Экономическая игра для дошкольников «Конвейер». Игры для дошкольников по экономике
Экономические игры для детей дошкольного возраста
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры.
Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.
Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.
ИГРА «РАЗЛОЖИТЕ ТОВАР»
Содержание статьи
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1
Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением.
Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2
Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении.
После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1
Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2
Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «ОЦЕНИ ПОСТУПОК»
Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Ход игры
Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.
Задачи:
а) найти ошибку в действиях;
б) обосновать свой ответ;
в) дать оценку действиям.
Ориентировочные рассказы ведущего
Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.
Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1
Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2
Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3
Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.
С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1
Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2
Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
ИГРА «ЧЕЙ ТРУД ВАЖНЕЕ?»
Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.
Ход игры
Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.
Задание 1
Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).
Задание 2
Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ
podrastu.ru
экономика.docx - Конспект экономической игры для дошкольников: ...
Ход занятия:Вль: Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие.Ответы детей.Вль: Хорошо, но раз мы отправимся в сказку, значит и транспорт, накотором мы отправимся должен быть сказочным, правда?Ответы детей:Вль: Отправимся в полет на чудо – машине, которая называется«Сказколет», а чтобы мы могли связаться с детским садом или найти ответына тяжелые вопросы. Давайте возьмем с собой компьютер и сотовыйтелефон.Пальчиковая игра «Сказколет». Приготовились, включили моторы,закрылки открыли, полетели «у». Набираем высоту, закрылки закрыть,приняли вертикальное положение, опустились на сказочную планету, иувидели сказочных героев, улыбнулись друг другу, понравились,поздоровались: «здравствуйте», а они на сказочным языке. Тогда и мыпопробуем на сказочном. Понравились друг другу и пошли, встретились,поцеловались и обнялись и в стороны разошлись. Ой, как хорошо!Понравилось, и еще раз встретились. Ну, вот мы и прибыли, посмотрите какздесь чудесно, волшебно, сказочно. Это кто сидит под деревом?Ответы детей: Буратино!Вль: Здравствуйте уважаемый Буратино, вы не скажете, почему вытут сидите один.Буратино: Здравствуйте! Не мешайте мне, я жду, пока вырастет чудодерево. Вчера посадил здесь пять золотых, которые мне дал Карабас, иполил и посолил, а дерево все не растет, а мне так хочется, чтобы у нас спапой Карло было много денег.Вль: Это опять проделки Кота и Лисы. Ребятки может вырасти измонет чудодерево с денежками?Ответы детей: Нет.Вль: А что с деньгами произойдет в земле?Ответы: Заржавеют, сгниют.Вль: Ребята, а что нужно сделать, чтобы были деньги.Ответы детей: Работать пойти.Буратино: Ну и ладно, я тогда пойду и куплю себе много мороженого,пирожного, конфет, шоколада …
znanio.ru
Экономические игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Разновидности экономических игр для детей являются прекрасным способом развить математическое и логическое мышление. Однако родителям стоит четко осознавать, что их типы градированы строго по возрасту и преследуют четко очерченные цели.
Польза и удовольствие – назначение экономических игр
Понимание того, что такое экономика и для чего она необходима, дается детям не так уж просто. И проблема состоит в том, как именно преподать сложные научные темы понятным для ребят языком. На помощь в этом случае приходят специально разработанные типы экономических игр, с которыми можно прекрасно проводить время как в семейном кругу, так и в детском коллективе.
Какие задачи преследуют рассматриваемые типы игр?
- Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
- Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
- В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
- И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.
Поставленные задачи решаются в детском коллективе в зависимости от возраста детей.
Игры для дошкольников
Говоря об экономических играх для детей дошкольного возраста, педагоги рекомендуют сконцентрировать их внимание на 4 блоках:
- потребности человека и способы их удовлетворения;
- профессии и их особенности;
- что такое деньги;
- на что можно их потратить и что нельзя купить за деньги.
Все четыре блока преподносятся детям в виде игр: «Почта», «Банкомат», «Магазин», «Фермер»,
«Рынок» и иных.
Игры для младших школьников
Что же касается экономических игр для школьников, то педагоги предлагают несколько иной подход. Все дело в том, что они носят уже не ознакомительный, а интерактивный вариант, побуждающий в ребятах интерес к активному включению в экономические процессы. В данном случае для разминки превосходно подойдет игра в «Монополию», способная стать великолепным подарком ребенку на четырнадцать лет или «Мегаполис».В коллективе же практикуются те игры, что направлены на совместное построение бизнес-моделей, формирование навыков инвестирования и более глубокого раскрытия экономических понятий.
www.tikitoki.ru
Сценарий занятия по экономике с детьми дошкольного возраста
Чтение сказки «Цветик-Семцветик»
Цель: формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; воспитывать нравственные понятия и активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку.
Оборудование: склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям сделанный из цветной бумаги цветок с семью лепестками. Рассматривает его с детьми, уточняет цвет каждого лепестка, спрашивает: нравится ли детям этот цветок и предлагает послушать сказку о нем.
