Картотека математических задач для детей 5-6 лет. Задачки для детей 6 лет по математике
Математика для дошкольников 5-6 лет
С самого рождения ребенок познает мир, он изучает то, что его окружает. Родители играют важную роль в обучении и формировании своего ребенка. Обучение математике дошкольников это интересный и несложный процесс, родители могут легко с ним справиться. Развивайте внимание ребенка.
Математические упражнения для дошкольников
Занимайтесь с ребенком в спокойной обстановке 25 – 30 минут каждый день. Если вы видите, что ребенок устал, прекратите занятие. Не ругайте ребенка, хвалите его, даже если у него ничего не получается. Своей строгостью и недовольством вы отобьете желание учиться и познавать что – то новое у своего ребенка.
Обучайте своего ребенка математике в виде игры и интересных упражнений, заданий по математике для дошкольников, играя ребенок быстро запоминает.
Ребенок 5-6 лет должен:
Уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади и спереди.
Знать и различать цвета: красный, синий, зеленый, желтый, серый, белый, черный, голубой, оранжевый.
Знать все цифры до десяти. Уметь считать до десяти разные предметы.
Уметь расставлять цифры по порядку от 1 до 5 и в обратном порядке от 5 до 1.
Знать основные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, многоугольник.
Уметь сравнивать больше, меньше, поровну. Уметь добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Ребенок учится писать цифры.
1. Определяем расположение предметов
Очень важно формировать у детей пространственное представление не только в реальной жизни, но и на занятиях математики, физкультуры, музыки. Дошкольники 5 – 6 лет должны знать расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади.
Рассмотрим на следующей картинке.
На картинке нарисован дом. Слева от дома нарисовано дерево, забор, два кувшина. Справа от дома нарисовано дерево, забор.
Вверху нарисована крыша и антенна на крыше. Внизу под домом земля. Спереди нарисована трава, на траве сидит кот. Сзади за домом ничего не видно.
Упражнение 1
Посмотрите на картинку внимательно и расскажите расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади.
Что нарисовано слева от домика?
Что нарисовано справа от домика?
Что нарисовано спереди?
Что нарисовано сзади?
Что нарисовано внизу?
Упражнение 2
Посмотрите на картинку внимательно и ответьте на следующие вопросы.
Кто нарисован слева на этой картинке?
Кто нарисован справа на этой картинке?
Какая игрушка нарисована спереди?
Какая игрушка нарисована сзади?
Какие игрушки нарисованы слева?
Какие игрушки нарисованы справа?
Упражнение 3
Посмотрите на картинку внимательно и расскажите расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади. Ответь на следующие вопросы.
Кто нарисован слева на этой картинке?
Кто нарисован справа на этой картинке?
Кто нарисован вверху?
Что нарисовано внизу?
Какие игрушки нарисованы слева?
Какие предметы нарисованы справа?
2. Изучаем цвета
Ребенок может выучить все цвета, наглядно изучая разные предметы. В игровой форме легко усваивается любая информация.
Красный цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это красный цвет.На картинке нарисовано красное яблоко.На картинке нарисован красный цветок.На картинке нарисован красный помидор.На картинке нарисована красная машина.На картинке нарисован красный шарик.На картинке нарисована красная пирамидка.
Синий цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это синий цвет.
На картинке нарисован синий бант.
На картинке нарисовано синее ведро.
На картинке нарисован синий дельфин.
На картинке нарисованы синие сапоги.
На картинке нарисована синяя птица.
На картинке нарисован синий зонт.
Желтый цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это желтый цвет.
На картинке нарисован желтый зонт.
На картинке нарисована желтая звезда.
На картинке нарисован желтый банан.
На картинке нарисована желтая лампа.
На картинке нарисованы желтые ласты.
На картинке нарисован желтый лимон.
Зеленый цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это зеленый цвет.
На картинке нарисован зеленый арбуз.
На картинке нарисована зеленая лягушка.
На картинке нарисована зеленая шляпа.
На картинке нарисованы зеленые листочки.
На картинке нарисована зеленая точилка.
На картинке нарисован зеленый стручок гороха.
Оранжевый цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это оранжевый цвет.
На картинке нарисована оранжевая тыква.
