Картотека опытов и экспериментов, проводимых на прогулке. Экспериментирование осенью на прогулке
8 осенних экспериментов для детей
8 осенних экспериментов для детей
Думаете, осенние прогулки грустны и монотонны? Готовы поспорить, что нет. А главное, осенью открывается возможность провести интересные научные и творческие эксперименты. Попробуем вместе?
Яблочная гравитация
Поиграйте в маленьких Ньютонов. Сезон яблок – лучшее для этого время.
Вам понадобится:- Яблоки разных размеров
- Пластиковые водосточные трубы
- Лестницы, стол или стулья для создания различных возвышений
Гигрометр из шишки
Дождливая осенняя нашептала нам, что из всего одного предмета, валяющегося под ногами, можно создать удивительный прибор для прогнозирования погоды.
Вам понадобится:- Сосновая шишка
- Синельная проволока
Тыква, выросшая в тыкве
Необычный эксперимент, наглядно показывающий круговорот всего живого в природе. Нужно просто разрезать маленькую тыкву и убедиться, что там есть семена. Теперь наполните тыкву землей (доверьте этот этап детям) и поливайте ежедневно. Где-то примерно через неделю семена должны проклюнуться. Росток тыквы внутри старой тыквы – настоящий круговорот жизни в природе. И это завораживает не только детей, но и взрослых! Теперь главное придумать. Что делать с молодым ростком!http://lifewithmoorebabies.blogspot.ru/2013/04/growing-pumpkins-in-pumpkins.html
Дыхание листьев
Вам понадобится:
- Миска с водой
- Листья
Рисование по листьям
Это не эксперимент, а творческое занятие. Но уж очень интересное.
Вам понадобится: - Пергамент/ вощеная бумага
- Калька
- Алюминиевая фольга
- Мелки
- Масляная пастель
- Цветные карандаши
- Несколько крупных листьев
Охотники за деревьями
Простая идея для прогулок – поиски деревьев по листьям. Все, что вам нужно сделать, - это заранее собрать листья с разных деревьев. Перед прогулкой выдайте десяток разных листков и попросите ребенка найти все 10 деревьев, на которых они растут. Просто и увлекательно. В конце можете выдать малышу подарок за находчивость. http://amomwithalessonplan.com/outside-fall-activity/
Осень на ощупь
Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно), а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.
Вариант для дошкольника: наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом. Очень полезное занятие, честно-честно.Вариант для годовасика: пусть просто вытаскивает предметы из мешка и ощупывает их. А вы называйте такие слова, как шершавый, колючий, гладкий, бархатистый. Это формирует словарный запас и обогащает тактильный опыт. http://www.pleasantestthing.com/fall-guess-bags-focus-on-touch
Занимательная хроматография
Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам. Поехали? Вам понадобится:- Банки (столько, сколько листьев)
- Ступки и пестик (или ложка) для растирания листьев
- Медицинский спирт
- Фильтры от кофе (идеальная для впитывания поверхность)
- Листья
Спасибо за оценку!
www.odevaika.ru
Осенние эксперименты для детей
Осенняя прогулка — настоящее приключение. Желуди, каштаны, листья и шишки — гуляя по осеннему парку, обязательно соберешь целый мешок добра. А дома и поколдовать можно. Всем любознательным ребятам Пустунчик желает незабываемой осени и предлагает увлекательные научные и творческие эксперименты для детей. Присоединяйся!
Гигрометр из шишки
Знаешь ли Ты, что обычная шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды?
Дело в том, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи. А накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их сухими.
Подготовь, пожалуйста:
- сосновую шишку,
- синельную проволоку.
Для создания гигрометра (прибора для определения влажности воздуха) привяжи к одной из чешуек синельную проволоку и сделай из неё стрелочку. Прикрепи шишку к тарелке кусочком пластилина. Отметь, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. Теперь Тебе нужно дождаться дождя, но это та-а-ак долго! Поэтому просто налей в миску воды и проверь положение стрелки через час. Чешуйки закроются, а стрелка немного изменит направление, показывая, что влажность воздуха увеличилась.
Если ежедневно делать отметки, сверяясь с электронным гигрометром, уже через две-три недели у Тебя будет достаточно точный прибор для предсказания погоды.
Младшему братику или сестренке можешь просто продемонстрировать изменения в природе во время дождя и в солнечную погоду. А проверить достоверность эксперимента вместе с родителями отправляйтесь в ближайший хвойный лес.
