Осенние игры. Дидактические игры про осень старшая группа


Осенние игры - методическая копилка - Каталог файлов

Дидактическая игра «Осенние приметы»

    Задачи:   закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность,внимание, память.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое поле,разделённое на 8 клеток.

Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью,кладут картинку на игровое поле.Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение,используя ключевое слово «осенью».

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

   Задачи:   совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ, правильно называть его цвет,развивать внимание,память,устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:  воспитатель показывает мешочек и говорит:

                                                 Я-чудесный мешочек,

                                                 Всем ребятам я — дружочек.

                                                 Очень хочется мне знать,

                                                 Как вы любите играть.

                  Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

                                                          Дидактическая игра «Целое и часть»

   Задачи:   формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь,внимание, память.Атрибуты:картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры:играют 2 ребёнка. У одного -  картинки с изображением целого фрукта, у другого -картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку,называет,что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

 

Дидактическая игра «Две корзинки»

   Задачи:   совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.Атрибуты:две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.Ход игры: дети по очереди берут картинку,называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

 

 Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,развивать внимание,память,наблюдательность.Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры:играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов,называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

    Задачи:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,наблюдательность.

Атрибуты:предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

                 Подвижная игра « Вершки и корешки»

  Задачи:     закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи. Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

                                      Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

   Задачи:   совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина,картинки фруктов

Ход игры:  дети по очереди берут картинку из корзинки,называют изображённый фрукты и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».

 

Подвижная игра «Найди пару»

    Задачи:      учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,закреплять знания о форме,цвете и размере,развивать слуховое и зрительноевосприятие.

 Атрибуты:   осенние листья разного размера,цвета и формы.

  Ход игры:   дети стоят по кругу,в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: « Раз,два,три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева..)

 

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

   Задачи:    совершенствоватьумение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям,развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры:  листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

 

Дидактическая игра « Какой лист?»

   Задачи:   совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры:  дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное.Например: это лист сберёзы- берёзовый лист.

 

Подвижная игра «Белкины запасы»

Задачи:   совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание,память,устную речь.

Атрибуты:маска белки,муляжи грибов,орех,ягод,шишки.

Ход игры: выбирается ребёнок — белка,ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки.Дети идут по кругу со словами: «Раз,два,три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи (грибы,ягоды,шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

 

Подвижная игра «Рябина и птицы»

Дети делятся на две команды: одна команда – это "ягоды рябины", а другая команда - "птицы".

 Дети - «ягоды рябины» держат в руках картонный круг красного цвета или к картонному красному кругу крепится верёвочка, и круг с верёвочкой вешается на шею, как медаль.

 Команды детей выстраиваются в две шеренги и становятся напротив друг друга в разных частях комнаты или площадки для игры.

 Команда птиц говорит такие слова:

 «Ветер вдруг сильней подул,

 Ягоды с рябины сдул.

 Ветер ягоды гоняет,

 Будто с мячиком играет. »

 Команда рябиновых ягод отвечает:

 «Эти ягодки летят,

 К птичкам в клювик не хотят.

 Ягодки скорей, скорей,

 Птичкам будет веселей. »

 После этих слов команда птиц ловит команду ягод рябины. «Ягоды рябины» стараются убежать от «птиц» и достигнуть того места, где находились «птицы». В этом месте «ягоды рябины» находятся в безопасности и «птицы» не могут их поймать.

 Ловля «ягод рябины» продолжается по времени, например, 1 или 2 минуты, а потом вся игра повторяется снова.

 

Подвижная игра «Жёлудь в руках»

Цель игры:организация детского досуга. Для этой игры понадобится небольшой жёлудь или орешек. Игроки встают в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. За спиной они держат вытянутые руки, ладони раскрыты. Ведущий идёт за их спинами с жёлудем в руках. Он по очереди дотрагивается до ладоней каждого участника, делая при этом вид, что хочет опустить жёлудь именно в его руки. При этом игроки не должны оглядываться. Наконец ведущий опускает жёлудь в чьи-то руки. Ведущий говорит слова: «Жёлудь, жёлудь покажись! Жёлудь, жёлудь к нам явись!». Игрок, в чьих руках жёлудь должен вырваться вперёд, а все остальные участники справа и слева стараются схватить его, не дать ему выбежать. Если его поймали, то он становится ведущим, если нет, то игра продолжается с прежним ведущим.

