Презентация по музыке на тему "Народные песни" (5 класс). Русская народная песня для 5 класса


Русские народные песни, 5 класс

Используемый учебник: Музыка. Учебник для обучающихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение

(Слайд №1)

– Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с жанрами нашей родной русской народной песни. На прошлом уроке мы с вами выяснили, на какие две группы делятся все русские народные песни, какие бывают обрядовые песни. Давайте их вспомним.

– Молодцы, вы все хорошо запомнили!

Все это мы записали в таблицу. Сегодня мы продолжим работу над таблицей, а в конце урока сделаем небольшую письменную работу.

– Вы сейчас услышали песню. Скажите, пожалуйста, ее можно отнести к обрядовым песням?

– Все песни, которые нельзя отнести к обрядовым, называются необрядовыми или беседными песнями. Кто сможет сказать, откуда произошло это название?

– Правильно, молодцы! А теперь прослушаем еще раз фрагмент песни, которая звучала в начале урока. Расскажите, о чем эта песня и проанализируйте ее характер.

– Совершенно верно. Вы слушали русскую народную песню «Ах ты, степь широкая». Так в чем же заключается отличие ее от современных песен?

– А сейчас продолжим заполнение таблицы и запишем на правой стороне новый жанр русской народной песни – лирическая песня (таблица заполняется постепенно, по мере знакомства с жанрами песен).

Дети входят в класс под звучание русской народной песни «Ах, ты степь широкая»

Ребята называют жанры обрядовых песен.

– Нет, это другая песня.

– Эти песни исполнялись на посиделках, игрищах, во время бесед.

– В песне поётся о бескрайней степи, о реке Волге-матушке; песня медленная, грустная, мелодия звучала плавно, широко, раздольно.

– Песня прозвучала без сопровождения (а капелла), в ней много распевов на слогах.

– Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Сначала они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека, но позже выделились в самостоятельный жанр.

– Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. В них рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о тяжелой женской доле, воспоминаниях о родине. Многие лирические песни трагичны по содержанию - в них затрагиваются темы смерти, измены, разлуки. По характеру своему лирическая песня чаще отличается грустным настроением, медленным темпом, множеством распевов на слогах, поэтому их называют протяжными песнями. (Слайд № 2).

– Послушайте песню «Уж ты поле мое» и дайте в тетради краткую эмоциональную характеристику этой песне. При выполнении работы обратите внимание на движение мелодии и связь ее с текстом песни. (Работа выполняется с помощью «Эмоционального словаря».

Далее идет промежуточное оценивание работы обучающихся с помощью смайл-карточек).

– А сейчас прослушайте песню «Взятие Казани». О чем эта песня? (Слайд №3)

– Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. Летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют реальные исторические лица. Кто может назвать героев русских исторических песен?

– Молодцы, ребята. Надо отметить, что жанр исторической песни очень тесно смыкается с другим жанром русской народной песни. Кто может догадаться, как называется этот жанр? (Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).

– Совершенно верно! Эти песни еще назывались «рекрутскими песнями». Рекрутами в царской армии называли солдат, только что призванных на службу. Скажите, для чего нужны были эти песни? (Слайд №4).

– Совершенно верно, молодцы, ребята. Послушайте фрагменты старинной солдатской песни «Не страшна нам смерть в боях» и рекрутской песни «Ой, да ты калинушка». Это две совершенно разные по содержанию и настроению солдатские песни. Напишите в тетрадях краткую музыкально-эмоциональную характеристику этих песен.

– Сейчас прозвучит уже знакомая вам строевая солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Кто скажет, почему эта песня называется «строевой»?

– Верно! Так давайте и мы немного походим в «солдатском строю», только на месте, и сделаем несколько знакомых упражнений. Встали!

– Молодцы, садитесь! А теперь переходим к самым веселым, солнечным русским песням, в которых смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни? (Слайд №5).

– Правильно! Без этих коротких четверостиший не обходились раньше, не обходятся и сейчас любые праздники, радостные события в жизни людей. Поются частушки под гармонь, баян, балалайку, а часто без всякого музыкального сопровождения.

Частушка всегда в той или иной мере – экспромт, импровизация. Они создаются и исполняются только на современные темы, это своеобразная реакция на факты и события, которые волнуют человека сейчас, в данную минуту. В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она – лучшее место для прогулок.

