Разработка урока по русскому языку в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения". Обособленные определения урок 11 класс


Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения. Урок русского языка в 11-м классе

Разделы: Русский язык

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
  • знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
  • формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • контроль и оценка ЗУН по данной теме
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности
  • развитие познавательной активности
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
  • формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

III. Повторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

  1. […сущ.], (который…).
  2.  […гл.], ( союз что…).
  3.  […указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).

1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

3. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

1. Слово учителя

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

2. Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Расположились – пишется буква о перед согласной ж

возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засеяно – краткое причастие

рожью – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

  1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.
  2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
  3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
  4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.
  5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
  6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.
  7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
  8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
  9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
  10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

3. Самостоятельная работа Приложение 3

Примеры тестовых заданий

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1. (Приложение 4)

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
  8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).
  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

VI. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?  
  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора. 6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти. 7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство. 8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту. 9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект. 10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду. 11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода. 12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.
  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.
  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.
  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Урок русского языка в 11 классе » Обособление определений»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Ленинского района Тульской области Образовательная область: русский язык Тема урока: Обособление определений Класс: 11 Учитель русского языка и литературы высшей категории: Пунда Галина Григорьевна с. Алешня 2015 Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: Обособление определений. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Программное обеспечение урока. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 класс. Н.А. Николиной к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 класс. Москва, Просвещение, 2011. Цели: Образовательные: Закрепить правописные навыки; Совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособлении определений; Углубить сведения об обособлении определений; Систематизировать сведения о стилистической роли обособленных определений. Развивающие: Формировать речевую компетенцию; Развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных определений; Развивать навык определения синонимических конструкций. Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, к художественному слову. Задачи: формирование языковых и речевых умений; подготовка к успешной сдаче ЕГЭ, ликвидация пробелов в знаниях, связанных с решением некоторых экзаменационных заданий, а именно: А6, А21, В5. Оборудование: учебник, опорные схемы, таблица, раздаточный материал. План урока. № п/пЭтап Цель и содержание этапа Время 1 Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока. 2 м 2 Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся по орфографии Орфоэпическая разминка с целью проверить и закрепить основные орфоэпические нормы языка. 3 м 3. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа с классом. Индивидуальный опрос с целью установления правильности и осознанности выполнения домашнег

schoolfiles.net

Разработка урока по русскому языку в 11 классе "Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения"

Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова

Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Разработка урока по русскому языку

в 11классе

«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

Работу выполнила:

учитель русского языка и

литературы Гимаева Р.М.

2013

Тема. Обособление определений.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»

  • знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом

  • формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности

  • развитие познавательной активности

  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли

  • формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Добрый день, ребята! Разбирая на последних уроках задания второй части КИМ по русскому языку, мы пришли к выводу, что в наших знаниях есть пробелы. И связаны они с неумением выделять в тексте обособленные и необособленные определения. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме. Эти умения пригодятся нам при выполнении тестовых заданий ЕГЭ.

III. Повторение ранее изученного материала. Беседа с классом.

1) Что такое обособление? (Выделение в письменной речи членов предложения знаками препинания, а в устной речи- интонацией).

2) Какие члены предложения могут обособляться? ( Определения и обстоятельства)

3)Место обособленного члена предложения.

4)Знаки препинания при обособленных членах.

5) Интонация при обособленных членах.

Практическая работа с текстом. Обозначить графически обособленные определения.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами, весь серебряный, между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий, он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.

День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окруживший нас.

(И. С. Тургенев)

Работа по стилистике.

Задание: отредактировать предложения.

1. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

2. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем.

3. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

4. На краю горизонта тянется серебряная цепь снегов вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом.

5. Он оглядывается и видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.

IV. Углубление знаний: подготовка к ЕГЭ.

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля.

Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным

оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала.

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Расположились – пишется буква о перед согласной ж

возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засеяно – краткое причастие

рожью – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

VI. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

  1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.

  2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

  3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

  4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.

  5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.

  6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.

  7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

  8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.

  10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

VII. Самостоятельная работа Приложение 3

Примеры тестовых заданий

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1. (Приложение 4)

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).

  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).

  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).

  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).

  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).

  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].

  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].

  8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).

  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).

  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9.

VIII. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?  

  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?

