Литературное чтение, 2 класс Тема. Зимние долги. Н.Сладков. Технология критического мышления. Зимние долги сладков
Зимние долги - Сладков Николай Иванович - 2. Русское литературное чтение - Каталог статей
Зимние долги
Николай Сладков.
Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!
— Во напугала!
— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
— Клевал.
— А зёрна у скотного двора подбирал?
— Подбирал.
— А в птичьей столовой у школы обедал?
— Спасибо ребятам, подкармливали.
— То-то! — надрывается Ворона. — А чем
ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?
— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...
— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.
— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?
— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.
— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
— А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!
— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:
— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...
— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал...
Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
allakotova.ucoz.ru
ЗИМНИЕ ДОЛГИ | Март | В ЛЕСАХ | Читать онлайн, без регистрации
ЗИМНИЕ ДОЛГИ
Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!
– Во напугала!
– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
– Клевал.
– А зёрна у скотного двора подбирал?
– Подбирал.
– А в птичьей столовой у школы обедал?
– Спасибо ребятам, подкармливали.
– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?
– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.
– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?
– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
– А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверить.
Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!
– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
– Уж так-то стараюсь! – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
«Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…»
Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что – хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
velib.com
Лесные сказки - Николай Сладков
Как медведя переворачивалиЛесные шорохиЗимние долгиВежливая галкаТетеревиные нотыЧья проталина?Заячий хороводНечеловеческие шагиДрозд и СоваПять тетеревейБлокнот забыл
Как медведя переворачивали
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!
– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:– И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!
А Медведь своё:– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела – не вытерпела:– Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!
– Ты – Медведя?! – ахнули звери.– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать.
Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги – как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!
Лесные шорохи
Окунь и Налим
Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…
Выдра и Ворон
– Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?– Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.– Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!
Заяц и Полёвка
– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть – терпи до весны. А где ещё та весна – за горами да за морями…– Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.
Барсук и Медведь
– Что, Медведь, спишь ещё?– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!– А может, Медведь, нам вставать пора?– Не пора. Спи ещё.
– А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?– Не бойся! Она, брат, разбудит.– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.
Сорока и Оляпка
– О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!– И плавать и нырять!
– А замёрзнешь?– У меня перо тёплое!– А намокнешь?– У меня перо водоотталкивающее!– А утонешь?– Я плавать умею!– А… а… а проголодаешься после купания?– Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!
Зимние долги
Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона как каркнет своим противным голосом:– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!– Во напугала!– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?– Клевал.– А зёрна у скотного двора подбирал?– Подбирал.– А в птичьей столовой у школы обедал?– Спасибо ребятам, подкармливали.– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. И Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:– А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад – там Синица в новой дуплянке живёт.
– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес – там Дятел стучит. Увидал Воробья – удивился:– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? А?– Уж так-то стараюсь, – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…– Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…
Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что, хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
stranakids.ru
Конспект урока по литературному чтению. Н.И.Сладков. Зимние долги.
·.Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. К нам приехали гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, гости тоже улыбаются в ответ.( Слайд 2)Улыбнусь я себе.Улыбнусь я тебе.Улыбаться мне не лень.Пусть хорошим будет день.
Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее .Это наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики.- А какими вы будете на уроке?Я буду внимателен.Я всё замечу и запомню.Я возьму с собой хорошее настроение.Я хочу узнать новое.Я помогу товарищу.Я готов!
Мы хороший дружный класс,Всё получится у нас.
- Хорошо! Я буду надеяться на вас!- Чем занимаемся на уроке литературного чтения?(Ответы детей: На сегодняшнем уроке мы будем думать, размышлять, наблюдать, на вопросы отвечать, красиво говорить, учиться строить предложения, читать целым словом.)
··.Сообщение темы и целей урока.- Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении "мысленного экрана", то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.На уроке вас ожидают следующие рубрики:( слайд 3 )« Разминка» « Лесные разговоры»« Открытие, удивление»« В мире интересного»« Лакомка для ума»III. Работа над заголовком.( слайд 4 )Зимние долги.Н.Сладков
У. Прочитайте заголовок произведения, записанный на слайде. Все ли слова понятны?Д. Что такое "долги"?У. Долг – взятое взаймы, обязанность. О каком долге говорится здесь?Д. О зимнем долге.У. Выскажите свои прогнозы: о чем мы будем читать?Выслушиваются предположения детей.( слайд 5 )– О чем вам говорит фамилия автора? Какая тема объединяет книги Сладкова?Д. Сладков пишет о природе.У. Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.( слайд 6 )« Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие» Н.Сладков.( слайд 7 )Учитель открывает на слайде картинки с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.– Какое отношение могут иметь к произведению эти птицы?Д. Наверное, они герои рассказа. Могут ли быть у них долги? Почему эти долги зимние?Выслушиваются ответы детей.– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.
·V. Разминка речевого аппарата. Подготовка к чтению.( слайд 8 )1. Работа над скороговоркой.Сидел воробей на сосне,Заснул и свалился во сне.Задания: - Запомни и проговори скороговорку с разной интонацией: ( ?, !)- Проговори скороговорку с разным настроением (печально, весело, загадочно)._ Какие еще скороговорки о птицах вы знаете? Давайте посоревнуемся!
