Презентация по литературному чтению на тему : Ф. И. Тютчев ."Есть в осени первоначальной". Тютчев есть в осени первоначальной презентация 2 класс
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»2 класс «Школа России» Тулякова Т.В.
Слайд 2
Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метелками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряем вяз. Д. Кедрин
Слайд 3
Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной...„»-
Слайд 4
Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будем к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг!Дождь
Слайд 5
Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет.Ветер
Слайд 6
Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся. Что за желтый снегопад? Это просто... Листопад
Слайд 7
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?Сентябрь
Слайд 8
Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Октябрь
Слайд 9
Вороны Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! (Громко.) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! (Громко.) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: Кар-кар-кар! (Тихо.)
Слайд 10
Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня. - Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.) Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).
Слайд 11
Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной...„»Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом, нож для срезывания злаков с корня.
Слайд 12
Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда.
Слайд 13
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Слайд 14
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Слайд 15
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Слайд 16
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. (День хрустальный, праздная борозда.)
Слайд 17
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Слайд 18
Эпитет— образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Слайд 19
- Выберите и продолжите любое предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал... - На этом уроке я похвалил бы себя за... - После урока мне захотелось... - Сегодня я сумел...
Слайд 20
Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).
lusana.ru
Презентация на тему "Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»"
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
№ слайда 2“Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт”. И.Левитан
№ слайда 3 Описание слайда:Левитан. « сень».
№ слайда 4 Описание слайда:Тютчев. Не то, что мните вы – природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык…
№ слайда 5 Описание слайда:Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
№ слайда 6 Описание слайда:Поделитесь своими впечатлениями: Опишите настроение произведения. Опишите свои ощущения . (радостное, восторженное, музыкальное…) (лёгкость, радостное волнение…)
№ слайда 7Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).При чтении отметьте для себя поэтические слова или выражения.
№ слайда 8 Описание слайда:Анализ текста. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.
№ слайда 9 Описание слайда:Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения? Прозрачность. Или пустота. Или простор.
№ слайда 10 Описание слайда:Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю!
№ слайда 11 Описание слайда:Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный»?Это, в первую очередь, хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».
Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени. Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде». «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
№ слайда 13 Описание слайда:Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая - “лучезарны”, коричневая - “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
№ слайда 14 Описание слайда:«И лучезарны вечера». Выясним значение слова «лучезарный». Это значит «сверкающий», пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск.
№ слайда 15Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь».Каково значение слова «лазурь»? Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.
№ слайда 16 Описание слайда:Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?. Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину.
№ слайда 17 Описание слайда:“теперь уж пусто всё – простор везде”…,“пустеет воздух, птиц не слышно боле”
№ слайда 18 Описание слайда:“где бодрый серп гулял” (кипела работа, была горячая пора) - “теперь уж пусто всё - простор везде” (тишина после работы). “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”.
№ слайда 19Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос».
№ слайда 20 Описание слайда:На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
№ слайда 21 Описание слайда:. Объясните значение слова “праздный”. (Полоса, “ничем не занятая” - словарь Ожегова). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? Отдых после работы, спокойствие. Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” - эпитет, т. е. художественное определение.
“Дивная пора” - эпитет “Короткая, но дивная пора”Объясните смысл этой строчки.
№ слайда 23 Описание слайда:Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее. А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.
№ слайда 24 Описание слайда:А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире? (О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты).
№ слайда 25 Описание слайда:Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.
Итак, подведём итоги: все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчева. Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку
№ слайда 27 Описание слайда:Выразительное чтение стихотворения.Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
№ слайда 28 Описание слайда:Домашнее задание. Выучить наизусть “Есть в осени первоначальной…”
ppt4web.ru
«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:
«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
И.А. Ефименко
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ № 6» г.Всеволожска
Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:
«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Цели:
-научить ребят выразительно читать стихотворение;
- учить воспринимать информацию на слух;
- учить извлекать информацию из текста;
-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности
Задачи:
- познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
- познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;
-учить анализировать стихотворение;
- учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;
-формировать общеучебные умения и способы деятельности;
- учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;
- формировать представление о жанре литературного произведения;
- развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;- воспитывать потребность в общении с поэзией.
