Конспект урока по русскому языку "Ситуация общения" 6 класс. Ситуация общения 6 класс конспект


Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Язык, речь, общение. Ситуация общения

Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.

Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений III. Самоопределение к деятельности

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

— Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 — устное выполнение.

3. Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-тарии учителя.

— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.

5. Упр. 8, 9, 11 - подготовка к выразительному чтению, об-суждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждениекаждого задания.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа

— Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 12 — коллективное выполнение.

2. Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к вы-полнению домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).

Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.

infourok.ru

Конспект урока "Общение" (6 класс)

Дата

Класс

Тема. Общение

Цель урока:создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

• Обучающая:Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

• Развивающая:Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

• Воспитывающая:Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

• Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

• Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

• Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока:комбинированный

Средства обучения:учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. ОРГМОМЕНТЦель: Предварительная организация классаПроверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке!

Прежде, чем мы начнем новую тему, скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Как вы усвоили эту тему проверим с помощью игры «Да-нет».

II. Проверка домашнего задания

Игра «Да-нетка» Ответьте «да» или «нет» (карточки)1. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения (да)2. Чувства не являются основой для межличностных отношений (нет)3. Не обязательно в межличностных отношениях понимать другого (нет)4. Толерантность – это признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей. (да)

5.Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.(дА)

Поменяйтесь работа и проведем взаимопроверку. (Слайд1).

А еще скажите, что такое деятельность? Какие виды деятельности вы знаете? Мы с вами рассмотрели три вида деятельности, а сегодня познакомимся еще с одним видом деятельности, а с каким, ответите на этот вопрос после просмотра фрагмента мультфильма «Лунтик»

III. Изучение нового материала

1. Создание мотивации.

Фрагмент мультфильма «Лунтик»

Вопросы классу:

- Скажите пожалуйста что делают герои мультфильма?

- Как называется процесс, когда кто-то с кем-то разговаривает о чем либо?

Назовите тему нашего урока.

Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ» (Слайд 3)

(записывают дату и тему в тетради)

Сегодня мы познакомимся с четвертым видом деятельности – общением.

Скажите, а что мы должны узнать и поянть сегодня на уроке?

Учащиеся формулируют

План урока: (Слайд 5)

1. Понятие общения.

2. Способы общения.

3. Правила общения.

4. Роль общения в жизни людей

Значит какая цель нашего урока?

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. (Слайд 4)

Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение.А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»?

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать.

Понятия озвучиваются

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.

Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 66, найдите определение общения. (читают вслух).

Общение –взаимные деловые и дружеские отношения (Слайд 7). Давайте запишем это определение в тетрадь.

Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение? Какой пункт плана мы выполнили?

Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)

О каких способах общения вы узнали?

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

Запишем это в тетрадь(Слайд)

Давайте посмотрим как это работает на практике.

Задания группам:

Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

1-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение

2-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке

1-я группа

Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее всё было решено:У школьников собрание, потом у них кино.Домой придёт мой старший брат,Он мне расскажет всё подряд,Он объяснит мне что к чему,А я большая! Я пойму.И вот он начал свой рассказ:– Они ползут, а он им– раз!А тут как раз она ползла,А он как даст ему со зла!Они ей – раз! Она им – раз!Он был с ней заодно…Ух, сильное кино!Нет, видно я ещё мала:Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

2-я группа

-Изобразить певца

-Изобразить человека, который одевается

-Радостного человека

Вы все поняли, что хотели сказать нам ребята? А с помощью чего это поняли? А к какому выводу можно прийти?В общении можно учитывать вербальную и невербальную информацию.

Какой способ вам больше нравится? Вы правы.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

(Слайд 8)

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку.Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.()

С помощью какого способа общения мы проводили физминутку (вербального и невербального)

(Вернулись к плану). Как вы думаете, может мы можем вычеркнуть еще один пункт нашего плана? Какой?

Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)

И мы сейчас с вами выработаем свои правила общения.

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу. Правила общения с родителями (Слайд 9), правила общения с друзьями(Слайд 10).

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.

Ноеще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому:

“Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не криать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”. (Слайд 11)

Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Мы можем вычеркнуть еще один пункт плана. Что мы еще не узнали из нашего плана? А сами можете выполнить четвертый пункт. Скажите для чего мы общаемся? Какую роль играет общение в жизни людей.

Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.

Итог урока:

Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?

Тогда нам остается закрепить полученные знания с помощью метода «Синквейна», которая даст возможность заработать дополнительные баллы.

