Классный час "Познай себя". Классный час 7 класс познай себя


Классный час на тему: «Познай самого себя».

Классный час на тему: «Познай самого себя».

 

 

Классный час на тему: «Познай самого себя».

Цели: познакомить детей с некоторыми приёмами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты,  определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Оборудование. У каждого ученика – альбомные листы, тетрадные листы.

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. Определение знаний детей о себе:

- дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

- создание автопортретов;

- игра в  группах  «Кто я?  Какой  я?»

4. Мини – лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди?Этот процесс называется самопознанием.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

 

 

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?

- Как вы понимаете слова «самонаблюдение»,  «самоанализ», «самоиспытание».

- Как вы думаете, знаете ли вы себя?

                 Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми,  потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.

           Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

  1. Определение знаний детей о себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка.  Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответы.

- Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

- Отличается от других людей.

- Это необычный, странный человек, чудак.

- Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов.

                 Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу , чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листе.

 

 

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

 Включается тихая музыка.  Дети работают 3-5 минут. Затем в группах рассказывают о себе.

  1. Мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

           Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

             И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

               Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

  1. Тест «Самооценка».

          Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я»в

 

любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

            Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости,  мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

  1. Подведение итогов.

      Подведём итоги нашего классного часа:

- Была ли интересна тема познания себя?

- Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

- Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

- Что нового вы узнали о себе?

- Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

- Понравился ли вам классный час?

Вывод:узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.

 

 

 

 

 

spezschool.yashkino.ru

Классный час по теме: Познай себя или зачем развивать память ( 7- 9 классы)

Классный час по теме:

Познай себя или зачем развивать память ( 7- 9 классы)

Асташкина А.А. – учитель истории

Андриановского филиала МОУ

Кировской СОШ

Мучкапский район,

Тамбовская область

Цель:

1. Формирование у учащихся потребности в научном осмыслении своего внутреннего мира, использовать свои потенциальные возможности в приобретении знаний, умений, навыков.

2. Помочь утверждению в сознании учащегося понимания необходимости представлять себя в мире знаний.

Подготовительный этап

1. Классный руководитель: предлагает учащимся тему разговора на классном часе, обсуждает с учащимися задания и планирует вместе с ними его проведение.

2. Проведение учителем – психологом анкетирования на тему: «Что я знаю о себе»

Анкета

1.Фамилия, имя___________________

2. Что больше всего тебя привлекает в школе?3. Какой предмет в школе для тебя самый интересный?

4. Кто из ребят относится к тебе с особым уважением?

5. Какие из черт твоего характера нравятся другим?

6. Влияет ли на дружбу с ребятами то, как ты учишься?

3. Учащиеся пишут сочинение- миниатюру « Мой одноклассник», где нужно отметить особенности характера, отношение к учёбе, способности.

Литература:

Кульневич С.В. Педагогика личности. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2000

Мейерович М.. Шлиман. Школьная библиотека. Издательство «Детская

литература», 1966 г.

Платонов К.К. Занимательная психология. Издательство « Молодая

гвардия», 1964 г.

Якиманская И. С. Технология личностно- ориентированного образования.

М. Сентябрь. 2000 г. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск №

7 2000 г.

  • Оборудование: таблицы, плакат, на котором написаны слова, вложенные Эсхилом, древнегреческим драматургом ( 525 -456 г. до н. э.) в уста Прометея:

«Послушайте, что смертным сделал я:

Число им изобрёл,

И буквы научил соединять-

Им память дал...»

