НОД "Развитие речи" - подготовительная группа. Развитие речи нод подготовительная группа
НОД по развитию речи в подготовительной группе
МК ДОУ НГО ДЕТСКИЙ САД №15 «БЕРЕЗКА»
КОНСПЕКТ НОДПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РЕЧЬ И ЕЕ СЕКРЕТЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Лунегова Ольга
Викторовна
Актуальность.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Интеграция образовательных областей.
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности.
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цель.
Дать представление о том, что такое речь и какая она должна быть, раскрыть секреты речи.
Задачи.
Образовательные задачи:
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-закрепить произношение звуков и их сочетание;
-продолжать обучать работать с интерактивной доской;
-закрепить произношение звуков и их сочетаний через чистоговорки, скороговорки.
Развивающие задачи:
-развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей;
-обогащение словаря за счет слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение;
-развивать умение подбирать слова на заданную тему;
-развитие внимания, наглядно-образного мышления.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение слушать других, не перебивая;
-работать и играть в коллективе.
Методы и приемы
Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, игры на классификации, вопросы, игры в паре, взаимопроверка.
Активизация словаря.
Свердловская область, Новолялинский район, поселок Лобва, добрый день, добрый вечер, будьте добры, ласковая, любимая.
Предварительная работа. Разучивание скороговорок, чистоговорок, обучение работы на интерактивной доске.
Материал и оборудование.
Картинки с изображением ягод, фруктов, грибов, картинки с геометрическими фигурами, разрезные картинки – пазлы, интерактивная доска.
Планируемые результаты.
-Решают логические задачи, аргументируют свое мнение, умеют составлять рассказ по опорным словам, умеют работать парами, в коллективе.
-Умеют работать на интерактивной доске.
Ход занятия.
Разминка «Мозговой штурм»
Дерево высокое, а куст...
Пчела летит, а гусеница…
Белый гриб съедобный, а мухомор…
Дорога широкая, а тропинка…
Лимон и апельсин – это…
Капуста и лук – это…
Стул и кровать – это…
Роза и ромашка – это…
Тепло - холодно
Сухой – мокрый
Громко – тихо
Сильный ветер – слабый ветер
Полный – пустой
Сладкий – горький
Кто длиннее: змея или гусеница?
Что толще: тетрадь или книга?
Кто выше: жираф или лошадь?
Что глубже: река или ручей?
Кто старше: мама или дочка?
Осень – дождь; зима – снег;
мальчик – брюки; девочка – юбка;
птица – небо; рыба – река;
день – солнце; ночь – луна.
крыша – дом
колесо – машина
ветка - дерево
воротник – пальто
страница – книга
шнурки – ботинки
Мы с вами хорошо начали занятие, вы правильно отвечали, высказывали свои мысли. А как вы думаете, что помогает общаться нам друг с другом. Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на вопрос. А нам помогла речь.
А как вы думаете, хорошо это или нет, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Давайте каждый ответ доказывать.
Поставим опыт, постарайтесь несколько минут обойтись без речи.
Объединяйтесь в пары и каждый вспомнит игру, в которую вы хотели бы поиграть. Главное условие – нельзя пользоваться речью, нельзя говорить.
Опыт подтверждает, что без речи невозможно ничего объяснить друг другу, но и даже договориться.
Секрет № 1
Речь нам нужна и необходима для всего: чтобы договариваться, рассказывать, спрашивать, узнавать и просить, читать, слушать.Во всем, что мы делаем, нам помогает речь.
Пример – ребенок потерялся, чтоб его доставили домой, надо знать свой домашний адрес (дети говорят свой домашний адрес: Свердловская область, Новолялинский район, поселок Лобва, улица Кузнецова дом 11 квартира 2)
Секрет № 2
Когда люди общаются, нужно говорить по очереди: один говорит, а другой слушает. Если говорить одновременно, то никто ничего не поймет. Этот секрет очень важное правило речи, которое соблюдать не так - то просто, но мы будем его выполнять.
