Программа краткосрочных курсов по астрономии для 5-6 классов Звездное небо. Вопросы по астрономии для 5 класса


Викторина для 5 класса к Дню космонавтики

Викторина для учащихся 5 классов «Путешествие в космос»

Пояснительная записка.

Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.

Цели: обобщение и углубление знаний по физике

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить, систематизировать знания учащихся;

  • Расширять кругозор учащихся по предмету;

  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательные:

  • Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

  • Воспитывать инициативность и активность,

  • Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающие:

  • В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;

  • Развить способности логического мышления учащихся;

  • Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • Развивать память, внимание

  • Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями

Аннотация.

Викторина проводится между группами пятиклассников. Формируются команды по 5 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.

Ход мероприятия.

  • Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.

  • Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы первого тура:

1 Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)

2.Перечислите планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран)

3.Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

4.Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (космодром)

5.Общее название 12 созвездий? (зодиакальные)

6.Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957г)

7.Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (С.П. Королев)

8.Человек который наблюдает за звездным небом, изучает жизнь звезд и планет? (астроном)

9.Назовите космонавта совершившего первый космический полет? (Ю.А. Гагарин)

10.Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов)

11.Назовите первую женщину-космонавта? (В. Терешкова)

12.Как называется самоходный аппарат ,совершивший путешествие по поверхности Луны? (луноход)

13.Как расшифровывается МКС? (Международная Космическая Станция)

14.Прибор для наблюдения за небесными телами? (телескоп)

15.Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

  • Второй раунд. Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая  быстрее подняла руку.

Вопросы второго тура:

  • для его измерения используется повторяющийся физический процесс

  • основная единица измерения — секунда;

  • делу это — потехе час.

(время)

  • действует на дно и стенки сосуда

  • увеличивается с глубиной:

  • нужно,  чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой               (давление)

  • Можем притягивать и отталкивать

  • бывает и красного, и синего цвета;

  • у него два полюса

(магнит)

  • Мера инертности тела

  • основная единица измерения — килограмм;

  • у бегемота больше, чем у осла

(масса)

  • Их основная часть — стержень — коромысло

  • бывают лабораторные, технические, медицинские;

  • помощник продавца

(весы)

  • Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе,  найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)

РЕНАВЕ

НУПЛОТ

ТЮРЕПИ

МЕЛЯЗ

НОСЦЕЛ

  • Пятый раунд. В истории, в  которой  нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения.  (3 балла той команде, которая быстрее).

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».     

infourok.ru

Ответы к заданиям школьного этапа по астрономии для 5-7 классов

Астрономия 5-7 класс, школьный (первый) этап

Ответы

Задание 1 (викторина)

а) Ответ: Орион, т. к. он восходит и заходит, остальные созвездия незаходящие.

Или:  Орион  виден  зимой,  остальные  созвездия  видны  в  любую  ясную  ночь.

Вариант ответа «Орион, остальные расположены близко к Полярной звезде» оценивается как правильный.

б) Ответ: Дракон – незодиакальное созвездие среди зодиакальных.

в) Ответ: Восточное море – лунное море среди земных.

г) Ответ: Юпитер π

д) Ответ:  4  октября 1957  года  был  запущен  в  космос  первый  искусственный спутник Земли.

Критерии оценивания: в пунктах а, б, в за каждый правильный ответ – 1 балл, каждое  правильное  обоснование –  1  балл;  в  пунктах  г,  д  за  полный  ответ – 2 балла, частичный – 1 балл.

Максимум за задание – 10 баллов.

Задание 2 (словарик)

Ответы:

  • а) астрономическая единица – среднее расстояние между Землёй и Солнцем;

  • б) галактика – звёздная система, объединяющая миллиарды звёзд;

  • в) метеор – вспышка  в  атмосфере при  вторжении  в неё  с  большой  скоростью мелкой твёрдой частицы из космоса.

Критерии  оценивания:  по  1  баллу  за  правильное (хотя  бы  своими  словами) объяснение значения каждого слова.

Максимум за  задание – 3 балла.

Задание 3 (галерея)

Ответы:

  1. Марс;

  2. комета;

  3. Земля.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимум за задание – 3 балла.

Задание 4

Ответ: в картине допущено несколько астрономических ошибок.

  1. Во-первых, у  Земли  не  показана фаза. Судя  по  теням  от  скал  и  космонавтов, Солнце  светит  с  правой  стороны  и  расположено  довольно  высоко  над горизонтом. Поэтому  земной шар  тоже должен быть освещён справа сверху и иметь вид серпа или полудиска.