 

 

lesok-mdou15.ucoz.ru

Осенние игры

Подвижная игра «А нас дождик не намочит»

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.  При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мимическая игра «Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании — почти закрываются.Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

 

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Пальчиковая гимнастика для детей, которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.

Мы капусту рубим,Движения прямыми кистями вверх-вниз.Мы морковку трем,Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.Мы капусту солим,Имитировать посыпание солью из щепотки.Мы капусту жмем.Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.Загибают пальчики, начиная с большого.Будем листья собирать.Сжимают и разжимают кулачки.Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем.«Шагают» пальчиками.

(Н. Нищева)

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз. Цель – развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

 

Подвижная игра «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».Всем детям раздаются листья из осеннего букета.Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)Налетел ветер, и листочки стали опадать.Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бытолько в свое «гнездышко».

 

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора».Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».По сигналу — «гуси — лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси — лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».Выигрывают игроки, ни разу не пойманные

Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто -шишкой.Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Подготовила Марьяна ЧорновилИсточник

Самое читаемое:

www.podelkidetkam.ru

Игры про осень для детей

Содержание статьи:

  1. Подвижные игры на тему «Осень»
  2. Дидактические игры на тему «Осень»
  3. Творческие игры про осень

В первую очередь мы хотели обратить внимание на то, что не нужно деток держать в доме, если на улице чуть-чуть похолодало. А ведь некоторые мамочки так и делают. Да, осенью невозможно гулять с детьми целыми днями, тем более дожди и слякоть – нередкое явление для этого времени года. Но положенные 2-3 часа на свежем воздухе ребёнок должен гулять каждый день. Но чем же его занять? Есть много способов. Осенние игры для детей могут быть самыми разнообразными. Это творческие, подвижные игры, а также дидактические игры на тему «Осень». И сегодня мы вам о них расскажем.

Подвижные игры на тему «Осень»

Помните игру «Музыкальные стулья»? Это когда дети под музыку бегают вокруг стульев, которых по количеству на один меньше, чем игроков. Когда музыка останавливается, все должны сесть на стул. Ребёнок, которому он не достался, выбывает из игры. Так вот, есть подобная игра на осеннюю тематику. В неё можно играть на улице. Для этой игры для детей про осень понадобятся стулья или зонт.

Правила игры следующие: когда вы говорите слово «Солнышко», дети встают со стульев и начинают бегать вокруг них. В это время вы убираете один стул. Пока малыши бегают, можете рассказывать осенние стихи, напевать песню. Но после того как вы крикните «Дождик!», дети должны будут сесть на свободные стулья. Вместо них можно использовать большой зонт. Кто прибежит под него последним, тот выбывает. Можно усложнить игру собиранием листьев. Пока детки бегают, они должны будут собирать листики. Кто больше всего соберёт, тот будет считаться победителем наравне с тем, кто сел на последний свободный стул.

Такие осенние игры развивают детей не только физически, но и тренируют их внимательность.

Во время листопада для детей 3-4 лет будет интересна такая игра.

Вы становитесь посреди двора, дети встают вокруг вас хороводом. По команде «Вперёд!» дети начинают бегать вокруг вас. Затем вы произносите: «Раз-два-три! Жёлтый лист бери!». Детки разбегаются и ищут жёлтый лист. Кто первый вам его принесёт, тот победил. Каждый раз называйте разные цвета листьев – красный, зелёный, оранжевый. Такие осенние игры для дошкольников будут полезны тем малышам, которые ещё плохо различают цвета. Для детей постарше игру можно усложнить названиями листьев – кленовый, дубовый и так далее.

Подвижные осенние игры в детском саду можно превратить в соревнования. Можно разделить группу детей на две команды и провести эстафету.

Например, её участникам нужно будет «собрать урожай». Для этого нужно будет положить в одну ёмкость фрукты (настоящие или муляжи), а по её краям поставить корзины. С каждой команды по очереди дети должны будут бежать за фруктами, возвращаться и передавать их следующему бегуну, а тот должен будет положить фрукт в корзину, взять с ёмкости другой и бежать обратно. На игру даётся определённое время, за которое они должны как можно больше собрать фруктов в корзину. Эстафету можно усложнить, например, на пути к корзинам нарисовать на полу осенние листья, чтобы дети бежали, наступая только на них.

