Презентация по литературному чтению (обучение чтению) на тему "Звук /ы/, буквы ы. " (УМК Перспективная начальная школа, 1класс). Звук ы буква ы конспект урока пнш


Презентация по литературному чтению (обучение чтению) на тему "Звук /ы/, буквы ы. " (УМК Перспективная начальная школа, 1класс)

Инфоурок › Литературное чтение › Презентации › Презентация по литературному чтению (обучение чтению) на тему "Звук /ы/, буквы ы. " (УМК Перспективная начальная школа, 1класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ПНШ, Литературное чтение,1 класс Составила: Ермак Нина Филипповна учитель начальных классов МОБУ «Кемлянская СОШ» ЗВУК [ы], БУКВЫ ы.

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Назовите одинаковый звук в этих словах.

4 слайд
Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

ы ы

8 слайд Описание слайда:

э ы

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Сa-са-са, са-са-са Ой-ой-ой! Летит оса! Сы-сы-сы,   сы-сы-сы не боимся мы осы! су-су-су, су-су-су Видел кто из вас осу? сы-сы-сы,  сы-сы-сы Мы не видели осы. са-са-са, са-са-са Отгадайте, где оса. Са-са-са, са-са-са Укусила в нос оса. Со-со-со, со-со-со стал мой нос как колесо.

11 слайд Описание слайда:

Прочитай ыа аы ау ыо оы уа ыу уы оу ыэ эы уо

12 слайд Описание слайда:

“Светофор” Затруднялся, надо повторить. Было трудно. Всё легко и просто.

13 слайд
Описание слайда:

сегодня я узнал… было интересно… я затруднялся… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни…

14 слайд Описание слайда:

Интернет-ресурсы: Фон для рамки http://www.vashsad.ua/i/gallery/wallpapers/10/1600_1200/A70Zaz84.jpg Линия http://s4.pic4you.ru/y2014/06-20/24687/4456516-thumb.png СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1039520

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ы], буква ы"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
  2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
  3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

Оборудование:

  • алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
  • картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.

I. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

II. Новый материал.

- Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

- Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).

- Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)

- Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)

На доске: "звуковички"

- Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

- А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

- Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

- А вот шагает буква Ы, Без Ы не выучитесь вы. И бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

- А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).

- Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

На доске: алфавит.

- Найдите место буквы ы. Покажите.

Ф/м

Тыр-пыр, восемь дыр, В каждой дырке - целый мир, В каждом мире - вкусный сыр, В каждом сыре - восемь дыр.

Вопрос для самых внимательных:

В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?

Назовите. (Дети называют слова.)

- Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.

Дети приводят примеры слов.

- Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].

Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.

Двустишие

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.

- Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)

- Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

Ф/м

Совушка - сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг - как полетит!

- Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора. Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры.)

- Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?

- Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

На доске картинка “Бобры”.

- Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

- Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

- Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

(Свободные высказывания детей.)

А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

- Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

- Как автор называет бобров? (Дровосеки.) Почему?

Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

- От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

- Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

- От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

Все бобры добры

Для своих бобрят.

- В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?

- Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

Идут бобры

В сыры боры.

- В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

Ф/М

Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал. Белочки во флейты дуют. Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок!

III. Обобщение

- Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.

- Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

- Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.

Всем детям раздаются призы.

- Урок окончен. Спасибо.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Гласная буква ы, звук [ы] (закрепление) (конспект)

Цель: закрепить знания учащихся о гласном звуке [ы], букве ы; развивать речь, логическое мышление, память, внимание.

УУД: умение устанавливать причино - следственные связи; составлять высказывания о своей мотивации; учиться строить самостоятельно модели слов.

Ход урока.

Актуализация знаний.

С какими звуками мы уже познакомились? ([а], [о], [и], [ы]).

Какие буквы нам уже знакомы? (А, О, И, Ы).

Какие бывают буквы? (гласные и согласные).

Почему на ленте букв буква И стоит отдельно от букв А, О, Ы? (буква И даёт мягкость предшествующему согласному звуку, а буквы А,О, Ы дают твёрдость предшествующему согласному звуку).

