«Настоящие друзья детства». Рассказ В. Драгунского «Друг детства». 1 класс умк «Школа 2100». Рассказ друг детства о чем


Урок внеклассного чтения 2 класс. «Настоящие друзья детства» (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Урок внеклассного чтения 2 класс. (слайд 1.)

Программа «Школа России»

Тема: «Настоящие друзья детства» (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Тип урока: внеклассное чтение.

Цель:

- познакомить с произведением Виктора Драгунского «Друг детства» и формировать умение понимать замысел автора;

Задачи:

- учить понимать произведение В.Драгунского «Друг детства».

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учить высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Материал: презентация, рассказ Виктора Драгунского «Друг детства», выставка книг В.Драгунского, портрет писателя.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Чтение стихотворения учителем:

Поговорим?

О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим!

Нам будет интересно.

- Ну что, ребята, поговорим?

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:

- Давайте вспомним, какую тему мы с вам изучаем уже на нескольких уроках? (Я и мои друзья). Слайд 2.

- Хорошо, молодцы.

- А с какими произведениями мы познакомились? Кто помнит? Кто сможет перечислить? (Н.Носов «На горке», В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты на обиду», Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду», В.Лунин «Я и Вовка», Н.Булгаков «Анна, не грусти», Ю.Ермолаева «Два пирожных»…)

- Ребята, посмотрите, как много произведений разных авторов мы прочитали. А как вы считаете, кто может быть настоящим другом?

- Каким он должен быть?

- Помогите мне выбрать из предложенных на доске качеств настоящего друга.

На доске вывешены слова, дети выбирают и строят образ настоящего друга.

Выручает

Жадный

Понимает

Хитрый

Притворный предает

Вредный

Настоящий

Помогает

Близкий

Лжёт

Хороший

-Очень хорошо, молодцы!

- А сейчас проверим домашнее задание. Оно было очень необычное, вы должны были нарисовать своего друга. Давайте посмотрим на ваших друзей. Выставка получилась очень интересная. Молодцы!

На доске выставка рисунков «Мой лучший друг».

- Например, обращаясь к ученику, который нарисовал своего друга-одноклассника (спросить кто он для тебя? не только друг, но и одноклассник).

-Значит, у нас есть друзья-одноклассники.

- Обращаясь к следующему учащемуся, ты кого нарисовал? (друга из нашего двора).

-Посмотрите, у нас есть друзья из нашего двора.

-Поинтересоваться у учащихся кого они нарисовали в качестве своего друга (свою любимую игрушку, нарисовал животного, родственника)

Итог: вывод, кого мы можем назвать своим другом.

Слайд 3: Кого мы можем назвать своим другом:

  1. Друзья из нашего двора

  2. Одноклассники

  3. Игрушки

  4. Животные

  5. Родственники

- А сейчас давайте послушаем ребят, которые не только нарисовали своего друга, но и подготовили стихотворение (дети выходят к доске и выразительно читают стихотворения, в руках держат игрушки).

Слайд 4

Аким Яков Лазаревич «Мой конь» (ученик)

Саша Белый «Про девочку, которая нашла своего мишку» (ученица)

  1. Выявление места и причины затруднения:

- Ребята, как вы думаете, что объединяет эти стихи? О ком они?( Их герои - дети и их любимые игрушки)

- Догадайтесь о каких друзьях будем сегодня читать?

- Мы можем отнести эти стихотворения к теме «Я и мои друзья»? Если да- то почему, нет – почему?

- Итак, сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами встретимся с новым автором и еще с одной историей, с историей о друге.

- А написал эту историю детский писатель Виктор Драгунский.

  1. Построение проекта выхода из ситуации:

- Учащаяся знакомит нас с биографией писателя + презентация.

Слайд 5.

Виктор Драгунский родился в Нью- Йорке, потом переехал в Москву. (слайд 6)

Это его дом. (слайд 7)

Учился в актерской школе (слайд 8)

Потом работал рыжим клоуном (слайд 9)

Писать начал, когда у него родился сын Дениска. (слайд 10)

Первая книга называлась «Он живой и светится» (слайд 11)

Если вам станет скучно, читайте «Денискины рассказы» (слайд 12), слайд 13.

  1. Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление:

- А сейчас мы начнем читать рассказ Виктора Драгунского «Друг детства». Кто желает читать вслух?

- Мы все будем внимательно следить

Текст рассказа:    Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже «приспичило» стать боксёром. Я сказал папе:- Папа, купи мне грушу!- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся: - Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу! -Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошёл на работу.