На картинке нарисована оранжевая рыбка.
На картинке нарисована оранжевая морковка.
На картинке нарисована оранжевая кружка и оранжевоеблюдце.
На картинке нарисован оранжевый мяч.
На картинке нарисована оранжевая лепешка.
Коричневый цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это коричневый цвет.
На картинке нарисовано коричневое печенье.
На картинке нарисована коричневая курица.
На картинке нарисован коричневый портфель.
На картинке нарисован коричневый горшок.
На картинке нарисован коричневый медведь.
Серый цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это серый цвет.
На картинке нарисован серый волк.
На картинке нарисована серая мышь.
На картинке нарисован серый фотоаппарат.
На картинке нарисована серая кепка.
На картинке нарисована серая мышка от компьютера.
Голубой цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это голубой цвет.
На картинке нарисована голубая клетка.
На картинке нарисован голубой чайник.
На картинке нарисован голубой степлер.
На картинке нарисованы голубые трусы.
На картинке нарисована голубая кастрюля.
На картинке нарисована голубая солонка.
Белый цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это белый цвет.
На картинке нарисован белый зайчик.
На картинке нарисована белая кружка.
На картинке нарисована белая птица.
На картинке нарисовано белое платье.
На картинке нарисован белый бантик.
Черный цвет
Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это черный цвет.
На картинке нарисован черный чайник.
На картинке нарисован черный блокнот.
На картинке нарисован черный компьютер.
На картинке нарисован черный зонт.
Упражнения на закрепление
После изучения и повторения всех цветов посмотрите и выполните следующие упражнения. Ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цвета, поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.
Упражнение 1
Рассмотрите следующую картинку и ответьте на вопросы.
Каким цветом нарисован дом?
Каким цветом нарисована крыша у дома?
Каким цветом нарисована труба на крыше?
Каким цветом нарисованы окна?
Каким цветом нарисованы двери?
Каким цветом нарисована трава?
Упражнение 2
Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на следующие вопросы.
Каким цветом нарисован мяч?
Каким цветом нарисованы полоски на мяче?
Упражнение 3
Посмотрите на следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Каким цветом ствол дерева?
Каким цветом листья на дереве?
Каким цветом ягоды на дереве?
Упражнение 4
Посмотрите внимательно на следующую картинку. Здесь нарисовано три машины. Ответьте внимательно на следующие вопросы.
Какие цвета есть на полицейской машине?
Какого цвета мигалка на полицейской машине?
Какие цвета есть на машине скорой помощи?
Каким цветом колеса скорой помощи?
Какие цвета есть на пожарной машине?
Каким цветом мигалка пожарной машины?
Упражнение 5
Посмотрите на следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Какой цветок нарисован на картинке?
Каким цветом нарисованы листья?
Каким цветом нарисованы лепестки?
Каким цветом нарисована сердцевина цветка?
3. Учим цифры
Какая цифра?
Сколько шариков?
Какая цифра?
Сколько кубиков?
Какая цифра?
Сколько мячиков?
Какая цифра?
Сколько машинок?
Какая цифра?
Сколько яблок?
Какая цифра?
Сколько груш?
Какая цифра?
Сколько матрешек?
Какая цифра?
Сколько кукол?
Какая цифра?
Сколько цветков?
Какая цифра?
Сколько арбузов?
Какая цифра?
Сколько морковок?
Упражнения на закрепление
После этого упражнения ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цифры, посмотрите следующие упражнения и поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.
Упражнение 1
Найди все фрукты, которые нарисованы по одной штуке.
Найди все фрукты, которые нарисованы по две штуки.
Найди все фрукты, которые нарисованы по три штуки.
На этой картинке есть четыре шарика?
На этой картинке есть пять ромашек?
Сколько орех на этой картинке?
На этой картинке есть 9 шариков?
Сколько бананов на этой картинке?
Сколько утят на этой картинке?
Упражнение 2
Посмотри внимательно на цифру и нарисуй столько же мячиков.
Посмотри на эту цифру и нарисуй красным цветом яблоки.
Посмотри внимательно на эту цифру и нарисуй синим цветом шарики.
Упражнение 3
Посмотри на число, которое стоит рядом с картинкой и раскрась столько – же предметов.