Почему листья меняют цвет осенью?
Изменение цвета листьев осенью— настоящее чудо. Но, как и все трюки фокусника, это осеннее явление можно объяснить.
Летом, когда жилки активно поставляют листьям воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще каротиноиды, отвечающие за желтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.
Разделить каждый осенний листик по цветам и пигментам поможет эксперимент.
Подготовь, пожалуйста:
- банки (для каждой группы листьев),
- ступки и ложки для растирания листьев,
- медицинский спирт,
- фильтры для кофе (плотные белые салфетки),
- разноцветные листья.
Разорви несколько зеленых листьев на кусочки и растирай в ступке до появления сока. Переложи толченые листья в банку. То же самое сделай с листьями, которые успели изменить цвет. Подпиши каждую банку. Возьми несколько бутылочек спирта и разлей по банкам. С помощью водяной бани нагрей содержание каждой баночки. Нарежь полоски из фильтров и помести один конец в банку, а другой свесь через край. Спустя 30 минут Ты увидишь, как фильтры впитали пигменты. Разглядывать их — невероятное удовольствие.
Если в одну из банок Ты поместишь разноцветное листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Чудеса да и только!
Дыхание листьев
Тебе, конечно же, известно, что деревья выделяют кислород. Но бьюсь об заклад: наблюдать, как им это удается, Тебе не приходилось. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать об этом на уроках биологии . Согласен?
Подготовь прозрачную миску с теплой водой. Положи в воду сорванный с дерева лист (Не поднимай из земли!) и прижми ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Поставь сосуд на солнце. Осталось самое трудное — подождать несколько часов. Когда заглянешь внутрь миски в следующий раз, увидишь на листе и стенках миски крохотные пузырьки. Это и есть кислород, который выделяют листья в результате фотосинтеза.
Радуга в стакане
Зрелищный эксперимент с водой и красителями наглядно расскажет Тебе о плотности материй.
Подготовь, пожалуйста:
- воду,
- сахар,
- пищевые красители,
- прозрачный стакан.
В отдельных сосудах смешивай воду с различным количеством сахара и добавляй красители. Осторожно перелей все жидкости в пустой стакан (снизу — вода с наибольшим количеством сахара, сверху — с наименьшим). Из-за разной плотности жидкостей они не смешаются.
Рисуем по листьям
Рисовать с помощью листьев — одно удовольствие. Попробуем? Подготовь, пожалуйста:
- пергамент,
- алюминиевую фольгу,
- кальку,
- мягкие цветные карандаши (масляную пастель),
- несколько крупных листьев.
Подкладывай листья под различные виды бумаги: пергамент (вощеную бумагу) или кальку — и проявляй узор, заштриховывая лист. Выбирай осенние цвета: красный, желтый или оранжевый, и у Тебя выйдут замечательные атмосферные рисунки.
На глянцевой поверхности вощеной бумаги рисунок мягкими карандашами будет выглядеть непревзойденно. С калькой же будь осторожен: не нажимай на карандаш слишком сильно. На фольге у Тебя получится объемный рисунок. Одно занятие — а сколько открытий!
Охота за деревьями
Искать деревья по листьям — увлекательнейшее занятие. Все, что Тебе нужно, —разнообразные листья с прошлой прогулки. «Примеряй» листочки к деревьям в парке и отыщи те, на которых они растут. Представь себя знаменитым охотником за деревьями — поймай их все!
Если Ты на прогулке с друзьями, устройте соревнования. Разделите листья поровну и по команде начинайте искать их обладателей. Кто найдет нужное дерево, оставляет метку с листком и лентой своего цвета. Победит самый ловкий.
А еще деревья можно искать по плодам и семенам.
Осень на ощупь
Даже если за окном дождь, скучать не придется. Вместе с другом наберите в мешочки осенние дары (яблоки, шишки, желуди, орехи, каштаны, несколько тыквенных семечек и т. д.). Смешайте их с домашними предметами (отлично подойдут маленькие игрушки, пластмассовые буквы, ластик, карандаши, мячик для тенниса). Обменяйтесь мешочками и попробуйте определить на ощупь, какой предмет оказался в руке. Только чур не подглядывать!
