Детям о войне 1941-1945 для детского сада. Рассказы о в о войне для детей


Читаем детям о Великой Отечественной войне. Рассказ-воспоминание

Война вторглась в мирную жизнь самым бессовестным образом. Она нарушила планы миллионов людей, принесла много горя, страданий, потерь. Война отобрала у людей счастье.

Моему отцу было четыре года, когда в их деревню Старица, Орловской области, пришли немцы и заняли их дом. Это случилось 2 октября 1941 года. С этого дня надежды на мирное, счастливое детство рухнули.

Вернее рухнули они раньше, тогда, когда было объявлено, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Дед ушёл на войну сразу, с момента её объявления. Бабушка осталась в доме с тремя детьми одна. В этот дом и пришли немцы. С этого момента жизнь для бабушки коренным образом поменялась. Утреннее солнце теперь будило не только её детей. Оно будило и немцев, которые спали в соседних комнатах, в проходах, на веранде, везде…

Немцы завели свои порядки. Первым делом они угнали в Германию домашний скот. Забрали продукты: картошку, свеклу, морковь, капусту. Семья жила впроголодь, но держалась. Дед наказал бабушке строго-настрого беречь детей. Она, как могла, соблюдала этот наказ. Простая русская женщина, со славным именем Мария, характер имела твёрдый, несгибаемый. Детей в сложные, военные годы она уберегла. Летом ребята в огородах прятались. Зимой бабушка следила за ними жёстко: не дай бог, кто в доме встретится немцу на пути.

Родовое гнездо превратилось в постоялый двор. Кругом слышалась немецкая речь. На стенах в доме висели автоматы.

Зима 1941 года выдалась суровой. Природа словно хотела показать чужеземцам-захватчикам свой жестокий нрав. (Дескать, нечего делать в чужих краях, а то приморожу, погублю). Злилась, зима, сердечная, на появившихся чужеземцев.

Страшились захватчики русской зимы. Но и нашим приходилось несладко. У жителей деревни немцы отобрали все теплые вещи: шапки, варежки, шарфы, носки…Дети постоянно мёрзли. Но дух был несгибаемым. Если дома вдруг случится беда, то что писать в письмах тем, кто на передовой?

Немцы страшно боялись партизан. В округе вырубили все деревья, чтобы лучше был обзор территории.

А ещё они нещадно грабили. Обворовывали церкви, забирали сельскохозяйственную технику, инструмент, мало-мальские ценные вещи.

Вот так и жили. А война была не рядом. Она была здесь же. Дети видели, как постоянно падали самолёты, рвались снаряды, слышали грохот орудий. Всё смешалось: быт, жизнь, война.

Русские солдаты освободили деревню в августе 1943 года. Дед прошел всю войну и вернулся домой живым. Дома его ждала семья.

Автор текста: Ирис Ревю

detskiychas.ru

Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников.

Рассказы Сергея Алексеева о Великой Отечественной войне. Интересные, познавательные и необычные рассказы о поведении солдат, бойцов во время войны.

ОГОРОДНИКИБыло это незадолго до Курской битвы. В стрелковую часть прибыло пополнение.Старшина обходил бойцов. Шагает вдоль строя. Рядом идёт ефрейтор. Держит карандаш и блокнот в руках.Глянул старшина на первого из бойцов:— Картошку сажать умеешь?Боец смутился, пожал плечами.Дальше шагнул старшина:— Картошку сажать умеешь?— Умею! — звонко сказал солдат.— Два шага вперёд.Вышел солдат из строя.— Пиши в огородники, — сказал старшина ефрейтору.Дальше идёт старшина:— Картошку сажать умеешь?— Умею.— Умею.— Не пробовал.— Умею.— Не приходилось, но если надо…— Умею.— Умею.— Хватит, — сказал старшина.Вышли вперёд бойцы. Оказался в строю умеющих и солдат Анатолий Скурко. Гадает солдат Скурко: куда это их, умеющих? «Картошку сажать — так по времени поздно. (Уже вовсю заиграло лето.) Если её копать, то по времени очень рано».Гадает солдат Скурко. И другие бойцы гадают:— Картошку сажать?— Морковку сеять?— Огурцы для штабной столовой?Посмотрел на солдат старшина.— Ну что же, — сказал старшина. — Отныне вам быть в минёрах, — и вручает солдатам мины.Приметил лихой старшина, что тот, кто умеет сажать картофель, быстрей и надёжнее ставит мины.Усмехнулся солдат Скурко. Не сдержали улыбок и другие солдаты.Приступили к делам огородники. Конечно, не сразу, не в тот же миг. Ставить мины не такое простое дело. Специальную тренировку прошли солдаты.На многие километры на север, на юг, на запад от Курска протянули минёры минные поля и заслоны. Только в первый день Курской битвы на этих полях и заслонах подорвалось более ста фашистских танков и самоходных орудий.Идут минёры.— Ну как, огородники?— Полный во всём порядок.