Проверка (Слайд 14) (подсчет общих баллов и выставление оценок) (Слайд 15)

Всего баллов:

Поднимите руку – у кого оценка 5, у кого – 4, у кого – 3.

Домашнее задание

Читать параграф 8, для тех, кто хочет на следующий урок получить оценку 5, вам нужно будет составить кроссворд из пяти слов с ключевым словом «общение».

Рефлексия

Ребята, вам все было понятно на уроке?

Что вы узнали нового из нашего урока?

Какое настроение у вас было на уроке?

Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.

Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения. (Слайд 16)

Вы любите играть в эту игру. На партах у вас лежать листочки с игровым полем. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Х, если не верное – 0.

1.Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (Х)

2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов(Х)

3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (Х)

4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (0)

5.В ходе общения происходит обмен информацией.(Х)

6. Общение происходит только в семье (0)

7.Общение всегда приносит удовольствие( О)

8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (Х)

9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (0)

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку "Ситуация общения" 6 класс

Ситуация общения.

Цели:

– анализировать речевую ситуацию; определить компоненты реч. сит., редактировать тексты, воспитывать речевую культуру

Орг. Момент.

Ход урока.

Проверка д/з, проверка готовности (теоретическая тетр 48 л)

Инд. задание Карандаш на стол_, сидит на ветк_, сидела в платк_, на вершин_ горы, в старой деревн_, подошел к коров_, лежит на печ_, ветка ел_.

Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.

-Что такое речь?

-С кем можно общаться? Где? Зачем?

-От чего зависят высказывания?

Инсценировка ситуации общения

Входит опоздавший ученик:

- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.

Учитель:

- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (манера общения, не проанализировал ситуацию)

- Как вы бы назвали ситуацию, в которойвозникает общение между говорящим и слушающим? (ситуация общения)

- Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока (анализировать ситуации общения, корректировать, познакомиться с компонентами удачной ситуации общения;На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты.)

-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что Важно учитывать? кому ты говоришь, о чембудешь говорить и что скажешь – удачное общение.

– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, Вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения.

– Если вы будете кричать при обращении, удачная сиуация общения сложится? Какой еще компонент важен? КАК говорить.

– Подытожим. Из каких компонентов состоит ситуация общения, попробуйте составить схему (несколько на доске). Сравните ваши схемы с учебником с.9 упр7.

– Назовите ситуации общения, в которые вы сегодня попали. В чем была их особенность?

Физминутка

Отработка по теме урока

Упр. 8, 9

Итог урока

– Что нужно для того, чтобы речь была правильной?

– Что нового узнали?

Д/З учить компоненты ситуации общения, упр. 12.

www.prodlenka.org

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Упр. 1 — чтение текста, обсуждение.

Чтение и запись словосочетаний в рамке (с. 4).

Составьте и запишите предложения с этими словосочета­ниями.

Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значе­ние похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладаю­щий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похо­жи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)

3.             Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме —высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).

III.           Закрепление изученного материала

Как и для чего можно использовать учебник?

Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, име­ет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, спосо­бен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)

IV.           Подведение итогов урока

—            Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник: упр. 2, 3.

 

Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Цели: формировать представления о важности общения в жиз­ни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, ком­понентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые яв­ления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.

Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений III.       Самоопределение к деятельности

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодей­ствуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, пе­реживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, сред­ство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мими­ки, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоя­нии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

—            Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)

IV.          Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 — устное выполнение.

3.             Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

—            Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых проис­ходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4.             Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.

5.             Упр. 8, 9, 11 - подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждениекаждого задания.

V.            Закрепление изученного материала

1. Беседа

—            Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1.             Упр. 12 — коллективное выполнение.

2.             Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к выполнению домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).

Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, под­готовить краткие выступления.

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai

Конспект беседы на тему "Простые правила общения" (6 класс)

Беседа «Простые правила общения»

Умение общаться – весьма значимо для современного человека. И, как любое умение, оно приходит не сразу и требует знания некоторых правил, тренировок и упражнений. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Человек, с которым вы общаетесь, может быть невоспитанным и невнимательным, глупым, агрессивным. Но чем меньше вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник. Ищите то, что вас сближает – в стиле, манере общения. Чем больше сходства с собеседником будет у вас в разговоре (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше. Можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости. Почему, столкнувшись с другим мнением, мы чаще торопимся возразить, а не понять его? Делать это мешает нетерпимость.

То, что волнует собеседника, должно волновать и вас. Вы должны понять и разделить его переживания. Он грустит зря и бессмысленно? Погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не по делу – разделите его негодование (вы понимаете его, вы – с ним), а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что возмущает.

