Беседа с детьми осень золотая пора. Беседа осень
Беседа "Сентябрь - осени начало"
Беседа «Сентябрь – осени начало».
Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия
2. Развитие внимания и памяти
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)
4. Развитие общей и мелкой моторики
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Ход занятия
1. Оргмомент
2. Вводная беседа
Какие времена года знаете?
Назовите осенние месяцы.
Какой первый осенний месяц? Последний?
А о каком месяце эта загадка?
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать.
Часто дождик льётся, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле убирают.
Кто из вас, ребята, знает,
Это всё когда бывает?
- Осенью!
3. Беседа о первом осеннем месяце (по книге Шорыгиной Т.А. «Какие месяцы в году?»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С. Пушкин
Сентябрь
Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Осень- художница
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит русская народная пословица.
Вопросы и задания
1. Почему сентябрь называют «златоцветом»?
2. Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
4. Отгадай загадки
Висят на ветке
Золотые монетки.
(Осенние листья)
На потолке, в уголке
Висит сито —
Не руками свито.
(Паутина)
Без рук,
А холст ткет.
(Паук)
5. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Расположи по порядку и составь рассказ по картинкам.
6. Физкультминутка «Мы - осенние листочки»
Мы — осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)
Полетели, полетели
И на землю сели. (Садятся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)
И на землю опустил. (Садятся на корточки.)
7. Продолжение беседы.
В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.
Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.
Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.
По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.
В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)
В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
Осень
Закружила осень -
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Вопросы и задания
Какая погода в сентябре?
8. Отгадай загадки:
Маленький Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
(Лист)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
9. Упражнение «Помоги Незнайке»
Незнайка гулял в парке и собрал вот такой красивый осенний букет, но не знает с какого дерева веточки и листики. Помоги Незнайке определить из веточек и листьев, каких деревьев собран букет?
10. Продолжение беседы
В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике — орехи, на болоте — клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок — зимой будет пирожок».
Как лета не бывает без цветов, так и осени без грибов.
Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы сейчас играть!
Эй, грибочки удалые, вы друзья мои лесные.
Все ко мне скорей спешите, про себя нам расскажите!
Первый гриб (боровик):
Я старый, важный боровик,
Самый важный лесовик.
И грибы со всех сторон
дарят белому поклон.
Второй гриб (подберезовик):
Не серый, не белый - я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще.
Я – подберезовик.
Третий гриб (мухомор):
Посмотрите на меня,
Я красавец хоть куда.
Забирай меня в лукошко,
Очень вкусен я с картошкой.
В красной шапке мухомор
Вылез прямо на бугор.
У меня нарядный вид,
Жаль, что очень ядовит!
Четвертый гриб (опенок):
Нет грибов дружней,
Чем эти – знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу
Как веснушки на носу. Мы – опята!
1. Какие плоды созревают в сентябре?
2. Какие грибы растут в сентябрьском лесу?
11. Отгадай загадки
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
(Гриб)
Маленький Иван,
Костяной кафтан.
(Орех)
У одной матери
Тысяча сыновей.
Она каждому шапочку дала,
А себе не взяла.
(Дуб, желуди)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
12.Завершение беседы.
Что нового узнали сегодня?
Что запомнили?
А сейчас в заключении исполним песню «Осень постучалась к нам».
1.Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
2. Дарит осень чудеса, да еще какие!
Разнаряжены леса в шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой рыжие опята,
И паук – ловкач, какой! – тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава в сонной чаще ночью
Непонятные слова до утра бормочут.
3. Закружился надо мной дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош! Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, - дождь из листиков и я.
kopilkaurokov.ru
Беседа с детьми осень золотая пора
Беседа с детьми «Золотая пора Осень»
Цель: Обобщить знание детей об осени. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать мышление и память. Исправлять речь детей. Воспитывать умение слушать товарища, интерес ко всему живому, что нас окружает.
2
Какое время года бывает перед зимой?
Какое время года наступает после лета?
