Презентация по литературному чтению (обучение чтению) на тему "Звук /ы/, буквы ы. " (УМК Перспективная начальная школа, 1класс). Звук ы буква ы конспект урока пнш
Презентация по литературному чтению (обучение чтению) на тему "Звук /ы/, буквы ы. " (УМК Перспективная начальная школа, 1класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ПНШ, Литературное чтение,1 класс Составила: Ермак Нина Филипповна учитель начальных классов МОБУ «Кемлянская СОШ» ЗВУК [ы], БУКВЫ ы.
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:Назовите одинаковый звук в этих словах.
4 слайды ы
8 слайд Описание слайда:э ы
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Сa-са-са, са-са-са Ой-ой-ой! Летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы не боимся мы осы! су-су-су, су-су-су Видел кто из вас осу? сы-сы-сы, сы-сы-сы Мы не видели осы. са-са-са, са-са-са Отгадайте, где оса. Са-са-са, са-са-са Укусила в нос оса. Со-со-со, со-со-со стал мой нос как колесо.
11 слайд Описание слайда:Прочитай ыа аы ау ыо оы уа ыу уы оу ыэ эы уо
12 слайд Описание слайда:“Светофор” Затруднялся, надо повторить. Было трудно. Всё легко и просто.
13 слайдсегодня я узнал… было интересно… я затруднялся… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни…
14 слайд Описание слайда:Интернет-ресурсы: Фон для рамки http://www.vashsad.ua/i/gallery/wallpapers/10/1600_1200/A70Zaz84.jpg Линия http://s4.pic4you.ru/y2014/06-20/24687/4456516-thumb.png СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1039520
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ы], буква ы"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
- Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
- Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.
Оборудование:
- алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
- картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.
I. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.
II. Новый материал.
- Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)
- Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).
- Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)
- Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)
На доске: "звуковички"
- Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)
- А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)
- Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)
Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.
- А вот шагает буква Ы, Без Ы не выучитесь вы. И бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)
На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.
- А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах
На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).
- Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)
На доске: алфавит.
- Найдите место буквы ы. Покажите.
Ф/м
Тыр-пыр, восемь дыр, В каждой дырке - целый мир, В каждом мире - вкусный сыр, В каждом сыре - восемь дыр.
Вопрос для самых внимательных:
В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?
Назовите. (Дети называют слова.)
- Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.
Дети приводят примеры слов.
- Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].
Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.
Двустишие
Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.
- Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)
- Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.
Ф/м
Совушка - сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг - как полетит!
- Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.
Водяные мастера
Строят дом без топора. Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры.)
- Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?
- Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)
Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.
На доске картинка “Бобры”.
- Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)
- Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.
- Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?
(Свободные высказывания детей.)
А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)
- Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)
- Как автор называет бобров? (Дровосеки.) Почему?
Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.
- От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)
- Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.
- От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)
Все бобры добры
Для своих бобрят.
- В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?
- Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)
1) Чтение хором (3-4 раза).
2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).
Идут бобры
В сыры боры.
- В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.
1) Чтение хором (3-4 раза).
2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),
Ф/М
Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал. Белочки во флейты дуют. Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок!
III. Обобщение
- Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.
- Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?
- Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.
Всем детям раздаются призы.
- Урок окончен. Спасибо.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Гласная буква ы, звук [ы] (закрепление) (конспект)
Цель: закрепить знания учащихся о гласном звуке [ы], букве ы; развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
УУД: умение устанавливать причино - следственные связи; составлять высказывания о своей мотивации; учиться строить самостоятельно модели слов.
Ход урока.
Актуализация знаний.
С какими звуками мы уже познакомились? ([а], [о], [и], [ы]).
Какие буквы нам уже знакомы? (А, О, И, Ы).
Какие бывают буквы? (гласные и согласные).
Почему на ленте букв буква И стоит отдельно от букв А, О, Ы? (буква И даёт мягкость предшествующему согласному звуку, а буквы А,О, Ы дают твёрдость предшествующему согласному звуку).
