Литературное чтение. 1 класс «Авторские сказки о животных. К. Ушинский «Лиса и козел»». 1 класс сказки о животных


Урок внеклассного чтения "Русские народные сказки. Сказки о животных". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки

Цели:

  • познакомить с русскими народными сказками о животных;
  • вести термин "анималистические" сказки;
  • развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать умение дружить, милосердие.
  • Оборудование:

    • на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
    • карточки для индивидуальной работы;
    • элементы костюмов сказочных героев;
    • "сказочный" кроссворд.

    Выставка книг:

    • "Волк и козлята". Русские народные сказки в обработке А. Толстого;
    • "Гуси-лебеди". Русские народные сказки в обработке А. Толстого;
    • "Лисичка-сестричка и волк", русская народная сказка;
    • "Кот и лиса". Русская народная сказка в обработке А. Толстого;
    • "Лиса и заяц". Русская народ-сказка;
    • "Бобовое зернышко". Русская народная сказка;
    • "Заюшкина избушка". Русская народная сказка и др.

    Учебный материал:

    • "Лиса и заяц". Русская народная сказка;
    • "Петушок - золотой гребешок". Русская народная сказка.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Постановка темы и целей урока

    Прочитайте названия книг на выставке. ("Лиса и заяц","Кот и лиса" и т. д.)

    Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, волк,заяц, петух и т. д.)

    Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

    (Сказанные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

    Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? (Мы будем читать сказки о животных.)

    Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных, или анималистические сказки. В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

    Недаром говорится (учитель называет начало фразеологизма, делает паузу, дети называют хором концовку):

    • Хитер как... (лиса).
    • Голоден как... (волк).
    • Труслив как... (заяц).
    • Болтлив как... (сорока).

    - Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.

    III. Чтение произведения учителем

    1. Ознакомление с книгой.

    Я вам прочитаю сказку "Лиса и заяц". (Учитель берет книгу с выставки.)

    - Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)

    - Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы)

    -Что можно сказать о характере лисы по иллюстрации? (Лиса хитрая, лживая, коварная)

    А что можно сказать о зайце? (Он добрый, беззащитный, немного глуповат.)

    Откроем первую страницу. Что вы видите на иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры деревьев, сучков)

    -Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) назывался луб. (Учитель показывает и читает слово на доске.)

    -Поэтому избушка у зайца была лубяная.

    -А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит избушку изо льда)

    2. Чтение сказки учителем.

    -Послушайте сказку.

    3. Беседа-рассуждение о прочитанном.

    - Понравилась вам сказка? Чем?

    Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?

    1. Сила сломит все, а ум - силу.
    2. Как аукнется, так и откликнется.
    3. За добро добром и платят.
    4. Друг не испытанный, что орех не колотый.
    5. На языке медок, а на уме ледок.
    6. Без беды друга не узнаешь.
    7. Где двое бранятся, там третий не суйся.
    8. За правое дело стой смело.

    Какую избушку построил себе Зайчик? (Он построил избу из лубочков.)

    Как назвала избушку Зайца Лиса? (Лубочный домок, лачуга)

    Как вы понимаете значение слова "лачуга"? (Это старое, ветхое, бедное жилище)

    А как называла свою избу Лиса? (Она называла ее хрустальным дворцом.)

    - Что вы можете сказать о Лисе по этому эпизоду? (Она хвастливая, относится к Зайке с пренебрежением.)

    - Что же сделала весна с "Лискиным дворцом"? (Дворец растаял.)

    - Как Лиса пробралась в зайкину избу? (Она подкараулила, когда он пойдет погулять, травки заячьей пощипать.)

    - Что можете сказать о Лисе по этому поступку? (Она хитрая, коварная.)

    - Кто вызывался помочь Зайке? (Волк, Бык, Медведь, Петух.)

    - Как они себя вели, когда шли выгонять Лису? (Они хвастались, говорили: "Я не я, коли не выгоню Лису". А Петух говорил: "Попытаемся".)

