Открытое итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе « Математический праздник». Задания по фэмп в старшей группе


Задачи по ФЭМП в старшей группе - математика - Развитие детей от 5 до 7 лет - Статьи о развитии и воспитании детей

Задачи ФЭМП в старшей группе

Первая задача педагогов – не превращать математику в нудный урок. Необходимо использовать игровую форму в соответствии с возрастом.

Если ребёнок собирается скоро идти в первый класс, воспитатели и родители должны поставить такие задачи:

  1. Упражняться в количестве. К окончанию старшей группы малыш должен уметь:
  • Различать предметы по множеству.
  • Прибавление и отнимание на 1 единицу в пределах порядкового счёта 10.
  • Решать несложные задачки.
  • Знать порядковый счёт до 10 и обратно. Знакомиться со счётом до 20.
  • Счёт знать не только устно, но и письменно. Дошкольник должен знать, как выглядят цифры, называются.
  • В шестилетнем возрасте можно знакомить с копейками, рублями.
  • Тогда, когда решаются задачи, нужно уметь пользоваться знаками: "+", "-", "=".

  1. Величина и части от целого. Дошкольники должны знать:
  • Продолжают учить и закреплять деление предметов на равные части в пределах 10.
  • Обучение, что такое половина, целая часть, две восьмых или две четвёртых.
  • Закрепление и обучение: длина, ширина, высота, вес (с помощью чего можно измерять и что?).
  1. Форма. Знания детей перед школой:
  • Закреплять геометрические фигуры.
  • Закреплять элементы геометрических фигур (стороны, углы).
  • Формировать представление о фигуре многоугольник. Показать пример на прямоугольнике или квадрате (прямая линия, отрезок).
  • Дети должны распознавать фигуры независимо от того, как они расположены.
  • Педагогу необходимо научить моделировать фигуры так, чтобы из треугольника получился многоугольник или из квадратиков прямоугольники.

  1. Ориентирование в пространстве.
  • Дети в первую очередь должны уметь ориентироваться в пространстве на бумаге или доске.
  • Должны расставлять предметы в нужном направлении (вправо, влево, сзади, спереди, в левом или в правом углах, перед, над, за и т. д).
  • Задача преподавателей научит детей к шестилетнему возрасту хорошо ориентироваться на улице, правильно переходить дорогу, соблюдать меры предосторожности.
  1. Ориентирование во времени:
  • Закреплять знания: утро, обед, сонный час, полдник, ужин.
  • Выучить и закрепить знания о днях недели, времени года (как проходит, что зачем идёт).
  • Учить правильно распределять своё время, чтобы вовремя лечь спать, проснуться, позавтракать и т. д.
  • Выучить время по часам.

Вышеперечисленное ребёнок будет знать только тогда, когда этому уделять много времени, начиная примерно с трёхлетнего возраста. В следующих статьях мы рассмотрим перспективный и календарный планы по кварталам.

 

nashimalishi.ucoz.com

Открытое итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе « Математический праздник».

МБДОУ детский сад №1 с. Городня

Открытое итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе « Математический праздник».

Подготовила: Ткач Е.В.

2016г.

Цель:

• Закрепление математических знаний и умений посредством игры.

• закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на занятиях по ФЭМП;

• совершенствование умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

• активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях по ФЭМП.

Предварительная работа: повторение: задач-шуток, загадок математического содержания, решение задач на сложение и вычитание, упражнение на развитие ориентировки, на развитие зрительного внимания, с геометрическими фигурами на анализ и синтез

Материал и оборудование: фишки зеленого и красного цвета, магниты, карточки с цифрами от 1 до 10 (по количеству детей, раздаточный материал, карточки с знаками равенства, 2 плаката «сравни числа», 2 плаката «найди ошибку»,2 плаката с геометрическими фигурами, медали, поощрительные призы (сладости).

Орг. момент

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы?

Игра с мячом.

- Какое сейчас время года?

- Перечисли все зимние месяцы?

- Сейчас утро или вечер?

- Какие еще части суток вы знаете?

- Сегодня среда, а завтра?

- Назови дни недели, начиная с понедельника.

- Какой твой любимый день недели? Который он по счету?

- Кто стоит справа от тебя?

- Кто стоит слева?

- Молодцы, много вы уже знаете!

Воспитатель: -Тихонечко проходите и садитесь на свои места.

Основная часть.