Понятной, чтобы четко и понятно произнести речь, давайте вспомним чистоговорки
А-а-а - к нам пришла весна
У-у-у - я на улицу хочу
О-о-о - как весною хорошо
На-на-на - травка первая видна
Да-да-да - в ручейке журчит вода
Га-га-га – тают белые снега
Ра-ра-ра – гнезда вить пора
Секрет № 3
Нельзя разговаривать и кричать при выполнении задания, которое необходимо выполнять в полной тишине.
Игра на классификацию предметов. Дети работают на интерактивной доске.
Секрет № 4
Речь должна быть вежливой, чтобы люди с удовольствием общались друг с другом и разговаривали друг с другом.
Игра «Подари улыбку»
(Придумать вежливые и ласковые слова и собрать их в шкатулку)
От ваших добрых и ласковых слов в группе стало сразу тепло, весело и солнечно. Из вежливых и ласковых слов составить небольшой рассказ (4-5 предложений).
Секрет №5
Когда люди общаются, нужно говорит по очереди: один говорит, другой слушает. Одновременно говорить нельзя, если только это не задание, когда специально говорят одно и тоже (скороговорки).
Мяу – мяу – мурлычет Муся
Покорми меня, Маруся.
Вымыв миску губкой с мылом
Маша Мусю накормила.
Игра на мышление «Составь целое из частей» (работаем в паре). Взаимопроверка.
Вывод.
Закончи предложение…
Мне понравилось…
Мне было трудно.
infourok.ru
НОД по развитию речи для детей подготовительной группы
| Главная страница | |Всё для детского сада | Музыка | Сценарии |
НОД по развитию речи для детей подготовительной группы
Черняева Гульнара Ильдусовна, воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №11, г. Нижнекамск, Республика Татарстан.
Задачи:Закрепить понятие «звук», «слог», «слово», «предложение».Продолжать учить составлять слова из слогов.Закреплять понимание у детей разницы между твердыми и мягкими согласными.Закреплять умение детей работать со схемой звукового анализа слова.Упражнять в подборе антонимовУпражнять детей передавать интонацией чувства ( радость, безразличие, огорчение).Развивать внимание, мышление, память.Воспитывать желание заниматься.
Материал: сигнальные карточки, схемы для звуко-буквенного анализа, слова разрезанные на слоги.
Предварительная работа: в играх и упражнениях закрепление полученных знаний, умений и навыков детей в режимных моментах.
Место проведения: групповая комната.Время: Дата:
Ход занятия:Чтоб в Играндию попасть нужно нам игру начать.Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот»Скажу я слово высоко, а ты ответишь(низко).Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол).Скажу я слово потерял, и скажешь ты (нашел).Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец).Вот и подошли мы с вами к воротам Играндии. Чтоб ворота открылись, и вы оказались в Играндии, вы должны выполнить следующее задание.
Игра «Собери слова из слогов».МАШИНА, МЫШИ, ШОКОЛАД, КАРУСЕЛЬСколько слогов, куда падает ударение?Молодцы! Вот мы с вами и оказались в этой чудесной стране.
Игра с сигнальными карточками. Показать мягкий или твердый звук, определить место нахождение звука «З».
Слова: заяц, зима, коза, мазь, корзина, заноза, земля, мимоза, друзья, хозяин, замок, тыква.
Ребята, послушайте игру-сказку «Друзья».У утенка-Тимы были друзья, цыпленок в его имени был звук «И», гусенок в его имени был звук «Ч». Отправились друзья в лес, а в лесу видимо невидимо грибов и ягод, у ягод названия длинные, назовите какие? А в названии цветов есть звук «О». Собрали ягод, цветов отправились дальше, решили заехать в магазин и купить продуктов, где есть звук «Б».
Физминутка.Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.А сейчас, составьте схему слова: вода, рыба, зима.
