Тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса (за третью четверть). Задание по русскому языку для 3 класса
Задания по русскому языку 3 класс: для самостоятельной работы
Кажется, только вчера малыши стали учениками, и вот они уже третьеклассники. С каждым годом они узнают все больше и больше, полученные знания делают их умнее, придают школьникам уверенности в себе. Задания по русскому языку для самостоятельной работы помогут ученикам третьих классов лучше овладеть полученными знаниями в школе, правильно писать и высказывать свои мысли. Все задания мы приведем в разных тематических разделах, а родители сами смогут составлять подобные упражнения, ориентируясь на наши.
Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»
Задания и упражнения этой тем помогут школьникам научиться определять тип текстов (рассуждение, описание, повествование), определять цели высказывания, интонацию предложений. Третьеклассники должны запомнить и понимать, что текст – это высказывание, которое имеет одно или несколько предложений в своем составе. Они объединяются по смыслу в текст и связываются общей темой.
Задание 1.
Нужно вдумчиво прочитать текст, доказать, что был прочитан именно текст. Определить тему текста и главную мысль. Дать тексту название.
В старой тенистой роще за тихим маленьким озером жил соловей. Он был робкий, маленький и совсем незаметный. Его коричневато-серое оперение делало его похожим на воробушка. Но стоило ему запеть, как раздавался такой чудесный птичий голосок, что равных ему не было по всей округе.
Далее нужно записать текст и подчеркнуть в каждом предложении главные члены.
Задание 2.
Нужно вдумчиво прочитать текст, придумать к нему заголовок. Переписать его в тетрадь.
Возле лужи гуляет утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.Девочка подбежала к луже и увидела, что в воде плещется маленький пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, вертит головкой, крылышками и ножками трепыхает, а выбраться никак не может.Девочка помогла утенку: достала его из лужи и отпустила на землю. Утенок помчался к матери и братьям с сестрами.
Объяснить, почему автор разбил текст на три абзаца. Придумайте заголовки к каждой части. В переписанном тексте подчеркните двумя линиями все глаголы. Какое значение они имеют в тексте?
Задание 3.
Прочитайте еще раз текст из первого и второго задания. К каким типам они относятся? Какой из них является текстом описанием, а какой – текстом-повествованием? Поясните свои ответы.
Задание 4.
Прочитать варианты заголовков к текстам. Определить по названию тип текстов.
- Как мы ходили на речку купаться.
- Почему нельзя собирать несъедобные грибы?
- Красив Днепр-батюшка!
Объясните свои ответы.
Задание 5.
Необходимо прочитать предложения. Подумайте, как из них можно составить связный текст. Придумайте название составленному тексту и запишите его в тетрадь.
1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст орешника. 4. Вот из-под листика выглядывает большой орех. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветки длинные, гибкие. 6. Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 7. К осени на ветках созрели орешки.
Определите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание? Объясните значение следующих слов и выражений: «шапочка набекрень», «всем орехам орех!», «да какой орех!» Волнистой линией подчеркните все прилагательные. Какое значение они имеют в тексте?
Задание 6.
Прочитайте написанное. Можно ли прочитать это с выражением?
Прошложаркоелетонаступаетхолоднаядождливаяосеньна деревьяхпоявляютсяжелтыелисточккраснеюталыегроздьярябины.
Нужно выделить предложения, расставив все знаки препинания. Записать текст с учетом расставленных знаков препинания. К какому типу относят предложения в этом тексте?
Задание 7.
Прочитайте текст.
Маша вместе с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. Маша спросила у бабушки.-А что тут растет?-Хлеб растет, внученька!-А булочки?-И булочки тут растут.-А баранки?-И баранки.-А прянички?-И прянички тоже здесь, все здесь растет.Смотрит девочка на колоски и гадает, где тут прянички, где булочки, а где хлеб.
Поясните, что означает словосочетание «видимо-невидимо»? В каком значении в тексте употребляется слово «хлеб»? Почему в разных предложениях в коне стоят разные знаки препинания?
Найдите диалог в тексте, поясните, по каким чертам вы его отыскали. Перепишите в тетрадь диалог. Прочитайте его выразительно, соблюдая знаки препинания.
Задание 8.
Прочитайте текст.
Что за растение – овес? Это хлебный злак. Листья у него узкие и длинные, а на конце стебля имеется метелка с колосками. В колосках зреют овсяные зерна. Как люди используют зерна овса? Что можно приготовить из овсяной муки?
Найдите предложения, в которых содержится вопрос. Поясните свой выбор. Почему в тексте использовались вопросительные предложения? Какую информацию несут остальные предложения в тексте. Назовите их. Подчеркните в каждом предложении главные члены.
Задание 9.
Прочитайте тест с выражением.
Будьте внимательны друг к другу. Берегите природу! Не обижайте животных! Любите и уважайте своих родителей. Не радуйтесь чужой беде. Не разоряйте птичьих гнезд. Уступайте старшим место в транспорте.