1.Организация класса. Психологический настрой.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
2.Вводная часть
Подготовка к первичному восприятию текста.
- В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,
Дунул ветер – улетели
Все листочки, полетели,
И на парты тихо сели.
Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)
- Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).
На желтых листочках:
Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем.
На оранжевых листочках:
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…
Все засыпают, угасают дни.
- Что вы прочитали? (загадки).
- Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).
-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).
Слайд.
-Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).
-Докажите, что речь об осени.
Ответы учеников:
осенью плоды рябины становятся красными ;
осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.
- С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).
- Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).
На слайде появляется отгадка (осень).
Слайд.
Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.
- Докажите, что и в вашей загадке описана осень.
Ответы детей:
осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.
На слайде появляется отгадка (осень).
- Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).
Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.
Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».
Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».
- А вам нравится это время года? (да, нет).
-Кто любит осень? Почему?
Ответы учеников.
Ваня: Осенью очень красивые деревья.
Андрей: Днем какой-то розовый воздух…
Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.
Алиса: Осень разноцветная.
- О какой осени говорили ребята? (о золотой)
- А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?
Ответы детей.
Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.
Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.
Саша: Природа умирает.
- Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)
- Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.
- Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.
- Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).
- Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?
Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.
- Интересно, почему?
- Алена: Бывает разное настроение.
- Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)
- Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)
- Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).
- В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.
- Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).
- Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу
П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)
Ответы детей.
Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.
Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».
- Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).
- Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).
-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.
- Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).
- Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.
- О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.
- Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)
- Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд).
- В его стихах она торжественно - печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.
Физминутка.
- Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.( плавно опускаются)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (поднимаются)
3. Сообщение темы урока.
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).
Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.
Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» ( тема записана также на доске).
Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».
- Какие книги вам знакомы? ( с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).
- Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени .Ответы детей (представитель каждой группы).
Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».
Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»
Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,
Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,
Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,
Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».
- Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)
-Значит, как можно назвать автора? (поэт).
- Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).
- Читали ли вы его произведения? (нет)
Рассказ учителя об авторе. Слайд.
- Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)
- Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому (слайд).
- В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.
В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).
- Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.
Проверяем умение извлекать информацию на слух.
- Ответьте на вопросы (слайд).
В какой усадьбе родился поэт Тютчев?
2.Где получил первоначальное образование?;
3. Какие иностранные языки изучал поэт?
4.В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?
5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?
По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.
- Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили. Наиболее полными были ответы Володи, Вани, Алены.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и какое
Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Отдыхайте…
Первичное восприятие текста.
- Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 66.Как вы думаете, о чем оно? (об осени)
- Можно ли поместить книгу с этим стихотворением на выставку? Почему? (Тютчев – русский поэт; стихотворение об осени)
- Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.
-.Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? ( «Есть в осени первоначальной…»
- Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? ( о ранней осени)
- Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано « осени первоначальной»)
- А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).
- Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).
- Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).
Чтение стихотворения про себя ( в учебнике, слайд).
Проверка восприятия:
- Какое настроение у вас возникает при чтении этого стихотворения?
( спокойствие; небольшая грусть).
- Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).
- Взволновало вас произведение?(да).
- Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).
- Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).
Беседа по первым впечатлениям:
- Какие картины осени вы представили?
Ученики:
-ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.
- Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».
Анализ стихотворения.
Чтение и анализ стихотворения по частям.
Слайд .
- 1-я строфа.
- Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.
Чтение сильным учеником.
- Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный).
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
Ученики:
-Дивная – удивительная.
- Молодцы. Правильно, а можно еще сказать - прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)
Лучезарный – …
- Затрудняетесь с ответом?(слайд) Лучезарный значит - светящийся лучами, лучистый, сияющий.
-Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный ( блестящий, сверкающий, светлый)
- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.
Дети самостоятельно работают с учебником.
- Какие слова выделили?
Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова(Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)
- Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.
(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)
Например. Слайд.
Осень (какая?) первоначальная
Пора (какая?) дивная
День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)
Вечера (какие?)…(ответы детей - лучезарные)
Ваня: А как это «хрустальный» ?
- Хрусталь - особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.
- Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его.
Алиса: Воздух прозрачный, чистый.
Таня: Видно далеко-далеко.
Катя: На небе нет ни облачка.
- Хрустальный, ребята, это еще и - хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».
- «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).
- Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).
- Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.
- Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.
( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)
- Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).
- А почему? (она быстро пройдет)
- Подготовьте выразительное чтение первой строфы.
В каком темпе будем читать?(Неторопливо, не спеша)
- С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)
- Прочитайте друг другу в парах.
Чтение учащимися вслух(3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.
- Что скажете о чтении Саши? (2-ю часть нужно читать звонче, радостнее).
- Что посоветуете Алисе? (сделать паузу подольше в конце 2-й строчки).
- Как прочитал Володя?( очень выразительно, у него хорошо получилось).
- Кто хочет прочитать по- своему? (ученик читает, ребята анализируют его чтение).
- Молодцы. Все очень старались.
Слайд.
2 строфа.
- Прочитайте вторую строфу ( слайд)
Чтение сильным учеником.
- Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)
- Кто может объяснить значение слов?
Саша: Серп мы видели на экскурсии в этнографическом музее. Это – кривой нож для того, чтобы срезать траву.
- Молодец, Саша. Ты правильно сказал. Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа) .
-Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).
1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.
3) Глубокая морщина, складка на коже.
- Выберите нужное значение, объясните свой выбор.
Ответы детей.
Ваня: Я думаю, что нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.
Андрей: Серп нужен для уборки урожая в поле . Ваня прав.Первое значение.
Саша: Морщина на коже и второе значение совсем не подходит по смыслу.
- Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214.(чтение в учебнике : борозда – канавка.)
- Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.
- Выясним значение слова «праздный»? (дети затруднились с ответом)
Слайд.
- Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.
- Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).
- Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).
-Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.
- Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.
Работа в парах.
- Сверьте свои слова со словами на слайде.
(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).
- Как поэт назвал серп? (бодрый).
- А борозду? (праздной).
- Что это? (эпитеты).
- Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)
- С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе?
(с грустью, печалью).
- С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)
- В каком темпе? (медленном).
- Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.
Прочитайте друг другу в парах.
Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.
- Чье чтение понравилось больше всего? (Алена очень выразительно прочитала, соблюдая все паузы, с правильной интонацией ).
- Что посоветуете другим чтецам? (Игорь слишком торопился, читал без выражения; Миша удачно прочитал 2 строчки, а 3-ю и 4-ую нужно читать медленнее и тише).
- Кто еще хочет прочитать, учитывая пожелания одноклассников? (Ученик читает, ребята анализируют его чтение).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
В небесах – сиянье (смотрят вверх)
Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)
А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)
- О чем это? (об осени)
3 строфа.
- Прочитайте 3-ю строфу.
Словарная работа:
- Найдите старое русское слово (боле).
- Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу ( подходит слово больше)
-Прочитайте строчку с этим словом.
Сильный ученик читает:
Пустеет воздух, птиц не слышно больше…
- Подходит слово по значению? (да)
- Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь).
- Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение?
Ученики:
- Лазурь –синий цвет.
- Верно (слайд).Лазурь - светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.
- Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).
Взаимопроверка.
-Сверьте со словами на слайде.
(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).
- Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)
Лазурь (какая?) чистая, теплая
Поле (какое?) отдыхающее.
- Кто правильно нашел только один эпитет? Просигнализируйте своими листочками (6уч)
- Кто правильно нашел оба эпитета? (20 уч.)
Итог. Большая часть выполнила правильно.
- Какую картину представили?
Ответы учеников.
-Маша: Птицы улетели.
- Алена: Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.
- Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.
-Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)
- В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)
- Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).
- Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.
- Прочитайте друг другу.
Чтение вслух 3-мя учениками.
- У кого получилось лучше, почему?(Алиса читала выразительно, с правильной интонацией. Выдерживала паузы. Правильно ставила логическое ударение. Передавала голосом теплоту, спокойствие. Ане и Лизе нужно быть внимательнее, когда делают паузы… )
Обобщение результатов анализа произведения.
- Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?
Денис: Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.
- Для чего же нужна долгая пауза?
Алена: Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня.
Андрей: Чтобы поняли, как важна эта пора…
Саша: Чтобы остановились, перевели дыхание.
- Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.
- Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка?
Алена: Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла».
- Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.
- В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему?
Андрей: Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.
- Замечательно подметил, Андрей. Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.
- Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)
- Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).
3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.
- Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?
Ответы детей.
