Классный час. Умеем ли мы правильно себя вести в общественном транспорте. Как вести себя в общественных местах классный час


Конспект классного часа по теме "Правила поведения в общественных местах"

-Здравствуйте, ребята ! Меня зовут Ксения Владимировна. Я проведу у вас этот классный час. Сегодня у нас с вами очень широкая тема для беседы.

Ее название очень длинное и сложное: помогите мне его разгадать:

Олениху в два часаНавестить пришла лиса.Оленята и оленьЕй сказали: «…»

(Добрый день!)

Чудно пел среди ветвейГолосистый соловей,И ему на всю дубравуВоробьи кричали: «…»

(Браво!)

Бык ромашек накосилИ барана пригласил.Тот один съел угощенье,Но сказал: «…»

(Прошу прощенья)

Из болота крокодилДольше всех не выходил.Члены жабьего советаДали приз ему за это –Наградили попугаемИ кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бегемот и Слон, поверь,Не пролезут вместе в дверь.Тот, кто вежливей, сейчасСкажет: «Только…»

(после вас!)

Говорит Лиса Матрёна:«Отдавай мне сыр, ворона!Сыр большой, а ты мала!Всем скажу, что не дала!»Ты, Лиса, не жалуйся,А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

К Осьминожке КамбалаВ понедельник заплыла,А во вторник на прощаньеЕй сказала: «…»

(До свиданья!)

На закате мотылёкЗалетел на огонек.Мы, конечно, рады встрече.Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Неуклюжий песик КостикМышке наступил на хвостик.Поругались бы они,Но сказал он «…»

(Извини!)

 

Катя пупсика ИгнаткуУложила спать в кроватку –Больше он играть не хочет,Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и ЕгоркаСыр для пиццы трут на терке.Просят мышки из норы:«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Девочка Рита возле дорожкиСтол накрывает собаке и кошке.Плошки расставив, скажет им Рита«Ешьте! Приятного вам …»

(Аппетита)

д

о

б

р

ы

й

д

е

н

ь

б

р

а

в

о

п

р

о

ш

у

п

р

о

щ

е

н

ь

я

п

о

з

д

р

а

в

л

я

е

м

п

о

с

л

е

в

а

с

п

о

ж

а

л

у

й

с

т

а

д

о

с

в

и

д

а

н

и

я

д

о

б

р

ы

й

в

е

ч

е

р

и

з

в

и

н

и

с

п

о

к

о

й

н

о

й

н

о

ч

и

д

о

б

р

ы

а

п

п

е

т

и

т

а

Давайте прочитаем ключевое слово. Это слово общественные. А тема классного часа «Правила поведения в общественных местах». Какие общественные места вы знаете? (школа, транспорт, магазин, кинотеатр).

Общественные места – это места большого скопления людей.

Следующая загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже почти два месяца школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

А теперь внимание на слайд: закрепим свои знания.

 Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

- Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

 Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

 Собрались сказки старины,

 И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

 Попробуй, отгадай!  (библиотека) 

 

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

Автора и книгу назови.

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Ребята, я думаю, вы уже знакомы с библиотекой. А почему в библиотеке нужно вести себя тихо? Что такое читальный зал?

Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попитьИ чтобы пирожных сладких купить.Салата отведаю здесь я и плова.Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)

Послушайте следующее стихотворение и определите следующее общественное место.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил:

Мне, жене и дочке,

Во втором рядочке

Дайте лучшие места.

Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит дворовый Пёс:

Поглядите, что принёс!

Вот моё ЗДОРОВО - вежливое слово.

Вдруг ворвался косолапый.

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?

Не получите билет…

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И пришёл к лохматой маме.

Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то…

Вот уже второй звонок1

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

- До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета!

Замечательной зари!

И кассир даёт билеты -

Не один, а целых три!

О каком общественном месте шла речь?

- За какие слова кассир давала билеты?

- Чему учит вас это стихотворение?

Давайте мы поиграем в игру « Вежливо – невежливо». Если вежливо, то следует поднять зелёный кружок, если нет – красный кружок.

в гостях нужно

• Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

• Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

• Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

• Не клади локти на стол, не играй во время еды.

• Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

Молодцы!

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

Спасибо за внимание

kopilkaurokov.ru

Классный час Тема: Этикет в общественных местах

Классный час

Тема: Этикет в общественных местах.

Цель: - формировать умения правильно вести себя в общественных местах (в театре, на концерте, в музее), умение вести себя правильно в различных ситуациях.

Ход урока.

Учебно-мативационный этап:

1.Оргмомент:

2. Тема: Стихотворение А.Барто

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и в венке.

Я сижу дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка,

Вдруг вижу – нету номерка…

Может он под стулом где-то7

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?

- Почему нам стоит об этом поговорить?

3. Цели: - Какие поставим цели на урок?

( 1.Знаю… 2. Умею,.. 3. Выполняю…)

- Зачем нам нужно говорить о правилах поведения в общественных местах7

- Что должно стать результатом нашего урока? ( Не только знать правила, но и соблюдать их. А это мы можем видеть каждый раз, когда ходим в библиотеку, в театр, в кинотеатр, в музей).