НЕОБЫЧНАЯ ОПЕРАЦИЯПоражался Мокапка Зяблов. Непонятное что- то творилось у них на станции. Жил мальчик с дедом и бабкой недалеко от города Суджи в небольшом рабочем посёлке при станции Локинской. Был сыном потомственного железнодорожника.Любил Мокапка часами крутиться около станции. Особенно в эти дни. Один за одним приходят сюда эшелоны. Подвозят военную технику. Знает Мокапка, что побили фашистов наши войска под Курском. Гонят врагов на запад. Хоть и мал, да с умом Мокапка, видит — приходят сюда эшелоны. Понимает: значит, здесь, в этих местах, намечается дальнейшее наступление.Идут эшелоны, пыхтят паровозы. Разгружают солдаты военный груз.Крутился Мокапка как-то рядом с путями. Видит: новый пришёл эшелон. Танки стоят на платформах. Много. Принялся мальчик танки считать. Присмотрелся — а они деревянные. Как же на них воевать?!Бросился мальчик к бабке.— Деревянные, — шепчет, — танки.— Неужто? — всплеснула руками бабка. Бросился к деду:— Деревянные, деда, танки. Поднял старый глаза на внука. Помчался мальчишка к станции. Смотрит: снова идёт эшелон. Остановился состав. Глянул Мокапка — пушки стоят на платформах. Много. Не меньше, чем было танков.Присмотрелся Мокапка — так ведь пушки тоже, никак, деревянные! Вместо стволов — кругляки торчат.Бросился мальчик к бабке.— Деревянные, — шепчет, — пушки.— Неужто?.. — всплеснула руками бабка. Бросился к деду:— Деревянные, деда, пушки.— Что-то новое, — молвил дед.Много непонятного творилось тогда на станции. Прибыли как-то ящики со снарядами. Горы выросли этих ящиков. Доволен Мокапка:— Здорово всыпят фашистам наши!И вдруг узнаёт: пустые на станции ящики. «Зачем же таких-то и целые горы?!» — гадает мальчик.А вот и совсем непонятное. Приходят сюда войска. Много. Колонна спешит за колонной. Идут открыто, приходят засветло.— Наши идут! Наши идут! — голосит Мокапка.Лёгкий характер у мальчика. Сразу познакомился с солдатами. Дотемна всё крутился рядом. Утром снова бежит к солдатам. И тут узнаёт: покинули ночью эти места солдаты.Стоит Мокапка, опять гадает.Не знал Мокапка, что применили наши под Суджей военную хитрость.Ведут фашисты с самолётов разведку за советскими войсками. Видят: приходят на станцию эшелоны, привозят танки, привозят пушки.Замечают фашисты и горы ящиков со снарядами. Засекают, что движутся сюда войска. Много. За колонной идёт колонна. Видят фашисты, как подходят войска, а о том, что ночью незаметно отсюда они уходят, об этом враги не знают.Ясно фашистам: вот где готовится новое русское наступление! Здесь, под городом Суджей. Стянули под Суджу они войска, на других участках силы свои ослабили. Только стянули — и тут удар! Однако не под Суджей. В другом месте ударили наши. Вновь победили они фашистов. А вскоре и вовсе разбили их в Курской битве.

