НОД "Развитие речи" - подготовительная группа. Развитие речи нод подготовительная группа


НОД по развитию речи в подготовительной группе

МК ДОУ НГО ДЕТСКИЙ САД №15 «БЕРЕЗКА»

КОНСПЕКТ НОДПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РЕЧЬ И ЕЕ СЕКРЕТЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Лунегова Ольга

Викторовна

Актуальность.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития  речи  детей дошкольного возраста.Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и  воздействия на окружающих.

Интеграция образовательных областей.

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цель.

Дать представление о том, что такое речь и какая она должна быть, раскрыть секреты речи.

Задачи.

Образовательные задачи:

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-закрепить произношение звуков и их сочетание;

-продолжать обучать работать с интерактивной доской;

-закрепить произношение звуков и их сочетаний через чистоговорки, скороговорки.

Развивающие задачи:

-развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей;

-обогащение словаря за счет слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение;

-развивать умение подбирать слова на заданную тему;

-развитие внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение слушать других, не перебивая;

-работать и играть в коллективе.

Методы и приемы

Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, игры на классификации, вопросы, игры в паре, взаимопроверка.

Активизация словаря.

Свердловская область, Новолялинский район, поселок Лобва, добрый день, добрый вечер, будьте добры, ласковая, любимая.

Предварительная работа. Разучивание скороговорок, чистоговорок, обучение работы на интерактивной доске.

Материал и оборудование.

Картинки с изображением ягод, фруктов, грибов, картинки с геометрическими фигурами, разрезные картинки – пазлы, интерактивная доска.

Планируемые результаты.

-Решают логические задачи, аргументируют свое мнение, умеют составлять рассказ по опорным словам, умеют работать парами, в коллективе.

-Умеют работать на интерактивной доске.

Ход занятия.

Разминка «Мозговой штурм»

Дерево высокое, а куст...

Пчела летит, а гусеница…

Белый гриб съедобный, а мухомор…

Дорога широкая, а тропинка…

Лимон и апельсин – это…

Капуста и лук – это…

Стул и кровать – это…

Роза и ромашка – это…

Тепло - холодно

Сухой – мокрый

Громко – тихо

Сильный ветер – слабый ветер

Полный – пустой

Сладкий – горький

Кто длиннее: змея или гусеница?

Что толще: тетрадь или книга?

Кто выше: жираф или лошадь?

Что глубже: река или ручей?

Кто старше: мама или дочка?

Осень – дождь; зима – снег;

мальчик – брюки; девочка – юбка;

птица – небо; рыба – река;

день – солнце; ночь – луна.

крыша – дом

колесо – машина

ветка - дерево

воротник – пальто

страница – книга

шнурки – ботинки

Мы с вами хорошо начали занятие, вы правильно отвечали, высказывали свои мысли. А как вы думаете, что помогает общаться нам друг с другом. Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на вопрос. А нам помогла речь.

А как вы думаете, хорошо это или нет, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Давайте каждый ответ доказывать.

Поставим опыт, постарайтесь несколько минут обойтись без речи.

Объединяйтесь в пары и каждый вспомнит игру, в которую вы хотели бы поиграть. Главное условие – нельзя пользоваться речью, нельзя говорить.

Опыт подтверждает, что без речи невозможно ничего объяснить друг другу, но и даже договориться.

Секрет № 1

Речь нам нужна и необходима для всего: чтобы договариваться, рассказывать, спрашивать, узнавать и просить, читать, слушать.Во всем, что мы делаем, нам помогает речь.

Пример – ребенок потерялся, чтоб его доставили домой, надо знать свой домашний адрес (дети говорят свой домашний адрес: Свердловская область, Новолялинский район, поселок Лобва, улица Кузнецова дом 11 квартира 2)

Секрет № 2

Когда люди общаются, нужно говорить по очереди: один говорит, а другой слушает. Если говорить одновременно, то никто ничего не поймет. Этот секрет очень важное правило речи, которое соблюдать не так - то просто, но мы будем его выполнять.

