Что такое дружба конспект классного часа. Что такое дружба кл час


Классный час "Что такое дружба"

Тема: «Давайте жить дружно!»

Цели:

  • знакомство учащихся с понятием «дружба» и её основными особенностями;

  • развитие мышления и речи учащихся;

  • воспитание у учащихся умения дружить, способствовать сплочению классного коллектива.

  1. Организованное начало классного часа. Определение темы, целей (1 мин).

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего классного час – «Дружба». Сегодня мы попытаемся определить понятие дружба, её особенности, рассмотреть качества, которыми должен обладать настоящий друг, узнаем, чем отличается дружба от приятельских отношений, познакомимся с высказываниями великих людей о дружбе, поговорим о ваших друзьях и о том, готовы ли вы дружить.

2. Беседа о том, что такое дружба (8 мин).

(Ученик рассказывает стихотворение)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

- А что такое дружба для вас? Закончите фразу «Дружба – это... »

- С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

 Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).

Дружба лежит глубоко в сердце. Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения. Этими столпами являются:

1.  Взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах.

2.  Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.

Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями.

Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.

Следующие библейские цитаты показывают, насколько крепкими могут быть дружеские чувства:

  «Настоящий друг любит во всякое время, он брат, рождённый на время бедствия» (Притчи 17:17)

  «Бывает друг более привязанный, чем брат» (Притчи 18:24)

  «[Ионафан] любил [Давида]; он любил его, как свою душу» (1 Самуила [1 Царств] 20:17)

  «Ты был мне очень дорог. Твоя любовь была для меня прекраснее любви женской» (2 Самуила [2 Царств] 1:26 – слова Давида об Ионафане после его смерти)

 Для того, чтобы быть хорошим другом вам следует развивать следующие качества:

  • Искренность, открытость;

  • Сочувствие;

  • Умение выслушать;

  • Интерес к делам и переживаниям другого;

  • Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;

  • Готовность прощать;

  • Умение признавать свои ошибки;

  • Умение принимать советы;

  • Умение хранить секреты.

 Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.

Следует отличать дружбу от приятельских отношений. Настоящие друзья всегда остаются друзьями независимо от обстоятельств. На этот счёт есть показательный пример в Библии. В силу обстоятельств Давид скрывался от своего врага – царя Саула – почти семь лет, и за это время он видел своего близкого друга Ионафана всего один раз незадолго до его смерти. Однако всё это время их дружба была нерушима, и спустя семь лет разлуки Ионафан был готов рисковать жизнью только ради того, чтобы ободрить своего друга и заверить в своей дружеской любви!

В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами), «есть приятели, готовые разорвать друг друга на части» (Библия, Притчи 18:24). Какая уж тут дружба?!

Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже Ваши друзья до гроба. Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».

  1. Работа с пословицами (5 мин).

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.

 Работа в парах.

(Проверка выполнения задания)                              

Дерево живет корнями, а человек друзьями

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый

 Доброе братство дороже любого богатства

 Не забывай друга ни в радости, ни в горе

 Друга ищи, а найдешь, береги

 Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово

 Друга за деньги не купишь

Друг познается в беде

 Для дружбы нет расстояния

  1. Оценка проблемной ситуации (2 мин).

Подбери пословицу.

- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.  Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

 Ситуация №1                

Ваш друг потерял учебник и просит его у вас. (Одолжу учебник и скажу: «Для друга ничего не жаль»)

Ситуация № 2                

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до  дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде»)

Ситуация № 3                

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь»)

  1. Тест «Настоящий друг» (10 мин).

- А готовы ли вы стать настоящим другом? Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста "Настоящий друг".

Предлагается три варианта ответов:

  • да - если вы полностью согласны с утверждением,

  • нет - если вы не согласны,

  • не знаю- если вы не имеете четкого ответа.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ -

1. Делится новостями о своих успехах. 

2. Оказывает эмоциональную поддержку. 

3. Добровольно помогает в случае нужды. 

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе. 

5. Не завидует другу. 

6. Защищает друга в его отсутствие. 

7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 

8. Хранит доверенные ему тайны. 

9. Не критикует друга публично. 

10. Не ревнует друга к остальным людям. 

11. Стремится не быть назойливым, не надоедает. 

12. Не поучает, как нужно жить. 

13. Уважает внутренний мир друга. 

14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 

15. Не стремится переделать друга по своему образцу. 