  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

IX. Домашнее задание: § 85, упр. 416 (вариант 1–1-я часть, вариант 2 – 2-я часть).

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.

  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.

  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.

  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.

  5. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Н.Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. – М.: «ВАКО», 2009. – 147-148 с.

infourok.ru

Конспект урока "Подготовка к ЕГЭ. Обособление определений" 11 Класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока "Подготовка к ЕГЭ. Обособление определений" 11 Класс для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №323

учитель русского языка и литературы

Овчинникова Инна Владимировна

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Обособление определений (11 класс).

Цели:

● обобщение знаний учащихся об обособленных определениях, их стилистической роли и приложениях;

● отработка навыка постановка знаков препинания;

● работа по замене причастных оборотов придаточными определительными предложениями (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

Запишите число, классная работа.

II. Орфоэпическая разминка (работа с текстом на карточках -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки.

Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Взаимопроверка.

III. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, актуализация знаний (фронтальный опрос).

1. Какие члены предложения называются определением?

2. Чем отличаются определения в предложениях:

Серебряный месяц показался из-за тучки.

Массивная цепь из серебра была единственным украшением костюма.

3. Чем выражаются согласованные и несогласованные определения?

4. Чем отличаются определения в предложении:

Белое (нераспространенное) облачко, плывущее (распространенное) в лазури, - это тоже родина.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1.Повторение теоретических сведений и анализ предложений.

Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения может образовывать синонимические конструкции, отсюда - возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это, прежде всего, способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения.

- В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение «который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Возьми папку, которая лежит на диване. - Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом.

(Она подарила мне колье, которое купила в городе. - Она подарила мне колье, купленное в городе.)

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. - Учащиеся, выполнившие задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным. (Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5. Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

2. Выполнить устно упражнение 362 (В.Ф. Греков), стр. 185, 4 предложения, дать определение обособленных членов предложения (это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается с помощью интонации обособления и выделительных пауз. Эти члены предложения содержат дополнительную информацию, могут быть распространенными и одиночными, на письме выделяются запятыми, реже тире.).

- Кто помнит, в каких заданиях ЕГЭ есть обособленные члены предложения?

V. Закрепление материала.

1. Выполните задание в формате А21. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выберите правильный ответ.

Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм(4) ещё более скользким.

  1. 1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3

2. Работа по культуре речи

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя (демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)

а). По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

б). Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.

(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

в). Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

3. Самостоятельная работа

Тест

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

Задание: В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1.

1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.

2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.

3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.

4. Из письма, которое придёт скоро, вы узнаете обо мне очень многое.

5. Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.

6. Сегодня мы побывали всей семьёй на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.

7. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.

8. Яркие звёзды, которые сверкали бы ещё долго, закрылись тучками.

9. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.

10. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

1. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.

2. Я знаю край, в котором всё обильем дышит.

3. Мы свернули на дорогу, которая вела к реке.

4. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.

5

5. Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.

6. Лесок, в котором долженствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау.

7. Картины, которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены, стопками положили на стол.

8. Она мечтала о том, какая у неё будет интересная жизнь после замужества.

9. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море.

10. В лесу, который темнел вдалеке, росли только сосны.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

4.Работа с текстом (карточки). Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.

VI. Итоги урока.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Рефлексия.

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился - зря прожил день.

VII. Домашнее задание.

  1. Упражнение 243 (для слабых учащихся)

  1. Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями (для сильных учащихся).

Список литературы.

  1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. –45-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 286 с.

  3. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И. Литневская. – 3-е издание, исправленное. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 560 с.

  4. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 520 с.

docbase.org

Обособленные определения - 11 класс - Уроки русского языка - Каталог статей

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
  • знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
  • формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • контроль и оценка ЗУН по данной теме
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности
  • развитие познавательной активности
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
  • формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

III. Повторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

  1. […сущ.], (который…).
  2.  […гл.], ( союз что…).
  3.  […указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).

