Конспект урока по литературному чтению на тему В.П.Катаева "Цветик - семицветик". Цветик семицветик конспект урока


Презентация и конспект урока по литературному чтению В.Катаева «Цветик-семицветик».

Тема: Раскрытие мира человеческих ценностей на примере произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости.

Задачи:

1. Обучающие. Формировать умение работать с текстом произведения. Учить сравнивать и анализировать произведение. Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа. Формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения. Учить детей понимать особенности характера главного героя. Учить работать в группе.

2. Развивающие. Способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений. Развивать навыки пересказа литературного текста.

3. Воспитывающие. Воспитывать чувство любви, сочувствия, сопереживания, доброты, сострадания к людям, желание помочь больному человеку, чувство дружбы и взаимовыручки, милосердное отношение к людям с ограниченными способностями, старикам.

Оборудование: портрет В.П.Катаева, интерактивная доска, слайдовый материал с заданиями, фонограммы песен «Цветик-семицветик», «Дорогою добра», тестовики, сигнальные карточки, смайлики, лепестки, рисунки «Цветика-семицветика», чёрные фломастеры.

Для учащихся: учебник, цветные карандаши.

Предварительная работа: знакомство с жизнью и творчеством В.П.Катаева, чтение произведения В.Катаева «Цветик-семицветик», просмотр мультфильма.

ХОД УРОКА.

Этап

урока

Содержание урока

слайда

Организационный момент

     Организовать учащихся на учебную деятельность.

- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

- Ребята! Вы готовы к уроку? (Да!)

Я на вас надеюсь, друзья!

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Гулять сегодня некогда

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам,

И мы их удивим.

Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.Захотели вновь прийти!

1

Мотивация учебной деятельности учащихся

- С помощью смайликов покажите, какое у вас настроение.

- А я вот сегодня видела человека, который был сначала грустный, а потом стал весёлым. Рассказать, почему?Рассказ учителя.Мальчик шёл быстро, торопился. «Наверное, проспал и опаздывает на урок, » – подумала я. И вот он уже возле светофора, горит зелёный свет, нужно переходить… А тут:- Помогите, пожалуйста, переведите через дорогу!Все торопятся, проходят мимо. А мальчик не прошёл, перевёл старичка. И появилась на лице улыбка и у старичка, и у мальчика.

- Может быть, после нашей работы на уроке у того, кто пришёл грустный, на лице появится добрая улыбка.

Сообщение темы и цели урока

- Перед вами «бегущая строка». Расшифруйте пословицу.

КЛТЖИЗНЬ ПРСДАНАХТВНАЩВЦДОБРЫЕПВЙДЕЛА

- Эта пословица будет являться эпиграфом, то есть путеводной нитью всего нашего урока.

2

- Вспомните, с творчеством какого писателя, мы познакомились на прошлом уроке? (Валентина Петровича Катаева)

- Как называется его произведение, которое мы прочитали? («Цветик-семицветик»)

- Это тема нашего урока.

3

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.

- Над чем будем работать на уроке?

- Чему будем учиться?

- Что необходимо выяснить?

Работать над ___сказки ,

уметь делать___,

выяснить, чему___ сказка.

(Работать над содержанием сказки «Цветик-семицветик»; уметь делать вывод; выяснить, чему учит сказка.)

4

1. Вступительное слово.

- На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.П.Катаева.

-  Перед вами книжная выставка. Представленные на ней иллюстрации, являются обложками  книг В.П.Катаева. Изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. 

5

Актуализация знаний учащихся.

2. Биографическая тест-викторина.

- Сейчас проведём биографическую тест-викторину, чтобы вспомнить основные моменты из жизни и творчества писателя.

(Объяснить правила работы с тестовиками)

- На листочках, которые лежат перед вами, с помощью цвета вы обозначаете правильный ответ. Если вы согласны с утверждением, то закрашиваете кружочек красным цветом, если не согласны – зелёным.

  1. В.Катаев родился в городе Одесса. (+)

  2. Он учился в гимназии. (+)

  3. У него был младший брат Виталий. (-)

  4. Сначала он писал рассказы, а потом стихи. (-)

  5. Первое стихотворение он написал в 13 лет. (+)

  6. В стихах писал только о море. (-)

  7. Катаев трижды был на войне. (+)

  8. Он работал военным корреспондентом газеты «Правда». (+)

  9. Писал о героизме наших людей. (+)

  10. Потом он писал и басни. (-)

6

Самопроверка.

- Оцените свои знания. Сравните свои результаты с ответами на экране. У кого все ответы совпали, покажите мне красную карточку, кто ошибся – зелёную.

2. Работа над жанром.

Беседа с учащимися.

- С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках? (рассказ, басня, стихотворение, сказка)

- Чем сказка отличается от других жанров?

- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества. В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

- На какие группы по авторам можно разделить все сказки? (авторские и народные)

- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки? (Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора). 

- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки? 

- Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их. ( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных). 

- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы? (В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.) 

- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.

