разработка урока обществознания в 5 классе по теме Загадка человека учебник Боголюбова Л.Н. Урок по обществознанию 5 класс на тему загадка человека


Загадка человека (конспект урока, презентация)

Цель урока:

Образовательная - раскрывать на конкретном примере цели и ценность человеческой жизни, характеризовать биологическое и социальное в природе человека.

Воспитательная - воспитывать уважение к человеку, личности и ее достоинству, проявлять толерантность к собеседнику с иной точкой зрения.

Развивающая - сравнивать свойства человека и животного.

Тип урока: урок открытия.

Оборудование: репродукция образа человека и животного, учебник обществознание-5 класс, тетрадь, компьютер, интерактивная доска.

Основные понятия: человек, потребности.

План урока.

1. Организационный момент:

а) Характеристика курса «Обществознание -5 класс»

б) Как работать с учебником.

2. Чем человек отличается от животных.

3. Разминка.

4. Зачем человек рождается?

5. Закрепление материала по теме.

а) Работа с контрольно-измерительными материалами.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель дает характеристику курсу «Обществознание-5 класс» и рекомендации как работать с учебником.

УУД учащихся - коммуникативная: задавать вопросы необходимые для организации учебной деятельности.

Учитель: Ребята запишите в тетрадь число, месяц, ниже слово Тема, но ее пока я вам не называю, вы сами сделаете научное открытие и позже назовете мне тему нашего урока. Сегодня вы все научные сотрудники, которые работают над серьезной проблемой «Что такое человек?». Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно найти отличие человека от животного.

2. Чем человек отличается от животного.

Ребята класса делятся на группы, каждая из которых получает репродукции человека и различных животных, готовят сообщения на поставленный вопрос. После обсуждения главный научный сотрудник каждой группы называет отличие человека от животного.

УУД учащихся – коммуникативная: умение работать в группе;

- личностная: выдвигать гипотезы;

- развивающая: сравнивать свойства человека и животного.

Учитель в это время высвечивает на экране схему отличия человека от животного и открывает названные ребятами отличия, остальные скрыты.

После выступления последней группы, учитель открывает остальные скрытые, неназванные ребятами черты отличия человека от животного и предлагает им сравнить со своей схемой, перенести в тетрадь.

УУД учащихся – развивающая: составлять схему.

Учитель: Животное – биологическое существо, ему присуще только биологические потребности (в воде, пище, воздухе, тепле, отдыхе, сне). Потребность – надобность, нужда в чем- либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития (запись определения в тетрадь).

Человеку присуще не только биологические (естественные) потребности во всем том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства, но и социальные. Социальные потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относятся, например, потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми. Социальные потребности означают, что человек вне общества, без людей прожить не может.

Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека – нет общества. Нет общества – нет человека. Пример: У рожденного животного срабатывает инстинкт и поэтому оно уже через несколько дней может передвигаться (котенок, теленок).

Родившийся ребенок без посторонней помощи обойтись не может, родители его всему обучают, как ходить, как кушать, как одеваться, как вести себя в обществе и т.д. Поэтому человек вне общества прожить не может, только в обществе человек может стать человеком. Ученые говорят, что если человек до 8 лет жил вне общества, то в последующем как бы не старались с ним заниматься, он не догонит своих сверстников по умственному развитию.

УУД учащихся – познавательная: раскрывать на конкретном примере биологическое и социальное начало в природе человека (ребята приводят свои примеры).

Учитель: И так человек только родившийся имеет биологическое начало, в последующем его развитии у него появляется социальное начало. Скажите пожалуйста «Что такое человек?» (ребята выдвигают гипотезы).

УУД учащихся – личностная: предложение своей гипотезы.

Весь материал - в архиве.

videouroki.net

Урок обществознания в 5 классе по теме: «Загадка человека».

Урок обществознания в 5 классе по теме: «Загадка человека».

Цель: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

  • Как вы поняли смысл этой легенды?

  • Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

  • Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

  1. Чем человек отличается от животных.

  2. Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

  1. Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

  2. человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

Задавание домашнего задания.