Читай также:
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
pustunchik.ua
Осень Опыт 1 Радуга Цель: познакомить детей с радугой как с природным явлением. Ход опыта: Вы видели когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в таз с водой под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока на стене не появится радуга. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками? С земли радуга напоминает дугу, а из самолёта она кажется кругом. Вывод: радуга видна только при наличии солнечного света. | Осень Опыт 2 Потребность растений в воде Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения. Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок оставшийся без воды с цветами из вазы: чем они отличаются? Почему это произошло? Вывод: вода необходима растениям, без неё они погибают. |
Осень Опыт 3 Состояние почвы в зависимости от температуры Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: в солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать её руками: тёплая, сухая, светло-коричневая. Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать её, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее). Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению почвы. | Осень Опыт 4 Таяние снега Цель: познакомить детей со свойствами снега. Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. Вывод: снег под действие тепла тает, превращаясь в воду. |
Зима Опыт 1 Прозрачность льда Цель: познакомить со свойствами льда. Ход опыта: В прозрачную ёмкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно. Утром рассмотреть, как сквозь лёд видны замёрзшие предметы. Вывод: предметы видны через лёд потому, что он прозрачен. | Зима Опыт 2 Уличные тени от фонарного света Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение. Ход опыта: Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это тёмное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.) Наблюдение за тенью. Вывод: тень появляется при наличии света и предмета. Очертания тени и предмета схожи. Чем выше источник света, тем короче тень. Чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от солнца, но от любого источника света. |
Зима Опыт 3 Зависимость состояния воды от температуры воздуха Цель: продолжать знакомство со свойствами воды. Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, ода в ней замёрзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней тёплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. Вывод: при температуре ниже нуля вода замерзает. | Зима Опыт 4 Вода и лёд Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Ход опыта: внести в группу снег и лёд – где вода быстрее растает? В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лёд. Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним. |
Весна Опыт 1 Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства. Цель: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Ход опыта: педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась). Ещё не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти. Вывод: для роста растения необходима прогретая земля. | Весна Опыт 2 Весенние кораблики Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Ход опыта: воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т.д.) Наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на плаву. Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны. |
Весна Опыт 3 Кто как двигается? Цель: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Ход опыта: педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьём. Вывод: жук и муравей оставляют разные следы на песке. | Весна Опыт 4 Передача «Солнечного зайчика» Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Ход опыта: в солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается?(Свет отражается от зеркала). Что произойдёт, если в том месте на стене куда попал «солнечный зайчик», поставить ещё одно зеркало? (Он отразится ещё один раз). Вывод: «солнечного зайчика» можно передавать многократно. |
Лето Опыт 1 Что будет, если огород не пропалывать? Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая. Ход опыта: систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время дети убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние страдают от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно замедляют в росте. Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений. | Лето Опыт 2 Что быстрее? Цель: формировать представления об атмосферном давлении. Ход опыта: воспитатель предлагает подумать. Что будет, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально. Какой быстрей упадёт? Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше). Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление. |
Лето Опыт 3 Почему не тонут корабли? Цель: формировать представление, почему не тонут корабли. Ход опыта: в ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя её металлическими предметами: банка останется на плаву. | Лето Опыт 4 Что быстрее? Цель: формировать представления об атмосферном давлении. Ход опыта: педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист планирует в воздухе. Вывод: гладкий лист лёгкий и широкий. При падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать. |
infourok.ru
Картотека опытов и экспериментов, проводимых на прогулке
Свойства воздуха «Игры с воздушными шариками» Задачи: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; - развивать любознательность, внимание; - поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; - развивать связную речь; - активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно,.Оборудование: 2 воздушных шарика Методические приемы : Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика. Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает» , плавно опускается). Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают). Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. «Почему появляется ветер» Задачи: - познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. Оборудование Полоски бумаги Методические приемы. Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится « ветерок». Ветер - это движение воздуха. «Вертушка» Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материал: Вертушка, материал для ее изготовления
educontest.net
Организация экспериментальной деятельности детей на прогулке
Организация экспериментальной деятельности детей на прогулке
Эксперименты и опыты в сентябре.
ОПЫТ «Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить детей со свойствами песка
Ход опыта: Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.
Вывод: мокрый песок лепиться, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
ОПЫТ «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта: В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая, полить землю (как будто прошел дождь) ; предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность- она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
ОПЫТ «Свойства песка»
Ход опыта: Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Эксперименты и опыты в октябре.
ОПЫТ «Движение воздуха»
Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта: Помашите рукой у лица. Какое ощущение. Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
ОПЫТ «Бумажные кораблики»
Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.
Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивают, почему кораблики намокают.