Игровое упражнение «Кто больше назовет действий».Что можно сказать о солнце? (светит, ласкает, поднимается, сияет, греет, всходит).Что можно сказать о дожде? (идет, моросит, хлещет, стучит, льет, капает, шумит ).Составьте предложение из 3-х слов. (у доски нарисовать схему).Составьте предложение с предлогом.Послушайте предложение: Дождь идет.Попробуйте сказать с разной интонацией, так, чтобы было понятно, что вы довольны и обрадовались, вам нравится дождь, безразличие, что вы недовольны.
Итог:А теперь скажите, вам понравилось в Играндии. Время пребывания подошло к концу, пора возвращаться. Сначала давайте мы подведем итог, все ли мы успели сделать, что запланировали и все ли нам удалось. Занятие закончилось, спасибо.
miroslava-folk.ru
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. - «Дошколенок.ру»
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №56»
г. Балаково Саратовской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
в подготовительной к школе группе №10
Путешествие в сказочную страну
Филиппова Татьяна Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
2016 г.
Приложение
Цель. Закрепление знаний детей о звуке и букве «Р»,
Задачи.
1.Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли.
2. Закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
3. Учить детей составлять слова с буквой «Р».
4. Продолжать находить противоположные по смыслу слова, активизировать в речи детей слово «АНТОНИМ».
5. Развивать общую моторику и координацию движений.
6. Воспитывать доброжелательное отношение при работе в группе.
7. Формировать самоконтроль речи у Ромы, Дениса, Вики и Саши.
8. Развивать память, мышление.
Предварительная работа.
- Проведение индивидуальной работы по ознакомлению детей с грамотой.
- Лексические упражнения и игры:
v нахождение местоположения звука «Р» в словах,
v выделение звука «Р» голосом,
v деление двусложных, трёхсложных слов на слоги,
v составление предложений из двух, трёх, четырёх и более слов.
- Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал.
v Загадки о сказочных героях
v Картинки с изображением волшебников (доброго и злого).
v Картинки с изображением сказочных героев Буратино, Красной Шапочки, Карлсона (весёлые и грустные).
v Банка из - под варенья, корзинка с пирожками, золотой ключик от шкатулки (в которых находятся задания от злого волшебника).
Раздаточный материал.
v Карточки с противоположными по значению словами (по количеству детей).
v Наборы «АБВГДейка» - на троих детей.
Ход.
1 часть. Введение в тему.
Малоподвижная игра «Назови игрушку» (Дети стоят по кругу)
Воспитатель .
-Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель . Я сейчас вам загадаю загадки о героях сказок, а вы отгадайте героев и назовите авторов этих сказок. (Ответы детей)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите ей имя её. («Красная Шапочка» Шарль Перо).
Толстяк живёт на крыше
Летает всех он выше
Если ляжешь рано спать
Ты с ним можешь поболтать
Прилетит к тебе в твой дом
Живой, весёлый… Карлсон. («Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен).
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный
Что за странный человечек деревянный?
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? («Буратино» Алексей Толстой).
Воспитатель говорит, что герои сказок прислали им свои фотографии и выставляет героев сказок на доску (все герои грустные). Дети видят героев и отвечают на вопрос
- Какое настроение у всех героев? (Грустное)
-А как можно сказать по- другому?
Воспитатель. Все герои сказок грустные. Но ведь у меня есть волшебная палочка и знаю, почему они сегодня грустные. Оказывается, злой волшебник похитил у них из имени звук. Внимательно послушайте и ответьте какой звук? (Воспитатель произносит героев сказок без звука «Р» Буатино, Калсон, Касная Шапочка). (Ответы детей)
Чтобы вернуть им имена надо выполнить все задания злого волшебника и побывать в сказочной стране.
В страну какого звука мы отправимся? (В страну звука Р)
Чтобы отправится, нам нужно вспомнить наше главное правило (Все вместе):
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никогда мы не спешим.
Воспитатель с волшебной палочкой.
Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.
2 часть. Характеристика звука (Р). На середине ковра корзинка с пирожками и горшочком масла. (Дети сидят на ковре по кругу)
Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)
В корзине задание от злого волшебника. Характеристика звука «Р».Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий). Знание чистоговорок и скороговорок с «Р»
Воспитатель. Какой звук «Р» гласный или согласный? (Ответы детей)
Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».