Владимир Богомолов. Необыкновенное утроДедушка подошел к кровати внука, пощекотал его щеку своими седоватыми усами и весело сказал:— Ну, Иванка, поднимайся! Пора вставать!Мальчик быстро открыл глаза и увидел, что дедушка одет необычно: вместо всегдашнего темного костюма на нем военный китель. Ваня сразу узнал этот китель — дедушка сфотографировался в нем в мае 1945 года в последний день войны в Берлине. На кителе зеленые погоны с маленькой зеленой звездочкой на красной узкой полоске, а над карманом легонько позванивают медали на красивых разноцветных лентах.На фотокарточке дедушка очень похож, только усы у него совсем черные-черные, а из-под козырька фуражки выглядывал густой волнистый чуб.— Иван-богатырь, поднимайся! В поход собирайся! — весело гудел над его ухом дедушка.— А разве сегодня уже воскресенье? — спросил Ваня. — И мы пойдем в цирк?— Да. Сегодня воскресенье, — дедушка показал на листок календаря. — Но воскресенье особенное.Мальчик посмотрел на календарь: «Какое-такое особенное воскресенье?» — подумал он. На листке календаря название месяца, число было напечатано красной краской. Как всегда. «Может быть, сегодня День Победы? Но праздник этот бывает весной, в мае, а сейчас еще зима… Почему дедушка в военной форме?»— Да ты погляди хорошенько, — сказал дедушка и поднял Ваню на руках, поднес к календарю и спросил:— Видишь, какой месяц? — И сам ответил:— Февраль месяц. А число? Второе. А что в этот день было, много-много лет назад, в 1943 году? Забыл? Эх ты, Иван — солдатский внук! Я тебе говорил, и не раз. И в прошлом году, и в позапрошлом… Ну, припомнил?..— Нет, — честно признался Ваня. — Я же тогда был совсем маленьким.Дедушка опустил внука на пол, присел на корточки и показал на желтую начищенную медаль, которая висела на кителе первой после двух серебряных — «За отвагу» и «За боевые заслуги». На кружочке медали были отчеканены солдаты с винтовками. Они шли в атаку под развернутым знаменем. Над ними летели самолеты, а сбоку мчались танки. Наверху, возле самого края было вытеснено: «За оборону Сталинграда».— Вспомнил, вспомнил! — обрадованно закричал Ваня. — В этот день вы разбили фашистов на Волге…Дедушка разгладил усы и, довольный, пробасил:— Молодец, что вспомнил! Не забыл, значит. Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!* * *Пойдем, читатель, и мы за дедушкой, и вспомним о тех днях, когда у города на Волге решалась судьба нашей страны, нашей Родины.* * *Дедушка с внуком шли по зимнему солнечному городу. Под ногами поскрипывал снежок. Мимо проносились звонкие трамваи. Шуршали тяжело большими шинами троллейбусы. Одна за одной мчались машины… Приветливо кивали пешеходам заснеженными ветками высокие тополя и широкие клены… Солнечные зайчики отскакивали от голубых окон новых домов и бойко прыгали с этажа на этаж.Выйдя на широкую Привокзальную площадь, дедушка и мальчик остановились у заснеженной клумбы.Над зданием вокзала в голубое небо поднимался высокий шпиль с золотой звездой.Дедушка достал портсигар, закурил, окинул взглядом железнодорожный вокзал, площадь, новые дома, и снова события далеких военных лет припомнились ему… младшему лейтенанту запаса, воину-ветерану.* * *Шла Великая Отечественная война.Гитлер заставил участвовать в войне против нас другие страны — своих союзников.Враг был сильный и опасный.Пришлось временно отступать нашим войскам. Пришлось временно отдать врагу наши земли — Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию…Хотели фашисты взять Москву. Уже в бинокли рассматривали столицу… День парада назначили…Да разбили советские солдаты вражеские войска под Москвой зимой 1941 года.Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить город Сталинград.Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистким войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам.Кроме того, захват Сталинграда разделил бы фронт наших армий надвое, отрезал центральные области от южных, а главное, дал бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.* * *Перебросив на южное направление 90 дивизий, все резервы, создав перевес в живой силе и технике, фашистские генералы в середине июля 1942 года прорвали оборону нашего Юго-Западного фронта и двинулись к Сталинграду.Советское командование предприняло все, чтобы задержать врага.Срочно были выделены две резервные армии. Они стали на пути гитлеровцев.Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт.Из города эвакуировали женщин, детей, стариков. Вокруг города построили оборонительные сооружения. На пути фашистских танков встали стальные ежи и надолбы.На каждом заводе рабочие создали батальоны добровольцев-ополченцев. Днем они собирали танки, делали снаряды, а после смены готовились к защите города.Фашистские генералы получили приказ — стереть с лица земли город на Волге.И в солнечный день 23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград.Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнке- ли», сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу вздымались громадные огненные столбы. Город весь окутался дымом — зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров.После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!И получили приказ: взять Сталинград!Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и к Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих- добровольцев, чекисты, зенитчики и курсанты военного училища.Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.Владимир Богомолов. Батальон ФедосееваВражеским солдатам удалось прорваться к железнодорожному вокзалу города.У вокзала четырнадцать дней шли жестокие бои. Бойцы батальона старшего лейтенанта Федосеева стояли насмерть, отбивая все новые и новые атаки врага.Наше командование держало связь с батальоном Федосеева сначала по телефону, а когда фашисты окружили вокзал, то по рации.Но вот Федосеев не стал отвечать на позывные штаба. Целый день вызывали его, а он молчит. Решили, что все бойцы батальона погибли. Настало утро, и над разбитой крышей одного из домов увидели — развевается красное знамя. Значит, живы федосеевцы и продолжают биться с врагом!Командующий армией генерал Чуйков велел доставить приказ старшему лейтенанту Федосееву, чтобы он с бойцами отошел на новые позиции.Послали связным сержанта Смирнова. Добрался сержант кое-как до развалин вокзала и узнал, что от батальона осталось всего десять человек. Погиб и командир, старший лейтенант Федосеев.Спрашивает связной: «Что молчите? Почему не отвечаете на позывные штаба?»Оказалось, что снарядом разбило рацию. Убило радиста.Стали бойцы дожидаться ночи, чтобы отойти на новые позиции. А в это время фашисты снова начали атаку.Впереди танки, а за ними автоматчики.Залегли федосеевцы в развалинах.Ждут.Вражеские солдаты наступают.Всё ближе. Ближе.Федосеевцы молчат.Ждут.Решили гитлеровцы, что погибли все наши бойцы… И, поднявшись во весь рост, устремились к вокзалу.— Огонь! — раздалась команда.Застрочили автоматы и пулеметы.В танки полетели бутылки с горючей смесью.Загорелся один танк, забуксовал другой, остановился третий, назад повернул четвертый, а за ним и фашистские автоматчики…Воспользовались бойцы паникой противника, сняли пробитое осколками знамя и подвалами вышли к своим, на новые позиции.Дорого заплатили фашисты за вокзал.* * *В середине сентября гитлеровские войска снова усилили атаки.Им удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом, за каждый этаж…* * *От вокзала дедушка с внуком пошли к набережной Волги.Пойдем и мы за ними.Рядом с домом, у которого они остановились, на сером квадратном постаменте установлена башня танка.Здесь во время сражений за город находился штаб главной, центральной, переправы.