Прочитать § 1 до стр.12, ответить на вопрос 1,страница 14.

multiurok.ru

Открытый урок по обществознанию в 5 классе Учитель: Корсакова Галина Анатольевна. Предмет: обществознание Класс: 5 А Тема урока: Загадка человека

Транскрипт

1 Открытый урок по обществознанию в 5 классе Учитель: Корсакова Галина Анатольевна. Предмет: обществознание Класс: 5 А Тема урока: Загадка человека (1-й урок) Дата проведения: г. Тип урока: открытие новых знаний. Технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, ИКТ, технология здоровьесбережения. Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Продолжительность урока: 40 минут Цель урока: формирование представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, об отличиях человека от животных, каковы ценности человеческой жизни. Задачи урока: Образовательные: сформировать целостное представление о том, зачем человек рождается, для чего он живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни. Объяснить значение понятий: человек, ценность; Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельной работы, способствовать развитию умения сопоставлять материал, обобщать и делать выводы; Воспитательные: воспитывать культуру общения, интерес к познанию нового. Формируемые УУД:

2 познавательные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, осуществлять поиск необходимой информации, научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; регулятивные: учащиеся научатся в своей деятельности использовать учебник, иллюстрации, определять цели и личностно значимую проблему урока, действовать в соответствии с поставленной целью и с учетом выделенных учителем ориентиров; коммуникативные: учащиеся научатся проявлять активность при решении общих задач, формулировать собственную точку зрения, уважать мнение своих товарищей, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками; личностные: научиться осознанно оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, понимать ценность человека, характеризовать человека как высшее творение природы; Планируемые результаты: Предметные: учащиеся научатся объяснять смысл понятий человек, ценности человеческой жизни, уметь применять знания в своей деятельности. Метапредметные: личностные: обучающиеся научатся проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке; познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока, действуют в соответствии с поставленной целью и с учетом выделенных учителем ориентиров;

3 коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Оборудование урока: Обществознание. 5класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложение ни электронном носителе./[л.н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-3-е изд.-м.: Просвещение, Рабочая тетрадь Л.Ф. Иванова, Я. В. Хотенкова, -2-е изд., - М. «Просвещение», 2014, словари, ноутбук, мультимедиапроектор, пакет с заданиями, мультимедийная презентация. Использованные ресурсы: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4 Технологическая карта урока обществознания 5 класс Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1.Организационный Создаем психологический настрой на совместную плодотворную работу. Создаем условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Приветствуют учителя. Настраиваются на совместную плодотворную работу Личностные: проявляют понимание этических норм 2. Этап актуализации полученных знаний 3. Этап мотивации учебной деятельности 4.Этап целеполагания Давайте, вспомним, какой же предмет мы с вами начали изучать? Применив прием «Мозговой штурм», добиваемся множества высказываний детей на вопросы: - Что это за предмет? -Чему он учит? - Чем он отличается от таких дисциплин, как «Окружающий мир», «История»? - Как вы поняли, какова главная задача обществознания? - Как вы считаете, актуально ли в современных условиях уметь найти ответы на волнующие вопросы? Акцентирую внимание детей на то, что обществознание изучает общество, но мы же с вами являемся его частью? Подвожу их к тому, что они формулируют тему урока. - А каким бы словом вы назвали каждого из нас? - А много ли вы знаете о человеке? То есть человек это загадка? Так, значит темой нашего урока, что является? Слайд 1 Загадка человека Ребята, а что о человеке вы ещё не знаете, а хотели бы узнать? Слайд 2 Значит, целью нашего первого занятия по данной Дети отвечают, что обществознание. Поясняют, что это предмет, который изучает общество людей, позволяет больше узнать о современном обществе, Сравнивают с уже известными предметами. Отвечают, что научить размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них это актуально всегда. Внимательно слушают, отвечают. Отмечают, что каждый из нас это человек Формулируют тему урока: Загадка человека Учащиеся отвечают и с помощью учителя формулируют цель. Познавательные: в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативная: проявляют активность, высказывая свое мнение, слушают друг друга, не пере Коммуникативная: умение вместе со всеми включиться в совместную деятельность; регулятивная: самостоятельно формулируют тему урока Коммуникативные: высказывают собственное мнение;

5 5. Этап открытия нового знания теме является формирование целостного представления, в чем отличие человека от животного, зачем человек рождается, для чего живет, каковы ценности человеческой жизни. Для того, чтобы добиться решения этой цели мы в дальнейшем должны найти ответы на проблемные вопросы. Слайд 3 Проблемные вопросы: зачем рождается человек? Зачем проживает долгую жизнь? Что значит выражение: Человек, родившийся среди себе подобных, должен ещё научиться быть человеком»? Представьте себе такую ситуацию, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп, которые обсуждают вопрос: чем человек отличается от животных? Первая группа утверждает, что человек это развитое животное. Вторая группа утверждает, что человек это существо общественное. Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение По-моему, человека можно сравнить с, потому что Объясните свой выбор? Предлагаю учащимся самостоятельно в словарях найти определение понятия первой группе «человек», а второй группе - «ценности». Слайд 4 Акцентирую внимание детей на то, что понятия необходимо записать в тетрадь. Слайд 5 Обращаю внимание на то, что дети - маугли не стали людьми. Почему? Внимательно слушают. Делают выбор, представляя ситуацию Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения, доказывают. Извлекают информацию, озвучивают и записывают в тетрадь. Знакомятся со схемой, допускают возможность существования у людей различных точек зрения; регулятивная: самостоятельно с помощью педагога формулируют цель урока, и личностно значимую проблему урока, действуют в соответствии с поставленной целью и с учетом выделенных учителем ориентиров; познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и