При этом не нагнетайте напряженность. Смотрите на окраску каждого слова, и все ядовитые, «дерущиеся», пачкающие – выбрасывайте. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться плохо. Устройте себе маленький экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить – ни вслух, ни про себя.

Понравиться ли вам общение, в котором собеседник все время стремится забраться на пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Поэтому общение нужно строить на равных. Не задевайте того, что человеку дорого: людей, его круга, его увлечения, идеалы и ценности. Невозможно обойтись в общении и без юмора. Но он небезобиден, когда направлен на другого – «ты смешной». Весело всем, кроме объекта насмешек. Если же человек обижается, его можно ударить еще раз: «Ну, ты что, юмора не понимаешь?» если вам дорого собственное хорошее настроение, а также окружающих вас людей, то прежде чем отпустить шутку – подумайте о последствиях.

Избегайте монолога: диалог продуктивнее. Вольтер сказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью». Старайтесь не победить в диалоге, а найти истину. Чья-то победа не означает торжество истины, а только перевес сил. Ведь победить может и неправый. Да и правота – еще не истина. Старайтесь понять, что хочет сказать собеседник, помогай те ему сформулировать мысли, даже если вы с ним не согласны. Признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения вашего мнения: «Слушай, может быть, я и не прав, но давай посоветуемся… Мне кажется… Как ты считаешь? Давай обсудим!»

В общении много подводных камней. Вот «вредные советы» для тех, кто вступает в диалог:

  • Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).

  • Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!

  • Говорите невнятно, без эмоций и пауз.

  • Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.

  • Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени его выслушивать терпеливо и внимательно.

  • В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.

  • Нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве и т.п.).

  • Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.

  • Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.

Надеюсь, наша беседа станет отправной точкой ваших раздумий о том, какими должны быть ваши собственные правила выстраивания дружеского и продуктивного общения со сверстниками, родителями и взрослыми людьми.

Для чего люди общаются. - Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Любая деятельность – это общение. Общаемся мы с другими людьми, с природой, с домашними животными, с книгами, со своими игрушками, вещами. Как происходит общение? Зачем оно нам? Наверное, чтобы становиться более умным, зрелым в чувствах, мыслях, набираться житейского опыта, уметь находить общий язык и добиваться взаимопонимания.

- Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная настоящая роскошь. Без него человеку трудно прожить. Но общение не только таит в себе удовольствие, но иногда приносит и неприятности. Вы все уже достаточно самостоятельные молодые люди, несмотря на то, что все вы – несовершеннолетние. Круг вашего общения разнообразен. Но, так как все мы учимся и в течение учебного года живем в школе-интернате, чаще всего нам приходится общаться друг с другом. Все мы очень разные, но в своих правах мы все равны. Давайте вспомним ситуации, имевшие место в нашем классе, когда общение привело или могло привести к конфликту. Учащиеся приводят примеры из личного опыта. - Юноши в разговоре с девушками очень часто уничижительно говорят об их чувствах к другим юношам, девушки в ответ словесно оскорбляют юношей. - Юноши часто обижают младших мальчиков, утверждая, что помогают воспитателю, воспитывают нарушителей порядка. Каждая ситуация анализируется, учащиеся высказывают свое мнение, пытаясь прийти к общему решению.

Составление свода правил «Как правильно слушать». - Так как в вашем возрасте большая часть конфликтов возникает в разговоре, я предлагаю вам составить своеобразный свод правил (одновременно правила записываются или появляются на слайдах). - Какое главное качество, на ваш взгляд, должен проявить человек, общаясь с другим человеком? - Терпение. 4 - Правило 1: проявляй терпение, не прерывай, не мешай. Помни: задача слушающего – помочь говорящему в выражении своих проблем. - Надо ли оценивать говорящего во время беседы? - Нет, человеку надо дать возможность высказаться до конца. - Правило 2: не давай оценок человеку – если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе. - Надо ли категорично решать, кто прав, кто виноват. - Нет, это может обидеть собеседника. - Правило 3: не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточь внимание на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь. - Стоит ли давать советы? - Всегда надо смотреть по ситуации, не торопиться со своими советами. - Правило 4: не давай советов – помни, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. - У нас получилась такая памятка: VII. Учимся понимать людей и устанавливать контакты. Но общение – это не только умение слушать, это еще и умение самому выражать свои эмоции и чувства, говорить о том, что тебе нравится, а что нет, умение признавать свои ошибки, понимать и прощать слабости другого. Всему этому люди учатся всю жизнь. Период подросткового возраста интересен тем, что круг общения у вас очень разнообразен. Поэтому, перед тем, как что-то сделать, сказать каждый раз вы должны «семь раз отмерять», подумать. Я предлагаю вам еще один тест, на этот раз более серьезный, отвечать на него надо с карандашом в руке, ответы вписывать в специальную карточку, которую сейчас получите. Умеете ли общаться с людьми? 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? а) да; б) нет. КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ 1. Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни: задача слушающего – помочь говорящему в выражении своих проблем. 2. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе. 3. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточь внимание на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь. 4. Не давай советов: помни, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.