  2. Во-вторых, видимый  диаметр  Земли  существенно  преувеличен.  Земля  больше Луны по диаметру примерно в три с половиной раза, поэтому Земля в лунном небе должна быть всего в три с половиной раза крупнее Луны в земном небе.

  3. В-третьих, у Луны нет атмосферы, поэтому внутри теней, куда не попадает свет Солнца, должно быть совершенно темно, не видно никаких деталей.

Критерии оценивания: по 1 баллу за обнаружение каждой из ошибок; 1 балл за правильное обоснование ответа (хотя бы одного из трёх пунктов).

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 5

Ответ: описана Луна, меняющая фазы. «Серебристый апельсин» – это полная Луна. Через неделю после полнолуния Луна будет в фазе последней четверти и будет  выглядеть  как  левая  половина  диска.  Причина  смены  фаз  Луны – изменение относительного расположения Солнца, Земли и Луны.

Критерии  оценивания:  за  полный  ответ  с  правильным  рисунком, показывающим  взаимное  расположение Солнца,  Земли  и Луны –  4  балла;  за полный  ответ  без  рисунка –  3 балла;  если  упомянута  смена  фаз  Луны  или нарисована форма её диска – 2 балла; за ответ типа «описана Луна» – 1 балл.

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 6

А

р

и

с

т

о

т

е

л

ь

Т

е

л

е

с

к

о

п

П

т

о

л

е

м

е

й

П

и

ф

а

г

о

р

С

о

л

н

ц

е

Л

у

н

а

З

е

м

л

я

Б

р

у

н

о

К

о

п

е

р

н

и

к

В

с

е

л

е

н

н

а

я

Астролябия - древний астрономический прибор.

Критерии оценивания: каждый правильный ответ – 1 балл, за правильно отгаданное  зашифрованное слово –  1  балл;  за правильное определение зашифрованного слова –  1  балл.

Максимум за задание – 12 баллов.

Максимум баллов за работу- 36

infourok.ru

Викторина юного космонавта (5 класс)

ВИКТОРИНА ЮНОГО КОСМОНАВТА (5 класс) Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку. Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

С. Есенин

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку, просит -

чтоб обязательно была звезда! - клянется -

не перенесет эту беззвездную муку! А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский Ход мероприятия Ведущий.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Налажен путь в межзвездные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет,

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Хранит в душе он первую любовь,

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,

Но первый был Гагарин, он был свой,

Родной, с улыбкой детской, озорной.

Когда День космонавтики справляют,

Любимца своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,

Кто славу создает стране, успех:

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки - Земли, -

Всех, кто с космической наукой в жизни связан.

Народ своей любовью им обязан.

Гордится космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

Здравствуйте, уважаемые ученики!

Ведущий. Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос! Вопросы викторины: 1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения)

2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

17. Что такое телескоп'? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей.)

19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик СП. Королев.)

23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А. Гагарин.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

212

Внеклассные мероприятия. 5 класс

25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)

Дополнительные сведения:

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.

Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.

Земля. Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.

Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов но Цельсию.

Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.

Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.

Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура -215 градусов.

Нептун - делает полный оборот за 164 года. Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета. Ведущий. Молодцы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.

А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов – это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!

Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.

Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи -появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.

В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.

mognovse.ru

Тесты по естествознанию на тему "Астрономия

Инфоурок › Астрономия › Тесты › Тесты по естествознанию на тему "Астрономия - как наука, звездное небо" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тест «Звездное небо»

2 слайд Описание слайда:

1.Метеорит это: А)Метеор, достигший поверхности Земли; В) Яркая вспышка в ночном небе; С) «Падающая звезда».

3 слайд Описание слайда:

2.Сколько планет вращается вокруг Солнца: А) 6 В) 8 С) 4

4 слайд Описание слайда:

3.В настоящее время астрономы насчитывают созвездий: А) 105 В) 63 С) 88

5 слайд Описание слайда:

4.Планета земной группы: А) Уран В) Плутон С) Марс

6 слайд Описание слайда:

5.Огромное скопление звезд: А) Вселенная; В) Галактика; С) Комета.

7 слайд Описание слайда:

6.Самые яркие звезды имеют цвет: А) красный; В) желтый; С) голубой.

8 слайд Описание слайда:

7.По расположению к Солнцу Земля: А) вторая; В) третья; С) шестая.

9 слайд Описание слайда:

8.Галактика, в которой мы живем, называется: А) туманность Андромеды; В) Большое Магелланово Облако; С) Млечный путь.

