Игры на знакомство, на сплочение коллектива. Игры для детей на сплочение


Игры на сплочение | Приложение для Вожатых

Выбирается 3-4 человека, которые уходят за дверь. Им предстоит, заходя в кабинет, передавать информацию друг другу. Ведущий первому участнику читает текст 1 раз.  Затем в комнату заходит следующий участник, которому первый рассказывает всё что запомнил. Второй участник передаёт полученную информацию третьему и т.д. После выполнения этого задания последним участником ведущий зачитывает первоначальный  текст. А потом спрашивает: «Ребята! Вам эта игра, что-то напоминает?» Ответы ребят. Ведущий: «Вот именно так распространяются сплетни. Поэтому прежде чем передавать полученную информацию, убедитесь, что вы её поняли правильно. А то вы станете разносчиками сплетен».Примерный текст: В одной из московских квартир обитал дрессированный шимпанзе Иннокентий, одетый в желтую майку, синие шорты и красную кепку. Однажды через форточку в квартиру влез вор и стал открывать ящики шкафа, в надежде найти какие-либо ценные вещи. И тут из-за угла высунулось дуло ружья и появился козырёк кепки, а за ним и появился  сам шимпанзе с оружием в руках. Вор от неожиданности выронил из рук ящик и всё содержимое с грохотом высыпалось на пол. Не понимая, как поступит животное дальше, вор моментально вытащил сотовый телефон, набрал номер милиции. Ровно через 20 минут появились сотрудники милиции. Они выменяли у шимпанзе ружьё на банан, а вора забрали в отделение.

«У-аа, а-у…» (игра на раскрепощение).

Играющие стоят в кругу. В центре ведущий. Ведущий и игроки произносят слова.Ведущий: Хей!Игроки: Хей!Ведущий: Как дела?Игроки: Окей! ( жест «классно»)Ведущий: А покажите мне, пожалуйста, … (называет какое-либо существительное или словосочетание)Игроки: Что вы сказали?Ведущий: А покажите мне, пожалуйста, … (повторяет сказанное)Игроки: Что вы сказали?Ведущий: А я сказал(а)… (показывает как изображать то, о чём он(а) говорил(а), сопровождая словами) у-аа, а-у, аа, а-у, аа, а-у ещё раз; у-аа, а-у, аа, а-у, аа, а-у молодцы!Ведущий вместо себя выбирает человека из круга и он становится ведущим.

appvozhat.ru

Игры по сплочению детского коллектива ( для обучающихся 10-12 лет)

КАРТОТЕКА ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10—12 ЛЕТ

ПО СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

ИГРА «Особенное домино»

Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Вопросы для обсуждения:

  • что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

  • старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;

  • что нового они узнали друг о друге;

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

ИГРА « Разделись»

Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо. Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.

Игровое упражнение «Подарок»

- Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдёте свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначается именно вам каждому.

Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звёздочки и др.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание. Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

  2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

  3. Уважай чувства людей.

  4. Любую проблему можно решить.

  5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

  6. Не сердись, улыбнись.

  7. Начни свой день с улыбки.

  8. Будь увереннее в себе.

  9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятия.

  10. Взгляни на своего обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

ИГРА «Бабушкины ключи»

Материалы, необходимые для проведения: связка ключей и что-нибудь, чем можно обозначить черту, например два листка бумаги, два куска бумажного скотча, веревка и т. д.

Организация пространства для игры: свободное пространство от классной доски (ширина 3 м, длина 7м - чем больше ребят, тем больше пространство), далее параллельно доске обозначается черта (во всю ширину свободного пространства), далее за чертой должно оставаться столько места, чтобы могли поместиться все участники. На удалении 0,7 м от доски на пол кладутся ключи.

Инструкция: «У внуков и внучек есть такое развлечение - подшучивать над ба-бушкой. Особенно интересно украсть у бабушки ключи и наблюдать, как она их ищет. Мы в это сыграем. Я буду бабушкой, а все остальные внуками и внучками. Сначала вы разместитесь за этой чертой. У бабушки на пол упали ключи, ваша задача их стащить. Бабушка что-то готовит, но время от времени оглядывается. При этом бабушка ни за что не должна заметить никакого движения. Если она оглянулась и увидела какое-то движение, все возвращаются обратно за линию. Когда вам удастся схватить ключи, бабушка не должна увидеть не только движение, но и у кого находятся ключи. Если увидит, все возвращаются за линию. Игра заканчивается, когда ключи оказываются за чертой». Дав инструкцию, ведущий встает к доске так, чтобы ключи оказались несколько позади него, участники встают позади черты, и игра начинается. Во время игры ведущий может изображать бабушку, которая готовит. После нескольких неудачных попыток можно дать команде пару минут обдумать их стратегию.

