Занятие на тему "Птицы - дети воздуха". Птицы дети воздуха


Черные стрижи – дети воздуха

Вряд ли можно найти птицу, более приспособленную для полета, чем стриж. Эта темно-коричневого цвета, стремительная птица, способна проводить в воздухе большую часть своей жизни, носясь за насекомыми, с громким, переходящим на ультразвук писком. В средней полосе России обитает представитель этого семейства – черный стриж.

Те, кто видел стрижей, знает, что эти птицы обладают плотным телосложением, с большой головой, и серповидными крыльями. Особенно изогнутость крыльев заметна в полете птиц. Многие путают черных стрижей с ласточками, хотя это две совсем разные птицы.

У стрижей, в отличие от остальных представителей птичьего царства, очень короткие лапки (едва достигают сантиметра), с четырьмя пальцами. Зато каждый палец заканчивается длинным и острым коготком, благодаря которым стриж может спокойно бегать по стенам.

Черные стрижи – птицы перелетные, на зиму они улетают в Юго-восточную Африку, а вот на период размножения возвращаются на территорию России, и Евразии. Время возвращения этой птицы совпадает с установлением теплой погоды, поэтому часто говорят, что стрижи приносят весну. Обычно, время их возвращения выпадает на конец апреля – начало мая, причем это довольно пунктуальные птицы, они всегда прилетают в один и тот же период.

Черный стриж – птица, созданная из воздуха. Пожалуй, иначе их и не назовешь, поскольку она всю свою жизнь проводит в воздухе. В полете стрижи добывают себе пропитание, летая, они влюбляются, заводят пару и спариваются, даже спать они способны на лету. Можно сказать, что пока не наступит период гнездования, молодые стрижи совсем не опускаются на землю.

Кстати о земле, если другие птицы затрачивают большую энергию на полет, но спокойно ходят по земле, то ноги черного стрижа позволяют ему по ней только ползать. Зато строение их пальцев, позволяет им цепляться за малейший выступ даже на полностью отвесной стене и бегать по ней в разных направлениях.

Черные стрижи обладают мощным клювом, способным очень широко открываться. Это достигается за счет того, что суставы, отвечающие за степень того, насколько может быть распахнут клюв, расположены за территорией глаз. Это позволяет черным стрижам охотиться за насекомыми очень интересным способом, они способны ворваться в место где наблюдается их большое скопление, при этом широко распахнув клюв.

Стрижи моногамны, если они создают пару, это на всю жизнь. Момент, когда птица готова создать пару наступает примерно на второй год жизни, хотя репродуктивный период, то есть, когда они могут создать потомство, заканчивается у них очень быстро, примерно, когда стрижу исполняется 3-4 года.

Стрижи любят высоту, даже гнезда они строят так, чтобы можно было спокойно в них влетать. Поскольку сейчас это преимущественно городской житель, то селятся черный стрижи в высотных зданиях, башнях, кстати, именно поэтому черный стриж получил свое второе название – башенный стриж. Считается, что раньше эта птица обитала исключительно в скалах.

Обитают стрижи и на деревьях, выбирая те, которые повыше. Как правило, их можно найти там, где очень густые скопления деревьев. В любом случае, если стриж селится в лесу, то он старается выбрать место, где есть водоем или пруд. Кстати, стрижи могут поселиться и в скворечниках, и дуплах. Эти птицы преданны своим гнездам, и свив его один раз, возвращаются к нему, перезимовав. Нередко случается так. что они уже заняты, и стрижам приходится с боем отбивать свое жилище. Бывает и так, что эти черные птицы превращаются в «рейдеров», и отбирает гнезда у птиц, поселившихся в дуплах.

Свив, а точнее построив гнездо, черный стриж откладывает яйца. Обычно их бывает от двух до четырех. Доподлинно не известно, поочередно ли сидят птицы, высиживая их, или же наседкой становится самочка, а ее партнер ее кормит. Скорее всего второй. За едой летают самцы, причем не поодиночке, а сбиваясь в стаи. Интересный факт, если на улице резко сменились условия на неблагоприятные, и часто идут дожди, то птицы могут выкинуть несколько яиц, иногда всю кладку. Но такое бывает очень редко.

Птенцы появляются на свет примерно через две недели. Они маленькие, весом всего три грамма, без оперения и слепые. Лишь к концу недели они начинают видеть, и у них обозначаются зачатки перьев. Родители кормят птенцов насекомыми, кстати, интересный факт, в процессе кормежки, маленькие стрижи могут очень быстро набрать вес и весить чуть ли не вдвое больше, чем их родители. Зато перед тем, как учиться летать они быстро худеют, особенно если создаются неблагоприятные условия.