10 слайд Описание слайда:

Раскалённые газообразные тела шаровидной формы: А) астероиды; В)кометы; С) звёзды.

11 слайд Описание слайда:

10.С помощью какого прибора можно увидеть как можно больше звезд на небе: А) микроскопа; В) телескопа; С)лупы.

12 слайд Описание слайда:

Тест «Звездное небо» Ответы: 1.А 2.В 3.С 4.С 5.В 6.С 7.В 8.С 9.С 10.В

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Тесты по естествознанию на тему "Астрономия - как наука, звездное небо" (5 класс) предназначены для закрепления пройденного материала на уроке.

Тесты из 10 вопросов даются в виде презентации в конце урока, дети выполняют в тетрадях задания, а затем обмениваются тетрадями и идет взаимопроверка тестов.

В тестах встречаются такие термины как "метеориты", "галактика", "звезды"; вопросы по  изучению названий и расположению планет Солнечной системы. 

Также эти тесты можно проверить при помощи ручки для интерактивной доски и данной презентацией с триггерами. Получается проверка в виде игры.

Общая информация

Номер материала: 129236

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Викторина по астрономии (7-8 классы)

Викторина по астрономии

7 класс

1. К небесным телам относятся:

А) планеры, дельтапланы, воздушные змеи;

Б) самолеты, дирижабли, ракеты;

В) звезды, планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеороиды;

Г) птицы и насекомые.

2. С греческого языка слово «планета» переводится как ….А) волосатая звезла;

Б) хвостатая звезла;

В) блуждающая звезла;

Г) твердая звезла.

3. В Солнечную систему не входят...

А) звезды; Б) планеты; В) кометы; Г) астероиды.

4. Сколько планет в Солнечной системе?А) 7; Б) 8; В) 9; Г) 10.

5. Какие из изображенных тел являются малыми телами Солнечной системы?1) 2) 3) 4) А) 1, 2, 4; Б) 1, 3; В) 2, 4; Г) 2, 3.

6. Для земного наблюдателя изменяют свои фазы (подобно Луне):А) только внешние планеты;

Б) только Венера и Марс;

В) только внутренние планеты;

Г) все планеты

7. Когда в нашей местности Солнце поднимается выше всего над горизонтом в течение года?А) 23 сентября; Б) 22 декабря; В) 21 марта; Г) 22 июня

8. Термин “комета” можно перевести как…А) волосатая звезла;

Б) хвостатая звезла;

В) блуждающая звезла;

Г) туманная звезла.

9. Солнечные сутки на Луне длятся приблизительно...

А) 24 часа;

Б) одну земную неделю;

В) 15 земных суток;

Г) 30 земных суток.

10. Какая фаза Луны изображена на рисунке?

А) первая четверть;

Б) полнолуние;

В) старая Луна;

Г) новолуние

11. Во сколько раз Луна по размерам меньше Земли?А) в 2 раза; Б) в 3 раза; В) в 4 раза; Г) в 5 раз.

.

12. На сколько созвездий разделено небо?А) 100; Б) 48; В) 117; Г) 88.

13.Полярную звезду можно наблюдать...

А) на протяжении всей ночи в любой день года; Б) в первой половине ночи в любой день года;

В) во второй половине ночи в любой день года; Г) эта звезда в России не наблюдается.

14. По представлениям древних казахов в небо был вбит Железный гвоздь (Темир-Казик), а к нему на аркане привязан Конь. За сутки Конь обегал вокруг Гвоздя. О каком созвездии речь?

А) Гончие Псы;

Б) Малый Конь;

В) Жираф;

Г) Большая и Малая Медведицы.

15. Как в настоящее время называют звезду Железный гвоздь (Темир-Казик)?

А) Полярная; Б) Денеб; В) Бетельгейзе; Г) Фомальгаут.

16. В 1976 году американский космический аппарат "Викинг" передал на Землю изображение, на котором можно было увидеть образование, напоминающее человеческое лицо. 6 апреля 1998 представители НАСА (Национальное Космическое Агентство, США) официально заявили, что "лицо" на поверхности Марса в действительности представляет собой …

А) культовое сооружение древней марсианской цивилизации;

Б) гору, которая выглядит так в результате игры солнечного света и тени; В) скульптурный портрет, оставленный на Марсе земным космическим аппаратом; Г) фотомонтаж марсианского ландшафта и портрета известного астронавта.

infourok.ru

Программа краткосрочных курсов по астрономии для 5-6 классов Звездное небо

Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МАОУ «СОШ № 153» г.Перми МАОУ «СОШ № 153» г.Перми __________________Н.Р.Исаева

_____________/_______

«____»__________2016 г. «_____»_______________2016г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми

Программа краткосрочных курсов по выбору для учащихся 5-6 классов

Звездное небо

Составитель:

учитель физики

МАОУ «СОШ №153» г.Перми

Кабанова Н. С.