1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

3. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

1. Слово учителя

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

2. Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Расположились – пишется буква о перед согласной ж

возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засеяно – краткое причастие

рожью – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

  1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.
  2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
  3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
  4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.
  5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
  6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.
  7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
  8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
  9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
  10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

3. Самостоятельная работа Приложение 3

Примеры тестовых заданий

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1. (Приложение 4)

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
  8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).
  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

VI. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?  
  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора. 6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти. 7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство. 8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту. 9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект. 10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду. 11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода. 12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.
  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.
  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.
  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.

russian-lang.ucoz.ru

Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения. Урок русского языка в 11 классе. - Мои статьи - Каталог статей

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
  • знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
  • формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • контроль и оценка ЗУН по данной теме
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности
  • развитие познавательной активности
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
  • формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

III. Повторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

  1. […сущ.], (который…).
  2.  […гл.], ( союз что…).
  3.  […указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).

1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

3. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

1. Слово учителя

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

2. Знакомство с теорией (Приложение 1)

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Расположились – пишется буква о перед согласной ж

возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засеяно – краткое причастие

рожью – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

  1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.
  2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
  3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
  4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.
  5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
  6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.
  7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
  8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
  9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
  10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

3. Самостоятельная работа Приложение 3

Примеры тестовых заданий

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1. (Приложение 4)

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
  8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).
  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

VI. Итог урока:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?  
  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора. 6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти. 7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство. 8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту. 9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект. 10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду. 11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода. 12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Список литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.
  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.
  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.
  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.

golovanovatg.ucoz.ru

«Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ П.В. КИРЕЕВСКОГО»

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

302501, Российская Федерация, Орловская область, Орловский район,

п. Биофабрика, ул. Киреевского, д. 17. Телефоны: +7 (4862) 40-94-49, 40-94-99

_____________________________________________________________________________

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений».

Цель: Повторение материала об обособлении, выделении второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире, графическом обозначении обособленных членов предложения

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим об обособленных членах предложения и знаках препинания при них. Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и тему урока. А начать наш разговор я предлагаю с орфоэпической минутки. Посмотрите на доску. Перед вами слова, в которых ударения не поставлены. Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

БАртер, брИфинг, брОкер, в эту пОру, дИлер, догналА, квартАл, кОнусов, кормЯщий, кремЕнь, кренИтся, лИзинг, мАльчиковый и мальчикОвый, мАркетинг (доп. маркЕтинг), мЕнеджер, недУг, ободрИшься, ободралА, обозвалА, обострённый, ОблИл, облилА, Ожил, ожилА, пОслушник и послУшник, прогрЕсс [р'], рЕйтинг [р'] и [р], смягчИтся, тОрты, хОлдинг, цепОчка.

  1. Молодцы! Такие тренировочные упражнения помогут вам при сдаче ЕГЭ, и вы сможете правильно выбрать слово, в котором ударение поставлено неверно. Откройте пособия для занятий по русскому языку авторов Грекова, Крючкова и Чешко на странице 272 и прочитайте задание к упражнению №414.

Учащиеся читают предложения, находят обособленные члены, объясняют пунктуацию:

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранив­шем последний отблеск зари. В этом предложении есть однородные обособленные определения изрытые морщинами и покрытые слоями снега, которые стоят после определяемого слова вершины и потому обособляются. А также в предложении есть обособленное определение ещё сохранив­шем последний отблеск зари, которое также стоит после определяемого слова небосклоне и потому на письме выделяется запятыми.2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. В этом предложении обособлено определение волнуемый воспоминаниями, потому что оно относится к личному местоимению я. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадца­ти, и пропела ему. В этом предложении обособлено распространённое приложение девушка лет шестнадцати, которое относится к определяемому слову – нарицательному существительному дочь. 4) Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. В этом предложении обособлены одиночные согласованные определения неподвижные, огненные, потому что их два и стоят они после определяемого словосочетания два глаза. 5) Изредка набегал прохлад­ный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. В этом предложении обособлено обстоятельство приподнимая гриву лошадей, которое выражено деепричастием с зависимыми словами, и согласованное определение покрытую инеем, которое находится после определяемого слова гриву. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие возвратясь, потому что оно не имеет значения наречия и стоит впереди глагола. 7) Вопреки пред­сказанию моего спутника, погода прояснилась. В этом предложении обособлено обстоятельство уступки с предлогом вопреки (вопреки предсказанию моего спутника).

(М. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

  1. Молодцы ребята! Вы правильно указали обособленные члены предложения, объяснив пунктуацию. А сейчас я попрошу учащегося напомнить всему классу основные условия для обособления и необособления определений. Также нужно вспомнить о графическом обозначении обособленных и необособленных определений. После ответа необходимо сделать вывод о том, что случаев для обособления или необособления определений много, и все они требуют внимания.

