Отдел образования администрации города Рассказово. Домики для звуков и букв картинки


Звуковой домик | Отдел образования администрации города Рассказово

Участник выставки

Воспитатель:Медведева Таисия Ивановна

МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»Дидактическое пособие «Звуковой домик»

 

 

Дидактическое пособие«Звуковой домик»

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

 

Данное дидактическое пособие предназначено для  детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в  звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по

артикуляции;

  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

 

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик»  изготовлено из плотного картона,  оно  легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует  количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и  обучает проводить звуковой анализ слов.

 

Версия для печати:МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик» – Медведева Таисия Ивановна – Дидактическое пособие «Звуковой домик»

 

rasskazovogorono.68edu.ru

Веселые липучки Дома для букв с буквами

Развивающее дидактическое пособие ковролиновый конструктор Дома для букв с буквами – это отличная возможность научить своего ребёнка в интересной игровой форме различать гласные и согласные, запомнить буквы. Фигурки легко при помощи липучек прикрепляются в домиках. Игра уже давно успешно используется в детских садах.

Ковролиновый конструктор – реализм и качество:

  • материал очень плотный и качественный, не рвётся, не мнется, не теряет форму;
  • проклейка и разрисовка – ручная работа;
  • многоразовые липучки;
  • реалистичные легко узнаваемые элементы.

В набор входят:

  • 4 дома;
  • надписи Гласные, Согласные;
  • буквы 36 штук;
  • 2 дерева, 3 элемента травы, облако 3 штуки.

Как играть?

Поселите буквы в правильные домики: гласные и согласные. Можно делать это по очереди, можно устроить среди детей соревнование, раздать каждому по домику – кто быстрее наполнит свой. Или взрослый показывает букву – кто первый правильно отгадает, тот её и забирает. Можно также спрашивать про согласные: глухой-звонкий, про гласные: один звук или два.

Буквы ходят в гости

Начинаем учиться читать. Приведите гласную букву в  гости к согласным, пусть она споет песню в паре с каждым из них. Потом наоборот какая-то согласная идет к гласным в домик. Предложите ребёнку самостоятельно выбирать букву, чтобы повысить интерес к занятию.

Дождик начинается!

Игра для весёлого запоминания названий букв. Берём несколько букв и выпускаем их гулять играть на травке. Проговариваем названия всех. Дальше прикрепим облако, символизирующее начало дождя. И теперь начинаем звать буквы в домик по имени: «Буква А, беги домой, дождь начинается». Ребёнок будет помогать буквам. Меняйтесь местами.

Волшебная история

Рассказываем историю, добавляя в неё слова, выложенные из букв. Это может быть как известная сказка, так и придуманный сюжет. Например, снесла курочка ЯИЧКО. Слово яичко должен дополнить и выложить ребёнок.

Правильно или неправильно

Игра в учителя. Выкладываем слова со смешными и понятными ребёнку ошибками: вместо СУП – СИП, пусть пробует исправить. 

liplip.club

Разноцветные Домики для Игр с детьми

Дорогие родители! Сегодня вы узнаете об очень интересном и мало затратном способе изготовления развивающего материала для занятий вместе с Вашим малышом

Для этого нам понадобится:- изображение домика- цветные листы (к примеру 4-х основных цветов)- принтер черно-белый- ножницы

Вам необходимо распечатать изображение домика на цветных листках используя принтер.

После того как вы распечатает изображение домиков  на листах, используя основные цветовые гаммы, у Вас должны получиться такие красивые домики. Которые желательно приклеить на картон, для того чтобы изображение прослужило дольше. В какие игры можно играть с цветными домиками: 1. Разложить четыре домика перед ребенком . Заранее найти дома все игрушки и любые предметы быта которые можно использовать при игре с ребенком. Необходимо чтобы все эти предметы были таких же цветов что и распечатанные домики. Т.е. зеленые, красные,желты и синие. Если с Вами играют несколько детей, тогда поделите все предметы и игрушки которые вы смогли найти между детьми поровну .По очереди называйте цвет домика и просите приносить к домику предметы  того же цвета. 2.Раздать детям игрушки в виде животных или кукол. И просить чтобы к примеру куклу отвели в красный домик, а медведя в зеленый. Смотрите как ещё можно использовать данный способ распечатки на цветных листах для изготовления развивающих карточек для игр с детьми

www.razvitierebenka.com

Дидактические игры для детей

Подробности Опубликовано: 22.04.2016 15:48 Просмотров: 2619

Кузнецова Елена Александровна,

учитель-логопед

 

Дидактическая настольная игра «Найди картинку»

 

Цель игры: научить детей определять гласный звук в начале слова, выучить гласные буквы А, О, У, И, Э.