Как называется этот тип предложений? Что выражается в каждом предложении: просьба, совет, приказ и т.д.? С какой елью в текстах используются побудительные предложения?
Задание 10.
Прочитайте тексты с выражением.
- «Ребята! В предложенияхСтою я для того,чтоб выделить волнение,тревогу, восхищение,победу, торжество!Где я, те предложенияс особым выражениемпроизносить должны!»
- «В дремучий темный лес пришла осень.Много шишек, ягод и грибов принесла с собой.»
- «Москва! Как много в этом звукеДля сердца русского слилось!Как много в нем отозвалось!»
Каким чувством наполнены стоки в этих текстах? Какие это предложения по интонации? Поясните свой ответ. Что вы знаете о восклицательных предложениях? Что вы знаете о невосклицательных предложениях? Перепишите в тетрадь тексты с восклицательными предложениями. Подчеркните существительные.
Задания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Прежде, чем начать выполнение заданий по этой теме, рекомендуем ознакомиться с темой «Члены речи в русском языке». Для выполнения нужно знать, какая часть речи имеет синтаксические функции.
Задание 1.
Прочитайте текст. Разделите его на предложения по смыслу, прочитайте текст вновь и требуемой интонацией.
Когда барсук готовит на зиму постель он заталкивает в нору целый ворох сухих листьев глухой стук заставил его вздрогнуть от неожиданности что это а это упал спелый желудь с дуба.
Поясните, почему вы поставили именно такие знаки препинания? Запишите текст в тетрадь, используя нужные знаки. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Задание 2.
Прочитайте текст. Из каждой группы предложенных слов составьте предложения по смыслу.
- Уже, прошло,красное, лето.
- Теплые,журавли,стран,в,улетели.
- Еж,гнездо,в,под,стрятался,корнями,сосны.
- Деревьев,жуки,в,скрылись,кору.
- Зарылись,мох,в,ящерицы,теплый,змеи.
- Место,для,медведь,берлоги,выбрал.
Запишите в тетрадь составленные предложения. Подумайте, в какую тему их можно объединить. Придумайте свое предложение на эту же тему. Подчеркните главные члены предложения. Поясните, какое значение имеют второстепенные члены в каждом предложении.
Задание 3.
Прочитайте текст.
1.Белочка сидела (на, рыжая, пеньке). 2. Она грызла (шишку,еловую). 3. Подбежал медвежонок (белочке, маленький, к, вдруг). 4. Он хотел поиграть (ней,с). 5. Зверек прыгнул (быстро, ель, на, рыжий, высокую).
Используя дополнительные члены предложения в скобках, распространите главные члены предложения. Можно ли утверждать, что составленные предложения образуют единый текст? Поясните свой ответ. Придумайте заголовок к тексту.
Задание 4.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания.
Лист_я на дерев_х пож_лтели. В гн_зде сидел мал_нький с_венок. Белые ч_йки круж_лись над в_одой. Осенний вет_р жалобно шумит.
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите по членам любое предложение.
Задание 5.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Дополните главные члены предложения дополнительными, делая из нераспространенного предложения распространенное.
- Светит мес_ц.
- Расцв_ла душ_стая сирень.
- Дож_ь м_росил.
- К_ртоф_ль сварился.
- Мы ехали по л_есной дороге.
- В ог_роде созрели п_м_доры.
В составленных предложениях подчеркните главные члены.
Задания по теме «Лексическое значение слова»
Каждая часть речи имеет свое лексическое значение. Выполняя предложенные задания, нужно обязательно повторить соответствующие темы учебника. Кроме того, в этот раздел мы включили задания на изучение синонимов и антонимов.
Задание 1.
Прочитайте текст.
Сколько замечательных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, радостные и светлые гордые и богатые. Другие покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью – береза, солнце, счастье, весна, радость. Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!
Поясните смысл этих слов. Спишите предложения в тетрадь. В первом предложении объясните лексическое значение каждого слова.
Задание 2.
Прочитайте текст.
Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, желтые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В каждой капельке загорелись солнечные искорки.
Мы берем альбом, рисуем в нем стебелек травы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.
Поясните, какое явление природы названо красивым словом роса. Выберите любое предложение из текста и определите его лексическое значение.
Задание 3.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. К каждому слову подберите синоним (слово, похожее по значению) и антоним (слово, противоположное по значению).
Здра_ствуйте, сах_р, вес_ло, р_бота, сп_сибо, м_ороз, до св_дан_я, х_о_шо, изв_ните.
Подчеркните «вежливые» слова. Поясните, когда их нужно употреблять в речи, приведите примеры. Составьте предложения с каким-либо «вежливым» словом. Запишите его в тетрадь.
Задание 4.