ОПЫТ «Свойство солнечных лучей»
В группе вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке выстиранное белье повесить на солнышко сушиться. Понаблюдать, что произойдет. Белье высохнет, станет легким и сухим.
Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.
Эксперименты и опыты в ноябре.
ОПЫТ «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед- это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.
Эксперименты и опыты в декабре.
Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры»
Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?
На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).
ОПЫТ «Первые заморозки»
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
ОПЫТ «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.
ОПЫТ «Узоры на стекле»
Приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает) Почему?
Вывод: Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения.
Эксперименты и опыты в январе.
ОПЫТ «Таяние снега»
Цель: знакомство со свойствами снега.
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
ОПЫТ «Лед- твердая вода».
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег- это тоже вода.
Эксперименты и опыты в феврале.
ОПЫТ «Свойства солнечных лучей»
Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.
Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнечной теплая. Предложить поставить ладошки солнышку, почувствовать как они нагреваются.
ОПЫТ «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под действием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.
Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.
ОПЫТ со льдом.
Цель: познакомить со свойством льда.
Разбейте лед лопаткой и рассмотрите кусочки льда (Лед от тепла тает, так же как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.
Эксперименты и опыты в марте.
ОПЫТ «Что в пакете? »
Цель: выявить свойства воздуха, сравнивать свойства воды и воздуха.
Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой и воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются воды и воздух? Сходства- прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия- вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух- невидим, невесом.
ОПЫТ «Песчаный конус»
Цель: показать свойство песка- сыпучесть.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка- сыпучесть.
Эксперименты и опыты в апреле.
ОПЫТ «Свойства солнечных лучей»
Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей»
Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.
Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнечной теплая. Предложить поставить ладошки солнышку, почувствовать как они нагреваются.
ОПЫТ «Веселые кораблики (плавучесть предметов)
Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.
Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду кораблики, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Эксперименты и опыты в мае.
ОПЫТ «Свойства мокрого песка»
Цель: продемонстрировать свойство песка.
Ход опыта: Вместе с детьми засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получиться. Посыпать струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции. Сделать вывод.
Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой на ладонь, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются друг с другом.
Опыт «Зависимость расстояния от силы ветра»
Подбросить семена одуванчика вверх и подуть в их сторону с разной силой. Определите расстояние падения семян.
Эксперименты и опыты в июне.
Опытно-Экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать? »
Цель опыта: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.
Ход опыта: Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.
Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Эксперименты и опыты в июле.
ОПЫТ «Почему на тропинках не растут растения».
Ход опыта: Обратите внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.
ОПЫТ «Потребность растений в воде»
Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.
Материал: два цветка, вазочка с водой.
Ход опыта: Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Эксперименты и опыты в августе.
ОПЫТ «Муравейник»
Ход опыта: Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Муравьиные домики нельзя разорять, наступать на них.
ОПЫТ «Следы»
Воспитатель аккуратно ловит жука и большого муравья (положить после опыта их на место). Насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют на песке жук и муравей. Зарисовать следы.
kopilkaurokov.ru
Опыты на прогулке для детей 2-4 лет в осенне-весенний период
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ОСЕННЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД
Составила Шелементьева Ю.И., воспитатель МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида №2 «Дружная семейка»
Солнце
Дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает людей, растения, животных, землю, воду.
Опыт: Могут ли наши ручки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.)
Опыт: Где ночует солнышко. Обратить внимание на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход из другого.
Опыт: Выявить свойства солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок. Дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
Опыт: Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Положите два камешка: один на солнышко, другой в тени. Закройте плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверьте с детьми, какой камешек теплее. Почему?
Опыт: Что значит «солнышко пригревает»? Пусть дети убедятся в этом сами, бегая по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде, находящимся в тени и на солнце.
Опыт: Познакомить со свойствами солнечных лучей – высушивать все вокруг.
1.Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет.
2.Повесить на солнце, выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.
Опыт: Уточнять представления детей о солнечном свете. Солнечный зайчик. Возьмите на прогулку зеркальце и покажите детям, как «бегает» по стене и по ладошкам солнечный зайчик.
Опыт: Тень. Солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке спиной к солнышку, то на асфальте появится тень. Свет от солнца не может пройти через твое тело. Образуется тень.
Воздух
Дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, незаметный.
Опыт: Действие ветра. Вместе с детьми определить силу ветра. На прогулку вынести вертушки, султанчики, флажки и наблюдать за их движением. Меняется ли положение вертушки? Предложить детям поднять флажки и посмотреть, что с ними происходит? (Они колышутся). Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. В ветреные дни понаблюдать, как падают листья с деревьев (в осенний период).