  • Основные понятия: Генрих Шлиман, готовность памяти, виды памяти: зрительная, механическая слуховая, смысловая произвольная и непроизвольная, феноменальная память, продуктивное запоминание, мнемоника

Ход классного часа

I. Вступительная беседа (классный руководитель)

Узнавая всё больше об окружающих нас предметах и явлениях, мы, к сожалению, медленно продвигаемся в знаниях о самих себе. Это не значит, что мы вообще мало знаем об организме человека. Это не так. В наше время ученик 8 класса уже знает законы о наследственности, изучает основы генетики, биологии, биохимии. Из повседневной жизни мы узнаём об операциях на различных органах, пересадке сердца, клонировании. Получая информацию об окружающем мире, мы как будто начинаем лучше разбираться в себе. Но если нас попросят охарактеризовать себя, большинство людей не сможет сделать этого. Почему?

Субъективизм каждого из нас не позволяет объективно оценить себя.

Как сказал поэт: « Мы почитаем всех нолями, а единицами себя»

II. Педагог- психолог предлагает учащимся прослушать выдержки из сочинений- миниатюр, в которых они рассказали о своих школьных друзьях и сравнить услышанное с тем, что они написали о себе.

Вопрос: Совпало ли мнение о себе с высказываниями товарищей?

Предлагается вместе решить проблему: почему собственное мнение часто не совпадает с мнением окружающих о нас? Как познать себя?

Где найти ключ в потайную дверь, за которой спрятаны ответы на эти вопросы? Попробуем открыть эту дверь.

Что же такое человек?

С одной стороны- это биологическое существо, организм. С другой - личность, социальное понятие. Вот об этой стороне мы мало знаем. Ведь личность, как и организм, может быть сильной и слабой, здоровой и больной. Почему это происходит? Какие возможности скрыты в каждом человеке? Об этом мы мало знаем. Но зато в истории очень много примеров, граничащих с фантастикой.

III.Классный руководитель предлагает прослушать сообщения ребят о примерах феноменальной памяти, вошедших в историю

1-й ученик

Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, но это так.

В 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Гениальный физик и математик Леонард Эйлер обладал необыкновенной памятью на числа. Он помнил 6 первых степеней всех чисел до 100.

В 1812 году внимание учёных привлёк восьмилетний мальчик Зира Кильберн. Он мог в уме возводить числа до 10-ой и 16- ой степеней и извлечь корни. Его спросили: сколько минут будет в 48 годах. Он сразу ответил: 25228800. Кроме того, он правильно называл и число секунд.

2-й ученик.

Известно много примеров феноменальной музыкальной памяти.

Занятен случай из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова.

Однажды его учитель Сергей Иванович Танеев ожидал у себя дома известного композитора Александра Константиновича Глазунова, который должен был прийти, чтобы сыграть только что написанную симфонию. Перед приходом Танеев спрятал у себя в спальне Рахманинова, студента консерватории.

Глазунов проиграл симфонию Танееву, не подозревая, что её слушал ещё один человек. А через несколько дней Танеев повёз Рахманинова к Глазунову, и студент консерватории, сев за рояль, в точности воспроизвёл симфонию Глазунова. Композитор был озадачен: как этот молодой человек мог исполнить его произведение, если он ещё не давал никому своих нот этого произведения.

Милий Алексеевич Балакирев, услышав в концерте одно из симфонических произведений Чайковского, сумел через два года в точности воспроизвести его автору.

3-й ученик

Художник Николай Николаевич Ге всего один раз побывал в комнате одного из петергофских дворцов, изображение которой стало фоном картины «Пётр I и Алексей». Он документально точно изобразил камин, карнизы, четыре картины голландской школы, стулья, пол, освещение.

*Классный руководитель.

Что можно сказать о памяти Рахманинова, Леонардо Эйлера, Зира Кильберна? (учащиеся дают свои оценки)

Конечно, это необычайно одарённые люди, гении. И такими способностями обладает далеко не каждый человек. Но всё- таки в истории немало других примеров, когда люди, имея обычные задатки, добивались больших успехов. Вашему вниманию будет предложена история жизни ещё одного человека. Она очень поучительная. Это рассказ о Генрихе Шлимане, выдающемся археологе, который стал учёным, не имея высшего образования, а благодаря постоянной работе над собой.

