Урок окружающего мира "Что такое семья". Цель семьи 4 класс окружающий мир
Классный час «Я и моя семья» 4 класс
4
Классный час в 4 классе «Я и моя семья»
( Кл. руководитель Черемисина С. В)
Классный час проводится совместно с родителями учащихся.
Цель: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
Что для тебя означает понятие семья?
Какая семья считается счастливой?
Требует ли жизнь в семье большого творчества?
Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Классный руководитель: Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я рада вас видеть на нашем классном часе. Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Я и моя семья».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волненье и трепет.Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно! Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!
Классный руководитель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. - А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников. (Рассказы учащихся).
Классный руководитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
- А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи. (Рассказы учащихся.)
Классный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
- Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
Вопросы учащимся и родителям:
Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).
Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).
Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).
Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
Классный руководитель: Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Ребята, кто знает пословицы о семье и что они означают значение?
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: расскажите, что означают следующие пословицы.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
В хорошей семье хорошие дети растут.
На что клад, коли в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Когда семья вместе так и душа на месте.
Классный руководитель: Ребята, а кто знает «секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?
Ответы учащихся.
Классный руководитель:
(еще несколько условий, если их не назвали)
Сходство привычек и интересов.
Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
Равное выполнение всех семейных обязанностей.
Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
Принимать решения совместно.
Классный руководитель:
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ответы учащихся.
Классный руководитель:
- В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
- А знаете ли вы, что 8 июля- День Петра и Февронии . Праздник православный и народный. Считается, что супружеский союз Петра и Февронии был образцом христианского брака, поэтому православные в этот день поздравляли супругов, вспоминали семейные традиции. В 2008 году Россия решила объявить о новом празднике, так появился —День семьи, любви и верности. Символом праздника считается ромашка.
- Я предлагаю вам, на лепестках написать пожелание своей семье – самой лучшей семье на свете. Эти лепестки мы соединим ромашкой. ( Дети пишут пожелания на лепестках и приклеивают на общий цветок).
- Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно. Поддерживать хорошую, спокойную атмосферу. Нужно просто любить друг друга.
Всем спасибо!
doc4web.ru
Урок окружающего мира "Что такое семья"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы»;
- формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;
- развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- сплотить классный коллектив;
- воспитывать чувство гордости за свою семью.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
- мультимедийный проектор,
- Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)
Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Рефлексия
Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.
– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу И стены в доме помогают. (1 слайд) Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дом?– Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом. – А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)– Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
– Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (2 слайд) О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
3. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста? – Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)
1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.: (4 слайд)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля – Но Еве сказал перед свадьбой Адам: – Сейчас я тебе семь вопросов задам: – Кто деток родит мне, богиня моя? Ева тихонько ответила: «Я» – Кто их воспитает, царица моя? Ева покорно ответила: «Я» – Кто есть приготовит, о радость моя? Ева всё также ответила: «Я» – Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я», Сказала она знаменитых семь «Я» Вот так на Земле появилась семья.
– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? – До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку? Сделали презентацию о семье. (Слайды 5, 6) (Дети рассказывают о своих семьях)
4. Работа в парах и составление схемы
– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема – "Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством".)
– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)
Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину членов семьи называли «домочадцами»). В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? уч. с. 64 Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения. Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. – А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)
6. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я. Вместе дружная семья.
– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей) – Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры). – У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Что имя? Звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет! И в именах есть тайна. И таинство есть имянареченье.
– Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя. (Несколько ответов детей). (Слайд 7) – Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”
- У кого есть старший брат.
- У кого есть младшая сестра.
- У кого бабушка и дедушка.
- У кого дальние родственники живут на “материке”.
- У кого есть сын или дочь.
– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
7. Формирование практических умений и навыков
– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей? Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый. – Куда ты идешь? – спросил старик. – Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. – Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. – Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Слайд 8) Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? Мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд 9)
По горизонтали:
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры) 2. Отец папы (Дедушка). 3. Мама – жена, а папа – (муж) 4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья) 5. Брат папы (Дядя)
– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (Дочь) – Женя, кто называет тебя сыном? (Папа) – Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук) – Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка) – Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя) – Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
Работа в парах. Игра «Найди пару»
БАБУШКА | ВНУЧКА |
ОТЕЦ | ДОЧЬ |
БРАТ | СЕСТРА |
ТЕТЯ | ПЛЕМЯННИЦА |
Работа в группах. В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили.