Задание: у детей на столах карточки с изображением шести картинок и набор карточек с гласными звуками (А, У, О, И, Э)

Карточки с буквами и картинками находятся во вложении (необходимо предварительно распечатать и разрезать).

 

Необходимо определить какой первый звук в названии картинки и закрыть картинку соответствующей гласной буквой.

А-нанас – первый звук А, О-слик - первый звук О, …

- Какие картинки вы закрыли буквой А? Буквой О? и т.д.

Варианты карточек:

  • астры, экскаватор, обруч, утюг, окунь, индюк;
  • индеец, овощи, орден, улитка, автобус, этажерка;
  • ананас, утята, ослик, избушка, облако, экскаватор;
  • апельсин, эскимосы, автомобиль, утка, обруч, игрушки.

Карточки с буквами:

 

Игра «Домики с гласными звуками»

У детей карточки-домики с буквами и разрезанные карточки с картинками у взрослого. Задание: слушай внимательно, если услышишь слово, которое начинается на букву с твоей карточки – скажи. Кто быстрее заполнит пустые окошечки в домике на своей карточке, тот и выиграл.

Варианты картинок:

Звук А

Звук О

Звук И

Звук У

Звук Э

 

Домики с буквами

 

Играйте с удовольствием!!!

ocpmcc.edu35.ru

Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот ска­зочный, в нем живут не

СКАЗОЧНЫЙ ДОМ

Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот ска­зочный, в нем живут не люди, а звуки и буквы. При изготовлении пособия об­ратите внимание на то, что рисунки 1а и 16, 2а и 26 — парные. Они должны точно накладываться один на другой так, чтобы из-за отодвинутой во время занятий шторки показывалась буква, соответствующая данному звуку. Шторки можно делать вставными или наклеивать, как ставенки окошек. Ок­раска шторок:

  • красный цвет — обозначениегласных звуков (рис. 1а),
  • зеленый цвет — обозначениемягких согласных звуков (рис. 2а),
- — синий цвет — обозначение твер­дых согласных звуков (рис. 2а),

— желтый цвет — дополнительноеобозначение звонкости (рис. 2а),

Условные обозначения, применяе­мые при написании букв (рис. 16 и 26), взяты из карты Буквограда:

  • красный цвет букв, соответству­ющих гласным звукам,
  • зеленого цвета буквы Й, Ч, Щ(всегда мягкие звуки),
  • синего цвета буквы Ж, Ш, Ц (все­гда твердые звуки),
  • синего цвета с зеленой точкойрядом — все остальные буквы (соот-
ветствующие им звуки имеют твердый и мягкий варианты).

Буквы Ь и Ъ черного цвета.

Овладение письменной речью пред­ставляет собой установление новых связей между словом, слышимым (про­износимым) и словом, видимым (запи­сываемым). В процессе письма ребе­нок должен проделать ряд операций:

  • определить последовательностьзвуков в слова,
  • уточнить звуки и превратить слы­шимые в речевые (фонемы),
— перевести фонему в графему,т. е. в рисунок буквы с учетом про­странственного расположения всех ееэлементов.

Использование пособия

«ДОМ» для усвоения

понятия «ЗВУК»

^

И ДЛЯ БУКВ, ИХ ОБОЗНАЧАЮЩИХ

(рис. 1а, 16)

Нас окружают самые разнообраз­ные звуки: свист ветра, шелест листвы, гул машин, пение птиц, шум дождя... С самого раннего утра, проснувшись, мы слышим звон будильника, шум воды в кране и т. д. Но из множества звуков, окружающих нас, мы, как правило, вы­деляем человеческую речь.

Кажется, что говорить очень легко.

В действительности это не так. В на­шем организме над произнесением звука трудятся легкие, дыхательное горло, рот, нос, губы, язык, голосовые связки, а наши уши контролируют то, что говорит человек.

Гласные звуки легко и свободно вы­рываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя:

Аааа; Оооо; Уууу; Ээээ; Ыыыы; Аа-Уу; Оо-Аа; Уу-Оо; Уу-Аа.

