Конспект урока по литературе 4 класс по теме: Сочинение по пословице. Притчи по литературе 4 класс


Тест по литературе 4 класс

 

                            Тест      по       литературе.

             Ученика (цы) ______________________________________

       1.Укажи  произведения    героического    эпоса.

         а) «  Сказание    о   белгородском  киселе»

          б)  «  Ер  - Таргын   «

          в)    «  Геракл   убивает  Немейского   льва  »

       2. Укажите   автора  сказки  «  Русалочка»

         а)  Братья   Гримм

         б)  В.  Гауф

         в)   Г. Х.  Андерсон

      3.  Назови    произведение  и  автора    из    которого   приведены

          следующие    строки:

        Но   вот  что   удивительно : с  того   дня   пропала   моя   страсть

         к   охоте ,   и   я   уже  не   думал  о  том   времени,  когда   отец

         подарит     мне    ружьё! ___________________________________

       4. Какие    строки   из  басен  И.  Крылова    стали    крылатыми

           словами,  пословицами    и   поговорками?

        а)   Да   воз    и     ныне     там.

        б)   Наделал    столько     всем   тревоги.

        в)   Не   даром  говорится,  что   дело    мастера   боится.

       5.Укажи   метафору :

          а ) кровавая     битва   б) золотая  арфа    в)  вольные  стрелки

       6.Определи   автора  произведения  «Дедушка  Мазай и  зайцы»

           а) А. С.     Пушкин

           б)  Н. А. Некрасов

            в)М.  Ю.  Л ермонтов

      7.Сотнеси   произведения  с   их   авторами (покажите стрелками)

        1.  « Белый    пудель»                                1. Р. Д.  Киплинг    

  1. « Каштанка»                                          2. В. Гауф.

        3.« Карлик   Нос»                                       3. А. И. Куприн

        4.« Рикки  -   Тикки   - Тави»                  4.  А.   П.  Чехов

      8. Укажите имя    главной  героини     из   произведения  Виктора      

          Гюго.

          а) Тётка        б)Катерина      в)  Козетта     г) Альзема

      9. Определи,   какие   черты   характера   присущи     героине

          произведения  «  Сердце   матери»

          а)  жестокость    б)   доброта    в)  зависть    г)  любовь

 

      10.Определите   из  какого    произведения    взяты   эти  строки:

          Но   Никита  так  и  не   съел    его   до    вечера,  только    напус-

          пустил      за   марлю      мух    и     червяков.__________________   

      11. Фамилия    дедушки   из     рассказа     А.  Куприна  «  Белый

              пудель»

               а)   Семёнкин;

               б)   Лодыжкин;

              в)  Петров.

 

      12.  Небольшой    рассказ,   содержащий  поучение.

               а)  миф;

               б)  повесть;

               в) притча.

Просмотр содержимого документа «Тест по литературе 4 класс»

Тест по литературе.

Ученика (цы) ______________________________________

1.Укажи произведения героического эпоса.

а) « Сказание о белгородском киселе»

б) « Ер - Таргын «

в) « Геракл убивает Немейского льва »

2. Укажите автора сказки « Русалочка»

а) Братья Гримм

б) В. Гауф

в) Г. Х. Андерсон

3. Назови произведение и автора из которого приведены

следующие строки:

Но вот что удивительно : с того дня пропала моя страсть

к охоте , и я уже не думал о том времени, когда отец

подарит мне ружьё! ___________________________________

4. Какие строки из басен И. Крылова стали крылатыми

словами, пословицами и поговорками?

а) Да воз и ныне там.

б) Наделал столько всем тревоги.

в) Не даром говорится, что дело мастера боится.

5.Укажи метафору :

а ) кровавая битва б) золотая арфа в) вольные стрелки

6.Определи автора произведения «Дедушка Мазай и зайцы»

а) А. С. Пушкин

б) Н. А. Некрасов

в)М. Ю. Л ермонтов

7.Сотнеси произведения с их авторами (покажите стрелками)

1. « Белый пудель» 1. Р. Д. Киплинг

  1. « Каштанка» 2. В. Гауф.

3.« Карлик Нос» 3. А. И. Куприн

4.« Рикки - Тикки - Тави» 4. А. П. Чехов

8. Укажите имя главной героини из произведения Виктора

Гюго.

а) Тётка б)Катерина в) Козетта г) Альзема

9. Определи, какие черты характера присущи героине

произведения « Сердце матери»

а) жестокость б) доброта в) зависть г) любовь

10.Определите из какого произведения взяты эти строки:

Но Никита так и не съел его до вечера, только напус-

пустил за марлю мух и червяков.__________________

11. Фамилия дедушки из рассказа А. Куприна « Белый

пудель»

а) Семёнкин;

б) Лодыжкин;

в) Петров.

12. Небольшой рассказ, содержащий поучение.

а) миф;

б) повесть;

в) притча.

multiurok.ru

Тест по литературному чтению 4 класс. 1 полугодие

Тест по литературному чтению. 4 класс 1 полугодие. По издательству « Алматыкітап»

1.Дополни пословицу

Родина теплее ….

А) костра     б) огня    в) солнца

2. Из какого произведения следующие строчки

В краю отцов остался след тулпара….

А) Отчий край б) степь широка  в) Жеребенок

3. Кто автор повести «Меня зовут Кожа»?

