«Что бывает осенью?». Картинка чего не бывает осенью


Тема: ОСЕНЬ - 16 Августа 2013

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить названия каждого времени года. Уточ­нить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последую­щее за осенью. Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

 

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

 

3. Рассмотри картинки с изображениями осени и лета. Назови приметы этих времен года. Сравни их между собой.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — ...                        

Дождь осенью (какой?) — ...

Ветер осенью (какой?) — ...                          

 Листья осенью (какие?) — ...

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кру­жатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — ... 

Осенью солнце (что делает?) — ... 

Осенью птицы (что делают?) — ... 

Осенью колхозники (что делают?) — ...

5.   Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6.   Упражнение «Найди ошибки»: Определи, чего не бывает осенью.

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

—  Под ногами шуршат сухие разноцветные ли­стья.

—  Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

—  Люди собирают урожай овощей, фруктов.

—  Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково»: Художник нарисовал картинки. Назови их. В пустых квадратах нарисуй такие же картинки, но маленькие. Назови их ласково.

 

8. Упражнение «Увидели, не увидели»: Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Со­ставь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков».

9. Упражнение «Скажи наоборот»:  Помоги Тане закончить предложения. 

Летом солнце яркое, а осенью ... 

Летом небо светлое, а ... 

Летом день длинный, а ... 

Летом тучки ходят высоко, а ... 

Летом птицы учат птенцов летать, а ... 

Летом люди одеваются легко, а ... 

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а ... 

Летом люди растят урожай, а ... 

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...

10. Упражнение «Оденем Таню»: Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Обведи линией красного цвета осеннюю одежду, обувь и головной убор. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение «Букет для мамы»: В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и рас­скажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. 

logopeddoma.ru

Дидактические карточки "Что бывает осенью"

Приближается середина осени. Какое же красивое это время года! А вы наблюдаете с малышом осенние явления в природе? Если нет, то самое время это сделать. 

Сегодня предлагаю вам новое пособие - Дидактические карточки "Что бывает осенью".

Дидактические  карточки  «Что бывает осенью»  предназначены  для знакомства ребёнка  со  временем  года  –  осенью.  

С помощью дидактических карточек вы можете познакомить ребёнка через игру, беседу,  описание,    рассказ    с    ярким    разнообразием    осенних  явлений в природе.   

Карточки    разовьют    не  только    познавательный    и    исследовательский   интерес у ребёнка,  но  прежде  всего эстетический вкус. Это позволит ребёнку чувствовать себя увереннее в природной среде, разовьёт в нём бережное отношение к миру природы.    

На  лицевой  стороне  карточек  вы  можете  видеть  фотографию  того  или  иного 

осеннего  явления,  а  на  оборотной  стороне  каждой  карточки  вы  найдёте  факты, 

описывающие эти явления. 

Как играть с дидактическими карточками? 

Игр может быть много. Интересы и способности вашего малыша подскажут вам, в каком направлении развиваться. Предлагаю вам основные игры с карточками. 

Общее знакомство с дидактическими карточками. Рассмотрите карточки вместе  с малышом,  прочитайте  текст  на  обороте.  Уделите  особое  внимание тем карточкам, которые вызывают особый интерес у ребёнка. 

Игра  «Какая  осень?».  Расскажите  ребёнку,  что  осень  бывает  ранняя  и поздняя. Попробуйте сначала вместе с ребёнком распределить карточки на две группы  - "раннюю" и "позднюю" осень, со временем малыш сможет делать это сам. 

Игра «Осенние месяцы». Расскажите ребёнку, что у осени, как и у других времён года, есть три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Попробуйте сначала вместе с ребёнком распределить карточки на три группы по месяцам, со временем малыш сможет делать это сам. 

Игра  «Палитра  осени».  Используя  карточки  с  основными  цветами или оттенками, попросите ребёнка подобрать палитру для осени. Пусть малыш прикладывает цветные карточки к фото дидактических карточек. Если малышу ещё сложно это сделать, помогите ему.  

Осенние  прогулки.  Используйте  карточки  во  время  прогулки  с малышом. Предложите  малышу  показать  в  природе  то,  что  он  увидел  на  карточках  (грибы,  стаи птиц, опавшие листья и т.д.). 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ БЛОГА, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ 

НОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ 

ВВЕДИТЕ ВАШ email АДРЕС:

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШИМ ГРУППАМ ВКОНТАКТЕ

P.S. Данная статья и прикреплённые к ней материалы (в том числе и файлы) авторские и предназначены исключительно для частного использования, публикация и использование на других сайтах ЗАПРЕЩЕНА!  Все права защищены. 