infourok.ru

Урок русского языка для 6 класса на тему "Секреты речевого общения"

Черкасова Лариса Ивановна

Учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30

Ногинский район Московской области.

Урок русского языка в 6 классе.

Секреты речевого общения

Цели урока: дать понятие речевого этикета и речевой ситуации; привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим; воспитывать культуру разговора по телефону; способствовать развитию кругозора.

Оборудование: распечатанный наглядный материал на столах учеников, компьютер для просмотра слайдов презентации.

1) Эпиграф на доске: У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. С. Аверинцев.

На экране понятие – речевой этикет - и его определение.

Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.

Слово учителя. Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нём.

Вам этот школьник не знаком?!

2) Когда-то, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если, к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать - Доброе утро, Добрый день, то они обязательно будут добрыми.

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Будет говорить.

3) А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ?

Это пожелание здоровья (здравия). Не случайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!»

Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет.

КАКОЕ НАШЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТ. САЛЮС?

4) Прочитайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

Текст на листе №1

«Здравствуйте!»

Что значит здороваться? Это прежде всего пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.

В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.

Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.

« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?» а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».

Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза: «Он перестал со мной здороваться» - означает: «Он прервал со мной добрые отношения, знакомство».

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».

Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»

Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

5) Рассмотрим материал на листе №2 ( на листе изображены иллюстрации разных речевых ситуаций: встречи одноклассников, пожилых мужчин и спортсменов. Нужно сформулировать правила приветствия в зависимости от ситуации)

6) Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить.

Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:

(на экране заданные ситуации, дети после обсуждения в группах предлагают свой вариант ответа, группы могут спорить, доказывать свою точку зрения.)

  1. Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?

  2. Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?

  3. Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?

  4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» - всё в порядке?

6) Вопросы викторины ( на экране вопросы викторины, после ответа, предложенного детьми, высвечивается правильный, идёт обсуждение)

  • Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?

Как поступить? Что произнести?

Ты не сразу заметил знакомого, не успел поздороваться или ответить на его приветствие.

Как поступить?

7) Отгадайте загадку:

Что за терем – теремок?

Нет дверей, но есть кружок.

Поверчу кружок рукой

И услышу голос твой. ( На экране компьютера появляется отгадка – телефон)

Расставьте ударения в словах: звоните, звонят, звонишь, перезвонишь.

8) Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон»

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать.

- Давай. А о чём?

- Ну о чём? О чём - нибудь.

- Ну?

- Что ну?

- Чего ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

- Да я не знаю, о чём разговаривать!

Почему у ребят не получилось разговора?

9) Ознакомьтесь с шуточными советами разговаривающим по телефону, которые давал Карел Чапек:

( на экране появляется текст)

1. не звоните без дела.

2. уж если звонишь, запасись терпением, чтобы абоненту хватило времени ответить на твой звонок.

3. телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Именно тогда ухо не взмокнет от телефонной трубки, а кому-то не придётся бесконечно набирать ваш номер, чтобы дозвониться.

А как поступаете вы?

10) Решите речевые задачи: (задание на экране компьютера - слайды)

1) Звонок. Ты снимаешь трубку и выясняешь, что произошло неправильное соединение. Что ты сделаешь?

а) бросишь трубку;

б) скажешь: «Надо правильно набирать номер!!!»

в) вы не туда попали!

г) извините, вы, вероятно, не туда попали!

2) Ты звонишь, но выясняется, что тебя неправильно соединили. Что ты сделаешь?

а) бросишь трубку;

б) спросишь: куда ты попал - и извинишься.

11) При разговоре по телефону надо учитывать следующие условия:

( лист №3) (На листах правила речевого этикета, которые надо соблюдать при разговоре по телефону. Учащиеся знакомятся с ними и записывают главное).

12) Вернёмся к стихотворению:

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Будет говорить.

13) Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к ловам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

как от мелких, но острых осколков.

14) Итог урока: очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS- сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно забытых слов.

Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить смог.