Заполни пропуски.
Хранительница семейного очага – ... Наследник рода – ... Дитя родителей, но не сын – ... Сын брата – ... Мама папы – ... Тетя – это сестра мамы или …
Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы.
– Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. – Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 10)
(На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
– А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие? О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу.
- Семья крепка (ладом).
- В родной семье и каша (гуще).
- Вся семья вместе, так и душа на (месте).
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
- Зачем клад, коли в семье (лад).
- Русский человек без родни не (живет).
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
«Школьная семья»
– Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?– У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. – Каковы ваши обязанности в семье? – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить. Мы будем
- Называть друг друга по именам.
- Защищать наших друзей, если их обижают.
- Помогать им в беде.
- Помогать им в учебе.
Мы не будем
- Грубить друг другу.
- Пускать в ход кулаки.
- Говорить друзьям обидные слова.
8. Итог урока. Рефлексия
Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? – Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе) – Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть) – Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.
Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок по окружающему миру (4 кл.) по теме "Семья"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48»
г.Набережные Челны
Тема: «Семья»
Образовательная ступень : начальная школа
Тип урока: вводный.
Цели:
-дать представление об отношении к семье традиционных религий России:
-формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий через осознание ценности семьи в жизни каждого человека
Задачи:
Обучающая:
Расширять представления детей об особенности семейных традиций.
Развивающая:
Познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях, формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям и традициям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
-развивать личностные качества милосердия , тактичности , участия , сострадания и сопереживания:
-развивать умение слушать и слышать членом семьи: аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении жизненных и литературных ситуаций семейной жизни:
Воспитывающая:
-воспитывать уважение друг к другу:
-соблюдать лучшие традиции своей семьи :
-воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»,
Основные понятия: семья, семейные ценности и традиции.
Планируемые результаты.
Личностные:
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур; национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов:
-осознание учеником, какими качествами должны обладать члены семьи:
Метапредметные:
1.Познавательные:
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации:
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений о семье, о ценности семьи для человека, об отношении к семье в разных религиях:
2.Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления:
- осуществлять пошаговый и итоговой контроль по результату.
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности:
3.Коммуникативные:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве:
-использовать в общении правила вежливости .
Предметные:
-формировать осознание значения семьи для каждого человека:
-понимание как традиционные мировые религии относятся к семье:
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, учебное пособие А.Л.Бегловой «Основы мировых религиозных культур»
План урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин.)
2.Подготовка к изучению нового материала. (3 мин.)
3.Словарная работа. (2 мин.)
4.Мотивация к уроку. Работа над новым материалом. (15 мин.)
5.Закрепление. (10 мин.)
6.Рефлексия.(3 мин.)
7.Домашнее задание.(1мин.)
8.Итог урока. (5мин.)
Ход урока
Организационный момент . Психологический настрой .
Слайд 1
Здравствуйте, ребята.
Я очень рада видеть вас, ваших счастливых глаз .
Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается солнышко.
Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите как весело, приятно и тепло стало всем нам?
А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Мотивация к уроку.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с вами с основами православной религиозной культуры.
- Ребята кто из вас считает себя счастливым человеком?
Поднимите руки. Объясните?
(Меня любят родители , я хорошо учусь , я здоров, не болею , у меня много друзей , я живу в хорошей семье и т.д )
Учитель: Как вы считаете, какой взрослый человек может сказать о себе, что он счастлив?
(Тот, у кого дружная счастливая семья, у кого отличное здоровье, и живет в достатке и т.д)
Учитель: Работа, семья, удача, здоровье , любовь , друзья , мир , взаимопонимание – это
составляющие счастья .
Самостоятельная работа на листочках.
Учитель: Выберите , пожалуйста , только три важных на ваш взгляд ценности и запишите их на листочке , без которых твоя жизнь не могла бы быть счастливой .
(Любовь, умение прощать , мир , семья )
Учитель: Какая из этих ценностей, на ваш взгляд , самая важная?
(любовь, мир , семья )
Учитель: Подымите руки, у кого на листочках есть слово «семья»
Объясните свой выбор.