А) Б. Сокпакбаев    б) С. Муканов     в)   С. Бабенко

Просмотр содержимого документа «тест по литературному чтению 4 класс. 1 полугодие»

Тест по литературному чтению. 4 класс 1 полугодие. По издательству « Алматыкітап»

1.Дополни пословицу

Родина теплее …..

А) костра б) огня в) солнца

2. Из какого произведения следующие строчки

В краю отцов остался след тулпара….

А) Отчий край б) степь широка в) Жеребенок

3. Кто автор повести «Меня зовут Кожа»?

А) Б. Сокпакбаев б) С. Муканов в) С. Бабенко

4. Что в переводе означает название горы Тюе- Тас?

А) Гора – верблюд б) Гора – великан в) Верблюжий камень

5. Кто автор повести «Белый Бим- Черное ухо»?

А) С. Голицын б) Г. Троепольский в) А. Гайдар

6. Из какого произведения эти слова?

Кто снесет этот камень на гору

И там разобьет его на части,

Тот вернет свою молодость

И начнет свою жизнь сначала.

А) Тонино – невидимка б) Горячий камень в) Воскресенье

7. Одна только книга решила судьбу изыскателя Миши. Что это за книга?

А) Занимательная математика б) занимательная минералогия в) энциклопедия

8. Что означает эпос?

А) героическое повествование о прошлом, представляющее мир героев- батыров ….

Б) русские народные эпические песни о подвигах…

В) повествовательное произведение исторического или легендарного содержания

9. Обозначь положительных эпических героев

А) Ер- Таргын б) Бий Шортан в) Илья Муромец

10. Кто является лесным доктором в произведении М. Пришвина?

А) волк б) аист в) дятел

11. Кто выполз из поворота в стихотворении Э. Мошковской «Дождик вышел погулять» ?

«С фонарищами – злазищами, с поливальными усищами».

А) слон б) машина в) дождь

12. Мифологическое существо, обитающее в водоемах с длинными распущенными зеленоватыми волосами.

А) водяной б) леший в) русалка

13. Из - за кого началась война между троянцами и греками в мифе «Троянский конь»?

А) из- за гречанки Елены б) из –за Одиссея в) из – за Троянского коня

14. Продолжи пословицу. Герой рождается на счастье народа и умирает за……

А) народ б) землю в) власть

15. Как дружат мальчики в произведении В. Берестова?

А) постоянно ссорятся б) сто раз погибали на дуэли в) никогда не ссорятся

kopilkaurokov.ru

Урок литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивных технологий

Хочу поделиться опытом. Предлагаю урок по литературному чтению "Басни Крылова". На основе уже имеющихся знаний учащиеся проводят исследование басни и выявляют характерные особенности этого жанра. Каждый этап урока постаралась разнообразить разными формами работы, которые дают возможность  формировать УУД на уроке. 

 

Урок литературного чтения в 4 классе 

Тема: Басни И.А.Крылова.

Тип урока: обобщение

ЦЕЛЬ: создание условий, побуждающих к выразительному чтению басен, обогащение  памяти учащихся «крылатыми фразами» из басен.

ЗАДАЧИ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить понятие о басне как жанре литературы; способствовать расширению литературоведческого словаря: басня, мораль, аллегория, олицетворение;  учить исследовать  басню, выявлять характерные особенности басни  (язык, поступки героев, особенности построения).
  2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать культуру речи,  артистические навыки, учить в игре передавать характерные черты героев;  умение сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку себе и оценивать других, умение работать в паре, в группе.
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать высокие нравственные качества, непримиримое отношение к человеческим порокам: глупость, невежество, наглость, лицемерие.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка детских рисунков по басням, портрет И.А. Крылова и его книги; пословицы: «Не пори, когда шить не умеешь», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», «Молодец среди овец, а на молодца  - и сам овца», «Где родился, там и сгодился»; конверты с карточками, на которых написаны «крылатые выражения» и наклеены кружки определенного цвета, у детей карточки с кружками и написанными на них названиями басен, карточки со знаками «плюс», сборники басен И. А. Крылова, маски и реквизит для  инсценирования.

Интерактивная доска, ноутбуки, презентация к уроку.

ТЕХНОЛОГИИ: игровые, ИКТ

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Чтобы было настроенье

И не зря прошло ученье,

Вы друг к другу повернитесь

И улыбкой поделитесь!

Улыбнулись? 

А теперь, садитесь!

3.Актуализация знаний. Работа с эпиграфом к уроку.

Я не зря начала урок с улыбки.

Эпиграф

Смысл эпиграфа

Эпиграфом к нашему уроку будут слова (хором):

«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».

Как вы понимаете эти слова?  

Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.

 

4. Формулирование темы урока детьми.  Составление плана урока.

Кто из писателей в своих произведениях особенно ярко высмеивал недостатки и плохие привычки.

Сформулируйте тему урока.

Тема

План урока (составляют дети) 

Басни И.А. Крылова

Литературные игры

Чтение басен

Знакомство с новыми литературными понятиями

Итог урока

Чтение стихотворения учеником. Слайд 1.

5.Проверка домашнего задания.

А) Дома вы подготовили вопросы, которые возникли у вас при чтении текста «Путешествие 4». Озвучьте их. Примерные вопросы учеников.

1

С какой целью писались басни?

Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание.

2

Какие именно пороки высмеивал Крылов?

Зависть, скупость, лживость, хвастовство, лень, невежество, эгоизм.

