Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Триз игры для дошкольников
Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.
У истоков теории
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.
Ситуация сегодня
На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.
Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.
Суть методики
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.
Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".
Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Основные методы и приемы ТРИЗ
Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.
Основными из них можно назвать следующие.
- Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
- Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
- Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
- "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
- Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
- Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
- Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
- Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Какие цели ставятся в процессе занятий?
Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.
Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.
Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.
Этапы проведения занятий
В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.
- На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
- Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
- На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
- Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Два главных правила занятий по ТРИЗ
Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.
- На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
- Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Какие игры бывают в ТРИЗ
Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.
- "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
- "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
- "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
- "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
fb.ru
ТРИЗ-игра «Чудесные вещи» | Игра ТРИЗ
Впервые об этой игре я узнала, когда преподавала развитие речи у деток 4-5 лет. Мы искали интересные пособия, отличающиеся от стандартного набора программы детского сада, так нашлась книга.
Игры и задания, предложенные Людмилой Евгеньевной Белоусовой, показались мне удивительно увлекательными. Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.
Больше всего мне запомнилась игра «Чудесные вещи», хочу ей поделиться.
Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.
Игра отчасти напоминает метод фокальных объектов
Возраст: от 4,5 лет, лучше всего начинать играть с одной-двух картинок-свойств
Зачем: развиваем фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес к придумыванию нового
Подготовка:
В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах». На «рубашках» соответственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек — различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать.
Примеры картинок
Серия «Движение»
Серия «Материал»
Серия «Запах»
Серия «Звук»
Картинки, включенные в игру, могут быть дополнены или заменены другими, на усмотрение играющих.
Играем!
Берется произвольный объект, можно начинать с рукотворного мира, а затем переносить необычные свойства на все подряд Затем поочередно выбираются карточки со свойствами – запах, материал, способ передвижения, звук. Свойство, которое зашифровано на карточке переносится на объект. Ведущий вместе с игроками обсуждает, какой получается предмет, что в нем хорошего, что плохого, как это плохое можно изменить, превратив в хорошее.
Когда игра будет освоена, советую добавить карточки с пустыми картинками, чтобы можно было придумывать самому, каким свойством наделить предмет.
Как это работает?
Для начала придумаем необычное животное, воспользуемся методом объединение и соединим зебру и черепаху, получается зеброверепаха (пример диалога взят из пособия Л.Е. Белоусовой).
Воспитатель. Этот зверь фантастический, в жизни таких не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».
Воспитатель. Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение».)
Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.
Воспитатель. Чем это хорошо?
Ребенок. Когда зеброверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высокого дерева любой фрукт.
Воспитатель. Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребенок выбирает карточку «ложка».)
Ребенок. Она деревянная.
Воспитатель. Чем это хорошо?
Ребенок. Ее никто не съест, она невкусная. Она не Тонет В воде. Она красивая.
Воспитатель. Какие звуки она издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)
Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.
Воспитатель. Почему это хорошо?
Ребенок. У нее хороший слух. Может веселить Других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Обманывать врагов. Они будут думать, Что паровоз едет.
Воспитатель. Чем она Пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах».)
Ребенок {выбрал карточку с яблоком). Фруктами.
Воспитатель. Чем это хорошо?
Дети. Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.
Воспитатель. А чем это плохо?
1-й ребенок. Плохо, что зеброверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Ее может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.
2-й ребенок. Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Ее может раздолбить дятел или кто-нибудь Другой.
3- й ребенок. Плохо, что гудит, как дудка,— мешает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же мелодию.
4-й ребенок. Пахнет все время фруктами — ее друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селедку, а она фруктами пахнет, это неприятно).
Воспитатель. Чем ей можно помочь?
1-й ребенок. Надо научить ее прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы ее никто не смог съесть.
2-й ребенок. Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.
После обсуждения чудесной вещи для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.
Уверена, что игра понравится тем, кто уже знаком с другими ТРИЗ-играми и тем, кто только собирается их узнать.
Хочу закончить еще одной цитатой из пособия Людмилы Евгеньевны:
«И еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветий, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.
Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.
Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»
Вконтакте
Google+
LiveJournal
igra-triz.ru
Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников/
~~Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников Ав. Татьяна Казакова
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения. Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно. триз игры для дошкольников
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант. триз для дошкольников занятия Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие. Ситуация сегодня На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы. Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление. триз в развитии речи дошкольников Суть методики ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию" Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы. Основные методы и приемы ТРИЗ Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ. Основными из них можно назвать следующие. 1.Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение. 2.Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. 3.Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить. 4."Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль. 5.Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации. 6.Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления. 7.Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд). 8.Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
технология триз для дошкольников Какие цели ставятся в процессе занятий? Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии. Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. Этапы проведения занятий В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель. 1.На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева? 2.Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно. 3.На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников. 4.Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач. триз для дошкольников программа
Два главных правила занятий по ТРИЗ Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным. 1.На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. 2.Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. Взаимодействие между воспитателем и ребенком Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам: •При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. •Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. •Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". •Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. •Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. •Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости. •Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
методика триз для дошкольников Какие игры бывают в ТРИЗ
Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач. 1."Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ. 2."Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты. 3."Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно. 4."Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
sch892.mskobr.ru
ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 3
Сегодня я выбрала такие игры, которые:
- во-первых, учат решать проблемные ситуации (не по-сказочному, с помощью палочки-выручалочки, а взаправду, с помощью умной головы)))
- во-вторых, развивают ресурсное мышление у детей, которое является основой навыков продуктивного творческого мышления и которому совершенно не учат стандартные дошкольные программы
- в-третьих, знакомят ребенка с таким важным понятием из «взрослой» ТРИЗ, как функция предмета.
Игра «Маша-Растеряша» (от 4 лет)
Зачем: тренируем внимание, учимся решать проблемные ситуации, используя ресурсы
Реквизит: Кукла или картинка Маши. Младшим детям можно предложить картинки с изображением бытовых предметов (нож, дверь, стул, карандаш), или просто взять предметы.
Напоминалка: вспомнить историю о Маше-Растеряше. Поговорить о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить детей оказать помощь такой Растеряше.
Материал для игры берется на основе тех предметов окружающего пространства, про которые ребенок может сказать, для чего они нужны (какую функцию выполняют)
Играем!
Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:- Ой! — Что с тобой? — Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду (называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)….?
Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.
А затем предложите детям стать Машей-Растеряшей, ведь «растеряшесть», как известно, заразна
Если я хочу…то, что мне поможет… (от 5 лет)
Зачем: расширять представление о назначении (функциях) окружающих предметов.
Реквизит: картинки объектов рукотворного мира, но можно обойтись и без них.
Напоминалка: обсудить действия, которые выполнял ребенок или взрослый, вспомнить, какие предметы помогали выполнять это дело
Играем!
Ребенку предлагается какое-либо дело, например, построить снежную горку, только это дело надо выполнить без очевидного инструмента - без лопаты. Ребенок в ответ называет объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать. Обязательно поощряются нестандартные ответы детей: например, чтобы построить горку нам поможет крышка от кастрюли, разделочная доска, тазик.
Вот еще примеры заданий для игры:
- Отрезать хлеб без ножа
- Достать ведро из колодца без веревки
- Перейти речку без моста
- Помыть руки без мыла
- Погладить ежика без перчаток
«Если вдруг…» (от 5 лет)
Зачем: учим искать выход из необычной ситуации, развиваем фантазию
Реквизит: неуемное воображение ))
Играем!
Предложим дитю пофантазировать на основе необычной ситуации, из которой надо найти выход, при этом обосновав свою точку зрения (ответ «не знаю» или «потому что гладиолус» засчитываем как проигрыш)
Примеры ситуаций.
Если вдруг на Земле исчезнут:
- Все пуговицы;
- Все ножницы;
- Все спички;
- Все учебники или книги
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»
То, не знаю что (от 4,5 лет)
Это моя новая любимая игра Предполагает простор для фантазии, как детской, так и взрослой
Зачем: пробуждаем креативность и развиваем ресурсное мышление
Реквизит: любой незнакомый, необычный предмет
Играем!
Приносим детям некую неизвестную штуку. Они ее рассматривают, крутят в руках и предлагают варианты использования. Чем больше вариантов, тем лучше. Никак не меньше 5.
Варианты «чудо-штук»
Посуда для варки на пару
Бумажная складная шляпка
Кресло-качалка
Кокон для кошки
Как всегда, процесс поиска необычного будет увлекательным и захватывающим. Не отказывайте себе в удовольствии!
