Словесные игры для детей. Словесные игры с детьми
Словесные игры
С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т.н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. В этой статье мы приводим примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
1. "Противоположности"
Вы называете слово, задача ребенка - назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный - горячий, добрый - злой, высокий - низкий, день - ночь и т.д.
2. "Каким бывает?"
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т.д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
3. "Что бывает?"
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т.д.
4. "Новые слова"
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
5. "Буриме"
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в "Буриме", надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
6. "На одну букву"
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
7. "Я знаю"
В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: "Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница". Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т.д.
games-for-kids.ru
Устные игры. Устные игры со словами
Слова по цепочке
Первый игрок произносит первое слово, второй игрок называет слова, начинающееся с последней буквы первого и т.д. Повторяться слова не должны. Если записывать все, произносимые слова, то получится следующая цепочка: автобус – сорока – карандаш – шанс).
Слова с общей темой
Сначала выбирают тему, например, имена, или растения, или одежда. Первый игрок называет первое слово, соответствующее теме, затем тоже самое делает и второй игрок. Повторять слова нельзя. В качестве темы для такой устной игры можно взять: «слова на букву «А»».
По полслова
Эта устная игра проходит динамичнее и увлекательнее, если задействовать в ней мячик. Игроки встают друг против друга или в круг, если их много, тот, у кого мячик, произносит первую половину слова и бросает мяч следующему игроку. Тот должен закончить слова и поймать мячик. Например, первый произносит «паро-», а второй быстро договаривает «-воз».
Антонимы
В этой устной игре один называет слово, а второй подбирает к нему противоположное по смыслу: кислое – сладкое, большой – маленький, черный – белый, яркий – бледный.
Что лишнее
Первый из игроков называет несколько слов, все кроме одного из них объединены общим смыслом. Второй игрок должен назвать лишнее слово. В самом простом варианте этой устной игры вопрос может звучать так: «Что лишнее: ромашка, роза, одуванчик, бабочка?»
Предложение - история
Такие устные игры могут стать возможностью для того, чтобы придумать целую сказку. В самом простом варианте первый игрок произносит слово, второй «присоединяет» к нему следующее по смыслу, так строится длинное предложение. После которого можно начать и следующее, логически его продолжающее. Например:
- Рыжий.
- Рыжий кот.
- Рыжий кот умывается.
- Рыжий кот умывается лапой.
- Рыжий кот умывается лапой и щурит.
- Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза.
- Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза от солнца.
Тренировка памяти
Задача игрока повторить уже названное предыдущим слово и только потом добавить свое. Первый игрок в свою очередь повторяет свое слово, слово, добавленное вторым игроком и новое слово. Такая устная игра может включать как любые слова, так и слова с одной темой.
Самые простые устные игры в слова, помогут вам в том случае, если проблема «чем занять ребенка» стоит перед вами во время долгой и скучной поездки или ожидания в очереди врача. Устные игры прекрасно совмещаются с другими одновременными занятиями, когда мама занята по дому или вместе с малышом делает уборку, когда ребенок вместе с родителями возвращается домой с прогулки или идет в садик.
Мария Никитина
www.namewoman.ru
Словесные игры по дороге домой
Словесные игры по дороге домой
В нашем современном, скоростном мире все меньше места остается для живого общение. Все постоянно куда-то спешат, в том числе и родители малышей, девчонок и мальчишек, которые так нуждаются в простом общении со своими все время занятыми родителями. А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.
Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.
Очень большой плюс таких словесных игр в том, что никаких игровых атрибутов они не требуют, а развивающий эффект от них большой. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!
Наша младшая дочка (зовут ее Маргарита) с удовольствием играет в такие словесные игры, когда мы идем в детский сад, домой или куда-либо. Она с удовольствием предлагает игру, вносит свои творческие коррективы. А мы с радостью наблюдаем, как с каждым разом набор любимых игр расширяется, а правила усложняются.
В какие же словесные игры можно поиграть в дороге?
