Как заниматься с ребенком в 1 год: пошаговый обзор игр и упражнений до 2 лет. Игры в год с детьми
Игры с ребенком 1 год: идеи для родителей
В первые несколько лет жизни малышам приходится освоить очень многое — от познания мира до умения владеть собственным телом. Благодаря играм с ребенком в 1 год родители помогают малышу справиться с этой задачей. По-другому карапуз пока не может воспринимать информацию. Но играть с ним не так уж просто. Нужно подобрать занятия, интересные для него, иначе он просто не отреагирует на призыв взрослых. Важно учитывать особенности развития малютки этого возраста.
Особенности годовалого ребенка
Главная причина, по которой не стоит пренебрегать играми с детьми 1 года, — удивительная восприимчивость малышей. То, что для взрослых давно стало обыденностью, для них — настоящее открытие. Любой день для них наполнен событиями, а это способствует закреплению знаний и навыков.
Придумывая игры дома или на улице, стоит учитывать, что дети этого возраста склонны к подражанию и делают они это с большим удовольствием. Так что родители должны показывать, как обращаться с тем или иным предметом, как именно играть. Вряд ли в этом возрасте ребенок будет играть самостоятельно. Пока он этому только учится, наблюдая за старшими. Но подобное качество важно использовать, чтобы знакомить кроху с окружающим миром и собственными возможностями.
Также нельзя забывать о том, что ребенок в год еще очень маленький. Не надо требовать от него слишком многого, ставить задачи, с которыми он не может справиться. В результате можно отбить интерес к познанию нового. Если у малыша что-то не получается или он просто не хочет поиграть в определенную игру, то стоит предложить что-то другое. А к неудавшемуся занятию вернуться позже.
Не стоит ждать, что ребенок будет исполнять любую просьбу. Ему интересно выполнить задание взрослого, поэтому он наверняка послушается, если предложить собрать кубики в коробку. Но вполне вероятно, что он опять выбросит их на пол — ведь для него это увлекательная игра. Ни в коем случае нельзя ругать карапуза, лучше переключить его внимание.
Кроме того, годовалый карапуз не способен долго выполнять какое-то действие. Он быстро теряет интерес. Поэтому каждые несколько минут занятия должны меняться. Сколько будет длиться одно, зависит от самого ребенка.
Надо позаботиться о безопасности
Очень важно, чтобы помещение для игр с ребенком в 1 год было безопасным. Скорее всего, малыш уже умеет ходить или вот-вот пойдет. Он теперь передвигается быстро, за ним трудно уследить. Но мышцы еще недостаточно окрепли, да и координация может подвести. Поэтому необходимо позаботиться, чтобы на полу не было проводов, на острые углы можно поставить специальные заглушки, стеклянные предметы унести подальше.
Все материалы для игр должны быть безопасными. Нельзя оставлять малыша одного с мелкими, хрупкими или острыми предметами. Даже если отвернуться только на минутку, кроха может причинить себе вред. В этом возрасте велика вероятность того, что ребенок засунет понравившуюся вещичку в рот, об этом надо помнить при выборе игрушек.
Годовалый малыш действует импульсивно, ориентируясь на свои желания, а не какие-либо правила. Поэтому если мама настаивает на игре с пирамидкой, а кроху заинтересовало что-то другое, то попытки его увлечь вряд будут успешными. Надо постараться исключить отвлекающие факторы, не рекомендуется включать телевизор во время занятий.
Знакомство со свойствами предметов
Остается актуальным вопрос, как играть с ребенком этого возраста. Одна из самых важных задач — познакомить малыша со свойствами различных предметов. Для этого можно использовать самые разнообразные игры.
Для первой игры понадобится несколько кубиков среднего размера. Они могут быть разноцветными — так постепенно малыш выучит цвета. С ними можно проводить следующие действия.
- Поместить кубики в коробку и потрясти ею, комментируя — «Что это там гремит?». Передать ее ребенку, чтобы он открыл крышку и доставал из нее предметы. Когда емкость опустеет, закрыть ее и потрясти снова, объясняя «Пусто, не гремит».
- Опустить кубики в высокую коробку и вытряхивать их себе на ладонь по одному, затем передавать крохе. Так будет формироваться осознание последовательности действий. В конце нужно обратить внимание, что коробочка опустела.