С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Ы).
Дайте ей характеристику. ( гласная, бывает ударной или безударной)
Какую самую главную работу выполняют гласные буквы? (образуют слог).
Молодцы!
Продолжение работы по теме урока.
Сегодня мы продолжаем изучение буквы ы.
А теперь достаньте схемы.
Составление схемы слова: мыло, мышь, дыра, козы, крыша.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Откройте азбуку на стр. 34. Рассмотрите иллюстрацию.
- Кого вы видите? (кукла-куклы).
- В чём сходство, а в чём различие? (сходство- один и тот же предмет; различие – кол-во предметов).
- А теперь приведите свои примеры единственного и множественного, так чтобы на конце слов звучал звук [ы].
Молодцы!
Стр. 34 работа в парах.
Кто больше придумает слов с буквами а, о, и, ы в начале, середине и конце слов.
Молодцы!
Стр. 34 работа в парах.
- Как из мишки получилась мышка? (в слове мишка букву и заменили на ы).
Физкультминутка.
Азбука стр. 35. Рассмотрите иллюстрацию.
- Что это за сказка? (курочка-ряба).
- Кто может её рассказать?
Молодцы!
Рефлексия.
Стр. 35 лента букв.
Какие буквы нам уже знакомы? (А, О, И, Ы).
С какими звуками мы уже познакомились? ([а], [о], [и], [ы]).
Почему на ленте букв буква И стоит отдельно от букв А, О, Ы? (буква И даёт мягкость предшествующему согласному звуку, а буквы А, О, Ы дают твёрдость предшествующему согласному звуку).
Дайте характеристику букве ы. (гласная, бывает ударной или безударной)
Какую самую главную работу выполняют гласные буквы? (образуют слог).
Молодцы!
Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что понравилось вам больше всего?
- Что вам показалось сложным на уроке?
- Чему вы научились легко и быстро?
videouroki.net
Урок обучения грамоте - буква "Ы" звук "Ы"
Урок литературного чтения
(обучение грамоте)
1 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
Тема: Знакомство с буквой ы.
Цели: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.
Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.
Оборудование: рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы.
Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей-урок наш начинается.
- Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.
Актуализация знаний.
- Назовите первый звук в данных словах, дайте ему характеристику.
Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.
- Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)
2 .Игра " Живые звуки"
( Учитель раздаёт карточки : двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю .)
- Была хорошая погода , все гласные вышли погулять. Дети" буквы " выходят из-за парт и гуляют по классу.
-Вдруг небо потемнело , солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь."Буквы" увидели домики и устремились к ним, но "хозяин" мог пустить в них только своих. Распределитесь , "буквы" , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)
-Вот опять выглянуло солнышко , буква А постучала в зелёный домик. Учитель обращается к "букве" А.
-Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.
3. Сообщение темы урока.
Рассмотрите рисунки . Что объединяет данные картинки?
Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.
Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?
- Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов
Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].
Крыша, блины, дырка, пыль, козы.
Парная работа: придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]
- Назовите слова, в которых буква ы в начале слова.
-Есть слова на букву ы? –
Мы спросили у совы.
Призадумалась сова
И переспросила «а»?
Слух хороший у совы,
Но не знает слов на ы.
Ы нужна нам или нет –
Дайте, дети , мне ответ? Е.Благинина.
4. Работа со схемами слов.
- Что же за звук такой ы?
- Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.
Физминутка.
5. Знакомство с буквой Ы печатной ( таблица)
Работа по странице учебника
-Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой , увы .А.Шибаев
Вот топор , полено рядом-
Получилось то , что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны. В.Степанов.
6. Работа с ребусами. (парная работа)
- Как сделать из слова мышка – мушка – мошка – мишка?
- Какой можно сделать вывод, глядя на схемы составленных слов? ( обозначает твердость согласного)
7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.
- Что же за вывод сделали маляры?