Чтение сказки. Беседа по содержанию: Все ли девочка получила от цветка по своему желанию? Как вы думаете, какое из желаний было самое ценное? Почему? Все ли наши желания могут исполняться в реальной жизни? Почему не все? Если мы хотим что-то иметь, как мы это приобретаем? Да, мы это покупаем. Что мы можем купить? (Дети перечисляют все возможности торговли.) Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.)
Воспитатель (В.). Да, дети, многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Эти предметы нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? А можно ли, ребята, купить себе товарища? Почему товарища мы купить не можем? Как мы находим себе друга? Кого мы можем считать настоящим другом? Да, ребята, настоящий друг — это тот, кто тебя не обижает, помогает тебе во всем, заботится о тебе, т. е. любит тебя. Назовите ваших друзей.
Этот цветок, дети, останется у нас в группе, и мы, глядя на него, будем стараться быть лучше, добрее.
Прогулка в магазин цветов
Задачи: показать на конкретном примере, что такое покупка и продажа; как, где и через кого это можно осуществить; воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом; продолжить формировать элементарные понятия об экономике: продажа, покупка.
Предварительная работа: беседа о предстоящей экскурсии.
Оборудование: комнатные растения, семена, луковицы.
Ход занятия
Воспитатель, собрав возле себя детей, показывает им цветик-семицветик, с которым знакомила их раньше.
В. Дети, вы, наверное, вспомнили, какое чудо совершил этот цветок для девочки. Какое? Да, цветок выполнил самое заветное желание девочки. А как вы думаете, что такое чудо? Да, ребята, чудо — это когда неожиданно для человека исполняется его сокровенное желание. А вы хотели бы сами совершить чудо для ваших мам? Как вы думаете, чему больше всего ваши мамы могли бы удивиться и обрадоваться? (Выслушать как можно больше ответов детей.)
Все ваши ответы были очень хороши, я тоже хотела бы порадовать ваших мам и поэтому приготовила вам сюрприз. Мы сегодня с вами пойдем в магазин цветов и купим там семена тюльпанов (показ цветов тюльпана). Мы их с вами посадим в ящик с землей и будем ухаживать за ними. А когда они зацветут, мы подарим их вашим мамам. Как вы думаете, удивятся они или обрадуются? Вы согласны с моим предложением?
Итак, куда мы с вами сейчас пойдем? Что мы будем там делать? У кого мы будем покупать цветы? Кто нам будет их продавать? Кто будет покупать цветы: мы или продавец? Кто будет продавать цветы: мы или продавец? Да, ребята, мы произведем покупку цветов, а продавец — их продажу.
По приходу в магазин дети покупают пакет семян, каждый благодарит продавца, воспитатель тоже покупает пакет семян. Возвратившись в группу, воспитатель снова заостряет внимание детей на том, что они совершили покупку цветов, а продавец — их продажу.
Математика в гостях у тетушки Экономики
Цель: наряду с развитием математических способностей развивать у детей понятие об экономике; показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, предметам, как экономика влияет на благосостояние людей; пробуждать у детей желание быть экономным, расчетливым, бережливым.
Предварительная работа: занятия по воспитанию у детей элементарных понятий об экономике и пополнение словарного запаса детей словами экономно, экономично.
Оборудование: кукла «тетушка Экономика», «квартира», сделанная из бросового материала — комната, кухня, спальня; фланелеграф, плоскостные ежи и грибы для фланелеграфа, бусинки (колечки, вырезанные из цветной бумаги и склеенные), нитки, плоскостные куклы, небольшие иллюстрации по каждому диктанту.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в гости к одной очень доброй тетушке, которую зовут тетушка Экономика.
В. А вот почему ее все называют доброй, мы узнаем, побывав у нее в гостях.
Воспитатель подводит детей к ширме, раскрывает ее. Дети видят куклу и комнату, кухню. Воспитатель обращает внимание на то, из чего все это сделано, отмечает, что благодаря умелым рукам тетушки, у нее такая красивая квартира. Далее тетушка предлагает детям отправиться на лесную поляну и посмотреть, как животные готовятся к зиме. Поляну можно изобразить в виде полотна зеленого цвета на доске, на ней два ежа несут на себе по одному грибу или яблоку (материал плоскостной).
Воспитатель обращает внимание детей на поляну и говорит: «Дети, кого мы видим на поляне? Куда идут ежи? Почему у них на спине грибы? Сколько всего ежей? Сколько у каждого ежа грибов? А как вы думаете, дети, хватит ли столько грибов ежам на зиму? Конечно, не хватит. Давайте им поможем, подскажем, как же можно за один раз принести много грибов». Воспитатель предлагает детям нерациональное расположение грибов, и дети отмечают, что это тоже мало. Такие ситуации подталкивают детей самостоятельно думать и находить решение. Дети предлагают свои варианты, в итоге пересчитывают грибы у двух ежей, если их не поровну, то можно предложить добавить, чтобы грибов стало поровну.