Учебные действия:

1. Планирование:

- Как вы считаете, о чём нам нужно сегодня поговорить?

  1. Решение этических задач.

  2. Правила вежливости в общественных местах.

  3. Правила поведения в театре и на концерте.

  4. Правила поведения в музее.

5.

2. Решение этических задач:

- Что мы называем общественными местами?

- Почему именно в этих местах есть определённые правила поведения?

В общественных местах бывает не мало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом и соблюдать определённые правила так как в ином случае никто ничего не поймёт и будет мешать другим.

- Сейчас каждый из вас решит тест по решению этических задач, а в конце урока, когда вы всё послушаете, вы сравните свои ответы и убедитесь, что вы ещё не всё знаете о правилах поведения в общественных местах и в дальнейшем постараетесь их соблюдать.

Тест

1. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

а) не нужно;

б) нужно;

в) желательно, но не обязательно.

2. В какой одежде ходят в кино?

а) в нарядной;

б) в спортивной;

в) в будничной.

3. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

а) может;

б) не может;

в) в любом, кроме большой меховой шапки;

г) только в небольшом, являющемся частью нарядного вечернего костюма.

4. У кого должны находиться входные билеты?

а) у девушки;

б) у юноши;

в) у того, кто их приобрёл;

5. Кто покупает программу в театре, на концерте?

а) юноша;

б) девушка;

в) не имеет значения.

6. Кто выходит первым из театрального, концертного зала или кинозала?

а) юноша;

б) девушка;

в) юноша и девушка одновременно - под руку.

7. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) спиной к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену;

б) лицом к сидящим;

в) боком к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кино, театре?

а) можно, если успеешь это сделать первым;

б) желательно;

в) нежелательно.

9. Можно ли одолжить программу, бинокль у соседа по ряду?

а) модно, ничего особенного в этом нет;

б) нельзя, программу и бинокль приобретает каждый сам;

в) на ваше усмотрение.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес ещё не поднят?

а) можно;

б) нельзя;

в) нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот- вот начнётся?

а) нельзя;

б) нежелательно;

в) можно – в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) можно, если это интересно вашим соседям;

б) нежелательно, если вы не уверенны в реакции ваших соседей;

в) нельзя, подождите антракта.

13. Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

а) можно, если у вас хороший слух и голос?

б) желательно, чтобы подбодрить артистов;

в) нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) взять с собой несколько носовых платков;

б) ничего особенного не предпринимать – окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам

в) в таком состоянии лучше остаться дома.

.3. Правила вежливости в общественных местах.

- Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаёмся довольны покупкой или спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе вам приходится выполнять правила общения.. выполнять правила вежливости. Какие7

Стихотворение Э Мошковской «Вежливое слово»

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил:

Мне, жене и дочке,

Во втором рядочке

Дайте лучшие места.

Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит дворовый Пёс:

Поглядите, что принёс!

Вот моё ЗДОРОВО – вежливое слово.

Вдруг ворвался косолапый.

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?

Не получите билет…

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И пришёл к лохматой маме.

Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то…

Вот уже второй звонок1

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

- До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета!

Замечательной зари!

И кассир даёт билеты –

Не один, а целых три!

- За какие слова кассир давала билеты?

- Чему учит вас это стихотворение?

- Зачем нам надо быть вежливыми в общественных местах?

- К чему приводит иногда ваша невежливость?

БЕСЕДА:

- Собираясь в театр, изменишь ли ты свой внешний вид? (нарядная одежда)

- Стоит ли спешить к началу сеанса или представления? (почитать афиши, купить программу, снять одежду и получить номерок) Или лучше прийти к последнему звонку?

О чём предупреждают звонки?

- О чём нужно вспомнить, сдавая пальто в гардероб? (о деньгах, о платочке и т.д.)

- Сейчас каждая группа получит напечатанные жизненные ситуации, которые вам так часто встречаются во время спектакля, киносеанса и т. д. Вы должны обсудить как вам поступить в этой ситуации и объяснить почему вы так решили?

Работа в группах.

1 ситуация:

Спектакль или фильм уже длится целый час. Вы очень хотите есть. У вас в кармане конфеты, а у товарища есть семечки. Что вы сделаете?

2 ситуация.

Вы опоздали не по своей вине. Спектакль уже начался. Вы вошли в зал после звонка. Как вы поступите? Как вы пройдёте к своему месту?

3 ситуация

Актёры не прочитали ещё последние слова, ещё не закрылся занавес, не зажёгся свет. Вы вспомнили, что около гардероба сейчас будет целая толпа народа, а вам нужно быстро уйти из театра. Как вы поступите?

4 ситуация

Вы смотрите спектакль. Он вам очень нравится. Герои спектакля играют прекрасно, как будто это на самом деле. Вы начинаете делится своими впечатлениями со своими соседями. Правильно ли вы поступаете? Как быть вам иначе?

5 ситуация

Вы смотрите кино или спектакль. Вам очень захотелось в туалет. Как вы поступите в такой ситуации? Как быть иначе?

ВЫВОД: (говорят дети)

- Каждому из вас я сейчас памятки о поведении в театре и на концерте, в кинотеатре.