(в нашей семье четыре человека: папа, мама, брат и я, только в семье человек может быть счастливым, с мамой можно обсудить все проблемы)
Учитель: Назовите тему урока.
(тема нашего урока « Семья», «Моя семья»
3. Изучение нового материала.
- Действительно, счастье детей- это когда рядом их родители , когда они воспитываются дружной , заботливой семье
4. Словарная работа.
Первая группа ищет по словарю значение слова «семья»
Учитель: А как вы понимаете значение слова «семья»
(Семья – это папа, мама, бабушка, дедушка. Они все дороги для меня. Мы родственники. Я очень люблю свою семью. Они любят нас, воспитывают.)
Учитель: Пожалуйста, первая группа вам слово.
Мы смотрели по словарю Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.
Это группа живущих вместе близких родственников;
Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
1.Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. (Слайд №5)
Учитель: Итак, семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
3.Мотивация к уроку
Учитель: А как появилась слово семья? Послушайте.
- Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам».
- Кто деток родит мне .богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит ,о, радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я».
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я…Я…- тихо молвила Ева.
- Я…Я…
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на земле появилась семья.(Слайд № 6)
Что такое СЕМЬЯ? (Слайд №7)
Семья- это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Учитель: - Открывайте книги на страницу 125 и прочитайте о семье.
- Как вы думаете, нужна ли нам семья?
(Да, нужна. Именно в семье получаем теплоту и ласку. Самому близкому человеку ты можешь доверить свою тайну, поговорить о самом важном. Чаще всего таким человеком бывает мама ).
Учитель: - К сожалению, многие семьи распадаются.
Чтобы сохранить семью, надо соблюдать следующие правила:
- Строить отношения в семье на доверии и взаимопомощи.
- Уметь поделиться своими бедами и радостями с членами семьи.
- Чувствовать рядом родного человека, не причинять ему боли.
- Задумываться над вопросом: «Что я сделал хорошего для родителей, чем им помог?»
- Уважать старость ,дарить членам семьи поддержку и радость.(Слайд №9)
Учитель: - Покровителями семьи в России являются святые Петр и Феврония.
Рассказ учителя
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
8 июля 2008года был официально объявлен праздником – Днём семьи, любви и верности. Также 2008 год Указом президента России объявлен Годом семьи.
А вот в Екатеринбурге открыли сквер, который выражает идею дружбы народов и торжества семейных ценностей. На «стене желаний» на 52 языках написано слово «семья» и отпечаток ладони, прикоснувшись к нему можно загадать желание.
6.Физминутка.(Слайд 10)
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
2 группа подготовила сообщение о семье в иудаизме.
Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие - шлом-баит.
.Первая заповедь в ней “ чти отца твоего и мать твою”.У молодого человека хотели купить драгоценный камень за 100 динаров. Он пошел принести этот камень, но обнаружил, что его отец уснул и ключ от шкатулки в руке отца. Вышел к ним и сказал: “Не могу я вам принести его”. Они подумали: “ Наверное, он хочет еще денег!” Повысили цену до200, до 1000. Проснулся отец, молодой человек пошел и принес им камень. Давали ему 1000, но он взял лишь100 динаров, и сказал: “Разве я продам почитание своего отца за деньги?!”
При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба.
Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры.
Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой.
Чадолюбие – характерная черта еврейского общества. Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей.
А человека, нежелающего вступать в брак и воспитывать детей сравнивают с убийцей.
3 группа подготовила о семейных отношениях в буддийской семье.
Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь.
Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем.
Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:
-уводить их от зла
-побуждать их делать добро
- дать им хорошее образование
-устроить им подходящий брак
-передать им наследство
- почитать отца и мать
4 группа подготовила сообщение о православной семье.
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ней отношению. Одно из важнейших таинств в православной традиции является венчание в церкви.
Во время венчания обменяются кольцами, которые называют обручальными. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти. Они должны оставаться вместе, что бы ни случилось в их жизни.
Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел- хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру.
5группа подготовила сообщение об исламской семье.
Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.
Вот каковы ценности исламской семьи:
Основа семьи – это муж и жена. Пророк Мухаммад сказал:
“Помните, что у вас и ваших женщин есть обязанности друг перед другом”...
Обязанности мужа перед женой
Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.
Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: “Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы”.
1. Обязанности жены перед мужем:
Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2. Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
3. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него. Посланник Аллаха сказал: “Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится к нам!)”