Для девочек и мальчиков, юношей и девушек в деревне девятнадцатого века главной забавой были уличные гулянья. Девушки и парни ходили по улице и пели куплеты, высмеивая друг друга. Иногда, встретившись где-нибудь на площади, на мосту, вместе танцевали и снова пели частушки. По современной улице не только в городе, но и в деревне особенно не походишь: много машин. Но частушки могут сыграть свое весёлое действие на школьных вечерах. Тем и хороши они, что сочинять их можно самим и петь в них о самих себе.

– Мы с вами тоже сегодня немного посочиняем. Я сейчас каждой группе из 4-х человек (2 парты) даю первую часть (две строчки) частушки, а вы в течение пяти минут сочиняете продолжение.

– А теперь прослушайте и простучите ритм будущей частушки (Учитель поет частушку).

–Итак, начали!

– А теперь споем то, что у вас получилось.(На случай, если какая-либо группа не справится с заданием, у учителя должны быть заготовлены варианты частушек и предложены детям для исполнения). Параллельно идет отработка навыков правильного звукоизвлечения, артикуляции, дыхания.

– Молодцы! Скажите, пожалуйста, без чего на селе не обходился и не обходится сейчас ни один праздник?

– Правильно! Существует много народных песен, которые сопровождаются танцевальными движениями. Это хороводные и плясовые песни (Слайд №6).

– Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое хоровод?

– В общем, верно. Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый  танец. В старину хороводные песни иногда были связаны с календарными праздниками. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

Элементы театрального действия заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актёров», которые в середине круга показывали действие. Послушайте, как звучит хороводная песня.

–Хороводы бывают быстрые и медленные. Определите сами, каковы главные отличительные особенности хороводных песен?

– А кто из вас вспомнит сейчас пример плясовой песни? (Слайд № 7).

– Молодцы! А сейчас послушайте два фрагмента из песен и определите, к какому жанру они относятся. Звучат фрагменты песен: «Светит месяц» и «Во поле береза стояла».

– Все верно, хорошо. Кто-нибудь из вас догадается, в чем главное отличие хороводных песен от плясовых?

– Молодцы, хорошо!

– А сейчас в форме сиквейна мы с вами подведем итог нашей совместной работы на последних двух уроках.

– Итак, запишем в тетради, что у нас получилось:

  • Песня

  • Родная, живая

  • Сохраняет, поет, радует,

  • Песня – наша память,

  • Душа.

– Ребята, покажите свои карточки с общим настроением нашего урока.

– Я рада, что урок вам понравился! У нас осталось ещё несколько минут, и мы должны оценить свою работу на уроке. Я буду называть имена ребят, которые очень активно поработали сегодня, а вы поднимайте наши оценочные карточки. Давайте будем добрее друг к другу! Итак:

1.

2.

3.

4.

5.

– Благодарю всех за урок, до свиданья!

Слушание песни «Уж ты поле мое» и работа в тетради.

Слушание песни «Взятие Казани».

– Эта песня о походе Ивана Грозного на Казань и разгроме татар.

– Петр I, Стенька Разин, Емельян Пугачев, Александр Суворов, Михаил Кутузов и т. д.

– Солдатская песня.

– Солдатские, или рекрутские песни нужны были для того, чтобы легче было переносить трудности солдатской службы, чтобы поднять настроение солдату.

Слушание песен.

Работа в тетради с последующей самооценкой.

– У нее очень четкий и ровный ритм, поэтому под нее хорошо идти строем.

Звучит песня, ребята выполняют упражнения.

– Это частушки.

Ребята простукивают метроритмическую формулу частушки.

Работа в группах.

Исполнение по группам.

– Без русской пляски.

– Это танец с движением по кругу.

Ребята слушают фрагмент из хороводной песни «Прялица».

– Все они обязательно имеют множество повторов и четкий метроритмический рисунок.

Ребята могут вспомнить «Барыню», «Калинку».

– «Во поле береза стояла» – хороводная песня, а «Светит месяц» - плясовая.

– Хоровод исполняют много людей сразу, а пляска – это танец одного или нескольких человек.

Ребята предлагают:

  • песня.

  • Народная, живая, родная, ит.д.

  • Сохраняет, поет, живет, исполняет, радует и т. д.

  • Песня – наша жизнь, песня – наша память,

  • Память, душа.

Дети поднимают карточки.