ПАМЯТКА

Правила поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.

  1. !. Приведи себя в порядок.

  2. Рассчитай время: в кино – сними шапку, в театре – разденься в гардеробе и получи номерок.

  3. Не сори, не бегай в фойе.

  4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

  5. Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.

  6. Не разговаривай во время представления, не мешай зрителям.

  7. Помни, что ты и другие пришли отдохнуть.

  1. Правила поведения в музее.

- Бывал ли ты когда –нибудь в музеях? Зачем они нужны?

– Какие правила ты выполнял, находясь в музее?

- Почему нельзя громко разговаривать?

- Как вести себя во время экскурсии по музею с экскурсоводом?

- Почему нельзя трогать руками экспонаты?

- К кому и как обращаются в музее, если хотят что-то узнать?

ПАМЯТКА

  1. Сдерживай свои эмоции(восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний, неодобрения.

  2. Не перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай свой вопрос.

  3. Не загораживай экспонаты и не трогай их руками.

  1. Практические задания (работа в группах).

- Сейчас каждая группа получит задание-ситуацию, которые часто встречаются в вашей жизни. Какие вы сделаете выводы из прочитанного и что предложите другим.

Задание 1.

В музее.

Класс идёт на экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое. Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло., ребята плохо слушали экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них только сделал замечание, но ребята на это никак не отреагировали. А когда пришли в класс и учитель на уроке истории спросил, что они видели в музее и как это можно связать с сегодняшней темой, многие не могли ничего ответить.

- Проанализируйте поведение детей во время экскурсии.

- Что ваша группа предложит нашим ребятам из класса? Какие правила им напомнит?

Задание 2.

После спектакля.

Вот дети выходят гурьбой после просмотра спектакля; толкаются у выхода. У гардероба впереди сильнейшие. Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну что толкаешься?». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий. Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на пострадавшего.

- Кто из ребят вёл себя правильно, а кто нет?

- Что значит вежливо и деликатно вести себя?

- Как бы поступили вы в этой ситуации?

Задание 3

В цирке.

В школе давно объявили, что в воскресенье всем классом поедем в цирк. Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил долгожданный день. Витя встал очень рано, почистил костюм, пальто, ботинки. Быстро позавтракал и пошёл в школу. Через час все сидели в цирке и следили за выступление гимнастов.

Витина мама и его сестрёнка Маша остались дома и смотрели представление по телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизоров они увидели зрителей. А среди них Витю. Маша закричала: «Мама, смотри Витя!» А мама покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Её сын сидел, болтал ногами, ел мороженое, которое текло по вычищенному костюму. Вдруг он засвистел. Мама не могла больше смотреть. И молча вышла из комнаты.

- Что хотел сказать автор?

- Почему маме стало стыдно?

- Какие правила этикета нужно соблюдать в цирке?

Задание 4

В кино.

Ребята всем классом пошли смотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семечки. Когда подошли к кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось много людей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не хотел снимать шапку, он боялся её потерять. А Зина не видела, что происходит на экране и всё время спрашивала соседку Лиду.

Сидящие на последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые фигуры на экране. Это было, как им казалось очень смешно.

- Было ли смешно другим детям в зале?

- Найдите нарушение правил этикета в общественных местах в этой ситуации?

  1. Итог урока:

- Что мы с вами сегодня рассматривали на уроке и для чего?

- Какие знания получили?

- Каким умениям учились?

- Пригодится ли это вам в жизни?

КЛАССНЫЙ ЧАС

НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ

3 «А» класс

кл. рук. Меньшикова Л.В.

refdb.ru

Классный час по теме "О поведении в общественных местах"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Группа 2 ПС «Программирование в компьютерных системах»

Классный руководитель: Рыбина Галина Ивановна

с.Красногвардейское

2014-2015 уч. год

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах: на вернисаже, в музее, в кинотеатре, на улице.

Ход классного часа

Вступительное слово преподавателя

Объявляется тема и цели классного часа. (Возможно обсуждение посещения театра, если оно состоялось).

Беседа по вопросам:

-Часто ли вы посещаете кино, выставки, музеи?

-Что вам особенно понравилось?

-Как вы думаете, что значит «вести себя прилично в общественном месте»?

Возможное домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Культурный человек на выставке или в музее», «Поход в кино».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

В кинотеатре

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кинобич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошенного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует жевать громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух – словом, всё, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивая такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; ещё вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери её квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

На вернисаже.

Вернисаж, то есть открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае, если художник вам не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить своё одобрение – ему этот будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

На улице.

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идет тот, кто моложе. Если на улице грязно или ведутся дорожные работы, то мужчина идет с внешней стороны тротуара. Если вы идете по улице втроем, середина, как самое почетное место, отводится лицу между двумя мужчинами. В сочетании «мужчина и две женщины» - мужчина идет в центре. Этим предполагается, что в данной обстановке для каждой из женщин он служит равной опорой, к тому же так легче поддерживать разговор. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары, женщины или старшие по возрасту идут впереди. Общество из пяти человек разделятся на пару и троих, таким образом, никто не остаётся в одиночестве.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на ступеньку ниже – так он может поддержать женщину в случае надобности. Спускаясь по лестнице, мужчина идет вслед за женщиной на таком расстоянии, чтобы успеть поддержать её, если она вдруг споткнется.