16. Не предает в трудную минуту. 

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 

18. Понимает состояние и настроение друга. 

19. Уверен в своем друге. 

20. Искрен в общении. 

21. Первым прощает ошибки друга. 

22. Радуется успехам и достижениям друга. 

23. Не забывает поздравить друга. 

24. Помнит о друге, когда его нет рядом. 

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов

За каждый ответ "да" поставьте себе по 2 балла, за ответ "не знаю" - по 1 баллу, а за ответ "нет" - 0 баллов.

Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

  1. Упражнение «Мой идеальный друг» (6 мин)

Сейчас мы попытаемся определить каким должен быть настоящий друг. Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.

Текст: уважение и доверие  к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность,  эгоизм, лицемерие (лесть),  умение критиковать (и себя в том числе),  прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.

- Проверьте, все ли качества вы выбрали?

Для дружбы важно:

  1. Игра «Знаю ли я своего друга?» (5 мин)

- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Одну пару учитель приглашает к доске.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.

Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.

- Какой урок у него любимый?

-На чем он любит кататься?

-Какое время года у него любимое?

-Какой вид спорта любит?

-Кем хочет стать, когда вырастет?

-Какое животное он хотел бы иметь дома?

- Мы видим, что {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

  1. Подведение итогов (3 мин).

А сейчас ответьте на вопросы и выскажите свое мнение.

Что же такое дружба?

Есть ли разница между другом и приятелем?

Может ли быть у человека много друзей?

Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя?

Надеюсь, что благодаря сегодняшнему классному часу вы пересмотрите своё отношение к дружбе и девиз вашего класса будет следующим «Если дружба есть у нас, значит мы ребята – класс. Мы как радуги цвета неразлучны никогда»

infourok.ru

Классный час "Что такое дружба?". 3-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
  • исследовать самооценку учащихся;
  • познакомить учащихся с правилами дружбы;
  • воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, памятка “Правила дружбы”, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, иголка с ниткой (для педагога).

Ход мероприятия

/Слайд 2/

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?

Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.

/Слайд 3/

- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” [1]. На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

/Слайд 4/

- Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание. Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

/Слайд 5/

- По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).

/Слайд 6/

Исследование самооценки.

- Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.

Каждому учащемуся раздается бланк. Приложение 1

- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

/Слайд 7/

- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Игра “Пусть встанут те, кто….”

Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.”

- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?

/Слайд 8/

Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек” [2]).

/Слайд 9/

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью /Слайд 10/ и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.

- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:

/Слайд 11/

“Шорох - морох, песнь сверчка, Сослужите службу! Пусть лишатся языка! Пусть лишатся дружбы!”.

/Слайд 12/

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.

Психолог: Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:

/Слайд 13/

“Шорох - морох, шелест трав, Треск в сосновых шишках, Пробудите злобный нрав В этих ребятишках!”.

“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.

/Слайд 14/

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

/Слайд 15/

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

/Слайд 16/

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:

/Слайд 17/

- Одно только уничтожит их дружбу ...

Психолог: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:

/Слайд 18/

“Шорох - морох, в серых норах Слово вспыхнуло, как порох! Станьте одинокими, В чувствах – неглубокими, Дома запершись, в толпе, На любой лесной тропе, Надлежит вам по судьбе Думать только о себе!”.

/Слайд 19/

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

Психолог: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

/Слайд 20/

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?

/Слайд 21/

- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, напечатаем их на специальном бланке и повесим на видное место, чтобы никто не забывал.

Дети составляют правила дружбы. Психолог показывает распечатанную заранее памятку “Правила дружбы” и обобщает сказанное. Приложение 2

- Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.

/Слайд 22/

Моделирование ситуации.

На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…
  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
  • Если бы мой друг обидел меня, то я…
  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
  • Если бы мой друг получил двойку, то я…
  • Если бы у меня были конфеты, то я…
  • Если бы у меня была интересная игра, то я…
  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

/Слайд 23/

На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” - “Ловись рыбка”.

- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?

/Слайд 24/

Практическое задание “Дружные ладошки”.

- Ребята, возьмите альбомный лист, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Раскрасьте ладошку. У меня есть иголка с ниткой. Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на нитку и завяжу крепко-крепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба.

Во время выполнения задания можно включить песню “Про дружбу” из мультфильма “Маша и Медведь”.

Подведение итога.

- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. В заключение нашего занятия предлагаю вам посмотреть клип группы “Барбики” на песню “Дружба” (оформление клипа Берюховой Е.К.).

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  2. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. – М.: Ось-89, 2001.
  3. Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения)./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: “Ось-89”, 2005.
  4. Сайт: viki.rdf.ru

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час по теме: «Что такое настоящая дружба?»

Цели: осознать дружбу, как общечеловеческую ценность, ее значение в своей жизни; понять, какими качествами нужно обладать, чтобы самому стать настоящим другом и иметь надежных друзей.

  • Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

  • Формирование умение дружить и бережно относиться друг к другу,

  • общаться в коллективе.

  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

  • выработка личного отношения к дружбе,

  • осознание себя как друга;

  • совершенствование умения работать в группах (взаимодействие и сотрудничество)

1.

Тему сегодняшнего классного часа я хотела бы открыть словами М. Пляцковского:

Землю обогнули тоненькие нити,

                                Нити параллелей и зеленых рек,

                                Протяните руку, руку  протяните,        

                                Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

 М. Пляцковского        

        

2. Беседа с учащимися.

Ребята, как вы думаете, нужны ли человеку друзья? Зачем?

Как вы думаете, почему эта тема для нас важна? (Мы должны учиться дружить; учиться стать хорошим другом; учиться беречь дружбы; хотим, чтобы наш класс был самым дружным).

Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться. Работать. Жить. Она делает нас лучше, добрее. Сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга- великое благо.

- Как вы понимаете слово «дружба»?

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение.

- Что значит «дружить»?

- Кто такой друг?

Какими качествами должен обладать друг?

3. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, которым должен обладать настоящий друг.

Работа в микрогруппах: ребята на выданных листочках-лепесточках пишут качества, а затем вывешивают на доску в виде ромашки.

Защита «лепестков» проходит с мест:

Так какими качествами нужно обладать, чтобы быть хорошим другом? (каждая группа перечисляет свои написанные качества)

4. Все мы знаем, что друзья познаются в беде и дружба должна проверяться.

Ролевая игра «Консультант-психолог».

Предлагаю каждой группе поработать над предложенной ситуацией: разобрать, что хорошо, что плохо, предложить выход из этой ситуации.

Ситуация 1.

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Как вы оцениваете поступок Наташи? Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Ситуация 2.

Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

Как бы вы оценили такое поведение? Предложить выход из этой ситуации.

Ситуация 3.

У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа.

Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассниц и поделилась радостью:

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила: «Ну и что же?»

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

Как вы думаете, почему Катя заплакала? Хотели ли Катины подруги обидеть ее? Что Кате хотелось услышать от них? Как бы ты поступил на месте Катиной одноклассницы? Чему учит этот рассказ?

Ситуация 4. Рассказ Н.Чабаевского “Одинаковые”.

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

Да ты стала хуже…

Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

Как ей надо было поступить?

Защита ситуаций у доски.

Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.)

Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5.

  • Почему ты дружишь, что ждешь от друга?

  • Каким нужно быть, чтобы у тебя были верные и надежные друзья?

  • Как отличить истинную дружбу от ложной?

6. Вы замечательно справились с работой консультантов, хорошо усвоили, что значит дружить. А как вы считаете, есть ли определенные правила дружбы? (высказывания детей). Предлагаю каждой группе обсудить правила и законы дружбы и записать их (работа в микрогруппах, на ватмане)

Затем свои работы представители групп вывешивают на доску и защищают.

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

7. Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.

- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

- Каких карточек больше? Красных! Значит наш класс можно назвать дружным!

8. Истинный друг – это тот, который всегда рядом. И очень важно сказать ему за это «Спасибо»

Один ученик выходит к доске и говорит всему классу: «Спасибо, что вы есть»

Следующий ученик выходит , берет первого за руку и говорит: «Спасибо, что ты есть»

Выходит третий ученик, берет одного из ребят за руку и говорит: «Спасибо, что ты есть» и т.д.

В конце круг замыкает учитель словами: « Ребята, спасибо, что вы все рядом!»

(?)«Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь»- так определяет дружбу Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок к тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей очень плохо жить, но эту дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно быть порядочным человеком. Лишь у порядочного человека могут быть надежные  друзья. Друзья на всю жизнь.

Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!

doc4web.ru

Что такое дружба конспект классного часа

Классный час "Что такое дружба"

Цель: выход на понимание учащимися дружбы как важнейшей нравственной ценности. Воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу. Воспитание толерантности.

Задачи: развивать умения учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения; воспитывать дружелюбие, доброжелательность, взаимопомощь и ответственность.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Учитель обращается к цитате на доске:

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

ЦИЦЕРОН

и организует обмен мнениями учащихся по вопросам:

– Что такое дружба?

– Что вам нравится в вашем друге?

– За что вы иногда обижаетесь на него?

– Как вы сами относитесь к своему другу?

– Помогали вы другу, когда ему было трудно?

– Помогал ли вам друг в трудную минуту?

– Каким бы вы хотели видеть своего друга?

Все решенные вопросы сейчас помогут вам в решении конкурсных задач.

2. Учащиеся делятся на 2 команды.

1 конкурс: - Вспомнить как можно больше пословиц о дружбе.

Примерно такие: «Нет друга – ищи, а найдешь – береги!», «Друг познается в беде», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

2 конкурс: - Вспомнить песни, где говорится о дружбе, друзьях.

Примерно такие: из мультфильмов, В.Высоцкого, В.Шаинского, современных авторов.

3 конкурс: - Составить свои законы о дружбе.

Примерный свод законов дружбы

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ -

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремится переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда его нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

3. Подведение итогов конкурсов учителем, похвала сумевшим достойно пройти испытание и помочь своей команде.

4. Учитель. Разные люди в разное время задумывались над понятием «дружба». В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте ставит слово «бескорыстие».

Вопрос для обсуждения: Что значит это слово?

Певец С. Адамов считал: «Дружба - это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять нас и уйти, исчезнуть на время».

5. Беседа по вопросам:

– Как понять – исчезнуть на время?

- Как вы понимаете выражение «дополнение одного человека другим»?;

- Почему душа и ум по-разному «понимают» одну и ту же ситуацию?

- Как научиться дружить, нужно ли этому учится?

- Какого друга вы бы хотели иметь?

А. Экзюпери писал: «Если человек уважает, только того, кто с ним схож, он уважает лишь себя одного». А как вы понимаете слова писателя? Запомните это высказывание, и попытайтесь проверить его при общении с другими людьми.

6. Анализ ситуации.

Рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Читает учитель.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит!

Беседа по вопросу:

- Что значит сказанное отцом выражение «жить в согласии»? Можете ли вы привести пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-то деле.

7. Определение разницы в таких похожих, знакомых словах.

На доске слова «друг», «приятель», «товарищ».

Учитель. – У вас есть «приятели», «товарищи», «друзья», объясните, чем эти знакомые с рождения слова отличаются в значении друг от друга.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: А в толковом словаре эти слова объясняются так:

Приятель – близкий, знакомый, с котором состоят в дружеских отношениях.

Друг – человек, близкий по интересам.

Товарищ – человек, близкий по взглядам, условиям жизни, труду.

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

Дружить – находиться в хороших отношениях, основанных на доверии, уважении, привязанности.

Учитель. Мы живем среди людей в обществе. И вы живете на свете не одни, а среди людей. Поэтому ваши поступки могут радовать или огорчать людей. Мы постоянно находимся в школе среди товарищей. В классе – разные дети. Но ко всем надо относиться по-доброму. Если вы хотите, чтобы к вам относились по доброму, относитесь и вы так ко всем. Дружный класс, коллектив залог хорошего настроения, успешной учебы и преодоление всех трудностей. Одному очень тяжело преодолевать возникающие проблемы – а с друзьями любая проблема станет разрешима.

Но в современном мире все больше людей дружат и собираются в коллективы, чтобы совместно успешно решить одну проблему. После ее решения коллектив распадается. Что делать? Горевать, отчаиваться, ломать голову – может, это твоя вина?

Ученики:

– нет, это временные группы, поэтому не нужно выпадать из жизни, тосковать.

– продолжать жить, искать новых друзей.

Учитель: но есть и другие ситуации, когда друзья предают, когда ради своей выгоды поступаются дружбой. Что делать тогда?

Ученики:

– искать других друзей, не отчаиваться.

– оставаться человеком в любой ситуации.

– предательство – тяжело, но не стоит из-за этого губить свою жизнь и не доверять всем людям.

– не надо замыкаться в себе.