Опыт: Есть ли сейчас ветер? Вынести на прогулку флажки, вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.
1.Проверим, есть ли сейчас ветер. Предложить поднять вверх игрушки, побегать с ними по участку, держа их в руке.
2.Встанем сбоку здания и проверим, есть там ветер? Здесь его нет. Почему? Мы спрятались за здание, оно нас защитило от ветра.
Опыт: Движение воздуха. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руку. Что чувствуете? Все ощущения называются движением воздуха.
Песок
Опыт: Сыпучий песок. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Возьмите песок в руки, он сыпучий.
Опыт: Возьмите горсть сухого песка и выпустите ею струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Опыт: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Опыт: Песочные часы. Проследить, как сыплется песок, ощутить длительность минуты.
Вода
Формировать начальные представления об объекте неживой природы – воде, вызвать интерес к объекту.
Опыт: Почему осенью бывает грязно? В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь. Вывод: при соединении земли с водой образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Опыт: Познакомить со свойствами некоторых материалов (камень и щепка, палочка). Днем лужи тают, увеличиваются и несутся по двору с журчанием ручьи. Предложить детям бросить в ручеек палки, щепки, камешки и посмотреть, что происходит. Щепки и палочки плывут, а камешки нет. Что с ними случилось? Где они? (Камни тяжелые, они утонули, а щепочки плавают, они легкие).
Снег (лед)
Продолжать знакомить детей со свойствами снега, льда.
Опыт: Лед хрупкий и тонкий. Для этого необходимо разбить лед лопатой и рассмотреть кусочки льда.
Опыт: Лед от тепла тает. Кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, что будет происходить.
Опыт: Снег пушистый и легкий. Подбросьте снег на лопате вверх и понаблюдайте, как он падает, легко рассыпается.
Опыт: Снег от тепла тает. Возьмите снег в ладошку и понаблюдайте, как он начнет таять (объясните детям, что ладошка теплая).
Опыт: Что быстрее тает? Положить снег и сосульку на асфальт. Посмотреть, что быстрее растает. Что получилось? (Лужица с ручейками).
Опыт: Почему сосулька плачет? Прикрепите над ванночкой ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну начнет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька начала таять. А на улице ее согревает солнышко, и она начинает капать, «плакать».
Опыт: Как тает град быстро или медленно? Положить горошинку на ладошку и посмотреть, что произойдет.
doc4web.ru
«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 3-7 лет. Опыты летом на прогулке»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»
«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 3-7 лет.
Опыты летом на прогулке».
Старший воспитатель Комлева Р.П.
Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Виды экспериментов в ДОУ.
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.
Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.
Правила проведения экспериментов:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.
Опыты с водой.
Для проведения опытов с водой можно использовать следующий инвентарь:
1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма: Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.
2.Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.
3.Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.
4.Резиновые груши разного объёма.
5.Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
6.Трубочки для коктейля.
7.Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка, кристаллы марганцовки.
8.Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т.п.
9.Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки, проволока.
10.Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.
11.Часы песочные, механические.
- Весы, безмен.
- Мельницы песочные, водяные.
«Вода – жидкость».
Задача: выявить свойство воды – текучесть.
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода прозрачная».
Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха.
Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Вода принимает форму».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
«Вода имеет вес»
Задача: измерить количество воды мерными ложками.
В узкое горлышко воду можно налить через воронку, тогда она не прольется. Измерить 10 ложек, наливая в сосуды разной формы, а затем перелить в одинаковые стаканчики.
Вывод: вода имеет вес.
«Животворное свойство воды».
Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
«Вода может склеивать».
Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
«Капнем капельку в муку»
Задача: познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой.
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.
«Тонет – не тонет».
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.
«Фонтанчики».
Задача: объяснить принцип работы фонтана.
Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.
«Почему не тонут корабли?»
Задача: Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Смастерить лодки из разных предметов (из спичечной коробки, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса, из коробки из-под сыра, из ореховой скорлупки.
Вывод: предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на его размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
«Набираем воду в спринцовку»
Задача: объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку.
Сначала необходимо выпустить воздух из спринцовки. Для этого нужно сильно нажать на нее, опустить узкий кончик в воду и расслабить нажим. Чтобы проверить набралась ли вода, опять нажимаем на спринцовку, выпускаем воду.