- Кто герой рассказа, что мы можем о нем сказать? Сколько лет ему? (герой- мальчик, шесть, шесть с половиной лет)- Кем хотел стать мальчик? Часто ли менялось мнение героя? Обратитесь к тексту. Найдем подтверждение в тексте. (Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже.), (Астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром).

- Ребята обратите внимание на то, что нашему герою «приспичило», а не «захотелось» стать боксером? Как вы думаете почему?

- Как папа отреагировал на просьбу сына? Серьёзно он отнесся к просьбе сына? (Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку).

- Можно ли кожаную боксерскую грушу считать обыкновенной? А вы ее видели?

- Давайте продолжим наше чтение, но прежде, может быть у вас есть какие-нибудь предположения? Что будет дальше?

Чтение следующей части:Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала: - Стой-ка, я, кажется, что-то придумала.

- Как вы думаете, что могла придумать мама?

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.    Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля.   И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:- Вот, это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше!

- Что придумала мама? (Использовать вместо боксёрской груши плюшевого медведя). - Что она для этого делала? (копалась) А что значит копаться? Ребята, а что было в корзине? Что значит утиль?

- Почему мама бросила мишку на диван? А не положила?

Итог 1 прочитанной части:

- Итак, Дениске «приспичило» быть боксером, и мама предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого мишку.

Чтение следующей части:

- Предположение. Что же может быть дальше?

   Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.   Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...

- Ребята, давайте посмотрим на мишку? Какой он? Почему он облезлый, вместо глаза – пуговица?

- Как сидел мишка? Он похож на живого, рад встрече с мальчиком или нет? Почему он смеется?

- Ребята, сможете предположить, что будет дальше?

Чтение следующей части:   И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара. - Ты что? - сказала мама. - Что с тобой?    А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:- Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.

- Почему Дениска задрал голову вверх?

- Что он испытывал? (ему стало жаль друга детства)

- Ребята понравился вам рассказ?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какие чувства, эмоции у вас возникли при чтении момента, когда мальчик вспомнил как он играл с ним в детстве?

- Как относился раньше наш герой к мишке? Словами из текста. (Тогда любил – жизнь бы отдал за него. А сейчас?..).

  1. Рефлексия учебной деятельности:

- Итак, вот мы с вами познакомились еще с одним произведением, еще с одной необычной историей о друге.

- Как поступил мальчик?

- Как вы думаете, мальчик совершил правильный выбор? (Его жизнь будет счастливой, благополучной и радостной, ведь он поступил по совести).

- Как вы думаете, можно ли назвать Дениску и мишку друзьями?

- Проявились ли в этом рассказе черты настоящего друга? Посмотрим на доску.

- Я понял(а), кто такой настоящий друг, и кого из своих знакомых могу отнести к настоящему другу.

- Меня удивило, что настоящим другом, можно считать игрушку.

- Я сделал(а) вывод, что настоящих друзей надо ценить и дорожить ими.

- Мне захотелось по ближе познакомиться с творчеством Виктора Драгунского и с его произведениями.

  1. Домашнее задание:

-Несколько уроков мы знакомились с историями о друзьях, рассказанными разными авторами. Я предлагаю вам рассказать о своём друге. Написать маленькое сочинение.

- Песня «Дружба крепкая».

  1. Оценка и самооценивание (слайд 14 )

- Ребята, сегодня все вы были молодцы, помогали вести мне урок, хорошо работали. За это я вас благодарю.

- Поднимите руки те, кто считает, что работал на «5», я с вами согласна.

- А кто считает, что работал на оценку «4».

- Ребята благодарю всех за работу на уроке и желаю всем иметь настоящего друга.

- Урок окончен.

infourok.ru

«Настоящие друзья детства». Рассказ В. Драгунского «Друг детства». 1 класс умк «Школа 2100»

Тема урока: «Настоящие друзья детства». Рассказ В.Драгунского «Друг детства». 1 класс УМК «Школа 2100»

Цель: путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В.Драгунского.

2.Активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

3.Развивать коммуникативные навыки через работу в группе и самооценку своей деятельности;

4.Формировать у детей положительные качества личности.

2.Уметь ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

3.Уметь контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация Звучит фонограмма песни «Дружба»

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»

Дети встают в круге Личностные (устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом)
2. Актуализация знаний Организация подготовки к чтению текста, прогнозирование его содержания.