Идет оценивание обучающихся.

doc4web.ru

Презентация "Мир русской песни" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

(С. Широков)

2 слайд Описание слайда:

Мир русской песни

3 слайд Описание слайда:

Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

4 слайд Описание слайда:

Содержание русских народных песен: Природа России Быт русских людей Чувства, переживания Рассказы о праздниках и буднях

5 слайд Описание слайда:

«Собери слоги – назови жанр» е ис ри то чес дат ски сол е до тру вы е со вы пля е ри чес ли ки е е точ ны шу е деб сва ны туш час ки

6 слайд Описание слайда:

Жанры русских народных песен: Исторические Солдатские Трудовые Плясовые Лирические Шуточные Свадебные Частушки

7 слайд Описание слайда:

Найди соответствие: Лирическая протяжная Солдатская Трудовая Плясовая Хороводная «Эх, ухнем» «Ах ты, степь широкая…» «Солдатушки, бравы ребятушки» «Во поле береза стояла» «Калинка»

8 слайд Описание слайда:

Найди соответствие: Лирическая протяжная Солдатская Трудовая Плясовая Хороводная «Эх, ухнем» «Ах ты, степь широкая…» «Солдатушки, бравы ребятушки» «Во поле береза стояла» «Калинка»

9 слайд Описание слайда:

К какому жанру русской народной песни относится звучащий фрагмент: Трудовая Солдатская Историческая Лирическая А. Борисов. Высохший ручей Ах ты, степь широкая

10 слайд Описание слайда:

1 группа Как в музыке передается содержание поэзии? 2 группа Основными признаками русской народной песни являются: 3 группа Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чем оно проявляется?

11 слайд Описание слайда:

Как в музыке передается содержание поэзии? И. Левитан. Вечерний звон

12 слайд
Описание слайда:

Основными признаками русской народной песенности являются: Мелодичность Многоголосность Подголосочность

13 слайд Описание слайда:

Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чем оно проявляется?

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Творческое задание «Собери и исполни частушку»

16 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Составь список русских народных песен Исполни любую русскую народную песню

17 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА УРОК

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-316146

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по музыке на тему "Народные песни" (5 класс)

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация по музыке на тему "Народные песни" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Добрый день!

2 слайд Описание слайда:

Цель урока: Изучить разнообразие народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке. Задачи: Образовательная: закрепление знаний о народной песне, разнообразии ее жанров Развивающая: развивать познавательную деятельность Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и уважения к истории Донецкого края

3 слайд Описание слайда:

Иван Суриков Поэт XIX века

4 слайд Описание слайда:

Народные песни. Песни Донецкого края.

5 слайд Описание слайда:

древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

6 слайд Описание слайда:

Хороводные

7 слайд Описание слайда:

песни связанные с историей

8 слайд Описание слайда:

Исторические

9 слайд Описание слайда:

помогали в труде, описывают определённые действия

10 слайд Описание слайда:

Трудовые

11 слайд Описание слайда:

Песни прославляющие героев родины

12 слайд Описание слайда:

Героические

13 слайд Описание слайда:

плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс.

14 слайд Описание слайда:

Плясовые

15 слайд Описание слайда:

песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.

16 слайд Описание слайда:

Солдатские

17 слайд Описание слайда:

песни отражающие мир личных чувств часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому ...), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру…

18 слайд Описание слайда:

Лирические

19 слайд Описание слайда:

назначение: укачать, убаюкать ребенка

20 слайд Описание слайда:

Колыбельные

21 слайд Описание слайда:

жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными певицами-плакальщицами.

22 слайд Описание слайда:

Плач

23 слайд Описание слайда:

Во поле береза стояла Жанр песни 2. Солдатушки, бравы, ребятушки! 3. Светит месяц 4. Эй, ухнем 5. Уж сад ты мой сад 6. Ох, мой милый, дорогой

24 слайд Описание слайда:

жанр песенного фольклора; короткая песенка юмористического содержания, отличающаяся быстрым, учащенным темпом исполнения.

25 слайд Описание слайда:

Частушка

26 слайд Описание слайда:

Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла Люли, люли стояла, Люли, люли стояла.