7

Формирование знаний, умений и навыков

1.Обсуждение, анализ содержания сказки. 

- Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с произведением Катаева «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 

«Мозговой штурм».

- Подумайте, почему писатель Катаев назвал своё произведение «Цветик-семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Кластер

волшебница волшебный волшебство чудо-исцеление

цветок больного мальчика

8

Словарная работа

2. Словарная работа.

- В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

- Подберите близкие по смыслу слова:

Растяпа – невнимательная,

велеть – приказывать,

превосходный – хороший,

симпатичный – красивый,

уродливый – некрасивый,

отнять – забрать,

смирные – спокойные.

9

- Объясните значение следующих выражений:

По сторонам зевать, ворон считать – быть невнимательным,

галдели как попугаи – шумели,

взяла досада – огорчилась, расстроилась.

10

Работа над содержанием

3. Чтение и анализ сказки.

- Открываем учебники на с.147

- Почему сказка называется «Цветик-семицветик»? (С его помощью исполняются все желания)

- Прочитаем начало произведения (1-й абзац читает один ученик).

- Похоже ли оно на сказку? (Начало напоминает рассказ, в повествовании нет ничего выдуманного, много вокруг нас таких девочек, как Женя, которые ходят в магазин за хлебом и не всегда бывают внимательными.)

- Что вы узнали из этого отрывка о девочке Жене? Прочитайте. (Идёт по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.)

- Продолжаем читать по-цепочке.

- Где становится понятно, что произведение – не рассказ, а сказка? Найдите и прочитайте это место. (Вдруг, откуда ни возьмись – старушка.)

- «Откуда ни возьмись» - сказочное выражение. Необычное и загадочное появление старушки: так появляются только волшебницы.

- Почему цветок, который дала Жене старушка, называется «семицветик»? (У него 7 разноцветных лепестков)

- Что напоминает вам этот цветок? (Похож на ромашку. Радугу).

- Кто запомнил, какие волшебные слова надо произнести, чтобы исполнилось загаданное желание? А давайте произнесём их все вместе, повторяя за мной движения.

Физминутка.

Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)

Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)

Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)

Возвращайся, сделав круг. (крутятся)

Лишь коснёшься ты земли (приседают)

Быть по – моему вели! (топают ногой)

4. Выборочное чтение.

- Мы продолжаем работать над содержанием сказки. Вы помните, что каждый из семи лепестков выполнял всего лишь одно желание. Давайте вспомним, на что были потрачены эти лепестки, и все ли желания Жени были разумными.

- На что был потрачен первый лепесток? (Чтобы проверить действие волшебного цветка, на желание вернуться домой.)

- Быстро ли Женя попала домой? Найдите строчки, в которых об этом говорится.

- Разумное ли это было желание?

5. Пересказ отрывка.

- Какая неприятность случилась с Женей дома?

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: "Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!"

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и раскололась на мелкие кусочки.

- Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! - закричала мама из кухни. - Не мою ли самую любимую вазочку?

- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя.

- На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)

- Было ли это желание разумным? (Да. Женя не хотела огорчать маму)

- Сколько лепестков пришлось потратить Жене, чтобы исполнилось следующее желание? Почему? (Два лепестка: один лепесток нужен был для того, чтобы попасть на Северный полюс. Второй лепесток, чтобы оттуда вернуться домой.)

11

Жел-

тый

Крас

ный

Синий

Зелё

ный

6. Составление рассказа по картинке.

Женя обиделась на мальчиков из своего двора. Они играли в полярников и не приняли её в игру из-за того, что она девочка. Женя решила доказать, что обойдётся и без них. Оторвала лепесток, велела перенести её на Северный полюс и не подумала о том, что в своём летнем платьице там замёрзнет. К тому же на Северном полюсе есть дикие медведи и другие опасные животные. Женя, конечно, сразу замёрзла, испугалась белых медведей и поспешила оторвать ещё один лепесток, чтобы вернуться домой.

- Разумными ли были эти два желания? (Первое – нет, а второе – да.)

- Сколько лепестков осталось на волшебном цветке? (3)

12

7. Выборочное чтение.

- Женя опять попала к себе во двор и увидела там подруг с кучей игрушек.

- Прочитайте, что почувствовала Женя, когда увидела так много красивых игрушек. (Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.)

- Какое пятое желание загадала девочка? Прочитайте. (Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!)

- Исполнилось ли это желание? Докажите словами из текста. (И в тот же миг, откуда ни возьмись, со всех сторон повалили к Жене игрушки.)

- Давайте прочитаем и проследим, что чувствовала Женя, когда её завалило игрушками.

Сначала обрадовалась, потом испугалась, а потом в ужасе закричала, что ей не надо столько игрушек.

- Какое шестое желание ей пришлось загадать? (Вели, чтобы игрушки поскорей убирались обратно в магазины.)

- Сколько же лепестков Женя истратила?

- Получила ли она от этих желаний удовольствие?

- О чём же задумалась Женя? (Чтение отрывка до момента встречи Жени с мальчиком).

