Конспект занятия по экологии в средней группе «Экологические природоведческие игры». Занятия по экологии для средней группы детского сада
Занятие по экологии в средней группе детского сада на тему "Как узнать растение"
Занятие по экологии
в средней группе детского сада
на тему «Как узнать растение»
Цели: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений (куст, дерево, цветок). Закрепить представление о понятии «живое и неживое».
Задачи:
- Развивать умственные операции: сравнение и обобщение, интерес ко всему живому, окружающему нас.
- Закрепить умение различать и называть части растений (корень, стебель, ствол, ветки, листья, семена).
- Формировать представления детей о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) и навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.
- Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Словарная работа: развивать доказательную речь детей. Активизация словаря: закреплять названия частей растений – корень, стебель, ствол, листья, семена, шишки, хвоинки. Активизировать в речи слова: растение, куст, дерево, цветок, почва, свет, тепло, вода.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций: дерево, куст, цветок и их сравнение;
- Рассматривание дерева и куста на прогулке, выделяя части растений;
- Дидактическая игра «Живое-неживое»;
- Наблюдение за комнатным растением (тянется к свету). Посадка лука в воду, в почву. Проведение опытов с луковицей на зависимость ее роста от изменений условий среды ( с водой – без воды, на свету – без света).
- Наблюдение за изменением веток, внесенных в группу.
Материалы и оборудование: иллюстрации (дерево – сосна, куст – сирень). Набор сюжетных картинок «Где растут растения». Аудиозапись музыки «Легкий ветерок» и «Как прекрасен этот мир». Искусственный цветок –нарцисс. Крупные разрезные картинки: дерево, куст, цветок. Папка. Игрушка – Почемучка.
Ход занятия:
В группе появляется игрушка – Почемучка.
Почемучка:
Здравствуйте, ребята.
Воспитатель:
Здравствуй, Почемучка. Какой у тебя красивый конверт. Нам с ребятами хочется узнать, что ты в нем принес?
Почемучка:
Я принес картинки о природе. Хотите посмотреть?
Дети:
Да, хотим.
Почемучка достает картинку с изображением сосны.
Воспитатель:
Ребята, что это такое?
Дети:
Это сосна, дерево, растение.
Воспитатель:
Как вы это узнали?
Дети:
У сосны длинные иголки и шишки.
Воспитатель:
А зачем сосне нужны шишки и хвоинки?
Дети:
В шишках прячутся семена, а хвоинками дерево дышит.
Воспитатель:
Что еще есть у сосны?
Дети:
Ствол, ветки, корень.
Воспитатель:
А зачем нужен дереву ствол? Зачем нужен ствол?
Дети:
На стволе растут ветки. Корень питает дерево.
Воспитатель:
Нужно ли дереву передвигаться в поисках пищи?
Дети:
Нет, у него нет ног, оно питается при помощи корней из земли.
Воспитатель:
Почемучка, а ты знаешь, откуда берутся живые сосны?
Почемучка:
Их папы делают на работе.
Воспитатель:
Дети:
Нет
Воспитатель:
Можно ли сделать живое дерево?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Откуда берутся живые деревья?
Дети:
Вырастают из семян.
Почемучка:
Теперь я буду знать, что растения вырастают из семян.
Первую мою картинку вы узнали, а другую точно не отгадаете.
Достает из папки иллюстрацию с изображением сирени.
Воспитатель:
Ребята, что это такое?
Дети:
Куст сирени.
Почемучка:
Нет, это дерево.
Воспитатель:
Давайте не будем спорить, поставим рядом картинки и сравним их. Что есть у дерева и у сирени общего?
Дети:
Корень, ветки, листья.
Воспитатель:
А чем же они отличаются?
Дети:
У сирени несколько стволов – это куст, есть красивые цветы.
Воспитатель:
Слышишь, Почемучка, ребята говорят, что у дерева только один ствол - высокий, большой, а у куста – несколько тонких стволов.
Почемучка:
Ребята, вы так много знаете, помогите мне посадить вот этот цветочек, забыл как называется.
Дети:
Это же нарцисс. Он не будет расти, потому что пластмассовый.
Воспитатель:
А какие цветы могут расти, цвести?
Дети:
Живые.
Физкультминутка:
Воспитатель включает запись ветра.