1
3
6
4
5
5
Упражнение 4
Посмотри внимательно на картинку на ней нарисовано много домиков. Теперь надо ответить на несколько вопросов.
Сколько домов на картинке?
Сколько окон во втором доме?
Сколько красных крыш на домах?
Сколько окон на последнем доме?
Сколько дверей в самом маленьком доме?
Упражнение 5
Посмотри внимательно на следующую картинку и ответь на следующие вопросы.
Что нарисовано на этой картинке?
Сколько предметов нарисовано на этой картинке?
Сколько машин красного цвета?
Сколько машин синего цвета?
Сколько машин серого цвета?
Сколько машин желтого цвета?
Упражнение 6
Посмотри внимательно на следующую картинку.
Сколько овощей нарисовано на этой картинке?
Сколько фруктов нарисовано на этой картинке?
Сколько овощей нарисовано синего цвета?
Сколько фруктов нарисовано зеленого цвета?
Сколько бананов нарисовано серого цвета?
Упражнение 7
Посмотри внимательно на следующую картинку.
Сколько фруктов нарисовано на этой картинке?
Сколько овощей нарисовано на этой картинке?
Сколько нарисовано предметов желтого цвета?
Сколько предметов нарисовано красного цвета?
Сколько яблок на этой картинке?
Сколько дынь нарисовано на этой картинке?
4. Учимся считать от 1 до 5 и обратно от 5 до 1
Упражнение 1
Соедини цифры по порядку.
Соедини цифры в обратном порядке.
5.Интерактивная игра – учим фигуры
Очень важно дошкольнику 5 - 6 лет знать фигуры. Многие дети к этому возрасту знают, что такое квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник и ромб. Рассмотрим все фигуры и потренируемся на упражнениях.
Квадрат
Прямоугольник
Треугольник
Круг
Овал
Ромб
Многоугольник
Изучив фигуры, посмотрите следующие упражнения и поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание, добавим счет.
Упражнение 1
В этом упражнении даны фигуры, посмотрите на них внимательно и ответьте на следующие вопросы.
Сколько изображено прямоугольников?
Сколько изображено фигур всего?
Какая фигура изображена желтым цветом?
Сколько фигур красного цвета?
Какая фигура изображена, синим цветом?
Сколько фигур зеленого цвета?
Упражнение 2
Посмотрите на следующую фигуру и ответьте на следующие вопросы.
Какая фигура изображена на картинке?
Сколько в ней квадратов?
Сколько желтых треугольников?
Сколько зеленый треугольников?
Какого цвета еще есть треугольники?
Сколько разных цветов на этой картинке?
Сколько красных фигур?
Упражнение 3
Посмотрите на следующую картинку здесь много разных фигур. Рассмотрите их внимательно и ответьте на следующие вопросы.
Сколько треугольников на этой картинке?
Сколько всего красных фигур?
Сколько квадратов нарисовано на этой картинке?
Сколько всего желтых фигур?
Сколько прямоугольников нарисовано синего цвета?
Сколько треугольников нарисовано желтого цвета?
Сколько всего синих фигур?
Сколько квадратов синего цвета?
Сколько многоугольников на этой картинке?
Упражнение 4
Посмотрите на следующую картинку на ней нарисовано много разных фигур. Посмотрите их внимательно и скажите, что можно построить из следующих фигур?
Упражнение 5
Посмотрите на следующие картинки, они состоят из фигур. В этом упражнении надо раскрасить эти фигуры по цветам. Будьте внимательны.
Раскрась любые 6 треугольников красным цветом.
Прямоугольники синим цветом.
Пять треугольников раскрась серым цветом.
Два квадрата желтым цветом.
Семь треугольников зеленым цветом.
Пять треугольников раскрась голубым цветом.
Красивые получились фигуры? Посмотри на них и сосчитай.
Остальные фигуры раскрась в желтый цвет.
Какие фигуры здесь использованы?
6. Учимся сравнивать больше, меньше и поровну
Дошкольники в возрасте 5 – 6 лет должны уметь сравнивать больше, меньше, поровну. Уметь добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Возьмем два яблока и отдельно одно яблоко. Посмотрите внимательно на две картинки, где больше яблок? Где лежит два яблока так больше, а где лежит одно яблоко там меньше.