6 Предлагаю познакомиться со схемой на стр. 10 и организую беседу по следующим вопросам: Кто есть человек? Докажите или опровергните предположение, что человек является высшим творением природы? В чем его особенности? Давайте подумаем, чем человек отличается от других живых существ? Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью? Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? Предлагаю поработать в парах. Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После выполнения они обмениваются и производят взаимопроверку. Приложение 1 Организуем физминутку. Обращаем внимание детей на вопрос: зачем человек рождается? Ребята, мнения расходятся, одни считают, что человек создан для счастья, для благополучной и сытой жизни. Другие видят предназначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, гуманном отношении к людям. А вам, какая точка зрения ближе? Чтобы лучше осознать предназначение человека, организуем работу в группах, которым раздаются задания Приложение 2 Организуем знакомство и дискуссионную беседу учащихся по отрывкам из произведений Антуана отвечают на вопросы Решая этот проблемный вопрос, высказывают свои точки зрения, выдвигают гипотезы. Работают в парах Обсуждают, сравнивают, делают выбор. Работают в группах, обсуждают задания, готовят варианты ответов взаимодействии познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно создают алгоритм деятельности коммуникативная: уметь сотрудничать одноклассниками личностные: научиться осознанно оценивать жизненные ситуации с

7 6.Этап первичного осмысления и закрепления изученного де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и Л. Н. Толстого по тексту учебника стр.11 Вопросы дискуссионной беседы: Что означает высказывание: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? - Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? - Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие? - Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами своих товарищей это немалая ценность в жизни человека? Почему? Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается. - А для чего он живет? Всегда ли в жизни есть место подвигу? Или иногда сама жизнь подвиг. Организуем знакомство и обсуждение рубрики «Жил на свете человек» с.13 учебника. Нацеливаем ребят на работу и выполнение заданий 2,3 из рабочей тетради, организуем выборочный контроль. Организуем обсуждение данного стихотворения по следующим вопросам: - Почему подростки хотят быстрее повзрослеть? - Что они под этим подразумевают? - Детство- это «в геройской биографии пятно»? - Или детство- это самый прекрасный период в жизни человека, который тоже можно назвать ценностью? Слайд 6 Кому двенадцать лет, тот в детский сад ходил Тысячелетия назад. Знакомятся с отрывками из произведений по учебнику, оценивают мнения авторов, обсуждают информацию, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Самостоятельно знакомятся с материалом рубрики и отвечают на поставленные вопросы с.13 Выполняют задания 2, 3 рабочей тетради под редакцией Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотенкова. Участвуют в обсуждении стихотворения, рассуждают, отвечают на вопросы точки зрения общепринятых норм и ценностей регулятивная: учащиеся научатся в своей деятельности использовать учебник. личностная: научиться осознанно оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивная: ориентируются в рабочей тетради, учебнике ; познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритм деятельности

8 Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно в геройской биографии пятно. В. Д. Берестов 7. Этап обобщения и систематизации знаний Обобщаем и систематизируем знания учащихся Фронтальный опрос: - Дайте определение кто такой «человек»? -Чем человек отличается от других живых существ? - Каковы ценности человеческой жизни? - Что такое «ценность»? - Как вы понимаете слова писателей? Какая ответственность лежит на человеке? - Сделайте вывод, зачем человек рождается? Внимательно слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, что человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно. Личностная: понимают значение знаний для человека и принимают его; Познавательная: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний, систематизировать, обобщать их. Предметные: объясняют смысл понятий человек, ценности человеческой жизни. 8. Рефлексия Наш урок заканчивается, вы довольны своей работой на уроке? Ребята, а такие качества как ответственность, человечность, умение прийти на помощь в трудную минуту, актуальны в современной жизни? Вы сегодня хорошо потрудились на уроке и сейчас мы подведем итоги, выставив оценки за работу, но вы должны знать, что за один урок невозможно ответить на все вопросы и мы продолжим наш разговор на следующем уроке. 9. Информация о домашнем задании Конкретизирует домашнее задание 1 стр читать Внимательно слушают, отвечают на вопросы, дают анализ своей деятельности на уроке Записывают в дневники Личностная: проводят самооценку и анализ собственной деятельности