vchudoma.blogspot.com

Что бывает осенью: junet

У меня опять, как каждый раз в августе, невольно сжимается сердце, когда в зеленых листьях нет-нет, да и промелькнет желтизна... Значит, скоро осень. Чтобы от этого не начать кукситься и огорчаться, я решила вспомнить, что же хорошего бывает осенью. Ага, во-первых, мой день рождения. Неплохая штука, особенно когда удается отпраздновать его как хочется. Во-вторых, теперь нет неприятного ощущения начала учебы с 1 сентября. Особенно школьной (в университет ходить было куда приятнее). В-третьих, конечно, ничто не сравнится с пышной золотой осенью по красоте. В Переславле-Залесском есть одно место, куда осенью всегда хочется приезжать. Это дендропарк. Там можно бродить по дорожкам - и земляным, и асфальтовым, - со схемой парка и без. Можно угадывать - где тут растения Сибири, а где Америки... А можно просто так гулять, рассматривая красивые листья, поздние цветы или поспевшие ягоды.

Вперед уводит ковровая дорожка...

Если вам повезло с пнем с небом, то можно вдоволь насмотреться и на золотые листья в синем-синем осеннем небе, и даже на серебряные.

Или даже на пуховые:

А уж о ягодах и резных листьях говорить не приходится.

После дендропарка, честно говоря, даже идти гулять по самому Переславлю не очень хочется - чтобы не растерять то чувство природы и гармонии, которое там буквально "накрывает", а потом, после приезда в Москву, еще долго дает себя чувствовать просто хорошо.

Такой вот он, осенний дендропарк.

junet.livejournal.com

Две стороны одной медали, или Какая бывает осень?

Какая бывает осень? Многие люди считают, что она однообразна, поэтому не любят это время года за его хмурость, за темное и дождливое небо, за ненавистные большие лужи и, конечно же, за частые простудные заболевания. Эх! Эти люди не знают, какая бывает осень в своем теплом проявлении! Именно поэтому им всегда печально, скучно и апатично при одном лишь упоминании об этом времени года...

Осень золотая

Какая бывает осень? Друзья, она бывает совершенно разной! Она откроет все свои краски и прелести лишь тому, кто по-настоящему способен оценить ее красоту! Она заманит в самые разные уголки осеннего леса или парка, на берег озера, она будет очаровывать своими запахами и яркими красками, оглушать поразительным спокойствием и тишиной...

Представьте себе, как это приятно - прогуливаться по улице, слушая сухой шорох осенних листьев под своими ногами. Кроме того, осенний парк - это "костер рябины красной", как писал известный поэт Есенин! Можно видеть, как суетливо занимаются своей деятельностью птицы и мелкие звери (белки, бурундуки), которые спешат до зимы сделать те или иные заготовки. Если подойти к пруду, то можно ощутить постепенно угасающее дыхание теплого лета. Друзья, а какая бывает погода осенью! Нас обволакивает теплым воздухом, лаская лучами красивого солнца... Трудно словами описать всю прелесть этого времени года!

А какое бывает небо осенью! Вы только подумайте! Осень накрывает нас своим лазурным небом, уже издали затягивающимся темной и густой синевой красивых и в то же время предупреждающих нас грозовых туч.

Осень, осень... Лес остыл и листья сбросил...

Как мы уже сказали, осень бывает разной. Давайте взглянем на другой ее вариант... Это тоскливая, плачущая и ожидающая своего умирания природа. Если наблюдать за такой осенью из окна, то картина будет печально-удручающая: все контуры природы нечеткие и расплывчатые, краски размытые, и все это венчается пепельной дождевой дымкой... Единственные четкие линии в такую погоду - это косой пунктир дождевых капель.

Стоит выйти на улицу, как тут же в глаза, нос и уши, словно вата, набивается густой осенний туман, не дающий ни дышать, ни двигаться... В это время года ни за что на свете не хочется выходить из теплого и уютного дома навстречу холодной и серой осени.

Как прекрасен этот мир!

Но когда темная пелена все же расступается, на осеннем небе появляется долгожданное солнце! Место душевной хандры занимают светлые мысли, приходящие в голову вместе с появлением теплого солнышка. В такие минуты начинаешь истинно ценить и любить эту жизнь, этот мир с его яркими красками, солнечным светом, теплым воздухом и, конечно же, красивой осенью...

Поэтому, друзья, на вопрос о том, какая бывает осень, никогда не отвечайте однозначно! Оглянитесь вокруг - мир прекрасен! Именно осенью у нас с вами появляется уникальная возможность полюбоваться яркими и теплыми красками сентября, ощутить, как приглушается весь мир в октябрьском дожде, а также раствориться в холодной вуали ноября, наблюдая за первыми хрупкими и тающими снежинками... Как же прекрасен этот мир, друзья!

fb.ru

Цитаты и картинки про осень

А осень - это просто повод,укрывшись пледом, почитать)

Осенней пасмурной пороюя прячусь от унылых лицлистком гербария меж книжныхстраниц)

Хоть за окном дожди и слякоть,Я в кружку чай себе налью,Добавлю мед, любовь и радость,И пью...))