1. Обязанности родителей перед детьми
Дети – это дар Всевышнего Аллаха; они являются украшением семьи и приносят в дом счастье. Родители, должны одинаково радоваться рождению как мальчика, так и девочки. Они ответственны перед Аллахом и обществом за воспитание своего ребенка. Их обязанности заключаются в следующем:
2. Прочитать новорожденному в правое ухо Азан, в левое Икамат.
3. Дать ребенку достойное, мусульманское имя; Пророк Мухаммад (сказал: “В Судный День вы будете вызваны по вашим собственным именам и по именам ваших отцов. Так что давайте хорошие имена”.
4. Принести в жертву одного барана (акыка). “Каждый ребенок – дар в обмен на животное за него, которое надо принести в жертву на седьмой день, голову ребенка побрить и дать ребенку имя”.
Вырастить ребенка здоровым, как физически, так и духовно;
5. Ни в коем случае не злоупотреблять физическим воздействием на детей. Сказал Пророк Мухаммад: “Никакой отец не может сделать своему ребенку лучшего подарка, чем хорошее воспитание”.
6. Дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он смог зарабатывать, когда вырастет; Сказал Али Ибн Аби Талиб: “Растите своих детей не только для настоящего времени, но и для будущего, потому что они созданы для грядущего”.
7. Быть справедливым к детям, не выделять подарками или лаской одних перед другими; “Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы к своим детям”.
6 группа подготовила сообщение о семейных отношениях в буддийской семье
Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь.
Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем
Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:
-Уводить их от зла
-побуждать их делать добро
- дать им хорошее образование
-устроить им подходящий брак
-передать им наследство
- почитать отца и мать
Учитель: - Назовите основные ценности семейной жизни Иудаизм, Буддизм, Православие, Ислам.
Вывод. (Слайд 10)
- Любовь мужа и жены друг к другу.
- Любовь родителей к детям.
- Почитание родителей.
- Гордость.
- Согласие.
- Уважение.
- Прощение.
- Забота.
- Семейные традиции.
7 группа подготовила родословную своей семьи. Обоснуйте выбор своего символа.
Фотоирассказ
9.Закрепление (5мин.)
1.Игра «Закончи предложения».
(Слайд 15)
- Брак – это … .
- Семья – это … .
- Одна из 10 библейских заповедей гласит … .( «Почитай отца и мать»).
- Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … (материнская любовь).
- Брак в исламе считается …(обязательством перед Богом).
- Как в иудаизме воспринимается создание семьи … (Как заповедь, данная Адамом и Евой).
Итог урока.
- О чём вам хочется рассказать своим друзьям?
- Как ты думаешь, почему основой каждой семьи является любовь, прощение и терпение?
- Есть ли в тебе эти качества?
- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?
- Объясните смысл народной мудрости «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать»
10.Рефлексия.
- Я узнала много интересного на этом уроке.
- На вопросы, которые возникли в ходе урока, я получил ответы.
- Всё это мне пригодится в жизни.
- На протяжении всего урока я работал добросовестно, внимательно слушал и цели урока достиг.
1.Мама и папа для меня самые …
2.Свою семью я считаю …
3.Ядоверяю свою тайн …
4. Родным я хочу пожелать…
11.Домашнее задание. (выбери 1 задание). Слайд
1.Нарисуй герб своей семьи.
2. С.125-133 (читать, ответить на вопросы).
3.Подбери поговорки, пословицы, высказывания великих людей, художественные произведения о семье.
4.Традиции нашей семьи.
Звучит песня «Гимн семьи» в исполнении группы «Инь-Ян», слова песни появляются на слайдах:
Слайд 21
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
Слайд 22
И дом молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Слайд 23
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Слайд 24
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.
Слайд 25
Семья - источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.
Слайд 26
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
Ре
Учитель: - Как вы считаете, что помогает сохранять семью крепкой? (любовь).
Пусть в вашем доме всегда живут любовь, прощение, терпение и мир.
Мне хочется закончить сегодняшний урок такими прекрасными словами:
Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья: какая хорошая ваша семья!(Слайд)
Литература:
1.Учебник М.Н.Студеникина «Основы религиозных культур»
2.Толковый словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова.
3.
infourok.ru