Напишите синонимы к следующим словам: интересный, красивый, высокий, далекий, глубокий, вежливый, добрый, ласковый, пушистый.
Задание 5.
Напишите антонимы к следующим словам: интересный, плаксивый, высокий, радостный, глубокий, невежественный, добрый, ласковый, колючий.
Задания по теме «Части речи»
При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.
Задание 1.
Прочитайте текст.
«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.
Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.
Задание 2.
Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.
Дерево …, мальчик …, город …, село …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, село …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .
Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.
Задание 3.
Прочитайте текст.
В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.
Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.
Задание 4.
Прочитайте текст.
Березки и осинки начинают осыпать золотые и красные пятачки на мололые елочки сверху вниз. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.
Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагаттельное, соединенных руг с другом по смысле и соедините их дугой.
Задание 5.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.
Мес_ц сентябрь … . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лечу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршанье.
Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?
Задание 6.
Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.
Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?
Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.
Задание 7.
Прочитайте текст.
Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.
Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.
Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.
Задание 8.
Прочитайте текст. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
Задание 9.
Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.
Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.
Задание 10.
Прочитайте текст. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.
Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
1.Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.
childage.ru
Задания для обучающихся 3 класса по русскому языку. Работа с текстом, развитие речи.
1. Обучающее изложение.
Снегирь.
Зимой во двор стал прилетать снегирь. Посидит на ветке, поскачет по сугробам, почирикает, а потом летит дальше. Мальчик увидел его и вынес ему крошек. Снегирь обрадовался. На другой день мальчик снова вышел во двор с хлебом. Так и началась дружба мальчика и снегиря. Целый месяц в одно и то же время они встречались во дворе. Но однажды мальчик пошел покататься с горки и забыл про своего друга. На другой день он снова побежал на горку. Накатавшись, он отправился домой – греться и сушиться. И только на третий день он вспомнил, что не покормил снегиря. Вышел он с хлебом, а во дворе пусто. Долго ждал мальчик снегиря, но тот больше не прилетел.
Вопросы к тексту
1. Как появился во дворе снегирь?
2. Что сделал мальчик?
3. Как началась дружба мальчика и снегиря?
4. Что произошло однажды?
5. Сколько времени мальчик и снегирь встречались во дворе?
6. Через какое время мальчик вспомнил о снегире?
7. Как закончилась эта история?
2. Определить границы предложений. Записать текст.
В лесу было тихо деревья стояли неподвижно сорока села на ветку снежная пыль полетела прямо на голову Таня пошла по тропинке тропинка вывела её к поляне там росла маленькая пушистая ёлка лесная красавица вся светилась под лучами солнышка в её густых ветвях лесной прятались птицы.
3. Редактирование текста. Выбрать подходящее слово.
Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.
4. Изложение.
Ветер и Солнце.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решили померяться силами. В это самое время по большой дороге ехал верхом путник. Ветер налетел на него, сорвал с него плащ и начал дуть изо всех сил. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился и осыпал бедного путника дождем и снегом. Путник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце увидело бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков. Оно обогрело, осушило землю и бедного замерзшего путника. Тот почувствовал теплоту солнечных лучей и поблагодарил Солнце. Сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
5. Закончить текст
Звери зимой.
На дворе сильный мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятел стучит по коре деревьев.
6. Составить рассказ по вопросам
По данным вопросам составить и записать рассказ. Придумать заголовок.
1. Чем покрыто тело птиц?
2. Какие птицы не улетают зимой на теплый юг?
3. Чем они питаются зимой?
4. Где живут птицы зимой?
5. Какую птицу можно увидеть только зимой?
7. Обучающее изложение.
Спасение.
Однажды лесник набрел на лесное озеро и решил на берегу немного отдохнуть. Он уселся на стволе дерева. Кругом стояла тишина.
Но вот из чащи за озером послышался треск. Лесник сжал в руках ружье. Из чащи выскочил лось и большими скачками понесся к леснику. Лесник поднялся с дерева и увидел, что на спине у лося распластался какой-то пятнистый зверь. Лось со всего размаха прыгнул в воду и скрылся с головой. Когда из воды показалась его голова, на спине уже не было зверя. Хищницей была крупная рысь. Она быстро приплыла к берегу и скрылась в лесу.
Лось переплыл озеро, вышел из воды, постоял, оглянулся назад и спокойно пошёл в лес. Видно, не раз спасался в озере от хищников!
8. Изложение текста по коллективно составленному плану.
Пернатый барометр.
Дождь прошел, и запели птицы. Вдруг раздались мелодичные звуки. Сколько было в них энергии, бодрости, задора! Звонкий голос незнакомого певца заглушал голоса всего птичьего хора. Путник стал разыскивать птицу. Разглядел ее только в бинокль.
Вот так открытие! В развилке ветвей осины свила гнездо золотистая иволга!