А, может, осень для того и создана в оранжевых тонах, чтобы нам было светло, тепло и вообще... мурмеладно!

Когда по крышам бьют дождинкии ветер рвет из рук зонты -меня теплом своим согреюткоты)

🍁 Осень - время утепляться теплыми свитерами, горячим чаем и добротой.

Пришла осенняя грустинка, здесь не поможет витаминка!

Помогут только "обнимашки", горячий чай и "целовашки".

Давайте холодам назло дарить ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО!

Я по осени слишком ветрена… В непогоду ещё и порывиста…

Пусть Эта Осень станет для всех нас светлее, теплее... и счастливее, непременно счастливее.

Вот и дожди пошли… Смывают пыль с души,чтобы потом её очистить белым снегом…

- Осень...Будем грустить?

- Нет, наслаждаться...ツ ​

- Который час ?- Без пяти минут Осень...

Какая бы погода ни была снаружи, главное, чтобы внутри было лето...

Осень - время теплых объятий, горячего чая, мягкого пледа и интересных фильмов...

Осень - идеальное время, чтобы начать всё по-новому и забыть всё старое...

И до весны не разворачивайте.

Осенняя луна

сосну рисует тушью

на синих небесах.

Хаттори Рансэцу (1654 - 1707)

Фиг с ним, с летом! Мы и осенью зажжем.

В воздухе чувствуется запах осени и сезонных расстройств психики...

— ... быть может, во всём виновата осень; я ощущаю её сильнее, чем ты. Осенью рвутся пакты и всё становится недействительным. И человек хочет...— Да, чего же он хочет?— Любви.

Осень похожа на уже прочитанную, но успевшую позабыться книгу – каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница – возвращение туда, где уже побывал. Ночи отныне наполнены шумом дождя, утра пахнут обессилевшей, но еще не остывшей землей, солнце, растерявши всю свою чинную неспешность, суетливо скользит по краю неба, не поднимаясь выше холмов – время солнца ушло, настали чужие времена.

Осень стоит на пороге непрошеным гостем, мнется, виновато отводит глаза, протягивает горсть этого и того – спелого, ало-сладкого, вязко-терпкого. Полюби, полюби меня! Вот тебе золото сентября, вот тебе безмятежность октября, вот тебе прощальный стрекот цикад, вот росчерк журавлиного клина на облаках… «Эти волосы взял я у ржи, если хочешь, на палец вяжи – я нисколько не чувствую боли…».

Но там, за благостной тишиной, за степенно облетающими кленами, за лужами, отражающими небеса, гонит вперед себя холодные ветра ноябрь – смурое дитя осени, поскребыш и нелюбимец, вестник неминуемых перемен, посланник холодного декабря. Там, за роскошью октября, – безмолвные колючие снега.

Осень похожа на прочитанную, но успевшую позабыться книгу – каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница – возвращение туда, где уже побывал.

Наринэ Абгарян - Зулали

Знаешь, как осень приходит в горы? Молчанием. Просыпаешься в самую рань – а кругом такая тишина, словно отключили звук. Только ветер шумит в остывшей печной трубе. Лежишь с закрытыми глазами, зарывшись носом в кусачее шерстяное одеяло, и слушаешь молчание гор...

Наринэ Абгарян - Зулали

Да ничего не случилось...никто не обидел...просто настроение - осень…

Доктор, у меня аллергия на осень.Я весь покрываюсь одеялом и всё время сплю...

Балуйте свою душу... осенью ей требуется еще больше тепла...

Осень - это...

Пусть этот осенний день будет замечательным! :)

Время утепляться тёплыми свитерами, горячим чаем и добротой. 🍂 🍁 ☕

Радуются осени как и я 😊

Осень - не повод грустить.

Осень - это повод носить красивый шарфик!:)

Сижу, пью кофе, анализирую. В чашке осень, в планах зима, в теле весна, а душе, как всегда, не хватило лета.

Когда пьёшь горячий чай с печенькой, завернувшись в шерстяной плед, рыжая осень начинает улыбаться тебе даже из чашки :)

Приятно было слушать, как шуршат под мягкими подошвами осенние листья, и тихонько, неторопливо насвистывать сквозь зубы, и порой, подобрав сухой лист, при свете редких фонарей всматриваться на ходу в узор тонких жилок, и вдыхать горьковатый запах увядания. Рэй Брэдбери

Осень - это время тихих посиделок вечерами, укутавшись в теплый плед с интересной книгой в руках.

Не рвите тёплые отношения, впереди холода!)