На этой картинке яблок поровну слева нарисовано два яблока и справа нарисовано два яблока.
Добавим к меньшему количеству яблок одно яблоко.
Меньшее количество яблок находится слева это одно яблоко. Большее количество яблок находится справа это четыре яблока.
Добавим к меньшему количеству яблок одно яблоко. Получаем два яблока. Большее количество яблок стало на одно яблоко меньше, получаем три яблока.
Рассмотрим следующие картинки и сравним, каких предметов больше на этой картинке, каких предметов меньше, а каких поровну.
Упражнение 1
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько птичек нарисовано на картинке слева?
Сколько птичек нарисовано на картинке справа?
На какой картинке нарисовано птичек больше справа или слева?
Упражнение 2
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько рыбок нарисовано на картинке справа?
Сколько рыбок нарисовано на картинке слева?
На какой картинке рыбок больше справа или слева?
На первой и второй картинке рыбок поровну?
Упражнение 3
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько кубиков нарисовано на первой картинке?
Сколько кубиков нарисовано на второй картинке?
На какой картинке нарисовано кубиков больше справа или слева?
Упражнение 4
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько машин нарисовано на левой картинке?
Сколько машин нарисовано на правой картинке?
На какой картинке нарисовано машин больше?
Сколько будет машин на правой картинке, если добавить туда еще одну машину?
Упражнение 5
Рассмотрите внимательно следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.
Сколько зайчиков на первой картинке?
Сколько зайчиков на второй картинке?
На какой картинке зайчиков больше?
На этих двух картинках зайчиков поровну?
7. Учимся писать цифры
Посмотрите внимательно на цифры там идут стрелочки, эти стрелочки показывают, как писать правильно каждую цифру. Тренируйтесь каждый день, и ваш ребенок сможет писать легко, красиво и быстро.
Математические игры для дошкольников
Эти игры помогут ребенку ознакомиться с математикой самым интересным и захватывающим способом, потому что дети очень любят играть. Развивающие игры отлично для этого подходят.
Игра "Быстрый счет"
Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление. Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.
Играть сейчас
Игра «Копилка»
Не могу удержаться, чтобы не посоветовать вам игру «Копилка» с того же самого сайта, на котором вам нужно зарегистрироваться, указав только E-mail и пароль. Эта игра сможет устроить вам фитнес для мозга и отдых для тела. Суть игры в том, чтобы указать 1 из 4 окошечек, в котором сумма монет наибольшая. Сумеете ли вы показать прекрасный результат? Мы ждем вас!
Играть сейчас
Игра «Числовой охват: Революция»
Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память. Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?
Играть сейчас
Игра "Математические сравнения"
Прекрасная игра, с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?
Играть сейчас
Игра «Аэропорт»
Игра «Аэропорт» интересная игра, цель которой показать, куда летит синий самолет и откуда красный. Данное упражнение поможет развить такие качества как: сообразительность, внимание, скорость мысли, скорость реакции. Сколько баллов в конце игры сможете набрать? Давайте проверим!
Играть сейчас
Курсы для развития интеллекта
Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Супер-память за 30 дней
Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Заключение
Психологи доказали, что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и, овладевая этим чувством, ваш ребенок быстрее чему - либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.
cepia.ru
Развивающие задания для детей 7 лет по математике
Здесь представлены развивающие задания для детей 7 лет по математике в виде интересных настольных математических игр. В этих заданиях ребенок потренируется в выполнении математических действий сложения и вычитания, сравнения чисел, а также поучится решать несложные алгоритмы.
Развивающие задания для детей 7 лет - Инструкция для выполнения:
Чтобы выполнить развивающие задания для детей 7 лет по математике скачайте представленные бланки с заданиями, распечатайте их на принтере и можете начинать занятие с детьми на основе приведенной ниже инструкции. Цель задания: развитие логико-математических способностей. Материал: распечатанные бланки методики.
Инструкции:
Задание_1 (бланк №1). Задание направлено на тренировку ребенка в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти. Требуется заполнить пустые (отмеченные вопросительным знаком) ячейки схемы. В квадраты необходимо вписать числа, в круги – задания на сложение или вычитание определенных чисел. Примечание: вы можете самостоятельно составлять для ребенка задания такого типа, меняя числа и знаки в ячейках.