Понятной, чтобы четко и понятно произнести речь, давайте вспомним чистоговорки

А-а-а - к нам пришла весна

У-у-у - я на улицу хочу

О-о-о - как весною хорошо

На-на-на - травка первая видна

Да-да-да - в ручейке журчит вода

Га-га-га – тают белые снега

Ра-ра-ра – гнезда вить пора

Секрет № 3

Нельзя разговаривать и кричать при выполнении задания, которое необходимо выполнять в полной тишине.

Игра на классификацию предметов. Дети работают на интерактивной доске.

Секрет № 4

Речь должна быть вежливой, чтобы люди с удовольствием общались друг с другом и разговаривали друг с другом.

Игра «Подари улыбку»

(Придумать вежливые и ласковые слова и собрать их в шкатулку)

От ваших добрых и ласковых слов в группе стало сразу тепло, весело и солнечно. Из вежливых и ласковых слов составить небольшой рассказ (4-5 предложений).

Секрет №5

Когда люди общаются, нужно говорит по очереди: один говорит, другой слушает. Одновременно говорить нельзя, если только это не задание, когда специально говорят одно и тоже (скороговорки).

Мяу – мяу – мурлычет Муся

Покорми меня, Маруся.

Вымыв миску губкой с мылом

Маша Мусю накормила.

Игра на мышление «Составь целое из частей» (работаем в паре). Взаимопроверка.

Вывод.

Закончи предложение…

Мне понравилось…

Мне было трудно.

infourok.ru

НОД по развитию речи для детей подготовительной группы

| Главная страница | |Всё для детского сада | Музыка | Сценарии |

НОД по развитию речи для детей подготовительной группы

Черняева Гульнара Ильдусовна, воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №11, г. Нижнекамск, Республика Татарстан.

Задачи:Закрепить понятие «звук», «слог», «слово», «предложение».Продолжать учить составлять слова из слогов.Закреплять понимание у детей разницы между твердыми и мягкими согласными.Закреплять умение детей работать со схемой звукового анализа слова.Упражнять в подборе антонимовУпражнять детей передавать интонацией чувства ( радость, безразличие, огорчение).Развивать внимание, мышление, память.Воспитывать желание заниматься.

Материал: сигнальные карточки, схемы для звуко-буквенного анализа, слова разрезанные на слоги.

Предварительная работа: в играх и упражнениях закрепление полученных знаний, умений и навыков детей в режимных моментах.

Место проведения: групповая комната.Время: Дата:

Ход занятия:Чтоб в Играндию попасть нужно нам игру начать.Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот»Скажу я слово высоко, а ты ответишь(низко).Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол).Скажу я слово потерял, и скажешь ты (нашел).Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец).Вот и подошли мы с вами к воротам Играндии. Чтоб ворота открылись, и вы оказались в Играндии, вы должны выполнить следующее задание.

Игра «Собери слова из слогов».МАШИНА, МЫШИ, ШОКОЛАД, КАРУСЕЛЬСколько слогов, куда падает ударение?Молодцы! Вот мы с вами и оказались в этой чудесной стране.

Игра с сигнальными карточками. Показать мягкий или твердый звук, определить место нахождение звука «З».

Слова: заяц, зима, коза, мазь, корзина, заноза, земля, мимоза, друзья, хозяин, замок, тыква.

Ребята, послушайте игру-сказку «Друзья».У утенка-Тимы были друзья, цыпленок в его имени был звук «И», гусенок в его имени был звук «Ч». Отправились друзья в лес, а в лесу видимо невидимо грибов и ягод, у ягод названия длинные, назовите какие? А в названии цветов есть звук «О». Собрали ягод, цветов отправились дальше, решили заехать в магазин и купить продуктов, где есть звук «Б».

Физминутка.Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.А сейчас, составьте схему слова: вода, рыба, зима.

Игровое упражнение «Кто больше назовет действий».Что можно сказать о солнце? (светит, ласкает, поднимается, сияет, греет, всходит).Что можно сказать о дожде? (идет, моросит, хлещет, стучит, льет, капает, шумит ).Составьте предложение из 3-х слов. (у доски нарисовать схему).Составьте предложение с предлогом.Послушайте предложение: Дождь идет.Попробуйте сказать с разной интонацией, так, чтобы было понятно, что вы довольны и обрадовались, вам нравится дождь, безразличие, что вы недовольны.