Уже осень. А осенью не следует оставаться одной. Пережить осень и так достаточно трудно.

Осень похожа на тот момент, когда ты ложишься под теплое одеяло, уютно устраиваешься на подушке, закрываешь глаза и начинаешь сладко засыпать, мечтая о радостях завтрашнего дня. Так же погружается в сон природа, размышляя о такой далекой, но неизбежной весне.

Не осень в нашей грусти виновата, а лишь в душе отсутствие весны.

Хорошо, есть осень, она нежно и аккуратно готовит нас к холодам. Любимая осень. Время размышлений, рук в карманах, глинтвейна по вечерам и приятной меланхолии. Эльчин Сафарли

Осень — время теплых объятий, горячего чая, мягкого пледа и интересных фильмов.

Осень...Дождь...Время самых тёплых объятий,самых уютных вечеров,самых душевных слов...

Мне нравится смотреть, как неторопливо приходит последний вечер лета, как постепенно исчезают лучики жаркого ещё летнего солнца. Я невероятно благодарна этому лету за всё, что случилось и особенно за то, чего не случилось и с нетерпением жду волшебную осень.

Вот и лето пролетело - просияло, подарило вагончик приятных эмоций, ярких событий, волшебных вечеров и дней. Завтра осень и пусть она будет ещё более искромётной.

Всем тёплой, душевной, ароматной осени!

Фиг с ним, с летом! Мы и осенью зажжём!

...И осень тёплая, если родные руки рядом...

Осень — это кофе с корицей, кленовые листья, разноцветные, как часть детского рисунка, тёплые, нежные плюшки с ванилью и тонкий запах дыма.

Ну, здравствуй, осень! Ты так печальна...

Я буду кофе... Давай со мной?

Хандра на сердце... Уже банально...

И город в мыслях совсем чужой.

В записках чувства иссякли светом,

ты разучила меня писать.

Одни вопросы... и ноль ответов...

От слез промокла опять тетрадь.

И сны не снятся, а раньше в красках

цветных летала я до утра...

Но жизнь сломала упрямо сказку.

Жестокость смысла таит игра.

Да, ладно... Хватит... Забыла зонтик...

Простуда, кашель и боль стрелой...

Ну, здравствуй, осень... седой синоптик...

Я буду кофе... А ты со мной?

Воды ручьяНесут мои мыслиНа осени листьях.

Хатори Хасо

Когда ты счастлив, то и осень становится красочной… не замечаешь дождя, а только разноцветные зонтики!

Золотой и багряный калейдоскоп листьев создает удивительные гобелены осенью, сменяющие изумрудный летний ковер. Джудит Линдберг

Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года. Уильям Каллен Брайант

И с каждой осенью я расцветаю вновь. А. С. Пушкин

Когда любовью женщина согрета, ей никакая осень не страшна!)

Мне нравится осень, когда непременно идет дождь, стоят мокрые голые статуи, и к ним непременно прилипают черные листья, и по невымощенной земле, обычной, натуральной, лежат уже темно-желтые листья и прикрывают грязь.

В Нью-Йорке есть такая пора, когда ты ощущаешь дыхание осени задолго до того, как упал первый лист. Воздух стал прозрачным, лето осталось позади, и однажды ночью впервые за долгое время тебе хочется накрыться теплым одеялом. Из т/с "Секс в большом городе"

Я люблю осень. Напряжение, рык золотого льва на задворках года, потрясающего гривой листвы. Опасное время — буйная ярость и обманчивое затишье; фейерверк в карманах и каштаны в кулаке. Джоан Харрис

Терпеть не могу упускать что-то такое прекрасное, как осенний солнечный свет, оставаясь в доме. Поэтому я провожу почти весь день на улице.

Осенью как-то особенно хочется жить, и дрожащие от тумана улицы кажутся растворенными во времени. Из х/ф "Служебный роман"

С первым осенним холодком жизнь начнется сначала. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

СЕНТЯБРЬ

Сегодня – сентябрь!

Сегодня. Сентябрь!!!

СЕНТЯБРЬ! СЕГОДНЯ!!!!!!!

Что я делала этим летом?)))

У сентября удивительная способность влюблять в себя постепенно. Пока ты переживаешь уход лета, пока свыкаешься с мыслью, что впереди долгие холода, сентябрь украшает кроны деревьев осенней проседью, приглушает и растушевывает свет, но делает ярче цвета: кадмий оранжевый и лимонный, охра светлая и золотистая, сиена жженая – крапушкой, щадя, по самой кромке березового листа. Едва вынырнув из состояния уныния – лето ушло, ушло лето! – ты обнаруживаешь себя в утешающих объятиях сентября. Хорошо как, выдыхаешь ты, вновь возвращаясь в себя. «Обратно воротилися слова», – просторечит сентябрь. Не спрашивает – утверждает»

Наринэ Абгарян - Зулали

ОКТЯБРЬ

- Октябрь, - со страстью в голосе произнес он. - Боже, это мой любимый месяц, готов его поедать, вдыхать, втягивать запахи. Ах, этот мятежный и печальный месяц. Смотри, как от встречи с ним зарделась листва. В октябре мир объят пламенем...