  1. Следующий этап нашего урока – работа у доски. Учащийся выполняет на доске упражнение №415, а остальные учащиеся работают в тетрадях. Следует обратить внимание на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употреб­ление. Обособленные согласованные и несогласованные определения обозначьте.

1) Только люди, способные сильно любить, могут испыты­вать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица, ведущая в город, была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в ко­ридор, узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы, он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати, здоро­вый, красивый и сильный, лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля, и небо, и белое облачко, плывущее в лазури, и тёмный бор, невнятно шеп­чущий внизу, и плеск невидной во мраке речки – всё это знакомо, всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы матери, более живые и яр­кие, производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем, они [скалы] уходили в неясную озарённую даль, искрящиеся, почти прозрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока, всё ещё зелёная и сочная, склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня, тихая, тягу­чая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слы­шалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. (Ч.) 13) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу (Писем.) 14) Борису не спалось, и он, в лёгком утреннем пальто, вышел в сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова, в шёлковом платье, в чепце на затылке, си­дела на диване. (Гонч.)

  1. Переходим к следующему заданию. Сейчас вы получите карточки с тестами по теме. Ваша задача – найти ошибки и исправить их. Работать вы будете по вариантам.

I вариант

Обведите в кружок номера тех предложений, в которых запятые поставлены неправильно:

1) Отставшие, льдины стукались о борт парохода.

2) Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

4) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

5) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

6) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

7) Оглушённый тяжким гулом Теркин никнет головой.

8) Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.

9) На лестнице показался парень заспанный и опухший в красной рубашке выпущенной из-под жилета.

10) Мать, помолодевшая, похорошевшая, хлопотала на террасе.

II вариант

Найдите ошибки, запишите исправленный вариант.

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.

2) Проявленная инициатива ребятами помогла отстаю­щим.

3) Собрание, состоявшееся на прошлой неделе, приня­ло важное решение.

4) Рабочие осматривают станок, который они быстро отремонтировали и приготовленный к отправке.

III вариант

Найдите ошибки, запишите исправленный вариант.

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся сне­гом под ногами.

2) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе во время похода.

3) Товарищ, который указал на этот пример и оказав­шийся большим знатоком вопроса, привел ряд убедитель­ных доводов.

4) Старому миру противостоят новые люди, попытавшиеся порвать с прошлым.

Проверяя это задание, необходимо обратить внимание на второй и третий варианты, т.к. примеры подобраны сложные, а в некоторых случаях возможна двойная замена.

  1. Ребята! Наш урок подходит к концу. Сегодня мы успели сделать много: провели орфоэпическую работу, повторили обособление определений, выполнили упражнения, закрепив знания на практике, поработали с тестами. Оценки за работу на уроке и за тесты получат, безусловно, все отвечавшие. На следующем уроке мы продолжим разговор об обособленных членах и поговорим об обособлении приложений и дополнений. На дом вы получаете упражнение №416, в котором вам надо будет заменить обособленные определения на необособленные и наоборот.

Спасибо. Урок окончен. До свидания.

Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

Бартер, брифинг, брокер, в эту пору, дилер, догнала, квартал, конусов, кормящий, кремень, кренится, лизинг, мальчиковый, маркетинг, менеджер, недуг, ободришься, ободрала, обозвала, обостренный, облил, облила, ожил, ожила, послушник, прогресс, рейтинг, смягчится, торты, холдинг, цепочка.

Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

Бартер, брифинг, брокер, в эту пору, дилер, догнала, квартал, конусов, кормящий, кремень, кренится, лизинг, мальчиковый, маркетинг, менеджер, недуг, ободришься, ободрала, обозвала, обостренный, облил, облила, ожил, ожила, послушник, прогресс, рейтинг, смягчится, торты, холдинг, цепочка.

Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

Бартер, брифинг, брокер, в эту пору, дилер, догнала, квартал, конусов, кормящий, кремень, кренится, лизинг, мальчиковый, маркетинг, менеджер, недуг, ободришься, ободрала, обозвала, обостренный, облил, облила, ожил, ожила, послушник, прогресс, рейтинг, смягчится, торты, холдинг, цепочка.

infourok.ru