    - Кто же оказался настоящим другом Зайке? (Петух не испугался Лисы, помог Зайке вернуть избушку.)

    - Какую пословицу вы бы подобрали к этому отрывку? (Без беды друга не узнаешь. Друг не испытанный, что орех неколотый}

    - Какими словами заканчивается сказка? ("И стали они жить, да быть, да добро копить".)

    Физкультминутка

    Давайте проведем физкультминутку. Используем слова петуха из сказки. Придумайте движения сами.

    Выберем самого лучшего Петуха.

    Идет кочет на пятах, Несет саблю на плечах, Хочет Лиску зарубить, Себе шапку сшить, - Выходи, Лиса, пожалей себя!

    Самостоятельная работа учащихся

    Онакомление с книгой.

    Кто изображен на обложке? (Петушок, кот и птица,лиса.)

    Эта птица называется дрозд. Это лесная птица. Кто же герои сказки? (Животные.)

    - Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы.)

    Прочитайте, как называется книга? ("Петушок - золотой гребешок.)

    Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная сказка.)

    Откроем обложку. Что написано на первой странице?

    Петушок - золотой гребешок Русская народная сказка в обработке А. Толстого - Это значит, что пересказал эту сказку писатель А. Толстой.

    2.Самостоятельное чтение сказки детьми.

    -Прочитайте сказку самостоятельно.

    3.Беседа о прочитанном.

    - Назовите еще раз героев сказки. (Кот, дрозд, петух и лиса.)

    - Что вы можете сказать о лисе? (Она хитрая, коварная.)

    А о петухе? (Он доверчивый, глупый.)

    - Как выручали петуха кот и дрозд? (Они догоняли лису, отбирали петуха.)

    - Что вы можете сказать о них? (Кот и дрозд - верные друзья. Они всегда выручали петуха.)

    - Подходит ли по содержанию сказка к теме урока? (Да, подходит, потому что эта сказка о настоящих друзьях.)

    4. Индивидуальная работа по карточкам (см. приложение).

    5. Инсценирование сказок. Конкурс на лучшего артиста.

    Давайте проинсценируем отрывки из прочитанных сказок. Кто выучил слова Петуха, Лисы из сказок? (Несколько детей, получивших карточки, выходят к доске. Учитель надевает им элементы костюмов героев - шапочки, хвосты и т. п.)

    Послушайте товарищей, выберите лучшего артиста. Награждение лучших артистов.

    VI. Подведение итогов урока

    1. Беседа.

    -Какие сказки вы сегодня прочитали?

    -Что их объединяет? (Это сказки о животных.)

    -Прочитайте тему урока. ("Друг познается в беде".)

    2. Отгадывание кроссворда.

    -Давайте проверим, как внимательно вы читали сказки.

    Разгадаем сказочный кроссворд.

    1) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)

    2) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)

    3) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч?(Медведь.)

    4) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

    5) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)

    6) Из этого материала строил избушку Зайка. (Луб.)

    7) Хоть и говорят о нем, что он "здоров", а лису выгнать не смог. (Бык.)

    8) Какой герой напевал лисе эту песенку:

    Трень, брень, гусельцы Золотые струночки. Еще дома ли Лисафья-кума Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)

    -Почему урок так называется? (В сказках животные помогали друг другу, выручали попавших в беду друзей.)

    VI. Домашнее задание

    -В домашней библиотеке поищите другие сказки о животных. Принесите эти книги в уголок внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к сказкам, прочитанным на уроках или дома.

    Приложение 1, приложение 2.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Урок-сказка по литературному чтению для 1 класса "Сказки о животных"

    Конспект урока по чтению для 1 класс

    нестандартной формы «урок-сказка»

    Тема урока: Сказочные герои – животные.

    Тип урока: повторение и обобщение изученных сказок о животных.