- Прочитайте, что же произошло дальше? (Пошла она по улице… Девочка без всякого страха подошла к нему.)

13

Оран

жевый

Фиоле

Товый

8. Чтение по ролям.

- Найдите в конце произведения разговор Жени и Вити. Как называется в литературе разговор двух лиц? (Диалог.)

- Прочитаем этот диалог по ролям. Подумайте, как должна говорить Женя, как – мальчик. (Женя – смело, уверенно, без всякого страха; Витя – весело, спокойно.)

Чтение диалога Жени с Витей.

- Какое последнее желание загадала Женя? (Чтобы Витя был здоров.)

- Как вы думаете, с умом ли потратила Женя единственный оставшийся лепесток? (Да, это было самое разумное желание.)

- Жалко ли ей было тратить его не на себя?

- Найдите в тексте и прочитайте место, где об этом говорится.

(С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья.)

- Давайте хором произнесём эти волшебные слова.

- Как вы думаете, почему голосок Жени дрожал от счастья? (Она радовалась тому, что может вернуть мальчику здоровье. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)

- Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно, потому что поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)

- Чем же заканчивается сказка? (Мальчик Витя выздоровел.)

Голу

бой

Физминутка

Гимнастика для глаз.

- Чтобы наши глазки после чтения отдохнули, и мы с вами были здоровыми, проведём гимнастику для глаз. Внимательно следите за цветиком-семицветиком на экране.

Звучит фонограмма песни «Цветик-семицветик».

14

Характеристика главного героя

9. Портретная характеристика главного героя.

- У Жени было 7 волшебных лепестков. 6 из них она потратила зря.

- Давайте выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстроим модель-описание характера главной героин..

- Какой вы представляете Женю? (Маленькая девочка, такая же как и все обыкновенные дети.)

- Одинаковая ли была Женя на протяжении всей сказки? (Нет.)

- Какой она была, когда совершала глупые поступки? (Обидчивая,, вспыльчивая, завистливая)

15

- А какой она была, когда совершала разумные поступки? (Добрая, заботливая, любящая)

- В каких ситуациях проявились эти человеческие качества? (Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)

16

Обобщение. Рефлексия.

1. Обобщающая беседа.

- Чему нас учит эта сказка?

- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

- Вспомните пословицу, которая выражает основную мысль сказки. (Жизнь дана да добрые дела)

- Какие дела можно назвать добрыми?

(На экране – иллюстрации, на которых дети совершают добрые поступки.)

- А  кто из вас делает добрые дела?

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.)

17

2. Творческая работа в группах.

- Поработаем в небольших группах. У вас на партах лежат модели волшебного цветка. Посовещавшись, вы должны решить, какими человеческими качествами должны обладать люди, чтобы совершать добрые поступки, и написать их на лепестках. (Доброта, любовь, сочувствие, сопереживание, сострадание, желание помочь, дружба, взаимовыручка, милосердие, взаимовыручка, взаимопомощь.)

Дети пишут на лепестках человеческие качества, вывешивают цветы на доску.

- С чем можно сравнить жёлтый лепесток? (С весёлым солнышком)

- А синий? (С мрачной тучкой)

- В заключение урока я вас хочу спросить: если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то какого бы он был цвета: желтый, как солнышко, или синий, как тучка?

- Покажите с помощью лепестков своё настроение.

18

Цве

ток

Домашнее задание. Оценивание. Итог.

1. Домашнее задание. Инструктаж. 

- Я предлагаю вам дома написать в своих тетрадях по чтению небольшое сочинение на тему: «На что бы я потратил (а) свой последний лепесток?»

2. Итог урока.

- Если бы у меня остался последний лепесток, то я бы пожелала, чтобы вы были самыми добрыми, самыми дружными, самыми заботливыми и любимыми! Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся! Я уверена в том, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать только хорошие поступки.

3. Оценивание.

- Всем большое спасибо! Самым активным помощникам за урок ставлю оценку «отлично». А вам, дорогие гости, мы приготовили подарки, выполненные своими руками.

Звучит фонограмма песни «Дорогою добра». Гостям вручаются открытки с аппликацией цветика-семицветика.

19

20

infourok.ru

Конспект урока на тему "В.П. Катаева "Цветик-семицветик"

Тема урока В.П. Катаева "Цветик-семицветик" Задачи урока. 

 Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.  Учить составлять образ, выделять основную мысль.  Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.

 Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог.  Развивать мышление.

 Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.  Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.  Прививать интерес к чтению, к книге. Цель урока .  Ознакомление с творчеством В.П.Катаева через изучение произведения «Цветик - семицветик», .

Оборудование.  Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева  Мультимедийные слайды  На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела»  Лепесточки цветка для работы в парах, таблица. Ход урока I. Организационный момент. Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек, улыбнитесь друг другу. Улыбка располагает к приятному общению. Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

Создание эмоционального настроя. На доске таблица : Рядом с таблицей – портрет ученика.внимательный аккуратный самостоятельный любознательный активный рассеянный веселый модный рассудительный

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями? Ответы учащихся. Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. II. Актуализация знаний. Учитель: Расшифруйте текст. ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ

Учитель: Что это за слова? Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством ---– , работа над ----– сказки ---– умение делать ---– , чему---– -----.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка. III. Работа по теме урока. 1. Беседа об авторе.  (слайды)Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока. – Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. 