Какое сейчас время года?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Какой сейчас месяц?
Какая погода бывает осенью?
Вы бывали в осеннем лесу?
Вы любите гулять по осеннему лесу?
3. Загадка: Летом вырастают, а осенью опадают.
-Какого цвета листья осенью? (показать осенние листья ).
Игра: "С какого дерева этот листок?". -Почему с деревьев опадают листья? -Как называют это время?
4. Послушайте стихотворение
Под ногами в листопад
Листья желтые лежат
Листья желтые лежат
А под листьями шуршат
Шурш Шурпшха и Шуршонок
Папа, мама и ребенок
-Когда вы гуляли по осеннему лесу, под ногами у вас шуршали листья? Почему?
-Какого цвета травка осенью?
-Что произошло с цветами?
Игра: "Где растет этот цветок?". ( показываю открытки разных цветов). Васельки - растут в лесу. Пион - растет в саду и т. д.
4. Физкультурная минутка Овощи -присесть. Фрукты - хлопнуть владоши.
5. Воспитатель демонстрирует осенний пейзаж.
-Какое время года изображено на этой картине?
-Как вы думаете - это начало, середина или конец осени? Почему?
-Какую погоду изобразил художник?
-Какого цвета небо?
-Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту
картину?
-Как можно назвать эту картину?
-Какое дерево нарисовал художник?
.
Итог. Оценка ответов учащихся
infourok.ru
Беседа об осени - Окружающий мир
На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Программное содержание.
Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.
Предварительная работа.
Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)
Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина
Ход занятия:
Воспитатель.А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель. Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?
Дети. Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.
Воспитатель. Почему это стихотворение грустное?
Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.
Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)
Воспитатель. Сколько месяцев в году?
Дети. 12 месяцев в году.
Воспитатель. Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)
Воспитатель. Как готовятся к зиме звери?
Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Воспитатель. Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?
Дети. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.
Воспитатель. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).
Пальчиковая игра «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель. Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Дети. Листопадом.
Воспитатель. «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Воспитатель. Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Воспитатель. Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
Дети. Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.
Ведущий. Какие улетают чуть позже?
Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Воспитатель. Какие птицы улетают последними?
Дети. Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Воспитатель. Какие птицы летят в одиночку?
Дети. Сокол и кукушка.
Воспитатель. Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?
Дети. Журавли летят клином.
Воспитатель. Утки как летят?
Дети. Утки летят правым фронтом.
Воспитатель. Как летят гуси?
Дети. Гуси летят косяком.
Воспитатель . Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Дети. Перелетными птицами.
Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?
Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
Воспитатель. Чем занимаются люди в октябре?
Дети. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.
Воспитатель. Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.
Физкультминутка «Снегирек»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок подул слегка,
Обсушил нам снегирька.
Воспитатель. Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Дети. «Ворота зимы», «предзимник»
Воспитатель. Чем занимаются лесные жители в ноябре?
Дети. Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.
Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?
Дети. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.
Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
Воспитатель
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню – зиму.
Автор: Бурухина Татьяна Сергеевнаpedportal.net
Интегрированное занятие «Беседа об осени»
Интегрированное занятие «Беседа об осени»
Образовательные области: познание, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация.
Программное содержание:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени; продолжать учить их выделять характерные признаки основных периодов сезона; продолжать учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием корма для животных и приспособленностью их к зиме;
- развивать речь детей, память, внимание, экологическое мышление; формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
- картина с изображением осеннего пейзажа, картинки с изображением признаков осени, картинки с изображением разных периодов осени;
- календарь наблюдений за погодой и природой;
- клубок ниток;
- декорации осеннего леса и реки;
- разрезная картина «Водоем осенью»;
- картонные листья зеленого , желтого и красного цветов, поделки, аппликации из листьев;
- репродукции картин художников осени.
Предварительная работа:
- ежемесячные наблюдения за погодой и состоянием живой природы (на третьей неделе каждого месяца), ведение календарей наблюдений;
- пословицы и поговорки об осени, народные приметы, чтение В.Бианки «Синичкин календарь», разучивание стихотворений об осени;
- экскурсии;
- игра – опыт «Зимующие птички»
- изготовление поделок из природного материала, аппликации из листьев, рисование осенних пейзажей.