    Цель урока: прививать любовь к вдумчивому чтению, желание общаться с книгой, внимание к слову;

    способствовать развитию творческого воображения;

    отработка навыков выразительного чтения;

    развивать межличностные отношения;

    содействовать воспитанию внимательности и ответственности.

    Планируемые результаты.

    Предметные: осознают значимость чтения для личного развития.

    Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; овладевают смысловым чтением художественных текстов.

    Регулятивные: планируют своё действие; оценивают правильность выполнения действия.

    Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению.

    Оборудование: выставка книг, рисунки, значки (бумажки с мордочками животных), жетоны.

    Ход урока

    1. Постановка учебной задачи.

    -Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир сказок. Вспомним любимые сказки о животных, встретимся с любимыми героями. Предлагаю вам отправиться в путь-дорожку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорога нам предстоит дальняя. Через дремучий лес на полянку сказок.

    II.Актуализация знаний. Рассматривание выставки книг.

    -Кто сочиняет сказки?

    -Рассмотрите выставку книг.

    -Что общего у всех этих книг?

    -На какие группы вы можете разделить сказки? ( о медведях, о лисах, о зайцах)

    (Класс делится на 3 команды: 1-представляет сказки о лисах, 2- о зайцах, 3 – о медведях).

    1 ученик от команды представляет свои книги.

    III.Инсценировка эпизодов из сказок по группам.

    -Прочитайте пословицу, записанную на доске.

    Сказка- ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок.

    -Как вы её понимаете?

    Чему учат нас эти сказки?

    IV.Конкурс «Угадай сказку»

    (Учитель читает эпизоды из сказок, а дети должны угадать название сказки.)

    1)Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

    Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:

    - Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя волк, - барана, а для себя - петуха. («Зимовье зверей». Русская народная сказка)

    2) Однажды лиса сказала гиене:– Пойдём со мной, я покажу тебе место, где можно сытно поесть.Обрадовалась гиена и пошла с ней. Лиса привела гиену к загону, где было много скота, но загон был заперт, ночью его всегда запирали. Лиса и гиена обошли вокруг ограды, нашли щель и проползли в загон. Они убили много скота и стали есть. («Как лиса гиену обманула». Африканская народная сказка)

    3)Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

    — Дай пойду посватаюсь к цапле!

    Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

    Приходит и говорит:

    — Дома ли цапля?— Дома.— Выдь за меня замуж!— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

    («Журавль и цапля». Русская народная сказка)

    4) Совсем уж выбился из сил хитрый Миккель; еле-еле до своей норы добежал. А нора у него под корнями большой если была. Только хотел лис в нее юркнуть, а медведь хвать его за хвост и не пускает. Пропал рыжий лис! Только Миккель был не из тех, кто в беде голову теряет. Обернулся он и крикнул медведю:

    - Бросай еловый корень - хватай лисий хвост! («Лис Миккель и медведь Бамсе». Норвежская народная сказка)

    5) Идёт осёл по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит.

    - Отчего ты так запыхалась, собака? - спрашивает осёл. - Что с тобой?

    - Устала, - говорит собака. - Бежала долго, вот и запыхалась.

    - Что ж ты так бежала, собака? - спрашивает осёл. («Бременские музыканты» Братья Гримм)

    6) Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

    - Ох и проголодался я! - пищит Круть.

    - Ох и есть хочется! - пищит Верть.

    И за стол сели.

    А петушок им говорит:

    - Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок. («Колосок». Украинская народная сказка)

    (Победителю вручается жетон)

    V.Творческая работа.

    -Путешествуя по сказкам, мы пришли к «сказочной полянке».

    -Нарисуйте эту «сказочную полянку», на которой появляются герои сказок.

    (У каждой группы большой лист бумаги, на котором рисуют героев сказок.)

    VI.Представление командами своих работ.

    (Каждый ученик рассказывает о своём герое, которого он нарисовал)

    VII. Итог урока.

    -Понравилось ли вам путешествие по сказкам?

    -Зачем нужны сказки? Чему они учат?

    -Чему же вас научили сказочные герои?