С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Ы).

Дайте ей характеристику. ( гласная, бывает ударной или безударной)

Какую самую главную работу выполняют гласные буквы? (образуют слог).

Молодцы!

Продолжение работы по теме урока.

Сегодня мы продолжаем изучение буквы ы.

А теперь достаньте схемы.

Составление схемы слова: мыло, мышь, дыра, козы, крыша.

Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока.

Откройте азбуку на стр. 34. Рассмотрите иллюстрацию.

- Кого вы видите? (кукла-куклы).

- В чём сходство, а в чём различие? (сходство- один и тот же предмет; различие – кол-во предметов).

- А теперь приведите свои примеры единственного и множественного, так чтобы на конце слов звучал звук [ы].

Молодцы!

Стр. 34 работа в парах.

Кто больше придумает слов с буквами а, о, и, ы в начале, середине и конце слов.

Молодцы!

Стр. 34 работа в парах.

- Как из мишки получилась мышка? (в слове мишка букву и заменили на ы).

Физкультминутка.

 Азбука стр. 35. Рассмотрите иллюстрацию.

- Что это за сказка? (курочка-ряба).

- Кто может её рассказать?

Молодцы!

Рефлексия.

Стр. 35 лента букв.

Какие буквы нам уже знакомы? (А, О, И, Ы).

С какими звуками мы уже познакомились? ([а], [о], [и], [ы]).

Почему на ленте букв буква И стоит отдельно от букв А, О, Ы? (буква И даёт мягкость предшествующему согласному звуку, а буквы А, О, Ы дают твёрдость предшествующему согласному звуку).

Дайте характеристику букве ы. (гласная, бывает ударной или безударной)

Какую самую главную работу выполняют гласные буквы? (образуют слог).

Молодцы!

Подведение итогов урока.

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось вам больше всего?

- Что вам показалось сложным на уроке?

- Чему вы научились легко и быстро? 

videouroki.net

Урок обучения грамоте - буква "Ы" звук "Ы"

Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

1 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Знакомство с буквой ы.

Цели: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.

Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.

Оборудование: рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы.

  1. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё сильней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей-урок наш начинается.

- Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.

  1. Актуализация знаний.

- Назовите первый звук в данных словах, дайте ему характеристику.

Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.

- Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)

2 .Игра " Живые звуки"

( Учитель раздаёт карточки : двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю .)

- Была хорошая погода , все гласные вышли погулять. Дети" буквы " выходят из-за парт и гуляют по классу.

-Вдруг небо потемнело , солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь."Буквы" увидели домики и устремились к ним, но "хозяин" мог пустить в них только своих. Распределитесь , "буквы" , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)

-Вот опять выглянуло солнышко , буква А постучала в зелёный домик. Учитель обращается к "букве" А.

-Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.

3. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки . Что объединяет данные картинки?

Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.

Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?

- Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов

Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].

Крыша, блины, дырка, пыль, козы.

Парная работа: придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]

- Назовите слова, в которых буква ы в начале слова.

-Есть слова на букву ы? –

Мы спросили у совы.

Призадумалась сова

И переспросила «а»?

Слух хороший у совы,

Но не знает слов на ы.

Ы нужна нам или нет –

Дайте, дети , мне ответ? Е.Благинина.

4. Работа со схемами слов.

- Что же за звук такой ы?

- Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.

Физминутка.

5. Знакомство с буквой Ы печатной ( таблица)

Работа по странице учебника

-Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой , увы .А.Шибаев

Вот топор , полено рядом-

Получилось то , что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны. В.Степанов.

6. Работа с ребусами. (парная работа)

- Как сделать из слова мышка – мушка – мошка – мишка?

- Какой можно сделать вывод, глядя на схемы составленных слов? ( обозначает твердость согласного)

7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.

- Что же за вывод сделали маляры?

Для не читающих детей:

-Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

-Подчеркните в словах букву Ы.

8.Игра " Будь внимателен"

Учитель читает стихотворение М.Пляцковского "У кого растут усы?".