На мой взгляд, список подобных игр огромен, если не сказать бесконечен. Мы, например, постоянно придумываем новые, а старые изменяем и усложняем.
Вот некоторые примеры словесных игр. Возможно вам, уважаемые читатели, они пригодятся. А, может быть, вы поделитесь своими вариантами словесных игр, расскажете о своих любимых подобных играх в своих комментариях.
Словесные игры
Игра «Придумай рифму»
Игроки по очереди задают друг другу по одному слову, к которому необходимо придумать рифму. Можно придумывать сразу несколько таких слов и объединять затем их в несложные стишки-рифмовки. Получается в итоге очень весело.
Например, заданное слово «цветок». Придумываем: листок, платок, венок.
Рифмовки:
Сорву я душистый цветок.
Добавлю к нему я листок.
Сплету я красивый венок.
И одену его на платок. 🙂
Или еще варианты: Повешу его на крючок. Положу его на пенек. Уберу его я в кулек.
Вы сами, уважаемые читатели, можете убедиться, что возможности для усложнения и семейного творчества безграничны.
Словесная игра «Отгадай число»
Одним игроком задумывается число от 1 до 10 (20, 100), что зависит от уровня подготовки ребенка, а второй его угадывает. Когда называется неверный вариант числа, нужно сказать «нет - больше» или «нет - меньше». Чем быстрее будет угадано задуманное число, тем «круче» результат. Числа загадываются игроками поочередно.
Игра «Сосчитай машины»
Если ваш путь домой или куда-либо проходит вдоль или недалеко от дороги, можно посчитать машины, которые вы увидите. Если машин не очень много, можно считать, называя их марки и цвет. Если машин очень много, можно вести подсчет по заданным параметрам. Например, «сегодня будем считать, сколько увидим черных автомобилей» или «сколько навстречу проедет грузовых машин».
Следующая словесная логическая игра «Узнай, что (кого) я задумал»
Один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление и пр. Другой или другие игроки должны отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Чем меньшее количество вопросов понадобится для угадывания нужного слова, тем «продвинутей» игрок. Если отгадывают сразу несколько игроков, побеждает тот, который задаст итоговый вопрос. Потом победитель и ведущий меняется местами.
Эта игра способствует развитию умения классифицировать, ориентироваться в различных понятиях, предметах и их признаках, развивает логическое мышление.
Приведу пример 1.
Задумано слово «вода».
Вопросы: Это предмет? (Нет)
Это живое? (И да, и нет)
Это есть дома? (Да)
Это есть на кухне? (Да)
Это нужно для приготовления пищи? (Да)
Это жидкое? (Да)
Это вода? (Да! Угадал!)
Пример 2.
Задумано слово «кукла».
Вопросы: Это живое? (Нет)
Это предмет? (Да)
Это есть у меня дома? (Да)
Это мебель? (Нет)
Это игрушка? (Да)
Это игрушка для девочки? (Да)
Это кукла? (Да! Угадала!)
Такие цепочки ответов-вопросов могут быть очень различными и по размеру, и по содержанию.
Эта игра подойдет людям практически любого возраста, начиная со среднего дошкольного (хотя, есть продвинутые малыши… ).
Игра «Назови 3 (5) предметов»
Эта игра также помогает развить умение классифицировать. Она расширяет словарный запас и кругозор ребенка.
Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих.
Словесная игра «Ты поедешь на бал?»
Эту игру из детства (или ее вариации) многие взрослые смогут вспомнить. Основное правило игры – «да» и «нет» не говори, черное и белое не носи. Ведущий начинает с вопроса: «Ты поедешь на бал?». А потом можно задавать разнообразные вопросы: На машине? На карете? На чем? Какого цвета платье? А туфли черные? И т. д. Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры или меняется местом с ведущим.
«Скажи какой»
Предлагается слово (существительное), к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл. Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним.
Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).
Подобные игры хорошо пополняют словарный запас ребенка, расширяют кругозор.