Но однажды с осины раздался резкий, пронзительный крик. Путник схватил бинокль. Он узнал самку иволги. Она-то и издавала резкий, скрипучий звук до тех пор, пока в небе не грянул гром и не полил дождь.
Через несколько дней эти резкие звуки повторились. И снова пошел дождь.
С тех пор путник стал пользоваться услугами пернатого барометра и ни разу не ошибся.
План
1. Голос неизвестного певца.
2. Вот так открытие!
3. Пернатый барометр не ошибался.
9. Работа с фразеологизмами. Выписать фразеологические обороты, которые можно заменить глаголами- синонимами.
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два – и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
Задание: составить предложение с одним из фразеологических оборотов.
infourok.ru
Интересные задания по русскому языку для учащихся 3 класса
Интересные задания по русскому языку
для учащихся 3 класса
Отгадай ребусы.
А)- Выпиши слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.
Ответ: ____________________________________________________________.
Б)- Выпиши слова, в которых написание совпадает с произношением.
Ответ: ____________________________________________________________.
В олимпиаде первое место заняли ученики, в чьих фамилиях есть мягкие согласные звуки, второе место –ученики, в чьих фамилиях все согласные глухие звуки, третье место- ученики, в чьих фамилиях 3 слога.
А. Юсупова В. Рогозин
Б. Совкова Г. Кучкин
Ответ: I место-__________________________
II место- _________________________
III место- _________________________.
Выберите слова, в которых нет звука [о].
А. Сорока В. Гроза
Б. Конюшня Г. Окно
Ответ: __________________________.
Решите грамматический пример (буквы можно переставлять, их необходимо использовать все).
КАЛ+ЕР+ТА=?
Ответ: ______________________________.
В каком варианте фамилии стоят в алфавитном порядке?
А. Дуремаров, Звонарев, Фиников, Стебельков.
Б. Волков, Лисицын, Медведев, Сурков.
В. Меньшов, Громадин, Большов, Коротков.
Г. Бузинкина, Клубничкина, Калинкина, Малинкина.
Ответ: __________________________.
Выбери верные варианты ответа. В слове соловушка…
А. Три слога. В. Второй слог ударный.
Б. Четыре гласных звука. Г. Три звонких согласных.
Ответ: _____________________________.
В нее прячут концы нечестные люди. А иногда они выходят из нее сухими. О чем речь?
А. Речь. В. Вода.
Б. Ложь. Г. Река.
Ответ: _____________________________.
Расшифруй слова, переставив буквы в правильном порядке. Выбери только тот вариант ответа, в котором слово является глаголом.
А. ОЬУНК. В. АДЙУМ.
Б. ЙРШЕА. Г. АКУЛК.
Сколько всего мягких согласных звуков в словах этого предложения
«Попугай кричит протяжную мелодию»
А. 10. В. 7.
Б. 6. Г. 8.
Ответ: ___________________.
Выбери верные утверждения:
А. В слове ПРАЗДНИЧНАЯ- 11 звуков., 11 букв.
Б. Здесь только имена существительные: БЕГ, БЕГУН, БЕГОВАЯ, ПРОБЕЖКА, БЕГОТНЯ.
В. Все слова имена существительные, неодушевленные, женского рода, единственного числа: БЕГОТНЯ, ЗВЕЗДОЧКА, ПОДСКАЗКА.
Г. Все глаголы стоят в неопределенной форме: СМОТРЕТЬ, БУДЕМ ПРЫГАТЬ, СТУЧАТЬ, ЧИТАЕШЬ.
11. Отгадай пословицу. В ответе запиши количество парных согласный звуков в этой пословице (Звуки нужно считать все, даже если они повторяются).
Ответ: _________________________________.
ОТВЕТЫ.
А. пельмени, апельсинБ.
магазин,
макароны,
сырник
I место-1,4
II место-3,
III место-2.
Б,В
тарелка
Б
Б,В
В
Б,В
Г
А,В
8
infourok.ru
Разноуровневые задания по русскому языку для 3 класса
Разноуровневые задания
по русскому языку для 3 класса
по теме
«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Первый уровень
В проверочном слове вставь пропущенную букву и поставь ударение.
№1
козочка – к…за
кончик – к…нец
лес – л…сник
гриб – гр…бок
гололёд – л…дяной
походка – х…дить
защита – защ…щать
вышагивал – пош…гал
№2
грач – гр…чи
земли – з…мля
головы – г…лова
яйца - …ичный
дерево – д…ревья
писк – п….щать
гнал – выгн…л
поспешно – засп…шил
№3
повозка – в…зить
доски – д…щечка
зёрнышко – з…рно
голодный – гол…д
вождь – в…жатый
ходит – перех…дил
молча – зам…лчал
загадка – отг…дать
№4
свечи – св…ча
численник – ч…сло
слово – сл…варь
ёжик - …жи
центр – ц…нтральный
лёжа – л…жать
мирный – м…рить
глаз – гл…застый
№5
половодье – в…да
стороны – ст…ронка
чижик – ч…жи
сельди – с…лёдка
тонет – пот…нул
нарядный – нар…дить
глядя – подгл…дел
ослеп – сл…пой
№6
порядок – р…ды
вёдра – в…дёрко
сёстры – с…стрица
озеро - …зёра
уносит – н…сить
шалость – нашалил
гости – уг…стил
скрип – скр….петь
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Первый уровень
В проверочном слове вставь пропущенную букву, поставь ударение.