Ежедневно мы встречаемся либо знакомимся и вступаем в общение с новыми людьми. Принятой формой знакомства является взаимное представление. Всегда полагается представлять женщине мужчину, человеку старшему по возрасту или по положению – более молодого.

При встрече первой подает мужчине женщина, старший – младшему, вышестоящий по занимаемой должности – нижестоящему. Подавать надо всю ладонь, а не несколько пальцев. Протянутую вам руку слегка пожмите. Слишком сильное рукопожатие, как и слишком длительное, - некрасиво, хотя некоторые стремятся подобным образом выразить свое особое расположение. Иные, проявляя радушие, пожимают протянутую руку двумя руками. Этого делать не следует. Руку подают чуть согнутой в локте, причем локоть не стоит поднимать слишком высоко.

Двигаясь по улице в необходимом темпе (как правило, ускоренном), нужно тоже стараться не причинять неудобств – ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице: не сорит, не плюет, не показывает пальцем; не кричит на детей; не останавливается внезапно посередине дороги для того, чтобы поговорить с товарищем; не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплевывает косточки, не лузгает семечки и не носит включенным транзистор или магнитофон. Некрасиво силой пробивать себе дорогу к витрине, на которой, возможно, и выставлено нечто интересное.

На улице не следует часто оборачиваться. Мужчине не подобает оглядываться вслед проходящим женщинам особенно в тех случаях, если он разделяет общество другой женщины.

Небрежное обращение с правилами дорожного движения – это не только неоправданный риск в отношении собственной жизни, но и неуважение к нелегкому труду водителя. В свою очередь водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью – вопиющее бескультурье. Встретив знакомого на улице, лучше не допытываться: «Куда идёшь?» - и не останавливать приятеля, который идёт не один.

Мужчина всегда пропускает женщину вперед. Но если проход труден (толпа, узкий, ненадежный мостик), впереди идет мужчина, в опасных местах предлагая женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами или вещами, чемодан, портфель. Однако он выглядит нелепо с дамским зонтиком в руках или сумочкой своей спутницы. Женщина также сама несет снятый плащ или жакет.

Как следует носить закрытый зонтик? Женщина подвешивает его на запястье за предусмотренный именно для этого случая шнурочек. Мужчина носит закрытый зонтик на левом предплечье или в правой руке, ка трость. Не полагается носить зонтик наперевес, как копье: им можно н6ечаянно уколоть идущего за вами. Пользуясь открытым зонтом, нужно следить за тем, чтобы не задеть им чужую голову, очки. Спускаясь в подземный переход, зонт нужно сложить.

На ходу не следует есть. В крайнем случае можно детям позволить по дороге съесть мороженое, фрукты или баранки. Взрослому же лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке в городском сквере.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя, по строг8им правилам хорошего тона, этого следовало бы избегать. Но женщина на улице может закурить только в самых исключительных случаях. Если у мужчины попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящуюся сигарету.

К одежде, в которой мы выходим на улицу, нужно быть очень требовательными. В первую очередь исключаются в туалете неопрятность и небрежность. Лучше выйти в обычной спортивной рубахе, но чистой и аккуратно застегнутой, нежели в белой, но несвежей, «из под пиджака». Накинутый на плечи или зажатый под мышкой пиджак – весьма сомнительное дополнение к туалету. Сандалеты на босу ногу мужчина надевает только в местах отдыха. И никогда не носят перчатки к костюму, а подбирают их к пальто, плащу или куртке.

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т.д.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

Обращение к случайному прохожему вроде «У вас на чулке спущена петля» или «У вас забрызгано пальто» расценивается скорее как бестактность, нежели как услуга. Но вполне будет уместно обратить внимание незнакомой женщины на то, что у неё открылась сумка, или вовремя подсказать мужчине, что у него из кармана идет дым: тлеет трубка.

В общественном транспорте.

Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от неё и не смотрит в её сторону. Никто не ожидает, что возвращающийся с работы мужчина уступит место любой стоящей рядом женщине (пусть совесть подскажет, как ему поступить). Но приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду. Иногда можно наблюдать, как мужчины вскакивают при виде хорошеньких девушек, которые вполне могут и постоять, в то время ка пожилые женщины часто стоят.

Нет нужды говорить, что юноша или девушка не должны сидеть в общественном транспорте, если стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

Тот, кому уступили место, благодарит, но никогда не начинает разговора с уступившим место лицом. Если мужчина уступает место женщине, которую сопровождает другой мужчина, последний должен высказать благодарность.

Мужчины иногда ошибочно полагают, что при выходе из транспорта надо пропустить вперед женщину, которую они сопровождают. Это неверно, мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице. На незнакомых мужчин это правило не распространяется, они просто пропускают женщин при выходе, если не возникает никаких очевидных затруднений. Мужчина может помочь женщине с маленьким ребёнком или с багажом, если этого не сделают водитель или кондуктор, но он должен при этом вести себя очень корректно, не навязываться с разговором, а оказав помощь, не пытаться без необходимости завязывать знакомство.