Вывод: воду можно набирать методом всасывания.
«Распылитель воды»
Задача: объяснить детям, что вода может идти струей из трубы, а может и разбрызгиваться из мелких дырочек под сильным давлением.
Самостоятельное исследование: попробовать пользоваться распылителем. Как мелкая пыль вода садится на листья, затем собирается в капли и стекает вниз.
Вывод: мелкие капельки могут объединяться в большую каплю. От тяжести она сползает вниз, образуя лужицу. Распылитель используют при поливе овощных культур на больших площадях.
«Ласты»
познакомить детей с предметом, который облегчает плавание в воде Эксперимент лучше проводить летом. Предложить взять в руки дощечки и грести. Как легче держаться на воде? А если на руки надеть ласты? А если на ноги? Почему так происходит? На что похожи ласты? У кого человек позаимствовал такое изобретение?
«Почему птицы плавают в воде?»
Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают? Положить на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит. Потом смазать лист жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что их перья смазываются жиром.
Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком
Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком.
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, солнечным светом, песком.
Задачи:
- Расширять кругозор детей.
- Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
- Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом.
«Почувствуй воздух»
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Воздух повсюду».
Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.
«Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Я вижу воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»
Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Возникновение звука»
Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны.
ВЕТЕР
«Игрушка-вертушка»
познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.
«Ветер по морю гуляет»
Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.
«Ветер и семена»
На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
«Ветряные мельницы»
Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы.
«Пугало»
Воспитатель рассказывает детям, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленты от старых магнитофонов. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами, когда дует ветер.
Опыты с солнечными лучами.
«Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
Игра «Угадай, что это?»
Воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.
Театр теней
Воспитатель показывает детям персонажи сказок, а дети озвучивают героев.
«Угадай, какой предмет»
Воспитатель показывает предметы, а дети по тени узнают, что это.
«Таинственные стекла»
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
«Знакомство с лупой»
Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через лупу.
«Солнечные зайчики»
Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
ЗЕРКАЛО
«Солнечные зайчики»
Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.
«Что находится в зеркале»
Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?
Опыты с песком.
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый, красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»
Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»
Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Это происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
«Волшебный рисунок»
Задача: дать детям представление о том, что песком можно рисовать.
На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок, нарисованный песком.
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
«Движущийся песок»
В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крышкой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке.
«Песочный замок»
Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыхании песок твердеет, и получится крепкая постройка.
«А мы сеяли песок»
Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного
«Песчинки»
Дать детям лупы и рассмотреть, из чего состоит песок. Каковы на ощупь отдельные песчинки?
«Песочные часы»
познакомить детей с прибором для измерения времени Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т. п.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
«Дыхание растений»
Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Если закрыть нос и рот, сколько времени может продержаться человек? А сколько времени без воздуха проживет растение? Потом на веточке смазывают лист растения. Поры, через которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как через какое время лист засохнет, делают выводы.
«Солнечный свет в жизни растения»
Для эксперимента берут 2 одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через 2 недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением.
«Тепло в жизни растений»
Эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стекла-. ми окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там появляются листики.
«Где растению лучше жить»
Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет.
«Как расселяются растения?»
Эти наблюдения лучше проводить на экскурсии. Дети рассматривают одуванчик и определяют, для чего его семенам нужны парашютики. Потом рассматривают семя подорожника. Почему подорожник индейцы называли «следом белого человека»? Рассмотреть с детьми колючки репейника. Для чего они нужны растению? Желательно найти в парке такое место, где появилось маленькое дерево, но человек его не сажал. Как оно могло появиться здесь?
«Вслед за солнцем»
Понаблюдать с детьми за растением, стоящим на подоконнике. Куда тянутся листья или цветы? Развернуть горшок другой стороной. Посмотреть, что будет с растением.
ОГОРОД
Организация исследовательской экспериментальной деятельности с детьми на огороде помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы.
При проведении любых опытов и экспериментов на огороде необходимо придерживаться следующей структуры:
постановка проблемы, поиск путей решения проблемы, проведение наблюдения, обсуждение увиденных результатов,
формулировка выводов.
Сравнить семена растений: чем похожи, в чем отличие, выслушать предположения детей какими будут растения, плоды из небольшого семечка огурца и из большого – кабачка, в течение вегетативного периода наблюдать за растениями, делать зарисовки, сравнить величину листьев, цветов, сделать вместе с детьми предположения о величине плодов.