Вылетать из гнезда, молодые черные стрижи начинают примерно в конце июля – начале августа. При этом, за несколько дней до первого вылета, родители резко сокращают их паек, тем самым мотивируя молодежь самим добывать себе еду. Как только малыши покинут гнездо, они тут же все забывают, и своих родителей уже не признают.

Первыми на юг улетают молодые стрижи, за ними чуть позже отправляются более взрослые особи. А вот еще один интересный факт. Многие видят, как летом, в вечернее время, стрижи носятся по воздуху, оглашая окрестности громким писком, так вот, это молодые особи, которые еще не создали гнезд и не нашли себе пару. «Семейные» черные стрижи, в это время уже давно спят. А вот молодые в это время, устраиваются на ночлег. Все именно так, они забираются на определенную высоту, и там проводят ночь. Причем даже во сне стриж умудряется поддерживать полет, изредка взмахивая крыльями.

zooblog.ru

«Птицы – дети воздуха»(5 класс)

Игра – путешествие

«Птицы – дети воздуха»

Воспитатель: Скорюпина Т.М.

Цель: формирование у детей знаний о птицах;

Задачи: - развивать представление о поведении, повадках птиц;

  • способствовать коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере, развитию восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, правильной речи;

  • воспитывать бережное отношение к природе, понимать пользу птиц в природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», дидактический и наглядный материал, атрибуты для инсценировки, выставка рисунков.

Ход работы:

Орг. момент. Задание: на столах у каждого лежат листочки с зашифрованными словами, одно из них нужн6о расшифровать. В этом поможет код:

Какое получилось слово? (Улыбка). Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем очень интересное занятие.

Введение в тему: (Звучит фонограмма «Голоса птиц»).

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый - Ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Основная часть:

1 Остановка: «Птичьи портреты»

Задание: у каждого на столе лежит набор букв, если их правильно сложить, то получатся названия птиц. Необходимо отгадать загадку. Если отгадка совпадет с названием птицы, нужно подойти и показать её на иллюстрации.

Загадки о птицах:

  • А что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами, уперся в него своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. Угадали? (Дятел)

  • Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка. Она своим тонким, длинным клювом ловко вытаскивает насекомых. Птичка издает тонкий писк, за который она и получила свое название. (Пищуха)

  • Смотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и думаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеватый. А вот услышишь её песню – и остановишься, как вкопанный: на все возможные лады заливается. (Соловей)

  • Это черная с красной грудкой птица появляется у нас с первым снегом. Питается она семенами рябины, клена, трав. А с наступлением весны улетает от нас на юг. (Снегирь)

  • А эту птицу уж точно ни с кем не спутаешь. Трещит, скачет с ветки на ветку, хвостом дергает. А кого увидит, такой шум устроит. Видно птицу издалека: когда летит – машут её белые счерным крылья, а сядет – белое брюхо светится. (Сорока)

  • Эта птица ловко лазит по веткам: и лапками цепляется, и клювом. Она занята очень важным делом – вылущивает из шишек семена. А для этого у птицы особый клюв: нижняя и верхняя половинки его на концах перекрещиваются. (Клест)

  • Эта птица умеет бегать по стволу не только снизу вверх, но и сверху вниз. Так не умеет ни одна птица. (Поползень)

  • Эту птичку слышали все. Она сама подсказала людям, как её называть. (Кукушка)

  • Это самая распространенная птица наших краев. Огромную пользу приносят птицы, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Целые стаи собираются на элеваторах, воруя выращенные зерна. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название птицы. «Воробей»

  • Это большая серая птица тоже прилетела таскать выращенные людьми зерна. Вот люди и кричали: «Вор она! Вор она!». Так и появилось название птицы. «Ворона»

2 остановка: «Это интересно!»

Задание: Заранее детям было дано задание узнать из книг, прочитанных в библиотеке, что-то интересное о птицах.

Говорят дети:

  1. Иногда говорят: «Животные и птицы». Это неверно, потому что птицы тоже животные. Но от всех других животных они отличаются тем, что их тело покрыто перьями. Перья спасают птиц от ушибов и царапин. От холодов и жары.

  2. Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 кг. Пищи. Птице нужен такой аппетит для того, чтобы получить энергию для полета.

  3. Как вы думаете, чем дышит птица? Они слышат перьями! Роль уха выполняют особыми расположениями перья.

3 остановка: «Гонка за лидером»

Задание: Нужно быстро ответить на вопросы. Кто знает ответ, поднимает руку.