В поезде, трамвае или автобусе также необходимо помнить о соблюдении определенных правил. При посадке придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, а мужчины – женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если всё же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа и разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас предложить своё место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжёлой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест – добровольная вежливость. Поэтому не в каждом случае уместны громкие замечания в адрес «сегодняшней молодежи». Ведь молодой мужчина может как раз возвращаться с утомительной работы или плохо себя чувствовать. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Не годиться в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребёнка даже младшего школьного возраста. Особа, сопровождающая пожилую женщину, для которой не оказалось свободного места, может обратиться к кому-нибудь помоложе с просьбой его уступить, но делать это следует спокойно и вежливо. Женщина не уступает место мужчине даже намного старше себя. В большинстве случаев ему станет неловко: на один мужчина не хочет, чтобы его принимали за старика. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику.

В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков.

Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, прокладывая ей путь, первым выходит, помогая сойти женщине. Однако подобная галантность со стороны мужчины вряд ли уместна в отношении начальника (разумеется, если он не женщина), с которым довелось ехать вместе.

В поезде внимание и вежливость к окружающим подчас требует от нас значительных усилий. Толпа и жара, толчея и громоздкий багаж – всё это может даже спокойного человека превратить в оголтелого железнодорожного пассажира, пускающего в ход локти, а то и крепкое словцо. Тем более, что сами по себе отпадают проблемы давки, багажа, а также необходимость уступать своё место.

Однако все же напомню, что в полёте вовсе не обязательно вызывать панику среди пассажиров, например, такими замечаниями: «Кажется, уже один мотор не работает…», или меланхолически предаваться воспоминаниям об известной вам воздушной катастрофе: «…Погода была хорошая, такая как сегодня».

На пароходе следует представиться соседу по каюте. Не годится занимать весь шкафчик – он, как правило, рассчитан на двоих. Умывшись, не забудьте привести в порядок раковину: после вас ею будет пользоваться ваш сосед. Даже при самых первых признаках морской болезни нужно выйти из каюты в туалетную комнату.

Поездка в автомашине – это тоже определенный круг прав и обязанностей. Почетным местом в личной машине считается переднее – рядом с водителем. Правда, это место менее безопасно, но зато сидеть здесь интереснее. Существует два мнения относительно того, кому предлагать это место. Практически чаще переднее место занимает супруга хозяина машины, а гости располагаются на задних сидениях. Но лучше всего предложить им выбор, потому что может оказаться, что именно задние сиденья гостю более удобны. В сочетании – двое хозяев, двое гостей – около водителя садится женщина-гость, на задних местах – хозяйка и мужчина-гость. Допустимо также, что рядом с хозяином садится мужчина-гость, а дамы позади. Выбор одного из вариантов предоставляется гостям.

Некогда в обязанности водителя, если он отвозил женщину, входило открывать перед ней дверь машины. Для этого мужчина оставлял руль, переходил на другую сторону машины и, открыв дверь, помогал даме выйти. И в настоящее время подобная галантность не изжила себя окончательно, а в отдельных странах даже является обязательной. Во всяком случае, выглядит это очень привлекательно. Но всё же в большинстве случаев мужчина-водитель только наклоняется и открывает дверь с той стороны, где сидела женщина. Сегодня подобный жест расценивается как исключительное внимание женщине, которая вам особенно симпатична. Всегда, во всех случаях мужчина-водитель обязан помочь женщине вынести багаж.

Пассажир, сидящий рядом с водителем, добровольно берёт на себя ряд особых обязательств. По просьбе водителя он должен протянуть ему сигарету, зажжённую зажигалку, развёрнутую конфету. Не следует допускать в таких случаях энергичной критики, восклицаний вроде: «Ты с ума сошёл!», даже если вы испугались, даже если при резком торможении пришлось стукнуться о переднее стекло. Пассажиры обязаны проявлять полное доверие к водителю, коль скоро они сели в его машину.

Даже близкого друга, сидящего за рулём, не следует просить о том, чтобы он подвёз «голосующих», или останавливать машину без видимой необходимости. Такие вопросы решает сам водитель.

Не стоит упрашивать знакомого, чтобы он «подбросил» вас на работу или брал с собой на воскресные прогулки. Такие предложения должны исходить только от хозяина машины.

Если вас подвозят попутно и заранее условия оплаты не обсуждались, то в конце пути нужно дать водителю сумму, примерно соответствующую стоимости проезда в такси (на загородном шоссе – примерную стоимость проезда в автобусе). Некоторые водители отказываются брать деньги – это их дело.

Личную машину, как правило, не одалживают. В отдельных, неотложных, случаях можно попросить знакомого, чтобы он отвёз вас в больницу, на вокзал.

Вечером, выходя из дома знакомых в обществе других гостей, хозяину машины следует предложить подвезти несколько человек в зависимости от количества мест в его машине. Если это, например, пять человек, а в машине могут разместиться только трое, присутствующие сами решают, кто поедет.