Какие знаете чистоговорки со звуком «Р»?
Кто знает скороговорки со звуком «Р»? (Ответы детей).
Отправляемся в другую сказку.
Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.
3.часть. Произношение звука (Р) в слогах. Дети открывают глаза, на столе стоит банка из- под варенья, в банке записка от злого волшебника. Надо придумать слово по первому слогу и разделить его на слоги.
Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)
РА-_РА-_РА начинается игра.
Надо нам со слогом РА назвать слова. (в начале слова)
Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ. ( в середине слова)
А теперь со слогом РО. (В конце слова)
Наконец со слогом РЕ наступит конец игре.
(Дети называют слова и делят названное слово на слоги)
Отправляемся в другую сказку.
Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.
4 часть. Произнесение звука (Р) в словах. (Дети открывают глаза, оказываются на поляне где висит на дереве золотой ключик. Под деревом шкатулка (в ней находится задание от злого волшебника), чтобы её открыть надо достать золотой ключик).
Воспитатель.
-Ребята, в какой сказке мы оказались? (Ответы детей).
Посмотрите под деревом шкатулка, а, чтобы её открыть нам надо достать золотой ключик.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (Достают золотой ключик и открывают шкатулку).
Задание от злого волшебника. Выложить ступеньки из слов, которые начинаются на букву «Р»
Воспитатель: Надо выложить ступеньки из слов,
а слова, которые мы произносим состоят из чего? (Звуков)
А чем звук отличается от буквы? ( Звуки мы слышим, а буквы пишем)
Воспитатель. Мы уже знакомы с буквой «Р» ( показывает детям букву «Р», сопровождая показ словами)
- Дрожу от страха
До сих пор!-
Воскликнуло полено,-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Давайте пропишем букву «Р» в воздухе.
(Буква прописывается в воздухе).
Чтобы его выполнить необходимо вернуться в детский сад, потому что у нас нет с собой букв.
Мы снова закроем глаза и в группе окажемся с вами тогда.
Воспитатель. Чтобы выполнить это задание, надо поделиться на группы. (Дети делятся на группы по три человека и садятся за столы. На столах наборы кубиков АБВГДейка).
Какой звук злой волшебник похитил у сказочных героев? (Ответы детей). А нам нужна буква «Р». Найдите её среди кубиков. Для чего нужны буквы? Все слова ступеньки начинаются с буквы «Р». Я буду вам читать задание злого волшебника, а вы собирать из кубиков данное слово.
На первой ступеньке слово из пяти звуков:
-Первая ступенька:
ВОПРОС:
В воде озорница играет, резвится
Блестит чешуёй- поплыли со мной (РЫБКА)
- Вторая ступенька слово из четырёх букв:
ВОПРОС:
Течёт, течёт не вытечет-
Бежит, бежит не выбежит (РЕКА).
-Третья ступенька:
ВОПРОС:
Ползёт наоборот, задом наперёд
Всех клешнёй хватает под водой (Рак).
Дети втроём находят буквы и составляют слова, затем воспитатель предлагает собрать из слов лестницу, чтобы все буквы «Р» были друг над другом с левой стороны. Спрашивает мягкий или твёрдый звук?
Воспитатель. Все задания злого волшебника мы выполнили, всем героям сказок вернули звук и букву (Р), они были какими? (грустными). Стали какими? (весёлыми). Волшебник был какой? (злой). Стал какой? (добрый). (Ответы детей).
Злой и добрый, какие это слова по значению? (Ответы детей).
Сказочные герои предлагают нам поиграть в игру «Противоположные слова».
Противоположные по значению слова называются – антонимы. (Дети повторяют слово). Вы должны найти антоним к своей карточке.
5 часть. Игра «Противоположные слова»
У детей на столах карточки с картинками, надо найти карточку с противоположным значением.
Карточки с противоположным значением разложены на ковре по кругу. Дети находят слово антоним и встают на место, где лежала карточка. Называют сначала, что нарисовано у них на карточке, затем антоним к ней.