Сегодня на уроке мы с вами будем читать очень интересный рассказ.

Давайте разгадаем автора этого рассказа.

1)Работа в группах. На листах вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя.

-Кто же является автором произведения?

2)Знакомство с творчеством писателя. Презентация об авторе.

Что вы можете рассказать об этом писателе? Как вы думаете, о чём или о ком будем читать? А кто или что может являться другом?

Слушают учителя, дружно решают возникшую проблему.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают портрет писателя, его книги.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Регулятивные (принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста)

Познавательные (поиск фактов и суждений)

Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение)

3. Проблемная ситуация Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? Размышляют, отвечают на вопрос. Познавательные (строить логическую цепь рассуждений)
4. Решение проблемной ситуации Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа?

1)Чтение ключевых слов рассказа

боксёрская груша

плюшевый мишка

не буду боксёром

2)Чтение трудных слов:

чи-спичи-приспичи-приспичило

вен-новен-быкновен-обыкновенный

со-массо-пластмассо-пластмассовая

ву-рову-здорову-здоровущий

Хором читают слова на слайдах.

Тренируются в чтении трудных слов.

Осмысляют непонятные слова.

На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации высказывают предположения о содержании текста.

Регулятивные (контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания)

Познавательные (Удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений)

5. Первичное закрепление Думаю, что всем уже не терпится узнать новую историю.

1)Чтение рассказа по частям.

2)Беседа по содержанию.

3)Физкультминутка (подвижная)

Чтение текста вслух по частям.

Отвечают на вопросы.

Объясняют непонятные слова, словосочетания.

Двигательная активность.

Регулятивные, познавательные (самостоятельное слежение, слушание текста)

Коммуникативные (умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение)

6. Самостоятельная работа 1)Работа по группам. Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.

эмоциональный добрый

злой Дениска упрямый

жадный верный внимательный

2)Самостоятельная работа по составлению вопросов. Задавайте друг другу вопросы.

3)Как вы поняли, о чём это произведение?

А) О мишке

Б) О настоящей дружбе

В) О помощи мамы

Так что же хотел сказать нам автор?

Вывод: Не только человек может быть другом, но и игрушки.

А Дениса можно назвать настоящим другом?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Работают на карточках, размышляют, выступают.

Придумывают вопросы по группам.

Познавательные (умение подбирать верную характеристику героя)

Коммуникативные (выдвижение гипотез, формулирование аргументов, выделение и осмысление основной идеи текста, умение работать самостоятельно и в группах)

7. Самооценка Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв сигнальную карточку зелёного цвета, если на уроке было интересно, красного – если было скучно. Зелёную – хотел отвечать всегда, синюю – иногда, красную – не хотел. Работая в группе: зелёную – договорились, красную – не договорились. Показывают карточки. Личностные (оценка собственной и коллективной деятельности)
8. Рефлексия Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны?

Останется ли в вашей памяти этот рассказ?

Высказывают своё отношение к произведению.

Слушают друг друга.

Коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, находить общее решение)
9. Итоги урока Спасибо вам за работу. Вы получаете в подарок всегда необходимую вещь: закладку с пословицей о дружбе.

ologike.ru

Урок "Драгунский В.Ю. Друг детства"

Урок литературного чтения в 3 классе

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

Цель: познакомить с произведением Драгунского; учить чувствовать настроение героя; развивать речь, мышление и воображение.

Задачи:

1.Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;

2.Совершенствовать навык чтения;

3.Развивать речь;

4.Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

5.Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;

6.Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

Личностные результаты обучения:

(эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

(эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

формирование критического мышления;

формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

овладение диалогической и монологической речью;

формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Технологии:

  • технология продуктивного чтения;

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Какая главная задача уроков чтения? (научиться хорошо и правильно читать, чтобы развивать речь, быть грамотным; узнавать много интересного и нового, уметь анализировать произведение)

2. Речевая разминка. (стихи А.Барто из цикла «Игрушки» - на слайдах)

- Прочитаем с восхищением:

Я люблю свою лошадку

Причешу ей хвостик гладко

Гребешком разглажу хвостик

И верхом поеду в гости

- Давайте прочитаем жалобно:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик

-Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

- А это стихотворение попробуем прочитать утвердительно:

Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

-Все ровно его не брошу,Потому что он хороший

- А сейчас нам надо выразить вопрос:

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок

- О чём эти стихи? (об игрушках)

- Вам было задано домашнее задание – нарисовать свою любимую игрушку (на выставке рисунки по теме «Моя любимая игрушка»)

-Мы к вашим рисункам обратимся ещё позже.