Задание_2 (бланки №2 и №3). Обучение ребенка операции сравнения чисел. В задании (см. бланк №2) требуется расселить все числа по соответствующим домикам. В одном домике может жить одна либо две цифры. Цифры передвигаются по дорожкам. Каждое разветвление дорог обозначено знаком, который показывает, какие числа могут продолжить движение по данной части дороги. Примечание: правильные ответы приведены в бланке №3.
Задание_3 (бланки №4 и №5). Данное задание (см. бланк №4) аналогично предыдущему, только здесь нужно расселить пронумерованные машинки по автостоянкам. Правильные ответы приведены в бланке №5.
Задание_4 (бланки №6 и №7). В этих двух заданиях ребенку необходимо решить несложные алгоритмы: в верхний кружок взрослый вписывает любое число в пределах 10, а ребенок выполняет все требующиеся в задании действия (сравнение, сложение либо вычитание) и вписывает получившийся ответ в нижний кружок. Каждое задание можно выполнять несколько раз, подставляя разные числа в верхние кружки.
Скачать развивающие задания для детей 7 лет по математике вы можете во вложениях внизу страницы.
Бланк №1
Бланк №2
Бланк №3
Бланк №4
Бланк №5
Бланк №6
Бланк №7
chudo-udo.info
Картотека математических задач для детей 5-6 лет.
Занимательные вопросы и задачи –шутки.
На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения.
В работе со старшими дошкольниками необходимо использовать загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детей применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активной умственной деятельности.
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.
Например, при знакомстве с числом 4 я предлагаю детям отгадать:
4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
При изучении числа 5 можно загадать:
5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
Для пяти мальчиков – пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
При ознакомлении с числом 8 пригодится загадка:
8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (морковь.)
Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.)
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки .
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
- Если правая рука справа, то левая… (слева.)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Картотека «Веселый счет»
Задача 1. Карандаши поспорили
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну нет, это я самый главный,- сказал зеленый карандаш. - Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях.
"Спорьте, спорьте,- думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце".
Вопрос. Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Задача 2. Считаем гостей и стулья
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях.
И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.
Вопросы. Сколько стульев было занято? (9)
Сколько было гостей? (8)
Задача 3. Пчелы угощают зверей
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы. Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим.)
У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)
У кого была самая большая посуда? (У медведя.)
Задача 4. Пришла к фотографу семья
Пришла к фотографу семья.
- Сфотографируйте нас, пожалуйста.
- Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку - в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.
Вопросы. Сколько всего человек в семье? (7)
Сколько взрослых? (4)
Сколько детей? (3)
Задача 5. Зверюшки в лесной избушке
В лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).
Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).
Круглый, колючий (еж).
Серый, злющий, зубастый (волк).
Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь).
Вопрос. Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)
Задача 6. Посчитаем грибы
Пошли Таня и Костя за грибами.
Когда шли мимо берез, Костя нашел подберезовик. Когда шли около дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили мимо пенечков, Костя нашел 2 опенка.
А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла масленок, рыжик и мухомор.
Вопросы. Сколько всего грибов нашли Таня и Костя? (7)
Сколько грибов дети пожарят? (6)
Задача 7. У Антона день рождения
Пришли к Антону на день рождения гости.
Макар подарил ему живого попугайчика, Степан - заводной трактор, Лиза подарила деревянный конструктор, Валя - комплект переводных картинок.
Вопросы. Сколько подарков получил Антон? (4)
Сколько детей было на дне рождения? (5)
Задача 8. У кого улов больше ?
Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал:
"Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю".
Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку.
А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался.
Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы. Кто больше наловил рыбы? Почему?
Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)
Задача 9. Дети и птицы
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили ее на дерево и стали наблюдать.
Сначала прилетели 2 синички - поклевали сало; полакомиться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей,
а под кормушкой важно расхаживали 3 вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.
Вопросы. Сколько птиц прилетело к кормушке? (9)
Сколько маленьких птиц? (6)
Сколько больших птиц? (3) .
Задача 10. Я и моя семья
У нас большая и дружная семья.
Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофер, старшая сестра - учительница,
бабушка - пенсионерка, а я хожу в детский сад.
Вопросы. Сколько человек в нашей семье? (6)
Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)
Задача 11. Кто стал почтальоном ?
Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать.
Объявили соревнование: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном.
Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третьей прискакала белка.
Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь.
Вопросы. Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.)
Какими по счету прибежали к финишу: лиса? лось? еж? (Второй, четвертым, шестым.)
Задача 12. Гости из сказок
На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев.
Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина.
Затем показался Карлсон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку.
Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка.
Вопросы. Сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям? (9)
Из скольких сказок пришли гости на елку? (7)
Задача 13. Я уже взрослый
Семену исполнилось 7 лет. "Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?" - спросил он у мамы.
Мама разрешила.
Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле.
Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк.
А красивую машину "Чайка", и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе.
Ведь они самые любимые.
Вопросы. Сколько игрушек было у Семена? (9)
Задача 14. Что едят зайцы ?
Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться.
А в огороде овощей видимо - невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой - морковку и репу, третий - огурец и кабачок, а самый маленький зайчонок сорвал лук и чеснок.
Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились наутек.
Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать.
А старый заяц посмотрел на них да как рассмеется:
"Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят".
Вопросы. Сколько зайцев забралось в огород? (4)
Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8)
Сколько из сорванных овощей зайцы съедят? (6)
Задача 15. Своя библиотека
- Дети, давайте сделаем свою библиотечку,- предложила Наталья Григорьевна.
- Давайте,- обрадовались ребята.
На следующий день Сережа принес в детский сад книжку "Красная Шапочка". Люся принесла сказку "Золушка". Таня - книжку "Три медведя". Вася принес сказку "Теремок", а Андрей - "Золотой ключик".
Тамара принесла две книжки: "Курочка Ряба" и "Колобок".
Но дети сказали: "Эти две сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их малышам".
Вопросы. Сколько книг дети принесли? (7)
Сколько книг осталось в библиотеке? (5)
Задача 16. Концерт
Зоя Петровна объявила: "Приходите завтра нарядными, мы пойдем на концерт".
Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела украинскую народную песню.
Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру,
а чей-то папа показал чудесные фокусы.
Этот номер мне понравился больше всего. Я дома пробовал повторить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.
Вопрос. Сколько номеров было в концерте? (4)
Задача 17. Дети на празднике
На праздник дети пришли нарядными, с воздушными шарами.
Рома принес синий и розовый шары. У Кати один шар был длинным, а другой круглым.
Настя принесла желтый шар, Алеша - красный и зеленый. А Слава принес шарик, привязанный к флажку.
Вопрос. Сколько всего шаров принесли дети? (8)
Задача 18. Степашка и мороженное
Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое - вкусно!
"А что если молочное еще вкуснее?". И купил молочное.
"И сливочного тоже хочется". Съел сливочное.
"Что-то я пломбир давно не пробовал",- подумал Степашка и купил пломбир.
Продавец открыл новую коробку, а там... эскимо. "Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем",- подумал Степашка и купил себе еще три порции.
Вопросы. Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (7)
Что теперь будет со Степашкой?
Задача 19. Звери в гостях у лося
Купил лось телевизор, пригласил всех зверей мультфильмы смотреть.
Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая.
На большую сели лось и медведь. А на маленькую - белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь.
Вопросы. Сколько зверей смотрели телевизор? (8)
На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?
Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2) Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (6)
Задача 20. Переезжаем !
Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить.
Шкаф внесли папа и дедушка, диван - дядя Коля и дядя Вова.
Стол принесли мама и бабушка, кресло - сестра Оля, а мы с Ромой - по одному стулу.
Вопросы. Сколько предметов мебели в нашей квартире? (6)
Сколько человек переносили мебель? (9)
Задача 21. Сам испугался !
Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Стал просить он кота Барсика:
"Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня боятся!"
Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провел на голове, по одной полоске - на каждом ухе, три толстые полоски провел на хвосте.
Хотел и на спине нарисовать полоску, но посмотрел на Василия, бросил краски и кисть - и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.
Вопрос. Сколько полосок успел нарисовать Барсик? (6)
infourok.ru