27 слайд Описание слайда:

«Ой, сад во дворе»

28 слайд Описание слайда:

«Утушка луговая»

29 слайд Описание слайда:

«Ах ты, степь широкая»

30 слайд Описание слайда:

ПВЧЕЕСУЬТ Особенности русской народной песни Междометия Повторы Уменьшительно-ласкательная форма Распевание гласного звука

31 слайд Описание слайда:

Певучесть

32 слайд Описание слайда:

Алексей Ионов донецкий писатель

33 слайд Описание слайда:

Петр Тимофеев донецкий фольклорист и ученый

34 слайд Описание слайда:

Глеб Успенский Шахтер рубит, шахтер бьет,  Под землею ход ведет.  Шахтер радости не видит, С горя песенки поет. Шахтер в шахту опустился, С белым светом распростился. До свиданья, белый свет,  Я вернуся или нет.

35 слайд Описание слайда:

Борис Ласкин

36 слайд Описание слайда:

«Спят курганы темные...»

37 слайд Описание слайда:

«Спят курганы темные...»

38 слайд Описание слайда:

Домашнее задание сочинить частушку (о себе, о друзьях или своем классе)

39 слайд Описание слайда:

До свидания!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-317410

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Русские народные песни, 5 класс - VEKOR.RU

(Слайд №1)

– Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с жанрами нашей родной русской народной песни. На прошлом уроке мы с вами выяснили, на какие две группы делятся все русские народные песни, какие бывают обрядовые песни. Давайте их вспомним.

– Молодцы, вы все хорошо запомнили!

Все это мы записали в таблицу. Сегодня мы продолжим работу над таблицей, а в конце урока сделаем небольшую письменную работу.

– Вы сейчас услышали песню. Скажите, пожалуйста, ее можно отнести к обрядовым песням?

– Все песни, которые нельзя отнести к обрядовым, называются необрядовыми или беседными песнями. Кто сможет сказать, откуда произошло это название?

– Правильно, молодцы! А теперь прослушаем еще раз фрагмент песни, которая звучала в начале урока. Расскажите, о чем эта песня и проанализируйте ее характер.

– Совершенно верно. Вы слушали русскую народную песню «Ах ты, степь широкая». Так в чем же заключается отличие ее от современных песен?

– А сейчас продолжим заполнение таблицы и запишем на правой стороне новый жанр русской народной песни – лирическая песня (таблица заполняется постепенно, по мере знакомства с жанрами песен).

Дети входят в класс под звучание русской народной песни «Ах, ты степь широкая»

Ребята называют жанры обрядовых песен.

– Нет, это другая песня.

– Эти песни исполнялись на посиделках, игрищах, во время бесед.

– В песне поётся о бескрайней степи, о реке Волге-матушке; песня медленная, грустная, мелодия звучала плавно, широко, раздольно.

– Песня прозвучала без сопровождения (а капелла), в ней много распевов на слогах.

– Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Сначала они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека, но позже выделились в самостоятельный жанр.

– Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. В них рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о тяжелой женской доле, воспоминаниях о родине. Многие лирические песни трагичны по содержанию — в них затрагиваются темы смерти, измены, разлуки. По характеру своему лирическая песня чаще отличается грустным настроением, медленным темпом, множеством распевов на слогах, поэтому их называют протяжными песнями. (Слайд № 2).

– Послушайте песню «Уж ты поле мое» и дайте в тетради краткую эмоциональную характеристику этой песне. При выполнении работы обратите внимание на движение мелодии и связь ее с текстом песни. (Работа выполняется с помощью «Эмоционального словаря».

Далее идет промежуточное оценивание работы обучающихся с помощью смайл-карточек).

– А сейчас прослушайте песню «Взятие Казани». О чем эта песня? (Слайд №3)

– Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. Летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют реальные исторические лица. Кто может назвать героев русских исторических песен?

– Молодцы, ребята. Надо отметить, что жанр исторической песни очень тесно смыкается с другим жанром русской народной песни. Кто может догадаться, как называется этот жанр? (Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).

– Совершенно верно! Эти песни еще назывались «рекрутскими песнями». Рекрутами в царской армии называли солдат, только что призванных на службу. Скажите, для чего нужны были эти песни? (Слайд №4).

– Совершенно верно, молодцы, ребята. Послушайте фрагменты старинной солдатской песни «Не страшна нам смерть в боях» и рекрутской песни «Ой, да ты калинушка». Это две совершенно разные по содержанию и настроению солдатские песни. Напишите в тетрадях краткую музыкально-эмоциональную характеристику этих песен.

– Сейчас прозвучит уже знакомая вам строевая солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Кто скажет, почему эта песня называется «строевой»?

– Верно! Так давайте и мы немного походим в «солдатском строю», только на месте, и сделаем несколько знакомых упражнений. Встали!

