Методические разработки по чтению для 1 класса «Гласный звук [о], буквы О, о.» (закрепление). Закрепление буква о 1 класс
Урок 17. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [о], БУКВА Оо (закрепление) | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 17. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [о], БУКВА Оо (закрепление)
30.04.2013 12919 0Урок 17. гласный звук [о], БУКВА Оо(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласных звуке [о], букве Оо; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Как можно определить, что звук является гласным?
– А согласным?
– Если звук произносится без преград, поется, то каким является этот звук? (Гласным.)
– Из каких звуков состоит слияние? (Согласного и гласного.)
– Какой буквой обозначается звук [o]? (Буквой О.)
Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Оо.
1. Работа с «лентой букв» (с. 31).
Учитель. Так как буква О гласная, мы поместим ее в клеточку красного цвета.
2. Распознавание звука [o].
Работа по учебнику: с. 30.
Вопросы:
– Кто изображен в верхней части страницы? (Рыбы.)
– Назовите признаки рыб, по которым их можно отличить от других представителей животного мира.
– В названии каких рыб присутствует звук [o]? (Окунь, сом.)
– В названии какой рыбы звук [o] отсутствует? (Щука.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке.
Работа по учебнику: с. 30.
Вопросы:
– Назовите героев сказки. (Крокодил Гена, Чебурашка.)
– Что случилось у крокодила Гены? (Заболели зубы.)
– Как он охает? (О-о-о.)
– Что делает Чебурашка? (Чебурашка жалеет крокодила Гену.)
Анализ предложения:
Чебурашка жалеет крокодила Гену.
Схему, полоску за полоской, записывают на доске четыре ученика, одновременно произнося выделяемое слово.
Вопрос:
– Какой звук произносят при большом удивлении? (О-о-о!)
3. Слого-звуковой анализ слов аист, арбузы, окуни (по схемам на с. 30).
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 31.
Вопросы:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены на с. 31? («Маша и медведь».)
– О чем эта сказка?
▲ Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» учителем.
Маша и медведь
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
– Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
– Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Ма-шенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
– А если уйдёшь, – говорит, – всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
– Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
– Нет, – говорит медведь, – ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
– Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!
Машенька говорит:
– Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
– Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
– Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
– Ишь какая глазастая, – говорит медведь, – все видит!
Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
– Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
– Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
– Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит.
Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят – короб стоит.
– Что это в коробе? – говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
tak-to-ent.net
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова полка | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя | Учитель показывает картинкус изображением полки. – Что это? – Как вы узнали, что это полка? Хором произнесем первый слог. – Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный? – Почему? – Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]? – Определите ударный слог в слове полка. – Звук [о] на письме обозначается буквой О. Давайте найдем еена «ленте букв». На что похожа буква О? О похожа на кольцо, На окружность, на яйцо О – легка, проста, овальна, О запомним моментально! О – окно, огонь, обман, Озеро и океан, Остров, осень, одеяло… Слов на О совсем не мало! Т. Синицина | Рассматривают картинку. . Рассматривают схему слова, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы. – Гласный. – При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград. – При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. – Окунь. Высказывают свои предположения | По внешним признакам определяют объект. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный. Находят букву О на «ленте букв». Высказывают свои ассоциации (на что похожа буква О). Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о, моделируют букву о из проволоки | Фронтальный. Устные ответы. Осуществление слого-звукового анализа слова |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Закрепление темы "Звук [а], буквы А, а". 1-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности, учебных умений.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А,а;
- совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков;
- проводить звуковой анализ и строить модели слов.
Развивающие:
- развивать связанную и учебно-научную речь учащихся;
- развитие процессов синтеза и анализа;
- развитие памяти.
Воспитывающие:
- воспитание культуры речи;
- воспитывать толерантность по отношению друг к другу.
1. Орг. момент.
Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно!
2. Актуализация знаний.
- Начнём урок с блиц-опроса.
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?
- Из чего состоит предложение?
- На что делятся слова?