    Кто из вас считает, что сегодня на уроке работал лучше, чем раньше?

    VII.Домашнее задание.

    -Сочинить сказку о животных.

    infourok.ru

    Литературное чтение. 1 класс «Авторские сказки о животных. К. Ушинский «Лиса и козел»»

    : Прозвенел звонок

    начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты,

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    -Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

    Тому, кто улыбается, смеется,

    Все в жизни удается.

    — Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

    Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал.

    1. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз»

    (далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)

    2. Чистоговорка ( (хором)

    — Жи- жи- жи — сказку расскажи.

    — Ша-ша-ша — сказка хороша.

    — Ву-ву-ву — сказка наяву.

    — Ра-ра-ра — нам читать пора.

    Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?

    Ученики: К народным

    Учитель: Чему учат сказки?

    Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

    Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?

    Ученики: Авторские сказки

    Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?

    Ученики: Это сказки, которые написал автор.

    Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским?

    Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко»

    – Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

    – К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?

    Так чем же мы будем заниматься на уроке?

    Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского.

    К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

    Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

    Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

    (обратить внимание на выставку книг писателя)

    В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.

    Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.

    — А о ком она будет, угадайте в загадке

    Посмотрите-ка, какая –Вся горит, как золотая.Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой. (лиса)

    — С бородой, а не старый,

    с рогами, да не бык,

    с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)

    Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

    Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.

    Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

    (слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

    Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

    Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

    Учитель: Что произойдёт дальше?

    Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.

    Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

    . Проверка первичного восприятия текста.

    Учитель: Понравилась ли вам сказка?  А что особенно запомнилось? Почему лиса попала в колодец?

    Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.

    Учитель: А зачем заглянул туда Козёл?

    Ученики: Ему интересно было, пить захотел.

    Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она обманула козла?

    Ученики: Потому что хитрая была.

    Учитель: Почему козел поверил ей?

    Ученики: Потому что глупый, доверчивый.

    Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?

    Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.

    Учитель: А как бы поступили вы?

    Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

    . Чтение произведения детьми.

    Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные слова.

    (чтение детьми)

    Учитель: Какие слова требую объяснения?

    Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали.

    Работа по карточкам,

    (дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)

    Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.

    (хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,).

    Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.

    (глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)

    Учитель: Какие слова требуют объяснения?

    Ученики: Коварная, самовлюблённый.

    Учитель: Где найдём ответ? (работа со словарём) Кто из героев вам больше всего понравился?

    Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие.

    Музыкальная физминутка.

    . Чтение по ролям

    Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)

    Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает, что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?

    Ученики: Так думает сам козёл.

    Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?Как назвала Лиса Козла? Почему?

    Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

    Учитель: Что вы чувствовали, когда читали диалог? Представьте, что перед вами настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы?

    Учитель: Какой совет дали бы козлу?

    Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

    Учитель: Чему может научить эта сказка?

    Ученики: Нужно всегда думать головой.

    . Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закрепленына доске)

    За глупой головой и ногам плохо.

    Голова дана для того, чтобы думать.

    Лисица семерых волков проведет

    Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

    Говорят: «Хитрость – это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро!

    Учитель: Продолжи предложение

    Теперь я знаю…….

    Теперь я умею……..

    Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок вы вынесли из этой сказки?

    Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

    Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся личико.

    — Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.

    — Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

    — Спасибо за урок!

    Список используемых источников:

    1. Кац Э.Э. Учебник Литературное чтение 1 класс – М.: АСТ, Астрель, 2009

    2. Кац Э.Э. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» — М.: АСТ, Астрель, 2009

    3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Дидактические карточки-задания по литературному чтению. 1 класс — М.: АСТ, Астрель, 2007

    www.alllessons.ru

    Литературное слушание. Сказки о животных. 1 класс

    ГКОУ «Детский дом-школа с.Белогорное»

    Внеклассное слушание:

    1 класс.