– Молодцы, садитесь! А теперь переходим к самым веселым, солнечным русским песням, в которых смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни? (Слайд №5).

– Правильно! Без этих коротких четверостиший не обходились раньше, не обходятся и сейчас любые праздники, радостные события в жизни людей. Поются частушки под гармонь, баян, балалайку, а часто без всякого музыкального сопровождения.

Частушка всегда в той или иной мере – экспромт, импровизация. Они создаются и исполняются только на современные темы, это своеобразная реакция на факты и события, которые волнуют человека сейчас, в данную минуту. В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она – лучшее место для прогулок.

Для девочек и мальчиков, юношей и девушек в деревне девятнадцатого века главной забавой были уличные гулянья. Девушки и парни ходили по улице и пели куплеты, высмеивая друг друга. Иногда, встретившись где-нибудь на площади, на мосту, вместе танцевали и снова пели частушки. По современной улице не только в городе, но и в деревне особенно не походишь: много машин. Но частушки могут сыграть свое весёлое действие на школьных вечерах. Тем и хороши они, что сочинять их можно самим и петь в них о самих себе.

– Мы с вами тоже сегодня немного посочиняем. Я сейчас каждой группе из 4-х человек (2 парты) даю первую часть (две строчки) частушки, а вы в течение пяти минут сочиняете продолжение.

– А теперь прослушайте и простучите ритм будущей частушки (Учитель поет частушку).

–Итак, начали!

– А теперь споем то, что у вас получилось.(На случай, если какая-либо группа не справится с заданием, у учителя должны быть заготовлены варианты частушек и предложены детям для исполнения). Параллельно идет отработка навыков правильного звукоизвлечения, артикуляции, дыхания.

– Молодцы! Скажите, пожалуйста, без чего на селе не обходился и не обходится сейчас ни один праздник?

– Правильно! Существует много народных песен, которые сопровождаются танцевальными движениями. Это хороводные и плясовые песни (Слайд №6).

– Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое хоровод?

– В общем, верно. Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый  танец. В старину хороводные песни иногда были связаны с календарными праздниками. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

Элементы театрального действия заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актёров», которые в середине круга показывали действие. Послушайте, как звучит хороводная песня.

–Хороводы бывают быстрые и медленные. Определите сами, каковы главные отличительные особенности хороводных песен?

– А кто из вас вспомнит сейчас пример плясовой песни? (Слайд № 7).

– Молодцы! А сейчас послушайте два фрагмента из песен и определите, к какому жанру они относятся. Звучат фрагменты песен: «Светит месяц» и «Во поле береза стояла».

– Все верно, хорошо. Кто-нибудь из вас догадается, в чем главное отличие хороводных песен от плясовых?

– Молодцы, хорошо!

– А сейчас в форме сиквейна мы с вами подведем итог нашей совместной работы на последних двух уроках.

– Итак, запишем в тетради, что у нас получилось:

  • Песня

  • Родная, живая

  • Сохраняет, поет, радует,

  • Песня – наша память,

  • Душа.

– Ребята, покажите свои карточки с общим настроением нашего урока.

– Я рада, что урок вам понравился! У нас осталось ещё несколько минут, и мы должны оценить свою работу на уроке. Я буду называть имена ребят, которые очень активно поработали сегодня, а вы поднимайте наши оценочные карточки. Давайте будем добрее друг к другу! Итак:

1.

2.

3.

4.

5.

– Благодарю всех за урок, до свиданья!

Слушание песни «Уж ты поле мое» и работа в тетради.

Слушание песни «Взятие Казани».

– Эта песня о походе Ивана Грозного на Казань и разгроме татар.

– Петр I, Стенька Разин, Емельян Пугачев, Александр Суворов, Михаил Кутузов и т. д.

– Солдатская песня.

– Солдатские, или рекрутские песни нужны были для того, чтобы легче было переносить трудности солдатской службы, чтобы поднять настроение солдату.

Слушание песен.

Работа в тетради с последующей самооценкой.

– У нее очень четкий и ровный ритм, поэтому под нее хорошо идти строем.

Звучит песня, ребята выполняют упражнения.

– Это частушки.

Ребята простукивают метроритмическую формулу частушки.

Работа в группах.

Исполнение по группам.

– Без русской пляски.

– Это танец с движением по кругу.

Ребята слушают фрагмент из хороводной песни «Прялица».

– Все они обязательно имеют множество повторов и четкий метроритмический рисунок.

