Тема: Пособие на тему " Картотека по трудовому воспитанию во второй младшей группе". Трудовая деятельность во второй младшей группе
Воспитание трудовой деятельности во второй младшей группе ДО
Воспитание трудовой деятельности во второй младшей группе ДО
На 4-м году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразней и координированней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. "Я сам!" - заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремления к самостоятельности, это великое "завоевание" трехлетнего ребенка, важнейший фактор в формировании его трудолюбия. Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Как и в предыдущей группе, решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - более активно воздействовать на малыша. Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам в гости на поезде и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т.д. Затем они учат куклу навыкам самообслуживания, а та дает оценку их действиям.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, использовать поощрение нужно осторожно.
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Формированию у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают для всех, старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемом взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т.д.), рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. Формированию этих понятий служит и такой прием, как создание ситуаций, побуждающих детей к деятельности. Например, узнав, что малыши хотят взять с собой на прогулку куклу Настю, воспитатель обращает их внимание на то, что у Насти нет колготок, шапочки или шарфика а на улице холодно. Подводит их к мысли, что надо сшить недостающую одежду. В присутствии воспитанников вечером или на следующий день педагог шьет для куклы нужные вещи, а те внимательно наблюдают, ожидая результата труда (что будет, что получится). Наконец шапочка готова, дети тут же надевают ее на куклу и берут Настю с собой на прогулку. Оказывается, что на участке снегу намело так много, что не пройти к веранде. Как быть? Без дяди Васи, дворника, никак не обойтись. Вот пришел дворник со скребком и "с помощью детей" расчистил дорожку к веранде. Именно на основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинают формироваться представления о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду взрослых, желание принимать в нем посильное участие.
Хозяйственно-бытовой труд всегда направлен на заботу об окружающих. Вот почему так важно приобщить к нему детей как можно раньше.
Хозяйственно-бытовой труд в данной группе так же, как и в предыдущей, в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно - это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стульчики. И пусть их труд совсем незначителен (а порою малыши только мешают взрослому в работе), но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Необходимо, чтобы труд был для детей посильным. Однако уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы этот труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость ("Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть"; "Ирочка протерла стол, на нем теперь можно рисовать" и т.п.).
В течение дня воспитатель должен найти для каждого ребенка нужное и полезное дело. Можно дать одно и то же поручение нескольким детям одновременно, например, протереть стулья (каждый ребенок протирает свой стульчик). Это самая первая ступень коллективного труда - труд рядом.
Со второго полугодия малышам начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей группы. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем - с незначительной помощью воспитателя, а также дидактические игры "Накроем стол для кукол", "День рождения мишки" и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного.
Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: "Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова - они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Света и Таня".
Надо воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке. Групповая комната всегда должна быть чистой, аккуратно прибранной. Разговаривать с малышами следует доброжелательным тоном. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может обратиться к ним со словами:
Ну, теперь за дело дружно -
Убирать игрушки нужно!
Труд в природе. Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.
Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде, выполнение малышами некоторых поручений (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). Если педагог сам по-настоящему увлечен работой, у детей появляется желание помочь ему.
С наступлением весны следует провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. Это помогает заинтересовать малышей трудом в природе, вызвать у них желание самим что-то посадить или посеять. На групповом участке (или вблизи его на ровном солнечном месте) в присутствии детей нужно разбить огород (2-3 грядки). Малыши наблюдают, как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Можно предложить им стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. "Вот какая получилась ровная дорожка. По ней мы будем ходить, а на грядках будем выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя", - объясняет воспитатель. С его помощью дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бобы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру) следует положить белый шнур. Дети встают по обе стороны. Каждый ребенок раскладывает (до шнура) семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и выполняет полив педагог. "Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем поливать водой и вырастут вот такие вкусные бобы", - говорит воспитатель и показывает картинку. Ставит ее на грядку. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы.