  1. Птица – санитар леса? (дятел)

  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

  3. У каких птиц поют самки и самцы? (снегири)

  4. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

  5. Назови птиц – хищников? (сова, орел, ястреб)

  6. Самая быстрая птица? (страус)

  7. Какая птица является символом мудрости? (сова)

  8. Какая птица является царем птиц? (орел)

  9. Птица, умело подражает голосом других птиц? (скворец)

  10. Есть в птичьем царстве счастливцы, умеющие ходить, плавать и летать? (утка, гусь, лебедь)

4 остановка: «Привал» (физминутки)

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись под водою, качают головою.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

Сели, посидели, снова полетели.

«Филин» (упражнения для глаз)

Сильно зажмурить глаза, затем широко открыть – 6 раз.

5 остановка: «Народные приметы»

Из поколения в поколения люди передавали приметы, которые наблюдали в природе. Героями этих примет были многие растения и животные, в том числе и птицы. Они способны предупреждать погодные перемены.

Задание: На доске - начало примет. У каждого из воспитанников есть слова, заканчивающие примету. Нужно правильно назвать примету.

  • Если перелетные птицы летят стаями – … к дружной весне.

  • Соловьи поют всю ночь - … будет солнечный день.

  •  Ласточки прилетели - … скоро гром загремит.

  • Ласточки летают низко - … перед дождем.

  • Ранний прилет грачей и жаворонков - … к теплой весне.

  • Увидел грача - … весну встречай.

  • Кукушка стала куковать - … морозу больше не видать.

  • Воробьи в пыли купаются - … к дождю.

  • Осенью гуси летят - … на хвосте зимушку тащат.

6 остановка: «Друзья природы»

Какое значение имеют птицы для природы? Для людей?

1. Птицы сохраняют леса и поля, уничтожая насекомых.

2. Питаясь ягодами и семенами, способствуют их распространению.

3. С птицами, радующими нас своим щебетанием, веселее и радостнее жить.

4. Птицы – это красота природы.

Какие правила друзей природы вы знаете? (изучалось ранее)

  • Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не трогай, иначе птицы (родители) могут покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

  • Не лови и не уноси здоровых птиц и птенцов! Запомни, птенцы не погибнут в лесу. Мать найдет их и будет кормить!

  • Зимой птицы нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопада, сильных морозов. Корми птиц и делай кормушки! (показ разных видов кормушек)

В завершении путешествия предлагается посмотреть инсценировку.

«Пойманная птичка»

(роли: птичка и 2 птицелова)

1 птицелов:

Ах, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой ни за что на свете.

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам, миленькие дети?

Отпустите полетать, развяжите сити.

2 птицелов:

Нет, не пустим, птичка, нет! Оставайся с нами.

Мы дадим тебе конфет, чая с сухарями.

Птичка:

Ах, конфет я не клюю, не люблю я чая.

В поле мошек я ловлю, зернышки сбираю.

1 птицелов:

Там замерзнешь ты зимой где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой будешь жить ты в клетке.

Птичка:

О! Не бойтесь в теплый край, улечу зимою.

А в неволе светлый рай будет мне тюрьмою.

2 птицелов:

Птичка, птичка, как любить мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить, всё б тебя ласкали.

Птичка:

Верю, детки, но для нас вредны ваши ласки.

С них закрыла бы как раз я на ветке глазки.

Птицеловы:

Правда, правда, птичка! Ты не снесешь неволи.

Ну, так бог с тобой – лети и живи на воле!

- Скажите, о чем это инсценировка?

Подведение итогов:

Мы совершили сегодня небольшое путешествие в мир птиц, вы проявили себя хорошими знатоками, много интересного знаете о птицах, являетесь отличными друзьями природы. Какое правило будете помнить всегда?

- Давайте будем беречь птиц!

infourok.ru

Занятие на тему "Птицы - дети воздуха"

Скорюпина Татьяна Михайловна

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15 (VIII) вида города Белово»

Игра – путешествие

«Птицы – дети воздуха»

Цель: формирование у детей знаний о птицах;

Задачи: - развивать представление о поведении, повадках птиц;

  • способствовать коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере, развитию восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, правильной речи;

  • воспитывать бережное отношение к природе, понимать пользу птиц в природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», дидактический и наглядный материал, атрибуты для инсценировки, выставка рисунков.

Ход работы:

Орг. момент. Задание: на столах у каждого лежат листочки с зашифрованными словами, одно из них нужн6о расшифровать. В этом поможет код:

Какое получилось слово? (Улыбка). Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем очень интересное занятие.

Введение в тему: (Звучит фонограмма «Голоса птиц»).

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый - Ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Основная часть: 1 Остановка: «Птичьи портреты»

Задание: у каждого на столе лежит набор букв, если их правильно сложить, то получатся названия птиц. Необходимо отгадать загадку. Если отгадка совпадет с названием птицы, нужно подойти и показать её на иллюстрации.