Ребята могут вспомнить «Барыню», «Калинку».

– «Во поле береза стояла» – хороводная песня, а «Светит месяц» — плясовая.

– Хоровод исполняют много людей сразу, а пляска – это танец одного или нескольких человек.

Ребята предлагают:

  • песня.

  • Народная, живая, родная, ит.д.

  • Сохраняет, поет, живет, исполняет, радует и т. д.

  • Песня – наша жизнь, песня – наша память,

  • Память, душа.

Дети поднимают карточки.

Идет оценивание обучающихся.

vekor.ru

Интегрированный урок музыки и литературы по теме "Русские народные песни". 5-й класс

Разделы: Литература, Музыка

Тип урока: комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к музыкальной культуре и русскому народному творчеству.

Задачи:

  • закрепление и обобщение знаний о русской народном творчестве;
  • способствовать развитию творческих литературных и музыкальных способностей, практических умений и навыков выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок, частушек;
  • увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке и литературе, формировать способность ценить их красоту; вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся;
  • развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха;
  • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;
  • воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края;
  • пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской культуре.

Оборудование: экран, компьютер, мульдимедийный проектор, иллюстрация русского хоровода, (слайдшоу) презентация Мужского хора Московского Сретенского монастыря, деревянные ложки, баян, выставка книг по УНТ.

На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! С. Есенин.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

I. Организационный момент

Дети входят в класс под пение мужского хора Московского Сретенского монастыря. «Вот полк пошел» – русская народная песня. Приветствие преподавателей.

II. Вступительная беседа.

Учитель:

– Какие жанры УНТ вам знакомы? – Какие из них живут и сейчас? Как вам кажется, почему? – Какой жанр УНТ вам ближе?

Дети: «Русская народная песня». (На экране тема урока).

III. Основная часть

Учитель: Русская народная песня затрагивает все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в горе. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения музыкального инструмента?

Дети: а capella.

Учитель. Ребята 5 «А» класса исполнят песню «Во-кузнице».

Исполнение песни «Во-кузнице», игра на деревянных ложках.

Учитель. А теперь послушаем русскую народную песню в исполнении мужского хора Московского Сретенского монастыря. Звучит песня, а на экране слайд – шоу. Мужской хор Московского Сретенского монастыря. (Презентация «Хор Московского Сретенского монастыря», Приложение 1, Приложение 2).

Учитель. В процессе изучения многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Назовете жанры русской народной песни.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни:

Исторические Сиротские Урожайные
Солдатские Свадебные Частушки
Шуточные Трудовые Лирические

Звучит вступление, выходят дети 5 «Б» класса, исполняют песню – хоровод «На горе-то, калина». После показа песни учитель предлагает определить жанр этой песни.

Дети. Русская народная песня «На горе-то, калина» – хороводная.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С. Есенина «Русская песня».

Учитель: Несмотря на то, что песен так много и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её, пожалуйста.

Кадеты называют эту черту. (Певучесть)

Учитель загадывает загадку.

На полях девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках. Стоят столбы белы, На них шапки зелены.

На слайде появляется фото ансамбля «Березка», звучит песня «Во поле береза стояла»

Учитель. Отгадайте, какой это ансамбль и какая песня звучит?

Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?

Дети: Частушки.

"Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно – шутливого содержания" Словарь русского языка. Ожегов С.И

(Рассказ кадета о частушках.)

Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.

Исполняются частушки (аккомпанирует кадет на баяне)

Запеваю я частушку Первую начальную. Я хочу развеселить Публику печальную.

Песни петь – ноги кривые, Плясать голос не дает. Я пошел бы к другу в гости, Да не знаю, где живет.

Сегодня праздник, воскресенье Я получше наряжусь. Горшки на ноги надену, Самоваром подвяжусь.

Далее кадеты исполняют частушки собственного сочинения.

Учитель. Русскую народную песню не только поют, но и играют.

Ансамбль «Ложкари» 1 курс исполнит русскую народную песню «Во – саду ли в огороде».

V. Проверка выполнения домашнего задания

Дома ребята подобрали загадки и выучили их.

Игра отгадай загадку.

Загадки:

Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак, но не буян Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь Раздается тихий звон Знает взрослый, знает школьник Так звучит наш … (Треугольник)

Он легко, легко звенит Всех собою веселит Динь-динь, дон-дон, Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук! В избе ляп-ляп! В руках дзынь-дзынь! На полу топ-топ! (Балалайка)

V. Итог урока

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Мир русской песни. 5 класс. Конспект урока

УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак по музыке для 5 класса.