В жаркий день можно наблюдать, как выглядят овощные культуры: листья поникли, скрутились. Спросить ребят, почему так происходит? Выслушать их мнения, догадки. Вечером полить растения и на следующий день утром опять провести наблюдение. Дети самостоятельно приходят к выводу, что растениям необходима вода, их нужно поливать.
Можно провести сравнительный эксперимент: одну грядку с кабачками регулярно подкармливать органическими удобрениями (настой коровяка, куриный помет), другую нет. Понаблюдать в течение месяца как развиваются растения. Дети увидят наглядно результат и приходят к выводу.
Аналогично можно провести эксперимент с сорняками. Одну грядку регулярно вместе с детьми пропалывать, другую нет. Результат эксперимента наведет детей на мысль о необходимости прополки для нормального развития растения.
На огороде можно наблюдать и изучать особенности строения растения, его приспособляемость к условиям роста.
Так сравнить стебли разных овощных культур: помидора и гороха, как себя чувствуют вьющиеся растения с опорой и без нее (горох, фасоль, огурец).
Проводя эксперименты и опыты на огороде, воспитателю необходимо учитывать, что категорически запрещаются опыты, наносящие вред растениям и животным. Так иногда для наблюдения необходимо забрать животное (например, дождевого червя, в детский сад), необходимо время пребывания его в группе сократить до разумного предела и по окончании эксперимента обязательно вернуть на то место, откуда он был взят. Особое внимание нужно уделять правилам безопасности и гигиены. При получении результатов экспериментов необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно нужно учитывать индивидуальные способности ребенка. Нужно учитывать особенности экспериментирования и исследовательской деятельности на огороде в разных возрастных группах.
Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, проведя для этого несложный опыт.
У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но необходим визуальный контроль со стороны взрослого для обеспечения безопасности и моральной поддержки.
Детям старшей группы становятся доступными более сложные цепочки причинно-следственных связей. Им надо чаще задавать вопрос «Почему?», да и сами они задают его чаще. В этой группе можно проводить более длительные опыты, они знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.
В подготовительной группе дети стараются выдвигать какие-либо гипотезы, делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно делают выводы, знакомятся с приспособлением организмов к среде обитания, изучают влияние человека на природу.
Роль воды в жизни растений.
- Может ли растение жить без воды?
Берутся 2 луковицы: одну устанавливают в пустую банку, другую в банку с водой.
Наблюдая за луковицами, дети приходят к выводу, что для роста растения необходима вода.
- Есть ли вода внутри растения?
Берется любой овощ, разрезается пополам, срезом прижимается к туалетной бумаге. На бумаге остается влажное пятно. Дайте детям попробовать выделившую жидкость на вкус. Дети убеждаются, что в овощах содержится не чистая вода, а растворы разных веществ. Эти растворы называют соком. Очень вкусным и полезным бывают: морковный, томатный, тыквенный соки. Обратите внимание, что количество жидкости в разных овощах различно. Так же можно проверить, что вода есть в разных частях растениях: стебле, листьях.
- Как вода поступает к листьям.
В. 1 Разрезать морковь на две части и верхнюю поставить в подкрашенную синюю воду, через некоторое время обратите внимание детей, что стержень внутри моркови посинел, а ботва моркови стала расти. Вывод: вода поступает к листьям по стержню или стеблю.
В. 2 Посадив лук в стаканчики, дети сразу один стаканчик не поливают, другой поливают умеренно, третий заливают водой. Наблюдая за состоянием лука, дети видят, что хорошо растет и развивается лук в стаканчике с умеренным поливом, в других стаканчиках лук не развивается.
- Может ли растение жить без воды?
Берутся 2 луковицы: одну устанавливают в пустую банку, другую в банку с водой. Наблюдая за луковицами, дети приходят к выводу, что для роста растения необходима вода. 2. Есть ли вода внутри растения? Берется любой овощ, разрезается пополам, срезом прижимается к туалетной бумаге. На бумаге остается влажное пятно. Дайте детям попробовать выделившую жидкость на вкус. Дети убеждаются, что в овощах содержится не чистая вода, а растворы разных веществ. Эти растворы называют соком. Очень вкусным и полезным бывают: морковный, томатный, тыквенный соки. Обратите внимание, что количество жидкости в разных овощах различно. Так же можно проверить, что вода есть в разных частях растениях: стебле, листьях. 3. Как вода поступает к листьям. В. 1 Разрезать морковь на две части и верхнюю поставить в подкрашенную синюю воду, через некоторое время обратите внимание детей, что стержень внутри моркови посинел, а ботва моркови стала расти. Вывод: вода поступает к листьям по стержню или стеблю.