Загадки о птицах:

  • А что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами, уперся в него своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. Угадали? (Дятел)

  • Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка. Она своим тонким, длинным клювом ловко вытаскивает насекомых. Птичка издает тонкий писк, за который она и получила свое название. (Пищуха)

  • Смотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и думаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеватый. А вот услышишь её песню – и остановишься, как вкопанный: на все возможные лады заливается. (Соловей)

  • Это черная с красной грудкой птица появляется у нас с первым снегом. Питается она семенами рябины, клена, трав. А с наступлением весны улетает от нас на юг. (Снегирь)

  • А эту птицу уж точно ни с кем не спутаешь. Трещит, скачет с ветки на ветку, хвостом дергает. А кого увидит, такой шум устроит. Видно птицу издалека: когда летит – машут её белые с черным крылья, а сядет – белое брюхо светится. (Сорока)

  • Эта птица ловко лазит по веткам: и лапками цепляется, и клювом. Она занята очень важным делом – вылущивает из шишек семена. А для этого у птицы особый клюв: нижняя и верхняя половинки его на концах перекрещиваются. (Клест)

  • Эта птица умеет бегать по стволу не только снизу вверх, но и сверху вниз. Так не умеет ни одна птица. (Поползень)

  • Эту птичку слышали все. Она сама подсказала людям, как её называть. (Кукушка)

  • Это самая распространенная птица наших краев. Огромную пользу приносят птицы, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Целые стаи собираются на элеваторах, воруя выращенные зерна. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название птицы. «Воробей»

  • Это большая серая птица тоже прилетела таскать выращенные людьми зерна. Вот люди и кричали: «Вор она! Вор она!». Так и появилось название птицы. «Ворона»

2 остановка: «Это интересно!»

Задание: Заранее детям было дано задание узнать из книг, прочитанных в библиотеке, что-то интересное о птицах.

Говорят дети:

  1. Иногда говорят: «Животные и птицы». Это неверно, потому что птицы тоже животные. Но от всех других животных они отличаются тем, что их тело покрыто перьями. Перья спасают птиц от ушибов и царапин. От холодов и жары.

  2. Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 кг. Пищи. Птице нужен такой аппетит для того, чтобы получить энергию для полета.

  3. Как вы думаете, чем дышит птица? Они слышат перьями! Роль уха выполняют особыми расположениями перья.

3 остановка: «Гонка за лидером»

Задание: Нужно быстро ответить на вопросы. Кто знает ответ, поднимает руку.

  1. Птица – санитар леса? (дятел)

  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

  3. У каких птиц поют самки и самцы? (снегири)

  4. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

  5. Назови птиц – хищников? (сова, орел, ястреб)

  6. Самая быстрая птица? (страус)

  7. Какая птица является символом мудрости? (сова)

  8. Какая птица является царем птиц? (орел)

  9. Птица, умело подражает голосом других птиц? (скворец)

  10. Есть в птичьем царстве счастливцы, умеющие ходить, плавать и летать? (утка, гусь, лебедь)

4 остановка: «Привал» (физминутки)

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись под водою, качают головою.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

Сели, посидели, снова полетели.

«Филин» (упражнения для глаз)

Сильно зажмурить глаза, затем широко открыть – 6 раз.

5 остановка: «Народные приметы»

Из поколения в поколения люди передавали приметы, которые наблюдали в природе. Героями этих примет были многие растения и животные, в том числе и птицы. Они способны предупреждать погодные перемены.

Задание: На доске - начало примет. У каждого из воспитанников есть слова, заканчивающие примету. Нужно правильно назвать примету.

  • Если перелетные птицы летят стаями – … к дружной весне.

  • Соловьи поют всю ночь - … будет солнечный день.

  • Ласточки прилетели - … скоро гром загремит.

  • Ласточки летают низко - … перед дождем.

  • Ранний прилет грачей и жаворонков - … к теплой весне.

  • Увидел грача - … весну встречай.

  • Кукушка стала куковать - … морозу больше не видать.

  • Воробьи в пыли купаются - … к дождю.

  • Осенью гуси летят - … на хвосте зимушку тащат.

6 остановка: «Друзья природы»

Какое значение имеют птицы для природы? Для людей?

1. Птицы сохраняют леса и поля, уничтожая насекомых.

2. Питаясь ягодами и семенами, способствуют их распространению.

3. С птицами, радующими нас своим щебетанием, веселее и радостнее жить.

4. Птицы – это красота природы.

Какие правила друзей природы вы знаете? (изучалось ранее)

  • Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не трогай, иначе птицы (родители) могут покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

  • Не лови и не уноси здоровых птиц и птенцов! Запомни, птенцы не погибнут в лесу. Мать найдет их и будет кормить!