2.Давайте устроим « птичий базар »( Слайд 9 )- Как чирикают воробьи?- Как каркают вороны?- Как трещат( стрекочут)сороки?- Как свистят снегири и синицы?- Как воркуют ( курлыкают) голуби?- Как кукуют кукушки?- Как стучат дятлы?- Как поет скворец?
3. Дыхательная гимнастика перед чтением.- Представьте себя мартовским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
V. Рассказ о писателе Н. И. Сладкове. ( слайд 10 )Николай Иванович Сладков (19201996) писатель, автор более 60 книг о природе.Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Научился узнавать по голосам самых разных птиц.Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, который начал вести в
weburok.com
От заголовка к концепту ("Зимние долги". Н.Сладков) - ЧТЕНИЕ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. У известного писателя-фантаста Рэя Бредбери есть роман "451° по Фаренгейту". В нем изображен город, в котором страшным преступлением считалось чтение и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители могли только смотреть телевизор. Вы хотели бы жить в таком городе?
Дети. Нет.
У. Однако в этом городе существовала "живая библиотека" – группа людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал книгу и выучил ее наизусть. Эти люди-книги, рискуя своей жизнью, хранили книги в глубине своей памяти, чтобы поделиться с другими. Мне бы хотелось, чтобы вы так же любили книги, как эти люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении "мысленного экрана", то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.
III. Работа над заголовком
На доске:
Зимние долги. Н.Сладков |
У. Прочитайте заголовок произведения, записанный на доске. Все ли слова понятны?
Д. Что такое "долги"?
У. Долг – взятое взаймы, обязанность. О каком долге говорится здесь?
Д. О зимнем долге.
У. Выскажите свои прогнозы: о чем мы будем читать?
Выслушиваются предположения детей.
– О чем вам говорит фамилия автора?
Д. Сладков пишет о природе.
У. Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.
Учитель открывает на доске картинки с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.
– Какое отношение могут иметь к произведению эти птицы?
Д. Наверное, они герои рассказа. Могут ли быть у них долги? Почему эти долги зимние?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.
IV. Первичное знакомство с произведением
У. Знакомиться с произведением будем, проводя диалог с текстом. Приготовьте свои закладки, чтобы следить за чтением и открывать текст постепенно.
Текст читается до слов "А ты слетай да проверь!".
– Мы узнали, кто является главными героями произведения. Какие они? Будьте внимательны к словам.
Д. Ворона – старая карга – старая женщина, ведьма.
– Воробей – веселый, радостный, он расчирикался, задиристый, молодой.
У. "Карга" – от тюркского "кара" – черный. С каким вопросом пристает к Воробью Ворона?
Ответы детей.
– Как автор подчеркивает важность этого вопроса?
Д. Не отстает – несколько раз напоминает; надрывается – старается изо всех сил; не унимается – не успокаивается.
У. Ворона хочет, чтобы Воробей делал так, как порядочные птицы. Что значит "порядочный"?
Д. Честный, неспособный на плохие поступки.
У. А теперь перечитаем текст, включив "мысленный экран" и представляя героев. По ходу чтения будем делать остановки тогда, когда к тексту появятся вопросы.Вопросы, которые можно задавать по ходу чтения: как отдает свой долг Ворона? Кому и чем? Какие долги у Синицы? Как она их отдает? Как дятел расплачивается с долгами?По ходу чтения на доске учитель вывешивает карточки с названиями насекомых-вредителей.
V. Работа над концептом произведения
У. Совпали с текстом предположения, которые вы высказывали до чтения? Какой долг имеют птицы?
Д. Люди подкармливают птиц в зимнее время.
У. Как они его отдают?
Д. Птицы уничтожают вредителей.
У. С кем борются птицы? Назовите их.
Д. С короедами, плодожорками, древоточцами.
У. Можете ли вы объяснить, как образованы их названия?
Д. Короеды – кору едят.– Листогрызы – листья грызут.– Корнееды – корни едят.– Корнегрызы – грызут корни.– Древоточцы – дерево точат.– Плодожорки – жрут плоды.– Кровососы – кровь сосут.
У. А теперь проверим, насколько внимательными читателями вы были. Прочитайте предложения на карточке и запишите рядом с каждым на строчке, кто из птиц так говорил, как долг свой отдавал.
Карточка Сад стерегу от плодожорок и листогрызов. ___________________________________________А я из борозды всяких корнеедов и корнегрызов выбираю. _________________________Бьюся с ними, не щадя живота! Лес от древоточцев и короедов оберегаю. _______________Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить. Чтобы кровососы эти ребят не кусали. _________________________ |
В ходе работы учитель выслушивает ответы детей на поставленные вопросы:
– Добилась ли Ворона своего?– Кого из птиц можно назвать порядочной?– Поделитесь мыслями, которые возникли у вас после работы над этим произведением.– Какую мысль вы считаете самой важной?– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте, среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем, что пословица может выразить мысль и точно, и красиво.