Рэй Брэдбери "Литературные встречи"

По вечерам я выгляжу именно так

Холодает...

Чувствую себя Григорием

Одевайтесь теплее

Нужно больше теплых вещей

Люблю осень)

Жалко, что нельзя ходить на работу в одеялке.

НОЯБРЬ

Вот и ноябрь наступил... Дело потихоньку идёт к весне...)

Стоял ноябрь - месяц малиновых закатов, улетающих на юг птиц, глубоких, печальных гимнов моря, страстных песен ветра в соснах.

Люси Мод Монтгомери

Этот ноябрь совсем уже одекабрел...

В такую дивную погоду -

В холодный дождь и грязный снег,

Становится вкуснее кофе,

Теплее кот и мягче плед)

А я хочу скорее зиму!Чтоб всё вокруг белым-бело!Чтоб грязь и грусть мою былуюПушистым снегом замело!

В ноябре мы становимся старше,

Остываем от страстного лета,

И под пледом, с работы уставшие,

По квартирам прячемся где-то.

Чай завариваем зеленый,

Вместо рома, текилы, самбуки,

Смотрим старые «мыльные» фильмы,

Согревая холодные руки.

Иногда мы бываем простужены,

За окном ведь почти что вьюга.

В ноябре нам скучать положено,

Вспоминая, без слов, друг друга.

— Что ты несешь, Ёжик?

— Море.

— Зачем тебе море?

— Скоро зима, а я все один да один...

м/ф «Осенние корабли»

Медленный переход осени к зиме – вовсе не плохая пора. Это пора, когда нужно собрать, привести в порядок и сложить все свои запасы, которые ты накопил за лето. А как прекрасно собирать всё, что есть у тебя, и складывать поближе к себе, собрать своё тепло и свои мысли, зарыться в глубокую норку – уверенное и надёжное укрытие; защищать его как нечто важное, дорогое, твоё собственное. А после пусть мороз, бури и мрак приходят, когда им вздумается. Туве Янссон. В конце ноября

Только вам решать, чем станет для вас эта осень — унылой порой или очей очарованием...

Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок. Альбер Камю

Вчера ко мне приходило счастье. Оно было одето в осень, пахло разноцветными дождями и почему-то пряниками. Мы сидели на кухне, я угощал его горячим чаем, а оно добавляло в него насушенные за август лепестки опавших звезд. Потом оно село на мой подоконник и тихонько запело. Оно пело о светлом, о важном, о любимом, о том, что молча живет в сердце и делает руки нежными, оно пело о смехе людей, похожим на теплый янтарный ветер, и о мокрых от росы тропинках, ведущих к тому, что ищет каждый. Мы провели вместе всю ночь. Оно то птицей садилось на плечо, то мягкой урчащей кошкой лежало на коленях. А утром оно засобиралось в путь, извинялось, обещало обязательно заглядывать на огонек, потом накинуло на тонкие плечики радугу, раскрашенную детскими снами, и вылетело за дверь. Но я рад, потому что обернувшись на пороге, оно сказало мне, что идет к тебе. Встречай.

Пахнет осенью. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями.

Осень — в душе человека. Как и весна, лето, любой сезон, любая погода. И поэтому одному и тому же дождю кто-то с радостью и предчувствием очищения подставит свои руки, а другой тяжело нахмурится, смахнет в случайный ручей свою печаль и потуже затянет плащ. Погода в нас, а дождь… он просто идёт. Лишённый оттенков добра и зла, радости и печали, дождь идёт сквозь наши души.

Осень – время мечтать и смотреть разноцветные сны,

Запивать холода самым лучшим жасминовым чаем,

Не испытывать сплин или ложное чувство вины

От того, что дожди ну нисколечко не огорчают!

Осень – время зонтов, что давно застоялись в углу.

Время новых плащей, сапогов в разноцветную клетку -

Чтобы лично узнать глубину и количество луж,

А не грустно вздыхать и скучать по ушедшему лету.

Осень – время стихов с неизбежным наличием фраз

Об унылой поре, листопаде, капризах погоды…

Осень – повод подумать, почувствовать "здесь" и "сейчас",

И, конечно, любить вопреки всем законам природы!

Осень - это наша тайна. Мы многое храним в душе, и только прохладная осень лукаво улыбается, знает, чем согреть нас и что нам подарить. У каждого из нас своя осень. Свой цвет, запах и вкус... Берегите осень. Наслаждайтесь своей осенью...