  • Зимой птицы нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопада, сильных морозов. Корми птиц и делай кормушки! (показ разных видов кормушек)

В завершении путешествия предлагается посмотреть инсценировку.

«Пойманная птичка»

(роли: птичка и 2 птицелова)

1 птицелов:

Ах, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой ни за что на свете.

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам, миленькие дети?

Отпустите полетать, развяжите сити.

2 птицелов:

Нет, не пустим, птичка, нет! Оставайся с нами.

Мы дадим тебе конфет, чая с сухарями.

Птичка:

Ах, конфет я не клюю, не люблю я чая.

В поле мошек я ловлю, зернышки сбираю.

1 птицелов:

Там замерзнешь ты зимой где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой будешь жить ты в клетке.

Птичка:

О! Не бойтесь в теплый край, улечу зимою.

А в неволе светлый рай будет мне тюрьмою.

2 птицелов:

Птичка, птичка, как любить мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить, всё б тебя ласкали.

Птичка:

Верю, детки, но для нас вредны ваши ласки.

С них закрыла бы как раз я на ветке глазки.

Птицеловы:

Правда, правда, птичка! Ты не снесешь неволи.

Ну, так бог с тобой – лети и живи на воле!

- Скажите, о чем это инсценировка?

Подведение итогов:

Мы совершили сегодня небольшое путешествие в мир птиц, вы проявили себя хорошими знатоками, много интересного знаете о птицах, являетесь отличными друзьями природы. Какое правило будете помнить всегда?

- Давайте будем беречь птиц!

infourok.ru

Экологическая игра – праздник для учащихся 2 -3 класса. «Птицы – дети воздуха»

Сценарий клубного часа.

Зыкова Г.Ю., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5»Экологическая игра – праздник для учащихся 2 -3 класса.«Птицы – дети воздуха»Цели: Формирование экологического сознания учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Задачи:Знакомство с народными праздниками и традициями.Развитие навыков коммуникативного общения и групповой работы.Развитие эмоционально – чувственного восприятия всего живого.

Возраст: 8 - 9 лет.

Учитель:Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор, пустынь. Песни их звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор и перелететь через пустыню и море. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну.

МАРТ.1 скоморох: Ой, бежит ручьем вода,Нету снега, нету льда.Ой, вода! Ой, вода!Нету снега, нету льда.2 скоморох: Прилетели журавлиИ соловушки малы.Журавли, журавли,И соловушки малы.Вместе: Мы весняночку поемВесну красную зовем!Учитель: Уже в первом месяце весны птицы начинают возвращаться на родину. Кто прилетает первым? (Грач)Сначала грачи присоединяются к птицам, которые не улетали (галки, вороны), а потом приступают к поправке старых или постройке новых гнёзд. Гнездятся они колониями. Живут шумно и дружно. 17 марта – Герасим – грачевник. В этот день ожидай прилёта грачей.Если они прилетели – жди тёплой весны.21 марта – день весеннего равноденствия. Массовый прилёт птиц.После грачей прилетают скворцы. Гнездятся они в дуплах, но и человек может сделать для них жилище. Как оно называется? А кто вместе с папой уже делал скворечник?(Ответы детей)

АПРЕЛЬ.Учитель:Позади стужи и метели, позади мартовские переменчивые дни. А в лесу своя жизнь.

Л.Аграчева «АУ!»(Инсценировка стихотворения)Весело аукнулаИз лесу весна.Ей медведь откликнулся,Пробурчав со сна.Поскакали Зайки к ней,Полетел к ней Грач;Покатился Ежик вслед,Как колючий мяч.Всполошилась Белочка,Глянув из дупла, -Дождалась, пушистая,Света и тепла!Гордо приосанилсяПосветлевший бор;На ветвях коричневыхГрянул птичий хор.Улыбнулся радостно,Весь прозрачный лес,И мороз за елками,Заворчав, исчез.В начале апреля появляется трясогузка, которую называют ледоломкой – её прилёт совпадает со временем ледохода. В народе говорят, что она хвостом лёд разбивает. Потом прилетят гуси, певчие дрозды, мухоловки. Ночью полетят малиновки (они ориентируются по звёздам). А некоторые птицы из дальних краёв не только прилетают, но и прибегают. Это коростели. (Найти на таблице «Перелётные птицы» коростеля, трясогузку, дрозда, малиновку и др.)

МАЙ.Учитель:А за апрелем приходит чудесный месяц май. А что в народе о мае говорят? (Ответы детей)Май холодный – год хлебородный.Гроза в мае хлеба подымает.Март сухой – да мокрый май, будет каша и каравай.