После сообщений исследователей биографии учёного вы должны выбрать из теста только те предложения, которые соответствуют характеристике Шлимана.

Рассказы исследователей биографии Шлимана

Генрих Шлиман родился в многодетной семье сельского пастора в январе 1822 года в Германии. Скудных доходов отца едва хватало на то, чтобы досыта накормить детей, дать им образование. Хотя Генрих был любознательным, много читал, хорошо отвечал на уроках, в гимназии, ему ставили « посредственно», потому что из всех учащихся он был самым бедным. В 14 лет мальчик распрощался со школой- нечем было платить за учёбу. Началась его трудовая жизнь.

Безрадостным было детство- ничего хорошего не ждал он и от будущего. Но одно занятие приносило ему радость: в свободное время он сочинял сказки. Любовь к сочинительству была заложена рассказами отца о гибели Помпеи, Троянской войне. В детстве Генрих получил от отца в подарок книгу рассказов по истории, которые мальчик прочитал с увлечением. Тогда же он услышал от отца стихи Гомера, в которых шла речь о событиях древности. Поэтому, как бы ни тяготила жизнь мальчика – с 14 лет он уже зарабатывал на хлеб- Генрих мечтал о путешествиях в далёкие страны и продолжал придумывать удивительные истории.

Вопросы:

Было ли безоблачным детство Шлимана? Чем увлекался мальчик?

2-й ученик

В поисках работы. Чудесное спасение (1 мин)

А между тем реальная жизнь была непохожа на сказки. Работа в какой-нибудь лавчонке начиналась с 5 утра и заканчивалась в 11 вечера. Получал Генрих за свой труд гроши. Изнурительный труд расстроил и без того слабое здоровье. Он начал кашлять кровью, и хозяева увольняют больного работника. Так прошло 4 года. Наконец, Генрих нашёл работу: он нанялся юнгой на бриг «Доротея». Но несчастья преследовали юношу: судно наскочило на скалы и разбилось. Многие матросы погибли. Оставшихся в живых спасли рыбаки и доставили на берег. В том числе был и Генрих. И, как чудо, к берегу прибился единственный предмет с « Доротеи»- сундучок с вещами Шлимана. Так закончилась морская карьера Шлимана. Но домой, в Германию он не вернулся, а отправился в Голландию, в г. Амстердам. Здесь тоже никто не ждал юношу. Он пытался поступить в армию, на службу - везде получал отказ. Нищий, без денег, Генрих симулировал болезнь: упал на улице без сознания. Его подобрал полицейский и отправил в больницу, где его немного откормили, подлечили, но уже через неделю выписали. И вот здесь к нему пришла помощь: земляки- немцы, узнав о кораблекрушении и невзгодах Генриха, прислали ему немного денег, а бывший хозяин - рекомендательное письмо, без которого Генриху трудно было получить работу. По рекомендации Генриха приняли рассыльным в контору, т.е. он был мальчиком на побегушках. Эта работа тяготила его: но он понял одно: чтобы добиться в жизни большего, нужно много учиться.

Вопросы:

Каким образом Шлиман зарабатывал на жизнь? Как сказывались условия жизни на здоровье юноши?

3- ученик.

Главное в жизни - учёба (1 мин.)