№7
море – м…ряк
мостик – м….стовая
стрелка – стр….лок
бедность – б….дняк
часики – ч….совой
бросил – бр…сать
лёжа – пол…жать
указка – ук…зать
№8
носик – н…сы
столик – ст…ляр
девушка – д…вица
черви – ч…рвяк
треск – тр…скучий
повозка – в…зить
починка – поч…нить
цепи – приц…пил
№9
норка – н…ра
вёсны – в…сна
петелька – п…тля
галки – г…лчата
счастье – сч…стливый
больно – б…леть
плата – упл…тить
помог – пом…гать
№10
избы - …збушка
окна - …кошечко
брёвнышко – бр…вно
вёсла – в…сло
польза – п…лезный
заварка – в…рить
повёз – отв…зить
смена – отм…нить
№11
строчка – стр…ка
звери – зв…рьки
скворушка – скв…речник
снежный – сн…говик
качка – к…чели
держит – д…ржал
разгром – разгр…мить
полз – уп…лзать
№12
полюшко – п…лянка
ядрышко - …дро
травушка – тр…ва
свист – св…сток
мёд – м…довые
чёрный – ч…рнеть
чистка – выч…стить
узнали – узн…вать
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Второй уровень
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
№1
стёклышко, застеклили – ст…кло
ледяной, лёд – л…док
снег, снеговик – сн…жинка
котята, котик – к…тёночек
говорил, говор – разг…вор
пляска, расплясался – пл…сать
заварка, заварить – св…рить
следом, следы – насл…дил
№2
бобовый, боб – б…бы
сторож, сторожит – ст…рожка
кольца, колечко – к-льцо
дешёвый, дёшево – д…шевле
рябенький, рябина – р…бой
ночлег, ноченька – н…чевать
стойка, стоять – пост…ять
тянут, тянучка – пот…нули
№4
дров, дровяной – др…ва
лисонька, лисята – л…сёнок
часики, часовщик – ч…сы
бельевой, побелка – б…льё
сталь, сталевар – ст…льной
топить, растопка – раст…пил
крикнул, крикун – закр…чал
обманщик, обманул – обм…нуть
№5
дождик, дожди – д…ждливый
столик, столовая – ст…ляр
беляк, беленький – б…льевая
посёлок, селение – с…ло
посоли, соль – с…лёный
подарок, подари – д…рить
насорил, насорено – зас…рить
посадка, садовник – зас…дить
№3
пастушок, пас – п…стух
поделка, деловой – д…ла
Михайлович, Мишенька – М…хаил
тёпленький, тепло – пот…плело
зелень, зеленоватый – з…лёный
кормушка, накормит – к…рмить
скрип, скрипучий – заскр…пел
читатель, прочитанный – ч…тать
№6
мостовая, мостик – м…сты
сосны, сосновый – с..сна
деревянный, деревья – дер…во
старенький, старик – ст..рушка
колосится, колос – к…лосья
сердечко, сердце – с…рдечный
завинтил, винтик – подв…нтить
просьба, проситель – попр…сить
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Второй уровень
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
№7
совиный, совушка – с…вёнок
отчим, отечество - …тец
овечий, овцы - …вечки
подводник, водяной – в…дица
домище, домик – д…машний
охрана, сохранить – охр…нять
каток, катит – пок…тать
откачка, качать – раск…чали
№8
задание, задано – з…дача
голубь, голубчик – г…лубятня
кончать, окончил – нак…нечник
лошадь, лошадка – л…шадиный
море, моряк – м…рской
волнение, волны – в…лновать
потерпишь, терпение – пот…рпеть
давление, давит – разд…вить
№9
певчий, запевала – п…вунья
пчёлка, пчелиный – пч…ла
корень, корешок – к…ренья
морщинки, морщит – м…рщины
дальше, далеко – д…лёкий
закопал, копка – к…пать
пёстренький, запестрел – п…стреть
сказать, сказка – подск…зать
№10
телята, тёлка – т…лёночек
земли, земляк – з…мляной
кройка, скроить – выкр…йка
скалы, скалистый – ск…лы
бобры, бобрик – б…бровый
выгон, гонки – заг…нять
терять, потеря – раст…рял
долг, одолжи – зад…лжал
№11
ученье, ученик – уч…ница
росинка, росы – р…систый
рядок, ряд – р…довой
дождик, дожди – д…ждливый
город, загородка – ог…родить
выяснил, ясный – объ…снил
висели, повис – в…сеть
тяжко, тяжелее – т…жёлый
№12
свиньи, свинина – св…нья
небо, небесный – неб…са
конюшня, конский – к…неводство
молодой, молодость – м…лодёжь
