Блог воспитателя Арестовой Екатерины Геннадьевны "Развивайся вместе с нами". Аппликация хохлома в подготовительной группе


Аппликация Хохлома

Изначально "хохлома"- это, конечно, стиль народной росписи. И словосочетание "аппликация хохлома" звучит довольно странно. Тем не менее, в наше время всё возможно, вот и роспись успешно заменена аппликацией. С другой стороны -такие замены стоит проводить, если есть достойная цель. Моя тема - развитие рук и глазомера, и из хохломы можно извлечь много полезного по моей теме. Так что приступим. Представляю вашему вниманию "мастер-класс"или методическую разработку, вобщем, я расскажу как провести занятие "Аппликация Хохлома".

Сразу уточню - до этого мы проходили "раскраски хохлома", и у учеников  уже имеется по несколько качественно выполненных раскрасок с хохломскими узорами.

Вот эту раскраску мы разрежем на детали и склеим точно такую же композицию. Второклассники к такой идее отнеслись прямо с азартом: интересно же проверить свой глазомер. Но я сразу предупреждаю -вырезать детали надо по одной и  сразу приклеивать на фон (если же попытаться рационализировать труд и вырезать всё разом,то потом не разберёшься в куче завитушек -какую куда).

Лист, на котором выполнена раскраска,тоже лучше сильно не разрезать - ведь это план нашей аппликации.

Я надеюсь, идея понятна. Это первый способ, который мы применили и,конечно же, использовать его можно не только  для хохломских узоров или народных росписей,но и в любом случае, когда надо перенести картинку на другой фон . Остальные способы я опишу в следующей статье.

Как выполнить аппликацию Хохлома вам рассказала Марина Новикова.

Метки: народная роспись, хохлома

Читайте также:

Google+

Марина Новикова

handykids.ru

конспект по аппликации "Хохлома", Жарова Екатерина Сергеевна

Тема недели: Ягоды.

Аппликация:Веточка с ягодами (хохломская роспись).

Программное содержание:

украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.

учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды; учить рисовать завитки, травку, прожилки; 

познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;

воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;

развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек.Материалы:Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.Ход работы:

1ч.Организационная работа.В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире.Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.Красоту такую люди называют хохломой.2ч. Показ образца.

Начинаем работу с вырезания шаблонов.Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем.Приклеиваем большие листья.Приклеиваем красные клубнички.Приклеиваем маленький листик.Приклеиваем ягодки красной смородины.На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки.На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки.На ложке рисуем зелёные завитки.Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик.Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова.Вот так ложка смотрится на белом фоне.3ч. Самостоятельная работа.

Напомнить последовательность выполнения работы, следить за правильностью ее выполнения.

Напомнить правила работы с ножницами:— не играй с ножницами, это не игрушка;— не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;— нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;— нельзя передавать ножницы остриём наружу;- нельзя размахивать ножницами;— нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь. Хохломская роспись - алых ягод россыпь.Отголоски лета в золоте травы.Рощи, перелески, шёлковые всплескиСолнечно-медовой золотой листвы.Роспись хохломская словно колдовская,В сказочную песню просится сама.И нигде на свете нет таких соцветий,Всех чудесней наша хохлома.Спасибо за внимание!

www.prodlenka.org

Конспект открытого занятия на тему: «Золотая Хохлома»

1.  Цветная бумага

2. Клей, ножницы.

3. Планшеты для коллективных работ.

4. Выставочный стенд

5. Выставка изделий украшенных  хохломской  росписью 

6. Компьютер, экран, магнитофон  . 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. момент

  

Педагог

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Золотая Хохлома ,ею не налюбуешься

 И в Париже, и в Нью-Йорке

 Хохлома красуется

     

Зал украшен детскими рисунками, шарами. В центре импрови­зированная завалинка. Деревянные скамейки, прялка ,стол с самова­ром и  угощениями.

 

Педагог. Послушайте, может сказку, может быль. Но было это очень дав­но.  Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в Керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, палки, дошло дело и до посуды. Из дерева же вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетели к нему жар-птица. Он и ее накормит пшеном. Когда жар-птица улете­ла, то в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтом каждый хохломской мастер рисует птиц  по-своему, кроме птиц нарисованных, вырезают и по­суду в виде птиц: ковши, чаши. Еще любят рисовать мастера фанта­стические цветы,  различные ягоды, смородин, рябин, листочки, травинки.

 

У каждого художника

Есть свой  узор любимый.

И в каждом отражается

Сторонушка  родимая.

Ее трава шелковая.

Её цветы весенние.

И мастерство волшебное

Достойно восхищения !