2. Работа над названием сказки. Работа по приему « Дерево предсказаний» -О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ) -Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

3.Мозговой штурм. - А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? Составление кластера

исцеление больного мальчика волшебница волшебный цветок приключения чудеса

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений: – по сторонам зевать; – галдели, как попугаи; – взяла досада. б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….

в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ? Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера)

Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует. Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь . Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях? 4. Работа по содержанию сказки.

а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога. Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом? Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова. Учащиеся разучивают эти волшебные слова. Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

Лепесток желание чувство разумное или нет 

– На что был потрачен первый лепесток? Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой. Учитель: Какая неприятность случилась с Женей? Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу. Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему? Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь. Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру. – Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе. Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе? Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть. 5. Физминутка. Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Вот подул вдруг ветерок, Закружился снежок, Пляшут все снежинки, Белые пушинки. 6. Продолжение работы по содержанию текста. Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание? Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю. Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание? Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка. Ответ детей. Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице лепесток желание чувство разумное или нет желтый вернуться домой радость разумное

Красный склеить вазу облегчения разумное

Синий попасть на полюс страха глупое

Зеленый вернуться с полюса радости разумное

оранжевый иметь все игрушки испуг глупое

фиолетовый отправить игрушки облегчения разумное

голубой вернуть здоровье радость разумное

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

Учитель: Чему же учит эта сказка? Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети

Викторина (презентация)

IV. Домашнее задание.

-Чтение рассказа выразительное. 

V. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик? 

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.

doc4web.ru

Конспект урока на тему "цветик-семицветик"

Тема: В.Катаев «Цветик - семицветик»

Цель:

1. Образовательная - познакомить учащихся с произведением В. Катаева; учить устанавливать различия между сказкой и пьесой, читать пьесу в лицах, давать обстоятельные ответы на поставленные вопросы,

2. Развивающая - развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами;

3. Воспитательная - воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки.

Ход урока:

І. Организация класса (слайд 1)

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

II. Мотивация учебной деятельности

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте и скажите какая тема нашего урока.

1. Загадка (слайд 2)

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток —

Полетишь на восток,

И на север, и на юг

И вернёшься в детский круг.

Ты желанья загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонёк? (Цветик- семицветик)

III. Сообщение темы урока

Молодцы, справились с загадкой («Цветик - семицветик»). (слайд 3)

IV. Изучение нового материала.

2. Рассказ о писателе (слайд 4, 5)

-Кто знает, кто написал это произведение? (ответы детей)

Валентин Петрович Катаев, русский писатель, родился 16 января 1897 года в Одессе. В этом городе прошло его детство и юность. Наиболее ярко талант Катаева как детского писателя проявился в таких сказках-притчах: «Дудочка и кувшинчик», «Пень», «Жемчужина», «Голубок», «Цветик - семицветик

3. Беседа

«Цветик – семицветик» - это что за произведение? (сказка)

- А что такое сказка? (слайд 5)

- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

-Какие бывают сказки ? (авторские, народные)

- Цветик - семицветик это какая сказка? (авторская)

- На какие группы делят сказки (о животных, бытовые, волшебные)

- А какая наша сказка мы узнает, когда её прочитаем.

4. Работа с текстом.

Открываем стр.115.

1)Рассказ учителя.

- Посмотрите, что необычного вы видите в сказке? (она написана не так, как все сказки)

- Правильно, потому что это сказка - пьеса. ( слайд 6)

Пьеса (франц. pièce) — драматическое произведение, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены.

Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии.

2) Словарная работа (слайд 7)

- В тексте вам встретятся таки слова баранки, тмин.

- Как вы думаете, что такое баранки?

- А что такое тмин?

Баранки — булочное изделие в виде небольшого кольца из заварного теста.

Тмин – травянистое растение, семена которого употребляют в пищу как приправу.

3) Чтение текста учителем

- Сегодня мы с вами познакомимся только с 1 частью сказки «Цветик- семицветик».

Сейчас я вам прочитаю 1 часть сказки, а вы внимательно послушайте.

- Ребята, вам понравилась эта сказка? (да)

-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)

4) Физминутка для глаз.

Следите глазками за цветочком.

5) Чтение учащимися по ролям.

Сейчас мы с вами попробуем прочитать сказку по ролям, но вам нужно помнить, что читать надо только те слова, которые произносит герои.

Итак, Женю читает………., старушку читает……….., собаку читает………, деревья читает…………., берёзку читает ………, мороженщика читает…….., девочку читает………. .