- Показать, как кубики могут взаимодействовать между собой. Для этого нужно построить башню, ставя их друг на друга, или поезд, размещая их рядом горизонтально.
В играх для ребенка в 1 год можно использовать и шарики. Их, так же как и кубики, прячут в коробки и дают малышу доставать. Нужно показывать и их важное свойство — способность кататься. Для этого их просто катят по направлению к крохе. А можно соорудить желоб и спускать по нему, его легко изготовить из картона. Рекомендуется обращать внимание детей, что наверх шарик надо поднимать, а вниз он скатится сам.
Полезными будут игры с пирамидкой. Ребенок узнает, что предметы могут отличаться по величине и цвету. Только выбирать для годовалого малыша нужно пирамидку с устойчивым основанием и большими кольцами. Кончик у стержня не должен быть острым. Играть просто — нужно разобрать пирамидку и предложить карапузу ее собрать. Для него это пока непростая задача, поэтому взрослый сначала показывает, как это делать. Потом можно дать колечко крохе и, направляя его ручку, помочь надеть на стержень. Позже у него начнет получаться самостоятельно.
Совет
В год можно показывать малышу карточки с изображениями различных предметов и животных. Также пора читать ему короткие стишки и сказки.
Рекомендуется познакомить малыша с матрешками. Он узнает, что предметы могут быть большими и маленькими, при этом маленькие можно помещать в большие. По этой же причине полезными будут наборы колпачков или стаканчиков разного размера, которые вкладываются один в другой.
Сначала их можно сложить последовательно так, чтобы наверху был самый большой. Затем по одному ребенок будет их снимать. Стоит помочь выстраивать их в ряд, так будет наглядно видна разница размеров. Затем таким же образом собрать обратно.
Не нужно думать, что для развивающих игр для детей 1 года обязательно нужно приобретать множество различных материалов. Многие предметы можно изготовить самостоятельно. Стоит использовать и подручные средства, которые легко найти дома. Ведь ребенок изучает мир, и предметы, которые применяются в быту, ему особенно интересны. Например, пока мама занята готовкой, можно разрешить ему исследовать шкаф. Только надо заранее позаботиться, чтобы там были только безопасные вещи. Все острое и бьющееся надо убрать подальше. Карапуз с интересом будет закрывать кастрюлю крышкой, складывать в нее ложки и доставать их обратно. Можно давать ему чисто вымытые овощи, объясняя при этом их свойства. Такая игра не менее полезна, чем занятие со специальными материалами.
Играть с ребенком нужно и на улице. Если стоит лето, то можно разрешать исследовать траву, палочки, камешки, только надо не забывать вытирать ручки антибактериальной салфеткой. Зимой легко придумать игры со снегом.
Сюжетные игры
В играх для детей в 1 год уже могут присутствовать простые сюжеты. Только не надо ожидать, что малыш их сам придумает. В первый раз взрослый должен продемонстрировать, как игрушки взаимодействуют. Повторить придется не единожды. Например, можно взять плюшевого зайчика и показать малышу, как игрушка прыгает по полянке: «Смотри, это зайка. Зайка прыгает — прыг-прыг». Потом добавить игрушечного медведя: «А это кто? Это же мишка! Он хочет поймать зайку. А зайка прыг-прыг и ускакал». Конечно, игрушки и сюжеты используются самые разные. Герои могут догонять друг друга или подружиться и отправиться пить чай.
Куколок или плюшевых мишек можно кормить и поить из бутылочки, укачивать и укладывать спать. Из кубиков легко построить гараж для машинок, в который они смогут заезжать. Как именно играть с малышом, зависит от фантазии родителей.
Игры с движениями и музыкой
Заботиться нужно не только об интеллектуальном развитии, но и о физическом. Поэтому обязательно должны присутствовать игры, которые побуждают кроху двигаться. Самые простые — с мячиком. Можно показывать, как его бросать или катить друг другу, малыш с удовольствием будет бегать за ним.
Дома полезно будет стимулировать карапуза залезать на диван или под стол за интересной игрушкой. Стоит предложить перелезть через что-то, например диванную подушку. Также рекомендуется давать возможность ходить по наклонной поверхности.