Алена: Настя прочитала очень хорошо. С правильной интонацией, выразительно. Особенно удачно прочитала последнюю строфу, каким-то теплым мягким голосом.
Володя: мне понравилось, как прочитал Гордей. Он выдерживал все паузы, выделял голосом слова, на которые падает логическое ударение.
Читал выразительно.
Саша: Хочу похвалить Дениса. Она прочитала правильно и выразительно. Передавала голосом, интонацией спокойствие, немножко радости, немножко грусти.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.
- А хотите, я прочитаю стихотворение? (чтение учителем)
Итог урока.
- О какой поре осени рассказывает поэт?(о золотой осени).
- Как осень изменила всю окружающую природу?
Денис: Вокруг необыкновенный ясный свет.
Маша: Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное.
Валерия: Там, где была рожь, теперь пустое поле.
Кристина: И только на пустой борозде тонкая паутинка.
Таня: Птиц больше не слышно. Кругом - тишина.
- Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев?
( России).
- Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).
- Вы видели такую золотую осень у нас? (да).
Учитель обобщает:
- Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно - от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
- Что нового узнали на уроке?(познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)
- Что особенно понравилось?
(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему.
Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)
- Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)
- Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.
Домашнее задание.
- Нарисуйте дома иллюстрации к этому стихотворению.
-Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать картину? (голубой, желтый , оранжевый…)
- Картину какого художника - Левитана, Грабаря, Поленова, вы бы выбрали иллюстрацией к этому стихотворению? (Грабаря и Поленова)
- Постарайтесь передать красками свои чувства, настроение. Подпишите свой рисунок строчкой из стихотворения. Например: «Лучезарны вечера…»
- На следующем уроке устроим выставку ваших работ.
Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.
Спасибо за урок.
infourok.ru
Урок литературного чтения (2 класс) .Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок литературного чтения
по теме: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
(2 класс)
Учитель: Булычева И. В.
Стаж: 34 года
Категория: высшая
Литературное чтение
Тема: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Цели:
- познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
- обучить правильному чтению стихов;
- развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование:
- аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года»;
- картины на тему осени;
- карточки (текст для речевой разминки, задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
- Какой раздел учебника мы начали изучать вчера?
Осень вдохновляет художников на написание картин. Фотографы создают целые фотосессии на осеннюю тематику. Дети тоже любят изображать осень. (на доске выставка репродукций картин, фотографий с осенними пейзажами, рисунки детей)
- Перечислите осенние месяцы по-порядку.
П. И. Чайковский – великий русский композитор в «Детском альбоме» каждому месяцу года посвятил музыку. Сейчас вы её прослушаете «Октябрь или «Осенняя песня!»
III. Проверка домашнего задания.
На фоне музыки дети читают свои рассказы «За что Я люблю осень» (3-5 человек).
IV. Речевая разминка.
На карточках для каждого ребёнка текст стихотворения Кедрина.
Скинуло кафтан зелёное лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вязь.
- Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- С интонацией восхищения, восторга.
- А сейчас прочитаем выразительно.
- Для чего проводится речевая разминка.
V. Постановка целей урока.
Поэты тоже восхищались осенью. Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Будем выразительно читать, разгадывать загадки.
VI.Работа по теме урока.
- Сейчас мы должны закрепить знания об признаках осени, в этом нам помогут загадки. Работа в парах (загадки на карточках).
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер.)
Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся.
Что за жёлтый снегопад?
Это просто… (Листопад.)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли.
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)
VII. Физкультминутка.
Почему по всюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт!
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Знакомство с биографией Ф. И. Тютчева.
2.Первичное чтение стихотворения учителем. (стр. 68)
- Какие картины осени вы представляете?
3. Словарная работа (изображение серпа, борозды, «праздной» борозды на доске.
Борозда – канавка на поверхности почвы…
Серп – ручное орудие для срезывания злаков с корня.
- Как вы понимаете выражение «бодрый серп»
Праздная борозда – отдыхающая (с неё все убрали).
4. Работа со средствами выразительности
- Для того, чтобы представить свои чувства авторы используют различные приемы: метафоры, эпитеты.
На доске
Метафора – употребление слов на основе сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение.
- Найдите в тексте метафоры. (день хрустальный)
Работа в группах.