Детей привлекают также к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис ("ежовый огурец").
Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.
Прополку, рыхление, подкормку педагог выполняет один, показывая и рассказывая детям, что он делает.
Летом продолжаются наблюдения за трудом старших детей по уходу за растениями огорода и цветника (поливом, прополкой и рыхлением грядок, клумб, сбором урожая овощей и фруктов). Можно организовать сбор выращенных овощей, рассмотреть их, вспомнить, как сажали луковицы, сеяли семена гороха и бобов. Собранный урожай на игрушечных машинах, тележках дети отвозят на кухню.
Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию. Дети могут поливать растения, вытирать пыль с крупных листьев (с помощью педагога). Протирая лист влажной тряпочкой, воспитатель говорит: "Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Наташа, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно".
Периодически - примерно 1 раз в 2 недели, надо в присутствии детей производить частичную смену воды в аквариуме. Чтобы малышам было удобнее наблюдать, их усаживают полукругом. Можно предложить им выливать воду кружечкой.
Следует проводить с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы.
В процессе всех видов труда особое внимание нужно уделять воспитанию у детей навыков культурного поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Используя поощрения, напоминания, педагог приучает их благодарить за оказанную услугу ("Молодец, Дамир, не забыл сказать Ксюше "спасибо"), выражать просьбу словами ("Попроси, Полина, у Дарьи Петровны тряпочку"). У детей формируют элементарные навыки организованного поведения (не мешать друг другу трудиться, не шуметь, не отвлекать, не толкаться, если нужно, посторониться, освободить место, помогать товарищу). Важно организовывать труд детей рядом: собирать камешки в одно ведерко, вместе протирать листья у одного растения, высевать семена овощей на грядку и т.д.; воспитывать умение трудиться дружно.
В этих целях, помимо описанных выше приемов, можно использовать показ инсценировок. Например, после того как малыши посмотрят представление настольного кукольного театра по сказке "Репка", педагог спрашивает: "Кто посадил репку? Кто помогал дедушке?" Подводит детей к выводу: "Все старались! Вот и смогли все вместе вытащить репку!"
Необходимо помнить, что дети становятся добрее благодаря ласковому приветливому слову. "Наша Катюша добрая, как солнышко весной", - оценивает воспитатель поступок ребенка, используя русскую народную поговорку.
Для воспитания доброты, дружелюбия, отзывчивости используются такие приемы, как личный пример взрослого, рассказы на этические темы ("Как один мальчик в соседнем детском саду помогал своему другу ухаживать за растением" и др.)
infourok.ru
Трудовая деятельность во 2 младшей группе
Просмотр содержимого документа «Трудовая деятельность во 2 младшей группе»
Трудовая
деятельность во
2 младшей группе
МБДОУ №28
Воспитатель: Шабунина Ольга Владимировна
В.А.Сухомлинский писал «Труд становится
великим воспитателем, когда он входит
в жизнь наших воспитанников, даёт радость
дружбы и товарищества, рождает новую
красоту в окружающем мире, пробуждает
первое гражданское чувство – чувство
созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека».
Цель трудового воспитания: формирование положительного отношения к труду.
* Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
* Задачи развития у детей: желания трудиться;
воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
* Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Учим самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.д.)
Нужно очень постараться побыстрее одеваться
Воспитываем опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых или при помощи друга
Ой, лады лады лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся
multiurok.ru
Пособие на тему " Картотека по трудовому воспитанию во второй младшей группе"
Картотека игр по трудовому воспитанию.
Подготовила:
Воспитатель:
Баранникова М.Г.
Наверно все знают утверждение, что гений — это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом. Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.
Виды труда в детском саду
Как учат детей трудиться в детском саду?
Самообслуживание. Трудовые действия доступны уже самому маленькому ребёнку.
Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие. Конечно, содержание
труда по самообслуживанию изменяется с возрастом детей и формированием
Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий. Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.
Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая — радость. А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка «Смак», да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и т.д.Наши воспитанники знают комнатные и лекарственные растения. Труд в природе позволяет детям на практике научиться устанавливать некоторые закономерности в природе, причинно-следственные связи. Например, дети с успехом решают задачи типа «От чего может погибнуть фиалка?» и т.д.
Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относится к труду с любовью, видеть радость в нем – необходимое условие для творчества личности
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников
Трудовое воспитание в детском саду
«Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениямидолжны обладать люди разных профессий.Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.Повар лечит, а врач готовит.Дворник продает, а продавец подметает.Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.«Кому что нужно для работы?»Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.Учителю - указка, учебник, мел, доска…Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)».Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.«Продолжи предложение».Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.Игра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Угадай, что я делаю?»Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.Дети угадывают действия.Игра «Что сначала, что потом?»Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.2 Мытьё горшка.3 Укладывание камушков на дно горшка.4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.7 Срезание загнивших корней.8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.9 Уплотнение земли.10 Установка горшка с растением на поддон.11 Полив растения под корень.
« Полив комнатных растений.»
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки
водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Рыхление почвы у комнатных растений.»
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Пересаживание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности
работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Посадка лука на подоконнике»
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Посев семян цветов и овощей.
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой
расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Полив клумб и грядок.
Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры.
Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.
infourok.ru
Трудовая деятельность во 2 младшей группе
Просмотр содержимого документа «Трудовая деятельность во 2 младшей группе»
Трудовая
деятельность во
2 младшей группе
МБДОУ №28
Воспитатель: Шабунина Ольга Владимировна
В.А.Сухомлинский писал «Труд становится
великим воспитателем, когда он входит
в жизнь наших воспитанников, даёт радость
дружбы и товарищества, рождает новую
красоту в окружающем мире, пробуждает
первое гражданское чувство – чувство
созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека».
Цель трудового воспитания: формирование положительного отношения к труду.
* Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
* Задачи развития у детей: желания трудиться;
воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
* Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Учим самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.д.)
Нужно очень постараться побыстрее одеваться
Воспитываем опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых или при помощи друга
Ой, лады лады лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся
multiurok.ru
Месяц |
Неделя |
Задачи |
Труд |
Источник |
Сентябрь
|
Поиграй-ка |
Научить поливать растения на участке, помогать взрослому; сформировать желание ухаживать за растениями. |
Труд в природе: полив растений на участке.
|
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». стр. 19 |
Семейный альбом |
Желание участвовать в совместной трудовой деятельности. |
Совместный труд со взрослым: развешивание полотенец в умывальной комнате.
|
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Осенние подарки |
Приучать с помощью взрослого собирать овощи. |
Труд в природе: сбор урожая. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 15 |
|
Октябрь
|
Я и моя семья |
Закрепить умение протирать широкие, большие листья комнатных растений; сформировать желание ухаживать за растениями; сформировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. |
Работа в уголке природы: ухаживание за комнатными растениями. |
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». стр. 22
|
Мой дом |
Желание участвовать в совместной трудовой деятельности. |
Совместный труд со взрослым: помогать накрывать на стол.
|
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
У бабушки на кухне |
Закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям |
Трудовое поручение: расставлять игрушки, книжки. Раскладывать на столах материал к занятиям. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
|
|
|
|
|
|
Бабушкины сказки |
Учить убирать мусор в корзину после занимательной деятельности. Закрепить умение расставлять стулья в групповой комнате. |
Поручения: убирать мусор в корзину. Расставлять стулья в групповой комнате. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
Ноябрь
|
Мой город |
Научит раскладывать столовые приборы; закрепить понятие «столько-сколько» при раскладывании тарелок и ложек; воспитывать желание помогать старшим. |
Трудовое поручение: подготовка к завтраку.
