Урок информатики в 9 классе "Интернет". Уроки информатики 9 класс
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | |
1. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. (презентация+самостоятельная работа по решению задач) | |
2. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. (презентация) | |
3. Растровая и векторная графика (презентация) | |
4. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах (практическая работа в Paint) | |
5. Инструменты рисования растровых графических редакторов (практическая работа в Paint) | |
6. Работа с объектами в векторных графических редакторах (практическая работа в Word) | |
7. Редактирование изображений и рисунков. (презентация+опорный конспект+практическая работа) | |
8. Растровая и векторная анимация.(файлы для практической работы по Gimp и Flash из учебника) | |
9. Компьютерные презентации. Анимация в презентациях (примеры презентации с анимацией и интерактивной презентации) | |
10-11. Кодирование и обработка звуковой информации (презентация + самостоятельная работа по решению задач) | |
12. Цифровое фото. Слайд-шоу. (пример презентации- слайд шоу со звуком) | |
13. Редактирование цифрового видео. | |
14. Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная работа | |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации | |
1. Кодирование текстовой информации (презентация+задачи) | |
2. Создание документов в текстовых редакторах (практическая работа по набору текста) | |
3. Ввод и редактирование документа (практическая работа по набору и оформлению текста) | |
4. Сохранение и печать документов. Различные форматы текста.(презентация + задания из ГИА по текстовому редактору+практическая работа по набору длинных текстов) | |
5. Форматирование символов и абзацев.(практическая работа) | |
6. Нумерованные и маркированные списки (практическая работа) | |
7. Таблицы и формулы (практическая работа) | |
8. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов (практическая работа + задания из ГИА) | |
9. Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практ. раб.. | |
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации | |
1. Представление числовой информации с помощью систем счисления.(презентация+задачи+самостоятельная работа) | |
2. Арифметические операции в позиционных системах счисления. (задачи+самостоятельная работа) | |
3. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. (практическая работа+самостоятельная работа) | |
4. Создание и редактирование электронных таблиц (задачи+практическая работа) | |
5. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. (практическая работа+задачи) | |
6. Встроенные функции (практическая работа+задачи) | |
7. Логические функции (файл для лекции+практическая работа+задачи) | |
8. Построение диаграмм и графиков (файл для лекции+практическая работа) | |
9. Представление базы данных в виде таблицы и формы (практическая работа) | |
10. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах (практическая работа) | |
11. Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практ. раб.. | |
Глава 5. Алгоритмизация | |
1. Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители (презентация) | |
2. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером (презентация) | |
3. Линейный алгоритм. (Задачи + самостоятельная работа) | |
4. Алгоритмическая структура «ветвление» (презентация+задачи) | |
5. Алгоритмическая структура «выбор». Вложенное ветвление (презентация+задачи+самостоятельная работа) | |
6. Алгоритмическая структура «цикл» (презентация+задачи+самостоятельная работа) | |
7. Исполнитель Черепаха (презентация +практическая работа) | |
8. Составление программ для Исполнителя Черепаха (самостоятельная работа+практическая работа) | |
9. Исполнитель Чертежник (Презентация+практическая работа) | |
10. Циклы, вспомогательные алгоритмы и циклы с параметром для Чертежника (презентация+задачи+практическая работа) | |
11. Исполнитель Робот. Линейные алгоритмы. Цикл «N РАЗ» (презентация + практическая работа) | |
12. Исполнитель Робот. Цикл «Пока» (презентация + практическая работа + практические задания на Робот из ГИА) | |
13. Исполнитель Робот. Вложенные циклы (презентация + практическая работа) | |
14. Исполнитель Робот. «Ветвления» (презентация + практическая работа) | |
15. Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практ. раб | |
Глава 6. Основы программирования. Для изучения данной темы можно частично использовать созданное мною электронное учебное пособие для 10 класса с теоретическим материалом, практической работой и лабораторными работами (оно выложено на сайтах Педсовет pedsovet.ru, и Сеть творческих учителей it-n.ru) Скачать электронное пособие "Программирование на языке Pascal". | |
1. Общие сведения о языке программирования Паскаль | |
2. Организация ввода и вывода данных | |
3. Программирование линейных алгоритмов | |
4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. | |
5. Составной условный оператор. | |
6. Программирование циклов с условием. | |
7. Программирование циклов с параметром. | |
8. Одномерные массивы целых чисел. | |
9. Простые задачи на массивы | |
10. Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практ. раб | |
Глава "Моделирование" Практическая работа по моделированию ситуаций в электронных таблицах "Сберкасса". Скачать |
Уроки информатики и ИКТ - Информатика 9 класс
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ - 9» для общеобразовательных учреждений
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы : методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – с.11 – 340, 413 – 427, 464 – 505.
- Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- Информатика и ИКТ. 8 – 11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, стр. 33 – 42;
- Электронное приложение Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович.– М.:БИНОМ, 2010.г.
- Электронное приложение Windows-CD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей / Н.Д.Угринович.– М.:БИНОМ, 2010.г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, изучаемых в 9 классе, дает поурочное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание, представленное в виде тематического поурочного планирования; требования к уровню подготовки выпускников 9 классаИзучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане школыСогласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа разработана на 70 учебных часов.Приоритетными для данного учебного предмета в 9 классе являются следующие общеучебные умения, навыки и способы деятельности: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; владение умениями совместной деятельности.При изучении предмета используются следующие формы контроля:Практические работы, служащие для формирования и контроля уровня сформированности практических умений и навыков. В связи с выделением на изучение предмета часов, не более, чем указано в Федеральном БУП, часть практических работ выполняется во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Все практические работы оцениваются у тех учащихся, кто сдал эту практическую работу. Учащемуся нужно сдать не менее 70% практических работ в теме.Практикумы (зачетные практические работы), служащие для контроля уровня сформированности практических умений и навыков по изучаемой теме, рассчитаны на выполнение в течение урока, оцениваются у всех учащихся.Все практические работы и практикумы выполняются на компьютере.Контрольные тесты, служащие для проверки теоретических знаний по изучаемой теме, рассчитаны на выполнение в течение урока, оцениваются у всех учащихся.В рабочей программе запланировано:Практических работ – 32Практикумов (зачетных практических работ) – 4Тестов – 6.Практические работы опубликованы в учебнике, в главе «Компьютерный практикум». Практикумы и тесты прилагаются к рабочей программе
Рабочая программа составлена на 70 учебных часов, по два часа в неделю.
informatika-dts.ucoz.ru
Урок информатики в 9 классе "Интернет"
Методическая разработка урока информатики в 9 классе
с использованием Сингапурской методики обучения.
Учитель: Гатауллина Э.Р.
Класс: 9 В
Тема: «Представление чисел в памяти компьютера»
Цель: знакомство с представлением чисел в памяти компьютера.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать представление у учащихся о форме записи чисел в памяти компьютера; повторить основные понятия, связанные со системами счисления; повторить перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая – развивать алгоритмическое мышление, познавательный интерес; умение выделять главное; расширить кругозор и творческий потенциал учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Наглядность и оборудование:
компьютеры
конспект
презентация
раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент (приветствие; отметить отсутствующих).
Мотивация урока.
Главное- видеть цель,
а дорога к ней всегда найдется.
- Ребята, сегодня перед нами стоит серьезная цель, получить новые знания и научиться применять их на практике. Но для начала давайте немножко разомнемся.
Актуализация знаний.
Актуализация знаний проходит в виде фронтального опроса и сингапурской структуры обучения «ФО БОКС СИНЕКТИКС», «СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ», «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН».
Для фронтального опроса:
Вопросы:
Что такое системы счисления?
Что такое основание системы счисления?
Назовите распространенные системы счисления.
Какой имеет алфавит и основание двоичная система счисления? Восьмеричная? Шестнадцатеричная?
Какой имеет алфавит и основание десятичная система счисления?
Сформулируйте правило сложения двоичных чисел.
Сформулируйте правило вычитания двоичных чисел.
Сингапурская структура обучения «ФО БОКС СИНЕКТИКС», «СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ»:
В центре листка пишем понятие «Позиционная система счисления».
Запишите под каждым рисунком ответ на вопрос: почему или чем система счисления похожа на ваш рисунок?
Затем ученики обсуждают свои работы, используя структуру «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН».
- Поблагодарите своего партнера по плечу.
- Спасибо всем за плодотворную работу. Теперь приступим к изучению нового материала.
Изучение нового материала.
Любая информация в памяти компьютера представляется с помощью нулей и единиц, то есть с помощью двоичной системы счисления. Первоначально компьютеры могли работать только с числами. Теперь это числа, тексты, графические объекты, видеоинформация.
Работа с данными любого типа сводится к обработке двоичных чисел, т.е. чисел, которые записываются с помощью двух цифр – 0 и 1.
В компьютере различаются два типа числовых величин: целые числа и вещественные числа. Также различают способы представления чисел в памяти компьютера:
форма с фиксированной точкой (применяется к целым числам)
форма с плавающей точкой (применяется к вещественным числам).
Память компьютера, в которой хранится информация состоит из ячеек. Минимальный размер ячейки, где может храниться наша информация – 1 байт или 8 бит.
Давайте попробуем представить число 2810 в так называемом восьмиразрядном формате. Для этого переведем данное число в двоичную систему счисления.