Игра не только разминочная. Иногда (при соответствующей игре команды) можно в конце сделать вывод, что выиграть здесь можно только сообща, причем требуются люди с разными способностями - самый «широкий», самый бесшумный, самый ловкий и т. д. В некоторых ситуациях различия между людьми важны.

ИГРА «Японский театр, или Театр Кабуки»

Эта игра способствует сплочению участников и является хорошей разминкой.

Участники разбиваются на две команды.

Инструкция: «Все вы знаете игру «Камень, ножницы, бумага». В ней камень побеждает ножницы, ножницы - бумагу, а бумага - камень. Предлагаю вам сыграть в похожую игру, только команда на команду. Будет несколько раундов, перед каж­дым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру бу­дут показывать ее участники (каждый из команды - одну и ту же!). Потом команды строятся в параллельные шеренги лицом друг к другу (ширина пространства между шеренгами около 2 м) и по отмашке ведущего изображают ту фигуру, которую ка­ждая из них выбрала. Фигуры три: самурай, дракон, японская принцесса. Самурай делает так... (ведущий изображает выпад вперед с махом мечом сверху вниз и пронзительным криком), дракон делает так... (шагает вперед, вздымает лапы и свирепо ревет), а принцесса так...(на лице «японская» улыбка, руки по швам, ладо­ни отведены и держатся параллельно полу, ноги вместе и чуть согнуты. Принцес­са быстро семенит мелкими шажочками и пищит «ти-ти-ти-ти-ти»). Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает драко­на». После каждого раунда ведущий оглашает победителя и общий счет.

Эта игра усиливает межкомандное соперничество, поэтому ее можно приме­нять перед другими командными играми, где от участников требуется азарт и дух соперничества. Обычно проходит очень весело.

Игра «Разожми кулачек».

Как вы думаете, в чем причина наших негативных эмоций, наших проблем, конфликтов?

Конечно, главная причина в разном восприятии мира у людей. В противоречии интересов.

Сейчас я предлагаю вам поделиться на две группы (роза - ромашка). Встаньте в две шеренги друг напротив друга. Ромашки – сожмите ваши руки в кулаки, а розы должны попытаться их разжать. Затем поменяться местами.

Вот так и мы с вами в жизни пытаемся решить наши проблемы, трудности. Договориться, конечно, бывает друг с другом и детьми сложно, но этому надо учиться.

Игровое упражнение «Диалог двух карандашей».

Поделитесь на пары. Возьмите лист бумаги, один на двоих краски и кисти для рисования.

Предлагаю вам сейчас одну минуту посмотреть в глаза друг другу и почувствовать человека, который находится рядом с вами (его самочувствие, состояние и т.п.) и затем, нарисовать одну общую картину на листе ватмана без слов, не общаясь друг с другом. Участники занятия должны почувствовать друг друга.

Вопросы в конце задания: по желанию можете поделиться своими чувствами, мыслями.

Демонстрация картин. Краткий рассказ о том кто и что хотел изобразить, насколько получилось изобразить общую картину.

Трудно ли было выполнить это задание? Легко ли было рисовать общую картину, не общаясь друг с другом?

Игра «Рукопожатие втроем»

Психолог: Участники объединяются в тройки. Каждой тройке предлагается придумать рукопожатие, в котором принимает участие сразу три особы. В этом рукопожатии должна принимать участие только одна рука каждого либо левая, либо правая.

Игра «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

• Как вы узнали где ваша группа?

• Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

• Почему никто не обращал на тебя внимания?

• Как ты себя чувствовал?

• Ребята почему вы не обращали на него внимания?

• Хотели ли вы быть на месте вороны?

• Тяжело ли быть не похожим на всех?

• Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Игра «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает вкруг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Игра «Рюкзачок успеха»

Цель: развитие толерантности к себе и к участникам группы.