Итог:А теперь скажите, вам понравилось в Играндии. Время пребывания подошло к концу, пора возвращаться. Сначала давайте мы подведем итог, все ли мы успели сделать, что запланировали и все ли нам удалось. Занятие закончилось, спасибо.

miroslava-folk.ru

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. - «Дошколенок.ру»

  Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №56»                                                               

г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности

 по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)

в подготовительной к школе группе №10

Путешествие в сказочную страну

  Филиппова Татьяна Александровна 

  воспитатель 1 квалификационной категории

2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель. Закрепление знаний детей о звуке и букве «Р»,

Задачи.

 

1.Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли.

2. Закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

3. Учить детей составлять слова с буквой «Р».

4. Продолжать находить противоположные по смыслу слова, активизировать в речи детей слово «АНТОНИМ».

5. Развивать общую моторику и координацию движений.

6. Воспитывать доброжелательное отношение при работе в группе.

7. Формировать самоконтроль речи у Ромы, Дениса, Вики и Саши.

8. Развивать память, мышление.

Предварительная работа.

 

- Проведение индивидуальной работы по ознакомлению детей с грамотой.

- Лексические упражнения и игры:

v нахождение местоположения звука «Р» в словах,

v выделение звука «Р» голосом,

v деление двусложных, трёхсложных слов на слоги,

v составление предложений из двух, трёх, четырёх и более слов.

- Сюжетно-ролевая игра «Школа».

 

Материал и оборудование.

Демонстрационный материал.

v Загадки о сказочных героях

v Картинки с изображением волшебников (доброго и злого).

v Картинки с изображением сказочных героев Буратино, Красной Шапочки, Карлсона (весёлые и грустные).

v Банка из - под варенья, корзинка с пирожками, золотой ключик от шкатулки (в которых находятся задания от злого волшебника).

Раздаточный материал.

v Карточки с противоположными по значению словами (по количеству детей).

v Наборы «АБВГДейка» - на троих детей.

Ход.

1 часть. Введение в тему.

Малоподвижная игра «Назови игрушку» (Дети стоят по кругу)

Воспитатель .

-Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель .  Я сейчас вам загадаю загадки о героях сказок, а вы отгадайте героев и назовите авторов этих сказок. (Ответы детей)

 Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её. («Красная Шапочка» Шарль Перо).

Толстяк живёт на крыше

Летает всех он выше

Если ляжешь рано спать

Ты с ним можешь поболтать

Прилетит к тебе в твой дом

Живой, весёлый… Карлсон.  («Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен).

У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный

Что за странный человечек деревянный?

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? («Буратино» Алексей Толстой).

Воспитатель говорит, что герои сказок прислали им свои фотографии и   выставляет героев сказок на доску (все герои грустные). Дети видят героев и отвечают на вопрос

- Какое настроение у всех героев? (Грустное)

-А как можно сказать по- другому?

Воспитатель. Все герои сказок грустные. Но ведь у меня есть волшебная палочка  и знаю, почему они сегодня грустные. Оказывается,  злой волшебник похитил у них из имени звук. Внимательно послушайте и ответьте какой звук? (Воспитатель произносит героев сказок без звука «Р» Буатино, Калсон, Касная Шапочка). (Ответы детей)

Чтобы вернуть им имена надо выполнить все задания злого волшебника и побывать в сказочной стране.

В страну какого звука мы отправимся? (В страну звука Р)

Чтобы отправится, нам нужно вспомнить наше главное правило (Все вместе):

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никогда мы не спешим.

Воспитатель  с волшебной палочкой.

Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.

2 часть.  Характеристика звука (Р). На середине ковра корзинка с пирожками и горшочком масла.  (Дети сидят на ковре по кругу)

Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)

В корзине задание от злого волшебника. Характеристика звука  «Р».Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий). Знание чистоговорок и скороговорок с «Р»

Воспитатель. Какой звук «Р» гласный или согласный? (Ответы детей)

Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».