Пермь

2016

Современное образование результатом своей деятельности представляет не столько объем усвоенных знаний и умений, сколько гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовку ребёнка к жизни, его психологическую и социальную адаптация.

Данная программа предназначена для реализации в 5 – 6 классах общеобразовательной школы.

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит  с некоторыми вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес.  У любознательных  школьников возникает потребность в  астрономическом образовании и очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.

          Данная программа  становится тем более актуальна, поскольку  предмет «Астрономия»   исключён из перечня обязательных предметов  в средней школе,        кроме того,  в связи с переходом на ФГОС второго поколения,  астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса,  полностью исключён из школьной программы, что  не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. А ведь именно  вопросы астрономии играют важную  роль в формировании мировоззрения, раскрывает  современную естественно-научную картину мира.

 Цель данного курса – удовлетворить интерес учащихся к науке о звёздном небе, показать учащимся картину мирового пространства и происходящих в нём удивительных явлений.

Задачи курса:

Образовательные: 

  • познакомить учащихся с научными сведениями о звёздах,  созвездиях;

  • обогатить учащихся знаниями о способах исследования небесных тел и достижениях науки в освоении космического пространства.

 Воспитательные:

  • сформировать у учащихся основы научного мировоззрения и научных убеждений;

  • развивать навыки самостоятельности;

  • воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.

Развивающие:

  • развивать стремление к исследовательской деятельности;

  • развивать пространственные представления о сравнительных размерах небесных тел, расстояниях между ними;

  • развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

  • повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся.        

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные:

  • знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных

    заданий проблемного и эвристического характера;

    сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

      образовательной деятельности.

Метапредметные: 

  • умение работать с разными источниками информации;

  • составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

  • осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Предметные:

Содержание программы  курса

Звездное небо в представлениях древних цивилизаций (индейцев, древних вавилонян, египтян). Развитие представлений о звездном небе.

Звёзды. Расстояния до звёзд. Строение звезд. Размеры звёзд. Гиганты звёздного мира. Температура и цвет звёзд. Яркость звёзд. Самые яркие звезды Вселенной.

     Двойные звёзды. Переменные звёзды. Физически переменные: пульсирующие (цефеиды и мириды), взрывные, затменно-переменные. Новые и сверхновые звёзды. Коричневые карлики и чёрные дыры. Эволюция звёзд. Планеты у других звёзд.

    Система ближайших звёзд. Солнце – ближайшая звезда.

Изменение вида звездного неба в течении суток. Координаты небесных тел.

Созвездия. Атлас созвездий Гевелия. Легенды о созвездиях. Эклиптика.

Созвездия Северного и Южного полушария. Изменение вида звездного неба в течении года. Вид звездного неба зимой, весной, летом и осенью.

Показная карта звездного неба. Изготовление и работа с ПКЗН.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

1

Расстояние до звезд. Строение звезд. Классификация звезд.

1

1

Изменение вида звездного неба в течении суток.

1

1

Изменение вида звездного неба в течении года.

Показная карта звездного неба

4

4

Итоговое занятие

1

1

Итого: 8 часов

8

5

3

Результатом освоения данной программы краткосрочных курсов «Звездное небо» является создание учащимися карты звездного неба в день своего рождения и описание вида звездного неба в этот день на итоговом занятии.

Материально – техническое обеспечение

Для проведения занятий имеется всё необходимое:

  • наличие учебного класса;

  • наличие компьютера с возможностью выхода в интернет;

  • техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;

  •  библиотека  методической, учебно-популярной и энциклопедической литературы;

  • Шаблоны для изготовления ПКЗН (приложение 1)

Список  литературы для учителя

    1. Балебанова Т.В., Козина Е.В. Естествознание 5-6 класс. – М.., Аквариум. 1997

    2. Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия 11 класс. – М., Просвещение, 1989.                                                                                                                    

    3. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», серия «Я познаю мир». Изд. Белый  город, 2004.

 5. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Гостехиздат, 1946.

6. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М., Аванта +, 2004.  