- Что мы знаем о звуках?
- На какие группы можно разделить звуки?
- Назовите признаки гласных звуков.
- Чем на письме обозначаются звуки?
- Что знаем о буквах?
3. Работа со звуком.
Посмотрите на слайд 1.
Назовите, что изображено. Глядя на эти картинки, подумайте, что у них общего? Сформулируйте тему нашего урока.
Тема: “Звук [а], буква А, а. Закрепление”. Слайд 2
- Давайте подумаем, какие цели мы можем перед собой поставить? Слайд 3
- Повторим ... (Звук и букву, которая его обозначает.)
- Научимся ... (Слышать звук.)
- Будем читать ... (Слоги, слова и предложения.)
Схема предложения. (На доске.)
- Что вы видите на доске?
- Что мы обозначаем уголком?
- А точкой?
- Сколько слов в предложении?
- Что вы заметили в этой схеме? (В этом предложении есть “маленькое” слово.)
- Чтобы узнать о ком пойдёт речь в предложении, мы отгадаем загадку.
Загадка.
Рыжая плутовкаСпряталась под ёлкой.Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. (Лиса.)
- Посмотрите на слайд 4 и составьте по картинке предложение.
Лиса спит в норе.
- Назовите 1 слово. (Лиса)
- Назовите 2 слово. (спит)
- Назовите 3 слово. (в)
- Назовите 4 слово. (норе)
- Давайте произнесем слово лиса.
- Какой звук вы слышите в конце слова?
- Какой это звук?
- Почему?
- Какой буквой обозначается звук [а]?
- Посмотрите на ленту букв. Вспомните, на каком месте стоит наша буква?
Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.
4. Физминутка.
Если слышите в слове звук [а], то хлопаете в ладоши, а если нет этого звука, то топните правой ногой.
Мышь, астра, волк, ель, барабан, дом, акула, аист.
5. Разбор слова.
- Проговорим слово.
- Сколько слогов в слове?
- Какой слог ударный?
- Назовите 1 слог. (ли)
- Сколько звуков вы слышите? (2)
- Что они образовали? (Слияние.)
- Какое слияние?
- Назовите 2 слог. (СА)
- Сколько звуков вы слышите? (2)
- Что они образовали? (Слияние.)
- Какое слияние?
- Какое слово получилось?
- Назовите мне слово, в котором звук [а] будет стоять в конце слова. (Роза, дома, нога, губа и т.д.)
Игра. Слова рассыпались.
Слайд 5.
6. Работа с текстом.
На доске.
Читаем:
МА | ЛИ - СА |
АН | ГУ - БА |
ЛА | РУ - КА |
АК | ПАРК |
ВА | БАНТ |
Работа по картинкам. Слайд 6.
- Где бежала лиса? По дороге.
- Что захотела лиса? Рыбы.
- Кого она увидела? Деда.
- Что сделала лиса? Растянулась на дороге.
- Зачем? Чтобы обмануть деда.
- Зачем дед взял лису? На воротник для своей жены.
- Привез дед рыбу домой? Нет.
- Почему? Лиса всю рыбу выкинула с саней.
- Кто встретился лисе на дороге? Волк.
- Что попросил волк у лисы? Рыбу.
- Сколько рыбы дала лиса волку? Нисколько.
- Что ответила лиса? Сам лови.
- Как волк ловил рыбу? Хвостом.
- Где ловил волк рыбу? В прорубе.
- Какие слова говорил волк? Ловись рыбка большая и маленькая.
- Сколько волк наловил рыбы?
- Почему волк не смог наловить рыбу?
- Как ловят рыбу?
- Что случилось с волком? Его побили, у него оторвался хвост.
- Почему оторвался хвост? Хвост заморозило.
- Что случилось с лисой? Она испачкалась тестом.
- Что лиса сказала волку? У меня мозг вытек.
- Правду сказала лиса? Нет. Обманула.
- Волк наказал лису? Нет.
- Как закончилась сказка? Волк пожалел лису и понес ее на спине.