падать, западня – п…дение
вредный, вредить – навр…дил
ловушка, ловля – нал…вил
мирить, мирно – пом…рились
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Третий уровень
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
№1
…. – с…дло
… - с…довник
… - б…рега
… - в…дяной
… - цв…тут
… - пол…вать
… - отп…лить
… - м…стерить
№2
… - ст…лбы
… - ц…на
… - пл…та
… - с…рпы
… - пл…хой
… - …грать
… - прил…тел
… - выр…зать
№3
… - ст…на
… - л…цо
… - хол…д
… - кл…довая
… - пч…линый
… - з…мовать
… - ост…влять
… - зав…дить
№4
… - к…фейник
… - к…злёнок
… - к…вёр
… - к…мочек
… - кр…вой
… - см…ялся
… - заскр…пел
… - пос…нел
№5
… - ч…рника
… - гн…здо
… - с…сновый
… - площ…дь
… - т…жёлый
… - кр…чать
… - нак…сить
… - зап…щал
№6
… - стр…жи
… - п…чник
… - д…ление
… - ог…нёк
… - ч…рвивый
… - дев…ть
… - подн…сти
… - хв…лить
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Третий уровень
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
№7
… - пл…ды
… - зерк…ло
… - фабр…ка
… - пл…та
… - гр…зовая
… - пл…тить
… - зап…сать
… - пост…ять
№8
… - к…ра
… - тр…стник
… - п…чтальон
… - ос…нь
… - кл…новый
… - сп…шить
… - пот…мнело
… - посм…трел
№9
… - фл…жок
… - в…ртушка
… - м…стовая
… - …сёл
… - г…лодный
… - в…дить
… - пот…чить
… - ск…льзить
№10
… - м…сник
… - л…дник
… - В…силий
… - к…лючий
… - б…нтовать
… - разл…новать
… - т…рмозить
… - расч…сать
№11
… - стр…на
… - д…бро
… - т…рговля
… - м…рской
… - п…стреть
… - пощ…дить
… - оп…здать
… - пригр…зить
№12
… - п…ченье
… - в…енный
… - сл…мать
… - осл…бел
… - пож…лтел
… - ст…на
… - пл…ды
… - сн…говик
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Карточки, Четвёртый уровень
Подбери по два проверочных слова, вставь пропущенную букву.
Образец: ножка, ноги – нога
№1
М…ряк, стр…лок, в…йна, н…чной, выстр…ить, подм…тал, р…бро, м…сты.
№2.
Р…ка, зв…зда, отт…пель, ж…льцы, б…леть, обв…зать, распр…мить.
№3
Гл…за, т…пло, п…тёрка, н…мецкий, ост…влять, л…сты, б…глец.
№4
Поч…нить, хв…сты, гр…да, зм…я, г…ристый, изв…стить, в…лчата.
№5
В…ренье, пл…чо, гл…деть, расск…зать, н…жи, хл…ба, б…нты, нар…дить.
№6
Затр…щать, с…лач, сн…гурочка, х…лодный, л…тят, зав…рять, г…рчица.
№7
Т…шина, согр…вать, зар…дить, побл…днеть, с…стра, тр…па, пр…стой.
№8
Т…нуть, выч…стить, отк…рмить, ош…баться, к…тята, п…рник, р…га.
№9
Т…нистый, заб…жал, л…вить, ст…ловая, б…льница, х…дить, нап…лить.
infourok.ru
Русский язык 3 класс: учебники, решебники, диктанты, тесты
Педагогическая система третьего класса — это часть всеобщей программы освоения русского языка в младшей школе. Основные знания, которые дети получают на уроках родного языка, продолжают такие темы, как слово, предложение, правописание. Дальнейшее развитие полученных знаний и приобретение новых обуславливают насыщенность учебного процесса.
Русский язык 3 класс подводит фонетические темы к завершающему этапу (а программа 4 класса их закрывает). Знания по фонетике (звуки) и графике (буквы) являются определяющими для орфографических (правописание) навыков. От того, насколько подробно ребенок ознакомлен с правилами орфографии и как он умеет их применять зависит грамотное письмо, оценки и общая культура третьеклассника.
Русский язык за 3 класс продолжает и углубляет такие темы: слово (как часть речи), словосочетание, предложение (в том числе и сложное). Знания, полученные во втором классе, расширяются и ставятся на научную основу. Дети постепенно выходят из игровой методы обучения и учатся серьезному отношению к предмету. Во главу мотивации теперь ставится не только хорошая оценка и похвала. Приоритетом для ребенка становятся сами знания, культура речи, начитанность, интеллект.