Приложение 1

infourok.ru

Вопросы и ответы по астрономии

Астрономия. Вопросы и ответы.

Данной страницей выполнена просьба читателей о размещении вопросов на отдельной странице, для удобства пользования разделом "Вопросы и ответы по астрономии". Раздел будет постоянно совершенствоваться, для максимально удобной подачи информации читателям.

Уважаемые посетители, если вы у нас не нашли ответа на свой вопрос, то его можно задать по форме, которая расположена внизу страницы или по почте.

Раздел 1.
  1. А.Чепик. Известно, что оболочки Сверхновых в период повышенной светимости звезды разлетаются со скоростью от 500 до 5000 км/сек. По формуле аберрации угловое смещение одного видимого края оболочки от противоположного края оболочки составляет от 10 минут до 2 градусов, причем независимо от расстояния до звезды. Действительно ли наблюдаемые угловые размеры Сверхновых в начале взрыва не превышают нескольких секунд? Видим ли мы такие угловые размеры Сверхновых? Суть вопроса в том, что есть несоответствие между наукой и реальностью. В данном случае несоответствуют: скорость оболочки, формула аберрации, наблюдаемые угловые размеры Сверхновых.
  2. Vasiator. В каком созвездии находилось Солнце 10 апреля 1978 г. н.э.? Starcalc5.7 показывает - Рыбы, почему не Овен, как в гороскопах?
  3. Ваня. Какая структура у млечного пути?
  4. Макс. Какого размера будут видны спутники Марса с его поверхности, допустим с экватора? Будут ли они выделяться на ночном небе Марса?
  5. Лена. Что такое планета? В учебнике географии начальной школы сказано, что это остывшая звезда. Правильно ли это определение?
  6. Василий. Как открыть комету?
  7. Александр. Ответьте, пожалуйста, существует ли звезда имени В. В. Маяковского? И если существует, то в каком году, и при каких обстоятельствах была открыта, и почему так названа?
  8. Таня. Хочу знать все о конфигурации планет!
  9. Дмитрий. Подскажите где можно взять информацию о циклах движения планет солнечной системы, и подробную информацию о солнечной активности (вспышки на Солнце). И еще может быть, подскажите, что можно поискать на тему влияния Солнца на Землю (научные работы и.т.п.)
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 2.
  1. Ярый Фанат. Несколько вопросов к А.Н.Козловскому. Прошу прощения, за небольшое расхождение с астрологической темой. Вы верите в бога? Если нет, то во что (что для вас в жизни самое непоколебимое)?
  2. Ярый Фанат. Как вы относитесь к Нострадамусу?
  3. Ярый Фанат. Как вы считаете, есть у человека собственная воля, или его можно просчитать на калькуляторе, как солнечные затмения? Ведь человек состоит из тех же атомов, молекул и прочей гадости, как и остальная Вселенная.
  4. Ярый Фанат. Как вы понимаете природу чувства, мысли?
  5. Виталий. Где берутся нейтральные спектры солнца?
  6. Николай Ханеня. Я слышал, что все основные события во Вселенной произошли в первые доли секунды после БОЛЬШОГО взрыва, а сейчас наблюдается плавное затухание "Бурной жизни". Но как можно говорить о времени,которое по сути является промежутком между процессами, в столь разных средах,ведь даже временной минимум , зависит от скорости света в вакууме, который тоже изменяется,как уровень моря, считающийся нулевым.
  7. Сергей. Не могли бы Вы сказать возраст планет нашей Солнечной системы, в порядке возрастания, т.е от самой молодой до самой старой, если конечно такие исследования, когда-либо проводились.
  8. Oleg. Здравствуйте. Есть ли связь между катаклизмами на Земле, и вспышками на Солнце, и оказывают ли влияние на Солнце какие-либо планеты?
  9. Виталий.Прочитал в одной книге о черных дырах, что теоретически для очень массивных объектов этого типа их, "граница" - радиус Шварцшильда (если не ошибаюсь) - может быть очень удалена от центра (например, для объекта, сравнимого по массе с Галактикой, радиус Ш. может быть сравним с радиусом Галактики). Как вы оцениваете такое предположение? Что, по вашему мнению,может происходить с физическими телами, находящимися "внутри" такого объекта (в отличие от того, что, по современным представлениям, должно происходить вблизи черных дыр)
  10. Юра. Есть ли вопросы, на которые современная астрономия не дала ответа?
  11. Виталий. Что представляют собой белые дыры?