Словесная игра «Из предмета – признак»
Эта игра немного похожа на предыдущую, но здесь нужно не только придумывать слова, но и изменять их. Сейчас приведу пример, и сразу станет понятно.
Пример. 1-й игрок предлагает словосочетание: садовая ромашка, 2-й игрок: ромашковое поле, 1-й: полевой цветок, 2-й: цветочный узор и т. д.
Все эти словесные игры помогают (если играет взрослый с ребенком) постепенно, ненавязчиво, в процессе увлекательного игрового общения делится своими знаниями с малышом.
Кстати, словесные игры могут оказаться полезными и в общении с детьми более старшего возраста. Они могут разнообразить досуг и взрослым, главное – творческий подход.
Предлагаю ознакомиться и с другими идеями организации развивающих детских игр:
ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Игра слов"
ИГРЫ РЕБЕНКА В ВАННОЙ КОМНАТЕ
ИГРА "ВЫЛОЖИ ЦЕПОЧКУ ИЗ ФИГУР"
rastivmeste.ru
Словесные игры – развитие с увлечением! – Ребенок в детском саду
Автор — ПРИЩЕПËНОК Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова».
Словесные игры – очень популярный вид игр не только среди педагогов, но и среди широкой общественности, состоящей из детей, родителей, пенсионеров, отдыхающих. Они и развивают – речь, творческое воображение, внимание, мышление, умение действовать по алгоритму; пополняют словарный запас, и, развивая, развлекают: ведь любимые сотнями тысяч кроссворды, шарады, ребусы – это тоже словесные игры!
При наличии заботливого взрослого словесные игры входят в жизнь человека, как только он начинает говорить: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» — развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации, формирование умения соотносить действия и их словесное выражение.
Словесных игр великое множество, которое можно разделить на несколько групп.
Первая группа: игры – действия или подвижные игры с определёнными правилами и произносимыми во время игры словами, определяющими действия.
Это игры типа «У медведя во бору», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Бразильская бабушка» и тому подобные.
Для детей дошкольного возраста можно предложить игру «Прогулка». Повторяя за взрослым слова игры и передвигаясь по группе или участку для прогулок, дети выполняют действия, заключающиеся в этих словах.
Встали мы сегодня в пары (Строятся парами.)И пошли по тротуару. (Идут вперёд.)Обошли мы справа лужу — (Обходят воображаемую лужу.)Нам сегодня зонтик нужен! («Открывают» воображаемые зонтики.)От дождя мы побежали (Бегут.)И под дерево мы встали — (Встают, взявшись за руки, в кружок.)Погуляли хорошо,Завтра захотим ещё! (Аплодируют сами себе.)
Вот, к примеру, одна из таких игр, которая ещё может входить в разряд так называемых «одноразовых» игр — «Я иду в поход». Эта игра хороша в ещё не совсем знакомом коллективе, когда стоит задача запоминания имён.
Играющие располагаются в кругу. Ведущий говорит: «Я иду в поход! Я беру с собой…» и называет какой-то предмет, начинающийся на первую букву его имени. Затем по кругу каждый по очереди повторяет эту формулу, называя предмет.
Не все сразу понимают принцип называния предмета, и тем, кто ошибается, ведущий говорит: «Нет, пока что ты не идёшь в поход, подумай ещё, что бы ты с собой взял, чтобы всё-таки пойти в поход». Так как в связи с этим игра проходит в несколько кругов, играющие постепенно запоминают имена друг друга, ведь ведущий, чтобы помочь тем, кто не может сориентироваться, называет их по имени, всячески подталкивая к правильному пониманию игры. Как правило, к концу игры все догадываются о принципе совпадения имени и предмета.
Вторая группа – так называемые дидактические игры, проводимые в детском саду воспитателями во время непосредственной учебной деятельности, на занятиях.
Игры эти построены на взаимодействии воспитателя и детей, в процессе выполнения детьми различных заданий, озвучиваемых воспитателем. Взрослый побуждает детей к вербальной коммуникации. В ходе таких игр можно решить задачи, касающиеся различных аспектов развития мышления и речи детей.