На рис. 1а представлена схема ар­тикуляции гласных звуков. Пока мы видим лишь степень открытия рта при произнесении того или иного гласно­го. Все окошечки закрыты шторками. За красными кружочками-шторками спрятаны гласные первого ряда, живу­щие в левой половине ДОМА на улице Певцов. За красно-зелеными шторка­ми притаились гласные второго ряда. Это обитатели правой части ДОМА, выходящей на улицу Улыбчивых пев­цов. Ребенок одновременно воспри­нимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Точно так же мы слышим голос человека, спря­тавшегося за занавеской, но его са­мого не видим. Логопед (учитель или воспитатель), передвигая указку по окошкам, пропевает по очереди все гласные и фиксирует внимание детей на их артикуляции.

Схема артикуляции гласных звуко!

Рис.1а

^ 21

непрерывное образованиеСКАЗКА О ЗВУКАХ

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем кро­хотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. Им подпе­вали Я, Е, Ю, Ё. За певучесть и го­лосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки рас­певали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

(по А. Шибаеву)

Обычно эту сказку я зачитываю на групповом занятии. Для закрепления понятия «гласные звуки» раздаю детям кружочки красного цвета, символизи­рующие гласные звуки А, Э, О, У, Ы, И, и кружки, раскрашенные пополам в зе­леный и красный цвета, символизиру­ющие гласные звуки Я, Е, Ё, Ю, которые начинают свою песню с легкой улыбки.

Детям можно предложить следую­щие варианты упражнений:

  • логопед поет по очереди глас­ные, ребенок показывает соответст­вующий кружок;
  • логопед показывает артикуляциюгласного звука на таблице «ДОМА» —ребенок показывает на шторку и назы­вает гласный звук, который соответст­вует данной артикуляционной схеме.
Дети слушают приведенные ниже сти­хи и повторяют их вслед за педагогом.
  1. ^
  2. Гласные тянутся в песенке звонкой,Могут заплакать и закричать,Могут в кроватке баюкать ребенка,Но не желают свистеть и ворчать.
(В. Берестов)

^

(рис. 2а, 26)

Если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать пре­граду в виде губ, зубов, языка, то по­лучаются звуки, которые мы называем согласными. Чтобы произнести со­гласный звук, рот нужно прикрыть. По­этому слышится шум. Но «шумят» со­гласные по-разному. Согласные бы­вают звонкие и глухие, твердые и мяг­кие. Нельзя, например, громко про­кричать звуки Ф, П, X, Ш, так как для того, чтобы кричать, нужен голос, а у этих согласных его нет. Они звучат приглушенно и называются глухими.

А вот согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3, а также Л, М, Н, Р — звонкие. Их можно произносить громко, они образуются с помощью голоса. Если приложить пальцы к гортани, то при произнесении

звонких согласных чувствуется вибра­ция голосовых связок. При произнесе­нии глухих согласных связки «молчат».

^

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в куч­ку, хотели поговорить, и никак... Кашлянули: -Кх! Чихнули:

— Пчх!Хмыкнули:-Хм!

Зачем-то позвали кошку:

- Кс, Кс, Кс!И заскучали...-Тсс!

(по А. Шибаеву)

Тут придутся кстати стихи В. Бере­стова:

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,

^

Ссс — змеиный слышен свист,

Шшш - шуршит опавший лист,

Жжж — жуки в саду жужжат,

Ррр — моторы тарахтят. Рассмотрим рис. 2а. В левой полови­не ДОМА живут громкие звуки. Окна их квартир выходят на Громкую улицу. Эта звуки барабанят, рычат, гогочут, воют,

Рис.2а

Рис. 26

^

жужжат, звенят, мычат, долбят и ноют. С этой же стороны на крыше ДОМА подве­шен колокол. Шторки на окнах — синие с желтой серединкой (символом звонко­сти согласного звука).

В правой половине ДОМА посели­лись пыхтелки, сопелки, шипелки, фырчалки, хохоталки, топотушки, цеп-лялки, кашлюны, чудилки и щипалки. Жильцы этой части ДОМА — безголо­сые. Окна их квартир выходят на Тихую улицу. Шторки на их окнах — синего или зеленого цвета.

На каждом этаже, на одной площад­ке живут два звука-соседа. Слева-звонкий, справа — глухой. Они имеют одну артикуляцию, но различаются от­сутствием или наличием голоса.

