Тестирование будущих первоклассников. Как проверить готовность будущих первоклассников к школе


Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет - ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям "зимних" деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия "больше, меньше, поровну".

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: "тарелка, кастрюля, щетка, ложка"?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова "Тесты для проверки речи и навыков чтения"

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга - "Тесты для будущих первоклассников". Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи. При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

7gy.ru

Как проверить готовность ребёнка к школе: Тесты

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? • Был ли малыш в библиотеке? • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее? • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития • Хорошо ли ребенок слышит? • Хорошо ли он видит? • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай? • Четко ли ребенок выговаривает слова? • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться • Включается ли ребенок в игру других детей? • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные? • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год? • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов? • Может ли ребенок рифмовать слова? • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 2. Мне интересно, какие у меня будут уроки. 3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс. 4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена. 5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться. 6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак. 7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы. 8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду. 9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу. 10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов: Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется): ДОМ-ТОМ-КОМ БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов: высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками. Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию: Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов: 1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой. 3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать. 5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов Средний уровень- 7-12 баллов Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 2. Назови фамилию, отчество родителей. 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? 8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 9. Кем работают твои родители? 10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?) 11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь? 12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон (врач, учитель?) 15. Зачем в школе нужен звонок, парта? 16. Ты сам хочешь пойти в школу? 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши? 18. Каких животных ты знаешь? 19. Каких птиц ты знаешь? 20. Кто больше, корова или коза? 21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы: • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла • 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл • 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов Средний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? 3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? 6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7.Умеет ли он изменять существительные по числам? 8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)? 17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? 18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

---- Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, — лучше даже раньше, но это заблуждение, нет — лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.

С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, — т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.

www.baby.ru

Проверяем готовность к школе дома — на Детки.kz

Несмотря на то что учебный детсадовский год только начался, многие родители будущих первоклассников уже сейчас начинают задавать вопрос: а готовы ли мы к школе? Ответить на него можно, потому как тестовые методики разработаны давно, а значит, вы сами, дома, можете провести экспресс-диагностику. О ее особенностях наш материал.

Что такое готовность к школе?

Для дошкольника и ученика начальной школы ведущей остается игровая деятельность, ученические навыки еще не сформированы. Даже более – они требуют формирования и оттачивания. Хорошо уметь отвечать, мыслить логически, обладать отличной памятью и вниманием, много знать и положительно относиться к школе – всему этому еще предстоит научиться, однако любой 6–7-летка, приходя в 1-й класс, уже имеет некоторый запас знаний и умений. При этом, чтобы как-то обозначить уровень подготовленности каждого маленького ученика, педагоги и детские психологи оперируют таким понятием, как«готовность к обучению в школе».

Если говорить предметно, то под готовностью понимают такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности. Специалисты имеют целую классификацию этой самой готовности к школе. В первую очередь они выделяют «функциональную готовность», или «школьную зрелость». Этот термин есть не что иное, как физиологическая готовность. Говоря проще, можно отметить, что именно эта характеристика является основной: если мозг и нервно-психологические структуры «дозрели» до школьного обучения, ребенок быстро адаптируется и справится с нагрузками (особенно эмоциональными). Если же этот показатель еще не в норме, первоклассник даже с высоким уровнем развития познавательных процессов и речи будет испытывать сложности. Добавьте сюда недостаточное развитие мелких и крупных движений и органов чувств, запаса знаний – и вы поймете, с какими именно сложностями может столкнуться ваш первоклашка.

 

Как проверить?

Физиологическую готовность к школе можно проверить достаточно легко и просто. Первый показатель биологического возраста – смена молочных зубов. У каждого дошкольника сроки индивидуальны, но в среднем у каждого первоклассника «не хватает» передних нижних или даже верхних резцов, и это норма. Второй тест, позволяющий определить функциональную готовность к школьному обучению, именуется филиппинским. Попросите ребенка поднять вверх правую руку и достать кончиками пальцев левого ушка, при этом наклонять голову или сдвигать руку назад, к затылку нельзя. Если у будущего первоклассника получилось схватить ушко, он готов к школе, нет – головному мозгу и нервной системе еще нужно «дозревать».