Материалы: чистые листы бумаги и ручки.

Процедура проведения:

Ведущий объясняет участникам, что для того, чтобы в жизни добиться спеха. Нужно уметь прежде всего правильно общаться слюдьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.

Ведущий предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждыйподросток на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ему добиться успеха в общении, а второе - мешает. Затем се листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее ведущий открывает рюкзачок и достаёт по одному листочку, зачитывает написанное, а дети определяют «обладателя» этих качеств. Все листочки возвращаются. Обсуждение. Ведущий задаёт следующие вопросы:

  • Что показалось сложным в этом упражнении?

  • Кем считаете себя - пессимистом или оптимистом?

  • что вы понимаете под словом «успех»?

- Как вы собираетесь развивать свои положительнее качества и бороться сотрицательными?

"Умеем ли мы видеть друг друга?"

Игра «Комплименты»

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Игра «Вижу разницу»

Один ученик выходит из класса, а группа делится на две подгруппы по какому-то зрительно видному однозначному признаку. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

Игра «Японская бабочка».

Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в круг, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна бабочка.

«Считаем до 10».

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от 1 до 10. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например,4 и 5), но в ходе игры каждый участник может назвать более одного числа. Если несколько игроков назвали одновременно одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они чувствовали себя напряженно. Игра продолжается до тех пор, пока группа получает удовольствие.

Игра «Машина с характером».

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действия игрока №1. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «ах, ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «ах», разводить руками, а при заключительном «ох», один раз подпрыгнуть. Он может при этом встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «ау», причем для своего «ау» выбрать момент между «ах» и «ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а так же придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все члены группы, Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранной группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Подведите итоги игры: смогла ли группа создать интересную машину? Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? Как вы продумывали свои действия? Трудно ли было придерживаться одного ритма и темпа работы? Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? Трудно ли было разобрать машину? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать?

Игра «Большие шаги».

Группа становится в круг. Каждый кладет руки на плечи соседа. Они все должны сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Раз, два, три…Шагаем!», и группа делает первый шаг. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете: «Раз. Два, три…Шагаем!», и группа делает второй шаг. Вполне вероятно, что в круге стало довольно тесно, но все – таки добавьте третий шаг. Насколько возможно все поднимают левую ногу. Вы даете команду к последнему шагу. После этого все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

multiurok.ru

Игры на сплочение

Игры для детского лагеря. Игры на сплочение

В течение смены вожатый с отрядом очень часто оказывается в ситуации вынужденного ожидания (перед столовой, перед началом мероприятия или экскурсии и др.). В таких случаях помогут краткосрочные игры на сплочение коллектива — веселый и полезный вид деятельности. Организовав детей с помощью игры, вожатый, во-первых, никому из них не даст скучать, а во-вторых — они не смогут потеряться.

Мигалки

Дети встают в два круга — внутренний и внешний, лицом в центр круга. Так образуются пары: один — из внутреннего круга — стоит спиной к напарнику и смотрит на водящего; другой — из внешнего круга — стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок, упустивший напарника, становится водящим.

Себе — соседу

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую — вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» — правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе — соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

Печатная машинка

Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя, таким образом, слова друг от друга. Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.

Темп

Как и предыдущая, эта игра способствует сосредоточению внимания, развивает умение действовать группой, но проходит более динамично и энергично. Все игроки садятся в круг, рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Ведущий задает темп: два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только удается установить единый ритм, вводятся слова. Ударяя два раза по коленкам, ведущий произносит два раза свой номер: «Один, один» и делает два щелчка пальцами; затем, хлопнув по коленкам первый раз, произносит свой номер, после второго — произносит номер игрока, которому передает слово, например: «Один, три». Теперь игрок под номером 3, не выходя из общего темпа, ведет игру. Целесообразно в начале игры просто по очереди передавать слово, чтобы игроки запомнили темп и правила игры, а потом делать это вразнобой, постепенно убыстряя темп.

Голоса животных

Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения. Гасится свет. Задача игроков — найти партнера по голосу выбранного животного.

Человеческий альянс

Группа состоит из 10-12 человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой — с другим. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.

Импульс

Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (10-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем — с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.