  12. Рома. Современное представление о происхождении звезд?
  13. Виталий. Каковы размеры Магеллановых облаков?
  14. Samanta. Какие характеристики голубоватых звезд?
  15. Александр. Не могу осознать бесконечность Вселенной, просто в голове не укладывается. Есть ли доступные формулировки?
  16. Александр. Вопрос наверное риторический, но все же - в чем смысл жизни?
  17. Даниил Михаилович. Что было бы на Земле, без Луны?
  18. Даниил Михаилович. Каков наклон орбиты Луны, к экватору Земли?
  19. Василий. Есть ли граница у Вселенной?
  20. Александр. Катаклизмы Земли (всемирный потоп и прочее) связаны с дрейфом магнитной оси Земли, которая всегда направлена на одну из самых дальних планет Солнечной системы. Магнитная ось Земли прецессирует подобно оси " раскрученной юлы". С периодичностью приблизительно 3600 лет Земля "кувыркается" на 90 градусов (как падает юла при увеличении амплитуды прецессии ее оси). При этом Северный и Южный полюса Земли резко перемещаются в экваториальную зону, и наоборот две диаметрально противоположные точки экватора становятся полюсами Земли. В результате этого на Земле происходит резкое таяние льда "бывших полюсов", реанимируются процессы горообразования, расчленение и образование новых материков. Этот переходный период занимает около 20 лет. Вопрос: на каком участке временного периода в 3600 лет мы сечас находимся? Т.е сколько лет осталось до следующего катаклизма на Земле?
  21. Таня. Поспорили два ученых. Один из них считал, что для того, чтобы у них в городе всегда был день, надо остановить вращение Земли вокруг своей оси, другой же утверждал, что следует уменьшить скорость вращения, но не останавливать ее совсем. Кто прав, и почему?
  22. Mango. В 1100 году до н.э, китайские астрономы измеряли максимальную высоту солнца,в дни летнего и зимнего солнцестояний. В первом случае они получили величину Н1=79 гр. 7 минут и Н2=31 гр и 19 минут. Оба раза солнце было к югу от Земли. Найдите широту местности, где проводились наблюдения, а так же угол наклона эклиптики к небесному экватору в ту эпоху.
  23. Евгений. Чем можно объяснить внезапное увеличение (время от времени), видимой звёздной величины звезды Проксима Центавра? Ведь это же красный карлик, с очень низкой светимостью (0,0055 % по сравнению с Солнцем) P.S. Извините, если я не правильно выражаю научные термины.
  24. Евгений. Что происходит с кометами на завершающем этапе их эволюции?
  25. Zmiter. Подскажите пожалуйста, web-адреса обществ, исследующих переменные звезды.
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 3.
  1. Alisa. Скажите пожалуйста, что же на самом деле означает эта фраза: "Вселенная расширяется"? Почему увеличивается расстояние между галактиками: потому что они "разлетаются" в разные стороны, получив когда - то начальный импульс, или потому что само пространство расширяется? И вообще, расширяется ли пространство? С какой скоростью?
  2. Таня. Гипотезы возникновения жизни во Вселенной?
  3. Кирилл. Не могли бы вы дать полную информацию о том, в какой институт нужно поступить, дабы стать космонавтом. Я живу в Краснодаре. Какие ближайшие ко мне институты обучают космонавтов? На какой факультет нужно пойти, какие нормативы, оплата? Очень надеюсь, что вы мне поможете, а то перешарил весь рунет, и ничего толкового не нашел, заранее благодарю.
  4. Полина. Расскажите пожалуйста о вулканизме на планетах земной группы.
  5. Александр. Действительно ли спутник Юпитера - Европа испытывает жесточайшее облучение (в частности в микроволновом диапазоне) исходящее от Юпитера, и по этому белковая жизнь на Европе, в принципе невозможна?
  6. Даниил Михайлович. Что произойдет, если Луна сорвется с орбиты, и улетит прочь от Земли?
  7. Алина. Расскажите о совместном исследовании космического пространства США и России.
  8. Руслан. Я в нескольких источниках читал опровержения того, что американцы были на Луне. Что вы скажете по этому поводу?
  9. Андрей. Как точно рассчитать положение планет(эферемиды)?
  10. Макс. Какого размера будут видны спутники Марса с его поверхности (допустим с экватора)? Будут ли они выделяться на ночном небе Марса?
  11. Васек. Где можно найти самый полный астрономический словарь? (У меня есть словарь - The Penguin Dictionary of Astronomy взятый из RedShift3 (в нем около 2500 определений). Есть ли что-нибудь более полное?