Эпитеты – (дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда).
- Как понимаете выражение «Лучезарные вечера»?
Физкультминутка
5. Выразительное чтение стихотворения.
IX. Д\з Выучить наизусть (стр. 68)
X. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал….
- На этом уроке я похвалил бы себя за….
- После урока мне захотелось….
- Сегодня я сумел….
XI. Самооценка с помощью сигналов: + , _ , ?
XII. Подведение итогов урока
- Кто автор стихотворения?
- Как бы вы озаглавили его?
- Составим «Сенкан» всем классом «Осень».
infourok.ru
Ф. И. Тютчев ."Есть в осени первоначальной".
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе с использованием ИКТ и ЭОР.
ФИО (полностью) Честнова Тамара Юрьевна.
Место работы: ГБОУ СОШ с Кашпир Приволжского района Самарской области.
Должность: учитель начальных классов.
Место проведения: ГБОУ СОШ с Кашпир.
Уровень: школьный.
Дата проведения: 08.10.2015 года.
Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.
Задачи:
1. Предметные:- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.
2. Метапредметные:- планировать свое выступление;- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;- развивать навыки выразительного чтения;- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:-воспитывать любовь и уважение к родной природе;- передать красоту и музыкальность поэтической речи;- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;- развивать творческие способности каждого ученика.
Вид урока: изучение нового материала.
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень».
3. Запись стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении А.Смирнова.
4.Музыкальная физкультминутка «Дождик».
5. Видеофрагмент « Рисунки детей про осень».6. Листочки , «Дерево настроения».
7. Аудиофрагмент симфонии П.И.Чайковского «Времена года».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент. Создание положительной мотивации.
-Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни.
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей.
Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы -ученики!
Дети поворачиваются, здороваются, потом тихо садятся.
Личностные: создание эмоционально-
го настроя, формирование интереса к учению.
Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.
-Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте
послушаем ребят и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас?
-Какое же время года пришло в гости?
- Правильно, к нам в гости на урок пришла Осень.(Слайд 1)
-Таинственная принцесса Осень одела деревья в золотые наряды, промочила землю дождём. Сколько ярких красок принесла она
с собой. Ребята, а как вы думаете: «Осень-это скучная пора или нет»? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.
-Осени посвятили свои произведения поэты и писатели, художники и композиторы, об этом времени года режиссёры сняли много фильмов.
Просмотр слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень» с музыкальным сопровождением. http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896
-Какие приметы осени показаны в этом произведении?
-Откройте учебник на с.68 и определите тему нашего урока, что нам предстоит узнать.
-Прежде чем прочитать стихотворение, ребята расскажут нам о биографии автора и об истории создания стихотворения.
Группа ребят загадывают загадки на тему «Осень».
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Листья жёлтые шуршат,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто… (Листопад)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»- спросим.
Нам ответят: «Это…»
(Осень)
-У нас в гостях Осень.
Листья изменили свою окраску, начались дожди, птицы улетают в тёплые края, но дети не унывают и гуляют под дождём.
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».
(Слайд 2и3)
-Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в имении Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Его отец служил в гвардейском полку, а мать занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. По традиции начальное образование получил дома. Закончил Московский
Университет. Стихи начал писать ещё подростком. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» было написано 22 августа 1857 года по дороге из своего имения в Москву на основе наблюдений и впечатлений.
Коммуникатив-
ные:
аргументиро-
вать свою позицию.
Познаватель-
ные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Личностные: создание заинтересован-ности у ребят.
Личностные: создание эмоционально-
го настроя,
обмен впечатлениями.
Познаватель-
ные: анализировать содержание.
Коммуникатив-
ные: проявлять интерес к суждениям товарищей.
Коммуникатив-
ные: умение слушать ответы своих товарищей.
Первичное восприятие стихотворения.
-А сейчас послушайте стихотворение (исполняется в записи А.Смирнова). http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/
Слушают стихотворение.
Личностные: умение выражать свои мысли, чувства, проявлять эмоциональную реакцию на текст.
Проверка первичного восприятия.
-Понравилось ли вам стихотворение? Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?
-Какую пору поэт называет «дивной»?
Высказывают
своё мнение.