В служебной машине, которую водит штатный шофёр, почетным сиденьем считается заднее. Но начальник поступит более вежливо по отношению к водителю, если сядет радом с ним.

Нелепым выглядит положение, когда начальник усаживает свою сотрудницу рядом с водителем, а сам садится сзади. Его авторитет нисколько не пострадает, если он разместится вместе с сотрудницей сзади или сам сядет около водителя.

Если в такси вы видите табличку «Не курить» или об этом просит шофёр, нужно подчиниться безоговорочно. Таким же образом шофёр в ответ на просьбу пассажира должен закрыть окно.

Вежливость требует, чтобы садящийся в такси пассажир поздоровался с водителем, тот столь вежливо обязан ответить на приветствие.

Из двоих пассажиров первой в такси садится женщина. Сопровождающий её мужчина садится рядом с ней, а не около водителя.

Мужчина и женщина

На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не курит.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине, открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине. Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье. Потом сам садится за руль.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после неё.

Спускаясь по лестнице, мужчина идёт на одну-две ступеньки впереди, а поднимаясь – на одну-две ступеньки сзади.

Если женщина оступилась или поскользнулась, мужчина поддерживает её.

В помещении мужчина никогда не сядет раньше женщины.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя – подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжёлые вещи.

videouroki.net

Разработка классного часа на тему Как вести себя в обществе"

Классный час

Как вести себя среди людей

Цель: нравственное воспитание старшеклассников.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

Учитель (выслушав ответы учащихся):

Знать и выполнять основные правила этикета не­обходимо прежде всего для того, чтобы уметь об­щаться, наладить контакт с собеседником или парт­нером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя челове­ком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода ко­декс взаимных ожиданий, моделей и правил обще­ния. Именно он и составляет основу этикета, кото­рый пронизывает все виды официального (служеб­ного, общественного, гражданского), а также неофициального (семейного, бытового, товарищес­кого) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись — получили улыбку в ответ. Проявили вни­мание, интерес к собеседнику — он будет вспоми­нать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружаю­щих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил пове­дения в общественных местах, которые ни при ка­ких обстоятельствах не должен нарушать воспи­танный человек.

♦ Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кро­ме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без при­глашения. Кроме того, недопустимо начинать разго­вор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое ис­ключение. К примеру, проходя мимо доброй знако­мой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осто­рожно дотронуться до ее руки или негромко оклик­нуть по имени.

♦ Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если ва­шим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой че­ловек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую покла­жу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

♦ Безусловно, непозволительно говорить о неприят­ных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиоз­ные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошиб­ками или промахами других людей.

♦ Воспитанный мужчина никогда не пройдет в ком­нату впереди женщины. Но это правило следует нару­шить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась настоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким прави­лам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впе­реди. Таким образом мужчина убережет свою попутчи­цу от возможного падения.

Далее учитель предлагает учащимся продолжить бе­седу в форме вопросов и ответов:

Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с не­знакомым человеком, если он находится в комнате?

Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше ува­жение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основа­ны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает доста­точно давнее или тесное знакомство. При этом млад­ший не должен первым протягивать руку, тут инициа­тива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в гла­за друг другу, протянутую руку пожимайте не слиш­ком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здоро­ваться первым с молодым мужчиной?

Да, если вы обгоняете его или если присоединяе­тесь к его компании.

А что такое комплименты и как правильно их делать?

Делать комплименты — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть вос­принят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам — это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда при­ятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчи­нам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Имен­но эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать сим­патичному вам человеку приятное.

Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные ком­плименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить кра­сиво и к месту приходит с опытом. Этому можно на­учиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам пред­лагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

Как правильно общаться с другими людьми?

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слу­шать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е общаться друг с другом с по­мощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с таки­ми ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собе­седником нужно вести себя вежливо, доброжелатель­но, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. По­стоянно говорить о себе неприлично. Нельзя переби­вать собеседника.

Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древ­негреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искус­ством красноречия. Поговорив с ним несколько ми­нут, Сократ потребовал за обучение ораторскому ис­кусству двойную плату. «Почему?» — удивился уче­ник. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят дет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и по­нимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ

1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего со­беседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутству­ющих плохо.

4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окру­жающих, но и слишком тихо говорить также не сто­ит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

7. Если к вашему разговору присоединился третий че­ловек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстри­руйте свою обиду, если ваша точка зрения не при­нята всеми. Примите к сведению аргументы дру­гих. Это не значит, что вы должны отказатьсяот своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помни­те, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая резуль­таты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяже­лые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь в автобусе к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В кинотеатре вы проходите к своему месту, повернув­шись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефо­на должен тот, кто звонил?

Если на большинство вопросов вы ответили поло­жительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о прави­лах вежливости.

Викторина знатоков этикета

За столом

1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона кла­дут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остат­ки извлекают и кладут на край блюдца.)

4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотра­гиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарел­ку, отламывают кусочки.)

На улице, в транспорте

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш от­вет?

2. С какой стороны от женщины должен идти муж­чина? (Слева от женщины, военный — справа.)