У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,

У моржа и у лисы, У тюлений , у жуков.

У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,

У кота и у кита. У сома и хомячка.

Есть у тигров и мышей,

Есть у львов и у ежей....

Даже папа для красы

Отрастил себе усы!

-Кто слушал внимательно? У кого растут усы?

-Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь......)

7. Итог урока.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

-С какой буквой -труженицей познакомились?

-Чем она отличается от всех остальных?

-Какой звук обозначает буква Ы?

Ы живёт в семействе гласных-

Звуков чистых , чётких , ясных,

И, как гласная любая-

Мы теперь о том уж знаем,-

Любит Ы к согласным встать,

Чтобы слог образовать:

Выход , мыло , тыква , пыль,

Мыши , мысли , сыр и быль.

В алфавите Ы важна,

Словно в пище соль нужна.

Т.Синицына

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

-Спасибо за работу!

Используемая литература:

1. Л.Е. Журова ,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г

2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой , А.О. Евдокимовой "Букварь", Волгоград , 2010г.

3.Занимательная грамматика.

4.Игры со словами .

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [ы], буква ы." (1класс)

Тема урока: «Звук[ы], буква ы.

Цели урока: познакомить со звуком [ы] и буквой для его обозначения ы; работать над образованием форм единственного и множественного числа слов – предметов;

знакомить со словами- признаками предметов и вопросами, на которые они отвечают;

работать над многозначностью слов;

расширять знания детей об окружающем мире;

развивать внимание, речь, фонематический слух, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека. 

Оборудование: интерактивная доска, мак буки

Ход урока.

  1. На доске схемы

____ __________ _________ _________ .

[___ __________ _________ _________

- Посмотрите внимательно на записи на доске.

- Что здесь написано? (Предложения)

- Докажите.

- Исправьте в этих предложениях ошибки.

- Устно составьте предложения по этим схемам.

2.Работа с читающими детьми.

-Прочтите предложения, которые я напечатала на доске.

В цирке выступает маленький тигр.

В цирке выступают маленькие тигры.

- Соотнесите предложения со схемами.

- Чем отличаются эти предложения?

  1. Знакомство со звуком[ы] и буквой ы.

Звукобуквенный анализ слов ТИГР и ТИГРЫ

Дети работают в компьютерной программе ПервоЛого.

-Составьте схемы этих слов.

-Давайте сравним эти слова.

- Чем они отличаются? (звуком [ы])

- Какой это звук?

-На письме звук [ы] обозначают гласной буквой ы.

  1. Закрепление.

- Посмотрите на схемы слов в учебнике. Найдите слова, в которых вы слышите гласный звук [ы].

- Давайте разберем эти слова и обозначим в них красным цветом места, где вы напишите букву ы.

- В каких местах слова мы слышали звук [ы]?

- А я слыхала от совы, нет слогов на букву ы. Правда ли это?

- Давайте придумаем слова, которые будут начинаться на буку Ы.

- Значит, какой мы сделаем вывод? ( Буква Ы в словах пишется только маленькая).

- Теперь дайте полную характеристику буквы Ы.

  1. Чтение слогов.

РЫ ЫР ЫП ПЫ

ГЫ ЫГ ТЫ ЫТ

- Найдите только слоги – слияния. Докажите.

  1. Работа со словами.

- Вставьте эти слоги – слияния в слова с пропущенными буквами. (Ребята работают в компьютерной программе ПервоЛого, а кто - то один на интерактивной доске.

Р.. ТРО.. ИГ.. ГО.. ТОР.. РО. .

- Эти слова употребляются в единственном или множественном числе?

- Образуйте от них форму множественного числа.

  1. Работа в учебнике.

- Прочтите столбики слов, Стр. 46.

- Чем отличаются пары слов.

- Как образовали форму множественного числа?

8.Фикультминутка.

- Мы с вами поиграем в игру «Камень – вата»

Девочки будут камнем, а мальчики ватой. Я буду называть слова. Если в первом слоге этих слов твердый согласный, то встают девочки. Если в первом слоге мягки согласный, встают мальчики.