Воспитатель. Как называются противоположные по значению слова? (Ответы детей).
А для чего нужны слова? А для чего нужны предложения?
Ребята, герои сказок рады, что мы им помогли. Давайте составим про них предложения. (Дети составляют предложения с героями сказок).
Рефлексия.
Воспитатель. Где мы сегодня с вами побывали?
Выберите героя сказочной страны, путешествие в которую вам больше всего понравилось. Попрощайтесь с ним.
Составить ступеньки из слов (ответов на загадки)
-В воде озорница играет, резвится
Блестит чешуёй-поплыли со мной (РЫБКА)
Течёт, течёт не вытечет
Бежит, бежит не выбежит (РЕКА)
Ползёт наоборот задом на перёд
Всех под водой хватает клешнёй (РАК)
Ответьте: Какой звук «Р» гласный или согласный?
Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».
Произнесите чистоговорки со звуком «Р»
Произнесите скороговорки со звуком «Р».
Произнести слова со слогом «РА» в начале слова, со слогом «РУ» в середине слова, со слогом «РО» в конце слова. Все названные слова поделить на слоги. Сколько слогов в слове?
blog.dohcolonoc.ru
Конспект НОД по развитию речи "Подготовишки", Орлова Оксана Александровна
Тема: «Подготовишки» Образовательная область: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое. Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная. Тип:интегрированное Возраст детей: 6-7 лет Форма организации: подгруппа Задачи: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Закрепить умение делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, помогать детям правильно строить высказывания.Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию. Расширять словарь детей. Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Словарь новых слов: Ластик, учебник, пенал, первоклассник.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций на тему «Школа», просмотр мультфильма «Карлсон, который живет на крыше».
Оборудование и материалы: игрушка Карлсон, мяч, цветные карандаши, учебник, линейка, тетрадь, краски, ластик.
Ход непосредственно образовательной деятельности 1. Вводная часть
Воспитатель входит с детьми в группу, ставит их полукругом к гостям
Воспитатель:- Добрый день мои умники и умницы!Посмотрите сколько у нас гостей! Давайте с ними поздороваемся!Добрый день наши гости! Разрешите, я вам прикреплю такую вот штучку, а что это за штучка вы узнаете позже, ведь у нас такой интересный сегодня день. (Крепится значок в виде кружка)
-Ребята, давайте скажем друг другу добрые слова и так мы начинаем (Данил, какой ты сегодня послушный, Аня какая у тебя красивая прическа и т.д.) -Молодцы!Как вы думаете для чего мы говорили такие слова друг другу? Ответы детей(Садятся на стульчики.)
2.Основная часть Воспитатель:-А мы продолжаем.Сегодня у нас будет необычное и интересное задание. Вы ведь самые старшие в нашем детском саду. А как называется наша группа? Ответы детей (подготовительная) Воспитатель:-Правильно. А подготовительная к чему? И скоро вы пойдете в школу. Ребята, кто любит мультфильмы и сказки поднимите руку. К нам в гости сегодня прийдёт будующий первоклассник . Я предлагаю вам отгадать загадку и узнать кто это, и из какого он мультфильма «Взяв для подкрепления Баночку варенья, Отправляется в полёт Человечек-вертолёт.» Ответы детей( Карлсон) Воспитатель:-Правильно. А как называется мультфильм? Звучит музыка. Ответы детей «Карлсон, который живет на крыше.» (Воспитатель показывает картинку отгадку) Воспитатель:-А где же наш герой? Как вы думаете где он может находится в нашей группе? Ищут Карлсона. Находят на крыше домика. (Садятся) (Воспитатель показывает куклу Карлсона). Какой он по характеру? Ответы детей (Весёлый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, дружелюбный…) Воспитатель:-Ну вот беда в детский сад он никогда не ходил, а в школу собрался, но ничего не знает.Поможем ему узнать чему учат в школе? Ответы детей (Да) Воспитатель:А как вы думаете, чему учат в школе? Ответы детей
www.prodlenka.org