Вывод по уроку обобщает учитель. Конечно, друзья на дороге не валяются. И настоящими их делают только жизненные испытания, умение забыть о себе. Тогда и друг не забудет тебя. В дружбе каждый совершенствует себя относительно друга. Дружба в коллективе стоит того, чтобы и над ней трудиться, прилагать усилия для ее сохранения, понимать друг друга, принимать другого с его особенностями. А дома вы спросите родителей, дедушек, бабушек, есть ли у них настоящие друзья и сколько лет они вместе, как и когда нашли они себе настоящих друзей, какие испытания претерпела их дружба.

infourok.ru

Классный час на тему "Дружба"

Классный час

«Дружба»

Цели: 1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. 3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».2.Развитие способности формулировать суждения.3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Ход классного часа

Учитель:- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?(Звучи музыка и продолжение сказки):Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: «Руку дружбы протянитеВ глаза друг другу посмотритеПусть любовь в сердцах у вас всегда звучитДружба крепкая нас всех объединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:Чтец: Кто верит в дружбу горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. 

Учитель:- Ребята, о чем это стихотворение? Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Ларошфуко 

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда. 

- Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь». 

- Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг». 

Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. 

Учитель:- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? - С любым ли человеком дружат? - А каким должен быть настоящий друг? - Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение… 

Чтец: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря! 

3.Творческое задание: «Настоящий друг»Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. 

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы? 

2. "Плохо”. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина. 

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков? 

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье. 

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете? 

- Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4. Письменная работа «Письмо другу»Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.Чтец:Раздаются порой голоса, Что чудес никаких не имеется. Есть на Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие. 

Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. 

Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. - Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. - Каких карточек больше? - На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна) Чтец:Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. 

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. 

И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для хороших, славных дел. 

5. Творческая работа «Дерево дружбы». Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.1. Не обзывай и не унижай своего друга. 2. Помогай другу в беде. 3. Не обманывай друга, будь с ним честен. 4. Не предавай своего друга. 5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом. 6. Будь внимателен к своему другу.7. Умей уступать своему другу.

6. Игра «Клубочек».А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)8. Песня «Мир похож на цветной луг»9. Подведение итогов Учитель: - Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

infourok.ru

Классный час "Что такое дружба"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

671601,Республика Бурятия, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16, тел. 83013194-141., e-mail: [email protected].

Классный час

Тема: «Что такое дружба?»

Подготовила классный руководитель: Балданова Ж.Ж.

с.Улюкчикан

2016г

Классный час на тему «Дружба»

классный руководитель: Балданова Ж.Ж.

дата: 09.11.2016г.

класс: 6

Цель: 

  • способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», «товарищ», осознании своих обязанностей перед друзьями; способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

  • показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

  • содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование:

Презентация, песенки о дружбе. На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (листики, человечки, магниты). Лист ватмана для оформления “Тумбы для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления “Ищу друга”. Раздать листы с тестами на каждого человека. Открытки в подарок другу. Основные законы дружбы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Звучит песня «Улыбка»

II. Сообщение темы и цели классного часа. СЛАЙДЫ 1,2

Учитель.– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе  (Васильева Саяна):

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

Стихотворение В. Шекспира

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель. СЛАЙД 3

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

- с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

- верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям (Валя и Намсарай). СЛАЙД 4

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.

– Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

– Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами. СЛАЙД 5

Дружба же - это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. 

Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни; СЛАЙД 6

- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. СЛАЙД 7

- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. СЛАЙД 8

Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.)

Тест “Хороший ли ты друг” СЛАЙД 9

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал. – Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

– А с кем вы дружите?

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

–О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

-Какой рассказ читали, на уроке литературы недавно?

Выставка книг. Показ книг с рекомендацией прочитать их.

Дать краткую характеристику каждой книге.

Сочинения учащихся. СЛАЙДЫ 16-22

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Основные законы дружбы. СЛАЙД 23

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

Песенки о дружбе. Под музыку песенок прикрепляют листики (человечки)

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».(1,2 куплеты)

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

– Ребята, давайте жить дружно!

intolimp.org

Классный час 2 кл " Что такое дружба"

Классный час во 2 классе по теме "Дружба"

Цель урока: Развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Краткое описание: Классный час помогает приобрести одно из главных качеств человека: умение дружить.