 

  3

Почему басни Крылова пригодны для детского чтения, понятны детям?   Прочитайте в тексте. 

У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.

 

4

 

Как сам автор – Крылов, говорит о помощи     

смеха в воспитании души. Можно зачитать с.89

С помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера

 

5

 

УЧИТЕЛЬ. Что ещё интересного вы узнали о биографии  или о баснях Крылова?

Из других источников я узнал, что Иван Крылов в юности взял себе псевдоним ВОЛЫРК НАВИ – это если прочитать своё имя наоборот.

 

6

Чтение электронной книги (дети слушают запись)

Сколько басен понадобилось написать  И.А.Крылову, чтобы имя его стало известным?

23 басни.

 

         

Б) Работа по карточкам: 3 человека (Проверка знания басен Крылова)

ФИЗМИНУТКА

6. Исследование басни. (работа четвёрками), (приложение 2)

Цель: Выявить характерные особенности басни.

У детей на партах путевые листы исследования, которые они заполняют.

- Используйте словарик литературных слов.. Слайд 2.

 

Задание

Ответы детей

Литературный приём

1

Прочитай басню в полголоса

 

 

2

Какой объём у басни?

небольшие рассказики

небольшой рассказ

3

Форма речи

стихотворная

стихотворная форма

4

Назовите героев, кто они?

животные и деревья

разговаривают

олицетворение

герои - животные и предметы- оживают

5

Какие поступки совершают эти герои  - злые, добрые, глупые или смешные?

глупые и смешные

 

 

высмеивание поступков, свойственных только человеку

 

Кто скрывается за образами животных?

За образами животных скрываются люди со своими недостатками

иносказание – аллегория

скрытый смысл, намёк, автор по-иному высмеивает человеческие пороки

 

Прочитайте вывод в басне. Как по-другому назвать вывод?

 

Мораль

учит,  воспитывает

- Какие словарные слова вы не смогли использовать в исследовании. Почему?

Вывод на экране (слайд 3).

7. Работа в парах. По тетради № 6

Мораль басни Слон и Моська - Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам.   Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.

 

Не по силам….. затевать

Силён….. смешон

1

То, что тебе не по силам, не надо затевать.

Ты среди своих может и силён,

Но среди чужих сразу стал смешон.

2

Вы, друзья, должны бы знать,

Что от драки ожидать,

Если  драка не по силам,

Так не надо затевать.

Ты среди слабых может силён,

Но среди сильных ты просто смешон.

 

3

Знайте,  драку не по силам

Лучше, вам не затевать.

Ведь потом так больно, стыдно,

пораженье признавать.

Если ты слаб, не кричи, что силён!

Ведь среди сильных ты будешь смешон.

 

4

 

 

Оцените работу в паре. Поставьте оценку в тетрадь друг другу.

ФИЗМИНУТКА

8. Соотнесение морали из басен Крылова с пословицами (работа в группах).  

(Пословицы написаны крупным щрифтом на бумаге и развешаны по стенам кабинета.)

- Что такое пословица? (Пословицы - это  народная мудрость призванная учить и воспитывать)

- Подберите к басням Крылова, которые нам известны, пословицы и объясните, почему вы так считаете.

1

Не пори, когда шить не умеешь.

Квартет

2

Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

Чиж и Голубь

3

Молодец среди овец, а на молодца  - и сам овца.

Слон и Моська

4

Где родился, там и сгодился.

Щука и Кот

Оцените работу в группе. Кто работал активнее всех? Кто особенно отличился в группе? Кто предложил самый верный ответ?

9. Закрепление. Литературные игры на интерактивной доске.

       №3 -  звуковая игра «Кому из героев принадлежат слова»

       №4 – «Узнай басню по ключевым словам»

       №5 – «Найди соответствие»- картинка и качество

       №6 – «Узнай героев басни»

10. Тест. Самооценка теста.

У детей на партах подготовленные листы для теста, где они пишут только вариант ответа.

Оцените свою работу. Поставьте оценку в нижнем левом углу теста.

11. Работа в группах. Инсценирование басни. Взаимооценка работы в группе.

Вспомним  эталон работы над баснями (приложение 3).

  1. Автор, название.
  2. Первичное чтение басни.
  3. Работа над выразительностью:  логическое ударение, паузы.
  4. Работа над содержанием басни:  действующие лица и их характеристика
  5. Мораль басни.
  6. Распределение ролей.
  7. Чтение басни по ролям.
  8. Отметь самого активного участника группы.

12. Обобщение.

Выставка рисунков

Выставка книг

Из ваших иллюстраций я подготовила выставку. Она получилась красивой, т.к. каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на вас чтение басен.

Обратите внимание на богатую книжную выставку. Здесь представлены не только басни, но и пьесы, повести и даже роман И.А.Крылова

Слайд 4. Памятник Крылову.

13. Итог урока.

 

Вопрос

Ответ

1

В чём сила басни?

Сила басни в морали, которая меняет людей к лучшему.

2

Почему сюжеты не устаревают?

Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.

3

Что нового о баснях  вы сегодня узнали?  

Научились выявлять характерные особенности басни, которые  исследовали на уроке.

4

Какие литературные понятия для вас были сегодня новыми?

иносказание-аллегория

5

Пожелание

Мы сделали еще один шаг по дороге литературы. Я желаю успешно идти по ней

 

14.

 

Рефлексия.

Самооценка

1

Кому было трудно на уроке?