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие, занятие – соревнование. Будут звучать загадки, задачки, интересные задания. А вы станете их отгадывать. Тот, кто выполнит задание , получит фишку. Старайтесь не мешать друг, другу. В конце занятия – соревнования, мы подсчитаем, сколько у вас фишек, чтобы порадоваться, что вы такие умные, находчивые, сообразительные. Условия игры всем понятны?

Дети: Понятны.

Воспитатель: Вопросы есть?

Дети: Нет. (Если есть вопросы, разъяснить условия игры еще раз.)

Воспитатель: Слушаем внимательно загадки, потому что после будут вопросы, на которые вы должны будете ответить.

1тур «Хитрые загадки»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

1. Какие числа встречаются в этой загадке? (5,1)

2. Сколько пальчиков в варежке живет отдельно от большого(1)

3. Сколько варежек ты берешь собой на прогулку? (2)

Кто, ворочая усами,

Раскомандовался нами?

Можно есть! Пора гулять!

Умываться и в кровать! (Часы)

1. Зачем нужны часы? (чтобы знать время)

2. Сколько чисел нарисовано на часах? (12)

3. Могут часы показать день недели? (нет)

Братья в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

1. Может поезд ехать по трамвайным путям? (нет)

2. Сколько вагонов в поезде, если их на 2 больше чем 5? (7)

3. В поезде три вагона, пассажир едет не в первом и не в последнем вагоне. В каком вагоне едет пассажир (во 2)

2 тур «Найди ошибку».

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет найти ошибку и исправить ее (перед детьми поднос с недостающими картинками они вставляют их в прорези, либо убирают лишнюю картинку).

6

5

4

8

9

3

10

3тур «Выложи узор»

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно и выполняйте задание.

1. Положите желтый круг в левый верхний угол.

2. Положите желтый квадрат в левый нижний угол.

3. Положите красный треугольник по центру.

4. Положите зеленый круг в правый нижний угол.

5. Положите красный квадрат в правый верхний угол.

1. Положите желтый квадрат в правый верхний угол.

2. Положите красный треугольник в левый верхний угол.

3. Положите зеленый круг по центру.

4. Положите желтый круг в правый нижний угол.

5.Положи красный квадрат в левый нижний угол.

Физкультминутка. "У жирафов"

4тур «Измени количество».

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет увеличить и уменьшить числа. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного измерения и к концу игры пришел с правильным результатом – количеством игрушек.

1. Отсчитайте 6предметов. Задание: увеличьте это количество на1,увеличьте еще раз на 1;увеличьте опять количество на1;уменьшите количествона1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат(8)

2. Отсчитайте 5 предметов. Задание: увеличьте это количество на1,увеличьте это количество на2, уменьшите количествона1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат? (7)

3. Отсчитай 7 предметов. Задание: увеличьте это количество на1,увеличьте еще раз на 1,уменьшите количествона1, еще раз уменьшите на1,уменьшите на2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат(5)

4. Отсчитайте 4предметов. Задание: увеличьте это количество на1,увеличьте еще раз на 1,уменьшите количествона1,уменьшите на2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат(3)

5тур «Сравни числа».

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет поставить знаки. (сравнение чисел)

0 1

9 8

2 4

10 10

7 6

5 8

3 1

3 3

4 6

1 2

5 5

8 7

6тур «Чего сколько?»

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет внимательно рассмотреть фигуры и ответить на мои вопросы:

Перед детьми плакат с фигурами: 4 круга (красный, желтый, зеленый, синий; 2 – одного размера); 3треугольника (одного цвета, но разного размера); 4 квадрата( 3-красного и 1- желтого цветов; 3 – одинакового размера); 4 прямоугольника(2 – зеленого цвета и разного размера, 2- синего цвета).

1. Сколько красных фигур? Среди красных фигур сколько фигур одинаковой формы?

2. Сколько синих фигур? Все ли сини фигуры одинаковой формы?

3. Сколько треугольников? Чем они отличаются друг от друга? Чем похожи между собой?

4. Сколько кругов? Сколько кругов одинакового размера? Чем отличаются остальные круги?

5. Сколько прямоугольников? Среди прямоугольников сколько одинакового цвета?

Заключительная часть.