Воспитатель благодарит детей за помощь ежам и переходит к новому игровому заданию: «Собери бусы для кукол».
Детям предлагаются склеенные маленькие колечки из цветной бумаги и нитки, далее на каждого ребенка дается вырезанная из картона или плотной бумаги кукла. Эти куклы — дочери тетушки Экономики. Дети должны подумать и рассчитать, сколько бус для куклы они сделают. Важно, чтобы бусы были не очень длинные, не очень короткие, и чтобы при этом все бусинки были истрачены и ни одна не испорчена. Дети выполняют задание. После того, когда они закончат работу, подвести итог и выяснить, кто из детей был более рационален в выполнении задания.
Л. Матюк
vscolu.ru
Экономическая игра для дошкольников «Конвейер»
Задачи:
- познакомить детей с такой формой организации труда — как конвейер;
- закрепить знания о товаре, помочь понять зависимость спроса и предложения на товар от сезона, используя рекламу на предлагаемый товар;
- воспитывать чувства хозяина, экономного и бережливого рационалиста.
Материал: палочки Кьюзенера, чертежи различный построек (домов), стройматериал, эмблемы с названием фирм, карточки-схемы, пластилин.
Дети входят в зал, где располагается две фирмы. Воспитатель — руководитель коммерческого центра — предлагает детям найти свои фирмы. Приглашаются директора фирм «Солнышко» и «Радуга» и их работники для строительства дома по схемам-чертежам из палочек Кюизенера.
Каждая команда строит дома для своего города. Звучит негромкая музыка. Дети, проходя по улице вновь построенного города, идут в свои фирмы. Воспитатель им рассказывает об автомобильном короле, одном из основателей промышленности США, Генри Форде. В его честь назвали автомобиль (дети называют какой). Он на своих заводах широко внедрил системы поточно-массового производства, что позволило ему снизить стоимость автомобиля. Частью этой системы является конвейер. Именно на конвейере можно произвести больше продукции за рабочий день. Затем с детьми организуется работа в одной из фирм по конвейеру, а во второй каждый из работников фирмы берет коробку со стройматериалом, несет ее на склад, возвращается на свое «рабочее место», затем второй проделывает тоже. После игры, видя результат, дети сами делают вывод, что работа конвейерным способом и удобнее, и быстрее.
После подведения итогов, дети идут на товарную биржу, вспоминая, что такое товар (это то, что продается и покупается). Читают стихи:
Вслед за солнышком луна,
Ярко светит всем она.
Дождик радуга сменяет,
Это часто так бывает.
В небе еще звезда
И красавцы облака,
Но скажу я вам одно:
Их не купишь ни за что.
Обойди хоть целый свет —
Их нигде в продаже нет.
Вот какие чудеса
Всем нам дарят небеса:
Доброту, тепло и ласку,
Нежность, жизнь и чистый свет.
Ничего не продают, даром людям отдают.
Вот какие чудеса! Благодарим вас, небеса!
В. Вы знаете, что такое товар? Давайте проверим, какая фирма «Радуга» или «Солнышко» знает больше названий товара? Станьте работники обеих фирм лицом друг к другу. Директор фирмы «Солнышко» называет товар, например, книга. Директор фирмы «Радуга» называет товар на букву «а», так как слово книга заканчивается на букву «а». Посмотрим, чья фирма назовет больше различного товара.
Подведение итога игры: Вы знаете много различного товара, а могли бы дать рекламу своему товару?
Реклама чайника:
Чайник красный, весь в горошки,
Посмотри, какой хороший (демонстрирует).
Очень яркий от узоров.
Этот чайник из фарфора.
Представители другой фирмы рекламируют лыжи:
Две курортные подружки, не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут, обе песенки поют,
Обе ленты по снегу оставляют на бегу!
В. Да вы так хорошо разрекламировали свой товар, что мне непременно захотелось купить и чайник, и лыжи.
Итог: вы хорошо поработали, назвали все экономические термины, а вот знаете ли вы алфавит? Воспитатель показывает детям карточки-схемы цифр (порядковый номер букв в алфавите), и дети по цифрам расшифровывают слова: спрос, предложение, сезон.
После расшифровки этих слов руководители фирм приглашают всех за свои рабочие места для изготовления товара (мороженое и чай). Одна фирма изготавливает мороженое, другая — чашки для чая. Товар выкладывается на красочные блюда. Детям предлагается ответить, какой товар будет иметь большой спрос в зависимости от сезона: летом — мороженое, зимой — чай. С детьми ведется беседа о зависимости спроса на товар от сезона года.
vscolu.ru
дидактические игры по экономике, Петрушенко Елена Юрьевна
Дидактические игрыпо экономике
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
www.prodlenka.org