Приемы работы с пособием анало­гичны тем, что предложены в преды­дущем разделе.

Использование пособия «ДОМ» для изучения букв

После того, как ребята освоили по­нятие «звук», им можно предложить прослушать сказку о том, как звуки стали не только слышимыми, но и ви­димыми.

^

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, 4io зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилась страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все они — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, при­чем очень добрым. И решил он каждо­му жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его на­деть, как сразу звук становился види­мым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, на­рисовать, написать.

(по А. Шибаеву)

После прослушивания сказки мож­но предложить детям открыть окошеч­ки в ДОМе (рис. 1а). Вместе с педаго­гом они еще раз проговаривают (или пропевают) все гласные звуки. Затем рассматривают буквы (рис. 16). Лого­пед обращает внимание ребят на то, что у всех букв яркие, красные платья, но выглядят они по-разному. У каждой есть свое имя, такое же, как и у звука.

Чудо-ДОМ — хо­роший помощник и при изучении букв, соответствующих согласным звукам (рис. 26).

^

Ребенок, даже не уме­ющий считать, обычно знает, на каком этаже живет он сам и его друзья. По­этому при изучении той или иной бук­вы можно приступить к порядковому счету. Например: «В доме 5 этажей. На первом этаже живут Ы и И, на вто­ром — У и Ю, на третьем — О и Ё, на четвертом — Э и Е, на пятом — А и Я». Если при этом буквам присвоить име­на: А — Аня, Я — Яна, Э — Эля, Е — Елена, О — Оля, У — Уля, Ю —Юля, И — Ира(или предложить придумать на­звания животных, птиц...), то освое­ние счета превратится в интересную игру.

Затем можно усложнить задачу и предложить посчитать не только коли­чество этажей в доме, но и количество «квартир» в двух подъездах, количест­во «квартир» на одном этаже, на двух этажах, на трех этажах...

Предлагаю несколько типов задач:

  1. Девочка Эля живет на четвертомэтаже. Ее подружка Уля живет на вто­ром этаже. На сколько этажей вышеУли живет Эля? На сколько этажей ни­же Эли живет Уля?
  2. На сколько этажей должен спус­титься Яша, который живет на пятомэтаже, к своему другу Юре, живущемуна втором этаже?
  3. На какой этаж попадет девочкаОля, если она спустится на один этаж?Поднимется на один этаж?
Использование пособия «ДОМ» для закрепления правильного употребле­ния предлогов и развития пространственной ориентации

С помощью данного пособия можно отработать понятия «выше»,«ниже». Например: «Какая буква живет выше: буква А или буква Э? Какая из этих букв живет ниже?»

Точно так же можно познакомить де­тей с предлогами ПОД, НАД. Напри­мер: «Буква О живет над буквой У, бук­ва Э — под буквой А». Рекомендуется

рассмотреть все возможные варианты.

Мы знаем, что дети с речевой пато­логией плохо ориентируются в про­странстве и с трудом усваивают поня­тия: «справа», «слева», «направо», «на­лево». Предложите детям назвать все буквы, которые поселились в правой (или левой) половине ДОМА. Можно спросить ребенка, звонкие или глухие согласные живут в этой части ДОМА, и как он это определил: какие из соглас­ных могут быть только твердыми, ка­кие — только мягкими, какие могут быть и твердыми, и мягкими.

Итак, пособие «ДОМ» помогает уточнить понятия «звук» и «буква»; способствует развитию образного мышления, пространственной ориен­тации; содействует освоению поряд­кового счета и счетных операций сло­жения и вычитания.

В дальнейшем данное пособие можно использовать для дифферен­циации графем, имеющих оптиче­ское сходство, а также для различе­ния тех букв, которые дети путают по кинетическому сходству. Открывая необходимое количество шторок, вы можете детально рассмотреть с ре­бятами рисунок одной или несколь­ких букв, их заглавное, строчное или печатное изображение, если заранее приготовите разные варианты рисун­ков 16 и 26.

Литература.

  1. В. В. Волина. Веселая грам­матика.— М., Знание, 1995.
  2. И. Г. Выгодская. Игровые си­туации для профилактики дисгра-фии и дислексии. — М., Школа здо­ровья, 1996, № 1.
  3. И. Н. Садовникова. Нарушенияписьменной речи и их преодолениеу младших школьников.
М., Владос, 1995.

userdocs.ru