9 Приложение 1 Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черты различия. 1) способность к творчеству; 3) наличие органов чувств; 2) потребность в отдыхе; 4) сознательное выдвижение целей. Черты сходства Черты различия Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие- только человеку, третьи и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы. 1) словесная речь; 6) зимняя спячка; 2) сезонная линька; 7) прямохождение; 3) способность строить жилище; 8) потребность в общении; 4) обучение потомства; 9) умение фантазировать; 5) потребность в пище; 10) густая шерсть. Свойства, присущие только животным Свойства, присущие только человеку Свойства, присущие и человеку, и животным

10 Приложение 2 Задание 1. (для 1-й группы) Закончите выражения: - Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно, воспитываться в обществе, чтобы. - Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно, общаться с ровесниками для того, чтобы. Задание 1. (для 2-й группы) Закончите выражения: - Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно, общаться со взрослыми для того, чтобы. - Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно, ставить цель и заниматься разнообразной Деятельностью, чтобы.

docplayer.ru

разработка урока обществознания в 5 классе по теме Загадка человека учебник Боголюбова Л.Н

Разработка урока по обществознанию в 5 классе Автор: Учитель МКОУ «Высоковская СОШ» Новодугинского района Смоленской области Степанова Татьяна Владимировна Тема урока: Загадка человека Тип урока: Урок «открытия нового знания» Технологии: Здоровьесбережения, проблемного диалога, мультимедиа-технология Решаемые проблемы: Чем человек отличается от животного? Что такое наследственность? В чём загадка человека? Какова роль человека в природе? Виды деятельности: проблемный диалог, выдвижение гипотез, коллективная работа с учебником, схемой, работа с рабочей тетрадью Планируемые результаты: Предметные: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности человека, как биосоциального существа, изучать и сопоставлять и систематизировать информацию, понимать значение и роль человека в природе. Метапредметные УУД: Коммуникативные: осуществлять учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искатьи выделять необходимую информацию Познавательные Осуществлять поиск информации, анализировать, среавнивать , классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям Личностные УУД Формировать мотивы и направленность обучающихся на активное участие в жизни общества и деятельность на благо природы. Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедиапрезентация Учебник: «Обществознание 5класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова Рабочая тетрадь Хотеенкова. Л.Ф. Иванова, Я.В. Москва «Просвещение» 2014г. Описание хода урока I.Актуализация Учитель: Изучение, какого нового предмета мы начали в 5 классе? Учащиеся: Обществознание Учитель: Что изучает предмет обществознание? Учащиеся: Человеческое общество Учитель: Что т

schoolfiles.net

Открытый урок по обществознанию в 5 классе по теме "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА"

ФИО учителя

Гаврилова М.Л.

Тема «открытого» урока

ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА

Дата урока

5.09.2013

Класс

5 «А»

Тип урока

Урок открытие нового знания

Цель урока

Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, о его наследственных признаках, об отличии человека от животного

Образовательныересурсы

•Домашен, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

•Презентация «Человек родился» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :www.proshkolu.ru/user/gavrilovaml /file/586150

План урока

1.Введение в предмет.

2.Зачем человек рождается?

3.Что такое наследственность.

4.Наследственность - биологическая сущность всех людей.

5.Можно ли влиять на наследственность

Личностно значимая проблема

Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?»

Образовательные технологии

ИКТ технология, здоровьесберигающие технологии, ТРКМЧП (технология развития критического мышления средствами чтения и письма)

Методы и формы обучения

Методы:наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы:индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Человек, личность, отличительные признаки

Планируемые результаты

Предметные

МетапредметныеУУД

ЛичностныеУУД

Научатся:называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные:допускают возможность существования у людейразличных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные:определяют цели и личностно значимую проблему уро­ка; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

I. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные:стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

www.prodlenka.org

Презентация по обществознанию 5 класс на тему Загадка человека"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Загадка человека ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс

2 слайд Описание слайда:

Цель урока: Цели для учителя

3 слайд Описание слайда:

Актуализация знаний Что такое ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ? ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Актуализация знаний

4 слайд Описание слайда:

Какие знания нам дает обществознание Знания о человеке знания об обществе Знания о взаимоотношениях с государством Знания о взаимоотношениях с другими людьми, обществом Знания о взаимоотношениях с природой Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание

5 слайд Описание слайда:

Эпиграф урока: «Только тогда станешь человеком,  Когда научишься видеть человека в другом». (А. Н. Радищев) Мотивация урока

6 слайд Описание слайда:

Мотивация урока Попробуйте дать ответ на вопрос «Что такое человек?» Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.