Но вот звучит на все века «Спасибо»,

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.

И так же срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба речи принята:

Мы говорим по-прежнему «Пожалуй»

С частицей величательною «Ста».

Касаются веков литые грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши добрые слова.

15) На слайдах улыбающиеся лица, звучит песня:

«ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМА…»

Литература

1) Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко. Речевой этикет. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов.

М. Мнемозина. 1997 год.

Урок русского языка в 6 классе «Секреты речевого общения» проводится в рамках методической темы: «Развитие культуры речи учащихся на уроках русского языка и литературы».

Метод обучения – творческий, частично-поисковый. Форма работы – сочетание коллективной и групповой. Урок обобщения и систематизирования знаний.

На уроке сочетается использование педагогической мастерской и компьютерной технологии в обучении. Класс разделён на группы, парты стоят особым образом. На основе подобранного дидактического материала ученики сами добывают и осмысливают знания. Тема урока предполагает, что хорошо знакомые жизненные ситуации будут оценены иначе, многие школьники сделают для себя открытия в плане речевого общения. В наше время, когда уровень культуры общения катастрофически падает, подобное занятие даст свои положительные результаты.

Учитель лишь направляет деятельность учеников, переходя от одной речевой ситуации к другой. В классе царит непринуждённая атмосфера, когда есть возможность высказать своё мнение и обсудить что-то в группе, поспорить, улыбнуться, если решение предложено с юмором.

Официального оценивания каждого ученика нет, но при этом каждый сам в состоянии оценить свои возможности. Ребёнок раскрывается, начинает верить в себя, высказывает свою точку зрения, не стесняясь. И это уже достижение.

Использование наглядного материала (не учебник, к которому привыкли): листов с заданиями и иллюстрациями, компьютерных слайдов, фотографий на них – разнообразит урок, сделает его более интересным и необычным. Скучающих точно не будет.

Здесь нет соревнования, которого боятся неуверенные в себе ученики, чередуется индивидуальная и групповая работа, важен не только результат, но и сам процесс, который включает в данном случае элемент игры. Использование данной технологии повысит мотивацию к учёбе и уровень культуры общения школьников.

Урок, прошёл на высоком уровне, учащиеся с удовольствием выполняли задания, участвовали в беседе, спорили. Стихи, использованные на уроке, дети получили заранее, к чтению все подготовились добросовестно. Время урока пролетело незаметно, по лицам учащихся было видно, что информация и форма работы их заинтересовали.

Полученные знания из курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» я стараюсь применять на большинстве своих уроков.

doc4web.ru

Конспект урока обществознания "Общение" для 6 класса

Урок обществознания по теме «Общение». 6-й класс

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.

Ход урока

Учитель приветствует учеников.

Знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери «Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: «Общение».

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им, что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

План урока:

1. Понятие общения.2. Способы общения. 3. Правила общения.

Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение». Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение

Дети называют свои ассоциации к понятию «общение». Учитель чертит на доске кластер.

Затем, задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать что такое общение?

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Учитель раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.

Дети в группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы.

Философский словарь – «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности»

Психологический словарь –«Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению»

В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

После дополнения кластера ученики сами формулируют понятие общения.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. 

Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения

Учитель: Назовите способы общения.

Учащиеся называют способы общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

А сейчас практика, работа в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

Самостоятельно работают в группах. 1-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино».

Заранее, заранее всё было решено:У школьников собрание, потом у них кино.Домой придёт мой старший брат,Он мне расскажет всё подряд,Он объяснит мне что к чему,А я большая! Я пойму.И вот он начал свой рассказ:– Они ползут, а он им– раз!А тут как раз она ползла,А он как даст ему со зла!Они ей – раз! Она им – раз!Он был с ней заодно…Ух, сильное кино!Нет, видно я ещё мала:Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

2-я группа. Невербальное общение. Изобразить отрывок из басни А.Крылова «Ворона и лисица».

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: “Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!” Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Учитель организует подведение итогов работы группы и подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

Далее учитель предлагает по группам вспомнить и записать правила общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями.

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем каждая группа представляет сою работу.

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно приобщении соблюдать все предложенные вами правила. Ребята, а сейчас предлагаю вам сформулировать признаки общения. Учащиеся предлагают свои варианты.

Таким образом, ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому:

«Попробуйте не наступать, а уступать.Не захватить, а отдать.Не кулак показать, а руку протянуть.Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и его роль в жизни людей? Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит…..

Результатом общения можно считать….

Учитель: Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок истинного общения.

multiurok.ru