 

Произвольная готовность

Это еще одна составляющая классификации, которая означает, что ребенок умеет выполнять указания взрослого и достигать поставленной цели. Если ребенок умеет сосредотачивать внимание и заучивать некую информацию с подачи взрослого, если работа по словесной инструкции или по четким правилам не является проблемой, это хороший показатель. А все потому, что школа организует обучение в соответствии с программой, и требования, предъявляемые к деткам, одинаковые для всех. Конечно, индивидуальный подход в обучении был, есть и всегда будет, но любой учитель ждет от своих подопечных хороших результатов и развитых общешкольных учебных навыков.

Произвольная готовность к школе важна еще и потому, что именно она определяет отношение ребенка к обучению – если мотивация к процессу учения сформирована, ребенок будет с радостью ходить в школу, делать уроки и открывать для себя мир знаний. На фоне положительного отношения к школе познавательные процессы (внимание, память и мышление) будут развиваться куда более интенсивно, чем при низкой мотивации, а это уже показатель уровня развития интеллектуальной готовности.

Помимо мотивации и познавательных процессов, психологи констатируют: во время обучения немаловажным оказывается такой критерий развития, как коммуникабельность, – чтобы быть успешным собеседником и интересным человечком, ребенок должен уметь общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми. Если ваш будущий первоклассник легко устанавливает контакты с ровесниками и детками постарше, «дядями» и «тетями», бабушками и дедушками, при этом четко разграничивает ситуации общения и соблюдает нормы речевого этикета, можете предполагать, что его социально-психологическая готовность к школе в норме.

 

Тестовые задания

Книжные полки современных магазинов изобилуют различными сборниками тестов, определяющих уровень готовности к школе. Однако для выявления этого самого уровня в домашних условиях достаточно побеседовать с ребенком. Однако беседа беседе рознь, и вы должны понимать, что ваш разговор не простой, а очень сложный и важный. Чтобы провести домашнюю диагностику, подготовьте для себя блок заданий, в который обязательно включите:

  1. беседу по вопросам,
  2. собирание разрезных картинок,
  3. исследование восприятия,
  4. рассказ по картинкам,
  5. задания на понимание грамматической конструкции,
  6. нахождение лишнего предмета,
  7. проверку мелкой моторики рук ичтения.

Во время диагностики следите за своей интонаций и фразой: вопросы должны быть четкими и понятными, интонация – спокойной даже во время неточных ответов. Чаще подбадривайте ребенка, ведь ваша задача – просто оценить уровень готовности и отметить для себя моменты, требующие дополнительной проработки.

 

Беседа по вопросам

Этот блок заданий позволяет определить уровень знаний об окружающем мире и умение в нем ориентироваться. Хорошо, если ребенок дает полные ответы, если такого не происходит, учите, ненавязчиво помогая с формулировкой ответа. Мы предлагаем примерный список вопросов, расширить который вы сможете сами.

  1. Как тебя зовут? (Отличный показатель, когда ребенок полностью называет свою фамилию, имя, отчество.)
  2. Как зовут маму и папу? (Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? (Знание адреса очень важно не только в ситуации подготовки к школе, но и в чрезвычайной ситуации.)
  5. Кем работает мама? Кто по профессии твой папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут, сколько им лет?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут? В какие игры вы с ними играете? (Хорошо, если вы уточните про сезонные игры.)
  8. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  9. Какой сегодня день недели? Назови все дни недели.
  10. Какое сейчас время года? Как определить? Чем отличается весна от лета? (Вопросы на знание времен года могут варьироваться, ваша задача – понять, что ребенок различает все времена года и знает их отличительные признаки.)
  11. Каких домашних животных ты знаешь?
  12. Как называют детей животных? (Кошка – котята, собака – щенята и т.д.)
  13. Ты хочешь учиться в школе? (Спрашивайте, почему хочет или почему не хочет, чтобы подкорректировать мотивацию.)
  14. Почему в школе учиться лучше, чем дома? (Важный вопрос с точки зрения формирования мотивации, потому как ребенок в любом случае понимает, что с мамой дома лучше, чем в школе, однако вы должны объяснять, что мама не может научить всему тому, что знает учительница.)
  15. Зачем надо учиться?
  16. Какие профессии ты знаешь?
  17. Что делает на работе врач / продавец / строитель?

Рекомендации. Чтобы расширять кругозор, фиксируйте внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Учите комментировать увиденное: показывайте и приучайте к подробным и развернутым рассказам, читайте детские книги, где много диалогов и познавательных ситуаций, и обязательно обсуждайте прочитанное. Это разовьет речь и умение монологического ответа.