7 слайд Описание слайда:

Мотивация урока Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Вызов - Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Выбор целей урока. Обсуждение.

8 слайд Описание слайда:

Учебная цель урока Офрмление наиболее удачных целей урока.

9 слайд Описание слайда:

Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ» Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо. ? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?     ? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных? Выполнение задания в паре. Обсуждение.

10 слайд Описание слайда:

Имеет хорошо развитый головной мозг Способен к прямохож-дению Чем человек отличается от других живых существ Способен к творчеству Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к действиям по плану Обладает фантазией Осознаёт самого себя На доске появляется готовый кластер /примерный/

11 слайд Описание слайда:

Заполни пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению по плану головной мозг орудия труда Обобщение знаний

12 слайд Описание слайда:

Зачем человек рождается? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Учитель подводит школьников к дискуссии Зачем человек рождается?

13 слайд Описание слайда:

Появление человека на Земле

14 слайд Описание слайда:

Этапы становления человека Биологический (от греческого bios — жизнь, logos — учение) — природный; связанный с живой природой Социальный (от латинского socialis) — общественный; связанный с обществом.

15 слайд Описание слайда:

Социальное и биологическое в человеке Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём. Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

16 слайд Описание слайда:

Человек

17 слайд Описание слайда:

Социальное и биологическое в человеке

18 слайд Описание слайда:

Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.

19 слайд Описание слайда:

Зачем человек рождается? Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.

20 слайд Описание слайда:

Зачем человек рождается В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

21 слайд Описание слайда:

Вопрос: Зачем человек рождается? Работа над проблемой

22 слайд Описание слайда:

Работа с карточками: Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти  и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________ Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.

23 слайд Описание слайда:

Работа с карточками: Задание 2. Закончите предложение. Ребенок родился. Чтобы ему расти  и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________

24 слайд Описание слайда:

Страница 11 РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.

25 слайд Описание слайда:

Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…» Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно – В геройской биографии пятно. Обсудите стихотворение в паре и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно».  Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему? Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.

26 слайд Описание слайда:

Важнейшие ценности для человека ? Ценности – признанные в обществе или большей его частью представления о том, к каким целям должен стремиться человек

27 слайд Описание слайда:

Важнейшие ценности для человека ? Составить дома кластер «Ценности для человека» ЦЕННОСТИ

28 слайд Описание слайда:

Закрепляем знания Воспитываться с рождения среди людей, чтобы … Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы… Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался? Закрепление знаний

29 слайд Описание слайда:

Зачем человек рождается? в, даже, детстве, имеет, не, неправедных, поступков, права, совершать, человек. Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков. Александр Блок Что сказал поэт? Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.

30 слайд Описание слайда:

Что такое наследственность Уч-к, стр.11-13 Сформулируйте определение наследственности. В чем проявляется наследственность у животных? В чем проявляется биологическая сущность человека? Можно ли говорить, что ребенок рождается как «чистый лист»?

31 слайд Описание слайда:

Наследственность – это получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).

32 слайд Описание слайда:

Наследственность у животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определенных действиях (поведении), уже имеющихся при рождении Например: Различать врагов Охотиться Защищаться Строить жилища Запасать на зиму корм Впадать в спячку Ухаживать за потомством и мн. др.

33 слайд Описание слайда:

Наследственность – биологическая сущность человека Инстинкты (пить, есть, спать, передвигаться…) Способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить… Внешние черты (цвет волос, глаз, голос…) Внутренние характеристики (темперамент, эмоции, склонности к какому-либо делу…) Человек – существо биологическое, а значит, часть природы

34 слайд Описание слайда:

Можно ли влиять на наследственность? Уч-к, стр. 13-14

35 слайд Описание слайда:

Проверь себя Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек? Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо. Известны ли тебе случаи, когда человеческого детеныша воспитывали звери? Что из этого получилось? Можно ли влиять на наследственность? Домашнее задание: §1, РТ 1/4,7,9

36 слайд Описание слайда:

Источники: Вешникова Е. В., Методическая разработка урока обществознания, 5 класс. http://kladraz.ru/blogs/elena-valerevna-veshnikova/konspekt-uroka-obschestvoznanija.html Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс: программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Волгоград: Учитель, 2015.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-405489

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок обществознания в 5 классе по теме: «Загадка человека».

Урок обществознания в 5 классе по теме: «Загадка человека».

Цель: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

  • Как вы поняли смысл этой легенды?

  • Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

  • Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

  1. Чем человек отличается от животных.

  2. Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

  1. Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

  2. человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

Задавание домашнего задания.

Прочитать § 1 до стр.12, ответить на вопрос 1,страница 14.

multiurok.ru