6) Беседа по содержанию

- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина? (собака съела баранки)

-Как у неё оказался «Цветик- семицветик»? (старушка дала)

- На что похож «Цветик- семицветик»? (на ромашку)

- Каким волшебным свойством он обладал? (исполнял желания)

- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? (чтоб собака принесла баранки)

-А второй? (чтобы упало 20 веток)

- На какое желание потратила Женя третий лепесток? (200 порций мороженного)

- А четвёртый лепесток потратила Женя на какое желание? (чтобы опять было тепло)

7) Выборочное чтение

-Найдите и прочитайте в сказке

1) какие волшебные слова говорила Женя? (лети, лети, лепесток…)

2) для кого были куплены баранки? (для мамы…)

3) что ответила берёзка Жене. (

4) отрывок сказки, который относится к иллюстрации на с. 117 (Ничего девочка не плачь!)

8) Работа в парах

- Сейчас мы поработаем в парах.

У вас на столах лежал листики. Вам нужно записать поступки Жени, которые она делала неправильно.

- А какие дела можно назвать правильными и добрыми нам расскажет…….. и ………

1 ученик

Достается недешево

Счастье трудных дорог

Что ты сделал хорошего

Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряется

Все земные труды.

Может вырастил деревце

На земле.

2ученик

Можешь строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

– Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

V. Рефлексия

- Мы сейчас с вами встанем в кружочек, и загадаем самые заветные 4 желания, вместе отрывая лепесток от нашего цветика – семицветика. Отрывает лепесток …………

Говорим все вместе – Лети, лети, лепесток….

VI. Итог урока.

- Сколько всего лепестков на цветике – семицветике?

- Сколько всего лепестков использовала Женя в 1 части сказки?

- Правильно ли она их использовала?

VI. Оценивание учащихся

VII. Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока "Цветик - семицветик" В.П. Катаев

Урок — конференция

3 класс.

Тема урока: Валентин Петрович Катаев. «Цветик - семицветик».

Цели урока:

1). Повышение у ребят интереса к книге, к знаниям;

2). Эстетическое и нравственное воспитание детей.

Оборудование: книжная выставка, увеличенные цветные иллюстрации к книге.

Ребята получили задание взять в библиотеке (если нет своей), прочитать книгу и принести ее для работы на уроке.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель поздравляет ребят с праздником (ведь встреча с книгой — это всегда праздник) и начинает урок.

—Какую книгу вы принесли сегодня для работы? Покажите мне ее, пожалуйста. Как она называется? Кто автор?

- Правильно. Валентин Петрович Катаев — замечательный советский писатель. Он написал много книг для взрослых. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах, другие прочитаете сами. Я уверена, что вам захочется сделать это. Но Валентин Петрович и прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

- Кто из вас прочитал эту книгу? (Показываю книгу.)

- Все прочитали? Молодцы!

  1. Беседа по выставке книг.

Книга «Цветик-семицветик» написана в 1940 году. Ей больше 50 лет. А когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, наверное, понравилась и вашим родителям, и вашим старшим братьям и сестрам.

-Кому из вас понравилась эта книга? Всем?

Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся.

Перед вами книжная выставка. Все книги, представленные на ней,— это «Цветик-семицветик». Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками.

(Рассматриваем книги, сравниваем, приходим к выводу, что книга, изданная позже остальных самая красивая: она необычной формы, бумага плотная и белая, в ней яркие выразительные иллюстрации.)

  1. Беседа по содержанию книги.

—Почему книга называется «Цветик-семицветик»?

—В подзаголовке написано, что это — сказка. Вы согласны? Докажите, пожалуйста. (Дети говорят о фее, о волшебстве, о счастливом конце книги.)

— Прежде чем беседовать о содержании книги, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

— Нет ли в книге непонятных слов и выражений? (Кто-нибудь может спросить, кто такие «папанинцы», что значит «зевать по сторонам».)

— Кто помнит начало сказки? (Один из учеников начинает пересказ, другой продолжает до встречи Жени с волшебницей.)

Значит, Женя, заблудилась. Она оказалась в незнакомом месте.

Сценка.

Входит Женя и плачет:

-Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?

Входит волшебница:

-Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь?' Успокойся. Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок тоже нет, но я подарю тебе цветок. (Подает аппликацию цветика-семицветика, шепчет Жене что-то на ухо, они выходят.)

Слышен радостный голос Жени: «Спасибо тебе, добрая волшебница!»

— Ребята, что сказала волшебница по секрету девочке Жене?

(Дети говорят о том, что Женя получила волшебный цветок и узнала, как пользоваться им.)

— А кто из вас знает эти волшебные слова?

(Обычно почти все дети поднимают руки, так как запомнили эти слова.)

— Так много желающих? Тогда давайте все вместе выразительно произнесем эти слова наизусть. (Я читаю эти слова вместе с детьми.)

— Что же произошло потом? Исполнилось желание Жени?

(Дети один за другим пересказывают текст дальше.)

— А как автор описывает медведей на Северном полюсе?

(Кто-то из детей находит в книге этот эпизод и зачитывает его.)

— А какие игрушки прибежали к Жене?

Дети с радостью перечисляют игрушки и пересказывают текст дальше:

«И вот Женя увидела, что остался один-единственный лепесток».