Первое, чему Генрих начал учиться, была каллиграфия. У одного учителя он взял 20 уроков за плату из своего жалкого жалованья. Затем он усовершенствовал свой родной язык. Генрих говорил на грубом немецком диалекте, и теперь стал осваивать немецкий литературный язык, читая во всякую свободную минуту классику: в транспорте, во время перерыва, перед сном. Потом он решил, что ему необходимо знать международный язык - английский. И этот язык он начал изучать с помощью английских книг, с которыми он не расставался ни на минуту. Питался жидкой похлёбкой, жил в холодной каморке, а остальные деньги тратил на бумагу, перья, книги, учителей. В полгода он овладел английским языком, затем стал изучать французский, голландский, на которые ушло уже по 6 недель. По полтора месяца Шлиман изучал испанский, португальский, итальянский. В то время на работе был рассеян, путал поручения, забывал ставить штемпель. Говоря с клиентом на одном языке, переходил на другой, и клиент с удивлением смотрел на Шлимана. Наконец, Шлиман нашёл работу с оплатой в 1200 франков в год. Это было настоящее богатство. Но он продолжал скромную жизнь: холодная комната, скудная еда. Но в то же время он много работал. Теперь Шлиман решил изучать русский язык. В Голландии было много русских купцов, и Генрих подумал, что, зная русский, мог бы быть переводчиком в торговых делах. Язык он изучал по «Русской грамматике», книгам. Познания в русском языке помогли ему в том, что его посылают представителем торговой фирмы в северную страну.

4-й ученик

Новые успехи в бизнесе и познании языков.

Кругосветное путешествие и издание книги (2 мин)

Знания, которыми владел Шлиман, помогли ему занять достойное место в обществе. В России Шлиман стал купцом первой гильдии. Параллельно он занимался собственным бизнесом, который приносил ему большую прибыль. Капиталы Шлимана растут пропорционально его труду. К 1863 году, т. е. в 41 год он стал миллионером. В это время Шлиман увлекается поэзией Пушкина, Лермонтова, учит и читает их стихи наизусть. А когда в руки к нему попадает книга «Поля и Вергиния», он решил изучить греческий язык. На его изучение ушло полтора месяца. Ещё три месяца понадобилось, чтобы изучить древнегреческий язык, на котором писал великий Гомер. Шлиман хотел прочесть подлинник о Троянской войне. Занимаясь бизнесом, он совершает путешествия по Азии, Америке, Европе, побывал в Китае и Японии. Написал книгу «Япония и Китай в настоящее время» И всё больше он думает о кругосветном путешествии - мечте детства. Он решил воплотить в жизнь мечту детства - совершить кругосветное путешествие. Другой мечтой Шлимана было поступить учиться в какое- либо высшее учебное заведение. Но, как он считал, время ушло, и тогда он решил стать археологом. Эту мечту укрепила в нём книга Гомера. С Гомером в руках он покинул летом 1868 года Париж и отправился в Грецию. Шлиман побывал на родине Одиссея, откопал вместе с помощниками дворец царя Итаки. Находки одна за другой сопутствовали раскопкам. Так была подтверждена гипотеза о достоверности описаний Гомера. И через 8 лет археолог был уже в окрестностях Микен, а оттуда путь его пролёг к Дарданеллам, откуда Шлиман отправился к месту, где, по его предположению, находилась Троя.

Вопрос:

С какой целью Шлиман изучил ещё два языка: греческий и древнегреческий?

5-й ученик

Истинное призвание (1 мин)

Шлиман искал места, где могла быть Троя по описаниям Гомера . В это время издаётся его книга « Итака. Пелопонес и Троя. Археологические исследования Генриха Шлимана.», в которой он писал о Гомере как об историческом лице. Издание было встречено научным миром враждебно, однако в Ростоке за книгу Шлиману была присвоена степень доктора философии. Но Шлиману звание нужно было не для авторитета, а для того, чтобы он на равных мог говорить с профессиональными учёными об археологии. Шлиман был близок к цели, но начать раскопки он не мог, потому что земля, где, предположительно, была Троя, была частной собственностью. И только после многолетних хлопот начался поиск Трои.

Удалось ли Шлиману доказать существование города?