|
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». стр. 28 |
В магазине игрушек |
Желание участвовать в совместной трудовой деятельности. |
Поручения: собирать со столов материал после занятия. Убирать строительный материал. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10
|
|
Домашние животные |
Учить соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. |
Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Дикие животные |
Закрепить умение протирать игрушки, столы, подоконники влажной тряпкой; сформировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. |
Поручения: протирать игрушки, столы, подоконники влажной тряпкой. Переодевать кукол. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Декабрь
|
Здравствуй зимушка зима |
Закрепить понятия «много» и «один»; развить трудовые умения, воспитать желание помогать взрослому. |
Трудовое поручение: собирать игрушки в конце прогулки. |
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». стр. 29
|
Зимние забавы |
Желание участвовать в совместной трудовой деятельности. |
Поручения: расставлять стулья в групповой комнате, в зале. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10
|
|
Новый год к нам идет |
Учить сметать снег со скамеек и построек. |
Поручения: работа на участке. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Январь
|
В гостях у снежной бабы |
Развить наблюдательность; закрепить умение поливать комнатные растения, протирать крупные листья у растений совместно со взрослым; воспитать бережное отношение к комнатным растениям. |
Трудовое поручение: работа в уголке природы. |
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». стр. 31 |
С новосельем |
Учить собирать снег в кучу и нагружать ящики. |
Поручения: работа на участке. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10
|
|
Мониторинг |
Закреплять умения расчищать небольшой отрезок дорожки. |
Поручения: работа на участке. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр.10
|
|
Февраль
|
Мы едем, едем, едем. |
Учить дежурить по столовой: вымыть руки, надевать фартук, ставит салфетницу, хлебницу на свой стол, раскладывать ложки справа от тарелки. |
Дежурство в обеденной зоне.
|
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10
|
Наша Армия родная. |
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занимательной деятельности, после игры убирать на место игрушки, воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. |
Трудовое поручение: работа в групповой комнате. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 17 |
|
Поздравляем наших пап |
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении, формировать положительное отношение к труду взрослых, воспитывать желание принимать участие в посильном труде. |
Трудовое поручение: уборка игрушек в группе. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 18 |
|
Проводы зимы |
Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них. |
Ручной труд: изготовление поделок. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 20 |
|
Март
|
Мамин праздник |
Закреплять умение правильно готовиться к дежурству, расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки, держа за ручку. |
Дежурство в обеденной зоне.
|
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
Весенние превращения |
Выполнять поручения по уходу за комнатными растениями. |
Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Нарядные матрешки |
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям. |
Поручение: подготовка материалов к занятиям. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 29 |
|
Апрель
|
Магазин одежды |
Учить раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы. |
Дежурство в обеденной зоне. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
Путешествие к звездам |
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении детского сада. |
Поручение: уборка групповой комнаты. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 45 |
|
Все работы хороши |
Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых, расширять и обогащать представления о трудовых действиях. Результатах труда. |
|
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 50 |
|
Водное царство |
Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них. |
Ручной труд: изготовление поделок. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр. 78 |
|
Май
|
Комнатные растения. Насекомые |
Закреплять навыки дежурства по столовой. |
Дежурство в обеденной зоне. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
День победы |
Умение оказывать помощь при пересадке комнатных растений. |
Работа в уголке природы: пересадка комнатного растения. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
|
Умение оказывать помощь при посадке цветов. |
На прогулке: сажать луковицы цветов, семена растений, цветов. Поливать клумбы, грядки. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Деревья, кусты, цветы |
Закреплять умения подметать на веранде и площадке. |
Труд на участке детского сада. |
Н.С. Голицына «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении». стр. 10 |
|
Быть здоровыми хотим |
Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них. |
Ручной труд: изготовление поделок. |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. стр 78 |
dohcolonoc.ru
Конспект трудовой деятельности во второй младшей группе полив растений
Евстигнеева Виктория Владимировна Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» вторая младшая группа
Цель: развитие интереса к комнатным растениям;
• уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле.
• Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте.
• Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Словарная работа: фикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная работа по уходу за растениями, работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка», заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях.
Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветками, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели – схемы.
Ход занятия:
Стук в дверь. Вносится Буратино с письмом и инструментами в мешочке.
Буратино здоровается с детьми.
Воспитатель: Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку:
«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»
Буратино: Правильно это комнатные растения.
Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения? (для красоты, для уюта, они очищают воздух).
Воспитатель: А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?
Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений. Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень. Показать на примере лука корешки. На что похожи корешки (на нити). Затем находят стебель и листочки.
Воспитатель: Что нужно растению, чтобы оно росло. Вода, солнце, земля, воздух, доброта (Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений»).
Воспитатель: У Буратино тоже много комнатных растений, но они почему — то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать. Буратино принес инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка — рыхлить, пульверизатор — опрыскивать, тряпочки и кисточки стирать пыль с листочков).
Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.
Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.
Полив. «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.
Воспитатель: Буратино, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения.
Воспитатель: А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.
Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.
Папоротник будем опрыскивать из пульверизатора.
Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.
Распределяем, кто будет за какими растениями ухаживать. Одеваем фартуки.
Воспитатель: Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения. Воспитатель отмечает старательных детей.
Воспитатель: Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино ты все запомнил?
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?
Воспитатель: Буратино принес вам за вашу помощь и трудолюбие звездочки. Дети убирают все инструменты и материалы. Вспоминают, какими инструментами им понравилось работать больше. Все любуются чистыми и красивыми растениями.
Конспект занятия по трудовой деятельности
«Уход за комнатными растениями» 2 младшая группа
Цель: развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Словарная работа: фикус, фиалка, папортник, пульверизатор.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная работа по уходу за растениями, работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка», заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях.
Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветками, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели – схемы.
Ход занятия:
Стук в дверь. Вносится Буратино с письмом и инструментами в мешочке.
Буратино здоровается с детьми.
Воспитатель: Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку:
«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»
Буратино: Правильно это комнатные растения.
Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения? (для красоты, для уюта, они очищают воздух).
Воспитатель: А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?
Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений. Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень. Показать на примере лука корешки. На что похожи корешки (на нити). Затем находят стебель и листочки.
Воспитатель: Что нужно растению, чтобы оно росло. Вода, солнце, земля, воздух, доброта (Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений»).
Воспитатель: У Буратино тоже много комнатных растений, но они почему — то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать. Буратино принес инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка — рыхлить, пульверизатор — опрыскивать, тряпочки и кисточки стирать пыль с листочков).
Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.
Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.
Полив. « Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.
Воспитатель: Буратино, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения.
Воспитатель: А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.
Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.
Папортник будем опрыскивать из пульверизатора.
Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.
Распределяем, кто будет за какими растениями ухаживать. Одеваем фартуки.
Воспитатель: Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения. Воспитатель отмечает старательных детей.
Воспитатель: Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино ты все запомнил?
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?
Воспитатель: Буратино принес вам за вашу помощь и трудолюбие звездочки. Дети убирают все инструменты и материалы. Вспоминают, какими инструментами им понравилось работать больше. Все любуются чистыми и красивыми растениями.
Трудовая деятельность «Посадка лука»
Цель: Уточнить представления детей о луковицах (они круглые, жёлтые, есть верхушки и корешки).
Задачи:
Формировать навыки посадки луковиц.
Развивать представления об условиях необходимых для роста растений.
Воспитывать интерес к труду в природе.
Виды деятельности: трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предполагаемый результат: дети назвали форму, цвет луковицы; показали верхушку и корешок; овладели способом посадки лука.
Формы организации совместной деятельности: групповая
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, рассматривание иллюстраций лука.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: кукла-петрушка, ящик с землёй, клеёнка, проросший лук.
Раздаточный: луковицы, лейки с водой, фартуки
Методы и приёмы: игровой, вопрос-ответ, показ с объяснением.