Дидактические игры на тему «Осень»

Многие осенние игры в детском саду направлены на развитие интеллектуальных способностей, развития речи и мышления, воображения и ориентирования и так далее. В такие осенние игры, развивающие у малышей различные умения и навыки, можно играть с детьми и во дворе, и дома, когда на улице идут проливные дожди.

Игры про осень для самых маленьких можно устроить в виде обучающих занятий по восприятию окружающих предметов, на различие цветов и другие. Например, игра «Приметы осени» научит деток отличать осень от других времён года. Соберите несколько сюжетных картинок с различными сезонными явлениями, и пусть ребёнок выберет из них ту, на которой изображена осень.

Предложите малышу игру на тему «Осень», развивающую мышление и наблюдательность – «Пазл из листьев». Соберите несколько листиков с разных деревьев и разрежьте их на части. Чем младше ребёнок, тем меньше частей. Затем перемешайте их, и пусть ребёнок попробует собрать листья. При этом говорите, к какому дереву принадлежит тот или иной листик. В следующий раз скажите ребёнку, чтобы он собрал какой-нибудь один лист, например, дубовый или тополиный.

Дидактические осенние игры для школьников должны быть направлены на развитие памяти, логики и мышления, внимательности и других способностей, которые необходимы детям на уроках. Это могут быть различные игры со словами на осеннюю тематику – ребусы, анаграммы и другие. Например, в качестве игры на тему «Осень» можно взять словесные ассоциации. Вы называете ребятам «осеннее» слово, а они называют всё, что с ним ассоциируется. Кто скажет больше слов, тот выиграл.

Творческие игры про осень

Осенние игры для дошкольников и учащихся младших классов обязательно должны быть и с творческим уклоном. Это могут быть соревновательные игры, например, кто первый вырежет из цветной бумаги листья и наклеит их на альбомный лист. Только это, конечно игры не для самых маленьких, а для детей начальной школы. Творческие игры про осень для дошкольников должны развивать в детях усидчивость, внимательность, что пригодится им в школе. Но главное, на что они должны быть направлены, это развитие творческого мышления, фантазии, логики, умения планировать, ранжировать и так далее.

Предложите ребёнку такую простую логическую игру: подбор листьев по форме и цвету. Вырежьте из цветного картона разные по форме листья так, чтобы листы бумаги остались целыми. Затем разложите их перед ребёнком, и пусть малыш заполнит листиками пустые места картона. Такая осенняя игра подойдёт детям от полутора лет.

Нарисуйте с ребёнком осень. Дайте ему альбомный лист, а себе возьмите другой. Пусть ребёнок сам попробует нарисовать осень, а потом сравните свои рисунки и расскажите, что он упустил. Осень можно и вылепить из пластилина. Лесных зверушек вылепите сами, а ребёнку поручите сделать из пластилина «еду» для зверей – фрукты, орехи, желуди и так далее. Затем с этими поделками можно будет поиграть в ролевые игры.

Мы привели вам лишь несколько примеров игр на тему «Осень». Но их на самом деле может быть несметное количество. Фантазируйте сами, предлагайте ребёнку подумать, во что бы он хотел поиграть. Всегда учитывайте его мнение, а главное, способности и характер. Активному ребёнку подойдут игры на усидчивость, а спокойному, наоборот, необходимы игры подвижные.

Для того чтобы играть с ребёнком, необязательно каждый раз готовиться для этого заранее – что-то мастерить или покупать. Есть много словесных игр, в которые вы можете играть с малышами на прогулке, домашними вечерами. Не забывайте, что подвижные игры малышам всегда нравятся больше любых других, поэтому не лишайте их прогулок на улице. Тем более, давно доказано, что движение ребёнка тесно связано с развитием пространственных представлений, социальных навыков, эмоциональной сферы, интеллекта и много другого.

Пусть ваш ребёнок познает мир через игры, а детство его будет самым счастливым!

love-mother.ru