Былины. «Ильины три поездочки». Иллюстрация к былине ильины три поездочки


Ильины три поездочки, с. 13 — 15

Ответы к стр. 13 — 15

  • О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей. 

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.• Первый подвиг богатыря.• Второй подвиг богатыря.• Третий подвиг богатыря.• Илья Муромец — защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).3. Характер и поступки Ильи Муромца.4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

  • Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.

  • Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

«Илья Муромец» — М.-Л., 1958 г.

Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ильины три поездочки, с. 13 — 15

4.2 (83%) 40 votes

volzsky-klass.ru

Ильины три поездочки, с. 13 — 15

Ответы к стр. 13 - 15

  • О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем...», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.• Первый подвиг богатыря.• Второй подвиг богатыря.• Третий подвиг богатыря.• Илья Муромец — защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).3. Характер и поступки Ильи Муромца.4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

  • Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.

  • Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

«Илья Муромец» — М.-Л., 1958 г.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ильины три поездочки, с. 13 — 15

3.3 (66.15%) от 91 голосующих

razviwaika.ru

Урок литературного чтения по теме "Ильины три поездочки" (2-й урок)

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  • продолжить знакомство с былинами,
  • учить правильно читать и понимать исторический текст былины,
  • развивать речь, мышление, воображение.

Оборудование:

  • иллюстрация картины В.М.Васнецова "Богатыри",
  • отрывок из былины "Илья Муромец и Идолище",
  • фильм "Илья Муромец",
  • рисунок на доске "камень на распутье" и указатели- стрелки "история", "искусство", "литература".
  • Презентация "Былины"

Ход урока

I. Организационный момент.

- Посмотрите на доску, вы видите камень и указатели "ИСТОРИЯ", "ИСКУССТВО", "ЛИТЕРАТУРА". В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).Слайды 1,2.

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке? (О богатырях).

- Кто такие богатыри? (Ответы детей, проверка домашнего задания).

II. Речевая разминка.

- На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно. (приложение)

- О каких событиях говорится ? (О наговоре на Илью Муромца князю).

- Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?

(Зачин).

III. Работа над былиной.

Учебник с.12 "Ильины три поездочки"

- Найдите и прочитайте зачин.

Чтение учащимися.

- Мы с вами сегодня отправимся по указателям. Прямо в гости к истории, в 13 век. Слайды 3-8.

(Рассказ учителя о Чингисхане, внуке его - хане Батые, государстве Золотая Орда. На востоке, у границ Китая, среди кочевых племён, объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою и жестокостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена. Батый, внук Чингисхана, хотел выполнить завещание своего предка -достичь Атлантический океан и покорить Европу. Каждое княжество пыталось отбиться от врагов, но одна за другой гибли дружины и завоеватели шли всё дальше и дальше.)

Просмотр отрывка к/ф "Илья Муромец"

С запада на Русь нападали войска крестоносцев. Ближайшие неприятели были Литва и другие прибалтийские княжества. Слайды 9-10

- Какую дорогу выбрал Илья Муромец? (чтение с 12-16)

- Какие незнакомые слова встретились?

Разбор непонятных слов:

Булатная броня - старинная узорчатая сталь.

Сие - это.

Палица - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Сажень - 2,134 м

- О каких исторических событиях говорится в этом отрывке? (О борьбе с крестоносцами)

Физкультминутка.

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Богатыри"

- Выбираем вторую дорогу, в царство Живописи. Слайд 11 Соберём из пазлов картину. Догадайтесь, о каком богатыре говорится (дети отгадывают имя богатыря, пазл переворачивается, так собирается картина, потом заменяется хорошей иллюстрацией) :

"Он является самым ярким представителем всех русских богатырей и в глазах народа он выходец из крестьянства. Он отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. У него первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел - сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало."

"Он отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало - там смекалкой побеждал.

Он спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя - Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных."

"О нём говорили: "Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет".

Богатырь в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому."

- Над этой картиной В. М. Васнецов работал 25 лет.

Слайд 12

Знакомство со следующей поездкой Ильи Муромца.

Следующий указатель.

Чтение с 16-19.

IV. Итог урока.

- О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?

- Что такое былина?

-Кто такие богатыри?

Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

Домашнее задание: перечитать былину и разделить на смысловые части. (с 12-24, вопрос №7)

Приложение 1, приложение 2.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Былины. «Ильины три поездочки» - Знанио

Былины. «Ильины три поездочки» Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали. III. Изучение нового материала. – Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались. Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.) Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.) Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали. Учащиеся коротко рассказывают об этом. – Кто из героев былин вам нравится больше всего? – Почему? Физкультминутка IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне. Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний. – При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин. Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины. – Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига. Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам. Например: Ёще латы были 25 пудов, Нагрудник был да 10 пудов, Да на шею кольчуга была 5 пудов, На головку колпак да 40 пудов. Выломал все железа претяжёлые, Да скочил-то удалый добрый молодец, Да схватил-то телегу троеколую,– Да куда махнёт, тут и улица, Да назад проведёт – с переулками. Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит. Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году. V. Итог урока. – Что особенно вам запомнилось? – О чём вы хотели бы узнать?  Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.

ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМподелитесь материалом:

znanio.ru

Былина «Ильины три поездочки» | Школьные файлы SchoolFiles.net

Учитель: Мязитова Фаврузя МяруфовнаПредмет: Литературное чтение Класс: 4 Тип урока: Изучение нового материала с использованием интернет–ресурсов. Технологическая карта изучения темы Тема Былина «Ильины три поездочки» Цели Образовательные: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора. Задачи: Обучающие: формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения. Учить использовать Интернет-ресурсы при выполнении задания. Развивающие: развивать связную речь, воображение, мышление. Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия. Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Планируемый результат Предметные. Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру отвественности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев. - Регулятивные УУД: Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. - Коммуникативные УУД: Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других. - Познавательные УУД: Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат. Основные понятия Былина, повторы преувеличение, «сказитель-былинщик» Межпредметные связи Музыка,изобразительное искусство. Ресурсы: - основные - дополнительные Учебник «Родная речь» 1 часть, 4 класс . Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Компьютер, медиапроектор, выход в Интернет; ресурсы сайта «Википедия» и др. Опорный лист. Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: актуализация знаний учащихся о произведениях устного народного творчества.). Ответы детей: - Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Какой фольклорный жанр у этого произведения? - Кто автор этого произведения? Можете ли вы назвать его жанр? (Это былина) - Как вы определили жанр произведений устного народного творчества? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%861задание:Слайд № 1. Это было в горо

schoolfiles.net