РЫБА, ЛЫЖИ, РИС. ВЫЗОВ, РИТА, ЛИСА, РЫСЬ, ВИЗА.

-Каким звуком обозначали твердость согласного звука.

- Звук [ы] часто употребляется в словах, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?

- Если я произнесу такое слово, хлопните дружно ладоши.

Добрый, умный, ласковый, воспитанный.

- Как выдумаете, про кого я могла так сказать?

- Значит, слова , которые отвечают на вопрос КАКОЙ? Помогли нам узнать предмет.

-Давайте прочтем слова, которые у меня на доске и зададим к ним вопросы.

ЖИВОЙ, ХВОСТАТЫЙ, ЗУБАСТЫЙ, ТРУДОЮБИВЫЙ, РЕЧНОЙ.

-Эти слова помогают назвать предмет.

Попробуйте догадаться про кого идет речь. (БОБЕР)

-Что вы знаете о бобрах?

( После детских ответов учитель добавляет сведения о бобрах)

-Итак, вы теперь знаете, что бобры живут в хатках.

-Что такое хатка?

-Какие еще слова , похожие по значению со словом хатка, можно придумать?

- Посмотрите на рисунок хатки.

- Может ли в ней жить бобер?

- А какая же хатка у бобра?

- Об том вы узнаете из рассказа Н. Сладкова «Лесная сказка»

  1. Работа с текстом Николая Сладкова «Лесная хатка»

- Слушайте внимательно текст. Я вам его сейчас прочту.

- Какая же хатка у бобра?

- Как ее строят бобры?

- Почему у нее нет ни окон ни дверей?

-Что такое подполье?

-Зачем бобрам подполье?

- А теперь посмотрите на картинку хатки бобра.

- Когда будете на реке, попробуйте поискать такую же хатку. А, может быть вам повезет увидеть и самого плотника и жильца этой хатки.

10.Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке.

-Что больше всего понравилось сегодня на уроке.

- Какие загадки можно придумать к нашему уроку, что бы их можно было загадать дома своим родителям?

Используемые ресурсы:

Картинки : тигр: http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcache1.

Украинская хатка:http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg.ashkimsin.ru%2Fforums%2Fmonthly_05_2009%2Fuser2076%2Fpost21620_img2.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1079-wh-533-pd-1.25-wp-

Хатка бобра:http://yandex.ru/images/search?p=3&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1079-wh-533-pd-1.25-wp-16x9_1680x945&_=1419280036615&viewport=wide&text=%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0&rpt=image

Бобер:http://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru

www.metod-kopilka.ru

Урок обучения грамоте по теме "Звук [ы]. Буква ы"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые – мягкие согласные.
  • Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.
  • Работать над понятием множественного и единственного числа;
  • Работать над лексическим значением слов;  над составлением предложений; попутное повторение.
  • Совершенствование техники чтения.

Планируемые результаты:

  1. предметные: закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы; ) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов  с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных.
  2. личностные: осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.

Универсальные учебные действия:

  1. познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:
  2. коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)
  3. регулятивные: оценивание результатов своих действий.

Ход урока

1. Орг. момент.

Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять!

– Сядет тот, чьё имя начинается  с гласного звука. (кто готов, поднимает руку, громко называет свое имя и первый звук, потом садится)

– С согласного твердого; с согласного мягкого

– Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

2. Постановка учебной задачи.

– Чему мы с вами учимся на уроках обучения грамоте?

– !!! Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? Какие цели поставим перед собой?

3. Актуализация знаний учащихся

– На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные от согласных? (…)

– Назовите гласные (Ы, Э, О, А, У)         И

– Почему буква И держится от  других букв, чуть дальше? (она показывает на мягкость). Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

– Назовите известные нам согласные звуки. (М, Л, Р, Н)

– Что  их объединяет? (все звонкие)

Продолжите предложения.

– Звуки мы…   (слышим и произносим)

– Буквы мы …  (пишем  и  видим)

– Молодцы, итак в путь!