Вправо и влево от этого места тянулись окопы по всему волжскому берегу. Здесь обороняли наши войска подступы к Волге, отсюда отбивали атаки врага.Такие памятники — зеленая башня танка на постаменте — стоят по всей нашей линии обороны.Здесь дали бойцы-сталинградцы клятву: «Ни шагу назад!» Дальше, к Волге, не пустили они врага — берегли подступы к переправам через реку. С того берега наши войска получали подкрепление.Переправ через Волгу было несколько, но у центральной фашисты особенно лютовали.Владимир Богомолов. Рейс «Ласточки»Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.Однажды был такой случай…Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».Но командир баржи постарался успокоить бойцов:— Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.Стало вокруг светло как днем.За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.Одна мина попала на баржу.Начался пожар. Пламя побежало по палубе.Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и… «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.* * *Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.Владимир Богомолов. 58 дней в огнеОт центральной переправы до площади Ленина, главной площади города, совсем близко.Еще издали замечают прохожие со стены дома, что выходит на площадь, солдата в каске. Смотрит солдат внимательно и серьезно, словно просит не забыть о тех, кто сражался здесь, на площади.До войны этот дом знали немногие — лишь те, кто жил в нем. Теперь этот дом — знаменитый!Дом — Павлова! Дом солдатской славы!* * *Дом этот был тогда единственным уцелевшим домом на площади, недалеко от переправы.Фашистам удалось захватить его.Расставив на этажах пулеметы и минометы, вражеские солдаты начали обстреливать наши позиции.* * *Вызвал командир полка Елин к себе разведчиков — сержанта Якова Павлова и бойцов: Сашу Александрова, Василия Глущенко и Николая Черноголова.— Вот что, ребята, — сказал полковник, — сходите ночью в гости к фрицам. Узнайте, сколько их там, как к ним лучше пройти и можно ли их оттуда выбить.Дом этот — очень важный объект в стратегическом отношении. Кто им владеет, тот и держит под огнем весь район Волги…Ночью в ту пору на улицах было темно, как в пещере. Гитлеровские солдаты очень боялись темноты. То и дело выпускали они в ночное небо осветительные ракеты. И как заметят какое-либо движение с нашей стороны, что-то подозрительное — сразу открывают ураганный огонь.В такую тревожную ночь и отправился сержант Павлов со своими товарищами в разведку. Где согнувшись, а где ползком по-пластунски добрались они до крайней стены этого дома.Залегли, не дышат. Слушают.Фашисты в доме переговариваются, покуривают, из ракетниц постреливают.Подполз Павлов к подъезду, притаился. Слышит — кто-то из подвала поднимается.Приготовил сержант гранату. Тут небо осветила ракета, и разведчик разглядел у подъезда старушку. И она увидела бойца, обрадовалась.Павлов тихо спрашивает:— Вы что тут делаете?— Не успели за Волгу уехать. Тут несколько семей. Немцы нас в подвал загнали.— Понятно. А много немцев в доме?— В тех подъездах не знаем, а в нашем человек двадцать.— Спасибо, мамаша. Спрячьтесь быстро в подвал. Остальным передайте: не выходить никому. Мы сейчас фрицам небольшой фейерверк устроим.Вернулся Павлов к товарищам, доложил обстановку.— Будем действовать!Подползли разведчики к дому с двух сторон, приловчились и швырнули в оконные рамы по гранате.Один за другим раздались сильные взрывы. Полыхнуло пламя. Запахло гарью.Ошарашенные неожиданным нападением фашисты выскакивали из подъездов, выпрыгивали из окон — и к своим.— По врагу огонь! — командовал Павлов.Разведчики открыли огонь из автоматов.— За мной! Занимай этажи!..На втором этаже бойцы бросили еще несколько гранат. Враги решили, что на них напал целый батальон. Побросали гитлеровцы все и бросились врассыпную.Разведчики осмотрели этажи во всех подъездах, убедились — ни одного живого фашиста в доме не осталось — и Павлов отдал команду занять оборону. Гитлеровцы решили отбить дом.Целый час обстреливали они дом из пушек и минометов.Кончили обстрел.Тишина.Решили гитлеровцы, что батальон русских солдат не выдержал и отошел к своим.Немецкие автоматчики снова двинулись к дому.— Без команды не стрелять! — передал сержант Павлов бойцам.Вот уже автоматчики у самого дома.— Огонь!Меткие очереди павловцев косили врагов.Снова отступили фашисты.И опять на дом посыпались мины и снаряды.Казалось гитлеровцам, что ничто живое там уже не могло остаться.Но только вражеские автоматчики поднимались и шли в атаку, как их встречали меткие пули и гранаты разведчиков.Два дня штурмовали фашисты дом, но так и не смогли его взять.Поняли гитлеровцы, что потеряли важный объект, откуда они могут обстреливать Волгу и все наши позиции на берегу, и решили во что бы то ни стало выбить из дома советских солдат. Подбросили свежие силы — целый полк.Но и наше командование укрепило гарнизон разведчиков. На помощь сержанту Павлову и его бойцам пришли пулеметчики, бронебойщики, автоматчики.58 дней защищали этот дом-рубеж советские бойцы.* * *К заводу «Красный Октябрь» можно проехать на троллейбусе по проспекту Ленина.Ваня примостился у окна и каждый раз, когда проезжали мимо танковых башен на постаментах, радостно тормошил деда и выкрикивал: «Еще! Еще одна!.. Опять!.. Смотри, дедушка! Смотри!..»— Вижу, внучек! Вижу! Это все передний край нашей обороны. Здесь бойцы стояли насмерть, и фашистские войска так и не смогли прорваться дальше.Троллейбус остановился.— Следующая остановка «Красный Октябрь»! — объявила водитель.— Наша, внучек! Готовься выходить.* * *Заводы Сталинграда.В их цехах рабочие города стояли у станков по две-три смены — варили сталь, собирали и ремонтировали выведенные врагом из строя танки и пушки, изготавливали боеприпасы.Из цехов шли рабочие-ополченцы драться с врагом за родной город, за родной завод.Сталевары и прокатчики, сборщики, токари и слесари становились солдатами.Отбив атаки врага, рабочие вновь возвращались к своим станкам. Заводы продолжали работать.Защищая родной город, родной завод, прославились сотни отважных рабочих и среди них — первая женщина-сталевар Ольга Кузьминична Ковалева.Владимир Богомолов. Ольга КовалеваВpaг в полутора километрах от тракторного завода, в поселке Мелиоративный.Отряд ополченцев получил задание выбить немцев из поселка.Бой завязался у поселка, на подступах к нему.Ополченцы пошли в атаку. Среди них была и командир отделения — Ольга Ковалева.Гитлеровцы открыли по атакующим сильный огонь из пулеметов и минометов…Пришлось залечь.Прижались ополченцы к земле, поднять головы не могут. Смотрят — немцы пошли в атаку. Вот-вот обойдут их.В это время по цепи бойцов сообщили, что погиб командир отряда.И тогда Ольга Ковалева решила поднять бойцов в контратаку. Встала она во весь рост и крикнула:— За мной, товарищи! Не пропустим врага к нашему заводу! В наш город!!!Услышали рабочие призыв Ольги Ковалевой, поднялись и устремились навстречу врагу.— За родной завод! За наш город! За Родину! Ура!..Выбили гитлеровцев из поселка.Много ополченцев полегло в том бою. Погиблаи Ольга Кузьминична Ковалева.* * *В честь героев-ополченцев у заводских проходных установлены памятники.На мраморных плитах имена тех, кто отдал жизнь в боях за город, за родной завод.Идут на завод рабочие и клянутся павшим трудиться так, чтобы не опозорить их воинской чести.Возвращаются со смены — мысленно докладывают, что сделано за трудовой рабочий день.* * *На тракторном заводе у центральной проходной установлен настоящий танк Т-34.Такие боевые машины выпускали здесь в войну.Когда враг подошел к городу, танки прямо с конвейера направлялись в бой.Немало героических подвигов совершили советские танкисты в дни великой битвы на Волге.