- Какая лиса? Жадная и хитрая.
В жизни тоже бывают такие люди, такими быть нельзя.
Вывод.
Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку. Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки “Лиса и Волк”. В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках. Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!
7. Итог урока.
Слайд 7.
Ответы детей.
- Мы повторили звук [а] и букву, которая его обозначает.
- Мы учились слышать звук [а].
- Мы читали слоги, слова.
Слайд 8.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок 19. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [и], БУКВА Ии (закрепление) | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 19. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [и], БУКВА Ии (закрепление)
30.04.2013 10611 0Урок 19. гласный звук [и], БУКВА Ии(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласном звуке [и], букве Ии; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник; предметные картинки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.)
– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? ([и].)
– Какой буквой на письме обозначаем звук [и]? (Буквой Ии. Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Ии.)
■ Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).
Задание: найти и обвести в кружок встретившиеся буквы И.
Примечание. Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.
▲ Отгадывание загадки:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка.)
Введение понятия о многозначности слова.
Рассматривая предметные рисунки на с. 34 (вверху), дети убеждаются, что слово «иголки» можно употреблять по-разному: иголки для шитья, иголки-колючки у ёжика, иголки на ветке ёлки.
Физкультминутка
Упражнение в чтении.
На доске размещаются рисунки, на которых изображены шарф и шапка. Между рисунками напечатана буква И. После второго рисунка ставится точка.
Слово учителя. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку.
Дети читают: «Шарф и шапка».
Аналогичная работа проводится с другими предметными картинками. Например: Карандаш и ручка. Портфель и пенал.
Распознавание звука [и].
Работа по учебнику: с. 34.
Вопросы:
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Грабли, рубанок, клещи, пила.)
– Как назвать эти предметы одним словом? (Инструменты.)
– В названии каких инструментов есть звук [и]? (Грабли, клещи, пила.)
– В названии какого инструмента звук [и] отсутствует? (Рубанок.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 35.
Вопросы:
– Герои какой сказки изображены на рисунках? («Лиса и журавль».)
– О чем эта сказка?
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Лиса и журавль».
Лиса и журавль
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
– Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
– Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
– Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
tak-to-ent.net
Урок 23. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВА Уу (закрепление) | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 23. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВА Уу (закрепление)
30.04.2013 9879 0Урок 23. гласный звук [у], БУКВА Уу(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласном звуке [у], букве Уу; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
▲ Чтение стихотворения (напечатано на доске):
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат: уа,
Мы в лесу кричим: ау.
С буквы А – арбуз и аист.
(Мы запомнить постарались.)
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
Работа по учебнику: с. 42.
Вопрос:
– Когда кричат в лесу: ау? (Когда заблудятся.)
1. Анализ слова ау с опорой на схему.
Учитель. В слове ау два слога, каждый из них равен гласному звуку. Второй слог ударный.
Первый звук в слове ау – гласный [а]. Читаем начало этого слова: а.
Второй звук в слове ау – [у]. Читаем конец этого слова: у.
Теперь мы можем прочитать все слово: ау.
Обратите внимание, что в конце предложения может стоять не только точка, но и восклицательный знак.
Вопрос:
– Как вы думаете, в каких случаях он ставится?
Варианты ответов детей.
– Восклицательный знак ставится, когда предложение произносится громко.
Физкультминутка
2. Распознавание звука [у].
Работа по учебнику: с. 42.
Вопрос:
– В названии каких птиц присутствует звук [у]? (Голубь, утка, курица.)
– В названии каких птиц звук [у] отсутствует? (Ворона.)
Задание на внимание.
Учитель читает текст сначала целиком, а затем по одному предложению. Учащиеся запоминают слова со звуком [у], которые встречаются в сказке, а после их произносят вслух.
ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья – большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказывать всем, что я не лодырь», – решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья, – думал довольный паучок, – ведь это так красиво – красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
▲ Чтение стихотворения на с. 42.