Кто работал в полную силу? На 5

2

Кому было легко на уроке?

Кто работал хорошо? на 4

3

Что было особенно интересным на уроке?

Кто мог бы работать ещё лучше?

4

Кому было скучно?

Поставьте себе оценку за урок в правом углу теста.

15. Оценка деятельности учащихся.

1. Активно работали…….

2. Настоящими актёрами были ….

3. По карточкам справились с работой…..

4. Красиво и правильно выражали свою мысль….

5. Внимательно слушали одноклассников…..

16. Домашнее задание.

1. Продолжить читать басни Крылова по ролям.

2. Решить кроссворд «Басни Крылова» (приложение 1).

3. Выучить  характерные особенности басни.

Спасибо за урок.

Приложение1

Кроссворд "Басни И.А.Крылова"

По горизонтали. 1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. 3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…». 6. «…мне от роду нет году». 8. Кто сказал: «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же попляши!» 9. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. 10. Фамилия русского баснописца.

 

 

По вертикали. 2. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. 4. «… и Моська». 5. Кому достался сыр. 7. Один из основоположников жанра басни, был рабом. 8. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

 

Приложение 2

Исследование басни И. А. Крылова

Ф.И. учащегося ___________________________________________________________________

Проблема: Как отличить басню от других литературных жанров?

Цель: Выявить характерные особенности басни.

 

Задание или вопрос

Ответ

Характерная особенность басни

1

Прочитай басню в полголоса

 

 

 

2

Какой объём у басни?

 

 

3

Форма речи

 

 

 

4

Назовите героев, кто они?

 

 

 

5

Какие поступки совершают эти герои  - злые, добрые, глупые или смешные?

 

 

 

Кто скрывается за образами животных?

 

 

 

 

Прочитайте вывод в басне. Как по-другому назвать вывод?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Эталон работы над баснями

  1. Автор, название.
  2. Прочитай басню
  3. Логическое ударение, паузы.
  4. Действующие лица, их характер.
  5. Поступки героев.
  6. Мораль басни.
  7. Распределение ролей.
  8. Чтение басни по ролям.
  9. Отметь самого активного участника группы.

 

Тест

«Басни Крылова»

 

Ф.И.___________________

1)  ___________________

2)  ____________________

3)  ____________________

4)  ____________________

5)  ____________________

6)  ____________________

 

 

multiurok.ru

Урок внеклассного чтения Литературные жанры. Притча 4 класс

Урок внеклассного чтения. 4 класс.

Тема: Литературные жанры. Притча.Цели: Формировать и расширять представления учащихся о литературных жанрах. Формировать вдумчивого читателя. Учить обосновывать собственную точку зрения на поставленную проблему. Через осмысление текстов учится выделять нравственную проблему и давать оценку собственным поступкам.Оборудование: Тексты притч: « О Сеятеле», «Веник», тексты народных сказок, которые можно отнести к жанру притчи. Словарные статьи из словаря Ожегова.

Ход урока.

1. Оргмомент. Психологический настрой.

2. Работа по материалу предыдущего урока и домашнему заданию.

Учитель. – На предыдущем уроке мы более подробно знакомились с жанром басни. Вспомните, что характерно для басни?Дети. Мораль или поучение, повествование или история, главные герои чаще всего животные, иносказание, иронический характер.У.- У вас было задание придумать продолжение басни. Кто готов?( Ответы детей).

3. Работа по теме урока.

Работа с пословицей.

Учение – свет, а неученее – тьма.У. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? Найдите однокоренные слова в пословице.Д. – Учение и неученее.У. – Подберите еще несколько слов с этим корнем.Появляется запись на доске: учиться, учитель, учёный, ученик и т.д.У. – Я предлагаю внести в эту цепочку уже встречавшееся нам слово – поучение.У. – Уместно ли на ваш взгляд это слово в данной цепочке? Почему?Д. (Дети объясняют смысл слова «поучение»)У. – В каких случаях вас поучают родители, старшие товарищи, учителя? И как они вас поучают?Д.- Воспитывают, ругают, читают мораль, выговаривают.У. – Как вы думаете, зачем взрослые вас поучают?Д. - Они хотят нам добра, чтобы мы стали лучше, не совершали ошибок.У. – Действительно, взрослые хотят преподать вам урок, но только особенный, жизненный.У. – Как вы думаете, а нужно ли вообще поучать других людей и как это лучше делать? Почему?У. – Почему, когда человека поучают, ругая и наказывая – это малоэффективно?Д. (Ответы и предположения детей)У. – Действительно, люди с древних времен понимали, что прямое поучение для человека может быть не просто малоэффективно, но и иногда даже оскорбительно. Поэтому баснописцы выбирают своими героями не людей, а животных. Считается, что впервые такой литературный прием был использован древнегреческим баснописцем Эзопом. Отсюда возникает вопрос – Что означает выражение «эзопов язык?»Д. (Ответы и предположения детей)У. – сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром, содержащим иносказательное поучение – притчей. Как и басня, притча содержит поучение, но только скрытое, не видное на первый взгляд, которое человек должен понять, размышляя над притчей. Обратимся к словарной статье. Найдите в словаре точное определение понятию «притча».

2) Работа со словарной статьей.(Учащиеся читают словарную статью и дают точное определение жанру « притча»)У. – В Библии можно встретить много притч. При помощи притч Иисус Христос поучал людей. Почему?Д. (Ответы и предположения детей).У. –Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых известных таких притч – это «Притча о Сеятеле».