 Какие знаете чистоговорки со звуком «Р»?

Кто знает скороговорки со звуком «Р»? (Ответы детей).

 Отправляемся в другую сказку.

Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.

3.часть.  Произношение звука (Р) в слогах. Дети открывают глаза, на столе стоит банка из- под варенья, в банке записка от злого волшебника.  Надо придумать слово по первому слогу и разделить его на слоги.

 Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)

РА-_РА-_РА начинается игра.

Надо нам со слогом РА назвать слова. (в начале слова)

Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ. ( в середине слова)

А теперь со слогом РО. (В конце слова)

Наконец со слогом РЕ наступит конец игре.

(Дети называют слова и делят названное слово на слоги)

 Отправляемся в другую сказку.

Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.

4 часть. Произнесение звука (Р) в словах. (Дети открывают глаза, оказываются на поляне где висит на дереве золотой ключик. Под деревом шкатулка (в ней находится задание от злого волшебника), чтобы её открыть надо достать золотой ключик).

Воспитатель.

-Ребята, в какой сказке мы оказались? (Ответы детей).

Посмотрите под деревом шкатулка, а, чтобы её открыть нам надо достать золотой ключик.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (Достают золотой ключик и открывают шкатулку).

Задание от злого волшебника. Выложить  ступеньки из слов, которые начинаются на букву «Р»

 Воспитатель: Надо выложить ступеньки из слов,

 а слова, которые мы произносим состоят из чего? (Звуков)

А чем звук отличается от буквы? ( Звуки мы слышим, а буквы пишем)

  Воспитатель. Мы уже знакомы с буквой «Р» ( показывает детям букву «Р», сопровождая показ словами)

- Дрожу от страха

До сих пор!-

Воскликнуло полено,-

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

Давайте пропишем букву «Р» в воздухе.

(Буква прописывается в воздухе).

Чтобы его выполнить необходимо вернуться в детский сад, потому что у нас нет с собой букв.

Мы снова закроем глаза и в группе окажемся с вами тогда.

Воспитатель. Чтобы выполнить это задание, надо поделиться на группы. (Дети делятся на группы по три человека и садятся за столы. На столах наборы кубиков АБВГДейка).

Какой звук злой волшебник похитил у сказочных героев? (Ответы детей). А нам нужна буква «Р». Найдите её среди кубиков. Для чего нужны буквы? Все слова ступеньки начинаются с буквы «Р». Я буду вам читать задание злого волшебника, а вы собирать из кубиков данное слово.

На первой ступеньке слово из пяти звуков:

-Первая ступенька:

ВОПРОС:

 В воде озорница играет, резвится

Блестит чешуёй- поплыли со мной (РЫБКА)

- Вторая ступенька слово из четырёх букв:

ВОПРОС:

 Течёт, течёт не вытечет-

Бежит, бежит не выбежит (РЕКА).

-Третья ступенька:

ВОПРОС:

Ползёт наоборот, задом наперёд

Всех клешнёй хватает под водой (Рак).

Дети втроём находят буквы и составляют слова, затем воспитатель предлагает собрать из слов лестницу, чтобы все буквы «Р» были друг над другом с левой стороны. Спрашивает мягкий или твёрдый звук?

Воспитатель. Все задания злого волшебника мы выполнили, всем героям сказок вернули звук и букву (Р), они были какими? (грустными).  Стали какими? (весёлыми). Волшебник был какой? (злой). Стал какой? (добрый). (Ответы детей).

Злой и добрый, какие это слова по значению? (Ответы детей).

Сказочные герои предлагают нам поиграть в игру «Противоположные слова».

Противоположные по значению слова называются – антонимы. (Дети повторяют слово). Вы должны найти антоним к своей карточке.

5 часть. Игра «Противоположные слова»

У детей на столах карточки с картинками, надо найти карточку с противоположным значением.

Карточки с противоположным значением разложены на ковре по кругу. Дети находят слово антоним и встают на место, где лежала карточка. Называют сначала, что нарисовано у них на карточке, затем антоним к ней.