Для не читающих детей:
-Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
-Подчеркните в словах букву Ы.
8.Игра " Будь внимателен"
Учитель читает стихотворение М.Пляцковского "У кого растут усы?".
У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,
У моржа и у лисы, У тюлений , у жуков.
У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,
У кота и у кита. У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей....
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
-Кто слушал внимательно? У кого растут усы?
-Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь......)
7. Итог урока.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
-С какой буквой -труженицей познакомились?
-Чем она отличается от всех остальных?
-Какой звук обозначает буква Ы?
Ы живёт в семействе гласных-
Звуков чистых , чётких , ясных,
И, как гласная любая-
Мы теперь о том уж знаем,-
Любит Ы к согласным встать,
Чтобы слог образовать:
Выход , мыло , тыква , пыль,
Мыши , мысли , сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Т.Синицына
Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
-Спасибо за работу!
Используемая литература:
1. Л.Е. Журова ,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г
2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой , А.О. Евдокимовой "Букварь", Волгоград , 2010г.
3.Занимательная грамматика.
4.Игры со словами .
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по обучению грамоте "Звук [ы], буква ы." (1класс)
Тема урока: «Звук[ы], буква ы.
Цели урока: познакомить со звуком [ы] и буквой для его обозначения ы; работать над образованием форм единственного и множественного числа слов – предметов;
знакомить со словами- признаками предметов и вопросами, на которые они отвечают;
работать над многозначностью слов;
расширять знания детей об окружающем мире;
развивать внимание, речь, фонематический слух, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
Оборудование: интерактивная доска, мак буки
Ход урока.
На доске схемы
____ __________ _________ _________ .
[___ __________ _________ _________
- Посмотрите внимательно на записи на доске.
- Что здесь написано? (Предложения)
- Докажите.
- Исправьте в этих предложениях ошибки.
- Устно составьте предложения по этим схемам.
2.Работа с читающими детьми.
-Прочтите предложения, которые я напечатала на доске.
В цирке выступает маленький тигр.
В цирке выступают маленькие тигры.
- Соотнесите предложения со схемами.
- Чем отличаются эти предложения?
Знакомство со звуком[ы] и буквой ы.
Звукобуквенный анализ слов ТИГР и ТИГРЫ
Дети работают в компьютерной программе ПервоЛого.
-Составьте схемы этих слов.
-Давайте сравним эти слова.
- Чем они отличаются? (звуком [ы])
- Какой это звук?
-На письме звук [ы] обозначают гласной буквой ы.
Закрепление.
- Посмотрите на схемы слов в учебнике. Найдите слова, в которых вы слышите гласный звук [ы].
- Давайте разберем эти слова и обозначим в них красным цветом места, где вы напишите букву ы.
- В каких местах слова мы слышали звук [ы]?
- А я слыхала от совы, нет слогов на букву ы. Правда ли это?
- Давайте придумаем слова, которые будут начинаться на буку Ы.
- Значит, какой мы сделаем вывод? ( Буква Ы в словах пишется только маленькая).
- Теперь дайте полную характеристику буквы Ы.
Чтение слогов.
РЫ ЫР ЫП ПЫ
ГЫ ЫГ ТЫ ЫТ
- Найдите только слоги – слияния. Докажите.
Работа со словами.
- Вставьте эти слоги – слияния в слова с пропущенными буквами. (Ребята работают в компьютерной программе ПервоЛого, а кто - то один на интерактивной доске.
Р.. ТРО.. ИГ.. ГО.. ТОР.. РО. .
- Эти слова употребляются в единственном или множественном числе?
- Образуйте от них форму множественного числа.
Работа в учебнике.
- Прочтите столбики слов, Стр. 46.
- Чем отличаются пары слов.
- Как образовали форму множественного числа?
8.Фикультминутка.