  12. Людмила. Расскажите об эффекте Доплера, и о красном смещении.
  13. Ваня. Какая структура у Млечного пути?
  14. Vany. Правда то, что звезда Солнце будет жить 5 миллиардов лет?
  15. Руслан. Какой метеорит в данный момент летит к земле, и должен по расчётам столкнуться с Землёй?
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 4.
  1. Игорь. Где можно найти подробную информацию о "солнечных протонных событиях" в истории? Интересуют даты и параметры.
  2. Евгений. Я где-то слышал (извините, но источник точно указать не могу (если бы он был действительно достоверным, то я вряд ли бы задавал этот вопрос вам) что, когда мы наблюдаем звезду Бетельгейзе в телескоп, то видимое изображение этой звезды , является самой газовой сферой, именно "поверхностью" этой звезды. Тогда как диски других звезд - это просто оптический эффект; такое изображение не показывает нам реальные угловые размеры светила. Это можно объяснить соотношением размеров зведы, и ее удаленности от Солнечной системы. Действительно это так? Если да, то при каком увеличении?
  3. Вова. Что вы можете сказать, про несферическую оптику?
  4. Каха. Сушествуют ли сверхмассивные, но компактние обьекты (меньше, чем черная дыра), которые передвигаются с большой скоростю?
  5. Super. Как рассчитать восход и заход солнца?
  6. Дмитрий. Подскажите где можно взять информацию о циклах движения планет Солнечной системы, и подробную информацию о Солнечной активности ( вспышки на Солнце)? И еще может быть, подскажете, что можно поискать на тему влияния Солнца на Землю (научные работы и т.п)
  7. Михаил. Где есть возможность найти (и в интернете) математические расчеты по баллистике космических тел?
  8. Анастасия. Скажите пожалуйста, как долго будет угасать свечение, после вспышки сверхновой?
  9. Каха. Что такое темная материя (обычная, но не излучаюшая , или что-то другое), и зеркальная материя (о последней много поднялось шума на астр.страницах)?
  10. Анатолий. Как используют лазер для изучения ближних астрономических объектов?
  11. Макс. Когда еще состоится парад планет?
  12. Виталий. Так как свет от звезд, идет к Земле многие миллионы лет, то получается что сейчас мы наблюдаем картину неба, которая в действительности существовала миллионы лет назад. Иными словами, то что мы видим сейчас, не имеет ничего общего с истинным "положением дел" во Вселенной в данный момент. Так ли это?
  13. Сергей. Имеет ли Плутон атмосферу?
  14. Магури. Что такое петлеобразное движение планет?
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 5.
  1. Петр. Пожалуйста ответьте, что такое точка сингулярности - то есть, что там происходит со временем и пространством? И обьясните, что такое гравитационный коллапс Вселенной?
  2. Алексей. Что такое расширение Вселенной? Если можно, поподробней.
  3. Люба. Каков возраст Вселенной? Когда она начнет сжиматься, и можно ли это будет увидеть?
  4. Станислав. Мне бы хотелось знать, что вам известно о Белых дырах?
  5. Светлана. Я вот прочитала, что астрономы обнаружили в Солнечной системе объект, похожий на планету, который обращается вокруг Солнца на расстоянии полутора миллиардов километров от Плутона. Что Вы об этом знаете?
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 6.
  1. Забира. В какой лунный день я родилась 18 декабря 1960?
  2. Vet. Скажите пожалуйста, что значит "лунный метеорит"? Связано ли как-то его происхождение с Луной и если да, то как? Cпасибо.
  3. Лера Ж. Что такое критическая плотность материи во Вселенной?
  4. Леся. Как перевести градусы, минуты и секунды в часы? Заранее спасибо.
  5. Лахно Вадим Вадимович. Возможно ли в 2015 году полететь на планету Венера?
  6. Flycom. Вокруг какой ближайшей Звезды могут вращатся планеты?
  7. Сергей. Когда будет создана научная станция на Луне?
  8. Arsen. Почему ракеты запускают с запада на восток?
  9. Эльвира. Что нужно знать для вычисления радиуса Земли?
  10. Сергей. Почему переменные звёзды называют "цефеидами"?
  11. Олег Грубич. Когда на околоземную орбиту прилетит комета Галлея?
  12. Славик. Возможно ли разложить материю на анти в земных условиях?
  13. Nebula. Скажите пожалуйста когда будет великое противостояние Марса?