Останься незамеченным

На местности с густой травой и кустарником на расстоянии 100-150 м от места нахождения группы играющих устанавливается флажок. Около него встает руководитель. Играющие по команде ползут к флажку, стараясь остаться незамеченными руководителем. Тот, кто будет им обнаружен, поднимается и остается на том же месте до конца игры. Через некоторое время руководитель дает свисток, по которому все остальные поднимаются. Победителем объявляется тот, кто оказался ближе к флажку.

Север, юг, запад, восток

Играют 10-15 человек, построенные в две шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу или по солнцу руководитель указывает играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называет какую-либо сторону горизонта, например север, а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Наблюдатели

Во время прогулки отряд делает привал в таком месте, откуда в одну сторону открывается широкая панорама и видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, кусты и т. д.). В течение минуты ребята внимательно рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом поворачиваются к нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы относительно того, что они сейчас наблюдали. За каждый правильный ответ — очко.

Опоздал — шаг назад

На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного шага. На первой линии выстраиваются члены отряда по росту. По команде «Разойдись» играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда «Становись». Кто встает последним, тот делает шаг назад на другую линию. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на первой линии после проведения игры 5-7 раз.

Знаки в лесу

Играющие идут по лесу за руководителем игры и внимательно присматриваются к окружающей обстановке. Пройдя определенное расстояние, руководитель оставляет играющих на месте, а сам возвращается к исходной позиции прежней дорогой. Свой путь он отмечает различными знаками, которые не бросаются в глаза: кладет на землю мелкий пучок травы, надламывает сухую ветку дерева, разбрасывает сорванные листья, мелом ставит крестик на коре дерева и т. д. Всего делает отметки в 12 местах и записывает, какие следы оставил. Придя к исходному пункту, дает сигнал, по которому играющие отправляются в обратный путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки, оставленные руководителем. Когда все ребята соберутся, им предлагается записать, какие знаки они видели на дороге. Выигрывает тот, у кого список окажется более полным.

Кто быстрее доставит пакет

На участке местности намечают два-три маршрута. Составляется схема движения по каждому из них, на которой обозначаются участки движения по азимуту, ориентирам и обозначенным флажкам, ветками, засечками на деревьях. Для этого маршрут вычерчивают на бумаге, делят его на участки, определяют азимут каждого звена, измеряют его длину в шагах. На исходном пункте каждому отряду вручают пакет и ставят задачу быстрее доставить в штаб. По команде группы начинают двигаться параллельно на расстоянии 200-300 м. Выигрывает та группа, которая первой достигнет конечного пункта и вручит пакет посреднику. Примечание. Игра может быть проведена как для нескольких отрядов, так и для групп одного отряда.

Зеленая ракета

В этой игре проверяется умение ребят собираться по тревоге, читать следы, маскироваться, бесшумно двигаться по пересеченной местности, их смекалка, находчивость и выносливость в пограничной службе.

На заставе (в месте проведения игры) взвивается флаг или дается ракета зеленого огня — сигнал тревоги, звучит сигнал «Тревога». Отряд собирается на плацу, командир докладывает о сборе.

Из отряда заранее выделяется 2-4 человека, которые являются нарушителями границы. В установленном месте они нарушают условную границу, преодолев контрольно-следовую полосу и оставив на ней хорошо заметные следы. Каждый из них идет по своему, ранее определенному маршруту, не выходя за пределы участка игры. Их задача — пройти незамеченными заслон и передать шифрограмму руководителю в определенном месте. Нарушители не знают о точном местонахождении заслонов. В пути они оставляют 5-6 заметных следов. Командир отряда ставит задачу своему отряду. Выделяется поисковая группа 3-8 человек, в зависимости от числа нарушителей. Она должна найти на контрольно-следовой полосе, обнаружить следы и определить, сколько прошло нарушителей, направление их движения, после этого разыскивать нарушителей до полного уничтожения или задержания. Остальные члены отряда выдвигаются бесшумно в заслон и маскируются. Они должны не допускать прорыва нарушителей, вовремя заметить их и задержать. При обыске задержанных необходимо найти шифрограмму. В заслоне ребята располагаются так, чтобы между ними была связь. Устанавливаются сигналы взаимодействия, а также пароль для опознания друг друга. Преследовать нарушителей надо бесшумно, не оставлять охраняемого участка, ибо этим могут воспользоваться другие нарушители и пройдут по неохраняемому участку. Игра заканчивается, когда будут задержаны все нарушители. Организатору этой игры важно точно распределить время выхода нарушителей, поисковой группы и заслона. При подведении итогов нужно отметить положительные и отрицательные поступки отделений при сборе и по тревоге, действия заслона, поисковой группы, нарушителей.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Игры на знакомство, на сплочение коллектива.