Воспитатель:
Слышите волшебную музыку? Сейчас я превращаю девочек в легкий ветерок, они будут бегать легко, на носочках, а мальчиков превращу в деревья, веточки тянутся к солнышку и слегка покачиваются, ноги не двигаются, корни крепко сидят в земле. А теперь девочки превращаются в деревья, а мальчики становятся ветерком. Вот и утих ветерок. Все снова превращаются в ребят. 1, 2, 3, 4, 5 – стали ребятишками опять.
Наступили первые весенние деньки. Мы с вами пойдем гулять. Вот наши поляночки. А на них есть карточки. А картинки не простые, а картинки разрезные. Кто их быстро соберет, тот и назовет.
Дети играют в игру «Собери картинку».
Воспитатель:
На этой полянке выросло что?
Дети:
Дерево.
Воспитатель:
А что выросло у вас на полянке?
Дети:
Куст с ягодами.
Воспитатель:
Кто может его назвать?
Дети:
Ежевика.
Воспитатель:
Что у вас выросло?
Дети:
Цветок.
Воспитатель:
Почемучка, а тебе нравятся наши полянки?
Почемучка:
Да, очень нравятся. Молодцы, ребята!
Воспитатель:
Теперь-то ты понял, что такое растения?
Почемучка:
Да, что большое, то и растение.
Дети:
Растения бывают разные, большие и маленькие.
Почемучка:
У кого листочки маленькие, кругленькие, те и есть растения?
Дети:
Листья бывают разные, маленькие и большие, круглые и овальные, гладкие и мохнатые.
Почемучка:
Растения – это то, что растет в лесу?
Дети:
Не только в лесу.
Воспитатель:
Ребята сейчас тебе расскажут, где могут расти растения.
Дети:
В саду, в огороде, на улице, дома в горшках.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель:
Почемучка, мы научим тебя играть в воображалку. Сядьте все удобно, представьте, что вы растение. Куст, дерево или цветок. О чем могут думать растения? Чего им хочется?
В кого ты превратился?
Ребенок:
Я дерево дуб.
Воспитатель:
О чем ты думаешь?
Ребенок:
Мне не хватает земли.
Воспитатель:
Как можно помочь дубу?
Дети:
Присыпать корни землей.
Таким образом, воспитатель спрашивает нескольких детей.
Музыку выключают.
Воспитатель:
Ребята, что нужно цветам для того, чтобы они были крепкими, здоровыми, цветущими? Выходите и выберите картинки. Что нужно цветам для жизни.
Работа по карточкам моделям.
Почемучка:
Спасибо вам, ребята. Вы настоящие знатоки природы, я многому у вас научился. Я обязательно расскажу своим друзьям, что растениям надо относиться бережно, заботиться о них.
infourok.ru
Конспект занятия по экологии в средней группе «Волшебница Вода»
Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детейВ гостях у волшебницы воды.
Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.
Цель:дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
Задачи.Обучающие:-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,— познакомить с круговоротом воды в природе,
Развивающие:— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,
Воспитательные:— формировать умение работать в коллективе,— воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
Наблюдения за разными состояниями воды, проведение опытов и экспериментов, отгадывание загадок о явлениях природы, проведение дидактических и подвижных игр, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.
Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:Живою может быть и мёртвой,И жидкою и очень твёрдой.Таиться может в небесах,И в глубине земли скрываться,И испаряться на глазах,И тут же снова появляться. (Вода)
Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.-Где мы можем встретить воду?-Кому нужна вода?-Для чего нужна вода?
Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.
И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).
Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).
Голос Воды: Здравствуйте, дорогие ребята! Я Волшебница Вода рада приветствовать вас у себя в царстве воды.
Чтобы спасти мои воды от загрязнения, а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.
Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.
Задание №1.
Нужно ответить на вопросы:-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?-Куда поднимается пар?-Что помогает воде испаряться?-Как появляются лужи?-Откуда берётся дождь?
Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.Пар поднимается вверх в тучу.
Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.
Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».
Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».
Динамическая пауза «Круговорот воды».
Задание №2.
Проведение опыта « Очистка воды»
Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).– А как мы можем очистить воду?Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?Дети рассказывают.
Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).
Задание №3.
Отгадайте загадки.Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.
Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.
Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.Готовую открытку ставят на видное место.
Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики с чистой питьевой водой. Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.
Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.
Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.
Название: Конспект занятия по экологии в средней группе «Волшебница Вода»Автор: Котлозёрова Светлана АнатольевнаДолжность: воспитатель первой квалификационной категорииМесто работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлениюМесторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области
portal2011.com
Занятие по экологии в средней группе
Тема: «Как звери к зиме готовились?».