Ребята! Сколько же лепестков Женя уже использовала? (Шесть.)

— А вы уверены, что шесть?

(Дети вспоминают, на что были истрачены лепестки, а я от аппликации отделяю по ходу их рассказов лепестки и приклеиваю рядом на доске.)

— Да, действительно, шесть. О чем же задумалась Женя?

(Дети находят этот эпизод в книге и читают его до слов, когда Женя встречается с мальчиком.)

— Что же произошло дальше?

Ребята пересказывают. А учитель зачитывает слова: «Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья (почему?) голосом тихонечко запела: «Лети, лети...»

Дети читают, как Женя, наизусть волшебные слова.

— Чем же заканчивается сказка? (Мальчик Витя выздоровел.)

Использованы все 7 лепестков. Женя загадала 7 желаний. Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?

(Дети безошибочно определяют, что седьмое, так как те лепестки она истратила на себя, а последний лепесток — на то, чтобы помочь другому человеку в беде.)

— Посмотрите, ребята, на эту иллюстрацию. Какому эпизоду из сказки она соответствует? — А эта? (Ребята дружно отвечают.)

— Какой эпизод из сказки показался вам самым смешным? Самым грустным? А самым радостным?

— А теперь немного пофантазируем. Кто-то стучит? Кто это к нам пришел?

Сценка.

Входят волшебница и три маленькие феи. Волшебница:

— Ребята! Я пришла к вам не одна. Сейчас мы подарим вам по волшебному цветочку. Только в цветочке не семь лепестков, а один. Вы можете загадать только одно желание. (Феи всем ребятам и гостям вручают аппликацию цветка с одним лепестком, прощаются и уходят.)

— Так вы загадали свое желание? Помните: у вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание. Другого лепестка у вас не будет!

(Дети высказывают свои желания, которые у них, конечно, очень разные.)

— А сейчас обратимся к плакату. На нем написаны три пословицы. Давайте хором прочитаем их. В какой пословице пропущено слово? Какое это слово? Подумайте, пожалуйста: какая из пословиц выражает основную мысль сказки?

(Дети спорят, доказывают и приходят к выводу, что это пословица «Жизнь дана на добрые дела».)

— А что значит «Жизнь дана на добрые дела»? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми? (Дети перечисляют.)

А кто из вас делает добрые дела? (Отвечают дружно.)

— Скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

-Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда об этом тебя попросят.

В начале урока вы сказали, что книга вам понравилась. Что же вам понравилось в этой книге?

  1. Итог урока:

Все ребята очень хорошо работали на уроке и, наверное, запомнили эту пословицу — «Жизнь дана на добрые дела». Я уверена, что вы всегда будете стараться делать только добрые дела и совершать только хорошие поступки.

  1. Рефлексия.

Урок окончен.

infourok.ru

Конспект урока на тему «В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Тема урока В.П. Катаева «Цветик-семицветик» Задачи урока. 

 Учить воспринимать и анализировать содержание сказки.  Учить составлять образ, выделять основную мысль.  Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность.

 Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог.  Развивать мышление.

 Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.  Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.  Прививать интерес к чтению, к книге. Цель урока .  Ознакомление с творчеством В.П.Катаева через изучение произведения «Цветик — семицветик», .

Оборудование.  Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева  Мультимедийные слайды  На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела»  Лепесточки цветка для работы в парах, таблица. Ход урока I. Организационный момент. Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек, улыбнитесь друг другу. Улыбка располагает к приятному общению. Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

Создание эмоционального настроя. На доске таблица : Рядом с таблицей – портрет ученика.внимательный аккуратный самостоятельный любознательный активный рассеянный веселый модный рассудительный

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями? Ответы учащихся. Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. II. Актуализация знаний. Учитель: Расшифруйте текст. ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ

Учитель: Что это за слова? Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством —– , работа над —-– сказки —– умение делать —– , чему—– ——.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка. III. Работа по теме урока. 1. Беседа об авторе.  (слайды)Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока. – Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. 

2. Работа над названием сказки. Работа по приему « Дерево предсказаний» -О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ) -Почему сказка с таким необычным названием?

( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

3.Мозговой штурм. — А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? Составление кластера

исцеление больного мальчика волшебница волшебный цветок приключения чудеса

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений: – по сторонам зевать; – галдели, как попугаи; – взяла досада. б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….

в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ? Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера)

Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует. Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь . Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях? 4. Работа по содержанию сказки.

а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога. Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом? Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова. Учащиеся разучивают эти волшебные слова. Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

Лепесток желание чувство разумное или нет 

– На что был потрачен первый лепесток? Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой. Учитель: Какая неприятность случилась с Женей? Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу. Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему? Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь. Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру. – Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе. Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе? Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть. 5. Физминутка. Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Вот подул вдруг ветерок, Закружился снежок, Пляшут все снежинки, Белые пушинки. 6. Продолжение работы по содержанию текста. Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание? Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю. Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание? Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка. Ответ детей. Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице лепесток желание чувство разумное или нет желтый вернуться домой радость разумное

Красный склеить вазу облегчения разумное

Синий попасть на полюс страха глупое

Зеленый вернуться с полюса радости разумное

оранжевый иметь все игрушки испуг глупое

фиолетовый отправить игрушки облегчения разумное

голубой вернуть здоровье радость разумное

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

Учитель: Чему же учит эта сказка? Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети

Викторина (презентация)

IV. Домашнее задание.

-Чтение рассказа выразительное. 

V. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик? 

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.

www.alllessons.ru

Конспект урока по литературному чтению на тему В.П.Катаева "Цветик

2 класс. Открытый урок по литературному чтению.

Дата:________________

Тема: Валентин Петрович Катаев «Цветик - семицветик».

 Цель: Ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»; учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам.  Формировать умение анализировать произведение.

 Задачи:

                 1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

               2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений.

               3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

 Оборудование: презентация « Цветик – семицветик», выставка   книг

 В. Катаева,   учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, текст произведения «Цветик-семицветик», материал для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вы скакали, словно мячики,Мои девочки и мальчики,А сейчас звонок звенит,Успокоиться велит,Приготовить книги, ручкиДля урока «почемучки»!

  1. Речевая разминка.

Работа над пословицей

-  Прочитайте поговорку

    Спешите делать добро.

-  Объясните смысл.

3. Вступительная беседа:

 - С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Почему?

     Что может изменить плохое настроение?

-   Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили

    смысл именно этой пословицы?

- Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы продолжим работу над сказкой  о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный. Эту сказку написал 73 года  назад  Валентин Катаев. Называется она «Цветик-семицветик».

-  Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего урока. А сейчас в путь. Вы готовы?

1. Слово о авторе

     Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался детям.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

  1. Чтение 1 части текста. Стр. 94 – 96

  2. Случайно ли у цветка семь цветков?

а. Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? ( Жене не хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась.)

б. Найдите  строчку  подходящую  к данному слайду

в. Кто и как ей помог? Найди строчки  из текста.

г. Какие волшебные слова  нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

5. Работа по теме:

1.  Обсуждение, анализ содержания сказки. 

     - А сегодня на уроке мы продолжим работу  с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. С полным  текстом этой сказки вы познакомились летом. А сегодня мы вспомним и проанализируем события в произведении, поступки героев, отношения между героями.

 А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик - семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

       ( « Цветик - семицветик» назван  сказкой  потому, что в ней действует волшебница, которая  ниоткуда  появляется и  неизвестно куда пропадает. В сказке  есть волшебный  цветок, исполняющий  все  желания,  есть невероятные приключения девочки  Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)

  1. Словарная работа

 В тексте встретятся  слова, значение которых   вам не совсем понятно:

Черепки -  обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька -  нет друзей

тяпа-растяпа -  рассеянный человек,

  1. Чтение 2 части текста подготовленными учениками.

Подберите строки из сказки к каждому слайду.

а)( Слайд 6 ) Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома. А в руках – связка баранок!

б)  О чём подумала Женя глядя на цветок? 

(Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку)

в) Чем закончилась эта идея? Почему?

И снова полетел лепесток!

г)  Стр. 98

Нравится ли тебе, как Женя тратит лепестки?

Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?

Как бы ты поступил?

  1. Физминутка     Лети, лети лепесток….  

  2. Чтение 3 части текста по «цепочке»

         Следующий эпизод сказки требует пояснений. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. ( Папанин и его товарищи- учёные- полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) Они, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчики не приняли Женю в игру.

 - Как вы думаете, нравится ли автору, как Женя тратит лепестки? Почему?

6. Чтение учителем 4 части текста.

- Ответьте на вопросы по тексту.

а)  Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)

б) Знала ли она что – либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? ( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей. Она могла замерзнуть или быть съеденной медведями.)

в) Что сказала девочка в ответ на неприветливые слова мальчиков? 

г) Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой?  ( Это глупое желание. Девочка погибла бы, поэтому четвертый лепесток она потратила на то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание было очень разумным.)

И снова полетел лепесток! 

г) Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)

д) Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? ( Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у неё во много раз больше игрушек, чем у их.)

 е) Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему? 

( Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

ж) На что она потратила шестой лепесток? Разумно ли было это желание? ( Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.)

7. Чтение текста 5 части  учащимися.

а) Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний, седьмой  лепесток? ( Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)

8. Подведение итога урока:

   - Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале урока:

а)  Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка?

- Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала  подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям. Сказка учит, что надо не просить выполнять твои желания, а стараться больше знать и просить только очень нужное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. И совсем необязательно иметь лепестки цветика - семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. 

б) « Волшебный цветок» Работа в паре.  

 Представим, что  у вас появилась возможность  сделать волшебный цветок, но не такой который достался Жене, а с пожеланиями  всем людям нас окружающим. Возьмите приготовленные вами на уроке технологии  цветы, обсудите с соседом по парте и напишите на каждом лепестке своё пожелание.

 

  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2.  Д/З  1. Составить рассказ о Жене.