- Мы с вами поиграем в игру «Камень – вата»
Девочки будут камнем, а мальчики ватой. Я буду называть слова. Если в первом слоге этих слов твердый согласный, то встают девочки. Если в первом слоге мягки согласный, встают мальчики.
РЫБА, ЛЫЖИ, РИС. ВЫЗОВ, РИТА, ЛИСА, РЫСЬ, ВИЗА.
-Каким звуком обозначали твердость согласного звука.
- Звук [ы] часто употребляется в словах, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?
- Если я произнесу такое слово, хлопните дружно ладоши.
Добрый, умный, ласковый, воспитанный.
- Как выдумаете, про кого я могла так сказать?
- Значит, слова , которые отвечают на вопрос КАКОЙ? Помогли нам узнать предмет.
-Давайте прочтем слова, которые у меня на доске и зададим к ним вопросы.
ЖИВОЙ, ХВОСТАТЫЙ, ЗУБАСТЫЙ, ТРУДОЮБИВЫЙ, РЕЧНОЙ.
-Эти слова помогают назвать предмет.
Попробуйте догадаться про кого идет речь. (БОБЕР)
-Что вы знаете о бобрах?
( После детских ответов учитель добавляет сведения о бобрах)
-Итак, вы теперь знаете, что бобры живут в хатках.
-Что такое хатка?
-Какие еще слова , похожие по значению со словом хатка, можно придумать?
- Посмотрите на рисунок хатки.
- Может ли в ней жить бобер?
- А какая же хатка у бобра?
- Об том вы узнаете из рассказа Н. Сладкова «Лесная сказка»
Работа с текстом Николая Сладкова «Лесная хатка»
- Слушайте внимательно текст. Я вам его сейчас прочту.
- Какая же хатка у бобра?
- Как ее строят бобры?
- Почему у нее нет ни окон ни дверей?
-Что такое подполье?
-Зачем бобрам подполье?
- А теперь посмотрите на картинку хатки бобра.
- Когда будете на реке, попробуйте поискать такую же хатку. А, может быть вам повезет увидеть и самого плотника и жильца этой хатки.
10.Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке.
-Что больше всего понравилось сегодня на уроке.
- Какие загадки можно придумать к нашему уроку, что бы их можно было загадать дома своим родителям?
Используемые ресурсы:
Картинки : тигр: http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcache1.
Украинская хатка:http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg.ashkimsin.ru%2Fforums%2Fmonthly_05_2009%2Fuser2076%2Fpost21620_img2.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1079-wh-533-pd-1.25-wp-
Хатка бобра:http://yandex.ru/images/search?p=3&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1079-wh-533-pd-1.25-wp-16x9_1680x945&_=1419280036615&viewport=wide&text=%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0&rpt=image
Бобер:http://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru
www.metod-kopilka.ru
Урок обучения грамоте по теме "Звук [ы]. Буква ы"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые – мягкие согласные.
- Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.
- Работать над понятием множественного и единственного числа;
- Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.
- Совершенствование техники чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы; ) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных.
- личностные: осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.
Универсальные учебные действия:
- познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:
- коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)
- регулятивные: оценивание результатов своих действий.
Ход урока
1. Орг. момент.
Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять!
– Сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. (кто готов, поднимает руку, громко называет свое имя и первый звук, потом садится)
– С согласного твердого; с согласного мягкого
– Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
2. Постановка учебной задачи.
– Чему мы с вами учимся на уроках обучения грамоте?
– !!! Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? Какие цели поставим перед собой?
3. Актуализация знаний учащихся
– На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные от согласных? (…)
– Назовите гласные (Ы, Э, О, А, У) И
– Почему буква И держится от других букв, чуть дальше? (она показывает на мягкость). Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
– Назовите известные нам согласные звуки. (М, Л, Р, Н)
– Что их объединяет? (все звонкие)
Продолжите предложения.
– Звуки мы… (слышим и произносим)
– Буквы мы … (пишем и видим)
– Молодцы, итак в путь!