Воспитатель. Как называются противоположные по значению слова? (Ответы детей).

А для чего нужны слова? А для чего нужны предложения?

Ребята, герои сказок рады, что мы им помогли. Давайте составим про них предложения. (Дети составляют предложения с героями сказок).

Рефлексия.

Воспитатель. Где мы сегодня с вами побывали?

Выберите героя сказочной страны, путешествие в которую вам больше всего понравилось. Попрощайтесь с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить ступеньки из слов (ответов на загадки)

-В воде озорница играет, резвится

Блестит чешуёй-поплыли со мной (РЫБКА)

 

Течёт, течёт не вытечет

Бежит, бежит  не выбежит (РЕКА)

 

 

Ползёт наоборот задом на перёд

Всех под водой хватает клешнёй (РАК)

 

 

 

Ответьте: Какой звук «Р» гласный или согласный?

Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».

Произнесите чистоговорки со звуком «Р»

Произнесите скороговорки со звуком «Р».

 

 

 

 

Произнести слова со слогом «РА» в начале слова, со слогом «РУ» в середине слова, со слогом «РО» в конце слова. Все названные слова поделить на слоги. Сколько слогов в слове?

blog.dohcolonoc.ru

Конспект НОД по развитию речи "Подготовишки", Орлова Оксана Александровна

Тема: «Подготовишки» Образовательная область: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое. Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная. Тип:интегрированное Возраст детей: 6-7 лет Форма организации: подгруппа Задачи: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Закрепить умение делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, помогать детям правильно строить высказывания.Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию. Расширять словарь детей. Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Словарь новых слов: Ластик, учебник, пенал, первоклассник.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций на тему «Школа», просмотр мультфильма «Карлсон, который живет на крыше».

Оборудование и материалы: игрушка Карлсон, мяч, цветные карандаши, учебник, линейка, тетрадь, краски, ластик.

Ход непосредственно образовательной деятельности 1. Вводная часть

Воспитатель входит с детьми в группу, ставит их полукругом к гостям

Воспитатель:- Добрый день мои умники и умницы!Посмотрите сколько у нас гостей! Давайте с ними поздороваемся!Добрый день наши гости! Разрешите, я вам прикреплю такую вот штучку, а что это за штучка вы узнаете позже, ведь у нас такой интересный сегодня день. (Крепится значок в виде кружка)

-Ребята, давайте скажем друг другу добрые слова и так мы начинаем (Данил, какой ты сегодня послушный, Аня какая у тебя красивая прическа и т.д.) -Молодцы!Как вы думаете для чего мы говорили такие слова друг другу? Ответы детей(Садятся на стульчики.)

2.Основная часть Воспитатель:-А мы продолжаем.Сегодня у нас будет необычное и интересное задание. Вы ведь самые старшие в нашем детском саду. А как называется наша группа? Ответы детей (подготовительная) Воспитатель:-Правильно. А подготовительная к чему? И скоро вы пойдете в школу. Ребята, кто любит мультфильмы и сказки поднимите руку. К нам в гости сегодня прийдёт будующий первоклассник . Я предлагаю вам отгадать загадку и узнать кто это, и из какого он мультфильма «Взяв для подкрепления Баночку варенья, Отправляется в полёт Человечек-вертолёт.» Ответы детей( Карлсон) Воспитатель:-Правильно. А как называется мультфильм? Звучит музыка. Ответы детей «Карлсон, который живет на крыше.» (Воспитатель показывает картинку отгадку) Воспитатель:-А где же наш герой? Как вы думаете где он может находится в нашей группе? Ищут Карлсона. Находят на крыше домика. (Садятся) (Воспитатель показывает куклу Карлсона).  Какой он по характеру? Ответы детей (Весёлый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, дружелюбный…) Воспитатель:-Ну вот беда в детский сад он никогда не ходил, а в школу собрался, но ничего не знает.Поможем ему узнать чему учат в школе? Ответы детей (Да) Воспитатель:А как вы думаете, чему учат в школе? Ответы детей

www.prodlenka.org