Воспитатель: Соревнование закончено. Все загадки отгаданы, задания выполнены, но весь год мы старались и в повседневной жизни, на занятиях по математике. Наступает самый ответственный момент. Давайте заглянем в нашу математическую копилку и посмотрим, сколько, кто набрал фишек. Подведение итогов. Награждение.

infourok.ru

конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе

Щеканова Елена АлександровнаСяйлева Светлана ПетровнаМартышкина Галина Ивановна

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Щеканова Е.А., Сяйлева С.П., Мартышкина Г.И. Приключения в стране математики: конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 07.10.2018).

Заказ № 87596

ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье (квадрат с фигурами, образцы)

Цель: выявить знания детей по математике.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
  • Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Интерактивные технологии:

-«Корзина идей» - высказать предположения на чем добираться в математическое королевство;

-«Работа в парах» - собрать изображение животного по схеме (игра «Танграмм»;

-«Карусель» - ответы детей при анализе занятия (что было легко, а что трудно).

Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с загадками на каждом лепестке.

Раздаточный материал: амулеты каждому ребенку для деления на команды (круги и квадраты), набор цифр на команду детей, числовые домики на каждого ребенка, игра «Танграмм» - набор на пару (6 наборов и 6 схем), простые карандаши, круги разного цвета на каждого ребенка, клей для аппликации, лист А3.

Ход НОД:

Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

Дидактическая игра “Определи свое место”

- Саша, кто находится справа от тебя?

- Денис, а кто находится слева от тебя?

- Илья, встань впереди меня.

- Алина, встань между мной и Ильей.

- Ева, встань слева от Алины.

- Никита, встань между Евой и Алиной.

- Молодцы.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы № 12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

«Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».

Ребята, мы поможем жителям страны математики?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

- Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре-самолете.

- Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три - в математической стране очутись!

- Мы попали с вами в страну математики.

- Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)

- Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?

(круг – не имеет углов).

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Итак, 1-ое задание:

«Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить»

Но для того, чтоб выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. У меня есть защитные амулеты, которые помогут нам справиться с заданиями, прикрепите их себе.

Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответ детей: Выстроить числовой ряд.

- Ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд.

Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

- Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?

Ответ детей: Восемь.

- Все согласны?

- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

- Назовите число, которое больше числа 5 на 1.

- Назовите число, которое больше числа 7 на 1.

- А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

Отправляемся дальше.

2-ое задание:

Воспитатель: Мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите с цветком что-то случилось? Какой он?

Ответ детей: Серый, бесцветный, тусклый.

Воспитатель: Какое у него настроение?

Ответ детей: Грустное, плаксивое.

Воспитатель: Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого волшебника- отгадать его загадки. Тот, кто отгадает - тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает:

-Сколько солнышек на небе? (1)

-Сколько лапок у кота? (2)

-Сколько спинок у трёх свинок? (3)

-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

- Сколько пальцев на одной руке? (5)

-Пять щенят + мам Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)

-У маленькой Светы четыре конфеты.

Еще дала три Алла, сколько всего стало? (7)

Молодцы! Быстро всё разгадали!

3-е задание:

А сейчас, ребята, нас ждет физ.минутка!!! Будьте внимательны!!!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

4-ое задание:

Воспитатель: Итак, отправляемся дальше в путь. Дальше у нас волшебный лес и двигаться в нем надо змейкой. Вставайте, строго друг за другом. Вот мы с вами и добрались. Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел напакостить. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме. Работать надо в парах кто с кем хочет. (Дети делятся на пары и выполняют задание).

Воспитатель: Разделитесь по командам – помогут вам ваши амулеты: круги –одна команда, квадраты – другая. (Дети собирают изображения животных по схемам). Молодцы, справились с задание. Вот и звери все ожили. Отправляемся дальше.

5-ое задание:

Воспитатель: Ребята, а здесь нас ждет игра, но не простая Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку;

- нельзя умываться по утрам;

- днем ярко светит луна;

- утром дети идут в детский сад;

- ночью люди обедают;

- вечером вся семья собирается дома;

- в неделе 7 дней;

- за понедельником следует среда;

- после субботы идет воскресение;

- перед пятницей стоит четверг;

- всего 5 времен года;

- весна наступает после лета.

Молодцы, вы были внимательными!

6-ое задание:

Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.

Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцов можно поселить в доме - вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

7-ое задание:

Воспитатель: Злой волшебник заколдовал жителей страны математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ (половина) А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼( четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!!!

А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

 Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)

Воспитатель: Вот Мы и в детском саду.

 

Мы в королевстве побывали,

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!

kssovushka.ru