Чтение притчи учителем.У. – Чтобы разгадать скрытый смысл этой притчи необходимо еще раз внимательно прочитать ее. Читая притчу, подчеркните слова, которые вам непонятны.На доске слова: (смысл слов определяется в результате совместной работы дедей и учителя)

Семя - слово Учителя.Сеятель – человек говорящий поучение, в данном случае - Иисус Христос.сеять – говорить поучать.У. – Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Терние – колючее сорное растение; в переносном смысле это – трудность, препятствие. Есть такое выражение: «Через терние – к звездам».У. – Ка

weburok.com

Конспект урока по литературе 4 класс по теме: Сочинение по пословице

Класс : 4

Дата :

Тема:  Сочинение по пословице.

Цель: 

  • учить учеников понимать прямой и переносный смыслы пословиц и поговорок, уместно использовать их в собственной речи;
  •  связывать с жизненными ситуациями; развивать устную и письменную речь, творческое воображение;
  • обогащать словарный запас, расширять кругозор учеников;
  • воспитывать любовь к художественному слову, оказывать содействие получению эстетичного наслаждения от него.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Чтения наизусть басни  И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

3.Целевая установка.

- сегодня мы  будем писать сочинение по пословице

4. Беседа по теме.

Устное народное творчество — самый древний вид искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать свои знания, опыт, навыки нам, пришедшим в этот мир, чтобы мы стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими. Они запечатлели в пословицах и поговорках свои принципы и взгляды на жизнь.

Каждая пословица заключает в себе важный смысл. «Пословица недаром молвится»,  человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

Например «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Это очень старая и мудрая пословица. Она своим содержанием  говорит о том, что в любом деле необходимо потрудится. Ведь просто так не думая, не прилагая усилия нечего не выйдет. Это относится ко всем человеческим профессиям: хирург, художник, шахтёр, учитель да и даже тот самый рыболов, любое дело требует труда.  

Например, замечательная пословица: “Делу время, потехе час” учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много, неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем опорой их и радостью?

    Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного в наследство предыдущим поколениями. Нужно каждую минуту учебного времени в классе проводить с пользой, закреплять полученные знания, множить умения и навыки, переданные нам в наследство. Но в детстве хочется бегать и играть, смотреть телевизор и слушать музыку. На это тоже хватит времени, если научиться рационально его использовать. Чем интенсивнее ты работаешь, тем радостнее отдыхать. Если же жизнь станет вечным праздником, она быстро надоест. Учеба тоже может стать удовольствием, если осознаешь ее необходимость и пользу. А поможет в этом пословица: “Делу время, потехе час”.

5. Знакомство с пословицами.

 “Делу время, потехе час”

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

"Кончил дело — гуляй смело". 

6. Словарная работа.

- объясните значения непонятных слов.

7. Самостоятельная работа учащихся

Памятка.

1) Выбери пословицу, которая тебе больше всего по душе и содержание которой ты хорошо понимаешь.

2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.

3) Придумай вступление, основную часть и вывод.

4) Напиши произведение на черновике, хорошо проверь его.

5) Перепиши опрятно произведение в тетрадь, придерживаясь орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.

6) Заголовком произведения будут выбраны пословицы. Оно должны прозвучать во вступлении или в выводе.

8.  Составление произведений на черновиках.

9.  Зачитывание произведений. Комментарии, замечания учителя.

10. Оформление работ в тетрадях.

Просмотр содержимого документа «Конспект урока по литературе 4 класс по теме: Сочинение по пословице»

Класс : 4

Дата :

Тема: Сочинение по пословице.

Цель:

  • учить учеников понимать прямой и переносный смыслы пословиц и поговорок, уместно использовать их в собственной речи;

  • связывать с жизненными ситуациями; развивать устную и письменную речь, творческое воображение;

  • обогащать словарный запас, расширять кругозор учеников;

  • воспитывать любовь к художественному слову, оказывать содействие получению эстетичного наслаждения от него.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Чтения наизусть басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

3.Целевая установка .

- сегодня мы будем писать сочинение по пословице

4. Беседа по теме.

Устное народное творчество — самый древний вид искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать свои знания, опыт, навыки нам, пришедшим в этот мир, чтобы мы стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими. Они запечатлели в пословицах и поговорках свои принципы и взгляды на жизнь.

Каждая пословица заключает в себе важный смысл. «Пословица недаром молвится», человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

Например «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Это очень старая и мудрая пословица. Она своим содержанием  говорит о том, что в любом деле необходимо потрудится. Ведь просто так не думая, не прилагая усилия нечего не выйдет. Это относится ко всем человеческим профессиям: хирург, художник, шахтёр, учитель да и даже тот самый рыболов, любое дело требует труда.  

Например, замечательная пословица: “Делу время, потехе час” учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много, неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем опорой их и радостью?

    Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного в наследство предыдущим поколениями. Нужно каждую минуту учебного времени в классе проводить с пользой, закреплять полученные знания, множить умения и навыки, переданные нам в наследство. Но в детстве хочется бегать и играть, смотреть телевизор и слушать музыку. На это тоже хватит времени, если научиться рационально его использовать. Чем интенсивнее ты работаешь, тем радостнее отдыхать. Если же жизнь станет вечным праздником, она быстро надоест. Учеба тоже может стать удовольствием, если осознаешь ее необходимость и пользу. А поможет в этом пословица: “Делу время, потехе час”.