  14. Леся. Зачем нужны галактические и эклиптические координаты?
  15. Эльвира. Что нужно знать для вычисления радиуса Земли?
  16. Лидия. Какое сейчас Солнце - "спокойное" или "возмущенное"?
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 7.
  1. Фред. Казань. Не могли бы Вы ответить в чем причина наблюдаемого наличия склонения планет, т.е. наличие угла наклона оси вращения к плоскости их орбит. Каково абсолютное значение направлений осей вращения планет в пространстве и относительно чего оно определяется. Также каков угол наклона оси вращения Солнца к плоскости его орбитального движения в Галактике и(или) к плоскости самой галактики. Существуют ли какие либо гипотезы объясняющие наличие этих склонений. Заранее спасибо.
  2. Алексей. Здравствуйте! Прочитал в книге, что в полдень солнце достигает зенита и отбрасываемая им тень самая короткая, указывает направление точно на север... но сегодня убедился что это не так...по астрономическим программам сегодня солнце достигает зенита в 12.33 по Москве. Все же из-за чего получается это несоответствие, и как все-таки по тени определить направление на север?
  3. A'Paul. Возможно ли переместить Марс на орбиту Земли и поместить его с периодом, отстающим от периода вращения нашей планеты на 1/2?
  4. Natalie.Подскажите, пожалуйста, когда на небе можно увидеть невооруженным глазом МАРС или Венеру?
  5. А.Гришаев. Дорогие друзья! По поводу лучевых скоростей звёзд - подскажите, кто знает:
    • 1. Правда ли, что редукция лучевых скоростей звёзд (не пульсаров) на орбитальное движение Земли улучшает сходимость результатов, т.е. без этой редукции лучевые скорости имели бы годичные вариации с размахом вплоть до 60 км в сек? Если правда - где об этом что-нибудь опубликовано?
    • 2. Вектор скорости Солнечной системы, полученный из анизотропии фона реликтового излучения, не совпадает с вектором скорости, полученным из анализа лучевых скоростей. Это же неувязочка, не правда ли? Как её комментируют корифеи? Заранее благодарен. А.Гришаев
  6. Новичок. С детства мучает вопрос. ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ВСЕЛЕННАЯ????? Реально ли вообще говорить о ее размерах? Что об этом говорят ученые??
  7. Miha. Почему Луна не падает на Землю?
  8. Маргарита. Скажите, пожалуйста, что значит \"двойная\" планета? И что это за планета? Дайте пожалуйста, правильный ответ. Заранее спасибо!
  9. Шпильман. Не могли бы вы разъяснить один вопрос. Если на Луне кратеры и многочисленные вмятины возникли вследствии падения метеоритов, то куда эти упавшие метеориты могли деться с поверхности Луны? Что то их не видать при просмотре многочисленных фотографий... Заранее благодарен за внимание к сообщению!
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ Раздел 8.
  1. Клыков Александр. Вопрос. Почему летом теплее, чем зимой, ведь зимой солнце находится ближе к Земле?
  2. Клыков Александр. Вопрос. Земля движется вокруг Солнца по определённой траектории (орбите), которая никогда не сбивается ни на один миллиметр, или же эта траектория меняется? Если да, то насколько сильно?
  3. Клыков Александр. Вопрос. Кто и как измеряет расстояния до планет и др. космич. обьектов, а также радиусы планет, массы,их внутреннее строение и возраст?
  4. Клыков Александр. Вопрос. Можно ли увидеть на небе планеты Солнечной системы невооружённым глазом, и как выглядит Земля с Марса?
  5. Клыков Александр. Вопрос. Существует ли конец космоса?
  6. Клыков Александр. Вопрос. Из чего состоят звёзды, которые я вижу на небе?
  7. Клыков Александр. Вопрос. Будет ли когда-нибудь у простого рабочего вроде меня возможность слетать хотя бы на Луну?
  8. Клыков Александр. Вопрос. Есть ли жизнь в других уголках космоса?
  9. Клыков Александр. Вопрос. Сколько примерно стоит 300-мм телескоп и что можно увидеть через него, к примеру, на Марсе?
Ответы можно посмотреть ЗДЕСЬ
Используя данную форму Вы можете задать нам вопросы по астрономической тематике.
• На Главную • Вопросы присланы посетителями сайта "Галактика" и проекта 'Астрогалактика'. Дизайн, обработка и выкладка на сайт - Кременчуцкий Александр. Copyright © 2002-2013 'Галактика' сайт. Все права защищены. При копировании ссылка на источник обязательна. Выпускается сайтом 'Галактика' с 11.05.2003 обновлено:

www.moscowaleks.narod.ru