Ход занятия:
Воспитатель беседует с детьми об их настроении в последние осенние дни, о том, какое красивое время года.
Воспитатель: Чем же осень отличается от других времен года? (прикрепляет на доску или фланелеграф картинку с изображением осеннего пейзажа).
Дети перечисляют признаки осени, выбирают, соответствующие картинки и прикрепляют их вокруг осеннего пейзажа. Воспитатель направляет ход ответов детей так, чтобы в начале они называли изменения неживой природы (дни становятся короче, солнце светит и греет меньше и т.д.), а затем – в живой природе как следствие изменений в неживой.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам про мальчика Сашу. Послушайте.
«Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег. – Как называется первая картинка? - спросил Саша маму и показал на первую. – Осень, - прочла мама. - А эта? – показал Саша на вторую картинку. – Осень, прочитала мама. - А эта? – показал Саша на третью картинку. – Осень, опять прочла мама».
Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Дети: Потому что на картинках нарисованы разные периоды осени или разные месяцы.
Дети раскладывают картинки по порядку. Рассматривание и обсуждение календарей наблюдений за погодой и природой на участке детского сада, Народные названия месяцев осени, приметы.
Воспитатель: А что же происходит сейчас в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться сегодня в осенний лес. Приведет нас туда волшебный клубочек.
Воспитатель бросает клубочек, дети идут по нитке друг за другом. Подходят к декорациям, изображающим осенний лес.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес.
- Стихотворение «Осень краски взяла…»
Воспитатель: Чем же пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже.
Дети: В лесу пахнет опавшими листьями.
Воспитатель: Почему осенью листья желтеют и опадают?
Дети: На листья осенью падает меньше света, поэтому зеленые зернышки в них не успевают восстанавливаться и остаются только желтые зернышки и красные. Потом листья опадают, наступает листопад, потому что в листьях к осени скапливаются вредные вещества. А еще, если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Попрощаемся с осенними листьями – поиграем с ними. Мы соберем из них три веночка – зеленый – сентябрьский, желтый – октябрьский и багряный – ноябрьский.
Игра с листьями. Дети делятся на три команды, каждая из них собирает свой веночек.
Воспитатель: Почему не видно насекомых в лесу?
Дети: Насекомые все спрятались в укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую листву, муравьи укрылись в муравейнике.
Воспитатель: Что делают осенью ящерицы, змеи, мыши, хомяки?
Дети: Ящерицы и змеи спрятались под корягами или в норках до весны. У мышей и хомяков тоже есть норки.
Воспитатель: Почему в лесу так тихо, совсем не слышно птичьих голосов?
Дети: Потому что птицы, которые не смогут найти себе корм зимой, улетают в теплые края. Остаются те птицы, которые смогут найти себе корм зимой.
Воспитатель: Что для птиц является сигналом к отлету, ведь ласточки улетают еще задолго до того, как исчезнут все летающие насекомые?
Дети: Сигнал для птиц – это день, который осенью начинает становиться короче.
Воспитатель: Что же делают звери осенью?
Дети: Все звери осенью готовятся к зиме: у них вырастает подшерсток, они утепляют свои норки, делают запасы на зиму, медведи, ежи ложатся в спячку до весны, потому что им нечего есть зимой.
Воспитатель: Да, ребята, уже вовсю похозяйничала в лесу, но никого нисколечко не испугала, потому что все приготовились к зиме. Покончив с раздеванием леса, осень студит воду. Жизнь в ней оскудевает. Пройдем к реке и посмотрим, что же там происходит, под водой.
Дети подходят к декорациям, изображающим реку. Находят там разрезанную на несколько частей картину с изображением того, что делают осенью речные обитатели. Складывают ее
Воспитатель: Что же делают осенью обитатели водоема?