5. Знакомство с пословицами.

“Делу время, потехе час”

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

"Кончил дело — гуляй смело".

6. Словарная работа.

- объясните значения непонятных слов.

7. Самостоятельная работа учащихся

Памятка.

1) Выбери пословицу, которая тебе больше всего по душе и содержание которой ты хорошо понимаешь.

2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.

3) Придумай вступление, основную часть и вывод.

4) Напиши произведение на черновике, хорошо проверь его.

5) Перепиши опрятно произведение в тетрадь, придерживаясь орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.

6) Заголовком произведения будут выбраны пословицы. Оно должны прозвучать во вступлении или в выводе.

8. Составление произведений на черновиках.

9. Зачитывание произведений. Комментарии, замечания учителя.

10 . Оформление работ в тетрадях.

kopilkaurokov.ru

Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса

Литературное чтение 4 класс

1.Кто придумал крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино и удивительных дельфинов – разведчиков?

_________________________________________________________________

2.Прочитайте слова. Напиши героев народных сказок, которые спрятались в нутрии этих слов.

1) Хлев__________

2) Волкодав__________

3)Стрекоза__________

3. Отметь знаком «+», кто во время своего передвижения по земле издавал звук « плюх – шлеп!» в сказке В.Бианки «Мышонок Пик».

1) охотник

2) лягушонок

3) охотничий пес

4) сорокопут – жулан

4. Определи автора и название произведения по его началу.

Когда в товарищах

Согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

__________________________________________________________________

5. Прочти пословицы и поговорки, установи их соответствие и соедини стрелкой начало и окончание.

Попытка не пытка, денег не берут.

За спрос тот о том и говорит.

Что у кого болит, а спрос не беда.

6. Установи соответствие и соедини стрелкой правильные ответы.

А) Алексей Толстой «Три толстяка».

Б) Александр Волков « Городок в табакерке».

В) Юрий Олеша « Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Г) Владимир Одоевский « Волшебник Изумрудного города».

7. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь знаком «+» жанр произведения.

Рассеялась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим катки

И крупной соли пол мешка.

Это

1)стихотворение

2)сказка

3)загадка

4) басня

8. Отметь правильный вариант ответа знаком «+».

Какой период времени в былине «Исцеление Ильи Муромца» Илья не мог ходить и потому просидел на печи, прежде чем произошло его чудесное исцеление.

1)5 лет

2) 30 лет

3) 15 лет

4) 50 лет

9. Отметь знаком «+», с какими драгоценными камнями сравниваются камельки росы, покрывающие солнечным утром траву на полях в рассказе Л.Н. Толстого « Какая бывает роса на траве».

1)Изумруды

2) Сапфиры

3) Алмазы

4)Бирюза

10. Кому принадлежат эти вещи? Укажи автора и название произведения.

1)Хрустальных башмачок_______________________

2)Монета_______________________

3)Телефон_______________________

4) Шоколад_______________________

Ответы

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

10

10

10

5

10

15

5

10

10

15

Всего 100 баллов

1.

Э.Успенский

2.

1)Лев, 2) волк, 3) коза

3.

3)Лягушонок

4.

И.А.Крылов « Лебедь, Рак и Щука».

5.

Попытка не пытка, а спрос не беда.

За спрос денег не берут.

Что у кого болит, тот о том и говорит.

6.

А) Алексей Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Б) Александр Волков « Волшебник Изумрудного города».

В) Юрий Олеша «Три толстяка».

Г) Владимир Одоевский « Городок в табакерке».

7.

3) загадка

8.

2) 30 лет

9.

3)алмазы

10.

Ш.Перро «Золушка»

К. Чуковский «Муха - цокотуха».

К. Чуковский «Телефон».

К. Чуковский «Шоколадка».

kopilkaurokov.ru

Урок литературного чтения 4 класс «Встреча со сказкой»

Урок литературного чтения 4 класс «Встреча со сказкой»

Козлёнкова Елена Петровна , учитель начальных классов МКОУ «СОШ №1»

г. Поворино

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Особенности данного урока. Данный урок является вводным по теме «Народные сказки», проводится в форме урока-праздника. Далее начнётся подробное изучение жанровых особенностей каждого типа сказок; на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся.

Основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и понимать авторский замысел, а также самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. В основе курса лежит исходное отношение «автор – художественный текст – читатель». Деятельность школьников осуществляется то в позиции «читателя» (чтение произведений), то в позиции «автора» (чтение произведения). Для успешной работы в каждой позиции школьнику нужна и литературно- критическая оценка, то есть работа в позиции «критика», и в знание закона художественной содержательной формы – работа в позиции «теоретика».

Есть уроки, которые имеют мотивационную задачу, они в большей степени, чем другие, способствуют развитию интереса детей к литературе. Это уроки – «праздники читательских удовольствий». Название типа урока говорит само за себя.