 

ПРОСМОТР  ПРЕЗЕНТАЦИИ 

Так старинное село Хохлома дало название самому известному русскому ремеслу. Это роспись деревянной посуды и мебели. Вы­точенная посуда покрывалась тончайшим слоем глины. По­сушенная вещь покрывалась многократно олифой и красилась се­ребристым алюминиевым порошкам. Затем наносят рисунок, в основ­ном черной и красной красой. Далее вещь опять олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотой оттенок т.е. желтеет, светится.

 

Простые по форме,

А радуют взор

Богат и наряден

Чудесный узор.

 

 Педагог:

Давайте подумаем, как бы нам смастерить, что-нибудь красивое и памятное. Девочки! Хотите, ли вы превратится в красных-девиц, девиц-красавиц? А  вы, мальчишки, сумеете  смастерить подарки  для  девчонок?

 

Дети: Хотим!

 

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Для выполнения аппликации на тему «Золотая Хохлома» дети получили  прямоугольник  из чёрного  или жёлтого  картона  20 см *30 см (1 шт.), уже  вырезанные из цветной  бумаги и распределённые по розеточкам, листики, цветочки, ягоды. яблочки, травинки (жёлтого, оранжевого, тёмно-зелёного красного цветов по 6-8 шт.)

 

Педагог:

Где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как ,звёзды в небесном раздолье.

Ещё характерны для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы

 

        Главная задача, поставленная перед малышами – составить композицию в прямоугольнике. В начале  занятия, когда дети  рассматривали  деревянную посуду, необходимо не  только  акцентировать   внимание детей  на то, что нарисовано на ней (ягоды, листочки, травинки), но и как расположил художник эти элементы росписи. Подводить  детей  к понятию композиционного центра. Самостоятельную работу детей сопровождает  русская народная музыка. Используя  предложенные заготовки элементов хохломской росписи, дети  в произвольном порядке выполняют собственные композиции, варьируя предложенным набором деталей.

По окончанию работы педагог с помощью стиплера помогает девочкам  прикрепить  к прямоугольнику две яркие атласные ленты. Получится русский национальный головной убор-кокошник. А мальчики мастерят   круглые коробочки для сладостей. С помощью степлера,  педагог помогает им сделает  цилиндр, и  приклеивают  круглое донышко.

 

Педагог.

Ах, что  за  красота вышла  у вас ребята. Такие  чудесные  товары, только на  русской ярмарке купить можно было. Эй, девчонки, скорее на завалинку  садитесь. Да  с  добрыми молодцами новостями поделитесь!

(Дети  рассаживаются на  скамеечки, а педагог  складывает  работы ребят  в  большую корзину)

 

Звучит музыка  входит коробейник.

 

 Коробейник.               

Ой полным, полна

Моя коробушка,

Есть и ситец ,

И порча.

Пожалей душа - зазнобушка

Молодецкого плеча!!!

 

Педагог:

Разбирайте ребята  товары. Выбирайте, что кому по нраву!

Коробейник  достаёт  кокошники, коробочки со  словами:

«Кому кокошник с лентами  красными, атласными? Кому коробочек?»

Девочки  тут же одевают головные  уборы, прихорашиваются  у  зеркальца. Мальчики наполняют коробочки карамельками.

 

Педагог  

Бочонок солнечный весь

На нём цветы и земляника

Семёновская  Хохлом

Вся  золотиста, краснолика!

Придёт студёная зима

И снег закрутит буйный ветер

Но солнечная Хохлома

 Всегда напомнит вам  о лете!

 

Педагог:

Ну, что же девчата?!

Хорошо сидите,

Весело глядите.

Но на посиделках девочки всегда играют, поют, но больше всего любят новости рассказывать.

Де­вочки и мальчики читают прибаутки, дразнилки, считалки . В награду все получают баранки.

 

Педагог:

Наше занятие веселое, удалось на славу. Я думаю, всем   пришлось оно  по праву.

До свидание, до свидание - все счастливы будьте.

И про  чудо Хохлому  вы не по забудьте!

 

Отшумело очень яркое, веселое, интересное занятие на тему: «Золотая хохлома».

Чтобы выполнить поставленную задачу урока, необходимо было выбрать правильную форму проведения данного занятия. Это задушевная, сказочная история о зарождении Хохломы, которая сопровождалась стихами, русскими мелодиями. Подготовленная  выставка позволила детям не только хорошо рассмотреть шедевры русских мастеров (ложки, ковши, стаканы, кувшины), но подержать их в руках, красота русской природы в полной мере отражена в хохломской росписи. Детям особенно понравилось находить знакомые ягоды, цветы, листочки. Были на занятии и гости (коробейник, жар - птица). Особенно ребятам понравилось сидеть на импровизированной завалинке и делиться новостями. Эмоциональном подъеме детей, интересные и качественные поделки позволяет сделать выводы, что тема усвоена в полном объеме.