Рекомендуются и игры с музыкой. Для них можно использовать игрушки, которые в зависимости от музыки будут быстро или медленно кружиться в танце. Или танцевать вместе с ребенком, выполняя простые движения. Стоит помнить о склонности малыша к подражанию. Поэтому хорошо не просто побуждать его к действию, а показывать ему, как двигаться. Пройдет не так много времени и карапуз под звуки знакомой мелодии самостоятельно повторит танец.
Уделять внимание надо и пальчиковым играм, так как они способствуют развитию речи. В этом возрасте уже можно попробовать пальчиковые краски, хотя некоторые дети боятся пачкать ручки. Не надо их заставлять. Полезно пересыпать крупу, можно дать специальное тесто — оно мягче пластилина и не токсично. Так что не страшно, даже если малыш проглотит кусочек.
Игры с годовалым ребенком дома или на улице достаточно просты, и регулярные занятия обязательно принесут пользу, малыш будет развиваться гармонично. Ведь именно так он знакомится с окружающим миром, в игровой форме проще усвоить информацию.
therebenok.ru
Как играть с ребенком в 1 год: учим самостоятельным играм
Добрый день, дорогие читатели! Недавно я писала о том, что делать, если ребенок не умеет играть самостоятельно. А теперь разберем подробнее — как не допустить такой ситуации? Как учить малыша играть? И нужно начинать это в 1 год!
Конечно, мы закладываем в ребенке самостоятельность и до года. Даем максимально много свободы. Позволяем изучать разнообразные предметы. Организовываем для него пространство... Но осознанные элементы игры появляются только ближе к году.
И сегодня речь пойдет именно об игре. Отойдем от темы отделения от мамы, ношения на руках и привязанности к груди... Как играть с ребенком в 1 год?
Простота игр
Ученые считают, что в этом возрасте малыш максимально восприимчив ко всему происходящему. Что ему можно рассказывать об устройстве мира, читать «Онегина» — и все это отложится где-то внутри него.
Не знаю, насколько это правда, но играть лучше в игры, соответствующие его возрасту. Только в то, что он может понять... И повторить.
Самый яркий пример: со старшей дочкой в этом возрасте я играла довольно странно. Мне казалось, что ребенок еще не способен играть. В моем понимании игрой был целый спектакль из игрушек.
Эта игра была б хороша для ребенка 4-5 лет. Но никак не в год! Дочка в год не могла повторить мои действия. Она сидела и с удовольствием смотрела, как игрушки «разговаривают» между собой, решают какие-то проблемы...
Я постоянно придумывала новые сюжеты. Мне казалось, ребенку будет скучно смотреть одну и ту же «пьесу». И так продолжалось лет до 2-3, пока ребенок не начал включаться в игру. Однако, к этому времени дочка уже привыкла, что ее целыми днями развлекают. И мы столкнулись с рядом проблем.
Всего этого можно было избежать, если б я грамотно подходила к игре. В один год карапуз способен воспринимать лишь самые простые действия. Например:
- кормить ложкой игрушки;
- укладывать спать куклу, укачивая;
- причесывать куклу;
- катать машинки;
- собирать что-то в коробку;
- «пылесосить», подметать, мыть что-то тряпкой и имитировать простые домашние дела;
- «говорить по телефону»;
- катать коляску с куклой;
- «топать» с куклой, и т.п.
Карапуз повторяет игру
Когда-то мне казалось, что годовасику нельзя показывать два одинаковых игрушечных «спектакля». А потом выяснилось, что наоборот — в этом возрасте нужно много раз играть в одно и то же. Только тогда малыш запомнит игру и поймет, что от него требуется.
В один год можно целыми днями «кормить» кукол. И выполнять с игрушками какие-то простые действия. Главное — учите ребенка делать это вместе с вами.
Сначала несколько раз сами проделайте игровое действие. Потом попробуйте повторить его, но уже с ребенком. Кормите свою армию игрушек рукой малыша. Если он сопротивляется — не расстраивайтесь. Продолжайте сами с энтузиазмом совать куклам в рот ложку.
Все дети по-разному схватывают новые игры. Кто-то сразу подключается. А кому-то нужно 20-30 раз увидеть это со стороны. Главное — не усложняйте задачу. Выбирайте только самые простые игры. Мы проходим их в три этапа:
- Играет только мама, ребенок смотрит.
- Играет ребенок, но с помощью мамы.
- Играет только ребенок.