 

Рассказ Сергея Алексеева о генерале Панфилове, о том, что войска под его руководством добивались огромных успехов в боях под Москвой, генарал-майор Иван Васильевич Панфилов не дожил до победы, он погиб смертью храбрых защищая Москву.

ГЕНЕРАЛ ПАНФИЛОВ

Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал Панфилов. 28 героев-панфиловцев как раз из дивизии генерала Панфилова.

Немолод уже Панфилов. К вискам седина подбежала. В морщинках лицо и лоб. По-солдатски подтянут всегда Панфилов. Шапка-ушанка. Полушубок сибирский. Грудь ремнями от пистолета, от командирской сумки схвачена крест-накрест.

Не знает Панфилов усталости. Часто бывает в кругу солдат. Любят солдаты Панфилова. Вот и сейчас генерал на боевых позициях.

Трудно панфиловцам. Пять дивизий врага штурмуют одну, советскую, 30 дней. И всё бой и бой.

Приехал Панфилов к артиллеристам:

— Привет, бомбардиры-кудесники!

Улыбаются артиллеристы. Приятно такое слышать.

— Бейте, сынки, — наставляет Панфилов, — фашиста прямой наводкой. Не забывайте — пушки колёса имеют. Пушку, сынки, подкатить к самому дьяволу можно.

— Так точно, можно, — смеются артиллеристы.

Так и поступают артиллеристы. Навстречу врагу выдвигают пушки. Разят фашистов огнём и сталью.

Приехал генерал к пулемётчикам:

— Привет, глаза молодые, острые!

В улыбке цветут пулемётчики. Похвала, теплота в словах генерала. Наставляет солдат Панфилов:

— Не томите, сынки, дальним полётом пулю. Бей врага с расстояния близкого.

— Есть, товарищ генерал! — весело отвечают пулемётчики.

Выполняют совет генерала в бою солдаты. Подпускают фашистов на близкую дистанцию.

Приехал Панфилов к истребителям танков, к гранатомётчикам:

— Привет, дрессировщики Дуровы, укротители фашистского зверя!

Улыбаются гранатомётчики. Ведь недаром слова такие. И вправду они укротители. Не знают солдаты страха.

Наставляет Панфилов солдат:

— Фашист сидит за бронёй. Потому он и храбрый. А вы скорлупку с него срывайте. Скорлупку, скорлупку, сынки, срывайте.

Смеются солдаты. Нравится им про скорлупку. Сражаются отважно гранатомётчики. Бьют в упор по фашистским танкам. Скорлупку с врагов срывают.

Любят солдаты генерала Панфилова. Заботливый он генерал. Накормлен солдат, напоен, тепло ли одет, обут? Нет ли задержек с куревом? Давно ли в бане вымылся солдат? Всё беспокоит Панфилова. Любят солдаты своего генерала. С ним хоть в огонь, хоть в бездну.

Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов не дожил до победы. Защищая Москву от фашистов, смертью храбрых погиб генерал Панфилов. Погиб генерал, да оставил панфиловцев — отважных и стойких воинов. Не раз отличились в боях под Москвой панфиловцы.

Скажешь «панфиловцы» — сразу героев рождает память.

 

Это рассказ о великом генерале Жукове, о его умении руководить и брать ответственность за свои решения. Рассказ Сергея Алексеева для школьников.

ГЕНЕРАЛ ЖУКОВ

Командующим Западным фронтом — фронтом, в состав которого входило большинство войск, защищавших Москву, — был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.

Прибыл Жуков на Западный фронт. Докладывают ему штабные офицеры боевую обстановку.

Бои идут у города Юхнова, у Медыни, возле Калуги.

Находят офицеры на карте Юхнов.

— Вот тут, — докладывают, — у Юхнова, западнее города… — и сообщают, где и как расположены фашистские войска у города Юхнова.

— Нет, нет, не здесь они, а вот тут, — поправляет офицеров Жуков и сам указывает места, где находятся в это время фашисты.

Переглянулись офицеры. Удивлённо на Жукова смотрят.

— Здесь, здесь, вот именно в этом месте. Не сомневайтесь, — говорит Жуков.

Продолжают офицеры докладывать обстановку.

— Вот тут, — находят на карте город Медынь, — на северо-запад от города, сосредоточил противник большие силы, — и перечисляют, какие силы: танки, артиллерию, механизированные дивизии…

— Так, так, правильно, — говорит Жуков. — Только силы не вот здесь, а вот тут, — уточняет по карте Жуков.

Опять офицеры удивлённо на Жукова смотрят. Забыли они про дальнейший доклад, про карту.

— Слушаю дальше, — сказал командующий.

Вновь склонились над картой штабные офицеры. Докладывают Жукову, какова боевая обстановка у города Калуги.

— Вот сюда, — говорят офицеры, — к югу от Калуги, подтянул противник мотомехчасти. Вот тут в эту минуту они стоят.

— Нет, — возражает Жуков. — Не в этом месте они сейчас. Вот куда передвинуты части, — и показывает новое место на карте.

Остолбенели штабные офицеры. С нескрываемым удивлением на нового командующего смотрят. Уловил Жуков недоверие в глазах офицеров. Усмехнулся.

— Не сомневайтесь. Всё именно так. Вы молодцы — обстановку знаете, — похвалил Жуков штабных офицеров. — Но у меня точнее.

Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб — поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения.

Во многих битвах принимал участие генерал, а затем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков — выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны. Это под его руководством и под руководством других советских генералов советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях и разбили фашистов в великой Московской битве.

 

Рассказы для школьников о войне. Рассказы Сергея Алексеева. Рассказ: Подвиг у Дубосекова; Экзамен. Рассказы о великой Московской битве.

ПОДВИГ У ДУБОСЕКОВА

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук (была в те годы такая должность) Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

— Батюшки, двадцать штук!

Усмехнулся Клочков:

— Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

— Меньше, — сказал рядовой Емцов.

— Конечно, меньше, — сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

— Ура! — разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк.

Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

Рассмеялся сержант Петренко:

— Поперхнулся, видать, разбойник.

— Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.

— Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

— Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты.

— Москва!

Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково — для каждого русского сердца дорогое, святое место.

ЭКЗАМЕН

Не повезло лейтенанту Жулину.

Все друзья в боевых полках. Жулин служит в учебной роте.

Обучает лейтенант ополченцев. На защиту Москвы поднялись тысячи добровольцев. Создавались роты, полки и даже целые дивизии народного ополчения.

У ополченцев знаний военных мало. Где у винтовки курок, где боёк, зачастую путают.

Обучает Жулин ополченцев стрельбе по мишеням. Учит штыком по мешкам колоть.