 

Собирание разрезных картинок

Это пазлы, но не в привычном понимании. Для диагностики достаточно разрезать картинку с изображением одного предмета (чашка, плюшевый медвежонок, дерево) так, чтобы у вас получилось 5–6 треугольников или квадратов. Не называя того, что изображено, попросите собрать картинку. В идеале ребенок должен собрать всю картинку и назвать, что изображено на ней. Если у вашего дошкольника пока не получается сделать это, развивайте пространственное воображение и фантазию. Сделать это можно, если рисовать, лепить, делать аппликации и собирать всевозможные конструкторы.

Кстати, о конструкторе. Эта простая на первый взгляд игрушка не так и проста. Конструктор учит детей усидчивости, что в условиях школы просто необходимо. Кроме того, работая с конструктором, ребенок развивает мелкую моторику и готовит пальчики к работе с мелкими деталями и письму. Но самое главное – собирая замки, машинки, порты и депо, дети учатся фантазировать, а воображение «тянет» за собой развитие познавательных процессов – внимания, памяти и логического мышления. Вывод очевиден: конструктор необходим и мальчикам и девочкам.

 

Исследование восприятия

Самый простой вариант – предложить картинку с легко угадывающимися контурами геометрических фигур и спросить, из каких геометрических фигур они составлены. Если ваша задача – выявить уровень избирательности внимания, предложите найти на изображении какую-то одну геометрическую фигуру (например, только круг или треугольник).

 

Рассказ по картинкам

Таких заданий много в букварях: 3–4 картинки, объединенные общим сюжетом, располагаются в произвольном порядке и предлагаются ребенку для создания рассказа. При этом в инструкции взрослый обязательно оговаривает, что картинки нужно расположить по порядку. Вы сами поймете, насколько ребенок справился с заданием: если рассказ последовательный и грамотный, все хорошо. Если есть неточности в сюжетной линии или конструкциях предложений, учите ребенка сочинять рассказы или сказки. Если вы видите сложность, читайте вместе коротенькие сказки и готовьте к ним такие же картинки на восстановление сюжета.

 

Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Мальчик пошел на прогулку после того, как покушал». Затем задайте вопрос: «Что мальчик делал раньше – гулял или кушал?» (Или: «Девочка не пошла в садик, потому что заболела». Спрашиваем: «Почему девочка не пошла в детский сад?»)

 

Четвертый лишний

Найдите такие ряды картинок, где три предмета объединены по какому-то одному признаку, а один не соответствует ему (например, кастрюля, тарелка, бокал – посуда, цветок – растение). Спросите, что лишнее на картинке и почему? Обязательно уточните, как можно назвать одним словом ряд предметов с общим родо-видовым признаком.

 

Проверка мелкой моторики рук

Задание необходимо для оценки будущей способности хорошо писать. Ищите тесты и задания на прохождение лабиринтов и рисование дорожек от цыплят к домику, от поезда к вокзалу, велосипедистов к финишу и т.д. Как правило, начало дорожек имеет штриховку-образец, который нужно воспроизвести на всем пути задания. Оценивайте качество по состоянию линии: если ребенок не выходит за пределы дорожки, нет нарушений линии, которая четкая и без сильного нажима, или линия дрожит на всей дорожке, развивайте моторику: рисуйте, лепите, клейте аппликации, играйте с бусинами, пуговицами и шнуровками.

 

Счет в пределах 10

Ребенок умеет считать до десяти? А в обратном порядке? Умеет сравнивать числа и определять, на сколько больше или меньше то или иное число? Это хорошо. Что потребуется еще: знать «соседей» числа, считать от заданного и до заданного числа (например, от 3 до 9 или в обратном порядке от 8 до 2). Учите складывать и отнимать в пределах 10, и пусть это будут фрукты, конфеты и прочие лакомства. Если не получается в уме, считайте «живьем».

 

Проверка чтения

Показатель умения читать – не только чтение небольшого текста, но и ответы на вопросы к нему. Если ребенок не читает, тренируйте навыки узнавания букв и складывания их в слоги.

 

Подтягиваем «хвосты»

Чтобы устранить отдельные пробелы в знаниях и умениях, недостаточно думать, что ребенок, посещающий детский сад, к концу лета продемонстрирует хорошую готовность к школе. Конечно, определенный уровень знаний и умений у подготовишки будет, но и сами родители должны помочь ребенку: чтобы знания остались, а умения закрепились, нужно постоянно прорабатывать их. Радуйтесь, если после садика ребенок рассказывает вам о том, что он делал на занятиях, и всячески поощряйте его попытки и желание сделать свою поделку лучше, чем на уроке, выучить еще одно стихотворение или песенку, прочитать что-то из области познания мира – такими домашними занятиями вы поможете дошкольнику закрепить учебные навыки.