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.
Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:
«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»
Воспитатель задает детям вопрос:
- Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).
Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?
Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.
(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)
- Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.
Дидактическая игра «Опиши картину».
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)
-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)
-Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)
-Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)
-Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)
-Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)
Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.
Воспитатель задает вопрос детям:
- Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?
Послушайте интересную историю про белочку:
- Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.
Опытническая работа.
Цель: определить, на какой ветке больше шишек.
Материалы: две веточки с разным количеством шишек.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
- Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)
- Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)
- Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)
Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»
- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)
-Что такое берлога? (это домик для медведя)
- Какие запасы на зиму делает медведь? ( Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)
- Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)
- Кто догадался, что было написано в письме Гномика?
- Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)
Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:
- Где может быть его друг?
- Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.
Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.
Гномик приветствует Буратино и ребят:
- Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?
Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.
- А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?
- Что вам больше всего запомнилось?
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге ( повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Загадки.
1. Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (белка)
3. Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный? (волк)
4. Косоглазый, маленький,
В белой шубке в валенках. (заяц)
Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
- Заяц зимой белый, а летом …….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь …….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)
- А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
a2b2.ru
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: «Природа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением - детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек».
Барабинского района Новосибирской области.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Тема занятия: «Природа - наш дом» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.
г. Барабинск, 2016 г.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи
Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?
Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Воспитатель:
Вот послушайте:
«Люблю я бегать босиком,
Разбрызгивая лужи,
И оставлять следы потом.
Но солнце землю сушит.
Я на асфальте обведу
Свои следы мелками.
Но ветер тучи принесёт
И смоет их дождями.
А может, краски попросить
И, извозив сандалии, так на дороге наследить,
Чтоб все об этом знали?
А мне в ответ: Земля твой дом.
Грязь разводить не стоит в нём.»
Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята:
«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны и цветы, и, конечно я и ты».
Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)
Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.
Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)
Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?
Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.
Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.
Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.
Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?
Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:
Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)
Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)
Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.
Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.
Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.
Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Симсалабим, абракадабра» возвращаются в группу.
Воспитатель:
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
infourok.ru
Конспект занятия по экологии в средней группе «Экологические природоведческие игры»
Непосредственно-образовательная деятельность для детей 4-5 лет.«Экологические природоведческиеигры».
Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированный.
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «»Речевое «», «Художественно – эстетическое.
Форма НОД: групповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Программное содержание:
- Закрепить умение детей устанавливать взаимосвязи между живым и неживым в природе:
а). Зависимость произрастания растений от среды обитания.
б). Зависимость роста растений от почвы, воды, света, тепла.
- Формировать у детей представления о взаимосвязи между неживым в природе:
а). Зависимость состояния воды от температуры.
б). Понимание круговорота воды в природе.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации на экологическую тематику.
- Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.
- Формировать экологическую грамотность детей.
Предварительная работа:
- Длительные наблюдения в уголке природы за комнатными и водными растениями.
- Эксперименты с растениями, водой.
- Чтение книг о природе: Моршаковской, С. Жипанина, О. Григорьева
В. Лившица, Б. Заходера.
- Рассматривание иллюстраций о природе.
- Беседы с детьми на темы:
а). » Вода вокруг нас»
б). » Куда бежит река»
в). » Это волшебница вода»
г). » Почему надо беречь воду»
д). » Ходит капелька по кругу»
- Наблюдения за живым и неживым в природе.
- Экскурсии в парк, сад.
- Изготовление карточек для игр.
Материалы к НОД:
- Экологические природоведческие игры.
а). » Раз, два, три- правильно собери».
б). » Что нужно растению».
в). » Ходит капелька по кругу».
г). » Какой бывает вода?».
- Схема игровой комнаты.
- Игрушки.
- Листы бумаги, кисти, поролон, куриные перья, гуашь, краски.
Взаимодействие с семьей:
Помощь родителей в изготовлении карточек для игр.
Взаимодействие со специалистами:
обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие- страну игр. Но игры исчезли. Кто же их спрятал? В гости к детям прилетает попугай Кеша (игрушка), он знакомиться с детьми и сообщает им, что это он спрятал все игры, а найти их можно по схеме групповой комнаты, ориентиры- круги на схеме.
- 1. Дети отыскивают первую игру » Раз, два, три- правильно собери».
Ребята собирают растение из частей в целое, называют его, находят в уголке
природы.