Эту короткую осеннюю пору называют «Бабье лето».
Выступление ученицы.
«Бабье лето»(так называют в народе этот период осени)-это яркое мгновение среди тусклых осенних дней. Многие люди в спешке не замечают этой красоты. И это печально. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое даёт человеку природа, оставляют след в душе. Именно на это хотел обратить внимание Ф.И.Тютчев.
Обще учебные познавательные УУД:
умение работать с текстом, умение выделять существенное.
Личностные: обмениваться впечатлениями.
Коммуникатив-
ные: умение слушать ответы других детей.
Музыкальная физкультминутка«Дождик».
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107
Дети делают упражнения, повторяя движения за забавными зверюшками.
Личностные: создание эмоционального настроя.
Коммуникатив-
ные УУД:
(лидерство и согласованность действий с партнёрами).
Этапы перечитывания и анализа художественного
произведения.
-Прочитайте первый столбик и ответьте на вопросы:
-Когда бывает эта дивная пора? Каким поэт видит день?
Прочитайте. Почему он называет его
хрустальным?
Что автор говорит о вечерах? Почему они лучезарны? Работа со слайдами 4 и5.
Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:
Что пишет поэт о поле, какое оно? Какие слова подчёркивают пустоту поля? С чем автор сравнивает паутину? А как вы понимаете словосочетание «Праздная борозда»?
Работа со слайдами:6, 7.
Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы.
Как поэт описывает небо? Какое чувство у вас эта картина? Слайды8, 9.
Какие слова были непонятными? Где мы сможем узнать значение непонятных слов?
Слайды 10,11.
Есть в осени первоначальной. Она только что наступила.
-День как бы хрустальный (ясный, прозрачный, как хрусталь).
Лучезарны- полны светом.
Поле пустое, лишь паутина блестит.
Тютчев сравнивает паутину с тонким волосом.
Урожай убран и поле отдыхает.
Значение непонятных слов можно узнать в толковом словаре.(Дети работают со словарями).
Словарная работа в парах.
Серп -ручное сельскохозяйствен-ное орудие, в виде изогнутого полукругом острого ножа.
Борозда-это углубление (канавка) между грядками, след от плуга.
Лазурь-синева, светло-синий цвет.
На праздной борозде- поле отдыхает, урожай убран.
Личностные УУД: умение выражать свои мысли, чувства. проявлять эмоциональную реакцию на текст.
Познавательные УУД: анализировать содержание произведения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникатив-
ные: проявлять внимание к суждениям товарищей.
Выразительное чтение стихотворения.
-Ребята, нам надо научиться читать выразительно это
стихотворение.
-В каком темпе его надо читать? Здесь нет восклицательных знаков, поэтому читаем спокойно, обращая внимание на паузы.
(Чтение стихотворения учителем, соблюдая паузы).
Кто хочет прочитать выразительно?
-Читаем медленно, напевно.
Дети расставляют паузы в учебнике.
Чтение стиха учащимися.
Личностные: дети учатся выражать своё отношение к различным сферам окружающего мира.
Коммуникатив-
ные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Выставка рисунков про осень.
-Ребята, каждый из вас подготовил свой рисунок про осень и составил к нему рассказ. Используются ЭОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354--590046976b5b/i01_11_06.swf
Рисунки вывешены на доске. Ученики по очереди выходят и знакомят одноклассников со своей работой.
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.
Коммуникатив-
ные: умение слушать своего товарища.
Этап объяснения домашнего задания.
-Дома вам надо выучить стихотворение и подготовиться к его исполнению. Слайд12.
Записывают в дневники домашнее задание.
Личностные: формировать наличие мотивации к работе на результат.
Подведение итогов. Рефлексия.
-С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор? Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов? Что бы вы рассказали о сегодняшнем уроке своим родителями? (Оценивается работа учащихся).
-Ребята, на столах у вас лежат два осенних листочка. Один красного цвета, а другой жёлтого.(Листочки изготовлены на уроке технологии из цветного картона). Мы будем украшать осеннее дерево листочками.(В цветочном горшке в земле сухая веточка).Если вам понравился урок, то вешаем на дерево красный листочек. Если урок показался скучным, то жёлтый.
-Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое дерево, усыпанное багряными листочками.