    Выполнила учитель начальных классов Подсевалова В.П. 2012г. Конспект занятия на тему : «Сказки о животных.» Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Задачи: ввести понятие «переплет» в книге ; развивать мышление , связную речь; воспитывать умение дружить, желание прийти на помощь, сочувствие. Оборудование: выставка книг ; сказки о животных ; сюжетные картинки ; карточки. Ход занятия .1. Организационный момент. - У нас сегодня необычный урок. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. (В дверь заходят бабушка и внучек, переодетые старшеклассники.) Бабушка: Все дела переделала , теперь можно и отдохнуть. (Садится и вяжет.) Внук: Бабушка, расскажи мне сказку. Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек? Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные? Бабушка: А как же, внучек! Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара. Внук: А есть еще сказки о животных. Бабушка: Правильно, но в них нет волшебных превращений. Внук: Но эти сказки очень забавные. В них медведь – добродушный, заяц – трусливый, лиса- хитрая, волк злой .Бабушка: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки. Внук: Бабушка, а почему А.С.Пушкин говорит «Сказка – ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок» ? Бабушка: Сказка- ложь, но оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедли- вости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду. Внук: Да, слушая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее. Бабушка, ну расскажи сказку! Бабушка: Внучек, да тебе уж самому надо книжки читать. А отведу – ка я тебя в школу, там сегодня занятие «Сказки о животных». Пойдем – ка, внучек, ой а книжек тут сколько! Ребята, вы примите моего внучка в ваш класс? Садись и слушай внимательно. 2. Предъявление нового материала. - Да, книжек у нас много. И интереснее их читать самим. Ведь правда, как хорошо уметь читать!? Ученик: Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай еще страницу!» Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать… - Какие книжки вы видите на выставке? - Какие книжки вам знакомы? - А вот посмотрите на эту книгу. Какая у нее плотная обложка, там много страниц, они проклеены. В книге есть корешок. Эта книга не в обложке, а в переплете. - А как можно найти нужную нам сказку в книге? ( По оглавлению). - А познакомимся мы сегодня со сказкой В. Сутеева « Палочка – выручалочка». - Как вы думаете, о чем эта сказка? Что можно сказать о содержании сказки по ее названию? 3. Чтение сказки учителем. - Постарайтесь запомнить, сколько происшествий случится в сказке. 4. Беседа о прочитанном. -Назовите главных героев сказки. - Сколько происшествий с ними случилось по дороге домой? - Что же помогло им преодолеть опасности и трудности? - Как отнесся к палочке Заяц поначалу? - Как палочка помогала Зайцу и Ежу?

    univerfiles.com

    Знатоки русских народных сказок. 1-й класс

    Разделы: Начальная школа

    Цель: обобщение знаний обучающихся о прочитанных русских народных сказках.

    Задачи:

    • прививать любовь к русским народным сказкам;
    • развивать коммуникативные навыки, творческое воображение.

     Оборудование: выставка книг, детские рисунки, карточки, грамоты, слайды.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    1. Беседа  о жанре – сказка

    – Ребята, а вы любите сказки? (Презентация. Слайд) – Что такое «сказка»? (Слайд) – А почему сказки называют народными? (Слайд) – Чем сказка отличается от других произведений? (Народ мечтал в сказках о счастливой жизни, свободе. В сказках добро побеждает зло.)

    Выставка книг.

    (Класс делится на 4 команды, команды выбирают сказочные названия и капитанов. Представление членов жюри.)

    В мире много сказок  (Слайд) Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них.

    В сказке может всё случиться: Что-то ждёт нас впереди? Слышишь? Сказка в дверь стучится, Скажем сказке: “Заходи”.

    1-й конкурс. «Брейн-ринг по сказкам»

    1) На ступе волшебной старуха летит, (Слайд) Так быстро, что ветер за нею свистит. Живет она в сказочной темной глуши – Ты имя старухи назвать поспеши!

    2) К лесу передом стоит (Слайд) И кривой трубой дымит. Там Яга – лесная бабка – На печи зевает сладко.