И не только это. Точно следуя описаниям Гомера, 14 июня 1873 года археолог и его помощники добрались до стены, которая была, согласно описаниям древнегреческого поэта, стеной дворца Приама. Три года понадобилось, чтобы добраться до сокровищ царя. Сокровища были найдены в том месте, на которое указывал Гомер в своей книге. В сундуке находилось около 8700 предметов из золота и серебра. Так Шлиман достиг цели, которую он поставил себе, будучи ещё ребёнком. Опять на археолога были нападки, но это было ничто по сравнению с тем, что Шлиман доказал существование Трои. Найденные сокровища после долгих тяжб были преданы в Германию.

Вопросы:

1.Что стало доказательством существования Трои?

2. Благодаря чему Шлиман не только осуществил свою мечту – детскую сказку, но и

сделал величайшее историческое открытие - доказал существование Трои?

Классный руководитель:

знакомит с ещё одним феноменом Шлимана

.

-Кроме находок археологии, Шлиман оставил нам опыт изучения иностранных языков, который назвали «шлимановским».

В чём его секрет?

* Учитель писал ученику на большом листе бумаги много слов на каком- либо языке с переводом. На том же листе составлялись предложения с этими словами, которые заучивались наизусть. Каждый день добавлялись новые фразы, с которыми Шлиман писал изложения и сочинения. Они были похожи на дневник. Шлиман считал, что бессмысленно изучать грамматику чужого языка. Эта методика ничего не даёт. Нужно, по его мнению, читать на иностранном языке, заучивая текст. Таким образом, Шлиман развил память, никогда не забывал слова и мог не только говорить, но свободно писать о любом предмете на иностранном языке. Свои познания иностранных языков он применил к археологии.

Педагог- психолог:

Вопрос:

Благодаря чему Генрих Шлиман многого добился и осуществил самую главную мечту своей жизни – стал археологом?

*Предполагаемый ответ учащихся: «Это был обыкновенный мальчик. Условия жизни не позволяли ему учиться, и он начал рано работать. Получая маленькую зарплату, Шлиман не переставал думать об осуществлении своей мечты – совершить кругосветное путешествие, стать учёным, поэтому из небольшой зарплаты выделял деньги на оплату учителям, помогавшим ему учиться иностранным языкам. Усердно занимаясь, он так натренировал свою память, что в короткий срок стал овладевать языком. И не только говорил, но и писал без ошибок. Он овладел английским, голландским, французским, испанским, португальским, русским, латинским, новогреческим и старогреческим языками. Всем этим двигала его мечта, а натренированная память помогла добиться этой мечты и стать всемирно известным человеком, учёным.

Учитель- психолог

Предлагает в задании – тесте отметить предложения, которые можно использовать для характеристики Шлимана

Задание -тест:

Что я узнал о Шлимане

1. Много читал

2. Всё свое свободное время проводил в играх.

3. Родители обеспечили безбедное существование юноши и дали ему возможность

получить профессиональное образование.

4. Он имел самые обыкновенные способности и как многие дети, любил читать, фантазировал, строил планы на будущее.

5. С 14 лет Шлиман много работал, чтобы не умереть с голода.

Понимая, что для того, чтобы добиться в жизни многого, Шлиман стал изучать иностранные языки.

6. Он был одарённым мальчиком, и ему ничего не стоило изучить иностранный язык.

7. Чтобы выучить язык, он тратил большую часть своего заработка на оплату педагогам за уроки по иностранному языку.

8. Благодаря постоянному заучиванию текстов, Шлиман развил свою память и мог за короткий срок овладеть в совершенстве языком.

9. Став очень богатым, большую часть своих денег он стал тратить на роскошь и перестал трудиться.

10. Заработав миллионы, Шлиман продолжал много трудиться и не переставал изучать иностранные языки.

11. Шлиман сделал много раскопок, а средства для этого ему выделяли различные государства.

12. На собственные средства Шлиман нанимал рабочих, технику, чтобы осуществить очередную раскопку.

13. Шлиману не удалось добиться поставленной пред самим собой цели

На конкретном примере вы увидели, что значит для человека память.

Давайте попытаемся более подробно узнать, что это такое.