 

 

 

stranamasterov.ru

Занятие в подготовительной группе на тему: Чудо-хохлома

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Чудо-хохлома» (подготовительная группа)

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству на тему:

«Чудо – хохлома».

(подготовительная группа)

Воспитатель: Пустынникова Наталья Николаевна.

Тема: «Чудо – хохлома».

Цели занятия:

1 Воспитывать интерес продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2 Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя рабо- ту в технике «пластилинография».

3 Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4 Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Материал для занятий:

- пластиковый стаканчик;

- набор пластилина;

- стека;

- салфетка;

- образцы изделий из хохломы.

Ход занятия.

1 Организационная часть.

Дети сидят полукругом перед столом педагога, где выставлены изделия хохломских мастеров.

(Педагог одет в народный костюм) .

- Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка – это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали продавать или купить товар, себя показать и на других посмотреть. И потому надевали в день посещения ярмарки самые лучшие свои наряды:

Вдоль ярмарки во конец

Шел удалый молодец.

Не товар продавать,

А себя показать.

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилеты полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок ленты с косами,

Лебедками плывут.

Ярмарки открываются глашатаем, человеком, который объявляет о начале торгов:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всяки разные товары…

Проходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо – посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

- Действительно, хороша посуда, украшенная хохломской росписью. А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись?

Итак, слушайте.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта очень нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка – былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или рисовали красными, черными и золотыми красками диковинные цветы. Глаз не оторвать от яркой хохломы.

А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.

Физкультурная пауза под песню «Карусель», музыка и слова А. Павловского.

Дети взявшись за руки, движутся по кругу, затем каждый «садиться на лошадку» и начинают движения по кругу подскоками, постепенно переходя на шаг.

Практическая часть.

Вот и мы свами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали и вернулись не с пустыми руками: в нашей группе останется посуда хохломских мастеров.

Сегодня на занятии вы будете украшать стаканчик в стиле хохломской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина.

Этапы выполнения работы.

Перед началом работы следует повторить с детьми элементы узора хохломской росписи (разные виды травинок, завитков, виды ягод: смородина, малина, клубничка, рябина; листья разной формы). Предложить продумать композицию рисунка: веточка – основа должна занимать всю поверхность изделия по окружности, а элементы узора располагать по обе стороны в чередовании.

Физкультурная разминка во время работы.

Бутончик.

И. п. : сидя за столом.

Каждый бутончик (ладони соединились и руки поднять вверх над головой)

Склониться бы рад

Влево и вправо, (наклоны)

Вперед и назад.

От ветра и зноя (круговые движения туловищем влево – вправо, руки за головой)

Бутончики эти

Спрятались живо

В цветочном букете. (руки вниз, держать осанку)

Заключительная часть.

 

У вас получилось замечательное изделие в стиле хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже бы пользовались на ярмарке, а пока вы можете использовать стаканчик к качестве карандашницы.

infourok.ru

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с народной росписью. Хохлома»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития.

Задачи:

1. Создать условия для формирования представления у детей о хохломской росписи, её истории.

2. Создать условия для развития умения видеть и выделять характерные элементы росписи.

3. Создать условия для ознакомления детей с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Создать условия для формирования представления о цветовой гамме хохломской росписи.

5. Воспитывать интерес к искусству.

Словарная работа: Хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.

Оборудование: Картинки, иллюстрации с изображением хохломской росписи, предметы под роспись, карточки.

Ход ОД

На столе расположены предметы росписи, на доске иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой росписью украшены эти предметы (хохломской росписью). Сегодня я хочу вам рассказать немного об этой росписи: где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью.

- В старину люди кушали из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши, пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.

После рассказа предложить детям назвать предметы, украшенные хохломской росписью (стол, стулья, ложки, мисочки, солонки).

Воспитатель: Как, одним словом назвать эти предметы?

Дети: Предметы быта

После этого предложить детям назвать элементы, встречающиеся в узорах. Когда дети их назовут, дать им правильное название.

Воспитатель: Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

Называя эти элементы, показать их детям, проговаривая все элементы с детьми (ягоды:клубника, смородина, земляника; листья: цветы, завиток, травка).

Завиток является основным элементом хохломской росписи. Предложить ребятишкам на 2-3 узорах найти эти элементы (в предметах стоящих на столе).

Воспитатель: Найдите, на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Какие цвета встречаются в узорах?

После того, как назовут цвета, предложить детям взять карточки, лежащие на столе, рассмотреть их. Затем назвать элементы, которые использованы в узоре, их цвета. Показать свои карточки с элементами хохломской росписи и рассказать, какие цвета и элементы использованы в узорах.

Прочитать стихотворение о Хохломе.

«Золотая Хохлома»

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

Подвести итоги. Сделать выводы с детьми.

Предложить вместе разрисовать предметы быта хохломской росписью.

blogarestova.blogspot.com