Прочитать о других моих любимых ТРИЗ-играх можно здесь и здесь
Вконтакте
Google+
LiveJournal
igra-triz.ru
Картотека игр по ТРИЗ - «Дошколенок.ру»
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет? »
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ход игры
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1: Я - слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
РЗ: Я - заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
«Один - много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.
Закреплять понятие «один - много»
Ход игры
- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично: коробка, стол , книга, дерево , ковер, дом , клубок ,цветок ,морковь, дом
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход игры
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:
Летит колючий крокодил, (снег)
Висит зеленая собака, (слива)
Самолет ползет по рельсам, (поезд)
Мальчик ест скакалку, (конфету)
Летит воздушный диван, (шар)
Рычит лохматый слон, (пес)
Смотрю в прозрачное дерево, (стекло)
Дверь открывают вилкой, (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки, (варежки)
Мама сварила вкусный стол, (суп)
Игра Пространственная «да - нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию
Ход игры
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры.
Игра «Раньше - позже»
(со средней группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход игры
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) .
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? »
(со средней группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Ход игры
Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например:
- Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Что умеет делать»
(проводится с середины 2 младшей группы)
Правила: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход игры: Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
Игры на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет?»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные». Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные). Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игры на сравнение систем
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
blog.dohcolonoc.ru
ТРИЗ-игры для детей | Игра ТРИЗ
Думаете, я на занятиях учу детей? Вовсе нет, я с ними играю! В результате все остаются довольны, а еще к тому же через игры ум становится более гибким и организованным, речь более выразительной, воображение расцветает пышным цветом
У меня есть несколько любимых игр, в которые мы часто играем с ребятами. Я планирую сделать серию постов об этом, приводя описания игр и комментарии.
Отдельную благодарность хочу выразить И.Н. Мурашковска, С.А. Гин, И.Я. Гуткович и многим другим авторам, из работ которых я почерпнула эти игры для детей от 3 до 7 лет.
Игра «Теремок» (от 3 лет)
Зачем: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: картинки с изображением разных неодушевленных предметов (в ТРИЗ-терминологии я чаще буду говорить «объектов»), например: стол, чайник, дом, сумка, яблоко, корзина и т.д.
Напоминалка: вспомнить вместе с ребятами сказку «Теремок»
Играем!
Для начала построить теремок, разумеется, условно — просто отгородив какой-то участок комнаты. Раздать детям карточки, посадить в теремок «хозяина». Для начала главным может выступать взрослый, дальше включатся и подхватят дети. Каждый получает свою картинку и играет за изображенный на ней объект. «Гости» по очереди подходят к теремку и ведут с «хозяином» диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?- Я, чайник. А ты кто?- А я яблоко. Пустишь меня в теремок?- Если скажешь, чем ты на меня похоже, то пущу.
«Гость» должен сравнить обе картинки, найти общие признаки и назвать их. Например, и у чайника и у яблока округлая форма. После этого «гость» заходит в теремок, а к «хозяину» обращается следующий игрок. Все «гости» должны оказаться в теремке. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Вариации:«Хозяин» постоянно меняется — вошедший «гость» становится «хозяином», а бывший хозяин уходит отдыхать.
Построить несколько теремков, рассадить везде «хозяев», пусть «гости» ходят от дома к дому.
И еще: играть, конечно же, можно и с одним ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся «хозяином» и «гостем» теремка. Можно брать не рисунки, а реальные предметы – деткам помладше часто нужно ощупать объекты, чтобы найти сходства в признаках.
Игра «Сказочный магазин» (от 4 лет)
Зачем: тренировать диалектическое мышление, то есть учить видеть и выделять противоположные признаки в одном объекте.
Реквизит: Рисунки сказочных героев, хороших и плохих (Баба-Яга, Бармалей, Снежная королева, Айболит, Белоснежка, Золушка, и т.д.), картинки с изображением разных объектов рукотворного мира например: конфета, нож, будильник, краски…
Напоминалка: обсудить, что обязательно бывает в магазинах (продавцы и покупатели).
Играем!