Игры на знакомство

МячикДля знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит: Разноцветный мячик По дорожке скачет, По дорожке, по тропинке, От березки до осинки, От осинки – поворот – Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.

КарточкиГруппе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.

Телефон доверияКоллективному знакомству учеников поможет игра «Телефон доверия». Участники садятся парами, мальчики напротив девочек. Девочки шепотом сообщают свои имена мальчикам, сидящим с ними в паре. После этого мальчик, сидящий в первом ряду, тихо говорит соседу имя своей напарницы, так, чтобы не слышали остальные мальчики. Второй игрок сообщает третьему имя первой девочки и имя той, что сидит напротив него, и т.д. Последний мальчик должен вслух назвать имена всех девочек. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет, то девочка остается сидеть. После этого девочки узнают имена мальчиков и называют их. Выигрывает та команда, которая будет наиболее точной.

Паровоз 

Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенького

Шел король по лесу

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.И ножками потопаем, потопаем, потопаем.Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце здороваемся за руку, называем имя,прыгаем).

Игры на сплочение коллектива

Оп-паньки 

Игроки образуют круг. Участники игры расчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший.

Нужный цвет

По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

Угадай, кого нет.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Красные, синие, зелёные

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

Глаза в глаза

Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Дом-дерево-собака

Упражнение выполняется в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

Игры на выявление лидеров

Напиши зверя

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга). Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:

1. Запрет на разговоры.

2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.

3. Последний – машинист поезда.

4. Хлопок по левому ( правому ) плечу – поворот влево (вправо ).

5. Хлопок по обоим плечам – вперед.

6. Хлопок по обоим плечам двойной – назад.

7. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.

Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться –впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

Тень

Участники работают в парах. Необходимо проиграть роли – двое идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шаха сзади. Второй участник – это "тень" первого. "Тень" должна повторить точно все движения первого участника, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.д.

Пчелка

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда "Стоп!" и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Индикатор

Ведущий: "У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же".

Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды.

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Игры на сплочение коллеткива

«Джойстик»

Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.

«Звериное семейство»

Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих «родственников», то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

«Напиши зверя»

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга). Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

«Художники»

Играющие делятся на две группы. Задача групп - быстрее соперника нарисовать животное (предмет и пр.). Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.

«Скала»

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами, то есть номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто–то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.

«Дом-дерево-собака»

Упражнение выполняется в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

«Головомяч»

Хорошо проводить в спортивном зале. Дети разбиваются на пары, ложатся животом на пол друг напротив друга. Между головами кладут мяч. Нежно поднять мяч и встать самим, не уронив его. Мяча можно касаться только головами.

«Числа и письма»

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить различные буквы и цифры, взявшись за руки в круг.

«Узел»

Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный ведущим.

«Фигуры с углами»

Ребят просят встать в круг и взяться за руки. Дается задание: с закрытыми глазами построить из круга – какую либо геометрическую фигуру. Далее задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с большим количеством углов (треугольник, квадрат, звезду, шестиугольник) с запретом на разговоры. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения, например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

«Посчитать до…»

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

«Синхронное действие»

Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.

«Пальцы»

На счет «три» все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

«Искра»

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

«Индикатор»

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды. (Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто «выпадает», кто лидер, кто подчиняется.)

«Прыжок»

Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.

«Осьминожка»

К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача - не уронив мячик, обнести его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.

«Фиксация»

Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека, стоящего в кругу, себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

Я люблю тебя за то…

Участники становятся или садятся в два круга – внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки и говорят шёпотом друг другу. За какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(Имя участника), я люблю тебя за то…» чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10 -15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют всё сначала. По окончанию игры – анализ ощущений.

Проводник.

Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:

нельзя разговаривать

у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать)

последний человек – проводник

хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево

хлопок по обоим плечам – вперёд

двойной хлопок по обоим плечам – назад

хлопок по обоим плечам дробью – стоп

Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех, маршрут повторяется.

infourok.ru