Проблемная ситуация:
Среди комнатных растений находится: роголистник, папоротник
(таиландский).
— Почему у нас нет таких растений в уголке природы?
Так как они живут в воде, они не могут находиться среди
комнатных растений, они погибнут.
Также интересный материал по экологии:Конспект занятия по экологии в средней группе «Воздух — неведимка»
Вывод: Комнатные растения растут в горшочке с землей (корень, стебель, листья).
Водные растения живут в воде.
- По схеме переходят к игре » Что нужно растению?».
Дети отбирают только те карточки, на которых изображено, что нужно растению для жизни и росту ( вода, тепло, почва, рыхление).
Вопросы:
1). Как можно помочь растению? (полить, согреть, порыхлить почву).
2). Нужно ли растению. Например: одеяло, игрушка, зонт.
Почему?
Дети устанавливают взаимосвязь живого ( растения), от неживого( вода, температура, почва).
- Физкультурная минутка:
Руки подняли и покачали- ( плавные покачивания поднятыми)
Это деревья в лесу. ( в верх руками.)
Руки нагнули, кисти встряхнули (встряхивание рук перед собой)
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем (горизонтальные одновременные)
Это к нам птицы летят. (движения руками вправо- влево)
Как они сядут, тоже покажем — ( руки за спину)
Крылья сложили назад.
- Затем дети переходят к игре » Ходит капелька по кругу».
Сидя на ковре, дети по карточкам, составляют круговорот воды в природе.
Проблемная ситуация:
Воспитатель убирает карточку с изображением солнца.
Что будет, если исчезнет солнце?
(капелька не попадет вверх)
Почему?
Кладет солнце, убирает тучу.
А если исчезнут тучи?
(капель не попадет вниз)
Вывод: капелька ВСЕГДА ходит по кругу вверх- вниз.
В природе все взаимосвязано, одно без другого не
может существовать.
- Воспитатель обращается к детям: » Ребята, а где у нас в группе находиться вода? (в кране, бокале, колбочке).
Там вас ждет еще одна игра «Какой бывает вода?»
Вопросы:
Скажите, какое сейчас время года? (весна)
Найдите из множества карточек и расскажите, какой бывает вода
весной? Почему? (радугой, росой, туманом, дождем)
Ребята, а на оставшихся карточках — в какое время года
она бывает в таком состоянии? (зимой)
( льдом, сосулькой, морозными узорами, инеем). Почему?
Выводы:
Изменения состояния воды происходит от изменения времени
времени года. Зимой — холодно, летом — тепло.
Вот какой разной бывает вода: широкой речкой и маленькой капелькой;
яркой радугой и хмурой тучей.
А для вас ребята, какой представляется вода?
Давайте ее нарисуем.
Дети выполняют рисунок, используя поролон, куриное перо, палочки, кисть.
В конце занятия дети дарят рисунки новому другу — попугаю Кеше.
Литература
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
возрасте.1992г.
- Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. 2002г.
- Рыжова Н.А. Волшебница вода. 1998г.
- Рыжова Н.А. экологические игры в воспитании ребенка. 2004г.
- Соломахина Г.И. Формирование основ экологического мировоззрения у
детей дошкольного возраста. 1994г.
Название: Конспект занятия по экологии в средней группе «Экологические природоведческие игры»Автор: Хахалева Нина КонстантиновнаДолжность: воспитатель первой категорииМесто работы: МОУ детский сад №295Месторасположение: город Волгоград , Красноармейский район
portal2011.com
Конспект занятия по экологии в средней группе «Насекомые»
Название: Конспект занятия по экологии в средней группе «Насекомые» Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Средняя группа Автор: Попова Ирина Владимировна Должность: воспитатель первой квалификационной категорииМесто работы: Детский сад «Нурлан»Месторасположение: Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент
Конспект занятия по экологии
Возраст. группа: Средняя группа «Жұлдыз»
Дата:
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум»
Раздел: Основы экологии
Тема: Насекомые.
Цель: Расширять представления детей о насекомых, показать их многообразие. Познакомить со, строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умение находить сходство и различия. Формировать интерес к жизнедеятельности насекомых. Развивать наблюдательность, разговорную речь, внимание, память. Воспитывать заботливое отношение к насекомым и природе.
Билингвальный компонент: жәндіктер — насекомые, қанқыз — божьякоровка, құмырсқа — муравей.
Словарная работа: насекомые
Технологическое обеспечение: картины насекомых, игрушка, пазлы, материал для творчества.