-Ребята, в начале урока я задала вам вопрос: «Осень-какое время года»?
Завершается урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И.Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь». http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
Ответы детей.
Каждый ребёнок вешает свой листочек на дерево.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока.
-Осень -замечательное время года! Под ногами шуршат разноцветные листья, мы любуемся красивой природой, радуемся каждому новому дню.
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
Регулятивные: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.
Приложение к уроку.
Стихотворение Ф.И.Тютчева
«Есть в осени первоначальной…»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
№
Название ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень»
Слайд-шоу
http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896
2
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначаль-
ной…»
исполняет
Аудиотекст
http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/
3
Музыкальная физкульт-
минутка
Презентация с анимацией и музыкальным сопровождением
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107
4
Видеофрагмент «Рисунки детей об осени»
видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354--590046976b5b/i01_11_06.swf
5
Чайковский П.И. «Времена года. Осенняя песнь.»
аудиофрагмент
http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
Заместитель руководителя ОО ____________________ /Арзаханова Р.Ж./
МП
infourok.ru
Презентация на тему "Ф. Тютчев. Усть в осени первоначальной...."
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Есть в осени первоначальной… Ф. Тютчев
2 слайд Описание слайда:Разберем сложные слова
3 слайд Описание слайда:Борозда
4 слайд Описание слайда:Праздная борозда
5 слайд Описание слайда:Cерп
6 слайд Описание слайда:Cерп
7 слайд Описание слайда:Cерп
8 слайд Описание слайда:День хрустальный
9 слайд Описание слайда:День хрустальный
10 слайд Описание слайда:…Лучезарны вечера….
11 слайд Описание слайда:…. Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде….
12 слайд Описание слайда:…. Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде….
13 слайд Описание слайда:….И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле….
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДA-006198
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация по стихотворению Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Фёдор Иванович Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
2 слайд Описание слайда:Какая бывает осень? Продолжи ряд определений: Осень ранняя, поздняя, унылая, грустная, золотая, хмурая,дождливая ,сырая ,багряная, печальная, прекрасная. О какой поре осени рассказывает поэт?
3 слайд Описание слайда:Словарная разминка Что значит слово СЕРП? Найди его в словаре. Серп – ручное орудие, изогнутое полукругом, для срезывания хлебных злаков
4 слайд Описание слайда:Словарная разминка Что значит слово ЛАЗУРЬ? Найди его в словаре. Лазурь – светло – синий цвет, синева Как ты понимаешь слова « на праздной борозде» ? Поле, с которого убрали урожай
5 слайд Описание слайда:Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Анализ стихотворения Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени. Какое настроение поэта открылось тебе в этом четверостишии? Опишите увиденную вами картину.
6 слайд Описание слайда:Начало осени. Солнечный, тёплый день. Ясное, голубое небо. Прозрачный воздух.
7 слайд Описание слайда:«Дивная пора» , «лучезарны вечера» удивительная, прекрасная, чудесная Как осень изменила всю окружающую природу? Какие выразительные средства использует автор? Подберите синонимы к слову «дивная» эпитеты
8 слайд Описание слайда:Какой приём использует автор в строке: « Весь день стоит как бы хрустальный …» ? сравнение Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день»? Какой он? Опишите его. Придумай свои сравнения: Облака плыли по небу, словно … Листья слетали с деревьев, как … Завыл ветер, словно … Струйки дождя стекали по оконному стеклу, как …
9 слайд Описание слайда:Прочитайте второе четверостишие Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё- простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. О какой поре рассказывает поэт? Найди в этом четверостишии слова, которые помогут тебе ответить на вопрос. Что имел в виду автор, говоря о серпе, как о живом существе? Как вы считаете, какой уродился урожай? Какой приём здесь использует Ф.Тютчев? Олицетворение
10 слайд Описание слайда:Сравни настроение в последнем четверостишии. Одинаковое оно или разное? Какие слова помогают ответить на вопрос. Прочитай их. Прочитайте последнее четверостишие Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…
11 слайд Описание слайда:Творческое задание Напиши, каким бывает осеннее небо: какого оно цвета; есть ли на нём облака; на что они похожи; появляется ли на небе солнце;
12 слайд Описание слайда:Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-201260
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru