Классный час на тему: «Добро - это всегда действие. А вы как считаете?» (5 и 6 классы). Классный час о добре 6 класс


Классный час для учащихся 6 классa. Цель классного часа

Тема: «Доброта – это…»

Классный час для учащихся 6 классa.

Цель классного часа: Поразмышлять с учащимися о нравственных ценностях: добре и зле, добром человеке и добром деле, сложности нравственного выбора, формирование представлений о добре как важнейшей нравственной ценности.

Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Приёмы: «мозговая атака», таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Оборудование:

  1. Листы с пословицами о доброте, а также высказывания великих и знаменитых писателей, философов, учёных о добре. Приложение 1.
  2. Распечатанные из словаря С.И. Ожегова определения слов «добро», «доброта», «добрый». Приложение 2.
  3. Лист ватмана на котором нарисован макет дерева (добрых людей и добрых дел), скотч. Приложение 3.
  4. 5-10 «листочков», 2-3 «цветочка» на каждого ученика для оформления дерева «добрых людей и добрых дел». Приложения 4, 5.
  5. «Ладошек» по количеству учеников в классе. Приложение 6
  6. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Приложение 7.
  7. Фильм «Доброта спасет мир», мультфильм «Просто так»
  8. Прослушивание притчи о слепой доброте
  9. Песня «Доброта»

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек.

Ход классного часа:

Стадия вызова:

Добрый день ребята! Думаю, что сегодняшний разговор будет интересным и очень полезным для вас.

1. У вас на столах лежат карточки с пословицами, высказываниями великих. Прочитайте их и скажите, о чём мы с вами будем говорить? Приложение 1.

Ученики делают вывод, что речь пойдёт о доброте, добре, добрых людях…, зле…)

2. А, вы ребята, какие пословицы о добре и доброте знаете? Обсуждение: ребята приводят примеры своих пословиц о добре и зле.

^

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Не ищи красоты – ищи доброты.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Не хвались серебром, а добром.Делай добро и жди добра.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.Злой плачет от зависти, а добрый от радости.Никакое худо до добра не доводит.Жизнь дана на добрые дела.Доброго чти, а злого не жалей.Доброе дело два века живёт.Добру расти, худу по норам ползти.Добрые дела и после смерти живут.Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.Не делай другим того, что себе не желаешь.Тёплое слово и в мороз согревает.Плохо тому, кто добра не творит никому.Добра желаешь — добро и делай.Добро поощряй, а зло порицай.Доброе дело без награды не остаётся.Добрые слова дороже богатств.Добрым быть — добрым и слыть.За доброе жди добра, за худое — худа.Не хвались серебром, а хвались добром.От добра добра не ищут.Учись доброму — худое на ум не пойдёт.Злой плачет от зависти, а добрый от радости.На добрый привет — добрый и ответ.Добрые чувства — соседи любви.Доброе дело скрытности не любит.

3. Добро, доброта. Это хорошо известные слова. Человечество многие тысячелетия спорит о том: «Что такое добро? Что такое зло? Нужна ли доброта, а может, нет? А всегда ли доброта полезна, а когда наносит вред…. Многие говорят, что сейчас зло взяло верх над добром, что добрых людей почти не осталось и каждый живёт сам за себя, и нет дела до других. Споры идут, а люди отмечают, что добра в жизни не хватает. Попытаемся разобраться, так ли это?

^

1. Ребята составьте вопросы для нашего разговора, обратите внимание на подсказки. Приложение 7. (Составление «тонких» и «толстых» вопросов.)

Примерный ответ ребят:

"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
^

Что такое доброта?

Что такое зло?

Может ли человек быть только злым?

Может ли человек быть только добрым?

^

2. Что же такое добро? (Дети предлагают свои варианты, определению «Добро», «Доброта»). У вас на столах есть лист, на котором находятся определения из толкового словаря С.И.Ожегова. Найдите определения слов «Добро», «Доброта», «Добрый».

Приложение 2.

(Ученики работают в группах)

3. «Добрый человек» - а какой он? Опишите его. (Ученики работают в группах, записывая качества доброго человека, затем озвучивают вслух.)

Добрый человек: жизнерадостный, сочувствующий, отзывчивый, щедрый, …

4. А окружают ли вас добрые люди? В семье, в классе? Подумайте, вспомните и запишите их имена на «Листьях». Приложение 4.

5. «Доброе дело» - как вы понимаете это понятие? Что значит сделать «доброе дело»? Делали ли вы «добрые дела»? (Ученики работают в группах, записывая «добрые дела», которые делали, на «Цветах» Приложение 5, затем озвучивают вслух.)

6. (Оформляется «Дерево добрых людей и добрых дел»).

Приложение 3.

7. Говоря о добре, мы употребляем и противоположное ему понятие «зло». Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? (Дети обсуждают в группах, затем озвучивают своё мнение).

8. А сейчас я прочитаю вам две притчи:

1. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

2. Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее межсомкнутых ладоней и отправился так к философу. – Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, – решил он, – живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И все действительно поняли.– Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник, добравшись до философа.Все в твоих руках, – ответил ему философ.

Прослушивание притчи о слепой доброте

Как вы понимаете смысл этих притч? (Дети обсуждают в группах, а затем озвучивают вслух).

Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

Но зло творится без труда, добро творить трудней.

Фаррух, 10 век.

^

1. У вас на столах лежат «ладошки». Возьмите ладошку, запишите в центре свою фамилию и имя и передайте её соседу справа. На полученной от соседа «ладошке» напишите добрые пожелания (отметьте добрые качества её обладателя) и т.д., пока ваша «ладошка» к вам не вернётся. Пусть эта «ладошка» станет вам памяткой, символом доброты, и если наступит «тяжёлый момент» в вашей жизни, вспомни о «ладошке».

Приложение 6..

Просмотр фильма «Доброта спасет мир»

2. Вернёмся к вопросам, которые были составлены в начале урока. Попробуйте сформулировать и записать правила доброты, доброго человека.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.

2. Будь внимателен к людям, помогай им.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

Прослушивание песни «Доброта»

Мультфильм «Просто так»

Приложение 1.

1. В добре жить хорошо.

2. Делать добро спеши.

3. Доброе дело и в воде не тонет.

4. Доброе дело крепко.

5. Доброму делу не кайся.

6. Добро и во сне хорошо.

7. Злой не верит, что есть добрые люди.

8. Злом за зло не воздавай.

9. Где гнев, там и милость.

10. Злой человек не проживёт в добре век.

11. Во зле жить – по миру ходить.

12. Свет не без добрых людей.

13. С добрым жить хорошо.

14. Зла за зло не воздавай.

15. У злой Натальи все люди канальи.

16. Добро помни, а зло забывай.

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Л.Н.Толстой.

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». Л.Бетховен

«Велико ли мало ли зло, его не надо делать». Эзоп

Приложение 2.

^

ДОБРО

ДОБРО, -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное,противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру(предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром(вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, неувидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 2. Имущество, вещи(разг.). Чужое д. Накопить добра, 3.0 ком-чем-н. плохом, негодном (разг.пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать - приветствиегостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш городна фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) - дать (получить)разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут - посл.:нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.

ДОБРОТА

ДОБРОТА, -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение клюдям, тремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

^ : несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.

ДОБРЫЙ: дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой д. знакомый.

ДОБРЫЙ: хороший, нравственный. Добрые дела.

ДОБРЫЙ: безукоризненный, честный. Доброе имя.

ДОБРЫЙ: хороший, отличный. В добром здоровье кто-н. ”вполне здоров”. Д. конь. Д. товар. Д. м¦лодец. Добрая традиция. Доброе старое время ”о прошлом; ирон.”. Оставить по себе добрую память.

ДОБРЫЙ: делающий добро другим, отзывчивый. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Литература:

  1. poznanie21.ru
  2. pogovorki_i_poslovicy/dobro…zlo/
  3. http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/opyt-ispolzovaniya-tekhnologii-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-che
  4. http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2-1-0-12
  5. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%87%D0%B0%D1%81%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%BB%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fxn--80aaeba2cfmjbdi.xn--p1ai%2Fpublikaci%2Fraboty-uchitelei%2Fklasnyi-chas-po-teme-dobro-ili-zlo-5-b-klas.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=575699487d4638684581c586b526ab6f&keyno=0
  6. http://www.ozhegov.ru/slovo/10475.html
  7. slovarozhegova.ru

dmee.ru

Урок добра в 6 классе

                                                          “Урок добра в 6 классе ”

Цели и задачи:

  • 1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
  • 2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
  • 3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
  • 4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
  • 5. Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: диспут.

Оформление и оборудование:

  • 1. Эпиграф к классному часу.
  • 2. Запись песни «Дорогою добра» ,«Что такое доброта»
  • 3. Аудиозаписи притч «Что такое счастье?»,«Сочувствие»,«Золото и милосердие».
  • 4. Компьютерные презентации,видиозаписи притч.                            

Участники: учащиеся 6 класса.

Подготовительная работа:

  • 1. Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.
  • 2. Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.
  • 3. Создание презентации.                                                                                         
  •  4.Подбор анкет.

Подготовительная работа:

  • 1. Приветствие. Целеполагание.
  • 2. Понятия «добро» и «зло».
  • 3. Народная мудрость.
  • 4. Пословицы недаром молвятся...
  • 5. Заключение. Подведение итогов.

Ход классного часа:

•1.          

  Приветствие. Целеполагание.                                                                                       

 Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок 

Учитель. Добрый день. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему.А вот какую тему? Вы мне скажите позже…

Спор. Притча в стихах о добре и зле         

 Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю что ещё сказать..

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

 

Дети смотрят видиозапись притчи  «О двух волках».                                           

   

Притча о двух волках.

 

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

 

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

 

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

 

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Так о чем мы будем говорить? О добре и зле.

 

•2.  Понятия «добро» и «зло».  

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.

•3.    Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни. Как в притче о двух волках. — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

Презентация и песня«Дорогою добра».       

Учитель. Добру противостоит зло.  

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.  

Добро должно быть с кулаками,Добро суровым быть должно, Чтобы летела шерсть клокамиСо всех, кто лезет на добро.Добро - не жалость и не слабость,Добром дробят замки оков.Добро не слякоть и не святость,Не отпущение грехов.И смысл истории - в конечном,В добротном действии одном:Спокойно вышибать коленом Не уступающих добром!                                                                             

Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»?  Почему это необходимо?

Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта - признак силы, а не слабости. Презентация.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

     Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

     Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

     И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

1.      Я призываю:       «Спеши делать добро.»                                                                        Послушаем сказку о доброте«Сочувствие».О какой доброте здесь идет речь? О пассивной и созидательной.                                                                            

2.       Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)

Доброта это милосердие.

Притча«Золото и милосердие».                                                             

 Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.

 

•4.  Пословицы недаром молвятся...

Какие пословицы вы знаете?

Давайте сопоставим пословицы.

Учитель.   Притча«Что такое счастье?»Обсуждение притчи. Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.                                                                                                                  

Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек». Давайте составим правила доброты,пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  • Раздаю анкеты и памятки о доброте под песню «Что такое доброта?»Памятки и анкеты возьмите  с собой.заполните их и посмотрите результаты.
  •  Вспомним ещё одну древнюю притчу.
  • У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

•5.  Подведение итогов.

А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от своего плохого настроения, от глупых и ненужных оскорблений, понимая, что жизнь у нас одна и однажды сказанное слово или сделанное дело, быть может, так и останется грязным, невытертым пятном?

 

И закончим мы наш классный час мультфильмом «Все в твоих руках».

 

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

 

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

 

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

 

— Всё в твоих руках.

 

Ребята,впереди у вас долгая жизнь.Помните:«Все в ваших руках! Все в ваших руках!»И еще помните,что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим - отличительная черта русского человека. 

 До свидания, будьте добры друг к другу.Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

 

Список используемой литературы:

  • Афоризмы по иностранным источникам. - М.: Просвещение, 1972.
  • Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
  • Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
  • Периодические издания.
  • Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.
  • Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
  • Энциклопедия. К и М, 2007 г.

                              

 

                                   Самоанализ классного часа в 6 классе

                                            “Урок добра в 6 классе ”

Выбор темы классного часа очень актуален, так как в современных условиях необходимо воспитывать чувство доброты в человеке,стремление быть полезным Родине, обществу.

                                  

Цель занятия:

 - познакомить учащихся с главными моральными понятиями в жизни – «добро» и «зло», помочь учащимся осознать важную задачу морального поведения человека - не допускать зло и бороться с ним; поставить себя на место нуждающихся в помощи людей – первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства- Милосердия.

Задачи:  

Формировать у учащихся этические представления, знан категориях добра.

Форма проведения: дискуссия.

 Методы:  словесный, практический, проблемно – поисковый.

Моё педагогическое кредо – научить детей быть человечными.                                                                                 

 Художественно- педагогическая и нравственная идея урока: « Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 При проведении внеклассных мероприятий основной своей задачей я считаю воспитание всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и образовательного уровня учащихся. 

  При планировании данного мероприятия я старалась учесть образовательные, воспитательные и развивающие задачи, для реализации которых был и подобран весь материал. При подборе материала я учитывала поставленные цели и задачи (формирование этических норм поведения и общения друг с другом; развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся; формирование у учащихся этические представления, знания о категориях добра, способствовавшие процессу самопознания через создание условий для самовыражения).           

В начале занятия, используя информационные технологии, старалась психологически настроить детей, задать им тон работы. Презентация, прочитанное мной стихотворение помогли детям определить тему классного часа.

В течение всего занятия использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия, ), наглядный (видеоролик, презентация), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности.

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала притча, пословицы и поговорки,  что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип - коммуникативность, присутствовала обратная связь с учеником как главная цель педагогического воздействия.

Считаю, что цель классного часа достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы: для чего нужна человеку доброта? Почему непобедим человек, вооружённый добротой?  Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей 6-го класса.

        Тематика классного часа очень актуальна и соответствует возрасту и интересам детей. Объём информации доступен в соответствии с возрастом.

    Использованная мною компьютерная презентация, аудиозаписи  способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса.

    Я считаю, что учащиеся были активны, проявили интерес к проблеме, умение общаться по проблеме.  Этому способствовала благоприятная психологическая атмосфера, где осуществлялся принцип положительного фона и познавательной активности. Эмоции учащихся я старалась развить включением в содержание мероприятия интересных заданий, фактов, презентации. 

   Благодаря выше указанному цели данного мероприятия были достигнуты.                    

Свой самоанализ хочу закончить словами:

« Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».(Л.Толстой)          

“Урок добра в 6 классе ”PPT / 1.1 МбПрезентация«Добро» и «зло».PPTX / 2.89 Мб

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Классный час для 5-6 классов "Добро и зло"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОБРО И ЗЛО».

Составитель: Шванке Л.В.педагог-библиотекарь.БОУ «Русскополянская гимназия №1»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты «Добро есть жизнь».(Н. Ф. Фёдоров), «Зло есть грубейшая форма невежества». (Н. Рерих), « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»

(М. Пришвин»), кассета с песней «Улыбка».

  1. Вступительное слово.

Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Добро и зло».

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

«Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.

Этика – учение о морали. Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики.

2. Домашнее задание.

Дома вы должны были подумать над определениями понятий «добро» и «зло», поговорить с родителями, знакомыми, друзьями на эту тему.

Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?

3. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».

- Прослушайте стихотворение Ю. Друниной

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

4. Чтение и обсуждение стихотворения С. Куняева «Добро должно быть с кулаками…».

  • Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?

  • Послушайте стихотворение С. Куняева «Добро должно быть с кулаками».

Добро должно быть с кулаками,

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро.

Добро – не жалость и не слабость,

Добром дробят замки оков.

Добро не слякость и не святость,

Не отпущение грехов.

И смысл истории – в конечном,

В добротном действии одном:

Спокойно вышибать коленом

Не уступающих добром!

- Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками».

5. Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».

(За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).

  • В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?

  • Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».

Как иногда за добро платят злом.

Притча.

Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.

Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:

  • Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!

Человек отвечает ей:

Змея опять:

А человек своё:

Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.

Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:

  • Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!

  • Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?

  • Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?

  • Вот так дела! – сказал человек сердито.

А змея опять:

  • Ты думаешь, я не права?

  • Конечно, не права!

  • Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.

Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:

- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?

  • Да, - ответила пума.

  • А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?

  • Да, - ответила лошадь.

  • Братец олень, платят ли за добро злом?

  • Да, - ответил олень.

Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:

И волк отвечает:

- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.

Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:

Человек поблагодарил волка и говорит:

  • Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.

  • Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.

Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.

И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.

Волк уже ждал его.

  • Братец волк, я принёс тебе цыплят!

  • Спасибо! – ответил волк.

Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:

6. Опросный лист «Добро и зло».

Анкета: «Согласен – не согласен».

У таланта, способностей есть предел. У добра предела нет.

  1. В наших условиях добрый человек выжить не сможет.

  2. Добро обязательно победит зло.

  3. Доброе дело навек.

  4. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.

  5. Добрый человек скорее дело сделает, чем сердитый.

  6. « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».

  7. Доброта, добрый.

  • Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)

  • Что значит добрый человек?

  • Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

  • Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

  • Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

    1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

    2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

    3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему уступать, чтобы принести человеку радость?

    4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

    5. Любите ли вы злые шутки?

    6. Вы злопамятны?

    7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

    8. Умеете ли на практике применять свои способности?

    9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

    10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

    11. Вы охотно выполняете просьбы?

    12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

  1. Заключение.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

    1. Помогать людям.

    2. Защищать слабого.

    3. Делиться последним с другом.

    4. Не завидовать.

    5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

И ЕЩЁ ПОМНИ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

infourok.ru

Классный час на тему: «Добро

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская средняя общеобразовательная школа № 5» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Классный час на тему

«Добро - это всегда действие.

А вы как считаете?»

Разработала

учитель математики

МБОУ ЗСОШ № 5

Яруллина Флюза Гарифовна

г. Заинск

Цели:

- формирование у учащихся понятия о важнейших нравственных ценностях: добра, уважении, милосердии.

Ход классного часа

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л.Н. Толстой) (слайд 1)

Добрый день, дорогие ребята!

1. Учитель:

- У каждого человека, у каждого живого существа должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, но место где его любят и ждут. Это дом, где все будут жить в любви и согласии. Мы постараемся построить… Но сможем мы его построить только из особого строительного материала, обладающего свойствами добра, взаимопонимания и любви. Что же такое добро?

На протяжении многих лет человечество пытается ответить на этот вопрос, чтобы всем нам было легче жить, общаться друг с другом. Давайте подумаем и предложим фразу:

Доброта – это…

Добрый человек – это…

Учитель: (слайд 2)

- Добро – отношения доверия, милосердия, любви, справедливости.

- Добрый человек – это человек, готовый прийти на помощь другому, делать это не ради своей выгоды, а по велению сердца.

«Добрый человек – в добре живет век

Худо тому, кто добро не творит никому»

- Какие пословицы вы знаете о добре? (слайд 3)

«В добре жить хорошо»

«Делать добро спеши»

«Доброе дело и в воде не тонет»

«На свете не без добрых людей»

«Доброе слово лечит, злое калечит»

Вот, ребята, мы заложили фундамент для нашего будущего дома «Добра»

2. Я хочу вам предложить следующие ситуации.

Ситуация 1: (слайд 4)

Вы гуляете с собакой и вдруг замечаете, что кто-то из подростков мучает бездомную дворнягу. Как вы поступите?

А) спустите собаку на хулиганов;

Б) отберете дворнягу;

В) не обратите внимания и уйдете;

Г) сделаете замечание и, повернувшись, уйдете.

Ситуация 2: (слайд 5)

Ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас, никого нет. Никто не слышит крик о помощи. Вы:

а) пройдете молча мимо;

б) попытаетесь ему помочь.

Ситуация 3: (слайд 6)

Вы сотрудник ГАИ. На ваших глазах ветеран войны на стареньком «москвиче» нарушил правила дорожного движения. В этой ситуации вы:

а) отберете права у владельца;

б) молча отпустите нарушителя;

в) проведете воспитательную беседу.

Наш дом растет и мы поднимаем стены дома.

Итак, ребята, мы с любовью должны относиться к друг другу, к взрослым. А еще к кому? Конечно, к животным. А вы знаете, что животные, как и люди умеют чувствовать. Ученые решили это проверить. Эксперимент проводился на крысах. Две группы крысят поместили в одинаковые условия, но одних каждый день ласкали, гладили, а других нет. Через некоторое время спустя, оказалось, что обласканные крысята крупнее и крепче, чем свои заброшенные товарищи.

Известно, что среди домашних животных собаки пользуются наибольшей популярностью. В конце 80-х годов в канадском городке Виктория состоялся необычайный концерт – 29 собак – пели, показывая свой талант. Победил пес Гиппи: он прекрасно чувствовал ритм.

А если говорить о птицах. Феноменальная память попугаев и их способность к подражанию речи просто поразительны.

Несколько лет в Лондоне гремело имя попугая, которые в течение 15 минут, не умолкая ни на минуту вел передачу – о кормлении попугаев. А в Москве широко был известен один скворец. Он исполнял эстрадные песни, зная оперный репертуар и мог насвистеть лебедя из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Наверно, у многих из вас дома живет какое-нибудь животное, а если нет, то хотите иметь друга?

Задание 1: (слайд 7)

1 ряд – уговорить маму взять собаку

2 ряд – уговорить маму взять кошку

3 ряд – уговорить маму взять попугайчика

Мы поднимаем стены дома.

В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случится всякое. Я расскажу вам такую притчу:

«шел охотник по лесу, вдруг видит дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки лежу, умираю». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовиться ужалить его. Охотник взмолился: «Что же ты делаешь? Я тебя от смерти спас?» «На то я и змея» - отвечает она. Тут на счастье пробегает лиса. Просит охотник рассудить, кто прав, кто виноват. Сделав вид, что ничего не поняла, она просит, чтобы змея легла под дерево. Придавил змею деревом и больше не стал ее спасать.»

Значит, не надо делать добра? Жить по пословице: «Не делай добра, не получишь и зла»?

Человек на то и человек, чтобы делать добро. (слайд 8)

«И чтобы себя, себя не корить

В том, что сделал кому-то больно

Лучше добрым на свете быть

Злого в мире и так довольно»

Задание 2:

А теперь я предлагаю вам нарисовать символ добра. (крыша дома) (слайд 9)

Расскажите вы о своих добрых делах.

Вот ребята, построили дом – дом добра. Вот так добро творит чудеса. Творит, значит действует. Не будьте глухими и невнимательными к людям, к животным.

infourok.ru

Классный час «Твори добро» (6 класс) Ведущий

Классный час «Твори добро» (6 класс)

Ведущий: (на фоне тихой музыки) Милосердие, доброта, искренность сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

Сегодня у нас необычная встреча. Мне хочется поговорить с вами о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Что такое доброта? (ответы детей)

Чтение детских сочинений на тему «Чужой беды не бывает»

Я хочу вам представить презентацию «Энциклопедия добра»

На экране 1 слайд «Энциклопедия зла». Голос: Ха-ха. Я злой вирус и всё вокруг подчиняю своей злобной силе

Что произошло? Наверное компьютер дал сбой. Исправляю: «добра»

2 слайд Положительные качества человека

трусость, хвастливость, лживость, лицемерие, угодничество, злобность, жестокость, склочность, невежество, малодушие, корыстолюбие, тщеславие, надменность, приспособленчество, нерадивость, скупость, безделье, глупость…

И здесь ошибка. Давайте исправим. Дети называют противоположные качества. (Ответственность, инициативность, настойчивость, решительность, целеустремлённость, любознательность, самокритичность, правдивость, искренность, стыдливость, совестливость, честность, дружелюбие, достоинство, корректность, учтивость, обходительность, свободолюбие, храбрость, доброжелательность, тактичность, надёжность, благородство, терпеливость, благодарность, гордость, любезность, деликатность, прилежность, смелость, товарищество, чуткость, сострадание, сопереживание, доброта…)

Доброта издавна ценилась на Руси. Немало пословиц сложено о добре.

1-я группа: Истинное добро всегда просто.Учись доброму – худое на ум не пойдёт.Сделаешь худо – не жди добра.

2-я группа: Добро желаешь, добро и делай.Добрый человек добру и учит.За добро добром и платят.

3-я группа: Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – и худо снится.Добро творить – себя веселить.Живи для людей, поживут люди для тебя.

4-я группа: Добро поощряй, а зло порицай.С добрым жить хорошо.Худого худым не исправишь.

5-я группа: Добро наживай, а худо изживай.От добра добро не ищёт.Своего “Спасибо” не жалей, а чужого не жди.

6-я группа: Доброго держись, а от худого удались.Тому тяжело, кто помнит зло.Делать добро спеши.

Дети объясняют смысл пословиц

Слайд 3

А в следующем слайде в каждом предложении слова располагаются в определённом порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Нам необходимо расставить слова в нужном порядке

  • Внимателен, к, вежлив, людям, окружающим, будь
  • Не, младших, обижай
  • Возраста, уважай, старшего, людей
  • О, природу, заботься, ней, охраняй
  • Помощь, минуту, в, окажи, трудную
  • В, помогай, учёбе, товарищам, труде, и
Ведущий: Действительно, а что мы можем сделать у себя в школе, чтобы ребята совершали больше добрых поступков и могли отличить плохое от хорошего?

Предлагаю вам создать поляну добрых дел. Для этого нужно вырезать цветок и написать на нём доброе дело или поступок, совершённый вами.

Ведущий: Замечательные получились у нас картынад ними дружно трудились все ребята;

  • с большим старанием, без ссор и споров, выполняли свое задания;
  • а главное, из ваших рассказов и вот из этих карт добрых дел видно, что здесь собрались добрые, чуткие, терпеливые и доброжелательные люди.

uch.znate.ru

формирование у учащихся доброты и милосердия; выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах вообще

Классный час «Спешите делать добро» (6 класс).

Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия; выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах вообще.

Оформление кабинета: на доске – плакат с изображением яркого солнца со словами В. Гюго «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», рядом – высказывание русских писателей о доброте, наборное полотно с пословицами и поговорками о доброте, выставка книг и рисунков.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

Начать классный час хочу со слов Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому».

Как вы понимаете слова «хорошеть самому»?

Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (читает ученица):

^

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Доброго чтут, а злого жалуют.
  • Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Эту мысль продолжил уже в I н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для се6бя, живи для других».

Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

  • Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес)

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

(Вильям Шекспир)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях. (Блез Паскаль)

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)

Знания должны увеличиваться с добротой. (Фазиль Искандер)

Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям. (Михаил Пришвин)

  • Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец – несчастлив.
И. С. Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое дерево».

Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

^ Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

^ Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

^ Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.

А что гласит о доброте народная мудрость?

  • Доброта без разума пуста.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • За доброго человека сто рук.
  • Доброта нигде не теряет своего достоинства.
  • Добрые умирают, да дела их живут.
Что вы сделали хорошего?

Чем вы помогли людям?

Но мы не должны забывать о братьях наших меньших. (Учащиеся показывают свои рисунки, зачитывают отрывки из своих сочинений.)

«Спешите делать добро». Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Гаазу. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Учащиеся читают стихотворения и отрывки из стихотворений о доброте.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле. (А. Лесных)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

(Все вместе):

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле. (Ю. Друнина)

lib.podelise.ru