    3) Как называется «самолёт» Бабы – Яги? (Слайд)

    4) Обычно его изображают всего из костей. Он не может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце смерть. (Слайд)

    5) Сапоги, с помощью которых герои сказок  сделав шаг, могут оказаться в другом городе.  (Слайд)

    6) Есть ещё в лесу один (Слайд) Очень важный господин. Он весь шишками оброс, На лице лишь виден нос. Может быть пуглив, как зайка, А зовут его …

    7) Внутри него водица, (Слайд) С ним не хотят водиться, А все его подружки– Пиявки да лягушки! Водорослями зарос Добрый дедушка …

    8) Трёхглавое чудище, извергающее пламя, с которым борется добрый молодец. (Слайд)

    9) Ковровая ткань, с помощью которой можно летать по воздуху. (Слайд)

    10) Головной убор, надев который становятся невидимыми. (Слайд)

    11) Как звали золотую рыбу, которая могла выполнить любое желание? (Слайд)

    12) Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчушку в пар. Дед и бабушка в печали. Как дочурку величали?

    2-й конкурс. «Узнай героя»  (Слайд)

    1) маленькая, заблудилась в лесу и попала в домик к медведям, но перехитрила их и попала домой. (Маша, «Три медведя»)

    2) он злой, коварный, даже горло перековал, чтобы петь тонюсеньким голоском. (Волк. «Волк и семеро козлят»)

    3) их было три брата. Но самым счастливым оказался младший. Он женился на Василисе-Прекрасной. (Иванушка «Царевна-Лягушка»)

    4) Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался… (Колобок)

    3-й конкурс. «Кто поёт песенки?» (Слайд)

    1) Вижу! Вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок, Неси бабушке, неси дедушке! (Маша, «Маша и Медведь») (Слайд)

    2) Петушок, Петушок, золотой гребешок, Масляная головушка, шелкова бородушка, Выгляни в окошко, дам тебе горошка! (Лиса, «Петушок-Золотой гребешок») (Слайд)

    3) Ловись рыбка и мала, и велика, Ловись рыбка и мала, и велика. (Волк «Лисичка-сестричка и Серый волк») (Слайд)

    4) Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (Колобок)

    4-й  конкурс. «Угадай сказку» (Слайды )

    5-й конкурс. «Художники» (Слайд)

    (По одному человеку от команды рисуют с завязанными глазами репку, а вся команда выполняет рисунок на развитие воображения – дорисовать до сказочного героя)

    6-й конкурс. «Забывалка»

    Вот однажды гном Забывалка и говорит: – А я сегодня четыре русские народные сказки прочитал! – Как они называются? – Не помню.. – Кто там был? – В первой сказке – дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и ещё кто – то. Ну, они ее и вытащили. – Что вытащили? – Не помню. – Ребята, помогите Забывалке вспомнить название этой сказки. Кого из героев он не назвал? – А из второй сказки кого помнишь? Там тоже был дед? – Всех помню, деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто – то и медведь. Лиса съела. – Медведя? – нет, другого, маленького, кругленького. – Ребята, что это за сказка? Кого не назвал Забывалка? – Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они : мышка – норушка, лисичка – сестричка, волк – серый бочок и медведь косолапый. Медведь его развалил. А кого развалил – я забыл. – Ребята, как называется сказка? – Из четвёртой только помню, дед да бабка были, кто – то снёс какое – то яичко да и то его разбили. Что это за сказка, кто герои?

    7-й конкурс. «Путалка» (Слайд)

    • Царевна-Индюшка;
    • По собачьему велению;
    • Иван-царевич и зелёный волк;
    • Сестрица Аленушка и братец Никитушка;
    • Петушок – Золотой пастушок;
    • Лапша из топора;
    • Василиса Преглупая;
    • Жар-Муха;
    • Елена Некрасивая;
    • Кощей бесстрашный;
    • Крошечка-Горошечка;
    • Царевна-жаба;
    • Сивка-Мурка;
    • Курочка бела.