Тяготится молодой офицер своим положением. Бои идут у самой Москвы. Охватывает враг советскую столицу огромным полукольцом. Рвётся с севера, рвётся с юга. Атакует в лоб. Дмитров, Клин, Истра в руках у фашистов. Бои идут всего в сорока километрах от Москвы, у посёлка Крюково.

Рвётся Жулин к друзьям на фронт. Подаёт рапорт начальству.

Подал раз — отказали.

Подал два — отказали.

Подал три — отказали.

— Ступайте к своим ополченцам, — отвечает ему начальство.

Кончилось тем, что пригрозило начальство Жулину, что приедет к нему с проверкой. Устроит и ему и бойцам экзамен.

И верно. Прошёл день или два. Глянул Жулин — приехало начальство. К тому же начальство высшее — сам генерал в машине.

В этот день проводил лейтенант с бойцами занятия в лесу, на лесной поляне, недалеко от посёлка Нахабино. Рыли солдаты окопы. По мишеням вели стрельбу.

Тишь, благодать кругом. Сосны стоят и ели.

Бросился Жулин генералу навстречу, руку поднёс к пилотке.

— Товарищ генерал, рота лейтенанта Жулина… — стал докладывать Жулин. Вдруг слышит самолётный гул прямо над головой. Поднял Жулин глаза — самолёт. Видит: не наш — фашистский.

Прекратил лейтенант доклад, повернулся к бойцам.

— К бою! — подал команду.

Между тем фашистский самолёт развернулся и открыл огонь по поляне. Хорошо, что бойцы отрыли окопы, укрылись они от пуль.

— Огонь по фашисту! — командует Жулин.

Открыли огонь ополченцы.

Секунда, вторая — и вдруг вспыхнул вражеский самолёт. Ещё секунда — выпрыгнул лётчик. Раскрылся парашют, приземлился у самого края поляны.

Побежали солдаты, взяли фашиста в плен.

Доволен Жулин. Поправил пилотку, гимнастёрку одёрнул. К генералу опять шагнул. Козырнул. Замер по стойке «смирно».

— Товарищ генерал, рота лейтенанта Жулина проводит учебные занятия.

Улыбнулся генерал, повернулся к ополченцам:

— Благодарю за службу, товарищи!

— Служим Советскому Союзу, — точно по уставу, дружно ответили ополченцы.

— Вольно, — сказал генерал. На Жулина одобряюще глянул.

Вместе с генералом приехали и два майора.

— Товарищ генерал, — шепчут майоры, — разрешите начать экзамен.

— Зачем же? — сказал генерал. — Считаю: экзамен принят.

Подошёл и крепко руку пожал лейтенанту Жулину. А потом и орден прислали Жулину. Жулину — орден. Солдатам — медали.

Важное дело — готовить войска к боям. Во многих местах: под Москвой, на Урале, в Сибири, в Средней Азии, на Дальнем Востоке — завершают войска обучение. Пройдёт немного времени, и новые силы встанут здесь, под Москвой, на пути у фашистов.

Шагает, шагает время. Не в пользу фашистов часы считают.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ НАЙДЕТ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ!

detidoma.net

Детский сад Орлёнок Касли - Рассказы детям о войне

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

.Рассказы из истории для дошкольников С.В. Новикова.

Великая Отечественная война советского народа

Летом 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Фашисты, желавшие завоевать весь мир и установить свои порядки на всей земле, считали, что только Германия способна управлять всеми народами. Ко времени нападения на Советский Союз фашисты успели покорить народы многих европейских стран, армии которых не устояли перед ударами считавшихся непобедимыми фашистских войск. Почти вся Европа оказалась под властью фашистов. Везде они устанавливали жестокие порядки, не щадя ни женщин, ни детей.

На рассвете утром 22 июня 1941 года сотни фашистских самолётов и танков нарушили границы Советского! Союза и продвинулись на большое расстояние в глубь нашей страны. Тысячи артиллерийских орудий открыли! огонь по советской территории. Полыхали огнём города! и деревни. Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска Красной Армии оказались не готовы к внезапному удару фашистов. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались. Весь советский народ встал на защиту сво­ей родины, и эту войну стали называть Великой Отечес­твенной войной советского народа против вероломных фашистских захватчиков.

Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захват­чики атаковали её защитников — советских погранични­ков. Но те оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли её и двинулись дальше. Крепость и её доблест­ные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались советские погранични­ки. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осы­пали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» — написал на стене кре­пости штыком один из последних её защитников. Так и не покорились фашистам славные советские погра­ничники. Они сражались до последнего солдата, до по­следнего патрона. Долго ещё фашисты с опаской обхо­дили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

Неожиданное нападение фашистов не застало врас­плох советских моряков. Артиллерия боевых кораблей дала достойный отпор фашистским бомбардировщикам. Так и не сумели они потопить хотя бы один наш корабль.

И всё же начало войны было трагическим для войск Красной Армии. Её командиры не ожидали такого мощ­ного напора врага. Многие из них геройски погибли в первые же дни войны, многие просто растерялись. На­рушилась связь между армиями, некоторые отступав­шие части попадали в окружение вражеских войск и ока­зывались в плену.

На первых порах сильно не хватало боевых самолётов, уничтоженных фашистами прямо на аэродромах, мало было танков. Советское правительство вначале не смогло осознать весь ужас катастрофы, нависшей над страной в результате нападения фашистского агрессора. Приказы сражающимся войскам, посылаемые из Москвы, не успе­вали дойти вовремя, а фашистские самолёты бомбили мосты и переправы через реки, чтобы затруднить отступ­ление наших солдат. С огромным трудом удалось некото­рым советским генералам сдерживать врага. Однако много крупных городов и важных центров ему всё же удалось захватить.

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»

Под эти слова знаменитой песни, написанные в первые дни войны, отправлялись на фронт советские солдаты. Но битвы были не только на фронтах жестокой войны. Для того чтобы многие заводы и фабрики, запасы продуктов и оружие не достались наступавшему врагу, было решено их переправить на восток, в те районы страны, куда не могли дотянуться хищные щупальца фашистского зверя.