Например, воспитатель с детьми строят зоопарк из подручных материалов, и педагог задаёт детям в ходе игрового процесса вопросы на классификацию видов животных, о местах их обитания. Все вместе дети сочиняют истории о жизни животных в зоопарке.
Третья группа – игры, непосредственно связанные с созданием и преображением слов на различной основе: ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, скраббл, всем известная игра нашего детства – «Балда» и им подобные.
Задача, решаемая этими играми – развитие активного словарного запаса, творческого мышления, внимания. Их ещё можно назвать «игры на коленке», потому что ими хорошо занять ребёнка (или себя), например, во время длительной поездки в поезде, в автомобиле, самолёте; в очереди в поликлинике или на регистрацию рейса в аэропорту. В любом случае время пролетит незаметно, а ваш ребёнок станет ещё более умным и творческим!
В словесные игры подобного вида можно играть с детьми младшего школьного возраста и далее, постепенно усложняя задания.
Например, «Интервью у контрабаса». Известно, что из букв, составляющих слово контрабас, можно составить около двухсот нарицательных (то есть не обозначающих имена собственные) существительных в единственном числе и именительном падеже. Представьте себе, что слова эти – ответы на вопросы, которые вы, как журналист, задаёте объекту вашего интервью — Контрабасу. К примеру, составили вы слово «бас». И придумываете к нему вопрос: «Каким голосом Вы, Контрабас, обычно разговариваете?». Ответ, соответственно, — бас. И так далее, может получиться около двухсот вопросов и ответов! Посоревнуйтесь, кто возьмёт у Контрабаса самое полное и большое интервью?
Для развития словарного запаса и грамотности можно порекомендовать игру «Лесенка слов». Для неё лучше всего взять бумагу в клеточку, из тетрадки по математике. Сначала выбираем букву, на которую будем придумывать слова. Затем каждый пишет слова на эту букву лесенкой, каждый раз прибавляя по одной букве. Когда пишешь в клеточках, лесенка виднее. Побеждает тот, кто за определённое время «выстроит» саму высокую лесенку.
Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству. Главное — правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.
deti-club.ru
Словесные игры
1. Ассоциации
Суть игры:
Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы - с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., - чтобы понять, кто загадан.
Вопросы могут быть самые разные - это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации - дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки.
Количество игроков:
Игра рассчитана на большую компанию, но если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант "ассоциаций" - это все же герметичная игра.
2. Игра в "П"Суть игры:
Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, - но пользоваться он может при этом только словами на букву "п" (любыми, кроме однокоренных). То есть слово "дом" придется объяснять, например, так: "построил - проживаю".
Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: "постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…" И под конец добавить, например, "Периньон" - по ассоциации с шампанским Dom Perignon.
Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа "примерно", "приблизительно", "почти правильно" - или, в противоположной ситуации: "плохо, подождите!". Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему - тот становится следующим ведущим.
Количество игроков:
Игра для компании от 4 человек.
3. Say the Same Thing
Суть игры:
На счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих - с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.
Предположим, что первый игрок сказал слово "дом", а второй - слово "колбаса"; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут "магазин". Но если один скажет "магазин", а другой - "холодильник" (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя - ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до "рефрижератора" или "Икеи". Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, "бордюр" и "невесомость"), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.
Количество игроков:
Бодрая и быстрая игра для двоих.
4. Характеры
Суть игры:
Один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, количество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть "ъ", "ы" или "ь", не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером - задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово.
Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово "старик" и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй - терпеливым, третий - авторитарным, четвертый - радушным, пятый - игривым и шестой - коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов - компания "проживает" свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ.
Единственное условие - как только ведущий произнесет верный характер - например, угадает коварного - тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове "старик" - шестой).
Количество игроков:
Идеальное количество игроков в этой игре - от 4 до 10 человек.