И помните, что наша задача — научить малыша играть самостоятельно. Хотя бы несколько минут. На мой взгляд, это полезнее для развития, чем любые занятия с поиском носика или размазыванием пластилина.
Как сделать игру интереснее?
В один год ребенку будет достаточно, если вы будете просто вертеть в руках игрушки, куда-то их складывать, постоянно «кормить» и катать в коляске. Однако, не все мамы выдерживают такое испытание.
Со вторым малышом я узнала главное правило: игра должна быть интересна маме! Если вам не нравится игра, то:
- ребенок не получает от вас порцию энтузиазма и тоже не хочет играть, предпочитая висеть на груди или на руках;
- материнство начинает вам казаться адом;
- вы стремитесь отгородиться от ребенка, поменьше им заниматься. Он это чувствует — и пытается покрепче привязаться к вам.
Но есть хорошая новость: можно сделать игру интересной! Однако, для этого вам придется немного потрудиться.
И если вы, как и я, не представляете, во что играть... Скачайте себе множество книг об играх в этом возрасте. Этих книг очень-очень много. И в разных книгах дается разный подход к игре. Скачайте, читайте и пробуйте.
Рано или поздно вы найдете то, что вас вдохновляет. Кому-то нравятся игры с элементами рукоделия... Кому-то интереснее что-то развивающее. Мне же больше по вкусу игры со стихами.
Приведу пример нашей самой любимой игры... Я уже писала о ней у себя на странице Вконтакте, но продублирую.
Берем в руки любую крупную игрушку и «ходим» с ней, повторяя слова:
«Уходи с дороги кот, Наша Заинька (Куколка, Девочка и т.д.) идет! Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ. Наша Заинька идет, Ни за что не упадет. Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ.»
А потом говорим: "Бух! Упала!" и с этими словами роняем куклу. Потом снова продолжаем топать.
Тема первых шагов для годовасика очень актуальна. И наш сын с восторгом включился в игру. Более того, эта игра формирует у ребенка спокойное отношение к падениям. Которые не избежны в этом периоде.
Подтекст игры такой: упал — вставай и иди дальше. Падения — это нормально.
Кроме того, сын пытается повторять простые слова — «топ» и «бух». В данном случае они не зря включены в текст. Именно так годовасику проще начать говорить.
Вас может не вдохновлять наша игра. Это нормально. Но поверьте, в мире миллионы самых разных игр. Ищите их. В книгах, на интернет-сайтах, в развивающих программах... Вы обязательно найдете «свои» игры. Нужно только набраться терпения.
Вот видео — один из вариантов игр:
Если статья была полезной — сделайте репост в социальных сетях. И подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!
pozdnyakova.org
как развивать и чему учить детей от года
Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?
Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!
Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.
Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.
Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.
Развитие речи
Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).
Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.
Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.
Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.
Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими рукамиРазвитие мелкой моторики и сенсорики
Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.
В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.
«Найди игрушку»:
- Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
- Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
- Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.
Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.
Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.
Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.
Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселымРазвитие творческих способностей
Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.
Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.
Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.
Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркетеФизическое развитие
С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?
Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.
Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.
Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другогоМожно включить следующие упражнения:
- Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
- Бег («догонялки» с родителями).
- Подбрасывание мячика.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
- Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
- Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
- Ходьба на месте.
- Подъем рук вверх и в стороны.
- С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
- Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).
Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.
Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.
mladeni.ru
☀ Как развивать ребенка в годик
Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.
Малыш в 1 год активно познает мир
Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?
Основные моменты
Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.
Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.
Развивающий центр для самых маленьких
Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.
Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в режим дня), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.
Развитие мелкой моторики у детей в год
- Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.
Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
- Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
- С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
- Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.
Игра с крупами развивает моторику
Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.
- Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
- Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.
Игры с тестом -развитие моторики
Как стимулировать развитие речи у малыша в год
- Годовалый ребенок любит кидать предметы и любит, когда кто-то их поднимает. Превратите это действие в развивающую логопедическую игру: поднимая игрушку, проговаривайте ее название так, чтобы ребенок мог повторить.
- С года можно пробовать с ребенком упражнения для тренировки языка и губ, например: двигаем высунутым языком вверх, вниз, по кругу; дуем на горячую еду; облизываем губы.
- Старайтесь говорить с карапузом короткими предложениями, четко проговаривая буквально каждую букву. Например, «Ку-роч-ка по зер-ныш-кам: ку-дах-тах-тах!».