Пусть эта осень будет полна приятных сюрпризов :)

Первая осень

Пусть всё будет хорошо!...

Каждый должен найти хотя бы пару минут, чтобы остановится и посидеть, и смотреть как медленно падают осенние листья…

Осень начинается не тогда, когда начинают опадать первые листья или начинаются первые заморозки, а когда начинаешь ждать весны.

anchiktigra.livejournal.com

Какой бывает осень

Вторник, 4 сентября 2012 г.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье...

Александр Пушкин

 

Климатические рамки границы осени очерчены среднесуточной температурой от +15 до 0 градусов. Как правило, эти значения укладываются в 75 дней, с 25 августа по 10 ноября. Однако природу сложно загнать в жесткие рамки календаря и часто эти сроки плавают.

Метеорологическая осень подразделяется на следующие подсезоны:

25 августа — 23 сентября ― начало осени;

24 сентября — 14 октября ― золотая осень;

15 октября — 28 октября ― глубокая осень;

29 октября — 10 ноября ― предзимье;

11 ноября — 30 ноября ― первозимье.

 

Начало осени

Прохладные утренники и густые туманы

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Алексей Плещеев

 

Начало осени характеризуется переходом среднесуточной температуры через +15 и сокращением светлого времени до 14 часов. В этот период увеличивается повторяемость облачных дней, и, хотя дождей больше не становится, выпадающая влага испаряется не так быстро, как летом. Лужи могут стоять значительно дольше. Утренники становятся прохладными, учащаются ночные туманы.

 

Все замирает

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...

Агния Барто

 

Природа тонко чувствует эти перемены и завершает активную летнюю деятельность. В кронах деревьев появляется желтизна, жуки становятся полусонными.

Ближе к середине месяца в связи с увеличением контрастов температуры между остывающей Арктикой и все еще теплым югом активизируется циклоническая деятельность. Погода становится более неустойчивой, бывает то очень тепло, то очень холодно. Смена погоды сопровождается обильным ненастьем, с сильными дождями и ветром. Как правило, на смену ненастью приходят арктические похолодания, угрожающие первыми заморозками.

 

Золотая осень

Возвраты летнего тепла

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Федор Тютчев

 

После первых серьезных похолоданий нередко наступает продолжительное затишье и потепление, связанное с распространением на восток ядер азорского антициклона. Как правило, в этот период отмечается большой суточный ход температуры: ночами свежо, днями тепло, на солнце воздух легко может прогреваться до +20. В этом случае мы говорим, что наступило бабье лето.

 

Разноцветный вернисаж

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Иван Бунин.

 

Следующим поворотным моментом сезона является переход среднесуточной температуры через +10. Для фабрики фотосинтеза ― это критическая температура. Она замедляет и прекращает свою работу. Хлорофилл распадается и перестает маскировать своим зеленым цветом другие пигменты участников фотосинтеза. Так появляется багрянец, золото и сизый цвет. Различное сочетание трех пигментов творит цветную симфонию.

 

Глубокая осень

Прощание с родиной

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Константин Бальмонт

 

Каждый градус понижения температуры с +10 до +5, который продолжается с конца сентября до середины октября, является критерием для отлета определенного вида птиц. У природы здесь все четко регламентировано, чтобы не создавать толчею в воздушном движении.

Важной ступенькой периода является достижение среднесуточной температурой отметки +8, когда в домах включают отопление.

Золотая осень завершается 14 октября ― на праздник Покров. Издавна народ примечал, что в этот день выпадает первый снег. Глубокой осенью, которая продолжается почти до конца месяца, ночные заморозки становятся регулярным явлением, а днем температура редко превышает +10.

 

Предзимье

Опустевший лес

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

Николай Некрасов

 

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

Аполлон Майков

 

Приметой этого времени является листопад. При переходе температуры через 0 влага, содержащаяся в черенке, замерзает, и он обламывается. Лист совершает тихий прощальный полет...

Для автомобилистов наступает горячая пора смены авторезины. Летние покрышки при температуре ниже +5 теряют свои свойства и не обеспечивают должного сцепления с дорогой. По мере учащения снежных событий глубокая осень слагает свои полномочия.

 

Снежная пороша

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин

 

Средняя дата формирования временного снежного покрова приходится на 28 октября, и она же открывает ворота в предзимье. Погода становится промозглой и ветреной. Снег выпадает, немного лежит, но все же тает. На улицах становится слякотно.

