние люди изображали их, ведь икон тогда не было? Лото идол
-Какие новые занятия первобытных людей очень сильно изменили их жизнь?
-Где возник район первых земледельцев? Как давно это произошло? 7слайд
Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ.
О каком новом занятии человеке идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.
"Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла,След в глине превратил в горшки,Кувшины, чашки, ложки.А чтоб не набивать живот,Корзины сплел, лукошки".
Ответ: человек "_____________", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека – Ремесло лото
Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.
Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»
Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
-Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них - то серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.
По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.
Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.
Задание: Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображение барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.
- Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?
Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло?
- Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
- Сказалось ли усовершенствование орудий труда на организации жизни родовой общины?.
Повысилась производительность труда
Отпала необходимость всей общине трудиться сообща
Род делится на семьи, которые начинают вести хозяйство самостоятельно
Раздел стада принадлежавшего роду.
Земля делится на участки , которые переходят в пользование семьи.
Выводы: слайд 8
Самооценка.
Чем может отличаться древнейший человек,
От тех, кто появился пораньше так на век?
Ведь он такой же голый и так же весь оброс.
Ест все, что попадается. Встает вот, правда в рост (умение изготовлять орудия труда)
Первый это коллектив, человек там не ленив.
Он по лесу ходит день, собирает все – не лень. (стадо)
Назови орудье – то, что придумано давно.
Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно. (палка – копалка, рубило, дубина).
Назови это занятье,
Когда целый день – деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имели вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали. (собирательство)
Этим палку – вырубали и ее же заостряли.
Назови, что это было, ну конечно, же …. (рубило)
Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.
И предмет он прихватил, что из кости смастерил.
Назови, что это было и оружием служило. (гарпун)
Живут в пределах местности одной
Они как брошенное в земля семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали….(племя).
Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.
И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).
Собрав сородичей и всех друзей,
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил побыстрей
И с ними после боя поделился. (вождь)
Вожди племен и их друзья прославлены все были.
И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.
Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)
Он из мотыги появился,
Избавив всех от лишних мук.
За животиной он тащился,
Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)
infourok.ru
«Повторительно-обобщающий урок по обществознанию на тему: «Человек» (5 класс, тест)»
а) инстинкт1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языковой конструкции, создаваемых на основе определенных правил;
б) эмоции2) врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению;
в) речь 3) душевные переживания, чувства.
12. Найдите в приведенном списке качества и умения, которые свидетельствуют о самостоятельности человека. Укажите пять верных ответа: 1) спланировать свой день; 2) сделать уроки, когда этого не хочется; 3) поменяться дисками с друзьями; 4) скачивать пиратские фильмы и игры в Интернете; 5) собрать без помощи родителей вещи в путешествие; 6) отказаться от предложения покурить; 7) приготовить обед; 8) совершать рискованный поступок. 13. Представь, что тебя угощают кушаньями, которое ты не любишь.
schoolfiles.net
Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)
Разделы: История и обществознание
Целеполагание для учителя | Целеполагание для учащихся |
1. Систематизировать знания учащихся по
теме "Жизнь первобытных людей". 2. Проверить качество усвоения пройденного материала. 3. Продолжить формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. |
1. Адекватно воспринимать события и
явления из истории древнего мира. 2. Учиться анализировать события, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений. |
Учебно-деятельностное пространство.
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М.,2005.
- Атласы по истории Древнего мира.
- Текст для учащихся "найди и исправь ошибку".
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
1. Организационно-мотивационный этап. (Приветствие, постановка цели)
2.Обобщение изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".
Вопросы и задания.
1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом году?
- Что изучает наука история? Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники? Может ли ребенок вашего возраста совершить научное открытие? (Еще раз обращаемся к тексту в учебнике "Открытие пещерной живописи"). Определите вид этого источника.
2. Можно ли "нарисовать время"? (работа с "Линией времени")
- Обозначьте время:
А) когда появился человек "умелый";
Б) когда человек "умелый" стал человеком "разумным";
В) Какие этапы в развитии человека мы можем обозначить на линии времени? (каменный и бронзовый век)
3. - Вспомним, каким был человек в каменном веке?
Назовите предполагаемую прародину человека (карта). Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?
Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.
- На доске записаны группы слов. Ваша задача - объяснить, почему они так сгруппированы? Составьте с ними предложения.
А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо.
Б) Плоды, собирательство, коренья.
В) Рубило, дубина, палка-копалка.
- Взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте друг друга.
- Мог ли человек "умелый" совершить важнейшие открытие? (Огонь). Какую роль сыграло это открытий в истории человечества? (Спасло людей в период оледенения). Почему люди выжили в ледниковый период, а многие животные нет? (Научились жить вместе, поддерживая друг друга, сделали другие открытия.)
4. О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.
"Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла, | След в глине превратил в горшки, Кувшины, чашки, ложки. А чтоб не набивать живот, Корзины сплел, лукошки". |
(По следам прошлого. Часть I /Под общ.ред. О.Волобуева. - М.: Терра, 1997 г. - 144с.)
Предполагаемый ответ: человек "разумный", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека - ремесле.
- Какие изменения произошли в жизни человека "разумного"? (Новые орудия труда, переход от присваивающего хозяйства к производящему, внешность человека:)
- Какую роль сыграло производящее хозяйство в жизни человека? (Уменьшилась зависимость человека от природы, люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются поселки, меняются коллективы людей).
- "Пять на пять".
Назовите пять важнейших открытий и изобретений, сделанных "человеком разумным".
- Работа с текстом "Найди ошибку".
1. Даже если каждая семья в соседской общине самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково или одинаково бедны.
2. Неравенство - это название одного из племен древних людей.
3. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными действиями выбирали царя, который постепенно становился вождем.
4. Вождь племени, старейшины, их друзья и соратники, бедные земледельцы приобретали известность и становились знатными людьми.
5. Знатность не передавалась по наследству.
- О каких изменениях в жизни общества идет речь в данном отрывке? (появление неравенства).
3. Систематизация изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".
- В заключение учитель совместно со школьниками делает выводы о характерных чертах развития первобытного общества.
- Изученный период был самым длительным в истории человечества.
- В этот период сформировался "человек разумный".
- В этот период были сделаны величайшие открытия и изобретения.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект Повторительно-обобщающего урока по теме "Жизнь первобытных людей"
Повторительно – обобщающий урок в 5 классе по теме «Жизнь первобытных людей».
Дата проведения_________
Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;
Задачи: повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;
формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,
развивать познавательную активность;
воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Тип урока:повторительно-обобщающий.
Форма проведения урока - это игра - путешествие
Оборудование:
Атласы.
Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».
Компьютер, мультимедиапроектор.
Презентация
На доске: Проблемное задание, на которое нам надо найти ответ
Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. Каждому из вас я буду давать разноцветные стикеры за правильные ответы и активное участие в уроке . В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.
Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Путешествовать мы будем на поезде, останавливаясь на станциях, так как поезда идут от станции к станции совершая остановки. На каждой станции нам предстоит выполнить задание, чтобы продолжить путешествие.
I.Начинаем наше путешествие. Мы сейчас находимся на железнодорожном вокзале и ожидаем поезда. Но прежде нам необходимо приобрести билет. А значит выполнить первое задание.
Историческая разминка «Да» «Нет»
1.первым жилищем человека была пещера (да)
2.название первого человеческого коллектива была родовая община (нет)
3.орудие труда древнего охотника было копьё (да)
4.одно из первых каменных орудий труда был рубанок (нет)
5.первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда был свинец (нет)
6.орудием труда для ловли рыбы был гарпун (да)
7.Первым домашним животным была корова (нет)
8.группу родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество называют соседями (нет)
II.Приобрели билет и теперь отправляемся в путешествие. И вот первая станция «Атласово»
выполняем задание: (атлас или с.9 учебник)
1.Назовите и покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.(Африка)
2. Покажите предполагаемую область прародины человечества (Восточная Африка).
3. Покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)
III. Подъезжая к следующей станции ответьте мне на вопрос:
-Мы узнали, что первые люди появились в Африке, а когда они появились? (более 2 млн лет назад)
-А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? ( из археологических раскопок)
- Что находят археологи? (Исторические источники)
- Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности? (письменные и вещественные)
II.Станция «Угадайкино»
1.Игра «Путаница» Задание: назовите правильное слово и объясни значение
-таохо -охота (занятие древних людей)
- мелелизеде — земледелие ( занятие людей. Возникло из собирательства)
-лияреги -Религия (вера в сверхестественные силы)
-шийнаретас -старейшина (опытный и умный из стариков, который управлял родовой общиной)
- тавлимо -молитва (просьба к духам)
2.Угадай -Кто это? (древний человек) слайд
Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?
–Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).
– Какой это человек? (человек умелый).
3.Головоломка «Сумей прочитать» Название науки, занимающейся изысканием и исследованием вещественных исторических источников (наука-археология- по вертикали)
На доске:
1.средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.(лодка)
2.группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество(род)
3.одно из первых занятий древнего человека (охота)
4.орудие труда из меди 6-5 тыс.лет назад (серп)
5.орудие для возделывания земли 13-7 тыс.лет назад (мотыга)
6 орудие труда землевладельцев 6-5 тыс.лет назад, появившееся в результате усовершенствования мотыги (плуг)
7 Первое домашнее животное(собака0
8.материал для изготолвления посуды на гончарном круге( Глина)
9.орудие труда и оружие человека 200 тыс.лет назад(дубина)
10 объединение родов, живущих в одной местности(племя)
Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями на этой станции.III.Следующая станция «Рассказово»
1.Задание: по опорным словам - подсказкам составьте рассказ:
-дубина, мамонт, копье, скребок, яма;
-корешки, улитки, палка-копалка, от мала до велика;
-дежурство, огонь, пещера.