Физкультминутка
III. Закрепление пройденного материала.
На доске запись:
Задание: допишите буквы.
И У А О Ы
● Работа по «ленте букв»: с. 43.
Учащиеся «читают» все изученные гласные буквы по «ленте букв». Повторяют признаки и особенности произнесения всех изученных гласных звуков.
● Игра «Помоги Буратино» (с. 43).
Вместе с Буратино надо взять определенную гласную букву и положить ее рядом с одним из рисунков так, чтобы буква соответствовала звуку. Дети могут привести свои примеры слов, в которых есть данные буквы.
У – утюг
Ы – мышка
И – индюк
А – арбуз
О – ослик
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
tak-to-ent.net
Закрепление. Буква я. - Начальные классы
Тема: Знакомство с буквой «Я, я».
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с гласной буквой «Я, я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.
2. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).
3. Развивать фонематический слух, речь учащихся.
4. Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению.
Оборудование: интерактивная доска, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
На уроке будь внимательным
Будь спокойным и старательным,
Говорите чётко, внятно
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
II. Повторение.
- Если в слове есть звук [а] - хлопок в ладоши.
Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.
III. Актуализация знаний.
- Давайте с вами вспомним, какие бывают буквы. (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие.)
- Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)
Деление гласных на группы.
- Что можно сделать с гласными?
- Разделить на две группы.
- Какие?
- Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука.
Сообщение темы урока.
– Сами звуки порой ничего не обозначают. Произнесите звуки [а], [м], [к].
– Никто ничего не поймет. Но достаточно эти звуки произнести в другом порядке, получится слово. Главное, чтобы каждый звук занял свое место.
– Сегодня мы продолжим работу по изучению звуков, научимся выделять отдельные звуки, определять их место в словах.
– Звуки [а], [м], [к] заняты своим главным делом – строительством слова. Давайте поможем этим удивительным строителям.
– [мммм], [аааа], [к].
– Каждый звук построил для себя «домик».
– Какое же слово получилось? (Мак.)
– Откройте учебник.
– Рассмотрите мак. Какого он цвета? Где он растет?
– Мы построили звуковой «домик» для слова «мак». Сколько звуков в слове «мак»? (3.)
– Как вы узнали?
– Выделите последовательно каждый звук в слове. (Мммак, мааак, мак.)
– А теперь поучимся читать слово «мак». Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».
- В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делает согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.
- Какова же тема нашего урока?
(Знакомство с буквой «Я, я».)
V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
- Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».
Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой «я».
- Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)
VI. Физкультминутка.
VII. Работа по учебнику.
- Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.
- Рассмотрите рисунки, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.
- А теперь «прочитаем» эти предложения.
VIII. Закрепление нового материала.
- Следующие наше задание - разгадывание кроссворда.
VIII. Закрепление материала.
IX. Итог урока.
- О какой букве мы сегодня говорили на уроке?
- Какими звуками обозначают данную букву?
Буква а и буква я
Нам нужны для звука [а].
X. Рефлексия.
- Что особенно понравилось и запомнилось?
- С каким настроением вы уходите с урока?
multiurok.ru
Конспект урока чтения в период обучения грамоте 1 класс Закрепление и систематизация знаний о букве Я и ее звуков
Конспект урока по чтению
Разработчик конспекта: Жукова Софья Михайловна
УМК: «Школа России»
Класс: 1
Тема урока: закрепление и систематизация знаний о букве я и звуках, которые она обозначает.
Тип урока: закрепление изученного материала
Форма проведения урока: фронтальная
Цель урока: закрепление знаний учащихся о букве я.
Задачи урока:
Развивать речь, память, логическое мышление;
Совершенствовать технику чтения;
Познакомить учащихся с многозначным словом «язык»;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование бережного и уважительного отношения к природе;
Познавательные: формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, предполагать содержание текста по предложенным иллюстрациям;
Регулятивные: формирование умения принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока;
Коммуникативные: формирование навыка высказывания в рамках учебного диалога, развивать умение слушать и понимать речь других.