А у птиц в мае свои заботы, особые. Надо думать о потомстве. Чем крупнее птица, тем меньше у неё яиц. У крупных птиц в гнезде 1 – 2 яйца, а у мелких –по 8 – 12 яиц. А это что за гости к нам прилетели?

И. Пивоварова. «Лишь бы песни петь!»(Инсценировка стихотворения – 2 чел).Треснуло яичко-Вылупилась птичка.Спрашивает:- Кто я?Чижик иль синичка?Может я кукушка?Не пойму по платьюЧто ж, пускай кукушка,Буду куковать я.

Буду я чирикать,Если воробей я,Заливаться трелью,Если соловей я.Если свиристель я,Буду свиристетьЛишь бы солнце грело!Лишь бы песни петь!

Рассмотрите старое птичье гнездо. Из чего строят гнёзда птицы? Расскажите о необычных птичьих домах. (Ответы учащихся).

Птицы – заботливые родители. День и ночь, не покладая крыльев, они высиживают кладку, кормят своих птенцов. Потом «ставят на крыло» своё потомство. Именно так называется обучение молодых птах полёту. Но чтобы птицы смогли вывести потомство, человек должен соблюдать некоторые правила. Какие? (Повторение правил поведения в природе).

Весь класс делится на 4 команды. Игры по командам.Игра 1. «Собери п

profhelp.net

Как с помощью воздуха летают птицы. Как объяснить детям, почему летают птицы. Проект "Почему летают птицы?".

Есть мнение, что птицы произошли от некрупных динозавров. Это были хищные динозавры с двумя мощными ногами и маленькими передними конечностями. Для того чтобы ловить летающих насекомых, они должны были высоко подпрыгивать и сшибать насекомых передними конечностями. Постепенно чешуя преобразовалась в перья, хвост укоротился, на нем появились длинные перья. Хвост для птицы очень важен, он выполняет роль руля и тормоза.

Это не страница научного распространения и не претендует на роль, а содержание в школе более элементарной информации, что не означает очевидного или низкого качества. Некоторые птицы летают на большие расстояния. Некоторые птицы летают на больших расстояниях во время их миграции.

Летящая сила птиц, которых так позавидуют люди, заключается во многих факторах, включая мощные грудные мышцы, внутреннюю часть их полых костей, высокую температуру и силу их сердца. Полет зависит как от скелета, так и от самих крыльев. Хорошо известно, что дрозофилы, пустельги, вороны и другие птицы могут быть свободны, разрезая их тунику и рулевые перья.

Постепенно у них появилась способность к полету. На лету птицы могут ловить насекомых, а также находить питание высоко на деревьях: ягоды, семена. Умение летать позволяет птицам спасаться от хищников и выбирать комфортное место для жизни и выведения потомства.

Строение тела птицы хорошо приспособлено к полету.

Крыло устроено так, что разница давлений под крылом и над ним создает подъемную силу. Эта сила и удерживает птицу в воздухе. Благодаря перьевому покрову форма тела у птицы обтекаемая, что имеет очень большое значение при полете, так как воздух легко, без сопротивления обтекает туловище птицы.

Важно отметить, что в то время как кости млекопитающих являются сплошными и тяжелыми, птицы полые, а в воздухе вместо воздуха находится воздух. Следовательно, скелет летающей птицы светлый и из тонких костей. Киль этого летающего корабля - это грудинка, которая очень развита, так что мощные грудные мышцы очень развиты. Что гурманы знают по имени груди.

Поскольку верхние конечности дифференцируются для полета, птицы должны находиться в двуногих, вертикальных положениях, и поэтому кости бедра и нижней конечности являются мощными и сильными, особенно у птиц земной жизни. С другой стороны, голова образована легкими костями, и в ней преобладает пик. Как известно, у птиц нет зубов, хотя было время, когда были птицы с зубами и когтями, такие как так называемый археоптерикс.

Перья очень легкие-внутри они полые. А также прочные и теплые, благодаря специальной смазке они не намокают. Кроме того, перья образуют равномерный слой, который защищает птицу от холода и от вредного воздействия окружающей среды.

Кости у птиц тоже легкие и прочные. Стенки у костей тонкие, а внутри они полые, поэтому скелет птицы легкий. У птицы сильно развиты мышцы, что также обеспечивает работу крыльев.

Есть птицы, которые летают со сложенными лапами, в то время как другие держат их в руках, готовы приземлиться на уступ, как аист. У великих летчиков обычно очень короткие ноги и слабые. В ласточке ноги проходят незамеченными, учитывая размах крыльев и хвост. У других птиц очень сильные, если они очень короткие, как у орла. В них мощная мускулатура и очень развитое сердце позволяют печатать скорость полета, несмотря на значительный объем животного.