Ход классного часа

1. Вступительная часть: - Ребята, к нам пришли гости ______________

Давайте поприветствуем их (встают, поворачиваются)

· Песня в записи «Если с другом вышел в путь»

· Стихотворение «Совершите чудо»

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелённых рек.

Протяните руку, руку протяните

Надо, чтобы в дружбу верил человек

Обогрейте словом, обласкайте взглядом

От хорошей шутки тает даже снег

Это так чудесно, если с вами рядом

Добрым и весёлым станет хмурый человек.

Учитель: - Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу)

- Сегодня классный час посвящен: (открывается плакат со словами: «друг», «приятель», «товарищ», приветствие «Друг - это тот, кто …..»)

- И так тема нашего классного часа «Дружба»

.- Я предлагаю вам провести анкету

Анкета

1. Есть ли у тебя друг?

2. Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое

благополучие?

4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

5. Чего не смог бы ты простить ему?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот

не прав?

8. Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

(Анкетирование учащихся .желательно провести заранее. Наиболее удачные ответы

ребят рекомендуется зачитать по ходу урока.)

2. Знакомство с понятием «Дружба»

А) составление пословиц о дружбе (собирают пословицы о дружбе)

- Я даю конверты, составьте пословицы из отдельных слов.

1 гр. «Друг за друга стой – выиграешь бой»

2 гр. «С хорошим товарищем веселей при удаче, легче в беде»

3 гр. «Без друга на душе вьюга»

- Как понимаете эти пословицы?

Б) обсуждение понятия «Дружба»

-Молодцы, пословицы у вас получились.

Общая тема пословиц – «Дружба».

-А теперь выскажите своё мнение.

-Вам вопросы:

· Как вы понимаете слово «дружба»?

· Кто такой друг?

· Что значит «дружить»?

· Есть ли определённые правила дружбы?

· «Друг», «Приятель», «Товарищ» - одно ли значение, у этих слов?

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Приятель – близкий знакомый, с которым состоишь в дружеских отношениях.

Товарищ - человек, который дружески расположен к кому-нибудь; близкий по деятельности, Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности одинаковым, общими интересами.

(высказывание ребят по этим вопросам)

В) обобщение

– Летом, мы рассказали друг другу, кто мой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Ромашку».

- Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба не может состояться.

(По 3 лепестка каждой группе, они пишут и прикрепят на доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают еще раз на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»).

Г) комментирование ситуаций

- А теперь я предлагаю вам поработать консультантами.- Каждая группа получает конверт.- В нём вы найдёте описание той или иной ситуации. – Задача вашей группы – прокомментировать её.

1 гр. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2 гр. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия.

3 гр. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

(учащиеся обсуждают в группах и предлагают комментировать всем)

Д) формирование правил, законов дружбы

- Вы замечательно справились с работой консультантов.- Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. – Мы их повесим на доску и выберем общие законы для нашего класса.

(учащиеся работают в группах и отбирают наиболее значимые для них законы, зачитывают)

3. Чтение стихотворения и его обсуждение

- А сейчас я предлагаю послушать стихотворение которое подготовили наши девочки. (читают) Все живут, не тужат, а со мной не дружат

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

сть разряд у Ильиной и девчонок свита

Подружусь я с Ильиной, стану знаменитой.

Все пятёрки до одной у Светловой Нади

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день»

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать

А девчонка на дыбы, говорит: «Молчала бы»

Не вставать же на колени уговаривать подруг

Напишу я объявленье «Срочно требуется друг»

Вопросы для обсуждения:

- Почему с девочкой никто не хочет дружить?

- Что бы вы ей посоветовали?

- Можно ли заставить насильно дружить?

Тест «Добрый ли у вас характер?»

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй ты, поди сюда»?

5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, однако, что это ошибка?

9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

13.Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?

17.Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

18.Раздражает ли вас классическая музыка?

19. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

4. Заключительная часть

· –Я надеюсь, что теперь мы будем, более внимательно относится друг к другу. – Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. – Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

· – А теперь песня «О дружбе»

· Игра «Найди друга» (открытки разрезаны, учащиеся находят вторую половину)

· «Шире круг, шире» (становятся в круг, берутся за руки, по очереди говорят соседу что-нибудь приятное «Спасибо» - в ответ «А ещё я думаю, что я …..»)

5. Заключительное слово учителя

- Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать, или просто передать ему. Письмо можно написать любому однокласснику с предложением о дружбе.

- Наш классный час окончен. Всего доброго!

infourok.ru