Мы отправляемся на поиски новых знаний, по лесной дорожке. Чтоб пройти по ней, нужно правильно прочитать то, что написано на доске. (читают читающие дети)

Налево пойдешь – На страницу букваря попадешь, Направо пойдешь –                               (иллюстрация камня) В словах число найдешь. Прямо пойдешь – Много знаний  с собой заберешь.

4. Сообщение темы урока.

– Что нового мы узнаем на уроке? Какие открытия сделаем?

Давайте пойдем по всем дорожкам по порядку. Куда предлагают нам пойти сначала?

Идем налево и попадаем на стр. 42 букваря.

– Какой букве посвящен наш сегодняшний урок? (Ы)

5. Формирование новых знаний.

Начнем урок с чтения слов

– Чтение слов по букварю и работа над лексическим значением слов.

Мыли                  лом            ара            мир                      лил                  эра

Умыли                 ломал         ура          мирил                   налила             Ира

Значение каких слов вам не известно?

– Прочитайте слова в которых 3 слога;

– Слова, которые начинаются с гласных букв;

– Слова, которые написаны с большой буквы;

– Которые состоят из одного слога

Как узнать сколько в  слове слогов?

– Прочитайте слова  в которых есть мягкие согласные звуки.

– Чем обозначена их мягкость  на письме?  (гласным И)

Поработаем со звуковыми схемами слов.

Сравним схемы слов

1) Что можете рассказать о первой схеме?  (2 слога, первый ударный, есть мягкий согласный)

2)  О второй? (2 слога, первый ударный)

Что объединяет эти слова? (в них по 5 букв и по 5 звуков)

– Название какого предмета соответствует 1 схеме? (мишка), 2 – мышка.

– Прочитаем стихотворение. (в букваре)

(читает хорошо читающий) 

– Прочитайте последние слова в 3 и 4 строчках  (мыл – мил) – звуко-буквенный анализ

Слова мышка – мишка, мыл – мил  созвучны в  произношении и в них встречаются одинаковые звуки,

Такие слова  помогают  связать, соединить слова в стихотворении и называются РИФМОЙ.

– Прочитай те стихотворение очень грустно, (весело)

6. Физкультминутка

Вот мы с вами входим в лес, Сколько здесь вокруг чудес! Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем! Вдруг мы видим: У куста выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем.

– Посмотрите, с дерева листья опали, с буквами  слоги образовали.

Давайте прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.

МУ    МЫ  МО     РУ   РЫ   НИ     ЛУ   АН    АЛ     ЭР    ИМ   НУ     ЛО    МИ      АН

– Прочитайте слоги в которых есть мягкие согласные.

– Хорошо!

Поработаем с предложением скороговоркой.

– А что такое предложение?

А скороговорка?

Мама мылом мыла Милу.

Трудное задание.

Восстановите пробелы между словами и прочитайте второе предложение.

Мила мыло уронила.

Придумайте слова с  главной буквой сегодняшнего урока.  (тыквы, столы, кроты, шкафы, котлеты)

– Пойдемте по второй дорожке. Интересно, о каком числе мы  говорили на уроках обучения грамоте?

– У нас ведь не урок математики. (о множественном)

Поиграем  в игру «Найди пару».

Я говорю слова в единственном числе, а вы подбираете пару во множественном числе.

Олень – олени

Матрешка – матрешки

Стол – столы

Книга – книги

Окно – окна

Бревно – бревна

– На какую еще букву могут оканчиваться слова во множественном числе? (На ы , и, а)

7. Физкультминутка 

Ручки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Ручки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – Крылья сложили назад.

Вот и пройдена нами вторая дорожка. Осталось пойти по 3 дорожке и забрать как можно больше знаний.

Упражнения в образовании новых слов

мыл                                   лил

*Мыл                                * лил

**мыл                               ** лил

***мыл                             ***лил

– Что интересного заметили в  словах первого столбика? ( каждое последующее слово увеличивается на одну букву)

– Расшифруйте и прочитайте слова

– Следим за изменением значений слов

Мыл                                                               лил

Умыл (смыл)                                                 слил 

Помыл (намыл. Вымыл, домыл)                   долил (залил, вылил, налил, полил)

Промыл (размыл)                                         разлил ( пролил, подлил).