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
  3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся.

Предметные компетенции

  • дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
  • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
  • способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)
  • знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)
  • дать представление о музыкальной культуре русского народа
  • способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности

Информационная компетенция

  • формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка»
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
  • создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка

Социальная компетенция

  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Коммуникативная компетенция

  • развивать диалогическую и монологическую речь

Личностная компетенция

  • создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
  • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

ИКТ: Презентация «Мир русской песни»

Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры

Ход урока

Слайд 3

Учитель: Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?» настроит нас на изучение темы «Мир русской музыки».

(Учебник «Музыка», С. 56)

С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,  С той самой березки, что во поле,  Под ветром склоняясь, растет. А может, она начинается  С весенней запевки скворца  И с этой дороги проселочной,  Которой не видно конца.

С чего начинается Родина? С окошек горящих вдали,  Со старой отцовской буденновки,  Что где-то в шкафу мы нашли,  А может, она начинается  Со стука вагонных колес,  И с клятвы, которую в юности  Ты ей в своем сердце принес. С чего начинается Родина?

Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Найдите ответ в учебнике «Музыка», С. 58)

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Учитель: Что вбирает в себя выражение: «Мир русской песни»?

Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

Как кому на свете  Дышится, живётся -  Такова и песня  У него поётся... Жизнь даёт для песни  Образы и звуки:  Даст ли она радость,  Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный,  Тьму ли без рассвета -  То и отразится  В песне у поэта –

Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации на странице 58 учебника «Музыка».

Из вашего рассуждения мы должны узнать: «Как называется живописный сюжет и кто его автор?», «Что изобразил художник?», «Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили?»

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4

Слайд 5

Учитель: Живёт русская народная песня, которая так и называется «Среди долины ровныя».

(Учитель исполняет два куплета песни)

Запись в тетради: РНП «Среди долины ровныя»

Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В поиске ответа вам поможет наш учебник «Музыка»)

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Запись в тетради по музыке: РНП «Ах, ты, степь широкая…»

Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни «Ах, ты, степь широкая…» Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги «-ро», «-доль», «-на», «-ма», «-тушь», «-воль»), на легато – слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6

Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней «Ах, ты, степь широкая…» и живописным сюжетом В.Д. Поленова «Монастырь над рекой». (В вашем ответе – «помощь учебника» и ваши размышления)

Слайд 7

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.

Слушание: хоровое исполнение. РНП «Ах, ты, степь широкая…», CD № 1, фрагмент № 10

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60] (Чтение стихотворения всем классом)

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

Запись в тетради по музыке: «Вечерний звон». Стихи И. Козлова

Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня «Вечерний звон».

(Учитель играет аккомпанемент).

Какие звоны изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны

Учитель: Какие образы, звучащие в музыке «Вечернего звона», близки русской душе?

В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника «Музыка» и иллюстрация И.Левитана «Вечерний звон». [4, 61]

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Слушание: РНП «Ах, ты, степь широкая…», CD № 1, фрагмент № 10

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Учитель: Есть ли общее в песнях «Ах, ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике «Музыка»)

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке: Вывод: Русская народная песня отражала:

Ученик: природу России, её пейзажи

Ученик: быт, чувства и переживания людей

Ученик: будни и праздники народа

Домашнее задание: (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

К выполнению данного задания (ответы на вопросы: «Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?») обращались во время изучения темы «Песня – верный спутник человека».

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

(Записать свои размышления, взять интервью в своей семье)

Слайд 12

3. Вокально-хоровая деятельность на уроке

С. 38 «Уж ты зимушка – зима» - разучивание

С. 34 «Если другом стала песня»

С. 37 Песня гардемаринов

Слайд 13

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
  2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).
  4. Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190
  5. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD
  6. Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010
  7. Т.И. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа
  8. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
  9. Русские народные песни. Мелодии и тексты: М:, Издательство «Музыка»: 1987.- С. 25
  10. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- С.482
  11. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.-7-е изд.-М. Музыка, 1979.- С. 27
  12. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка».- М.: 1978,-С. 96
  13. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5

rosuchebnik.ru

Русские народные песни для детей

Русская народная песня в своей основе имеет звукоряд естественный, тон натуральный. Такое построение народной песни наделяет её характером, полным невыразимой прелести. Русские народные песни для детей – это особая страничка в национальной культуре. Страничка ценная и чтимая.

«Конь»Как у наших у воротСтоит озеро воды, —Ай люли, люли!Стоит озеро воды!

Молодец коня поилИ к воротам приводил, —Ай люли, люли!И к воротам приводил, —

К вереюшке привязал,И коню он приказал, —Ай люли, люли!И коню он приказал, —

Стой, мой смирный, добрый конь,Стой, мой смирный, вороной,Ай люли, люли!Стой, мой смирный, вороной!

Не сорви ты повода,Не сгрызи ты удила, —Ай люли, люли!Не сгрызи ты удила!

Конь верёвку оборвалИ во поле убежал, —Ай люли, люли!И во поле убежал, —

В поле молодец бежит,Хочет там коня словить, —Ай люли, люли!Хочет там коня словить!

Жил-был у бабушки не кот и не ослик, не баран и не корова, а серенький козлик, в котором бабушка души не чаяла. Да пришла в голову козлику мысль – пойти погулять в лес. А лес опасности таит. Разве можно без спроса бабушки по лесам прохаживаться?

«Козлик»Жил-был у бабушки серенький козлик,Вот как! Вот как! Серенький козлик!

Бабушка козлика очень любила,Вот как! Вот как! Очень любила!

Вздумалось козлику в лес погуляти,Вот как! Вот как! В лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,Вот как! Вот как! Серые волки!

Оставили бабушке рожки да ножки,Вот как! Вот как! Рожки да ножки!

Где же росла берёзонька, около которой гуляли дети? В лесу, на просеке или у дороги? В поле! Или, как поётся в русской народной песне, «во поле». Берёзонька во поле – счастливая картина Родины!

«Во поле березонька стояла»Во поле березонька стояла,Во поле кудрявая стояла, —Люли, люли стояла. (2 р.)

Во поле мы с детками гуляли,Веточки с берёзоньки ломали, —Люли, люли ломали. (2 р.)

Ну-ка, детки, веточки сбирайте,В чистом поле колышки вбивайте, —Люли, люли вбивайте. (2 р.)

Стройте-ка шалаш себе от зноя:Будут ветки кровлею густою, —Люли, люли густою. (2 р.)

Сядем мы под ней, припевая:То-то наша хата зеленая!Люли, люли зеленая! (2 р.)

Славно пахнут свеженькие ветки,То-то любо нам под тенью, детки!Люли, люли под тенью детки! (2 р.)

Капуста-барыня в огороде растёт, взгляд радует. Растёт капуста беленькая, да вкусненькая. Куда же русскому человеку без огорода? Огород – кормилец наш!

«Вот я колья тешу…»Вот я колья тешу,Огород горожу,Я капусту сажу,Сажу беленькую.Ты родись, моя капуста,И бела, и спела,И бела, и спела,И со тыном ровна.У крестьянских детейПохлебать бы только щей,Да коль был таков удал,Корку хлеба поглодал,Так играй себе и пойС развеселой головой! (2 р.)

Немало в древней Руси бедняков было. Кафтан у бедняка старый, в изъянах, в кармане пятак. Да не привык тужить и хныкать бедняк. С песней жизнь веселее!

«Песнь бедняка»У меня ль кафтан в изъяне,До казны пятак в кармане!Пёс лохматый – вся скотинка,Сам я в мире сиротинка.

Где б найти дружка такого,С кем по сердцу молвить слово?Да у нас одна забота:Хочешь хлеба – знай работай!

Наш хозяин-то пузатыйСтроит каменны палаты:У него мы работали:Щи пустые всласть едали.

Эх, да что тужить и хныкать,Лучше горюшко размыкать.Я пойду ль к весёлым людям,Там плясать и петь мы будем!

Ну-ка, братцы, веселее!Эй, гуляй, играй живее!Распознай-ка, добрый малый,Кто богатый, кто удалый!

Вообще-то дождик для селянина – золото, благо настоящее. Но не тогда, когда идёт заготовка сена. Сено – добрый кормилец. Без него крестьянину нельзя.

«Дождик, дождик, полно лить…»Дождик, дождик, полно лить,Бедных девушек мочить.Соберемся мы в кружокНа зелёный, на лужок.

В руки грабельки возьмём,Живо сено разгребём:Добрым людям бы помочь,Что в трудах и день и ночь.

detskiychas.ru