Строим территорию магазина, садим продавца за прилавок(можно добавить «кассу» и прочие атрибуты, но без фанатизма)). Взрослому лучше сначала играть за покупателей, а продавцами пусть будут дети.
Магазин у нас необычный, в него заходят герои сказок. И денег с них не берут, но вот плохим героям мы товары не хотим продавать, а только хорошим. Поэтому всяким разбойникам рассказываем, что в товаре плохого и герой сам не хочет такое себе покупать, а хорошим наоборот расхваливаем товар (так как хорошие герои сомневаются, так ли им нужна покупка ))
Суть в том, что один и тот же товар сначала хочет купить отрицательный персонаж, а потом положительный. Таким образом, в игре наглядно показываем вывод, что в каждом предмете есть как хорошее, так и плохое.
В магазин входит Бармалей:
— Я хочу купить краски.
- Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!
- Не буду покупать.
Затем входит Золушка.
- Золушка, купи краски! Смотри, какие они, разноцветные, яркие. Любую картину нарисовать сможешь!
- Хорошо, покупаю.
Дети 6-7 лет могут выдавать совершенно потрясающие варианты, благо, словарный запас и кругозор позволяют) В такие моменты жалею, что не записываю их слова сразу…
Продолжение следует!
Вконтакте
Google+
LiveJournal
igra-triz.ru
ТРИЗ-игры для детей | Игра ТРИЗ
С удовольствием продолжаю рассказывать о тех ТРИЗ-играх, которые использую на занятиях с детьми. Почему эти игры полезны и как в них играть, можно прочесть вот здесь.
Благодарю И.Н. Мурашковска, С.А. Гин, Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович и многих других авторов за возможность рассказать об этих играх вам.
«Дразнилка» (от 5 лет).
Зачем: Учим определять основную функцию объекта (потом в ТРИЗ это очень пригодится), развиваем речь.
Реквизит: можно заготовить предметные картинки, а можно обойтись без них. Если хочется динамичности, то можно играть с мячом.
Напоминалка: конечно, можно дразнить кого-то, что бы обидеть, но зачем? Лучше будем добрыми дразнилками, которые придумывают смешные, а не обидные прозвища.
Играем!
Ведущий показывает или называет объект. Дети передразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
- Кошка.- Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…- Мяч.- Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
- Снег.- Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.- Когда он может быть укрывалкой?- Когда его много — он укрывает землю, сохраняет тепло.
«Кто мои друзья» (от 4 лет).
Зачем: Развиваем системное мышление, учим находить аналогии.
Реквизит: Деткам помладше можно предложить на выбор готовый набор картинок, старшие сами всё придумают без подсказок. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать.
Напоминалка: вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д.
Играем!
Ведущий-взрослый отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку(вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились.
Примечание: Если дети маленькие, то рядом с ними можно разложить много небольших карточек с изображением предметов.
В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!
Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…
В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!
Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…
Игра «Красная шапочка» (от 5 лет)
Зачем: Развиваем творческое воображение
Реквизит: Бумага и фломастеры.
Напоминалка: Вспоминаем историю про Красную шапочку, особенно тот момент, когда волк съедает бабушки и чем это в итоге закончилось.
Играем!
Мы хотим, чтобы в этой сказке и бабушка спаслась от зубов волка, и волк сам не захотел кушать бабушку. Такой получается идеальный конечный результат. Сыграем этот эпизод в измененном виде: бабушка, догадавшись, что перед ней волк, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Предлагаем детям предмет, в который превратилась бабушка (например, стакан, окно, сапог, свечка и т.д.), просим назвать свойства этого предмета (стакан – твердый, прозрачный, стеклянный). Затем взрослый рисует бабушку, превратившуюся в этот предмет (то есть стакан с головой, руками и ногами бабушки, не забудьте платочек на голову! ) Назначаем кого-то Красной шапочкой и ведем диалог:
- Бабушка, бабушка, почему ты такая … (называем одно из свойств, например, твердая)?
Остальные отвечают, зачем бабушке такое свойство и как оно может помочь ей защититься от волка.
- Я такая твердая для прочности, а еще волк может сломать об меня зубы.
В следующий раз расскажу об играх, которые успешно перекочевали из разряда дошкольных в разряд игр для всех возрастов.
Продолжение следует!
Вконтакте
Google+
LiveJournal
igra-triz.ru