Кроме того, в процессе общения с родителями у ребенка формируется адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», но только при условии, что родные люди будут помогать и проявлять заинтересованность, но ни в коем случае не будут контролерами или критиками. Последнее просто опасно – если почемучка будет видеть чересчур строгое отношение к своим шедеврам или нежелание родителей сотрудничать, он поведет себя неадекватно. Первый вариант проявит себя в страхе задать вопрос, второй – в нежелании раскрыть себя («раз это никому не интересно»).

Чтобы создать ситуацию успеха, родители должны руководствоваться простыми правилами:

  • дети дошкольного и младшего школьного возраста учатся в игре, а потому находите время и включайтесь в игру, где вы и ваш ребенок будете равноправными партнерами;
  • домашние занятия эффективнее, если заниматься каждый день по 10–20 минут, чем два часа в выходные;
  • в занятиях следуйте правилу «от простого – к сложному». Добавляйте новые знания порциями, когда предыдущие уроки уже усвоены. Если вы видите, что усложнение «не идет», возвращайтесь к простым заданиям, изменяйте их условия или содержание, сохраняя цель. И снова идите к новым элементам;
  • оценивайте ребенка: хвалите, когда надо, и конкретно озвучивайте, за что вы хвалите. Если же ситуация требует некоторых поправок, проговаривайте, что именно не так, объясняйте, что нужно сделать для достижения успеха.

Итак, проверка знаний дошкольника в домашних условиях – это не экзамен, а подсказка для родителей, что необходимо «подтянуть» и где стоит подольше задержаться, чтобы закрепить знания, которые пригодятся совсем скоро. Именно вы, дорогие мамы и папы, можете сделать из своего крохи умничку, и время, потраченное на домашние занятия, станет не только залогом отличной подготовки к школе, но и вашим семейным досугом. Приятного вам времяпровождения и успехов в деле познания!

 

Елена ЧерепахинаКонсультант: Мария Банникова, педагог-психологЖурнал "Клуб родителей Детки.kz" №10 (52) Октябрь 2013

detki.kz

Тестирование будущих первоклассников. - Лидия Панькова

 

Родители часто просят меня провести тестирование будущих первоклассников на предмет готовности к школе, а иногда хотели бы это сделать сами.

Тестирование, конечно, дело неплохое, позволяющее выявить особенности развития ребёнка, посмотреть, соответствует ли оно возрастным нормам. Но есть некоторые НО…

Не нужно верить тестам на все 100%. У ребёнка может быть плохое самочувствие, он не выспался, поссорился, ему тревожно общаться с незнакомым человеком (если тест проводит  кто-то посторонний).

Иногда ребёнок даёт так называемые социально приемлемые ответы, то есть те ответы, которые от него ожидают. 

Возможно просто сопротивление тому, что ему предлагают сделать (негативизм), бывают отговорки «Я не умею…У меня не получится»,-это говорит часто о повышенной тревожности ребёнка.

Можно провести тест в виде игры в школу, где вы или кто-то из взрослых будет учителем. который задаёт вопросы. Потом поменяйтесь ролями. Похвалите ребёнка за ответы, а себе на заметку возьмите те моменты. которые необходимо с ребёнком отработать (пространственно-временные понятия, сведения о себе  и т.д). После того, как вы поработаете с ребёнком, можете провести тест ещё раз.

Предлагаю вам тестовую беседу, которая  направлена на диагностику уровня психосоциальной зрелости ребенка (автор Банков С. А.). В ходе опроса также выявляется уровень сформированности мотивов учения.

Вопросы для собеседования :

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

3. Где ты живешь? Назови свой адрес.

4. Кем работают твои папа, мама?

5. У тебя есть сестра или брат?

6. Посещаешь ли детский сад?

7. Твое любимое занятие в детском саду?

8. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

9. Сейчас утро или вечер?

10. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь, ужинаешь?

11. Какое сейчас время года?

12. Почему снег бывает зимой, а не летом?

13. В какое время года на деревьях появляются листья?

14. Чем отличается день от ночи?

15. Что остается на земле после дождя?

16. Каких птиц ты знаешь?

17. Каких животных ты знаешь?

18. Кто больше — корова или собака?

19. Что больше — 9 или 6, 5 или 8?

20. Хочешь ли ты сам(а) пойти в школу?