Развитию речи способствуют совместные игры
- Проговаривайте свои действия при занятии повседневными делами: «Соня будет пить? Что будет пить Соня? Воду. Воду будет пить Соня».
- Поддерживайте и развивайте попытки крохи произнести первые слова, повторяйте их за ним. Он говорит, например, «Моко». Мама развивает эту тему: «А мо-ло-ко! Ты хочешь мо-ло-ко? Сейчас я подогрею мо-ло-ко!».
Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.
Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год
- Знакомство с собой малыш начинает в младенчестве, а с года его интересует свое отражение в зеркале. Дети в этом возрасте любят себя рассматривать.
- Любимая игра в таком возрасте: «Где у мамы носик? А где у папы носик? А где твой носик». Ребенок учится проводить параллель между собой и другим человеком, он пытается понять: кто он и кто его окружает.
Малыши очень любят игры-повторялки
- Бывает так, что в годик ребенок отказывается от купленных игрушек, предпочитая им домашнюю утварь: кастрюльки, ковшики и др. «Нельзя!» – редко действует на годовалых детей. Сядьте ближе к ребенку, возьмите понравившиеся предметы, пусть у малыша появится возможность изучить их со всех сторон.
- Сложные логические игрушки вряд ли будут интересны на втором году жизни. Банальные, на первый взгляд, матрешка, пирамидка, неваляшка или даже самодельные коробочки, вкладывающиеся друг в друга, – вот, что способствует развитию малыша в год в большей степени.
Как подобрать книжку для малыша?
Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.
Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки
Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год
- Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.
- Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
- Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
- Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.
Игры с водой — любят все дети
Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.
- Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.
Веселая физкультура для малыша
Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.
Развитие творческих способностей в год
- В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
- Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
- Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
- Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.
Первые музыкальные игрушки
Развитие социальных навыков у годовалых детей
- В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
- В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
- Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
- Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.
Даже самым маленьким нужна компания
Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.
Познание мира — главная задача ребенка в 1 год
Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.
detki.guru
Как заниматься с ребенком в 1 год: основные умения, занятия, игры
Доброго времени суток, дорогие наши родители!
Спешу поздравить вас с тем, что первый и самый важный рубеж вами взят! Вашему крохе 1 годик. Это много или мало? Смотря для кого. Если для вас, то не очень. А вот для самого карапуза, который прошел столько трудных испытаний и многого достиг, это очень важный год. Год превращения из малюсенького человечка с болтающейся головой в румяного веселого непоседу.
Самое главное для малыша возраста от года до двух лет – это последовательное усложнение заданий от месяца к месяцу. Ведь для ребенка важно шаг за шагом проходить все этапы развития. А вы знаете, когда уже можно ребенку предложить собрать пирамидку, а когда применять картинки, состоящие из 2 частей?
Хотите узнать, как заниматься с ребенком в 1 год, как грамотно предлагать упражнения для малыша? Читайте статью дальше!Период раннего детства, в котором пребывает ваш ребенок, по праву считается стартом в большую жизнь и продвижением вперед в развитии. На этот период приходится и первая серьезная встряска родительской нервной системы – кризис 1 года.
Это сложный психологический момент, когда малыш, научившись самостоятельно передвигаться, чувствует свою независимость и может демонстрировать проявления характера, нервничать и капризничать.
Но это не все достижения вашего малыша. Давайте разбираться вместе.
Основные умения ребенка
Прежде всего, мы должны определиться с навыками ребенка, вступившего во второй год жизни. Рассмотрим краткий обзор навыков крохи.
- Развитие познавательной сферы:
- Складывает 4-6 кубиков в виде башни
- Испытывает желание узнать внутреннее устройство игрушки, разобрать на детали
- Подражает действиям взрослых
- Развитие речевого навыка:
- Умеет говорить простые слова
- Знает по имени членов семьи и может их назвать
- Понимает, когда к нему обращаются с просьбой или вопросом
- Познание окружающего мира:
- Знает и показывает части тела и лица
- Знает предметы окружающей обстановки, показывает и некоторые называет
- Умеет отбивать ногой мяч
- Навыки самообслуживания:
- Знаком с горшком, умеет им пользоваться
- Хорошо пьет из чашки
- Набирает в ложку еду, несет в направлении рта
- Без посторонней помощи встает и ходит
Развитием ребенка мы занимаемся постоянно, даже если специально не выделяем для этого время. Достаточно нашего живого общения, мимики, жестов, голоса и прикосновений. Малыш чувствует наше расположение к тем или иным занятиям и от нашего настроя зависит желание либо нежелание маленького человека заняться той или иной деятельностью.