В. 2 Посадив лук в стаканчики, дети сразу один стаканчик не поливают, другой поливают умеренно, третий заливают водой. Наблюдая за состоянием лука, дети видят, что хорошо растет и развивается лук в стаканчике с умеренным поливом, в других стаканчиках лук не развивается.
Свет в жизни растений.
- Нужен ли растениям свет? Для этого наблюдения дети проращивают 3 луковицы: одну на свету, две - в темноте, например в шкафу или ящике (Вместо лука можно взять фасоль, горох, подсолнечник и т.д.), выращиваемые в почве или без нее. Через несколько дней дети рассматривают растения и приходят к выводу о необходимости света: растения, выросшие в темноте - искривленные, слабые, бледные. Затем одно из растений, находившее в темноте, дети переносят на свет, а другое, для контроля оставляют в темноте. Наблюдают, как на свету листья постепенно распрямляются и зеленеют. Чтобы зафиксировать результат, дети делают зарисовки.
- Как реагируют растения на недостаток света? Выращенное растение дети размещают в комнате природы, подальше от источников света, таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Через несколько дней они замечают, что растения постепенно наклоняются в сторону света. Дети разворачивают горшок на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре растение наклоняются в противоположную сторону. Данный эксперимент позволяет сделать выводы: - растения могут двигаться и поворачиваться; - растения могут определять направление света и тянуться к нему
ТАЙНОПИСЬ
«Чернила из молока»
познакомить детей со свойствами органических соединений Для того чтобы написать тайное письмо, потребуются бумага, ватные палочки, молоко и настольная лампа или утюг. Обмакнув ватную палочку в молоко, напечатать слово, дать ему подсохнуть, а потом подержать письмо над настольной лампой, пока не проявятся слова. Можно прогладить лист горячим утюгом.
«Чернила из лимона»
Сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной палочкой написать слова с помощью «чернил». Технология проявления «невидимых чернил», как и в первом случае.
ФОКУСЫ
«Поющий бокал»
Взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец свободной руки смочить водой и, надавливая на края бокала, водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал запоет. Появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется поэкспериментировать.
«Волшебная вода»
В банку налить обычную воду, накрыть крышкой. Сказать волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не забудьте на дно крышки насыпать красящее вещество (пищевой краситель, сухой напиток или густую гуашь).
«Танцующая монетка»
Бутылку со стеклянным горлышком положить на несколько минут в морозильник. Вытащить и быстро закрыть горлышко такой монеткой, которая не провалится внутрь бутылки. Скоро монетка начнет подскакивать и издавать звук. Воздух при нагревании в теплой комнате вырывается из бутылки, и монетка подпрыгивает.
«Повелитель воздушных шаров»
Возьмите несколько шаров и надуйте их. Воткните иголку в шар, он лопнет. Но если на шарик наклеить прозрачный скотч и воткнуть иголку в место наклеивания скотча, а потом вытянуть ее, то скотч склеит дырку и шар не лопнет.
«Волшебные веточки»
Такие веточки надо приготовить с помощью взрослых. Они могут послужить хорошим новогодним украшением. Приготовить пересыщенный соляной раствор: на 2 л воды 1,5 кг соли, закипятить его и остудить. В приготовленный раствор опустить срезанные веточки деревьев или кустарников. При остывании раствора соль начнет осаживаться на веточках. Когда вытащите из воды веточки, они будут словно обсыпаны инеем.
«Шипящая вода»
В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размешать, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.
«Самонадувающийся шарик»
Если предыдущий опыт повторить не в стакане, а в бутылке и успеть быстро на горлышко надеть шарик, пока не прекратилась реакция, то углекислый газ надует воздушный шарик.
«Запуск ракеты»
Для фокуса нужна бутылка от вина с пробкой. Заткните пробкой бутылку, но не очень сильно и приделайте крылья к пробке. В верх пробки можно воткнуть иголку с бусинкой, это будет носовая часть ракеты. Вытащите пробку-ракету из бутылки. В бутылку налейте воду (2/3), добавьте 4 ст. л. столового уксуса, насыпьте соду в салфетку и перемотайте ее ниткой, придав такую форму, чтобы можно было салфетку без повреждения протолкнуть в бутылку. Закройте бутылку пробкой и ждите взлета.
semicvetik-29.ru