Оборудование:
Азбука В. Г. Горецкого
Классная доска
Зеленые и красные фишки для рефлексии
Оформление доски: на доске напечатаны слова из азбуки: малина, яблоки, смородина, сливы.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны быть: азбука, тетрадь по чтению и пенал. Я вижу, все готовы, давайте, улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на уроке. Садимся.
Речевая разминка
Чистоговорки. Я говорю, вы повторяете:
Бя-бя-бя – я ищу тебя.
Ня-ня-ня – ты ищи меня.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
Ля-ля-ля – щедрая земля.
- Какой звук вы услышали в каждом слоге?
- А почему я выбрала слоги именно с этим звуком?
Актуализация знаний
-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках? (букву Я и ее звуки). Что мы знаем о букве Я? (что она обозначает мягкость предшествующего согласного звука и в некоторых случаях два звука). В каких случаях буква Я обозначает два звука? (когда стоит после гласной или в начале слова). А какая еще буква обозначает два звука? Какие это звуки? (Буква Е, звуки [й] и [э]).
Откройте азбуку на стр. 115. Что изображено на картинках? (Малина, яблоки, смородина, сливы). Как по-другому мы можем их назвать? (Фрукты и ягоды). А на чем они растут? (на деревьях и кустарниках). На доске у нас напечатаны эти слова, вам нужно провести звуковой анализ слов: малина и сливы, а в словах яблоки и смородина только поставить ударение и выделить слоги, остальные выполняют в тетрадях. А на какое интересное слово мы должны обратить внимание? (яблоки). А почему вы так решили? (потому что буква Я стоит в начале слова и обозначает два звука).
Постановка цели и задачей урока
Читаю рассказ «Сад» из азбуки на стр. 115. Задаю вопросы по тексту. О чем говорится в тексте? Назовите главных героев рассказа. Перечислите, о каких фруктах и ягодах говориться в тексте. Почему некоторые слова в тексте написаны с заглавной буквы? Найдите слова, в которых буква я обозначает два звука. Найдите слова, в которых буква я обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (повторять, что мы знаем о букве Я, ее звуках и закреплять эти знания).
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Закрепление опорных знаний
Открываем страницу 116. Дети читают текст, я перечитываю и задаю наводящие вопросы. 1. О каком языке идет речь? (об органе человека, который находится во рту) 2. А здесь, какие языки имеются в виду? О каких иностранные языках вы знаете? (на котором разговаривают: английский, немецкий, французский и другие). 3. А что за язык здесь? (язык у колокола, образует звук при ударении об стенки). 4. А что за языки изображены на этой картинке? (языки пламени, когда горит огонь, отдельные его части по форме напоминают человеческий язык). А как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения? (многозначные).
Проведите звуковой анализ слова «язык», один ученик выполняет на доске, остальные в тетради.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино. Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль.
Творческое применение знаний
Задание на стр. 117. Посмотрите на картинки, кого вы там видите? (птиц). Дам вам подсказку: тетерев – крупная птица, а зяблик – маленькая. Найдите слова, в которых два слога, назовите эти слоги и напечатайте эти слова в тетрадь, обозначая ударения и слоги (ут-ка, дя-тел, зяб-лик). Слово «зяблик» разбираем на доске, делая звуковой разбор (зЯб-лик – слоги слияния: зя –б-ли-к, в слове 6 б., 6 зв.)
Итог урока.
-Назовите характеристику буквы Я?
-С какой буквой у нее схожие свойства? (с буквой Е, они обе могут обозначать 2 звука).
-Дайте характеристику звуку Й (согласный; звонкий; непарный; всегда мягкий).
Рефлексия
Зеленый цвет означает, слово да, красный означает, слово нет. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать мне, поднимая нужный кружочек.
-Понравился ли вам урок?
-Все ли вам было понятно на уроке?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за активную работу на уроке, мне было приятно с вами работать.
infourok.ru