- Продолжим речевую разминку. Прочитайте слова и вспомните произведение и его автора.

(на следующем слайде – слова из рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»)

(мама задерживалась, чай с бубликами, в окнах зажигались огоньки, стал скучать, самосвал – подарок, плавательный круг, коробочка от спичек, светло-зелёный огонёк)

- О чём это произведение? (о любви к живому, даже поменял дорогой папин подарок на светлячка в спичечной коробке, когда мальчик ждал маму и ему было скучно; – А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..)

4. Сообщение новой темы.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Драгунского. Что вы можете вспомнить об авторе.

- Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски– с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой. Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить.

- Главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Денис Драгунский давно вырос, а Дениска Кораблёв так и остался озорным мальчишкой. Виктор Драгунский умер почти 40 лет назад. Но книги его с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.

- Прочитайте название произведения. ( «Друг детства»)

- Как вы думаете, о чём это произведение. Ваши предположения.

- Кого можно считать другом? Каким должен быть друг? (составление кластера – друг – это …

друг

- Кто может быть другом? (предположения - ребята, животные, родители и т.д.)

- А у вас есть друзья?

- При чтении рассказа нам встретятся незнакомые слова

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Сподручней - удобнее

Душе угодно - очень много

Груша - спортивный снаряд

Астроном – учёный, изучающий космос Приспичило – захотелось

Утиль - вещи очень старые, негодные к употреблению .

ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Чтение по абзацам с остановками.

Виктор Драгунский «Друг детства».

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (Нашему герою 6 или 6 с половиной лет.) Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже.

То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром. (Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят? А что может нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания? Почему именно «приспичило», а не «захотелось» стать боксёром?)

астроном – учёный, изучающий космос

приспичило – захотелось

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу! (Понял ли папа Дениску сначала? Груша – фрукт, дерево Можно ли кожаную боксёрскую грушу считать обыкновенной? А вы её видели? Груша – это спортивный снаряд боксеров для отработки силы удара)

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. (Почему папа именно так ответил? спятил – сошёл с ума Серьёзно он отнёсся к просьбе сына?- часто сын менял свои увлечения)

И он оделся и пошёл на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. (А вы догадались, что могла придумать мама?)

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел (А копаться – это как? Долго, перебирая... Что же там можно увидеть?)

мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля.

(Вот, оказывается, что было в этой корзине! Поняли, что такое «утиль»?)

(игрушечный) утиль – вещи очень старые, негодные к употреблению или новые вещи? В нашем случае утиль – старые поломанные игрушки

И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! (Мама бросила Мишку на диван. Почему именно бросила? Не дорожила вещью. Что он для неё? Сарая игрушка сына. Почему мама называет его хорошим, отличным? Можно использовать как грушу: тугой толстый живот. Покажите, как можно «выкатить живот».)

(Итак, Дениске приспичило быть боксёром, и мама предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого Мишку.)

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

сподручнее – удобнее

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый (Отчего же он облезлый? С ним когда-то много играли. Мишка старый, не пушистый, возможно с дырочками), и у него были разные глаза: один – его собственный, а другой – из пуговицы от наволочки.

(Действительно, с ним много играли. А относились к нему как? Заботились. Он глаз потерял – пуговицу пришили.) И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот... (Смотрите, здесь Мишка как живой: так рад встрече, что про него вспомнили...)

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (Тогда – любил, жизнь бы отдал. А сейчас? Хочет использовать его в качестве боксёрской груши) И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами (Отчего смеётся? Может быть, от радости встречи, что про него вспомнили!), а я хочу тренировать об него силу удара...

– Ты что? – сказала мама. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. (Дениске сейчас хорошо или очень плохо? Он пережил и почувствовал свой будущий боксёрский удар мишке и устыдился этого. И ему уже не нужна помощь мамы, он хочет, чтобы она слёз не увидела...) И потом, когда я скрепился (скрепился - собрался, взял себя в руки) немного я сказал:

– Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.

Ален Бомбар (фр. Alain Bombard;27 октября 1924, Париж — 19 июля2005, Тулон) — французский врач, биолог, путешественник и политик. В 1952 году — в качестве научного опыта и акции по пропаганде разработанных им методов выживания для потерпевших кораблекрушение в открытом море — в одиночку пересёкАтлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев 2375 морских миль (4400 километров) за 65 дней (с 19 октября по 22 декабря). В пути питался пойманной рыбой и планктоном. На момент окончания эксперимента существенно подорвал своё здоровье[1]. Однако опыт завершился успешно.

7. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.

- Кто герой этого произведения?( Дениска)

-Кем Дениска решил стать?( Боксёром)

-А что для этого нужно? ( Много тренироваться, отрабатывать удары)

-Найдите и прочитайте, что предложила мама?

-Дениске понравилась эта идея? Как он об этом говорит? (Я очень обрадовался)

-Почему слово Мишка написано с большой буквы? ( Медвежонок любимый, а значит воспринимается как живой)

-Найдите и зачитайте, как его описывает Дениска?

-Можно ли по внешнему виду догадаться, как относился мальчик к своей игрушке?

-Как вы думаете, Дениска был рад встрече с Мишкой?

-Кем считал Дениска эту игрушку? ( Он для него как младший брат)

-Почему Дениска заплакал? ( От жалости и любви к своему другу, чувств, которые вновь его захлестнули)

-Почему Дениска «раздумал быть боксёром»? (Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).

-Кем считает Дениска свою игрушку? (Другом детства. Нельзя бить своего друга, даже если он – игрушка.)

- Перед чтением произведения я у вас спросила: у кого из вас есть друг? Кто он? (А у Дениски тоже есть друг – это игрушка. Игрушка знакома нам с детства, она олицетворяет живое существо)

-Мы прочитали историю В. Драгунского «Друг детства». Скажите, оправдались ли ваши предположения, которые мы высказывали перед чтением произведения?

(На доске: мальчик хочет стать боксёром, мальчик будет играть с мишкой, мальчик передумал быть боксёром).

- Как вы поняли, о чём это произведение, т.е. какова тема произведения? (О настоящей дружбе)

- Какова главная мысль рассказа? (нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные)

- Какое понятие получили сегодня на уроке, читая произведение «Друг детства»? (кто такой друг)

- Перед чтением я у вас спросила, есть ли у вас друг.

Вывод: Не только человек может быть другом, но и игрушки. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.

-А Дениса можно назвать настоящим другом? (Да, он обладает качествами настоящего друга.)

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.

- Откуда ещё мы можем пополнить наши знания о друге, ведь человек научился дружить давно, когда художественных произведений ещё не было (народная мудрсть заключается в пословицах) – пословицы на карточках

Крепкую дружбу и что земля без воды

С хорошим другом горы свернешь, а человек – друзьями.

Человек без друга, лучше новых двух.

Дерево держится корнями, топором не разрубишь.

Верному другу с плохим – горя хлебнешь.

Старый друг цены нет.

- Сможете пополнить уже имеющиеся знания новыми, которые почерпнули из пословиц? Беречь старых друзей, настоящая дружба крепкая, человек «силён» своими друзьями.

РАБОТА В ПАРАХ

— Сейчас поработаем в парах:

- Напомним, как работать в паре (уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем другого).

1-я группа ответит на вопрос:  Кто такой настоящий друг?

КАРТОЧКА 1

— Зачеркните слова, которые не подходят и добавь свои слова.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ — …

- ДОБРЫЙ

-  ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

-  ВРЕДНЫЙ

-  ВЕРНЫЙ

-  НАДЁЖНЫЙ

-  ГРУБЫЙ

-  ЗАБОТЛИВЫЙ

2-ягруппа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике Дениске.

КАРТОЧКА 2

— Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.

Дениска :

-сердечный

-добрый

-грубый

-верный

-жадный

-злой

-внимательный

-отзывчивый

-вежливый

3-ягруппа расскажет, о чём это произведение.

КАРТОЧКА 3

— Расставьте части правильно:

_ Дениска вспомнил своё детство.

_ Мальчик никогда не станет боксёром.

_ Дениска попросил купить папу боксёрскую грушу.

_ Мама достала старого плюшевого мишку.

3.Рефлексия деятельности

Работа в группах.

Составить пятистишье на этот рассказ к плюшевому мишке.

Например:

1. Друг

2. Мягкий, плюшевый

3. Слушает, утешает, радует

4. Он в беде не бросит.

5. Игрушка

Проверка

Д.З. На выбор.

- Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?

1. Выразительное чтение.

2. Пересказ от лица героя.

3. Сочинить рассказ о своем друге детства.

Выставление оценок.

infourok.ru