Русский язык во 3 классе поясняет такие интересные явления, как противоположные и близкие по значению слова. Кроме того, дети изучают причины изменений, происходящих в родном языке – новые слова и архаизмы, фразеологизмы и другие примеры народного творчества.
Русский язык для 3 класса обогащает лексику детей новыми понятиями и уточняет законы применения знакомых слов и выражений. Учебные пособия насыщены примерами из литературы для детей, фольклора, а также авторскими разработками составителей различных сборников и справочных пособий.
Учебники по русскому языку (3 класс) разных авторов позволяют педагогу рационально подобрать систему с учетом среднего балла по русскому языку и особенностей каждого ребенка. Прочие пособия, которые дополняют учебные книги (печатные тетради, ГДЗ, сборники и так далее) значительно повышают качество преподавания и дают возможность работать индивидуально и в школе, и дома.
Для Вашего удобства мы подобрали универсальную школьную библиотеку, в которую входят самые разные пособия. У нас Вы найдете книги разных авторов, и даже целые учебные комплексы по всем направленностям начальной школы.
www.vse-dlya-detey.ru
Тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса (за третью четверть)
1. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы и имена прилагательные.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок (3) любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую (3) трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
2. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную. Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.
3. Вставьте, где нужно мягкий знак. Напиши слова в два столбика.В 1-й напиши слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во 2-й – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих. В существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
Доч, двер, медал, степ, лебед, печ, грач, молодежь, морковь, врач.картофел, мощ, упряж, брош, связ,борщ, чуш, глуш, роскош, лож, проруб,кроват, скатерт, мелоч(1).
4. Просклоняйте словосочетания. Выделите окончания. Зимний шарф, тёплое пальто.
5.Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж, род и число имён прилагательных, выделите окончания. Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.(4)
6.Спишите, дописывая окончания имён прилагательных Определите род и падеж имён прилагательных и существительных. В майск.. ночи пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
7.В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
infourok.ru
Задания для олимпиады по русскому языку в 3 классе
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
1 вариант
- Какими частями речи являются выделенные слова?
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Поставь ударение в словах.
Столяр, понял, жаворонок, краны, документ, добыча, простыня, туфля, фарфор, звонит.
- Подбери прилагательные к данным существительным.
________________какао
________________тюль
_______________ шампунь
4. Составь слово, если в нем
Корень – из слова снежки
Приставка - из слова подбежать
Суффикс – из слова школьник
Окончание – из слова книги _______________________________
5.Подчеркни существительные, которые не имеют единственного числа:
Носки, тетради, щипцы, брюки, санки, стулья, коньки, лыжи, каникулы.
6.Выбери только однокоренные слова, выдели корень.
Стол, столы, столица, постовой, столик, столовая, столетник, столяр, застолье,
в столовой.
____________________________________________________________________
7. Замени выражение одним словом
Клевать носом – ____________________
Чесать языком – ______________________
Дать стрекоча – ________________________
Считать ворон -________________________
8.Подбери синонимы к словам – определениям
Отважный ______________________
Жадный ________________________
Радостный ______________________
Грустный _______________________
9. Переставь буквы местами, чтобы получились слова. Зачеркни лишнее.
Пашак _______________, камай - _____________, оживт - ________ ____
Каюб - ________________, тоальп - _______________
_________________________________________________________________
- Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на две группы.
Звёз _ ный, варе_ка, влас_ ный, ус_ ный, кро _ ка, здра_ ствуй, ни_кий.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните. Как вы понимаете данные выражения:
Это тебе не по зубам _____________________________
Брать себя в руки__________________________
У человека золотые руки.______________________
Мечтать о небесных кренделях___________________
- Составь и запиши сложные слова, используя корни следующих слов
Звезда, вода, падать, сад, лист, класс, первый, разводить.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомни и запиши пословицы, в которых встречается числительные один или два.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
2 вариант
- Какими частями речи являются выделенные слова?
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Поставь ударение в словах.
Алфавит, статуя, документ, жалюзи, звонит, торты, цемент, свекла, щавель, маляр
- Подбери прилагательные к данным существительным.
_______________ рояль
_______________ кофе
______________ сирень
- Составь слово, если в нем
Корень – из слова выходной
Приставка – из слова поездка
Суффикс - из слова прогулка
Окончание - из слова коза _______________________________________
- Подчеркни существительные, которые не имеют единственного числа:
Усы, каникулы, кусты, шорты, жалюзи, книги, туфли, шорты, ножницы.
- Выбери только однокоренные слова, выдели корень.
