Классный час в 6 классе на тему «Роскошь человеческого общения». Классный час роскошь человеческого общения 6 класс


Секреты общения, классный час для 6 класса

Занятие с элементами тренинга «Секреты общения»

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: учащиеся 6-го класса в возрасте 11-12 лет.

Длительность занятия: 45-50 минут.

Место проведения: классная комната.

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

  2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.

  3. Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Структура занятия.

  1. Приветствие.

  2. Организационный момент.

  3. Разминка.

  4. Целеполагание. Подведение к формулировке темы.

  5. Основная часть: теоретический аспект, упражнения на развитие коммуникативных навыков.

  6. Заключительная часть.

  7. Прощание.

I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.

    1. Игра «Приветствие».

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте, девочки»,

  • «здравствуйте, мальчики»,

  • «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»,

  • «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,

  • «здравствуйте те, кто родился летом»,

  • «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное»,

  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

    1.  Вводное слово ведущего.

Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать, играть, выполнять упражнения, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения».

    1. Упражнение «Ассоциации»

Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

  • Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

  • Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

II. Основная часть.

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)

Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам витаминный сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульев, посмотрите. У каждого из вас желтые или зеленые яблоко или груша. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?

  • Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • уметь внимательно слушать и слышать

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

  • не перебивать

  • умение задавать уточняющие вопросы

  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться

  • разборчивая и грамотная речь

  • умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.

Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.

Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.

  • невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.

Посмотрите на иллюстрацию, только 7% информации мы воспринимаем из речи, а остальную информацию нам несут невербальные средства общения, такие как мимика (выражения лица – взгляд, улыбка), пантомимика (движения тела, позы, походка) и речевые характеристики. Поэтому очень важно уметь считывать информацию не только со слов, но и понимать значение жестов, движений, выражений лица.

Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы. Посмотрите, какой фрукт прикреплен на спинке вашего стула, соответственно команда – яблоки и команда – груши.

По правому борту группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать. Профессия: повар, зубной врач, учитель.

А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание?

Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи, а также мимику (выражение лица).

  1. Прочитайте текст:

  • Шёпотом;

  • С максимальной громкостью;

  • Переходя волнообразно из одного в другое;

  • С пулемётной скоростью;

  • Со скоростью черепахи;

  • Как будто вы очень замёрзли;

  • Как пятилетняя девочка;

  • Как робот.

Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость;

  • Страх;

  • Удивление;

  • Удовольствие;

  • Неудовольствие;

  • Грусть;

  • Торжественно.

  1. Посмотрите, как смотрят:

  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром;

  • Папа после родительского собрания;

  • Мышка на кошку;

  • Удав на кролика;

  • Начальник на подчинённого.

  1. Улыбнитесь, как улыбаются:

  • Очень вежливый японец;

  • Собака своему хозяину;

  • Кот на солнышке;

  • Само солнышко;

  • Пациент, после посещения дантиста.

  1. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

  • Учитель, недовольный ответом ученика;

  • Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

  • Человек, желающий скрыть свою улыбку;

  • Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу ________ и __________ зачитать её вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.

А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. __________ и __________ прочитайте вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).

Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?

Подведение итогов.

  • Ребята, какие о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?

  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.

III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу.

  • Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?

  • Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?

  • С  какими  чувствами  вы  уходите  с  занятия? 

  • Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!

Ритуал завершения.

Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.

Я тоже хочу вам сделать подарок, на цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседников и сделают ваше общение с товарищами приятным.

Спасибо за работу и до новых встреч!

infourok.ru

Классный час в 6 классе на тему «Роскошь человеческого общения»

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

в 6 классе на тему

«Роскошь человеческого общения»

Классный руководитель: Смелова Инна Владимировна

Цели:

  • Расширить знания учащихся об общении с людьми, учить оценивать себя, видеть свои недостатки, через анализ сказок;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Воспитание чуткости, доброты, отзывчивости и уважения друг к другу;

Материалы и оборудование:

проектор, презентация, название темы, слова для словарной работы, солнышко и кактус (лучики с иголками), карточки с заданиями, «улыбки», фломастеры;

Ход мероприятия

I Орг. Момент

II Сообщение темы и целей.

- Ребята. Ни для кого не секрет, что все взрослые должны быть примером для более младших. Так, например, для вас примером являются ваши родители, учителя и преподаватели школы, в котором вы учитесь. Но так же кто может стать примером для вас?

- Старшеклассники.

- Молодцы. Хорошим примером для подражания младших школьников могут быть и ученики старших классов. Наша школа, за время её существования выпустила не мало хороших людей, которыми она гордится и любит вспоминать. Поэтому надо стараться, чтобы вспоминая о вас думали только о хорошем…

А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: а наш класс может стать примером для подражания?

- ….

- Да. Конечно же может. Но для этого нам нужно работать над собой.

В прошлом году мы с вами строили дом доброты. Давайте посмотрим, какой же дом у нас получился. (слайд 1). Этот дом мы построили для себя, то есть для добрых и дружных людей.

Ребята а давайте вспомним добрые слова, которые нам необходимы в различных ситуациях: (слайд 2)

  • Слова, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю)

  • Слова, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, рад тебя видеть)

  • Слова, которым можно попросить прощения (прости, извини пожалуйста)

  • Слова- обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры)

Дом у нас построен для добрых людей. Вежливые слова мы знаем.