 

Первозимье

Первые метели

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

Сергей Есенин

 

Завершается климатическая осень обычно 10 ноября, когда среднесуточная температура устойчиво переходит через 0. Первозимье ― время первых снегопадов и первых дневных «минусов». Снежный покров становится все более устойчивым и в среднем многолетнем ложится 28 ноября. Однако в недавней истории бывали случаи, когда он оставался лежать до весны с 31 октября, а иногда появлялся только после Нового года.

 

Материал: Сайт Гис-Метео

udmpogoda.ru

«Что бывает осенью?»

1. /Приложения/Игры для развития навыков общения.doc2. /Приложения/Игры для развития языка жестов и мимики.doc3. /Приложения/Игры на развитие воображения.doc4. /Приложения/Игры по правилам этикета.doc5. /Приложения/Игры по развитию речи.doc6. /Приложения/Картотека - Социализация.doc7. /Приложения/Картотека - Эмоции.doc8. /Приложения/Картотека - развитие речи.doc9. /Приложения/Консультация для родителей.doc10. /Приложения/Папка-передвижка Театрализованная деятельность.doc11. /Приложения/Педагогическая диагностика театрализованной.doc12. /Приложения/Речевое дыхание.doc13. /Приложения/Скороговорки.doc14. /Приложения/Театральные игры.doc15. /Приложения/Упражнения для развития выразительности речи.doc16. /Приложения/ЭТЮДЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ.doc17. /Проект Театр и нравственность.docПриложение №11Приложение №8 Эти игры развивают язык жестов и мимики, пантомимику. Ребенок должен понять, что кроме речевых, существуют и невербальные средства общенияПриложение №7 Младшая группа Упражнение "Какая игрушка?"Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!Приложение №4"Солнечный зайчик"Зеркало. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу.«Что бывает осенью?»Консультация для родителейТ. С. Комарова акцент в организации театрализо­ванной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллек­тивной творческой деятельносРегулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезковПриложение №6Общеразвивающие игры эстафетаМногие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше.Приложение №15 Этюд «Под дождиком»Г. Сокол 2011 мдоу «Детский сад общеразвивающего вида №11» Воспитатели Трусова Т. А. Бокова А. Л. Название проекта: «Формирование у детей нравственных качеств через театральную деятельность»

Приложение № 13

«Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

"Поваренок"

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

«Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

"Что не стало?"

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

«Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть

"Один - много"

(с предметами одежды)

майка - майки   

платье - платья

кофта кофты

рубашка - рубашки

куртка - куртки и т. д

"Назови ласково" (с предметами одежды)

платье - платьице

майка маечка

носки - носочки

сарафан - сарафанчик рубашка - рубашечка и т. д

«Кто во что одет?»

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.

«К кукле пришли гости»

Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка. 

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам

Ознакомление с синонимами

Найди лишнее слово

Цель игры: закреплять умение вычленять слова - синонимы, проводить семантический подбор.

Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другим по смыслу. Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

«Угостим медведей чаем»

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка - тарелочка ложка ложечка.

Ознакомление с синонимами

Смелый заяц

Цель игры: упражнять в отборе синонимов для названия самостоятельно придуманной сказки.

К детям обращается за помощью заяц. Он хочет написать сказки про своих родственников, но ему не нравится, что всех его предков все время называют трусливыми.

- Дети, как вы думаете, если заяц не хочет быть трусливым, то каким он хочет быть? (подбор антонима - смелый). Какими еще словами можно сказать про смелого зайца? (храбрый, мужественный, отважный, героический).

После этого предлагается придумать сказку и подобрать к ней название. Варианты: Храбрый заяц, Отважный заяц, Героический заяц, Мужественный заяц. Свой выбор ребенок объясняет. Если название соответствует контексту, ребенка поощряют.

«Мой дом»

Цель: познакомить с частями дома.

Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.

"Ложка и стакан"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.

«Разноцветная улица»

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»

«Кошкин дом»

Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.

Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

«Строитель»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов - это улица.

«В гостях у куклы Оли»

Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.

Оборудование: кукольная мебель, кукла.

Ход: Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен?"

"Спрячь мячик"

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование:  мяч

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

«Мебель для Мишутки»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать - кроватка стул - стульчик стол - столик шкаф - шкафчик диван — диванчик кресло – креслице

"Мастер"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (кубики).

Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли».

"Доктор"

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме

Оборудование: игрушечные атрибуты медика.

Ход. Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора "сначала доктором будет ребенок. взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и "полечить" его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями,

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Вспомни, что делает»

Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.

Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

«Олины помощники»

Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование: кукла Оля.

Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы.

Говори наоборот

Цель игры: побуждать подбирать антонимы разных частей речи.

Педагог называет слово, а дети называют другое слово, но с противоположным значением. Для игры удобно использовать мяч. Примерный перечень антонимов - существительных:

ночь - день утро - вечер небо - земля правда - ложь

пол - потолок сила - слабость девочка - мальчик суша - вода

свет - темнота верх - низ север - юг запад - восток

холод - жар огонь - вода друг - враг лето - зима

Для игры подбираются антонимы всех частей речи.