Непосредственно развивающие игры с малышом в 1 год проводятся и дома, и на прогулке. Если у вас уже сформировалась форма поведения с ребенком в виде постоянного диалога, то проблем с занятиями, как правило, не возникает. Рассмотрим теперь описание игр для развития малыша от года до двух по месяцам.
Играем и подрастаем
1 год и 1 месяц.
Занятия с ребенком носят познавательный и укрепляющий характер. Они направлены на совершенствование навыка ходьбы, развитие познавательных процессов и речи. Игры-занятия проводятся с предметами, имеющими различную текстуру и звучание. Ребенок учится манипулировать игрушками, собирая и разбирая их из коробки, отличать по размеру, вкладывая меньшие предметы в большие. Хорошо воспринимаются детьми Матрешки, кубики, бочонки, коробки с крышками, полезны будут книги с большими картинками.
Купить кубики в «Жили-были», на «Ozone»
1 год и 2 месяца.
Познавательная активность ребенка подогревается появлением новых предметов для игры. Можно познакомить малыша с куклой, которая будет непосредственным руководителем занятия. Манипуляции с игрушками усложняются не просто вкладыванием их друг в друга, а действием совместно со взрослым или самостоятельно для достижения какой-либо цели.
Купить куклу в «Жили-были»
N.B. Как вы думаете, чего можно добиться, собрав всех Матрешек в самую большую или для чего мы выкладываем из большей коробки меньшие?
1 год и 3 месяца.
Первый триместр окончен. Учим различать противоположные понятия (горячий-холодный, далекий-близкий), обращаем внимание ребенка на предметы и их части (елка – иголки, машина – колеса). Можно предложить малышу пирамидку из 2-3 колец. Пока для знакомства, если он еще не играл с пирамидками. Достаточно показать ему, как снимать со стержня колечки.
Купить пирамидку из 3-х колец в «Жили-были», на «Ozone»
1 год и 4 месяца.
Ребенку становится интересно заниматься с мелкими предметами, это хорошо для развития мелкой моторики. Предложите малышу мозаику с яркими элементами, шнуровки и замки-молнии, вкладыши и пирамидки. Добавьте крупный конструктор с деталями, которые можно соединить между собой.
Купить шнуровку в «Жили-были», в «v3toys», на «Ozone»
1 год и 5 месяцев.
Уже можно применять первые разрезные картинки из 2 частей, вырезанные из плотного материала.
N.B. Как вы думаете, какую картинку ребенку будет легче сложить – лошадку или домик? Почему вы сделали такой выбор?
Важно продолжать применять игры для мелких мышц руки с применением различных материалов, например, бусы для нанизывания, оберточная бумага или плотный картон. Теперь ребенок совершенствуется в навыке сбора пирамидки из 3 колечек. Игры на внимание помогут в развитии и развеселят вашего малыша, например, когда он найдет спрятанную музыкальную игрушку.
Купить музыкальную игрушку в «Жили-были», на «Ozone», в «Mytoys»
1 год и 6 месяцев.
Читайте с ребенком детские книги с картинками, стимулируйте развитие речи малыша разучиванием считалочек и стишков с упражнениями. Продолжайте играть с пирамидкой, теперь колечек на ней может быть 3-4. Придумывайте маленькие истории и разыгрывайте их перед крохой с его игрушками. Лепите из соленого теста разные фигурки.
Купить пирамидку из 4 колец в «Жили-были», в «v3toys», на «Ozone»
1 год и 7 месяцев.
Используем желание копировать взрослых для привлечения малыша к помощи: разложить овощи для салата, собрать салфетки. Для интеллектуального развития продолжаем играть с мозаикой, пазлами, конструктором. Укрепляем иммунитет на свежем воздухе, играя с мячом.
Купить мяч в «Жили-были», в «v3toys»
1 год и 8 месяцев.
Развивать ребенка важно всесторонне. Но недостаточно купить малышу развивающие игрушки от 1 года до 2 лет, но и нужно играть ими вместе с ребенком.