Словарная работа: лунка.
Ход трудовой деятельности:
В-ль: Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка и принёс много луковиц. Петрушка, а для чего тебе столько луковиц?
Петрушка: Я принёс луковицы, чтобы вы посадили его у себя в группе и вырастили много зелёного лука. Лук богат витаминами, которые защищают нас от болезней и ваши ребята никогда не будут болеть.
В-ль: Спасибо, Петрушка. Ребята, посадим луковицы?
Дети:Да
В-ль: Какой формы луковицы?
Дети: Варианты ответов
В-ль: Какого цвета луковицы?
Дети: Варианты ответов.
В-ль: Правильно, а ещё у лука есть корешки и верхушка (сопровождается показом).
Саша, покажи верхушку. Что показываешь? (верхушку). Дима, покажи корешок. Что показываешь? (корешок). А теперь подойдём к столу и посмотрим, что у нас в ящике.
Дети одевают фартуки подходят к столу, на котором находится ящик с землёй.
В-ль: Посмотрите, в ящике у нас земля, в земле выкопаны лунки, выберите каждый себе лунку. Покажи лунку. Что показываешь? (вопрос задаётся нескольким детям). Возьмите каждый себе луковицу в руку и кладём луковицу в лунку верхушкой вверх и прижимаем луковицу к земле.
Дети повторяют действия воспитателя.
В-ль: А для того, что бы зелёный лук быстрее вырос, мы польём его водой из леек.
Дети берут лейки и поливают посаженные луковицы.
В-ль: Ребята, мы сегодня посадили лук, посмотрите каким он у нас вырастет, если мы будем его хорошо поливать.
Показывает проросший лук.
Петрушка: Молодцы! Как много луковиц вы сегодня посадили. Когда из луковицы вырастит зелёный лук, я обязательно приду к вам в гости посмотреть на урожай. А теперь мне пора прощаться. До свидания.
Литература:
«Добро пожаловать в экологию» СП «Детство-пресс», 2002г.
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.-М.,Мозаика-синтез,2015.
«Как знакомить дошкольников с природой» под ред. П.Г.Саморуковой
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду
Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
- Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
- Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
- Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
- Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь
- С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
- Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
- Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
- Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
- Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
- Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
- Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
- Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
- Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте
Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
Содержание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.
Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.
Одевание на прогулку для малыша третьего года жизни — серьёзный труд
Таблица: пример планирования трудовой деятельности с детьми первой младшей группы (фрагмент)
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию в первой младшей группе
Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
- Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
- Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
- Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
- Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
- Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
- Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.
Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя
Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.
Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе
Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.
Проектная деятельность проходит такие этапы:
- При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
- На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
- Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.
Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме
Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
cvetnik-doma.ru
Трудовая деятельность во второй младшей группе
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду;
оно должно дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни
В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных учреждениях является трудовое воспитание.
Как ни странно современные родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, прилежание и конечно же помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме.
Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.
В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с группы раннего развития, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы.
Самообслуживание.
Очень важно, чтобы дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Необходимо сформировать привычку садиться за стол только с чистыми руками, дети должны самостоятельно и аккуратно есть и правильно держать ложку, одеваться и раздеваться соблюдая определённую последовательность.
Хозяйственно-бытовой труд.
В этом возрасте начинается систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке.
Труд в природе.
Ребёнка этого возраста приучают выполнять простейшие поручения взрослых: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья цветов, сеять семена, собирать урожай. Нельзя просто дать детям задание что либо сделать, воспитатель должен вспомнить последовательность работы, чтобы дети осознали задание, которое им предстоит выполнить. Используется поэтапный инструктаж, дети выполняют отдельные приёмы по указанию воспитателя
Великая радость — работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета.
Все счастье земли — за трудом! »
В. Я. Брюсов
« Труд освобождает нас
от трех великих зол:
скуки, порока и нужды »
Ф. Вольтер.
30 марта 2017
mkdou-27.edumsko.ru