Дети: Рыбы сбиваются в стаи в омутах. Лягушки зарываются в тину, в ил, раки прячутся под корягами.
Воспитатель: Интересная прогулка у нас получилась, не правда ли? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Возвращаются в детский сад по той же ниточке.
Воспитатель: Осень вдохновляет людей на стихи, о ней сочиняют музыку, пишут картины. Вы сами не раз рисовали ее, делали поделки из природного материала, аппликации из листьев. Под аудиозапись «Октябрь» из альбома П.И.Чайковского дети рассматривают поделки, аппликации, репродукции картин об осени.
Читают стихотворения.
Раздается стук в дверь.
Голос из-за двери: Вам посылка и телеграмма с огорода.
Воспитатель берет телеграмму, читает ее «С полей, садов, огородов собран весь урожай. Теперь повсюду на прилавках городских рынков сочные спелые плоды: крупные кочаны светло – зеленой капусты, ряды оранжевой моркови, горы картофеля, толстые тыквы, спелые яблоки. Приятного вам аппетита».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой прекрасный подарок прислали нам с пригородного сада (показывает детям корзину с яблоками, угощает их). Разная бывает осень – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождем и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все очень любим осень, правда?
Дети: Да, мы любим осень за урожай, за красоту, за редкие теплые дни. За то. Что все живое осенью успевает приготовиться к зиме.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Уже совсем скоро расстелится снеговая перина – хранительница тепла для зимующих растений, живительная влага. Наша беседа об осени закончилась, отдыхайте.
Просмотр содержимого документа «Интегрированное занятие «Беседа об осени»»
Интегрированное занятие «Беседа об осени»
Образовательные области: познание, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация.
Программное содержание:
обобщить и систематизировать знания детей об осени; продолжать учить их выделять характерные признаки основных периодов сезона; продолжать учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием корма для животных и приспособленностью их к зиме;
развивать речь детей, память, внимание, экологическое мышление; формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;
воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
картина с изображением осеннего пейзажа, картинки с изображением признаков осени, картинки с изображением разных периодов осени;
календарь наблюдений за погодой и природой;
клубок ниток;
декорации осеннего леса и реки;
разрезная картина «Водоем осенью»;
картонные листья зеленого , желтого и красного цветов, поделки, аппликации из листьев;
репродукции картин художников осени.
Предварительная работа:
ежемесячные наблюдения за погодой и состоянием живой природы (на третьей неделе каждого месяца), ведение календарей наблюдений;
пословицы и поговорки об осени, народные приметы, чтение В.Бианки «Синичкин календарь», разучивание стихотворений об осени;
экскурсии;
игра – опыт «Зимующие птички»
изготовление поделок из природного материала, аппликации из листьев, рисование осенних пейзажей.
Ход занятия:
Воспитатель беседует с детьми об их настроении в последние осенние дни, о том, какое красивое время года.
Воспитатель: Чем же осень отличается от других времен года? (прикрепляет на доску или фланелеграф картинку с изображением осеннего пейзажа).
Дети перечисляют признаки осени, выбирают, соответствующие картинки и прикрепляют их вокруг осеннего пейзажа. Воспитатель направляет ход ответов детей так, чтобы в начале они называли изменения неживой природы (дни становятся короче, солнце светит и греет меньше и т.д.), а затем – в живой природе как следствие изменений в неживой.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам про мальчика Сашу. Послушайте.
«Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег. – Как называется первая картинка? - спросил Саша маму и показал на первую. – Осень, - прочла мама. - А эта? – показал Саша на вторую картинку. – Осень, прочитала мама. - А эта? – показал Саша на третью картинку. – Осень, опять прочла мама».
Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Дети: Потому что на картинках нарисованы разные периоды осени или разные месяцы.
Дети раскладывают картинки по порядку. Рассматривание и обсуждение календарей наблюдений за погодой и природой на участке детского сада, Народные названия месяцев осени, приметы.
Воспитатель: А что же происходит сейчас в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться сегодня в осенний лес. Приведет нас туда волшебный клубочек.