Приятели и неприятели

Цель игры: познакомить с синонимами и антонимами, научить детей сравнивать эти языковые явления.

- Дети, мы с вами знаем много слов. Среди них есть слова - "приятели". Это слова, которые очень дружат между собой. Они обозначают одно и то же, но звучат по-разному. Мы с вами знаем их как синонимы. Например: врач - доктор, грусть - печаль - тоска и т.д.

-Теперь давайте познакомимся со словами - "неприятелями". Это слова, противоположные друг другу по смыслу. Например: большой - маленький, холодный - горячий. Как вы думаете, почему мы эти слова называем неприятелями? (ответы детей). По-другому эти слова называют антонимами.

Далее проводится закрепление полученных знаний в игре. Для этого дети встают в круг, воспитатель бросает мяч, называя какое-нибудь слово и что нужно подобрать. Например: приятель слова «веселый», неприятель слова «добрый».

«Назови много слов»

Игра направлена на формирование навыка подбора смыслов многозначных слов.

Плывет - (пароход, лодка, пловец, бревно, утка)

Летит - (самолет, птица, комар, воздушный шар, человек)

Растет - (дерево, строящийся дом, ребенок, растения, волосы)

Ползет - (змея, ребенок, вьюнок, время)

Визжит - (пила, щенок, ребенок)

Умывается - (кошка, человек, природа)

Висит - (паутина, груша)

Шипит - (змея, сковородка, злой человек)

Сверкает - (звезда, пуговица, брошь)

Поливает - (дождь, лейка, душ)

« О ком я говорю ?»

Игра направлена на закрепление навыка определения названия предмета по ряду существенных признаков.

Ползет, шипит, извивается, блестит, жалит - кто это?

Поет, летает, хватает, кормит, заботится

Варит, солит, мешает, жарит, режет

Копает, рыхлит, поливает, пропалывает

«Кто это делает?»

Игра для детей средней группы направлена на закрепление навыка быстрого и точного подбора адекватных существительных к глаголам.

Стимульный материал:

мурлычет лает мычит жужжит шипит ревет воет

фыркает каркает чирикает кукует квакает крякает хрюкает

пищит варит лечит строгает красит метет пишет

рисует точит чинит штопает поет стоит прыгает

летает спит лепит кружится трещит скрипит стелется

«Кто это? Что это?»

Игра направлена на формирование быстрой реакции на слово, способствует активизации устойчивых ассоциаций.

Звонкий, быстрый, веселый .... Белое, пушистое, легкое ...

Желтые, красные, осенние .... Маленькая, серая, пугливая ...

Холодный, белый, пушистый ... Ветвистая, колючая, зеленая ...

Бурый, косолапый, неуклюжий ... Белоствольная, высокая, стройная ...

Зеленый, продолговатый, сочный ... Чистое, голубое, горное ...

«Доскажи...»

Игра направлена на подбор антонимов в соответствии с контекстом высказывания.

Заяц прыгает, а ласточка ... Курица кудахчет, а кукушка ...

Сорока стрекочет, а ворона ... Собака лает, а кошка ...

Червяк ползет, а рыба ... Коза блеет, а воробей …

Лошадь бегает, а змея ... Лягушка квакает, а человек …

Гусеница ползет, а кузнечик ... Медведь рычит, а змея …

Корова мычит, а лошадь ... Ворона каркает, а свинья …

«Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

«Какие предметы могут хрустеть?»

Игра направлена на установление семантического соответствия между глаголом и существительными.

Используются предметные картинки с изображением следующих предметов: заяц, свинья, коза, собака, снеговик, слон, хомяк, человек, хлеб, лук, яблоко, дерево, мак, капуста, еж, морковь.

Показ картинок сопровождается вопросом «как это может хрустеть?». Дети дают несколько вариантов ответов, аргументируя свой выбор

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

"Кто как кричит?"

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав гав» (собака), "Му му" (корова). «Иго го» (лошадь).

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

«Один—много» с домашними животными и их детенышами

кошка - кошки             собака - собаки

корова - коровы         лошадь - лошади

котенок - котята        щенок - щенки

теленок - телята      жеребенок - жеребята

«Веселые рифмы»

Игра направлена на развитие языкового чутья к рифмам.

По порядку счет веди, рифмы парные найди:

корзинка - (картинка) подушка

петрушка - (ватрушка) лягушка

катушка - (подушка) грач

крючок - (язычок) ложка

бутылка - (опилка) кружок

"Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказ от, где игрушка, выделяя предлог голосом.

«Что бывает зимой?»

Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень» .

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

refdt.ru