Урок, проект которого представлен, позволяет детям окунуться в удивительный и прекрасный мир сказки. Уроку предшествует предварительная работа: чтение новых и внимательное перечитывание уже знакомых сказок. На уроке дети слушают отрывки из сказок и угадывают их название; угадывают, из какой сказки «пришли предметы». Проанализировав настроение, поступки героев, содержание, дети делят сказки на волшебные, бытовые и сказки о животных. Но когда им предлагают побыть в позиции «автора», то есть сочинить свою сказку, многие испытывают затруднение. Этот момент на уроке используется для того, чтобы поставить учебную задачу на изучение структуры каждого вида сказок (то есть позиция «теоретика»). Только изучив теоретические особенности волшебных, бытовых и сказок о животных, дети вернутся к позиции «автора». В конце урока всех ждёт подарок от творческой группы учеников – инсценирование народной сказки «Кот, Петух и Лиса». Такие уроки для детей становятся настоящими праздниками.

Тема: ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ

Цели:

  • познакомить детей с тремя видами сказок: волшебными, бытовыми, сказками о животных;

  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческие инициативы и активность;

  • развивать речь детей, словарный запас;

  • поставить учебную задачу на изучение структуры каждого вида сказок.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

  • увидеть всё многообразие русских народных сказок;

  • иметь представление об отличительных особенностях трёх видов сказок: волшебных, бытовых, о животных.

О б о р у д о в а н и е: Кубасова О.В. Любимые страницы, Смоленск, Ассоциация XXI век.

Д е м о н с т р а ц и о н н ы й м а т е р и а л: рисунки трёх домиков к каждому виду сказок; фонограммы «Величальная», «Камаринская»; сундучок с разными предметами из сказок; карточки с представленными отрывками русских народных сказок; карточки для постановки учебной задачи.

Проект урока

1.Сообщение темы урока.

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит… сказка.

- Сегодня, ребята, нам с вами предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звонком, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

2. Работа с пословицей.

Форма работы - фронтальная.

Н а д о с к е – пословица: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». (А.С. Пушкин)

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете первую часть пословицы? (Сказка - это вымысел, в ней происходят удивительные, невероятные события.)

- Как вы понимаете вторую часть пословицы? (Сколько бы ни было вымысла, в конечном счёте, сказка говорит о реальной жизни.)

- Как вы понимаете третью часть пословицы? (В сказочных историях встречаются необычные персонажи, на их образах сказка наставляет и учит доброму, разумному.)

- А какой мудрости учит сказка? (Учит справедливости, помогает лучше узнать себя и других, учит состраданию, понимать чужую беду, учит верности в дружбе, учит трудолюбию, смелости, смекалке, выдержке.)

Эмоциональная окраска слова «сказка».

Форма работы – парная.

- Попробуйте произнести это слово с разной интонацией. (Парная работа.)

- Изобразите восторг.

- Изобразите удивление.

- Произнесите это слово грустно.

- Молодцы! У вас хорошо получилось!

- А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

3. Деление сказок на авторские и народные.

Форма работы - групповая.

- А теперь такое задание: прочитайте названия сказок. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на две группы? Это задание выполняйте в группах.

Н а к а р т о ч к а х у каждой группы записано:

Красная Шапочка.

Три медведя.

Барин и мужик.

Конёк-Горбунок.

Царевна-лягушка.

Сивка-Бурка.

Лиса и журавель.

- Все эти сказки можно разделить на авторские и народные.

- У сказок первой группы есть автор – конкретный человек. А сказки второй группы относят к устному народному творчеству. Почему? (Это сказки, созданные неизвестными сказочниками. Сказки раньше сказывали, то есть рассказывали устно. Записывать из начали не очень давно – лет 200 назад.)

- Сегодня мы с вами будем говорить о русских народных сказках.

4. Викторина «Угадай-ка».

Форма работы – фронтальная.

- Вы, наверное, очень любите сказки? Назовите свои любимые сказки.

- Мало сказки любить, надо их ещё знать, помнить. Вот сейчас и проверим, как вы помните сказки.

- Мой помощник будет рассказывать отрывок из русской народной сказки. Выслушайте его до конца. Как только я позвоню в колокольчик, попробуйте угадать название сказки.

- Молодцы! Молодцы! А теперь отрывок из другой сказки, глядишь, её-то не отгадаете.

- Надо же, и эту знаете сказку! Послушайте ещё один отрывок.

- Теперь я вам потруднее загадку загадаю. Послушайте две мелодии и угадайте, к какой из сказок какая подходит.

(Звучит сначала «Величальная», потом «Камаринская».)

- Первая мелодия больше подходит по настроению к танцу Царевны-лягушки, она плавная, торжественная. А вторая подходит к сказке «Каша из топора», это весёлая мелодия, под неё даже плясать можно.

- Молодцы! Разгадали и эту загадку!

5. Деление сказок на бытовые, волшебные и сказки о животных.

Форма работы - групповая.

Н а д о с к е - три домика, символизирующие три вида сказок.

- Видите, домики, какие! В каждом из них сказочные герои живут. Сейчас вы прочитаете отрывки из сказок, вспомните их названия и подумайте, в какой домик можно поселить главных героев. Работать будете в группах.

У каждой группы – карточки с представленными отрывками из сказок.

  1. Лисичка-сестричка и серый волк.

  2. Лиса и журавель.

  3. Пёрышко Финиста – Ясного сокола.

  4. Горшок.

  5. Маша и медведь.

  6. Марья Моревна.

  7. Каша из топора.

  8. Лиса и козёл.

- Герои, каких сказок будут жить в 1-м домике? (3, 6.)

- Герои, каких сказок будут жить во 2-м домике? (1, 5, 8, 2)

- А в 3-й домик кого поселим? (4,7.)