3. Можно ли познакомить двух людей, просто под­ведя их друг к другу и не называя имен, предло­жить им самим себя представить? (Нет. Чело­век, знакомящий их между собой, обязан пред­ставить каждого.)

4. Кто здоровается первым, если встретились млад­ший и старший? (Младший.)

5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоро­вался с незнакомым тебе человеком, приостано­вился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увиде­ли, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, сво­бодную руку держать в кармане? (Нет, он дол­жен вынуть руку из кармана.)

9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

10. Кто здоровается первым: входящий или присут­ствующий? (Первым здоровается входящий.)

kopilkaurokov.ru

Классный час. Умеем ли мы правильно себя вести в общественном транспорте.

Классный час

Тема: «Как вести себя в общественном транспорте» (2 класс)

Цель урока:

- показать детям как принято вести себя в общественном транспорте;

- научить правилам хорошего тона: уступать место в транспорте старшим;

- обучить правилам оплаты проезда;

- обратить внимание на речевой этикет: просьбы и реакции на них; формы извинения, благодарности и сопутствующие сигналы (не громкость разговора, умение не причинять неудобства тем, кто стоит рядом).

Материалы для беседы (некоторые установки).

Отгадайте загадки. Найдите картинки-отгадки. Перечислите общественный транспорт, который вы знаете.

Вы обращали внимание на то, как нервничают пассажиры, когда замечают невоспитанных детей. Нужно твердо знать, что на сидении сидят, а не стоят, за поручни держаться рукой. Младшие уступают место старшим, мужчина уступает место женщине. Необходимо также уступать место больному человеку, инвалиду. Ответом на услугу всегда служит благодарность.

Объясните детям, что в присутствии посторонних, желательно говорить тихо, чтобы стоящие рядом люди не слышали, о чем ты говоришь.

Не следует делать себя предметом всеобщего внимания. Поиграйте в транспорт. Отработайте несложные формы поведения: как войти в автобус; как выйти из автобуса; как протянуть руку, помогая выйти из автобуса бабушке; как обратиться с просьбой к пассажиру.

Оборудование:

Стулья, листы бумаги, ручки, картинки с изображением общественного транспорта.

Текст для чтения: « Садитесь, пожалуйста!»

Беседа по тексту (опорные материалы):

- Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Артем?(Сначала нет, потому что громко, на весь автобус разговаривал. Кроме того, он не сидел на сидении, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом стояла женщина).

Игровые ситуации:

Ход урока: Добрый день!

Тема нашего урока: «Как вести себя в общественном транспорте»

Предлагаю вам отгадать загадки и найти картинки-отгадки!

- «Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что же это?» (Самолет)

- «Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок» (Поезд)

- «Что за чудо?- Синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.» (Автобус)

Самолет, поезд, автобус – это общественный транспорт. Почему его так называют? Потому, что это транспорт, на котором ездят люди.

Какие еще виды общественного транспорт вы знаете? Назовите.

Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые необходимо соблюдать в общественном транспорте. Запомните их.

ПРАВИЛА ПАССАЖИРА

При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед.

Войдя в автобус или троллейбус, не останавливайся у входа, проходи в середину салона.

Уступай место пожилым людям.

В общественном транспорте не стряхивай снег или капли дождя с одежды, не ешь.

В транспорте не причесывайся, не ковыряй в носу, зубах, ушах.

Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.

Входя в транспорт, снимай рюкзак или ранец, чтобы не задевать людей.

Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, вежливо попроси сидящих подержать их.

Находясь в салоне, громко не смейся и не разговаривай.

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами. Громоздкие острые предметы (например: лыжи, лыжные палки) перевози хорошо упакованными.

Если ты едешь в транспорте со своими домашними любимцами (кошкой, птицами, хомячком) перевози их в специальных клетках; собаку надо перевозить обязательно в наморднике.

Готовься к выходу заранее (особенно если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не стесняй молча людей, прокладывая себе дорогу, а извиняясь попроси разрешения пройти.

Не сори в общественном транспорте.

В транспорте будь внимательным и предупредительны. Такие слова, как «будьте добры», «благодарю вас», придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

А сейчас, ребята, послушайте внимательно текст:

«САДИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА»

Мама, Лена и Артем отправились в гости к Нине Ивановне. Мама сказала: «Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети. Лена села у окна, Артем - рядом с ней. «Лена!»,- закричал Артем на весь автобус,- Ты заслоняешь все окно. Ничего не видно!» Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

«Мальчик!»,-сказала женщина, которая стояла рядом, -если тебе не трудно, уступи пожалуйста, место.» Артем смутился: «Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что Вы стоите.» «Спасибо, мальчик». «Пожалуйста, не стоит благодарности».

Как выдумаете, правильно ли вел себя Артем в автобусе?(Сначала нет, потому, что громко на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сидении, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом стояла женщина.)

Давайте, дети, поиграем в трамвай.

Представьте, что все мы едем в трамвае. В трамвай входит Таня – «бабушка». Кто должен встать первым? (Тот, кто сидит ближе к «бабушке») Что он при этом скажет? Что ответит «бабушка»? А на следующей остановке войдет Катя с «ребенком»(кукла на руках). Что будет дальше?