5. Узнай песню
Суть игры:
Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова - каждому по слову. Например, загадана песня "Пусть всегда будет солнце": одному игроку достается слово "пусть", второму - "всегда", третьему - "будет", четвертому - "солнце". Ведущий возращается и начинает задавать вопросы - самые разные и неожиданные: "Твой любимый город?", "Куда впадает Волга?", "Что делать и кто виноват?". Задача отвечающих - употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось.Отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво.
Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, "Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро" или "Волга - в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное".
Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.
Количество игроков:
Игра для компании от 4 человек.
6. Наводка
Суть игры:
Первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме - нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя).
После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, - и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую.
К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой - C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово "старик". Игрок C вслух говорит своему партнеру D: "возраст". Если D сразу отвечает "старик", то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, "юность", то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом "возраст", предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу "юность" от D), говорит своему партнеру B: "возраст, мужчина". Теперь B, вероятно, угадает старика - и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит "подросток" (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет "возраст, мужчина, восьмидесятилетие", и уж тут, вероятно, "старик" будет угадан.
В одном из вариантов игры разрешается также "кричать": это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится.
Играют обычно до пяти очков.
Количество игроков:
Игра для 4 человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре).
7. Контакт
Суть игры:
Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных - отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего - как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове.
К примеру, загадано слово на букву "д". Кто-то из игроков задает вопрос: "Это случайно не место, где мы живем?" Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать "Нет, это не дом" (ну, или, если это и был "дом", честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду "дом", то говорят: "контакт" или "есть контакт", и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово.
Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали "дом", ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы "д" + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант.
Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, - поэтому вопрос про "дом" лучше звучал бы как "Это не там, где восходит солнце?" (с отсылкой к знаменитой песне "Дом восходящего солнца" группы "The Animals").
Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.
Количество игроков:Простая игра, в которую можно играть компанией от 3 человек.
8. Любимая буква
Суть игры:
Выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего - задавать каверзные вопросы, сбить с толка игроков. Игра проводится в очень быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет "Раз-два-три", он выбывает из игры, и вызывается следующий участник - он вытаскивает уже другую букву. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. И так - пока игра не надоест.
Пример:
-Как тебя зовут?
- Роман
- В какой стране ты живешь?
-В России
-Твой любимый овощ?
- Редис
-Какой фильм ты смотрел вчера?
- Ромео и Джульетта -Твой любимый писатель?
- Ремарк Количество игроков: любое.
9. Две последние буквы
Суть игры:
Первый участник называет любое слово. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет любыми другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест.
Основные правила: слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа; нельзя произносить слова вслух. Также не разрешается загадывать такие слова, на две последние буквы которых невозможно составить новые.Пример:
1-й игрок: "Мячик"
2-й игрок: "Ее намазывают на бутерброд" (икра)
3-й игрок: "Когда его варят, он становится красным" (рак)
4-й игрок: "Он выступает в цирке" (акробат)
5-й игрок: "Человек, отрицающий существование Бога" (атеист) и т.д.
Самое интересное в этой игре то, что все понимают, о чем идет речь, а сказать-то нельзя.
Количество игроков: любое.
10. Запрещенная буква
Суть игры:
Ведущий поочередно задает какие-либо несложные вопросы играющим, например: "Где вы сегодня проснулись?", "Чем вы едите суп?", "Какое сегодня число?" и т.п. Игроку, которому задан вопрос, нужно дать быстрый осмысленный ответ, при этом избегая в словах ответа буквы, которая по уговору объявляется запрещенной.
Допустим, что запрещенной является буква "о". Тогда на вопрос водящего "Где вы сегодня проснулись?" нельзя ответить "в кровати" - придется подобрать такой ответ, чтобы в нем не было буквы "о". Например, можно сказать: "На диване". Раздумывать долго не разрешается. Тот, кто замешкается или употребит в своем ответе запрещенную букву, становится ведущим и игра начинается сначала.