Также важно позволять ребенку участвовать в жизни семьи и управляться со взрослыми предметами, например, с кастрюлей и тарелками.
N.B. Какие игрушки у вас лежат в свободном доступе для малыша? Делаете ли вы ревизию и замену игрушек и как часто?
1 год и 9 месяцев.
Активность малыша должна находить выход, для этого чаще практикуйте подвижные игры, включайте игровые комплексы физических упражнений. Для познания пусть собирает несложные пазлы и пирамидки из 4 колечек. По-прежнему актуальны игры с конструктором и сюжетные манипуляции с игрушками. Рисование на альбомных листах поможет сформировать понятие предела.
Купить паззлы в «Жили-были», в «v3toys», на «Ozone»
1 год и 10 месяцев.
Продолжается знакомство и закрепление цветовых и геометрических свойств предметов. Уделяйте много времени занятиям на развитие мелкой моторики руки, находите интересные игры в повседневных делах и заботах, учите ребенка мыслить позитивно и общаться в обществе. В игре используйте деревянные кубики для детей до 2 лет.
1 год и 11 месяцев.
Продолжаем развивать мелкие мышцы руки с помощью лепки, рисования, игр с конструктором, собирание пазлов и картинок из мозаики. Осваивайте понятия-антонимы: твердый-мягкий, большой-маленький и пр. знакомые слова закрепляйте. Давайте задания на развитие интеллекта: разложить фигурки по признакам, отобрать по цвету или размеру.
Предлагаю вашему вниманию познавательное видео о том, как развивается ребенок до 2 лет. Обязательно посмотрите!
Если вы будете знать, чем занять малыша в возрасте до 2 лет, поверьте, ваш ребенок с удовольствием будет заниматься и в будущем, научится следовать правилам и выполнять необходимые действия.
Желаю вам и деткам радоваться общению друг с другом, находя в нем ответы на все вопросы и переживая возрастные кризисы незаметно и без последствий. Прощаюсь с вами, надеюсь, до скорой встречи.
pozitiv-child.ru
Развивающие игры в 1 год
Малыш в один год чаще всего уже умеет ходить, взбираться на стулья и диван. Ему интересно содержание шкафов, кастрюль, коробок. У ребенка много энергии и ее можно направлять в нужное русло при помощи игры. В какие игры можно играть с годовалым ребенком ?
Примеры игр:
Игры, развивающие представление о теле
«Человечек»
Читайте стишок и показывайте вместе с малышом определенные действия:
Бежал человечек, на горку спешил,(Пройдитесь пальцами по головке ребенка.)Кусок пирога на ходу проглотил.(Дотроньтесь до его ротика.)Толстый живот ему сильно мешал,(Постучите малышу по животику.)Шляпу большую рукой он держал.(Поднимите его ручку над головой.)А сзади к нему — ну что за беда!Блинчик прилип неизвестно когда.(Легонько похлопайте малыша по попке.)
Другие игры о теле
Игры, которые учат малыша общаться, и развивают эмоции
«Плывет, плывет кораблик…»
Сядьте на пол лицом к ребенку. Слегка отведите его ноги в стороны и положите на них свои. Возьмите его за руки и начинайте раскачиваться вперед и назад. Наклоняйтесь вперед до тех пор, пока спина ребенка не коснется пола, затем возвращайте его в исходное положение. Пойте песенку, сопровождая ею эту игру:
Плывет, плывет кораблик,Кораблик золотой,Везет, везет подарки,Подарки нам с тобой.
Другие игры, развивающие эмоции
Игра в «каракули»
Малышу в год уже пора давать краски и цветные мелки. Так он будет учиться координировать свои движения. При этом, лучше использовать старые обои, или ватманские листы. Также можно рисовать специальными мелками прямо на кафельной плитке в ванной. Сперва покажите, что можно делать с мелком или кисточкой, как их держать.
Другие творческие игры
«Довольные ножки»
Прогулки босиком по разным поверхностям помогают ребенку развивать координацию глаз и ног.Прогуливайтесь босиком по гладкой гальке. Поговорите с малышом о том, что ощущают ваши ступни. Прогуливайтесь босиком по песку. Отметьте, что вы испытываете разные ощущения, ступая по гальке и по песку.Постарайтесь прогуливаться босиком по подушкам, бревнам, траве, цементированным, кирпичным и другим поверхностям. Каждый раз, переходя на новую поверхность, вы заставляете свое тело приспосабливаться к ней, что, в свою очередь, развивает согласованность движений глаз и ног.