Есть птицы, которые летают, как крылатые ласточки, но другие используют воздушные потоки и уносятся, как в случае альбатроса, настоящего мастера паруса. Птицы первой группы называются «футболки», а из вторых «футболок». Пока ястреб совершает около 5 колебаний в секунду, колибри, настоящая молния с перьями, может достигать 200, посещая в беспокойном и нервном полете до 40 цветов за минуту.

Когда птицы летают , они потребляют гораздо больше кислорода, для этого у них кроме легких имеются воздушные мешки. Птица использует двойное дыхание, которое увеличивает снабжение организма кислородом.

Птицы оче

abc-fortune.ru

Занятие по теме "Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к природе родного края. 2. Обратить внимание детей на птиц – удивительных созданий, живущих рядом с нами; показать разнообразие и многообразие птиц, их разноцветность; дать детям возможность почувствовать себя птицей. 3. Оратить внимание детей на трудности зимующих птиц; включить в элементарную природоохранную деятельность.

Материал: парад картинок на тему: “Птицы” .

Ход занятия

Воспитатель: – Дорогие, ребята! К нам в гости прилетело много птиц! (Обращает внимание детей на картинки). Вы узнаёте их? (Ответы детей.) Назовите их.

– Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. – Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми цветами. – Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. – Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых-короедов , листогрызунов и плодожорок. – Птицы – это тайна и красота. – Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.

Дети читают стихи о птицах.

– Птицы – это песня и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат над землёй круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

Звучание голосов птиц.

– Ребята, а что делает птицу птицей? (Ответы детей.) – Птицы передвигаются на двух ногах. – Для чего нужны крылья? (Ответы детей.) – А ещё птицам помогает летать ещё и то, что кости у них внутри пустые, чтобы они были лёгкими. – А все ли птицы летают? (Ответы детей.) – Ребята, помашите руками, как птицы крыльями. Устали? А птицы могут летать долго, много и почти не устают. Не все птицы летают одинаково. Есть птицы, которые паря в потоках воздуха, а другие летают и делают очень много взмахов крыльями. Есть птицы большие, тяжёлые, быстрые. – Ребята, какая птичка самая маленькая? (Колибри, вес 3 грамма, рост 5 сантиметров.) – У какой птицы самые большие крылья? (Ааист.) – А какая птица самая быстрая? (Сокол, летает со скоростью 320 км/ч.) – Какая птица лучший пловец? (Пингвин.) – А лучший певец? (Соловей.) – Какая птица самая высокая? (Страус.) – У какой птицы самые большие глаза? (У страуса глаза 5 см. в диаметре.) – А самые большие яйца? (У страуса – 15 см.) – Какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка.) – У какой птицы самый большой клюв? (У тукана.) – Ребята, давайте изобразим птиц.

Игра “Пантомима”.

– Ребята, у всех ли птиц одинаковая окраска перьев? – Какие птицы? (Разноцветные.) – А где живут птицы? (Ответы детей.) – Строят ли они себе жилище? (Ответы детей.) – Как называются домики птиц? (Ответы детей.) – А из чего они их строят? (Ответы детей.) – Скворец живёт в скворечнике, сорока строит гнездо из веток и глины, иволга делает корзиночку из травы, ласточка из глины и травы, филин живёт в дупле. – А кто появляется у птиц после того, как они построят гнездо? (Ответы детей.) – Как птицы заботятся о своих птенчиках? (Ответы детей.)

Солнце, солнце, Поскорей Моего птенца согрей! Я прошу тебя, дружок, Обогрей его пушок! Ветер, ветер, Ветерок! Ты бы тоже мне помог: Покачай моё дитя! Листья, листья, не ленитесь Вы пониже наклонитесь: Потихонечку шурша, Укрывайте малыша! Всюду солнце, всюду тишь Подрастает мой малыш. А как только подрастёт, Он вам песенку споёт.

– А чем питаются птицы? (Зерном, семенами, насекомыми.)

– Какую пользу приносят птицы? (Съедая вредных насекомых они оберегают растения садов, огородов, парков – поэтому птиц надо беречь, не пугать их, не разорять гнёзда.)

– Ребята, а все ли птицы живут у нас в России? Есть птицы, которые живут в других странах. В Африке – попугаи, страусы. В Антарктиде – пингвины. А какие птицы живут у нас? Знаете? Я сейчас проверю.

Отгадывание кроссворда.

1. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт “ку – ку, ку – ку”. (Кукушка.)

2. Чёрный, проворный, Кричит “крак” Червякам враг. (Грач.)

3. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (снегири).

4. Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей.)

5. На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его… (скворец).