-пещера, девочка, быки.
-обрыв, дикие козы, копьё, мужчины.
-печь, сосуд, гончарный круг, глина
IV. Станция «Загадкино» Задание: отгадать загадки.
1..Первый это коллектив, человек там не ленив.
Он по лесу ходит день, собирает все – не лень.(стадо)
2.Назови орудье – то, что придумано давно.
Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно.
(палка – копалка, рубило, дубина).
3.Назови это занятье,
Когда целый день – деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имели вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали.(собирательство)
4.Этим палку – вырубали и ее же заостряли.
Назови, что это было, ну конечно, же …(рубило)
5.Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.
И предмет он прихватил, что из кости смастерил.
Назови, что это было и оружием служило.(гарпун)
6.Живут в пределах местности одной
Они как брошенное в земля семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали….(племя).
7.Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.
И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).
8.Собрав сородичей и всех друзей,
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил побыстрей
И с ними после боя поделился.(вождь)
9.Вожди племен и их друзья прославлены все были.
И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.
Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)
10.Он из мотыги появился,
Избавив всех от лишних мук.
За животиной он тащился,
Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)
Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.
Задача №1:
Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.
Задача №2:
Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?
Задача №3:
Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.
V.Станция «Словарная» Задание: Дать определения:
- человеческое стадо;
- собирательство;
- рубило;
- гарпун;
- каменный век;
- религия;
- жертвоприношение;
- племя;
- Родовая община;
- старейшина;
- вождь;
- неравенство;
- знать;
- мотыга.
VI.Следующая станция «Вопроскино»
Вопросы: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)
-Как человек овладел огнем?
- Человек сначала научился использовать огонь или добывать?
– Что дал человеку огонь?
– Какими были первые способы добычи огня?
_ как из охоты возникло скотоводство?
-Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей?
Физминутка
Станция «Интеллектуальная». Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим способности и узнаем зашифрованное слово Станция называется «Интеллектуальная».
Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?(Африка)- А
Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.(лук)-Л
Первая сила природы, которой овладели первобытные люди (огонь)-Ь
Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.(охота) Т
Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.(душа) -А
Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.(мамонт) М
Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.(бизон) И
Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам Гарпун) Р.
Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.(собирательство) А
Слова : _фрика, _ ук, 0гон__, охо_а, душ_, _амонт, б_зон, га_пун, собир_тельство
У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).
Ребята, вы молодцы! Справились и с этим заданием.
VII.Мы отравляемся на следующую станцию «Ошибкино».
Ребята перед нами появилась дата: 10 тыс. лет назад.
-О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).
Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.
Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.
Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»
Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
-Нечестно! –заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой.
–У тебя серп железный, а у них - то серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: Едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.
По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.
Учитель:И так, мы с вами почти добрались до дома. Давайте сделаем вывод по нашему путешествию. Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале нашего путешествия
1.Вопрос. -Что такое первобытность?
- Назовите отличительные черты первобытности.
( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).
Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас?
2.Составьте синквейн.
1«Первобытность»
2.древняя, интересная
3.жили, трудились, развивались
4. Люди жили большими коллективами
5.эпоха
VII.Станция «Школа» Подведение итогов урока. Рефлексия
Мы сегодня ___, Мне понравилось____ мне было интересно___
Оценивание детей. Подсчет полученных стикеров.
VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…».Подготовить рисунок на тему «первобытное общество».
Если позволит время
Тесты
1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
а) гарпун
б) лук
в) рубило
2. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а) корова
б) лошадь
в) собака
3. Кто управлял родовой общиной?
а) цари
б) жрецы
в) старейшины
4. Выберите причину появления религии:
а) не умение человеком объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы
в) желание человека отличаться от животных.
5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
а) охота
б) скотоводство
в) собирательство
6. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь
б) бронза
в) железо
7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а) из шелка
б) из шкур диких животных
в) из хлопка.
8. Первое орудие труда первобытного человека:
а) мотыга
б) заостренный камень
в) плуг
таохо
мелелизеде
лияреги
шийнаретас
тавлимо
2
3
4
5
6
7
8
9
10
-дубина, мамонт, копье, скребок, яма;
-корешки, улитки, палка-копалка, от мала до велика;
-дежурство, огонь, пещера;
-пещера, девочка, быки.
-обрыв, дикие козы, копьё, мужчины;
-печь, сосуд, глина гончарный круг,
infourok.ru