21. Как ты думаешь, что интересного будет в школе? Зачем в школе нужны звонок и парта?

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?       

Оценка ответов:

1. За правильный ответ на все подвопросы ребенок получает 1 балл.

2. 0,5 балла ребенок может получить за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 3. Контрольные вопросы № 2, 3, 21, 22 оцениваются следующим образом: № 2 — если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, — 1 балл; если называет года с учетом месяцев — 3 балла; № 3 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла; неполный — 1 балл. № 21 — за каждое правильное применение — 1 балл; № 22 — за правильный ответ — 1 балл. Если ребенок по 21 вопросу набрал не менее 3 баллов, дал положительный ответ, в протоколе обследования отмечается положительная мотивация к обучению в школе.

4. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Мама работает врачом». Неверными считаются ответы типа: «Мама работает на работе».

Оценка результатов собеседования: если ребенок получает 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым; дети, набравшие 20-24 балла, считаются средне-зрелыми; дети, набравшие 15-20 баллов, имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.

Что еще почитать?

l-pankova.ru

Готов ли ребенок к школе?

&nbsp &nbsp &nbsp Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, на сколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проведите небольшую беседу, в которую включите приведенные ниже задания: беседа по вопросам, собирание разрезных картинок, исследование восприятия, рассказ по картинкам, понимание грамматической конструкции, нахождение лишнего предмета, проверка мелкой моторики рук, проверка чтения.

&nbsp &nbsp &nbsp Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.

&nbsp &nbsp &nbsp Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.

Беседа по вопросам

&nbsp &nbsp &nbsp В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет?
    4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    5. Кем работают твои родители?
    6. У тебя есть сестра, брат?
    7. Как зовут твоих друзей?
    8. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    9. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    10. Назови дни недели, времена года.
    11. Какое сейчас время года?
    12. Чем отличается зима от лета?
    13. В какое время года на деревьях появляются листья?
    14. Каких домашних животных ты знаешь?
    15. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    16. Ты хочешь учиться в школе?
    17. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
    18. Зачем надо учиться?
    19. Какие профессии ты знаешь?
    20. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа. &nbsp &nbsp &nbspЕсли ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

Собирание разрезных картинок

&nbsp &nbsp &nbsp Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности Упрощенный вариант

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

&nbsp &nbsp &nbsp Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

&nbsp &nbsp &nbsp Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Понимание грамматической конструкции

&nbsp &nbsp &nbspПроизнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

Что лишнее?

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:
  • Что здесь лишнее?
  • Почему?
  • Как одним словом можно назвать остальные предметы?
Карточка № 1 Карточка № 2

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.

Воробей и ласточки.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

- Кто свил гнездо? - Что сделал воробей? - Кого позвала на помощь ласточка? - Что сделали ласточки?

в начало

proveryashka.narod.ru

Тестирование первоклассников

Современные школы при поступлении ребёнка в первый класс проводят тестирование.

Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Также с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе.

Для получения объективной картины лучше, если рядом с ребёнком будет присутствовать один из родителей. Это важно потому что родной человек, находящийся рядом, поможет ребёнка справится с эмоциональными переживаниями в новой незнакомой обстановке с чужими незнакомыми людьми. Школа не имеет права отказать родителям присутствовать на тестировании.

Итак, какие вопросы задания могут быть на школьном тестировании будущего первоклассника?

Задания, определяющие уровень знаний об окружающим мире

1. Назови своё имя, фамилию, отчество.

2. Сколько тебе лет?

3. Какого числа у тебя день рождение?

4. Как зовут твою маму (твоего папу, дедушку, бабушку)? (не тетя Маша, а Мария Ивановна Иванова).

5. В каком городе ты живёшь?

6. Какой у тебя домашний адрес?

7. Есть ли у тебя дома домашние животные?

8. Каких животных ты знаешь?

9. Какие из них называются домашними?

10. Каких ты знаешь птиц, насекомых, рыб и т.д.?

11. Назови, какие ты знаешь растения.

12. Какие ты знаешь времена года?

13. Угадай время года по описанию.

Тает снег. С каждым днём становится теплее.

На деревьях появляются почки, а затем молодые зелёные листочки, прилетают птицы.

Просыпаются медведи и ежи.

На улице очень холодно. Идёт снег.

На деревьях нет листьев.

Все насекомые исчезли.

Люди одели тёплые вещи. Дети катаются на санках.

На улице очень жарко.

На деревьях зелёные листья.