Можно несколько усложнить задание, объявив две запрещенные буквы: одну - гласную, другую - согласную. В этом случае от участников потребуется больше находчивости, а игра будет проходить веселее и оживленнее.
Количество игроков: любое
Литература и источники
http://arzamas.academyhttp://super-positive.ru
mamsila.ru
Словесные игры для детей | Советы опытной мамы
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня хочу предложить вашему вниманию словесные игры для детей. Очень важно развивать с раннего возраста речь ребёнка, его воображение, память, мышление. И помочь в этом могут игры со словами.
Для таких игр не нужно предварительной подготовки, а играть можно где угодно: по дороге в детский сад, на прогулке, в поликлинике, в транспорте, дома. Их можно использовать и на дне рождения и на детском празднике.
Словесные игры для детей
Эти словесные игры для детей подойдут для дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Один-многоНазываете любой предмет, а ребёнок должен назвать его во множественном числе. Например, дом-дома, птица-птицы, стол-столы, человек-люди.
2. Много-одинЭта игра противоположная первой. Например, стулья-стул, мячи-мяч, коты-кот.Также можно объяснить ребёнку, что некоторые слова нельзя употребить, чтобы они обозначали много предметов или один. Например, пальто, радио, мёд, чай, молоко, ножницы, брюки, грабли, каникулы, сливки, обои...
3. Скажи ласковоПредложите ребёнку слово, которое вы назовёте, "превратить" в ласковое. Например, собака-собачка, машина-машинка, ёж-ёжик, лиса-лисичка...
4. Придумай новое словоНазовите любое слово, ребёнок должен придумать новое слово на последнюю букву в нём. Затем вы говорите слово, на последнюю букву, и так до тех пор, пока кто-то из вас не сможет придумать новое слово.Например, кот-топор-ракета-арбуз-зуб-барсук-кактус и так далее.
5. Слово наоборотПредложите малышу придумать слово, противоположное по значению.
Например, большой-маленький, низкий-высокий, белый-чёрный, тепло-холодно...
6. Кто больше назовёт слов на определённую буквуПросите ребёнка назвать любую букву, а затем по очереди называете слова, начинающиеся на неё. Когда больше не можете придумать слов, называете другую букву и проделываете то же самое.Например, М-морковь, магазин, мыло, масло, молоко, мука, мел, мошки, мышь...
7. Назови одним словомКак назвать одним словом следующие предметы? Например, стол, диван, шкаф, кровать, стул -это мебель.Тарелка, кастрюля, чашка, сковородка, ложка-это посуда.Кофта, брюки, платье, пальто, куртка -это одежда.Кубики, мяч, кукла, неваляшка, плюшевый мишка-это игрушки.
8. Что относится к словуЭта игра, противоположная предыдущей. Вы называете слово, например, транспорт, а ребёнок должен назвать слова, которые к нему относятся: машина, трактор, автобус, мотоцикл, поезд, самолёт.
Можно использовать следующие: овощи, фрукты, ягоды, обувь, посуда, одежда, мебель, цветы, деревья, животные (домашние и дикие), птицы, продукты. Для ребёнка постарше: школьные принадлежности, бытовые электроприборы (телевизор, холодильник, пылесос, компьютер, микроволновка, стиральная машина).
9. Найди лишнее словоНазываете несколько слов одной группы, среди которых есть лишнее. Ребёнок должен услышать его, назвать и объяснить, почему оно лишнее.Например, чашка, тарелка, стол, чайник, стакан.-Яблоко, груша, банан, персик, ромашка, слива.-Рубашка, юбка, шкаф, куртка, штаны.
10. Из каких частей состоит предмет?Говорите ребёнку какое-то слово и просите назвать его части. Например, стул- сиденье, спинка, ножки.Дерево-ствол, ветки, листья, корни. Рубашка-рукава, воротник, пуговицы. Кот-голова, туловище, уши, лапы, хвост, усы, глаза.