-Конечная остановка. Кто первым выходит из трамвая?(мальчики). Что при этом делают мальчики?(подают руку девочкам).

Пассажиры должны понять, что рядом с ними воспитанные дети.

В заключение нашего урока, повторите правила, которые вы запомнили.

Урок закончен. Мне очень приятно, что вы сегодня продемонстрировали самые важные правила хорошего тона: хорошие манеры, приветствие и умение слушать и слышать.

До свидания!

kopilkaurokov.ru

Классный час на тему "Правила поведения в общественных местах"

Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Задачи:

1. Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).

2. Формировать положительные моральные качества.

Ход урока

1. Постановка проблемы: 

- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т. е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах

2. Сообщение темы урока

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете предназначение этих общественных мест.

Наш классный час посвящен правилам поведения в общественных местах

Задание. Соедините стрелочками слова левого и правого столбика. (слайд №2)

3. Работа над темой урока

1. Правила поведения в гостях

К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это?( волк, хомяк, белочка, поросёнок, лисёнок) (Слайд№3-6)  

По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

-Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал;

-Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой;

-Поросёнок стал разговаривать во время еды с набитым ртом;

-Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась есть бесшумно. 

- Лисёнок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой.

Каков правильный ответ? (Белочка, Лисёнок)

Давайте с вами ещё раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные дети.

Правила поведения в гостях (слайд №7)

· В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно

· Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

· Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

· Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

· Не клади локти на стол, не играй во время еды.

· Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

Но нашим гостям нужно попасть в библиотеку, чтобы подготовить домашние задания, которые были заданы в лесной школе.

Конкурс "Пословицы"

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

· В добрый час молвить, в худой - промолчать.

· Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

· Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

· Доброе слово железные ворота отопрет.

· Долго думал, да хорошо сказал.

· Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

· Красно поле пшеном, а беседа умом.

· Кстати промолчать, что большое слово сказать.

· Лишнее говорить, себе вредить.

· Складно бает, да дела не знает.

· На великое дело - великое слово.

· Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

2. Правила поведения в общественном транспорте

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (слайд 8-9)

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…

- Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…

- Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…

- Если ты во время движения автобуса держишься за поручень, то…

- Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…

Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

· Вопросы:

- Понравился ли вам главный герой?

Какое правило нарушил Николай

Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров. (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)

Полную информацию смотрите в файле. 

videouroki.net

Классный час по теме «Как вести себя в общественных местах»

Классный час по теме «Как вести себя в общественных местах».

Макарова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность»

г. Дубны Московской области

Цель: ознакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах;

познакомить с правилами этикета.

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.

^

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:

  • Соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины.
  • При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются самостоятельно в отведенных местах в раздевалке, сменную обувь учащиеся хранят в специальных сумках-мешках в раздевалке вместе с верхней одеждой.
  • Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе.
  • Беречь школьное здание, оборудование, имущество.
  • Экономно расходовать электроэнергию и воду.
  • Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений.
  • Соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете.
  • Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы.
  • Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.
  • Учащийся в школе должен быть аккуратно причесан, иметь чистый носовой платок, расческу.
  • Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.
  • При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя.
^

На улице необходимо соблюдать общепринятые правила поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно ли почистить одежду, обувь. Как бы мы не спешили, не летим, расталкивая толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя прохожих обходить нас. Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.

По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока. Уступайте дорогу встречному прохожему и обходите его с правой стороны. Если вы заметили, что кто-то торопится, отойдите в сторону. Даже в очень многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти. Если дорога узкая и плохая, то в случае необходимости мужчина сходит с тротуара на мостовую. В узких, тесных проходах, а также у лестниц и дверей следует подождать до тех пор, пока не пройдут те, кому по праву положено проходить первым.

Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими пешеходами зонт поднимают или наклоняют в сторону.

Встретив знакомого и заговорив с ним, не стойте посредине тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим прохожим.

^

При входе в общественный транспорт пропустите вперед людей , имеющих проблемы со здоровьем, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти.

В транспорте не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.

В городском транспорте не едят и не курят. Не входят с мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или дождевые капли с одежды. Проездные билеты и мусор не бросают на пол. Чихая и кашляя, пользуются носовым платком. Не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не ковыряют в зубах. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами сидения и одежду других пассажиров.Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила у него перед самым лицом. Если видим, что наше продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.

^

Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей.Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий. Он дает возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.

Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть, нет ли в продаже нужных товаров, и у вас нес с собой нужных денег не стоит примерять вещи, которые вы не собираетесь покупать. Лучше расспросить продавца обо всем, что вас интересует, а не заставлять его заниматься бессмысленной работой, да и самому понапрасну не тратить время.Если вы хотели что-то купить, но не смогли подобрать ничего подходящего, не стесняйтесь сказать об этом продавцу и поблагодарить его за внимание.

Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди. Такие попытки неизбежно встретят справедливое возмущение окружающих.

^

При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.

Соблюдайте определенные правила поведения в музеях и на выставках. При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

fs.nashaucheba.ru