На доске:
zvonoknaurok.ru
Литературное чтение, 2 класс Тема. Зимние долги. Н.Сладков. Технология критического мышления.
weburok.com
Литературное чтение, 2 класс Тема. "Зимние долги". Н.Сладков. Технология критического мышления.
Литературное чтение, 2 класс
Тема. "Зимние долги". Н.Сладков.
ХОД УРОКА
I. Побуждение. По названию произведения подумайте, о чем это произведение?
Учитель. У известного писателя-фантаста Рэя Бредбери есть роман "451° по Фаренгейту". В нем изображен город, в котором страшным преступлением считалось чтение и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители могли только смотреть телевизор. Вы хотели бы жить в таком городе?
Дети. Нет.
У. Однако в этом городе существовала "живая библиотека" – группа людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал книгу и выучил ее наизусть. Эти люди-книги, рискуя своей жизнью, хранили книги в глубине своей памяти, чтобы поделиться с другими. Мне бы хотелось, чтобы вы так же любили книги, как эти люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от заголовка в глубину текста, чтобы добраться до самого главного в произведении – цели, ради которой его написал автор. Для этого на уроке надо быть внимательным к слову, беседовать с текстом, не забывать о включении "мысленного экрана", то есть использовать все те приемы понимания, над которыми мы все время работаем.
На доске:
Зимние долги.
Н.Сладков
II.Осмысление. Вопросы тонкие и толстые.
У. Прочитайте заголовок произведения, записанный на доске. Все ли слова понятны?
Д. Что такое "долги"?
У. Долг – взятое взаймы, обязанность. О каком долге говорится здесь?
Д. О зимнем долге.
У. Выскажите свои прогнозы: о чем мы будем читать?
Выслушиваются предположения детей.
– О чем вам говорит фамилия автора?
Д. Сладков пишет о природе.
У. Вы правы, Николай Сладков пишет о природе, о животных.
Учитель открывает на доске картинки с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.
– Какое отношение могут иметь к произведению эти птицы?
Д. Наверное, они герои рассказа. Могут ли быть у них долги? Почему эти долги зимние?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте знакомиться с новым произведением Николая Сладкова, в котором мы найдем ответы на все возникшие вопросы.
Направленное чтение.
У. Знакомиться с произведением будем, проводя диалог с текстом. Приготовьте свои закладки, чтобы следить за чтением и открывать текст постепенно. Текст читается до слов "А ты слетай да проверь!".
– Мы узнали, кто является главными героями произведения. Какие они? Будьте внимательны к словам.
Д. Ворона – старая карга – старая женщина, ведьма.
– Воробей – веселый, радостный, он расчирикался, задиристый, молодой.
У. "Карга" – от тюркского "кара" – черный. С каким вопросом пристает к Воробью Ворона?
Ответы детей.
– Как автор подчеркивает важность этого вопроса?
Д. Не отстает – несколько раз напоминает; надрывается – старается изо всех сил; не унимается – не успокаивается.
У. Ворона хочет, чтобы Воробей делал так, как порядочные птицы. Что значит "порядочный"?
Д. Честный, неспособный на плохие поступки.
У. А теперь перечитаем текст, включив "мысленный экран" и представляя героев. По ходу чтения будем делать остановки тогда, когда к тексту появятся вопросы.Вопросы, которые можно задавать по ходу чтения: как отдает свой долг Ворона? Кому и чем? Какие долги у Синицы? Как она их отдает? Как дятел расплачивается с долгами?По ходу чтения на доске учитель вывешивает карточки с названиями насекомых-вредителей.
III. Рефлексия.
У. Совпали с текстом предположения, которые вы высказывали до чтения? Какой долг имеют птицы?
Д. Люди подкармливают птиц в зимнее время.
У. Как они его отдают?
Д. Птицы уничтожают вредителей.
У. С кем борются птицы? Назовите их.
Д. С короедами, плодожорками, древоточцами.
У. Можете ли вы объяснить, как образованы их названия?
Д. Короеды – кору едят.– Листогрызы – листья грызут.– Корнееды – корни едят.– Корнегрызы – грызут корни.– Древоточцы – дерево точат.– Плодожорки – жрут плоды.– Кровососы – кровь сосут.
У. А теперь проверим, насколько внимательными читателями вы были. Прочитайте предложения на карточке и запишите рядом с каждым на строчке, кто из птиц так говорил, как долг свой отдавал.
Карточка
– Кого из птиц можно назвать порядочной?– Поделитесь мыслями, которые возникли у вас после работы над этим произведением.– Какую мысль вы считаете самой важной?– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте, среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем, что пословица может выразить мысль и точно, и красиво.
Списать с доски:
1. Долго спать – долг наспать.
2. Нечем платить долгу, ступай за Волгу.
3. Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.
4. Долг платежом красен.
5. Если хочешь врага нажить, то дай ему в долг.
Домашнее задание «ЭССЕ»
У. Используя информацию из текста, попробуйте составить свой рассказ о том, как птицы помогают человеку. На нашем уроке сегодня были трудные пословицы. Попробуйте объяснить их смысл, посоветуйтесь со взрослыми, если будет трудно.
infourok.ru