11. Отгадай предмет по его частямЭта игра противоположна предыдущей. Называем части предмета, нужно угадать, что это. Например, кабина, кузов, колёса, фары -это машина. Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо-это дом.
12. Ассоциация к словуНазываете любое слово и спрашиваете, что ребёнок представляет, когда слышит это слово.Например, птица-крылья, заяц-длинные уши, осень-жёлтые листья. У каждого ребёнка могут быть свои ассоциации, отличные от ваших.
13. Угадай словоРебёнок загадывает любое слово, а мама с помощью наводящих вопросов должна угадать его. Например, оно съедобное? Оно неживое? Оно жёлтое? и так далее.Потом можно поменяться местами.
14. Что я вижу?Например, мама говорит: Я вижу что-то круглое (голубое, квадратное, мягкое, зелёное и тому подобное), а ребёнок называет все предметы, которые он видит вокруг себя круглой формы (голубого цвета, квадратной формы, мягкие, зелёного цвета...)Можно соревноваться, кто больше определённых предметов увидит и назовёт
.15. Назови общее у предметовГоворите ребёнку два любых слова, обозначающих предметы и предлагаете подумать, что у них может быть общего.Например, ёлка и кактус -у них иголки и зелёный цвет, солнце и яблоко -круглая форма и жёлтый цвет, самолёт и голубь- у них крылья.
Есть и другие словесные игры для детей, но, думаю, что и этих будет достаточно, чтобы провести свободное время с ребёнком с пользой.
Также играйте в игры с прищепками, на внимание, разгадывайте ребусы с детьми.
Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.
sovetmama.ru
Устные словесные игры | Мышематика от Жени Кац
«Снежный ком»
В словесные игры можно играть с большими и с маленькими, в автобусе или в машине, на празднике или дома, на прогулке или в очереди. Можно определять первую букву, можно придумывать слова на нужную букву в начале или в конце слова, можно перечислять как можно больше предметов из одной группы, например, названия деревьев, или предметы мебели.Для детей постарше есть такая версия игры «Снежный ком» или «Сказка с подробностями«:Первый называет одно слово, скажем, «ДОМ».Второй добавляет своё слово к нему: «ВЫСОКИЙ ДОМ»Третий снова добавляет подробностей: «КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ»Предлоги можно для простоты не считать за отдельные слова.«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С ТРУБОЙ»«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ ТРУБОЙ»«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ»«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ НА КРЫШЕ»
Объяснение слов Игры на объяснение слов бывают самые разные. В одних играх слова объясняют при помощи жестов (игра «Крокодил»), или при помощи других слов, но без однокоренных слов (Игры «Элиас», «Активити», «Шляпа»), или при помощи картинок («Активити»).
Ещё есть забавный вариант, когда объясняет слово не один, а пара игроков.У нас была колода карточек со словами для игры в «Элиас», но мы потом успешно с детьми играли и без всяких карточек, придумывая каждый раз новые слова для объяснения. Игра на объяснение слов, и умение взаимодействовать с партнёром по команде.Возраст игроков от 6 летколичество игроков — от 3 человек и большевремя игры от 5 минутвремя на объяснение правил 2 минуты.Для этой несложной словесной игры годится и нечётное число игроков, в чём её большое преимущество. Можно играть даже втроём, и тоже будет интересно!
Двое придумывают слово, потом начинают его объяснять оставшимся, причём каждый говорит только по одному слову, добавляя их к уже начатой фразе.
-Это-Такой-зверь-очень-большой-и-у-него-очень-длинный-хобот.Остальные легко догадываются, что это слон.
После того, как слово отгадано, пары меняются, один из игроков берёт себе нового партнёра, и они задумывают новое слово. Можно загадывать не только зверей, но и более сложные слова и понятия. С теми, кто изучает иностранный язык, можно играть и не по-русски — мы с детьми довольно успешно загадывали зверей и объясняли их на английском языке.-Itis-avery-smallanimal-wichlives-underthe-groundand-itis-grey!
janemouse.ru