Игры, развивающие представление о мире
Подвижные игры
Полоса препятствий
Постройте полосу препятствий (дорожкой на этот раз может служить поверхность, ограниченная поясными ремнями, мостиком будет бельевой тазик, воротцами –ножки стула). взрослых читает стихи:
Чтобы к мамочке прийти,долго надо нам идти.По дорожке мы пойдем,через мостик перейдем.Проползем мы под забором изайдем в широкий двор…Там и мамочку найдем.
При выполнении движений постарайтесь читать так, чтобы выделенные слова совпадали с действиями, которые они обозначают. В конце «дорожки» поцелуйте и обнимите малыша.
В первый раз лучше провести малыша за руку.
Подтягивание на палочке
Нам понадобится палка длиной около 50-ти сантиметров. Когда ребенок лежит, то даем ему ручками зацепится за палочку. Затем поднимаем палочку вверх вместе с ребенком так, чтобы он встал на ножки.
Можно делать вид, что вы тянете палочку и тогда, малыш будет изо всех сил подтягиваться на палочке. Играть можно только на диване!
Другие подвижные игры
Игры Монтессори
«Уборка»Нам понадобятся крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Попробуем пересыпать крупы из одной банки в другую ложкой, перебрать гречку или пшено и убрать рассыпанное при помощи губки и совочка.
Другие игры Монтессори
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
mama.ru
Чем занять малыша в 1-2 года? Совместные и самостоятельные игры
Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.
Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.
Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.
Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.
Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.
Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.
Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры
Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.
В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.
Какие игры родители могут предложить малышу?
- Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
- Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
- Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
- Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
- Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
- «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
- Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
- Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
- Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
- Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
- Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.
Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры
Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.
Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?
- «Чудо-коробочка». В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи. Содержимое нужно регулярно обновлять, а саму коробку не стоит держать на виду. Пусть ее появление будет сюрпризом. Внутри «чудесной» коробочки могут быть детали от конструкторов, небольшие игрушки, флакончики, упаковки от витаминов, то есть все, что подсказывает вам ваша фантазия. Будьте осторожны – не кладите маленькие детальки, которые кроха может проглотить.
- Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики. Самый дешевый и безопасный вариант – игры с рулоном туалетной бумаги. А вот глянцевые журналы и газеты давать не стоит. Газетные страницы пачкаются типографской краской, а журнальный глянец имеет острые края, которые могут поранить маленькие пальчики.
- Пакет с одеждой. В текстильную сумку сложите вещи, из которых малыш уже вырос, или одежду не по сезону. Маленьких модниц и модников подобные игры с гардеробом обычно увлекает минут на 20-30. Они любят стоять перед зеркалом и примерять вещички на себя. Кстати, тем самым вы можете научить кроху самостоятельно одеваться.
- Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет. Многим детям нравится вполне невинная забава – шлепать ладошками по поверхности воды и наблюдать за брызгами. Однако не стоит малышу разрешать играть в ванной без вашего присмотра. Лучше постелить в комнате клеенку и поставить на нее тазик с водой.
- Мультфильмы и развивающие презентации. Безусловно, смотреть мультфильмы лучше вместе с ребенком, но если вам нужно отвлечься минут на 10-15, можно включить хороший анимационный фильм или интересную презентацию. Однако подобным методом не стоит увлекаться, ничто не заменит крохе общение со взрослыми и взаимодействие с реальными предметами.
Несложно заметить, что многие вышеперечисленные игры помогают совершенствованию мелкой моторики, то есть в процесс задействованы ладошки, кисти рук и пальчики. Это очень важно для деток от года и старше, поскольку работа пальцев активизирует зоны, которые отвечают за речь.
Совместные и самостоятельные игры нужно чередовать, однако не стоит стараться занимать каждую свободную минуту детского времени. Разрешите своему чаду немного поскучать, «полодырничать» и дайте возможность самому придумать себе занятие. Готовые игры могут затормозить творческое развитие крохи и снизить его познавательную активность.
Поделиться ссылкой:
Автор публикации:
Детский психолог
МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск
Другая информация по теме
www.mapapama.ru