2810=111002
А теперь запишем это число в восьми разрядную сетку ячейки. Запись в ячейку мы начинаем с конца, то есть последнюю цифру нашего числа мы записываем в последний разряд ячейки, потом предпоследнюю цифру в предпоследний разряд ячейки и так далее, пока не закончится наше число.
Мы с вами видим при записи это числа у нас возникли проблема в том, что наше полученное число состоит из четырех цифр, а нам надо записать восьмиразрядное число, пустые разряды мы заполняем нулями.
Для представлении со знаком самый старший (левый) бит отводиться под знак числа, остальные разряды – под само число. Если число положительное, то в знаковый разряд помещается 0, если отрицательное – 1.
Также максимальное целое положительное число помещающееся в восьмиразрядную сетку равно 127.
Мы рассмотрели как представляются целые положительные числа, теперь давайте рассмотрим как представляются целые отрицательные числа.
Для представления целых отрицательных чисел используется дополнительный код.
Для того чтобы получить дополнительный код, нужно знать следующий алгоритм:
записать внутреннее представление соответствующего ему положительного числа
записать обратный код полученного числа заменой во всех разрядах 0 на 1, 1 на 0 (инвертировать код).
к полученному коду справа прибавить 1.
Пример:
Определим внутреннее представление числа -1710 в восьмиразрядной сетки.
Запишем внутреннее представление числа 1710 – 00010001
Запишем обратный код – 11101110
К полученному числу прибавим 1 – 11101111
111011112 это и есть представление отрицательного числа -1710
Мы с вами научились записывать числа в восьмиразрядную сетку, но бывают и 16-разрядной сетки и 32-разрядной сетки.
В восьмиразрядной сетке можно получить числа диапазоном -127≤X≤127.
В 16-рядной сетке можно получить числа диапазоном -32768≤X≤32768
В 32-разрядной сетке можно получить числа диапазоном -2147483648≤X≤2147483647
Итак, мы рассмотрели представление числа в форме с фиксированной точкой.
Теперь разберем представление числа в форме с плавающей запятой, которое используется для представления вещественных чисел.
В математике вещественные числа называются действительными числами.
Давайте вспомним из курса математики, а что относится к вещественным числам? (целые и дробные числа).
Всякое вещественное число X записывается в виде произведения мантиссы m и основания системы счисления p в некоторой целой степени n, которую называют порядком.
X=m*pn
Пример.
Число 23, 632 можно записать как 0,23632*102.
Здесь мантиссой будет – 0,23632, а степенью – 2.
Порядок указывает, на какое количество позиций и в каком направлении должна сместиться десятичная запятая в мантиссе.
Чаще всего для хранения вещественных чисел в памяти компьютера используется 32-разрядная сетка или 64-разрядная сетка. В первом случае это будет представление с обычной точностью, во - втором случае - представление с удвоенной точностью. В ячейке хранятся два числа в двоичной системе счисления: мантисса и порядок.
5.Физкультминутка.
А теперь немного разомнемся. Но не просто подвигаемся под музыку, а решим примеры на перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную. Использовать мы будем сингапурскую структуру обучения «МИКС-ФРИЗ-ГРУП». Встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья и двигаемся под музыку!
Вопросы:
- Встаньте в группы по столько человек, чему равно число 1012 в десятичной СС (5).
- Встаньте в группы по столько человек, чему равно число 1112 в десятичной СС (7).
- Встаньте в группы по столько человек, сколько единиц в двоичной записи числа 25 (3).
6.Закрепление
Используем обучающие структуры «ДЖОТ ТОТС», «ТИК-ТЭК-ТОУ», «СИНГЛ РАУНД РОБИН».
Каждый ученик записывает на листочках 4 двухзначных числа (2 положительных и 2 отрицательных)
Громко проговаривают число и кладут листочек в центр стола лицевой стороной вверх.
Ученик № 2 смешивает все листочки, выбирает 9 из них и раскладывает в виде квадрата 9х9.
Каждый ученик выписывает себе любые 3 числа по вертикали, горизонтали или диагонали и представляет каждое число для записи в памяти компьютера.
Учащиеся проговаривают полученные ответы по кругу один раз.
7.Домашнее задание.
Параграф 17,
Представить число 45510 для записи числа в памяти компьютера .
Представить число -18710 для записи числа в памяти компьютера.
8.Итог урока.
1) - Сегодня на уроке мы с вами узнали, как представляются числа в компьютере.
А также вспомнили основные понятия, связанные с системами счисления и повторили перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.
Теперь я попрошу вас написать свои впечатления об уроке на стикерах и приклеить их к «парковке».
2) Выставление учащимся оценок.
kopilkaurokov.ru