    8-й конкурс. «Загадалка» (Слайд)

    Есть много русских народных сказок о животных. Некоторые из животных спрятались внутри таких слов. Найдите этих животных. (Карточки)

    Баранка Барак Коньки Василиса Волкодав Икота Стрекоза Хлев

    Подведение итогов.  (Слайд) Награждение.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Литературное чтение. 1 класс "Авторские сказки о животных. К. Ушинский "Лиса и козел""

    : Прозвенел звонок

    начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты,

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    -Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

    Тому, кто улыбается, смеется,

    Все в жизни удается.

    - Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

    Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал.

    1. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"

    (далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)

    2. Чистоговорка ( (хором)

    - Жи- жи- жи - сказку расскажи.

    - Ша-ша-ша - сказка хороша.

    - Ву-ву-ву - сказка наяву.

    - Ра-ра-ра - нам читать пора.

    Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?

    Ученики: К народным

    Учитель: Чему учат сказки?

    Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

    Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?

    Ученики: Авторские сказки

    Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?

    Ученики: Это сказки, которые написал автор.

    Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским?

    Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко"

    – Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

    – К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?

    Так чем же мы будем заниматься на уроке?

    Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского.

    К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

    Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

    Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

    (обратить внимание на выставку книг писателя)

    В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.

    Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.

    - А о ком она будет, угадайте в загадке

    Посмотрите-ка, какая –Вся горит, как золотая.Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой. (лиса)

    - С бородой, а не старый,

    с рогами, да не бык,

    с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)

    Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

    Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.

    Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

    (слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

    Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

    Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

    Учитель: Что произойдёт дальше?

    Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.

    Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

    . Проверка первичного восприятия текста.

    Учитель: Понравилась ли вам сказка?  А что особенно запомнилось? Почему лиса попала в колодец?

    Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.

    Учитель: А зачем заглянул туда Козёл?

    Ученики: Ему интересно было, пить захотел.

    Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она обманула козла?

    Ученики: Потому что хитрая была.

    Учитель: Почему козел поверил ей?

    Ученики: Потому что глупый, доверчивый.

    Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?

    Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.

    Учитель: А как бы поступили вы?

    Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

    . Чтение произведения детьми.

    Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные слова.

    (чтение детьми)

    Учитель: Какие слова требую объяснения?

    Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали.

    Работа по карточкам,

    (дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)

    Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.

    (хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,).

    Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.

    (глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)

    Учитель: Какие слова требуют объяснения?

    Ученики: Коварная, самовлюблённый.

    Учитель: Где найдём ответ? (работа со словарём) Кто из героев вам больше всего понравился?

    Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие.

    Музыкальная физминутка.

    . Чтение по ролям

    Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)

    Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает, что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?

    Ученики: Так думает сам козёл.

    Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?Как назвала Лиса Козла? Почему?

    Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

    Учитель: Что вы чувствовали, когда читали диалог? Представьте, что перед вами настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы?

    Учитель: Какой совет дали бы козлу?

    Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

    Учитель: Чему может научить эта сказка?

    Ученики: Нужно всегда думать головой.

    . Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закрепленына доске)

    За глупой головой и ногам плохо.

    Голова дана для того, чтобы думать.

    Лисица семерых волков проведет

    Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

    Говорят: «Хитрость – это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро!

    Учитель: Продолжи предложение

    Теперь я знаю…….

    Теперь я умею……..

    Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок вы вынесли из этой сказки?

    Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

    Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся личико.

    - Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.

    - Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

    - Спасибо за урок!

    Список используемых источников:

    1. Кац Э.Э. Учебник Литературное чтение 1 класс – М.: АСТ, Астрель, 2009

    2. Кац Э.Э. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» - М.: АСТ, Астрель, 2009

    doc4web.ru

    Традиционные герои сказок о животных (1 класс)

    Обратная связь

    Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Email: [email protected]

    Мы в социальных сетях

    Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

    Для правообладателей >

    myslide.ru