Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Что это текст повествование
Что такое повествование?
Повествование — это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.
Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.
Функционально-смысловые типы речи
Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.
Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.
Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.
О повествовании поговорим более подробно.
Особенности повествования
В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как после
elhow.ru
Ответы@Mail.Ru: Вопрос по русскому языку. Как доказать что текст
Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил» . Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие. Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование. Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
от самого слова--значит, текст повествует о ком-то, рассказывает.
Тип текста повествование потому, что здесь есть какой либо сюжет, есть цепочка событии. И автор нам повествуют это это это
touch.otvet.mail.ru
Что такое текст-повествование?
Сегодня мы поговорим о тексте-повествовании. Рассмотрим первый пример. Прочитаем текст:
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка.
О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.
Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?
Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части:
1. Начало
2. Основная часть
3. Заключение
Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:
Однажды летом мы с ребятами…
или
Это случилось ранней весной…
Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.
В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.
Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:
1. инструкция;
2. письмо;
3. заметка;
4. сказка.
вернуться на страницу "Русский язык 2 класс" >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Текст-повествование. Изложение повествовательного текста.
Тема. Текст-повествование. Изложение повествовательного текста.
Цель:
- ознакомление с особенностями повествовательного текста;
- формирование умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям;
- развивать умение пересказывать текст и передавать его содержание.
Ход урока
1. Постановка цели урока
- В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. И нужно уметь это делать, иначе тебя не поймут. На уроках чтения вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно.
- Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей страны. Посвятим наш урок войне.
- Что вы знаете о войне? (Ответы детей.)
- 1941 год. Москва. Летний воскресный мирный день 22 июня. И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть о том, что немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу СССР. Началась война.
- Четыре долгих года (с 1941 по1945) шла Великая отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний солдаты не опускали рук и не падали духом.
- Об одном из эпизодов войны мы и будем вести речь.
2. Повторение знаний о речи, тексте.
- Повторим знания о речи и тексте. Что такое человеческая речь?
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит речь? Перед вами схема-подсказка. (Из слов, предложений и текстов.)
с
п
т
- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить.)
- Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.) (На доске появляются карточки с названиями типов текстов.)
- Сегодня будем учиться письменно пересказывать текст-повествование.
- На какой вопрос отвечает в целом текст-повествование? (Что случилось?)
- Сколько частей мы выделяем в тексте-повествовании?
концовка
основная
часть
начало
3. Наблюдение над особенностями текста-повествования.
- Откройте учебник на стр. 133, упражнение 242. Послушаем рассказ (Читает один из учеников.)
- Можно ли сказать, что это текст-повествование? (Да, так как текст сообщает, что случилось.)
- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и определите тему текста, то есть, о чём говорится в этом тексте. (О молодом солдате, который прикрепил упавшее гнездо Соловушки с птенчиками.)
- Какова основная мысль текста? (Помощь солдата соловьиному гнезду.)
4. Подготовка к написанию изложения.
1). Анализ текста по вопросам.
- Какой заголовок можно к нему подобрать? (Помощь соловьиному гнезду.) (Учитель на доске пишет название.)
- Почему солдат так поступил? (Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.)
- Когда и где произошло событие? (Во время войны в лесу.)
- Сколько частей имеет текст-повествование?( 3.)
- Какие это части? (Начало, основная часть, концовка.)
- К чему приложил пулемет боец? (К березе.)
- Почему ветка с гнездышком упала? (Ее отбило осколком мины.)
- Что сделал солдат? (Прикрепил гнездо к другой ветке березы.)
2). Деление текста на части и составление плана.
- Составим план текста.
- Найдите и прочитайте первую часть К.., читай. (Шла война. …по врагу.)
- Назовите основную мысль в этой части. (Шел бой.)
- Как ее озаглавим? (Учитель на доске пишет названия пунктов плана.)
- Прочитайте вторую часть, основную. (Недалеко разорвалась мина . осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. ….)
- Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)
- Прочитайте третью часть, заключительную. (Враг отступил. Бой отдалялся….)
- Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)
Физминутка
3). Орфографическая работа
- Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах? (Работа по тексту.)
(Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.- Данные слова выписать заранее на доску.)
5. Пересказ текста по частям.
- Перескажем текст по плану. (Каждую часть рассказывает один ученик.)
- На листочках запишите число, ниже – изложение, ниже – название. План переписывать не надо, он будет на доске.
- Закройте учебники, отложите на край стола. Прослушайте еще раз текст.
6. Подведение итогов
- Послушайте изложение М…
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
7. Домашнее задание: записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.
infourok.ru
Текст | это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой. Предложения в тексте могут быть связаны как лексически, так и грамматически. Признаки текста:
| Тема текста | это то, о чём говорится в тексте. Часто тема текста бывает отражена в его заголовке. Текст обычно разделён на части, которые называются абзацами, каждый абзац отделён от другого, так как в нём содержится своя микротема. | Основная мысль текста | это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи. | Cпособы соединения предложений в тексте: | последовательный (цепной) и параллельный При последовательной связи первое предложение текста связано со вторым, второе — с третьим, третье — с четвёртым и т.д. Пример: Маша проспала. Она влетела в класс в 8:45. Оказалось, что занятия перенесли на 9:00, и Маша спокойно села за парту. При параллельной связи события в тексте происходят одновременно. Предложения обычно содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. При параллельной связи предложения связываются между собой:1) одинаковыми глагольными формами;2) одинаковым порядком слов. Пример: Мы смотрели на озеро. Небо переливалось яркими красками. Тихо щебетали птицы. | Тип речи: | В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, рассуждение, описание. В тексте-повествовании рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях. К ним можно поставить вопросы что? когда? где? как? (они происходили).
В тексте-описании называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. К этим текстам можно поставить вопрос какой? каков? (предмет, человек и т.д.)
В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Текст-повествование рассказывает | Текст-описание показывает | Текст-рассуждение доказывает |
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Повествование
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…) Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события. Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий. Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко заключающие текст. Повествование может быть представлено серией назывных предложений.
Описание
Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 234 ). Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно. Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов. Описание может быть представлено серией назывных предложений.
Рассуждение
Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог). Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так… В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итогии т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п. В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.
www.sinykova.ru
Чем отличается повествование от описания
Повествование и описание представляют собой разные функционально-смысловые типы речи. В их построении используются приемы, необходимые для конкретных речевых целей: в повествовании это отражение определенной последовательности событий, в которых прослеживается причинно-следственная связь; в описании – определительно-оценочная характеристика объектов, представляющих интерес для участников речевой ситуации.
Определение
Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.
Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.
к содержанию ↑Сравнение
Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста. Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа. Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.
Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.
В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста. Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.
Описание преследует другую цель: не просто назвать признаки объекта изображения, но и вызвать определенное эмоциональное состояние читателя или слушателя. В описании уместно использование определительных характеристик, приемов сравнения или противопоставления, эпитетов, метафор, олицетворения.
В качестве примера можно рассмотреть фрагменты текстов повествовательного типа и описания:
Повествование | Описание |
Из-за леса вставало багровое солнце. Резкие порывы ветра не утихали с ночи. Непогода грозила затянуться на целый день, поэтому руководитель экспедиции решил не оставлять лагерь. | С наступлением бабьего лета скверы засыпало разноцветной листвой. Над всем великолепием осенних красок ярко-синей полосой вспыхнуло небо. Неяркое солнце казалось золотистым воздушным шаром. |
Выводы TheDifference.ru
- Повествование – рассказ о событии. Описание – определение признаков изображаемого.
- Повествование – основной композиционный элемент произведений, относящихся к эпическим жанрам. Описание может быть их фрагментом, но чаще встречается в лирических произведениях и поэзии.
- Повествование как тип речи отличается логичностью и динамизмом. Важное свойство описания – воздействие на воображение читателя и эмоциональную сферу восприятия.
- Структура предложений в тексте повествовательного типа близка к разговорной форме. В описании широко используются поэтические сравнения, эпитеты и метафоры и другие языковые средства художественной выразительности.
thedifference.ru