              2. Пересказать любую часть по выбору.

Вы хорошо, ребята,  поработали. Молодцы! Оценивая поступки Жени, наверняка, для себя сделали выводы о хороших поступках. Наш урок я хотела бы закончить словами:

                      Добрым быть совсем-совсем не просто,

                             Не зависит доброта от роста.

                            Доброта приносит людям радость

                            И взамен не требует награды.

                            Доброта с годами не стареет,

                            Доброта от холода согреет.

                            Если доброта, как солнце, светит,

                           Радуются взрослые и дети.

7. Рефлексия.

-Зачем нам нужен был этот урок?

- За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?

  Благодарю вас за урок. Вы - молодцы.

infourok.ru

"Цветик - семицветик" конспект занятия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г.Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Конспект занятия

«Цветик - семицветик»

Методист

Бондаренко Марина Анатольевна

Новокубанск, 2015 год

Конспект занятия «Цветик - семицветик».

Дата проведения: 05.11.2015 г.

Цели:

- развивать у детей фантазию, творческое воображение;

- развивать умение правильно подбирать цвета;

- развивать умение вырезать ножницами точно по линии;

- закреплять навыки составления целого из частей;

- подводить к эмоциональной оценке готовых работ;

- формировать знания о формате, правильном выборе горизонтального или вертикального формата.

Задачи:

- обучающая: закреплять знания цветов;

- развивающая: развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображения, наблюдательности;

- воспитательная: воспитывать у детей внимательность, целенаправленность, аккуратность.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеенка, кисть, салфетка, подставка для кисти.

Предварительная работа: чтение сказки Катаева «Цветик – семицветик», беседы на тему «Радуга», «Исполнение желаний», показ презентации «Цветик-семицветик».

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы окажемся на месте девочки Жени из мультфильма и постараемся не потратить наши лепестки впустую. А начнем мы с подготовки. Пожалуйста, ребята, встаньте и начнем урок с физкультминутки.

Физминутка «Начинаем отдыхать!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (выполняем указанные движения)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Беседа.

Педагог: А теперь давайте вспомним волшебные слова, которые произносила Женя во время загадывания желания…

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему вели…

Педагог: У каждого из нас есть желание, да не одно. А у вас, ребята, есть желания?

Учащиеся: Да, есть! (Ребята перечисляют желания)

Педагог: Ах, как хочется, чтобы все они исполнились. Если бы у каждого из нас был цветик-семицветик, исполнились бы наши семь желаний. Давайте и мы попробуем сделать такой цветочек своими руками из лоскутков!

Учащиеся: Давайте!

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, сколько лепестков было на цветке Жени в мультфильме?

Учащиеся: Семь.

Педагог: А каких цветов были лепестки и, как вы думаете, почему именно таких цветов?

Учащиеся: Красный, желтый (перечисляют цвета). Они по количеству цветов в радуге!

Педагог: Молодцы, ребята! Оказывается, вы все хорошо знакомы с радугой и все прекрасно знаете цвета. А теперь мы отдохнем и приступим к выполнению цветка. Давайте поиграем в такую игру: Мы встанем в круг, и я каждому из вас раздам по краске - вы будете именно таким цветом. Я буду называть цвет, которого нет среди вас, а вы должны сказать, как нам получить такой цвет и соответствующие цвета должны выйти в середину круга и взяться за руки. Давайте попробуем: оранжевый? Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить «оранжевый»? Голубой? Розовый? Молодцы, ребята! А вот это сложный – зеленый? Для того чтобы получить зеленый, нам нужно смешать желтый и синий. Пожалуйста, запомните это. А теперь пройдем на места и займемся подарком для наших мам.

Показ, объяснение и выполнение работы.

(На каждого ребенка на подносе семь прямоугольников цветной бумаги разных цветов, дети обрезают уголки, закругляют.)

Педагог: Ребята, а какой формат бумаги нам лучше выбрать – горизонтальный или вертикальный?

Учащиеся: Вертикальный.

Педагог: Правильно, так как наш цветок вытянутый вертикально, он растет ввысь. Молодцы, ребята! Теперь мы отложим ножницы в сторону, они нам больше не понадобятся, и начнем приклеивать наши лепестки на картон. На ваших форматах уже есть сердцевина цветка, ваша задача наклеить аккуратно лепестки вокруг этой сердцевинки. Посмотрите, пожалуйста, как я начну это делать. Надо на клеенке с изнаночной стороны намазать лепесток клеем, отложить кисть, наложить лепесток на формат и промакнуть салфеточкой. Так нужно сделать с каждым из семи лепестков. Ребята, у кого есть вопросы.

Учащиеся: (задают имеющиеся вопросы)

Подведение итогов занятия.

Педагог: Ребята, у нас у всех получились такие красивые цветы, они точно волшебные! Давайте наши работы повесим на доску, и посмотрим, у кого что получилось. А потом мы подарим наш цветок желаний нашим любимым мамам. Пускай они тоже исполняют свои заветные желания.

infourok.ru