Под непрерывными бомбёжками вражеских самолётов, под оглушительный грохот канонады орудий рабочие грузили станки со своих фабрик и заводов в поезда и отправляли их далеко на восток — на Урал и в Сибирь. С помощью местного населения на новых местах возводились предприятия, выпускавшие танки, самолёты и другое вооружение для сражающейся Красной Армии.

Иногда случалось так, что ещё стены и крыши нового завода не были построены, но станки и оборудование уже работали. Фронт очень нуждался в боевых машинах. Поэтому навстречу поездам, вывозившим на восток всё, что нужно было для нового производства, уже спешили воинские эшелоны с новенькими танками, самолётами и артиллерийскими орудиями.

«Всё для фронта, всё для победы!» — это стало главной задачей тружеников тыла Советской страны. И они оправдали надежды фронтовиков. Без их самоотверженной работы не смогла бы наша армия одерживать долгожданные победы над врагом. Вместо ушедших на войну отцов к заводским станкам становились их жёны и дети. Старики-пенсионеры делились с молодёжью своим трудовым опытом.

Трудовой героизм нашего народа не уступал героизму советских солдат на фронтах войны. Люди работали круглосуточно, иногда под открытым небом, в условиях холодной зимы. Но уже к середине второго года войны именно восточные районы страны стали главным арсеналом, где производилась боевая техника, вооружение и боеприпасы.

На селе, в прифронтовых районах, несмотря на обстрелы и бомбёжки врага, колхозники спасали урожай и не позволяли фашистам захватить запасы зерна. В глубь страны было вывезено много скота, сельскохозяйственных машин, зерна нового урожая. Колхозники отдалён­ных от фронта районов также выращивали хлеб для отправки его на фронт. Нередко сами голодая, они кормили советских солдат, защищавших страну от врага.

Последнее сражение войны

Четвёртый год шла война. Сколько горя осталось позади! И битва под Москвой, первая серьёзная победа нашей армии, и окружение фашистских армий под городом Сталинградом, и сражение под Курском, решившее участь фашистских войск, — всё это уже позади. Освобождены от врага советские земли. Наши солдаты уверенно продвигались по дорогам Европы к Берлину, чтобы уничтожить фашистов в их доме. И опять Жуков, теперь уже маршал, стал командовать победоносными советскими армиями.

Фашисты постарались сделать из Берлина неприступную крепость. Они собирались надолго задержать наши войска перед столицей своего государства, чтобы выиграть время. А оно им нужно было для того, чтобы накопить силы для отпора. Но враг просчитался. Уже весной последнего года войны, весной победоносного 1945 года, солдаты Советской армии стояли у стен Берлина. Последний рывок — и враг будет повержен. В апреле, весенней ночью, тысячи советских артиллерийских орудий открыли яростный огонь по фашистской столице. Тысячи бомб упали на город. Однако враг упорно защищался.

И вдруг со стороны советских войск ослепительно зажглись десятки ярких солнц. Это по приказу маршала Жукова позиции оборонявшихся фашистов стали освещать мощные прожектора. Ночная тьма сразу же отступила. Стало светло как днём. В ужасе бросая оружие, испуганные фашисты покидали свои окопы. Поначалу они подумали, что русские использовали в битве за Берлин новое секретное оружие. Да, это было новое оружие, но вовсе не секретное. Оно давно уже известно всем врагам нашей многострадальной Родины — талант российских полководцев, героизм народа, беззаветная вера и умение наших солдат и офицеров сражаться, уверенность всего народа в скорой победе над ненавистным врагом. Тёплым весенним майским утром 1945 года над поверженной фашистской столицей уже реяло красное знамя — знамя великой победы.

И по сей день весь наш народ каждый год 9 мая отмечает как праздник великой победы над фашизмом. Именно в этот день маршал Жуков подписал в поверженной фашистской Германии акт о безоговорочной капитуляции врага. Великая Отечественная война, принёсшая столько крови и страданий советскому народу, завершилась долгожданной победой. Память о ней навсегда останется в истории нашей Родины. Вскоре знамёна поверженных фашистских войск были брошены на брусчатку Красной площади под ноги советских солдат-победителей. Это был парад Победы. И командовал им доблестный маршал Жуков.

Беседа о дне Победы с дошкольниками 5 - 7 лет

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Активизация словаря: неизвестный, штурм, капитуляция, ветераны, Рейхстаг.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в ВОВ; иллюстрации с изображением сражений ВОВ, здания Рейхстага, над которым развивается знамя, могилы неизвестного солдата; фотографии ветеранов ВОВ, портрет Жукова.

Предшествующая работа: экскурсия к памятнику неизвестному солдату; рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, рассматривание семейных фотографий военный лет; встреча с ветеранами ВОВ в центральной библиотеке. 

Ход НОД

Ребята! Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка. 

Солнце светит, пахнет хлебом,Лес шумит, река, трава.Хорошо под мирным небом Слышать добрые слова.Хорошо зимой и летом,В день осенний и веснойНаслаждаться ярким светом,Звонкой, мирной тишиной”. 

Но так было не всегда. Более 70 лет назад 22 июня 1941 года началась война. С кем воевал наш народ? (С фашистами). Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ встал на борьбу с ними. Все мы помним тех, кто защищал страну. По всей стране героям войны стоят памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе вы знаете? (Родина мать, Памятник морякам).

В г. Москве тоже есть памятники, посвященные войне. Самый известный из них - могила Неизвестного солдата (выставляю иллюстрацию).

— А что значит неизвестного? (Ответы детей.) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники.

Во время войны было много сражений, иногда наши войска переходили в наступление, а иногда им приходилось и от-ступать. В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве. В то время командовал нашими войсками К. Г. Жуков, ему удалось отстоять Москву, и отбросить противника. Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты раз-бомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (выставить  иллюстрации с изображениями разрушенного Сталинграда) Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне, но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Тяжело солдатам далась победа под Сталинградом, но они выстояли. Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови, кто воевал» (дети становятся в круг, ребенок ловит мяч, брошенный ведущим и называет того, кто воевал на фронте). (артиллерист, пограничник, солдат, врач, санитар, танкист, летчик, моряк, сапер и т.д).