I. Оргмомент
II. Псих.настрой
Утренний круг
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
— Ребята посмотрите к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся!
Дети стоя в кругу повторяют движения за воспитателем
Дети здороваются на двух языках
Сюрпризный момент: Кто то нам в нашем уголке природы оставил письмо.
Посмотрим что там? Открываю письмо , а там загадки.
Загадываю загадки:
1.Над цветком она летала,И пыльцу из цветка собирала.Полосатая она.И зовут её…2. Мы — лесные жители,Мудрые строители.Из иголок всей артельюСтроим дом себе под елью.3. Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел —Он вспорхнул и улетел.4. Спит на листьях у дорожки.Как антенны, ушки-рожки.Дождь идёт, гремит ли гром, —Завитой укроет дом!
5. В тёмном уголке живёт,Шёлковую нить плетёт,Он тайком сюда забрался,Строить новый дом собрался.— Молодцы все загадки отгадали.
Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, как одним словом можно их назвать?
Правильно! И так мы сегодня с вами будем говорить о насекомых.Пальчиковая игра «Паучок»
Стихотворения о насекомых
Дети читают стихотворения
1 задание: Соединить насекомое с растением (2 детей выполняют задание)
2 задание: Собрать пазлы «Насекомые»(2 детей выполняют задание)
— Пока ребята выполняют задания поиграем
Хитрые вопросы
Дети отвечают на вопросы и смотрят ответ на экране
— Я вам буду задавать вопросы, а вы если правильно ответите, то на экране появится это насекомое:
— Кого называют «Дети солнца»?
— Насекомое с рогом?
— Самое опасное насекомое?
— Насекомое которое свой дом носит с собой?
— Насекомое которое поднимает груз тяжелее себя?
Дидактическая игра: «4 лишний»
Физминутка «Кузнечики»
3 задание: «Посади божью коровку на листочек»
Дети работают у доски. (Дерево с листочками, на листочках точки, на божьих коровках цифры, нужно посадить божью коровку на нужный листок)
— Пока ребята выполняют задания поиграем
Хитрые вопросы
Дети отвечают на вопросы и смотрят ответ на экране
— Я вам буду задавать вопросы, а вы если правильно ответите, то на экране появится это насекомое:
— Кого называют «Дети солнца»?
— Насекомое с рогом?
— Самое опасное насекомое?
— Насекомое которое свой дом носит с собой?
— Насекомое которое поднимает груз тяжелее себя?
Дидактическая игра: «4 лишний»
Физминутка «Кузнечики»
3 задание: «Посади божью коровку на листочек»
Дети работают у доски. (Дерево с листочками, на листочках точки, на божьих коровках цифры, нужно посадить божью коровку на нужный листок)
4 задание: «Найди для пчелки улей»
Упражнение «Небылицы»
Муравей живет в улье?
Бабочка стрекочет?
Комар ловит птиц?
Паук собирает нектар с цветов?
Муха плетет паутину?
Шмели строят муравейники?
— Ребята мы с вами прочитали много сказок о насекомых, назовите их.
— Ребята наши детки тоже решили сочинить сказки давайте их послушаем.
Вам понравились сказки?
— Посмотрите какие красивые поделки сделали наши ребята со своими родителями.
Я предлагаю и вам сделать насекомых различными методами и способами
Творческая работа
Оказываю помощь в изготовлении поделок
Итог занятия
Релаксация:
Играет музыка
— Ребята закройте глазки и представте что вы маленькие пчелки и летаете с цветка на цветок.
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
— Ребята скажите что будет если на земле исчезнут все насекомые?
— Можно ли убивать насекомых?
Ожидаемый результат:
Знать:строение, средой обитания, способами передвижения. названия.
Иметь:представления о насекомых, их многообразие, особенностях и отличия насекомых.
Уметь:проявлять заботу о насекомых, отвечать на вопросы, вступать в беседу.
Воспитатель: Попова И.В.
Методист: Қоңыратбай Ж.М.
portal2010.com
Конспект занятия по экологии в средней группе
Конспект занятия по экологии для детей средней группе 04 «Жемчужина»
«Сделаем планету чистой»
Подготовил: Воспитатель МБДОУ №26
Баранова Ольга Константиновна
Цель:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
4. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
7. Приобщить родителей к участию в занятиях.
Предварительная работа: беседы на экологические темы, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о земле, сбор мусора (жестяные банки, пластмассовые бутылки, картонные коробки) .