Мы отправляемся на поиски новых знаний, по лесной дорожке. Чтоб пройти по ней, нужно правильно прочитать то, что написано на доске. (читают читающие дети)
Налево пойдешь – На страницу букваря попадешь, Направо пойдешь – (иллюстрация камня) В словах число найдешь. Прямо пойдешь – Много знаний с собой заберешь.
4. Сообщение темы урока.
– Что нового мы узнаем на уроке? Какие открытия сделаем?
Давайте пойдем по всем дорожкам по порядку. Куда предлагают нам пойти сначала?
Идем налево и попадаем на стр. 42 букваря.
– Какой букве посвящен наш сегодняшний урок? (Ы)
5. Формирование новых знаний.
Начнем урок с чтения слов
– Чтение слов по букварю и работа над лексическим значением слов.
Мыли лом ара мир лил эра
Умыли ломал ура мирил налила Ира
Значение каких слов вам не известно?
– Прочитайте слова в которых 3 слога;
– Слова, которые начинаются с гласных букв;
– Слова, которые написаны с большой буквы;
– Которые состоят из одного слога
Как узнать сколько в слове слогов?
– Прочитайте слова в которых есть мягкие согласные звуки.
– Чем обозначена их мягкость на письме? (гласным И)
Поработаем со звуковыми схемами слов.
Сравним схемы слов
1) Что можете рассказать о первой схеме? (2 слога, первый ударный, есть мягкий согласный)
2) О второй? (2 слога, первый ударный)
Что объединяет эти слова? (в них по 5 букв и по 5 звуков)
– Название какого предмета соответствует 1 схеме? (мишка), 2 – мышка.
– Прочитаем стихотворение. (в букваре)
(читает хорошо читающий)
– Прочитайте последние слова в 3 и 4 строчках (мыл – мил) – звуко-буквенный анализ
Слова мышка – мишка, мыл – мил созвучны в произношении и в них встречаются одинаковые звуки,
Такие слова помогают связать, соединить слова в стихотворении и называются РИФМОЙ.
– Прочитай те стихотворение очень грустно, (весело)
6. Физкультминутка
Вот мы с вами входим в лес, Сколько здесь вокруг чудес! Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем! Вдруг мы видим: У куста выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем.
– Посмотрите, с дерева листья опали, с буквами слоги образовали.
Давайте прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.
МУ МЫ МО РУ РЫ НИ ЛУ АН АЛ ЭР ИМ НУ ЛО МИ АН
– Прочитайте слоги в которых есть мягкие согласные.
– Хорошо!
Поработаем с предложением скороговоркой.
– А что такое предложение?
А скороговорка?
Мама мылом мыла Милу.
Трудное задание.
Восстановите пробелы между словами и прочитайте второе предложение.
Мила мыло уронила.
Придумайте слова с главной буквой сегодняшнего урока. (тыквы, столы, кроты, шкафы, котлеты)
– Пойдемте по второй дорожке. Интересно, о каком числе мы говорили на уроках обучения грамоте?
– У нас ведь не урок математики. (о множественном)
Поиграем в игру «Найди пару».
Я говорю слова в единственном числе, а вы подбираете пару во множественном числе.
Олень – олени
Матрешка – матрешки
Стол – столы
Книга – книги
Окно – окна
Бревно – бревна
– На какую еще букву могут оканчиваться слова во множественном числе? (На ы , и, а)
7. Физкультминутка
Ручки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Ручки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – Крылья сложили назад.
Вот и пройдена нами вторая дорожка. Осталось пойти по 3 дорожке и забрать как можно больше знаний.
Упражнения в образовании новых слов
мыл лил
*Мыл * лил
**мыл ** лил
***мыл ***лил
– Что интересного заметили в словах первого столбика? ( каждое последующее слово увеличивается на одну букву)
– Расшифруйте и прочитайте слова
– Следим за изменением значений слов
Мыл лил
Умыл (смыл) слил
Помыл (намыл. Вымыл, домыл) долил (залил, вылил, налил, полил)
Промыл (размыл) разлил ( пролил, подлил).