- Почему же все наши герои сказочные, а живут в трёх разных домиках? (Первый дом похож на терем, там должны жить волшебные герои, например, Василиса Премудрая. Второй домик похож на лесную избушку – она для зверушек. Третий дом – для простых людей: мужика, бабы, солдата.)

- В домике-теремке, таинственном и необычном, живут Марья Моревна, Баба Яга, Иван-царевич. Этот домик волшебный. В волшебных сказках происходят чудеса, превращения. Эти выдуманные сказки с разными фантастическими событиями называются волшебными сказками.

- Вы вспомнили сказки «Горшок», «Каша из топора». В них представлены обычные люди: мужик, баба, солдат, и жили они в простой избе. Сказки про простую жизнь, про быт, то есть повседневную жизнь, называются бытовыми.

- А зверушки живут в другом домике. Это домик персонажей сказок о животных.

6. Отличительные особенности трёх видов сказок.

Форма работы – фронтальная.

- Раньше вы не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. С одной стороны, всё это сказки. А с другой – они разные. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, какое там присутствует настроение?

- А какое настроение у вас возникает, когда вы читаете сказки о животных?

- Мы сегодня слушали отрывок из сказки «Лиса, заяц и петух». Смешная или грустная сказка? (Сначала зайца жалко, лиса поступает плохо. А потом смешно, когда её петух выгнал, так ей и надо.)

- А сейчас я вам предлагаю послушать ещё одну сказку о животных, подумайте, какое здесь чувствуется настроение.

(Подготовленный ученик рассказывает сказку «Мужик и медведь».)

- Какая это сказка: грустная или весёлая? (Смешная, медведь глупый, а мужик хитрый, но всё-таки жалко медведя: ему всё не везёт.)

- Вот они какие, сказки о животных, не такие уж и простые: бывают и смешные, и жалостливые.

- А в сказках о животных есть волшебство, как в волшебных сказках? (Такого волшебства, как в волшебных сказках, нет, но в них есть, как в небылицах, необычность, сказочность. Звери ведут себя как люди: разговаривают, домики строят, пироги пекут.)

- В бытовых сказках действуют простые люди. А что тут необычного? (На первый взгляд ничего сказочного не случается, хотя кажется необычным, когда баба верит, что можно сварить кашу из топора.)

- Какое настроение ощущалось, когда читали сказку «Каша из топора»? (Было смешно, ведь солдат жадную бабу обманул.)

- А какие бывают главные герои сказок? Что значит: положительные и отрицательные?

- А какая сказка является более древней?

- А для кого сочинялись сказки: для детей или для взрослых? (Про зверюшек – для маленьких, бытовые – для взрослых, а волшебные всем интересны.)

7. Игра «Угадай, из какой сказки предмет».

Форма работы – фронтальная.

Элементы разных сказок

Мы собрали в кузовок.

Отгадай названье сказки,

Будь внимателен, дружок!

- В сундучке спрятаны разные предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (В сундучке спрятаны: стрела, кольцо, яблоко, клубок, ложка, горшок, пёрышко.)

- Из каких домиков эти вещи?

- Вот видите, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, с разным настроением, с разными героями. А всё-таки все они называются сказками. Почему?

- Пока вам сложно ответить на этот вопрос однозначно, но мы к нему ещё вернёмся.

8. Постановка учебной задачи на изучение структуры каждого вида сказок.

Форма работы – индивидуальная.

- Сегодня вы были в роли читателя-критика, немного продвинулись вперёд на пути становления Читателя с большой буквы. А теперь я вам предлагаю побыть в роли автора. Попробуйте сочинить волшебную, бытовую или сказку о животных. Запишите её на карточке.

(Пауза.)

Д е т и. А как это делать? Мы не можем!

- Почему же это задание у вас вызвало затруднение? Ведь вы же сочиняли считалки, небылицы, загадки?

- Переверните карточку и напишите, почему вам трудно выполнять это задание и предложите пути выхода из этого затруднения.

К а р т о ч к а.

Пока мне трудно самому сочинить сказку, потому что ____________________

___________________________________________________________________

Значит, перед тем как оказаться в роли автора, мне необходимо _________

___________________________________________________________________

- Чтобы самому сочинить сказку, нужно понять, как она строиться, нужно открыть секреты этого жанра.

- Поставьте учебную задачу на последующие уроки литературы. (Раскрыть жанровые особенности разных видов сказок.)

9. Ребус.

Форма работы - фронтальная.

- А теперь разгадайте высказывание, которое, я думаю, очень ярко отражает ваше отношение ко всем сказкам. Читайте по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время две буквы (! Считать за букву).

В ы с к а з ы в а н и е: Что за прелесть эти сказки!

Т !

Е

Р

И

И

Ч

Э

Л

П

С

К

Т

Ь

Е

А

К

З

О

Т

С

З

А

  1. Инсценирование сказки «Кот, петух и лиса».

Творческая группа учеников.

_ Конечно, все вы слушали сказки, когда были маленькими. Вам их рассказывали мамы и бабушки. Теперь вы можете читать сказки сами. А смотреть вы любите сказки?

- Подарок читателям, которые стремятся стать Читателями с большой буквы, - сказка «Кот, петух и лиса».

11. Итог урока.

- Что нового открыли на уроке? С какими видами сказок познакомились? Какую учебную задачу поставили на последующие уроки литературы?

kopilkaurokov.ru