Материал: пакет с различным мусором, (банки, коробки, бутылки). Плакат с изображением города (Улица, детская площадка, дети, детский сад, дома)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Цвета голубого,
Из космоса видна,
Четыре времени года,
Имеет всё ж она!
Ответ: Земля
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг,
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется ЗЕМЛЯ!
Воспитатель:
Ребята мы с вами живем на планете земля. Она такая замечательная. На ней много морей, рек, лесов и природных богатств, которыми мы с вами пользуемся. А какие природные ресурсы вы знаете? (нефть, газ, уголь…Ответы детей). И сегодня в гости к нам пришла сама ЗЕМЛЯ!!!!
Входит Земля (в роли земли выступает мама одного из детей. Одета в серую одежду)
Земля: Здравствуйте ребята!!! Я пришла к вам за помощью. Я всегда была красива и свежа, но сейчас со мной случилась беда. Я заболела.
Воспитатель: что случилось земля? Кто тебя обидел?
Земля: меня обидели Вы. Люди перестали следить за своими поступками. Стали бросать мусор везде. Тем самым вы выпустили на волю Королеву Мусора. И она меня убивает своими микробами. Мне от этого очень больно. Я стала задыхаться и совсем скоро я погибну.
Входит королева мусора (в роли выступает мама одного из детей. Одежда черная, на поясе разрезанный мусорный пакет, на голове фантики от конфет)
Королева Мусора: ну что земля пришла жаловаться на меня??? Ничего у тебя не получится. У меня очень много друзей. Это жители твои. И они меня больше любят и делают меня каждый день сильнее когда бросают мусор на улице (фантики от конфет, жевательную резинку, бутылки, коробки и еще много много всего). А потом из этого мусора появляются бактерии ХА ХА ХА. Которые очень скоро уничтожат тебя Земля, а также всех твоих жителей. (кидает на землю мусор. Земля начинает плакать)
Воспитатель: Ребята, что же делать? Нужно помочь нашей земле? Что нужно сделать в первую очередь? (Ответы детей, Нужно выбрасывать мусор только в отведенные места – урны, контейнерные баки)
Воспитатель: А еще ребята нужно весь мусор сортировать. Ежедневно мы выбрасываем различные упаковки, банки, бутылки, предметы из пластмассы и пластика и многое другое. Каждый человек выбрасывает в день килограмм мусора (показывает пакет с килограммом мусора), а, значит, наша группа выбрасывает в день 25 кг мусора – это много. А за год каждый человек нашей планеты выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Всё это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу планету. Потому что некоторые отходы могут лежать в земле тысячи лет и не приносить ей пользы, а только вред. Давайте мы с вами сейчас соберем весь мусор в мешки который принесла нам злая королева и освободим нашу землю. (Дети собирают мусор и сортируют его по мешкам).
Земля: Как хорошо мне стало дышать… Спасибо вам ребята большое, но это только начало. Вам всем нужно следить за чистотой во круг себя.
Королева Мусора: стойте, зачем вы это сделали??? Я же погибну если вы будете весь мусор выбрасывать по правилам… (начинает плакать)
Воспитатель: не плачь Королева мусора, ты можешь стать хорошей. Отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать. Например из пластика можно сделать контейнеры для еды, бутылки, пленку, строительные товары, мебель итд. Из автопокрышек можно сделать коврики, пищевые отходы прекрасно подойдут для удобрения земли. Из строительного мусора можно сделать щебень для дорог.
Королева Мусора: ну хорошо вы меня уговорили. Так и быть, если вы не будете бросать мусор как и где попало, а будете следить за чистотой в своем детском саду, дома и на улице, я обещаю больше не пачкать землю.
Воспитатель: Спасибо тебе. Ребята мы обещаем, что будем соблюдать чистоту?(Ответы детей). Королева мусора прощается и уходит.
Воспитатель предлагает детям и Земле посмотреть плакат с изображением города (Улица, детская площадка, дети, детский сад, дома). На плакате везде наклеены бактерии. Воспитатель предлагает детям взять маленькие метелки и смести весь мусор и бактерии в мешочек для мусора. Рассмотреть плакат и сделать вывод, что город стал чистым, а значит и наша земля тоже стала чище. Если соблюдать все правила. Земля прощается с детьми и дарит им мешочек с конфетами, напомнив куда они денут фантики после того когда съедят угощения.
infourok.ru