– Ребята, а какие изменения происходят в жизни птиц с приходом зимы? (Ответы детей.) – А все ли птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей.) – А какие остаются зимовать? (Ответы детей.) – Как готовятся к зиме птицы? (Под перьями вырастает тёплый пушёк.) – Ребята, а как живётся птицам зимой? Что страшнее птицам – холод или голод? А как можно помочь птицам? (Делать кормушки.)

Ребёнок:

– Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

Воспитатель: – Очень важно, что бы в кормушках, которые мы с вами сделали, всегда был корм. А птицы уже сейчас зимой, благодарят нас. Ведь прилетая к кормушке, они осматривают соседние деревья, кустарники и отыскивают на них вредных насекомых. Ребята, мы многое узнали сегодня. Узнали, какие бывают птицы, где живут, какие песни поют, какую приносят пользу. Обратили внимание на их красоту, разноцветность оперения, и ещё узнали, как нужно помогать птицам холодной зимой.

Ребёнок:

– Давайте будем Дружить с друг другом, Как птица – с небом, Как поле – с лугом, Как ветер – с морем, Трава – с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами! Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица. И доверяли Повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям!

Воспитатель: – Ребята, давайте нарисуем птиц, которые встречаются в нашей местности.

Рисование цветными мелками на цветной бумаге.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

В мире птиц.docx - Конспект занятия "В мире птиц" ...

незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицамможно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.

Оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности. В конце лета некоторые из них делаютмаленькие запасы на зиму. Сойки прячут орехи и желуди в ямки и мох на поверхности земли или в дупла.Синицы и поползни запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников наветвях деревьев. Запасами они питаются зимой и весной, когда корма мало.3.Кочующие птицы. Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место впоисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью, и полностью зависят от доступности пищи. На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижаснегиря, свиристель и др.Щегол. Лоб, щеки и горло окрашены в ярко­красный цвет; темя, затылок, крылья – в черный с желтымпятнышком; щеки у затылка и концы крыльев – белые. Щеглы ­ самые большие любители семянсорняков, а свое потомство кормят насекомыми. Чиж. Не покидает свое гнездо до больших морозов. В конце декабря, собравшись в стаю, чижи улетаютна юг, но, как только теплеет, возвращаются. В основном, поселяются в еловом лесу, иногда в сосновомили лиственном. Образ жизни чижей схож с щеглами. Клест. Селится в хвойном лесу в гуще веток. Имеет ярко­красный окрас, который переходит вкрасновато­бурый, крылья и хвост – бурые. В его рацион входят семена хвойных пород. Снегирь. Как только выпал снег, за окном можно увидеть эту птицу. Поселяются они всюду: леса,парки, сады, бульвары. Их легко заприметить из­за блестяще­черного и ярко­красного окраса. Питаетсяснегирь семенами лиственных пород, зернами сорняков и ягод. Свиристель. Многие называют эту птицу красавой. Окрашена она в пепельно­серый цвет с красноватымоттенком. Главное отличие – большой хохолок на голове. Ест разные ягоды. Отличается большойпрожорливостью, за сутки может съесть ягод общим весом больше своей массы тела. Дятел. Большой и маленький пестрый дятел внешне идентичны по раскраске, они лишь различаютсявеличиной. Их отличие – красная шапка на темени. Поползень. Эта птица ­ любитель быстро бегать по стволу дерева как вверх, так и вниз. Очень шумная, вее репертуаре много громких звуков. Сойка. Рыжевато­коричневый окрас тельца, длинный хвост, крылья голубые с черными полосами,широкий хохолок. Вырастают до размера галок. Перепел. Имеет оперение охристого цвета, имеются темные и светлые бурые пятна в полоску. 4. Обобщение.Птицы заселяют лес во всех его ярусах: одни живут и размножаются на земле, кормясь тут же; другие – в кустарниках, подлеске и подросте; третьи – в кронах. Значение птиц для леса различно. Одни из них, питаясь семенами лесных деревьев и кустарников, их листьями и почками, плодами и ягодами, наносят лесу известный вред. Другие, питаясь вредными грызунами, обитающими в лесу, приносят огромную пользу, но некоторые из них ловят и полезных зверейи птиц. Это дневные хищные птицы и совы. Третьи питаются насекомыми, семенами древесных растений и сорных трав; в большинстве своем они перелетные и наиболее многочисленны. Это насекомоядные или певчие птицы.5. Домашнее задание.Представителей этих групп птиц я предлагаю вам найти дома и оформить сообщение на листе А4, где выпоместите изображение птицы и небольшой рассказ о ней. Приложение к занятию.Хищные птицы: соколы, ястребы, совы, филин, кобчик, сыч, орел.

znanio.ru