Ярко светит солнце. Растёт много цветов.

Созревает много фруктов и овощей.

Листья на деревьях становятся жёлтыми и постепенно осыпаются.

С каждым днём становится всё холоднее.

Очень часто идут затяжные дожди. Птицы улетают в тёплые края.

14. Назови зимние месяца, весенние, осенние, летние.

15. Сколько дней в недели?

16. Какие ты знаешь цвета?

17. Назови виды транспорта.

18. Что относится к мебели?

19. Закончи предложения:

– кукла, мяч, заводная машинка, кубики- это…

– ручка, тетрадка, карандаш, ластик – это …

– капуста, картошка, морковка, репа – это…

– абрикос, вишня, банан, ананас, персик, груша – это…

– липа, акация, тополь, клён – это …

– телевизор, пылесос, утюг, настольная лампа –это …

20. Расскажи о своей семье (любимой игрушке, любом коте или собаке).

Задания, определяющие уровень знаний по предметам

1. Начерти пять разных фигур.

2. Закрась 4 кружочка. Закрась треугольников на 1 меньше чем кружочков. Закрась квадратов столько же сколько и треугольников.

3. В вазе 3 тюльпана и 2 розы. Сколько цветков в вазе?

Подчеркни нужную цифру.1 2 3 4 5 6 7

4. У Пети было 5 конфет. Он съел 1 конфету. Сколько конфет осталось у Пети?

Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7

5. Из-за кустика торчат 6 ушек. Сколько зайчиков за кустиком?

Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7

6. Закрась столько кружочков сколько звуков в слове:

7. Вычеркни лишнее слово:

СОН СОН СОМ

8. Зачеркни те фигуры, которые ты запомнил. (Предварительно на большом листе ребёнок в течение минуты разглядывает и запоминает 7 фигур. На индивидуальном листочке ему предлагается 12 фигур, из которых четыре лишние.)

9. Транспорт подчеркни зелёным карандашом, а инструменты – красным.

10. Графический диктант. (Выполняется на разлинованном в клеточку пространстве.)

Задание выполняется от точки. 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз,

1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,

3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх,

1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,

3 клеточки вправо,1 клеточка вниз,

1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,

3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,2 вправо.

Задания теста читает педагог повторяя их 2 раза.

Все задания предпочтительнее отпечатать на отдельном листе для ребёнка.

Педагог помогает ориентироваться, если ребёнок не может найти задание.

11. Скопируй точки в нижнее поле.

12. Нарисуй слева от круга красный треугольник, а справа от круга синий квадрат.

Предлагаем еще несколько тестов, которые помогут определить вам уровень готовности вашего малыша к школе и ответить на главный вопрос – готов ли мой ребёнок к школе:

Сборник состоит из 12 тестов, каждый из которых тестирует уровень развития различных способностей или раздел знаний.

Книга поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

Тестируем внимание, память, мышление, математические знания, развитие речи, развитие мелкой моторики, объем знаний об окружающем мире.

*-Материал предназначен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для ознакомления.
Если вы скопируете данный файл, Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием. Копируя и сохраняя его, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству. Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование кроме предварительного ознакомления запрещено.

Публикация данного документа не преследует никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов.

mammy-pappy.ru

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

 

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

  1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
  2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
  3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

  1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
  2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
  3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

 

Диагностическая методика - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
  • Был ли малыш в библиотеке?
  • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
  • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться

  • Включается ли ребенок в игру других детей?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
  • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
  • Может ли ребенок рифмовать слова?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу? В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

 

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
  4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
  7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
  8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
  9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
  10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до

10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

 

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМБОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:

высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.

Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

 

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию: Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:

  1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
  3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  4. Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
  5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов

Средний уровень- 7-12 баллов

Высокий уровень- 12,5- 20 бал

 

Тест «Кругозор»

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
  2. Назови фамилию, отчество родителей.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
  4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
  6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
  7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
  8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
  9. Кем работают твои родители?
  10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
  11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
  15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
  16. Ты сам хочешь пойти в школу?
  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
  18. Каких животных ты знаешь?
  19. Каких птиц ты знаешь?
  20. Кто больше, корова или коза?
  21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

  • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
  • 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла
  • 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
  • 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл
  • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
  • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 балловСредний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже

 

Другие тесты

 

Тест "Нарисуй человека"

Попростите ребёнка нарисовать человека: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя".

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

 

Тест "Повтори"

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай".

Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

 

Тест "Круг"

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

 

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. 

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

kids.to-var.com