Воспитатель бросает клубочек, дети идут по нитке друг за другом. Подходят к декорациям, изображающим осенний лес.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес.
Воспитатель: Чем же пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже.
Дети: В лесу пахнет опавшими листьями.
Воспитатель: Почему осенью листья желтеют и опадают?
Дети: На листья осенью падает меньше света, поэтому зеленые зернышки в них не успевают восстанавливаться и остаются только желтые зернышки и красные. Потом листья опадают, наступает листопад, потому что в листьях к осени скапливаются вредные вещества. А еще, если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Попрощаемся с осенними листьями – поиграем с ними. Мы соберем из них три веночка – зеленый – сентябрьский, желтый – октябрьский и багряный – ноябрьский.
Игра с листьями. Дети делятся на три команды, каждая из них собирает свой веночек.
Воспитатель: Почему не видно насекомых в лесу?
Дети: Насекомые все спрятались в укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую листву, муравьи укрылись в муравейнике.
Воспитатель: Что делают осенью ящерицы, змеи, мыши, хомяки?
Дети: Ящерицы и змеи спрятались под корягами или в норках до весны. У мышей и хомяков тоже есть норки.
Воспитатель: Почему в лесу так тихо, совсем не слышно птичьих голосов?
Дети: Потому что птицы, которые не смогут найти себе корм зимой, улетают в теплые края. Остаются те птицы, которые смогут найти себе корм зимой.
Воспитатель: Что для птиц является сигналом к отлету, ведь ласточки улетают еще задолго до того, как исчезнут все летающие насекомые?
Дети: Сигнал для птиц – это день, который осенью начинает становиться короче.
Воспитатель: Что же делают звери осенью?
Дети: Все звери осенью готовятся к зиме: у них вырастает подшерсток, они утепляют свои норки, делают запасы на зиму, медведи, ежи ложатся в спячку до весны, потому что им нечего есть зимой.
Воспитатель: Да, ребята, уже вовсю похозяйничала в лесу, но никого нисколечко не испугала, потому что все приготовились к зиме. Покончив с раздеванием леса, осень студит воду. Жизнь в ней оскудевает. Пройдем к реке и посмотрим, что же там происходит, под водой.
Дети подходят к декорациям, изображающим реку. Находят там разрезанную на несколько частей картину с изображением того, что делают осенью речные обитатели. Складывают ее
Воспитатель: Что же делают осенью обитатели водоема?
Дети: Рыбы сбиваются в стаи в омутах. Лягушки зарываются в тину, в ил, раки прячутся под корягами.
Воспитатель: Интересная прогулка у нас получилась, не правда ли? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Возвращаются в детский сад по той же ниточке.
Воспитатель: Осень вдохновляет людей на стихи, о ней сочиняют музыку, пишут картины. Вы сами не раз рисовали ее, делали поделки из природного материала, аппликации из листьев. Под аудиозапись «Октябрь» из альбома П.И.Чайковского дети рассматривают поделки, аппликации, репродукции картин об осени.
Читают стихотворения.
Раздается стук в дверь.
Голос из-за двери: Вам посылка и телеграмма с огорода.
Воспитатель берет телеграмму, читает ее «С полей, садов, огородов собран весь урожай. Теперь повсюду на прилавках городских рынков сочные спелые плоды: крупные кочаны светло – зеленой капусты, ряды оранжевой моркови, горы картофеля, толстые тыквы, спелые яблоки. Приятного вам аппетита».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой прекрасный подарок прислали нам с пригородного сада (показывает детям корзину с яблоками, угощает их). Разная бывает осень – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождем и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все очень любим осень, правда?
Дети: Да, мы любим осень за урожай, за красоту, за редкие теплые дни. За то. Что все живое осенью успевает приготовиться к зиме.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Уже совсем скоро расстелится снеговая перина – хранительница тепла для зимующих растений, живительная влага. Наша беседа об осени закончилась, отдыхайте.
multiurok.ru