С любым из этих слов составьте предложение. Кто запишет это предложение? О чем будем помнить?       

8. Итог урока

– Давайте вспомним, что нового узнали сегодня на уроке?

– Что вас сегодня особенно заинтересовало?

– Какое число могут иметь слова?

– Где эти знания вам могут пригодиться?

Оцените свою работу на уроке.

Выскажите, своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске:

  • научился…
  • узнал…
  • понравилось…
  • затруднялся…
  • поделюсь…
  • расскажу…

Мнение учителя о прошедшем уроке

Спасибо за ваше старанье, Спасибо за ваше внимание! За то, что умеете слушать, На помощь друг другу прийти. Спасибо за знания ваши! Желаю так дальше идти!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Гласная буква ы, обозначающая гласный звук [ ы ]. Цели урока

План- конспект открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе.

Тема урока: Гласная буква ы, обозначающая гласный звук [ы].

Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые - мягкие согласные.

Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.

Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к чужому мнению (при работе со сказкой «Лиса и журавль»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с понятием «противоречие».
Составление рассказа по иллюстрации на с. 35 (к сказке «Лиса и журавль»)

1.Составление рассказа после прочтения учителем сказки.

2.Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»

3.Беседы по осознанию содержания сказки.

- Почему лиса и журавль перестали ходить друг другу в гости?

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

- А может пусть будет так : чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина?

- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

^

1. Повторить по ленте букв изученные буквы.

Учить читать:

ао но на

оа ан он

- Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? Напечатайте имена инопланетян. (Ао, Оа и т.д.).

^

1. Фонетическая зарядка.

- Как пыхтит тесто? (Пых-пых).

2. Скороговорка

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло мыло,

Мишку мылом не домыла.

3.Слово-звуковой анализ слов: «Мила», «мыла».

- Чем отличаются схемы?

- Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?

- Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м']?

- Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м]?

Произнесите его.

- Что можно сказать о звуке [ы]? (Поётся, тянется, произносится голосом без преград.)

4. Какой одинаковый звук есть в словах: дам, рыбы, сыры, рысь?

5.Слово звуковой анализ слов «шар», «шары».

5. Знакомство с буквой ы.

1. А бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, увы.

2.Мы услыхали от совы.

Что нету слов на букву ы.

3.-Кто же вымает тарелки?

- Вы, конечно, вы, вы, вы.

-Почему же мы, мы, мы?

- Может лучше ты, ты, ты?

- Отдохните вы и ты:

Все тарелки вы-мы-ты.

Я и ты, мы и вы

Все мы знаем букву ы!

1.Один - много. Обрадовать иножественное число.

Лев - (львы)

Шарф - (шарфы)

Зонт – (зонты)

Стол – (столы)

Пол – (полы)

Сыр – (сыры)

2.Составление рассказа «Оловянный солдатик и мыши» (по иллюстрации на с. 36-37.)

Анализ одного – двух предложений.

3.Чтение стихов на с. 36-37.

Подчеркнуть все встретившиеся буквы «и», «о», «а», «ы».

4.В схемы слов вставить буквы: дара, мыло, рыбак, рытвина, лыко.

Сравнить схемы слов «лыко» и «мыло».

лы-ко мы-ло

5.Составление предложений по с. 38 со словом «куклы».

6.Составление:

мишка – мышка

-Чем отличаются и чем похожие слова?

-Какой первый согласный звук в слове «мишка»!(мягкй)

-Как мы его обозначим? (Зеленым цветом)

-Какой следует звук за ним?

-Теперь измените слово так, чтобы первый звук звучал твёрдо. (мышка)

-Какой звук появился после [м]?

Вывод: после твердых согласных пишется буква «ы», после мягких – буква «и».

6.Загадки.

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

(месяцы)

Чем выше крыши,

Ловчее мыши?

(дым)

7.Итоги урока.

edu.znate.ru