Но тяжело было не только солдатам, морякам, артиллеристам, танкистам, летчикам, саперам и др. Тяжело во время войны было всем. Женщины встали за станки, они работали днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты. Подростки тоже вставали к станкам, они готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду. На полях тоже было много работы, кому-то нужно было пахать землю, сеять хлеб и выращивать его, ведь человеку необходима еда. Люди жертвовали всем, своим здоровьем, временем, сном. На улицах редко смеялись дети, ведь даже у самых маленьких жителей нашей страны были свои обязанности. Ведь всем очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась.По всей земле люди ждали мира. Я вам сейчас буду называть страну, а вы мне скажете народ какой национальности там живет. Игра «Кто где живет» - В России – русские, в Молдавии – Молдаване, во Франции – французы и т.дКогда наши войска освободили нашу страну, они не остановились, а пошли воевать в те страны, которые тоже были завоеваны фашистами, наша Красная Армия дошла до Берлина – столицы гитлеровской Германии. Бои за Берлин продолжались более двух недель, нашим войскам приходилось штурмовать укрепленный со всех сторон город. Устали все и наши, и немцы. 9 мая 1945 года была подписан документ о капитуляции Германии. Капитуляция – означает, что немцы приняли решение сдаться русским войскам, отступить от намеченной цели подчинить себе все народы. 

День Победы! Праздник долгожданный!Мирная небес голубизна.Помнят на Земле народы, страны –В этот день закончилась война.Первый мирный день! Весна! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады, поют птицы, улыбаются друг другу люди. И никому не сломить их Родину, никогда! Народ ликовал и пел, улыбками сверкали их лица и прямо на улицах они кружились в победном вальсе. Люди, выходили на улицы, обнимались и целовались, совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней пережившие вместе. А теперь их объединило одно - радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они состарились, им трудно даже ходить. Их называют ветеранами.(выставляю фотографии) Им нужна помощь. Как можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали.9 мая – все люди нашей Родины и других стран, которые живут и хотят жить в мире и дружбе празднуют большой и радостный день – День Победы! 9 мая во всех городах проходят парады победы. 

Трубы поют, барабаны гремят – Это войска начинают парад.Вот пехотинцы идут, молодцы,Славные, смелые наши бойцы.Слышишь, моторы гудят в вышине,С неба привет посылая стране.То быстроходный летит самолёт,Лётчик отважный машину ведёт.Окна звенят, задрожала земля – Движутся танки, гремя и пыля,Движутся танки, идут на парад,В них молодые танкисты сидят. 

Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, играем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем.

 

Версия для слабовидящих

dou8orlenokkasl.ucoz.com

Детям о войне 1941-1945 для детского сада

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. В этой статье пойдет речь о том, как правильно рассказать детям детского сада о войне 1941-1945 годов.

Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек.

Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Почему началась война

Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой.

Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь.

Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом.

Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

Как рассказать детям о войне в детском саду

Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах. Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев. Родители должны активно сотрудничать с педагогами и воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.

Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольных учреждений, следует корректировать их с учетом возраста детей.

Для детей младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве.

Для детей средней группы детского сада можно устроить встречи с ветеранами, участниками боевых действий, читать рассказы, стихи о войне, подвиге советских людей. Проводить тематические беседы на следующие темы:

  1. Что мне известно о Великой отечественной войне.
  2. Роль женщин при защите Родины во время ВОВ.
  3. Сталинградская блокада, Блокада Ленинграда и прочие.
  4. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей.
  5. Рассказ о тех, кто трудился в тылу.
  6. Четвероногие помощники на фронте.
  7. Дети войны.

Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству.

С детьми старшей и подготовительной групп детского сада можно подготовить тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно встраивать встречи с ветеранами, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.

Тематические беседы можно подготовить по следующим темам:

  1. Фотохроника военных дней.
  2. Памятники воинской славы.
  3. Великие битвы, полководцы.
  4. Города-герои.
  5. Военная техника.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

Военные профессии

Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие.

К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми.

Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех. Кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.

Пионеры-герои

Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить.

До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.

 

Города-герои

Рассказ дошкольникам о Великой отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Детям нужно объяснить, за что некоторые города получили такое звание. Звание города-героя – почетное звание, которое присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество. Города-герои есть на территории Российской Федерации, Беларуси, Украины.

Брестская крепость

Первой приняла на себя удар врага Брестская крепость. Солдаты отважно сопротивлялись попыткам врага занять территорию в течение целого месяца, чтобы выиграть время, пока страна соберет армию для дальнейшего противостояния. Но практически все они погибли в этом неравном бою.

Одесса

Одесса – город-герой, расположенный на юге Украины, и имеющий выход к морю. Для разработки военных тактик и стратегий выход к морю очень важен, поэтому фашистские войска решили захватить этого город. Войска врага были велики, окопы и баррикады не могли сдерживать натиск, но местные жители спрятались в приморских пещерах и по ночам тайком пробирались в город и подрывали дома с фашистами, выводили из строя технику. Так началась подрывная война против немцев.

Ленинград

Ленинград тоже является городом-героем. Во вражеском кольце он находился около двух долгих лет. Фашисты окружили город, не пускали в него обозы с продовольствием, лекарствами, испортили систему теплоснабжения. Люди голодали, мерзли, болели, но не сдались врагу.

Более подробная информация о городах-героях представлена на фото-слайдах.

Награды

Солдаты советской армии были награждены медалями, орденами и специальными наградами. Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», ордена «Красного знамени», Кутузова, Невского, Суворова, «Красной звезды», награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда» получали командиры дивизий, отрядов, солдаты, рядовые бойцы, партизаны, дети-герои.

Советы родителям

В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.

Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности.

Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.

Вместо заключения

В День празднования Великой Победы, постарайтесь познакомить малыша с ветеранами, поздравьте их с этим праздником, попросите рассказать о том, что хранит их память. На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.

childage.ru