С любым из этих слов составьте предложение. Кто запишет это предложение? О чем будем помнить?
8. Итог урока
– Давайте вспомним, что нового узнали сегодня на уроке?
– Что вас сегодня особенно заинтересовало?
– Какое число могут иметь слова?
– Где эти знания вам могут пригодиться?
Оцените свою работу на уроке.
Выскажите, своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске:
- научился…
- узнал…
- понравилось…
- затруднялся…
- поделюсь…
- расскажу…
Мнение учителя о прошедшем уроке
Спасибо за ваше старанье, Спасибо за ваше внимание! За то, что умеете слушать, На помощь друг другу прийти. Спасибо за знания ваши! Желаю так дальше идти!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Гласная буква ы, обозначающая гласный звук [ ы ]. Цели урока
План- конспект открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе.
Тема урока: Гласная буква ы, обозначающая гласный звук [ы].
Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые - мягкие согласные.
Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.
Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к чужому мнению (при работе со сказкой «Лиса и журавль»).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Знакомство с понятием «противоречие».
1.Составление рассказа после прочтения учителем сказки.
2.Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»
3.Беседы по осознанию содержания сказки.
- Почему лиса и журавль перестали ходить друг другу в гости?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может пусть будет так : чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина?
- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
^
1. Повторить по ленте букв изученные буквы.
Учить читать:
ао но на
оа ан он
- Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? Напечатайте имена инопланетян. (Ао, Оа и т.д.).
^
1. Фонетическая зарядка.
- Как пыхтит тесто? (Пых-пых).
2. Скороговорка
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло мыло,
Мишку мылом не домыла.
3.Слово-звуковой анализ слов: «Мила», «мыла».
- Чем отличаются схемы?
- Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?
- Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м']?
- Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м]?
Произнесите его.
- Что можно сказать о звуке [ы]? (Поётся, тянется, произносится голосом без преград.)
4. Какой одинаковый звук есть в словах: дам, рыбы, сыры, рысь?
5.Слово звуковой анализ слов «шар», «шары».
5. Знакомство с буквой ы.
1. А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
2.Мы услыхали от совы.
Что нету слов на букву ы.
3.-Кто же вымает тарелки?
- Вы, конечно, вы, вы, вы.
-Почему же мы, мы, мы?
- Может лучше ты, ты, ты?
- Отдохните вы и ты:
Все тарелки вы-мы-ты.
Я и ты, мы и вы
Все мы знаем букву ы!
1.Один - много. Обрадовать иножественное число.
Лев - (львы)
Шарф - (шарфы)
Зонт – (зонты)
Стол – (столы)
Пол – (полы)
Сыр – (сыры)
2.Составление рассказа «Оловянный солдатик и мыши» (по иллюстрации на с. 36-37.)
Анализ одного – двух предложений.
3.Чтение стихов на с. 36-37.
Подчеркнуть все встретившиеся буквы «и», «о», «а», «ы».
4.В схемы слов вставить буквы: дара, мыло, рыбак, рытвина, лыко.
Сравнить схемы слов «лыко» и «мыло».
лы-ко мы-ло5.Составление предложений по с. 38 со словом «куклы».
6.Составление:
мишка – мышка
-Чем отличаются и чем похожие слова?
-Какой первый согласный звук в слове «мишка»!(мягкй)
-Как мы его обозначим? (Зеленым цветом)
-Какой следует звук за ним?
-Теперь измените слово так, чтобы первый звук звучал твёрдо. (мышка)
-Какой звук появился после [м]?
Вывод: после твердых согласных пишется буква «ы», после мягких – буква «и».
6.Загадки.
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(месяцы)
Чем выше крыши,
Ловчее мыши?
(дым)
7.Итоги урока.
edu.znate.ru