IV. Знакомство с тем, что такое память

1 Готовность памяти- главное из её качеств. Готовность формируется в процессе запоминания, которое должно быть осмыслено: например, читая литературное произведение, сопоставлять написанное с материалом учебника, полученными ранее сведениями.

Это способность находить смысловое сходство, различие и постоянная систематизация в накоплении материала (укладывание знаний в кладовую по определённому порядку).

2. Виды памяти:

зрительная- запоминание на основе зрительного восприятия;

механическая слуховая – запоминание материала после его прослушивания;

смысловая произвольная и непроизвольная память- запоминание без стремления сделать это и наоборот.

3. Продуктивное запоминание - запоминание, включённое в нашу активную деятельность.

1. Определение уровня зрительной памяти: прочтите числа один раз и постарайтесь их запомнить:

Таблица 1

64 93 57 68 46 37 39 52 74 49 50 25

2. Проверка слуховой памяти : даётся задание учащимся прослушать 12 двузначных чисел, на чтение которых отводится 30 секунд.

При хорошей зрительной памяти учащиеся должны запомнить не менее 9 чисел, а при хорошей слуховой- не менее 7.

3. Проверка смысловой памяти

Учитель медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми существует смысловая связь:

вода- шум, стол – обед, мост- река, рубль- копейка, лес – медведь. дуб- жёлудь, дичь – выстрел, рой- пчела, час- время, гвоздь – доска.

Через небольшой перерыв учащиеся должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги. Показатель: если соотношение к 10 будет составлять 0, 6, то смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Однако по результатам одного исследования невозможно оценить свою память. На результаты могут влиять настроение, самочувствие. Просто память нужно развивать, и завтра она станет лучше!

1. Определив для себя систему запоминания, можно развить феноменальную память

Таблица 2

Схема этапов логического запоминания

Понимание смысла запоминаемого

Анализ материала

Выявление наиболее существенных мыслей

Обобщение

Запоминание обобщённого материала

2. Запоминание будет продуктивным, если вы заранее включите то, что нужно запомнить, в вашу активную память. Картина, архитектурное сооружение запоминаются хуже, если мы будем рассматривать их сами, нежели слушая объяснения хорошего

экскурсовода во время рассматривания объекта.

Вспомогательные приёмы запоминания

Мнемоника- специальные искусственные приёмы запоминания с использованием ассоциативной памяти. Достаточно вспомнить, как можно назвать последовательно цвета радуги: - порядок определяется по первым буквам фраз:

Каждый (как красный) охотник (оранжевый) желает (жёлтый) знать (зелёный), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

Этот приём память не развивает, он помогает его смысловому запоминанию.

Выводы:

Как улучшить память

1. Чтобы улучшить память, нужно её развивать.

2. Повторение- наиболее существенное условие прочного запоминания, если оно будет осмысленным и целенаправленным.

3. При повторении материал нужно рассматривать с разных точек зрения, увязывая известные факты с новыми.

4. Целесообразнее запоминать под вечер, а утром повторять материал.

5. Если материал обширный, нужно разбить его на несколько частей, объединив составляющие части по какому- то признаку. Вот поэтому при написании сочинения, реферата нужно продумать, из каких частей они будут состоять, озаглавить их. Это поможет в работе.

6. Скорее запоминается материал, объединённый какой- либо мыслью в одно целое.

7. Большие возможности для укрепления памяти даёт правильный режим дня;

ведение записных книжек.

Обмен опытом запоминания учебного материала между учащимися

Вопрос: Какие из рекомендаций помогают вам запоминать материал при подготовке домашних заданий?

Вывод:

Надо помнить: всё, что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и улучшает память.

V. Игра, развивающая память.

Все участники делятся на две команды.