Лес, леса, лесник, лесной, лесенка, лесная, перелесок, лесничество, слесарь, лесники
________________________________________________________________
- Замени выражение одним словом
Задирать нос - _______________________________
Ломать голову _______________________________
Вставлять палки в колеса _________________
Сидеть сложа руки - ______________________
- Подбери синонимы к словам – определениям
Худой - _________________________________
Бросать ___________________________________
Воин _____________________________________
Опрятный ___________________ _____________
- Переставь буквы местами, чтобы получились слова. Зачеркни лишнее.
Сснао - _____________, поотьл - _______________, яианрб - _____________
азро - ______________, зарёбе - ________________.
________________________________________________________________
- Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на две группы.
Ло_ ка, лес_ница, со_нце, окро_ка, праз_ник, ненас _ ный, коля_ка, чес_ный
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните. Как вы понимаете данные выражения:
Зуб на зуб не попадает ___________________________
Мастер на все руки_______________________________
Положил зубы на полку____________________________
Яблоку негде упасть______________________________
- Составь и запиши сложные слова, используя корни следующих слов
Пчела, копать, водить, ходить, первый, луна, земля, пешком, класс.
____________________________________________________________________________
- Вспомни и запиши пословицы, в которых встречается числительное семь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Просмотр содержимого документа «Задания для олимпиады по русскому языку в 3 классе»
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
1 вариант
Какими частями речи являются выделенные слова?
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Поставь ударение в словах.
Столяр, понял, жаворонок, краны, документ, добыча, простыня, туфля, фарфор, звонит.
Подбери прилагательные к данным существительным.
________________какао
________________тюль
_______________ шампунь
4. Составь слово, если в нем
Корень – из слова снежки
Приставка - из слова подбежать
Суффикс – из слова школьник
Окончание – из слова книги _______________________________
5.Подчеркни существительные, которые не имеют единственного числа:
Носки, тетради, щипцы, брюки, санки, стулья, коньки, лыжи, каникулы.
6.Выбери только однокоренные слова, выдели корень.
Стол, столы, столица, постовой, столик, столовая, столетник, столяр, застолье,
в столовой.
____________________________________________________________________
7. Замени выражение одним словом
Клевать носом – ____________________
Чесать языком – ______________________
Дать стрекоча – ________________________
Считать ворон -________________________
8.Подбери синонимы к словам – определениям
Отважный ______________________
Жадный ________________________
Радостный ______________________
Грустный _______________________
9. Переставь буквы местами , чтобы получились слова. Зачеркни лишнее.
Пашак _______________, камай - _____________, оживт - ________ ____
Каюб - ________________, тоальп - _______________
_________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на две группы.
Звёз _ ный, варе_ка, влас_ ный, ус_ ный, кро _ ка, здра_ ствуй, ни_кий.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните. Как вы понимаете данные выражения:
Это тебе не по зубам _____________________________
Брать себя в руки__________________________
У человека золотые руки.______________________
Мечтать о небесных кренделях___________________
Составь и запиши сложные слова, используя корни следующих слов
Звезда, вода, падать, сад, лист, класс, первый, разводить.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомни и запиши пословицы, в которых встречается числительные один или два.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс
2 вариант
Какими частями речи являются выделенные слова?
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Поставь ударение в словах.
Алфавит, статуя, документ, жалюзи, звонит, торты, цемент, свекла, щавель, маляр
Подбери прилагательные к данным существительным.
_______________ рояль
_______________ кофе
______________ сирень
Составь слово , если в нем
Корень – из слова выходной
Приставка – из слова поездка
Суффикс - из слова прогулка
Окончание - из слова коза _______________________________________
Подчеркни существительные, которые не имеют единственного числа:
Усы, каникулы, кусты, шорты, жалюзи, книги, туфли, шорты, ножницы.
Выбери только однокоренные слова, выдели корень.
Лес, леса, лесник, лесной, лесенка, лесная, перелесок, лесничество, слесарь, лесники
________________________________________________________________
Замени выражение одним словом
Задирать нос - _______________________________
Ломать голову _______________________________
Вставлять палки в колеса _________________
Сидеть сложа руки - ______________________
Подбери синонимы к словам – определениям
Худой - _________________________________
Бросать ___________________________________
Воин _____________________________________
Опрятный ___________________ _____________
Переставь буквы местами , чтобы получились слова. Зачеркни лишнее.
Сснао - _____________, поотьл - _______________, яианрб - _____________
азро - ______________ , зарёбе - ________________.
________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на две группы.
Ло_ ка, лес_ница, со_нце, окро_ка, праз_ник, ненас _ ный, коля_ка, чес_ный
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните. Как вы понимаете данные выражения:
Зуб на зуб не попадает ___________________________
Мастер на все руки_______________________________
Положил зубы на полку____________________________
Яблоку негде упасть______________________________
Составь и запиши сложные слова , используя корни следующих слов
Пчела, копать, водить, ходить, первый, луна, земля, пешком, класс.
____________________________________________________________________________
Вспомни и запиши пословицы , в которых встречается числительное семь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
kopilkaurokov.ru