В определённом месте разложены различные предметы (шашки, фломастеры, ластики, карандаши, ручки, расчёска, платочек и т. д. – до 40 предметов) накрытые платком, а затем их открывают на несколько мгновений перед участниками игры. Они должны записать запомнившиеся предметы на лист бумаги. Жюри сравнивает список предметов с их количеством, открыв платок. Победителями становятся команда и отдельные игроки, установившие личное первенство.

Для продолжения этой игры можно использовать репродукции картин, иллюстрированные страницы учебника. ( По наблюдениям психологов, такие упражнения, применяемые постоянно, значительно улучшат зрительную память)

VI. Подведение итогов классного часа:

1. Что вы узнали о памяти человека?

2. Нужно ли развивать память?

3. Как можно развить свою память?

refdb.ru

Классный час "Познай себя"

Классный час.

«Познай самого себя»

                                                                               

В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.

Цели классного часа:

Задача классного часа:

  • познакомить детей с приемами самопознания;

  • дать представление о том, как находить в себе главные черты;

  • научить определять свои личные особенности;

  • развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;

  • способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой

Ход классного часа. Еще древние говорили, что самый загадочный на Земле – это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я» Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека» Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим. На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д. Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками. Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы: Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки). Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему. Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету. Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства. Объяснение теста Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам; Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе; Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»  1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.  2. Для чего человеку нужно познавать себя?    Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Только сам человек может себя изменить. . Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить, и не всегда это удается.

Давайте послушаем притчу о Рабби Зуси

Притча

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

{C}• Ребята! Есть ли у вас недостатки? Какие?

{C}• Хотели бы вы изменить себя?

Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

  А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Окружающие не могут правильно оценить. Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. В процесс правильного самопознания входит и самооценка.   Что лучше: переоценить себя или недооценить? Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе. Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца. И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой. Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту фигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я» Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности. Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1. И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставил букву в середине, имеют правильную самооценку. Рекомендации: Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться. Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Далее мы примем участие в занимательном тренинге – каждый вытянул себе по ореху из блестящего сиреневого пакета. Нам нужно было внимательно рассмотреть их и запомнить свой, после чего сложить обратно, а потом попытаться отыскать свой орех среди других. Почти все нашли именно тот, который принадлежал им, и никто не брал первый попавшийся – все долго и внимательно изучали орехи, прежде чем выбрать свой. Какой можно сделать из этого вывод? Все люди, как и эти орехи в пакете, принадлежат к одному виду, но каждый из них – индивидуальность. Это важно знать и гораздо важнее помнить, потому что мы зачастую подавляем личность других, не даём им возможность раскрыться. Нужно понимать, что у каждого человека есть право на самовыражение. философского высказывания: Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды. Не для того, чтобы отвечать твоим интересам. Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Не для того, чтобы отвечать моим интересам. Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет, то тут ничего нельзя сделать.

А теперь немного покопаемся в себе. Задание называется «Волшебная рука» и заключается в том, что каждый человек обвёл свою руку на листе бумаге и подписывал различные черты на ней. На большом пальце мы написали те качества, которые есть у всех в классе, а на остальных пальцах – свои самые яркие черты характера. Конечно, уместить всё на одной руке никогда не получилось бы, однако это, думаю, многим помогло чуть больше разобраться в себе. К тому же, на ладони мы все написали свои недостатки, которые хотели бы исправить, а это полезно всем, ведь нужно знать, к чему стремиться и что искоренить в себе. В завершение классного часа мы написали на вырезанных из бумаги кленовых листочках совет, который, на наш взгляд, помог бы стать лучше и добрее к людям. Наши листья мы наклеили на символическое дерево, нарисованное на доске. И пусть листья с этого дерева никогда не опадают, а мы не перестаём самосовершенствоваться! Подведем итоги нашей встречи: Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Думаете ли продолжить наблюдение за собой? А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи. Солнце - понравился классный час Туча - совсем не понравилось

Приложение №1. Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура Положительные Отрицательные
Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Категоричность

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.

www.videouroki.by