Но что выходит, дом построен, а жить дружно в нём получается не всегда.

Как вы считаете почему? Что нам мешает? Какие проблемы существуют у нас в классе?

- (ответы детей)

- Правильно. Но конкретно сегодня хотелось бы остановиться на общении. И тема нашего сегодняшнего мероприятия называется «Роскошь человеческого общения» (слайд 3)

III Работа по теме:

- В ходе подготовки к мероприятию мы с вами заполняли анкету об умении общаться. (слайд 4) Давайте проанализируем анкету, на вопросы которой вы отвечали заранее.

- Для вас общение- это прежде всего беседа, разговор и ничего больше. Мы общаемся, чтобы узнать что- то новое, чтобы появились новые друзья, знакомые. А между тем «общение»- понятие более глубокое. В толковом словаре Ожегова

общение- это…. (Словарная работа на доске)

Мы привыкли общаться, понимать друг друга с помощью слов. Такое общение называется

вербальным (словарная работа на доске)

- А как вы думаете, сможет ли человек прожить без общения?

….

- Конечно же нет. Еще в глубокой древности самым суровым наказанием за какое- либо преступление была изоляция человека от общества. Этого человека прогоняли от людей. Он был обречен. Ведь без общения человек начинает разговаривать с самим собой и просто сходит с ума. Значит человек может обойтись без многого, но не без общения!

Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы подумайте, может оно подходит и для кого- то из вас.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово» он вместо

Слова «Здравствуйте» бурчит.

А вместо слова «До свиданья» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»,

Произносить он не привык.

Простого слова «Извините» не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Витька, Ванька, Толька.

- Как разговаривает герой этого произведения?

- Каких слов он не знает?

- Как вы думаете, тот, кто так говорит, уважает своих друзей или нет?

- Прослушав это стихотворение, какие выводы мы сможем сделать?

…..

- Правильно (Употреблять в общении вежливые слова и называть друг друга по имени).

- А еще, какие правила, мы можем добавить сами?

- Вежливый человек умеет слушать другого?

- Отвечает ли он грубостью на грубость?

- Вежливый человек всегда приветлив и внимателен к другим?

- А в разговоре с собеседником каким тоном вы должны разговаривать?

- Мы с вами только что вывели правила. Осталось только озаглавить их. Каким должен быть человек, знающий и использующий эти правила?

- А теперь посмотрите что у нас получилось…(слайд 5 правила вежливого, культурного человека).

- Я хочу, чтобы эти правила вы знали и использовали, поэтому их я раздам в виде памятки.

- А теперь ребята постарайтесь понять меня без слов (делаю знак подняться и сесть) Вы меня поняли без слов. Общение при помощи жестов называется невербальным (словарная работа на доске)

Но также во время общения по лицу человека мы тоже можем многое определить без слов (слайд 6)

- Посмотрите пожалуйста на рисунки и определите, какие чувства и эмоции переживают изображенные на них люди.

Разное выражение лица, с помощью которого мы можем определить настроение и чувства человека мы называем

мимикой (словарная работа) (слайд 7 по словарной работе).

Все эти способы общения мы знаем и используем. Но часто мы их применяем для того, чтобы обидеть или посмеяться над товарищем. А каких людей чаще всего не любят в классе, в любом коллективе? Почему у некоторых дружба не складывается? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте послушаем сказку «День сороки»

Распух у сороки язык от болтовни, да так, что болтать ничего не может. Что делать? Обратилась сорока к журавлю: «Журавушка вылечи мне язык!»- с трудом прошептала она. – «Ты говорят травами лечишь, помоги!»

Отказал Журавль Сороке. –«Ах так!- рассердилась Сорока» -«Да я про тебя такого по лесу разнесу- будешь знать, как мне отказывать!» - и полетела жаловаться старому Филину.

Тот выслушал Сороку и говорит: «Хочешь я тебе помогу! Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе и нам за одно.»

- Вы все внимательно прослушали сказку. Какой вы можете сделать вывод?

- (Ответы детей)

- Вывод. Не надо мстить, вредить другому, если тот не выполнил твою просьбу. Причина отказа Сороке была её вездесущесть, чрезмерное любопытство. И с такими людьми, как Сорока ведь наверняка никто не захочет дружить.

- А теперь подумайте, есть ли среди Вас такие «сороки»? …

Наше любопытство и стремление быть в центре внимания приводит часто ко лжи. Что может произойти с вами в последствии вы сейчас узнаете. (Сказка «Галка в чужих перьях»)

Птицы надумали выбрать себе начальника. «Какая птица всех красивее, ту и выберем в начальники», - решили они.

Галке очень хотелось быть начальником. Набрала она чужих перьев покрасивее и натыкала их к себе и в хвост, и в крылья.

Собрались птицы на выборы. А галка гордо расхаживает между ними. Никто не узнает галки. Все дивятся невиданной птице. «Надо её выбрать в начальники», - думают они.

Потом птицы догадались: каждая птица узнала свои перья и выдернула их.

Все птицы узнали тогда галку и много смеялись над глупой.

- Проанализируйте данную сказку. Какого было галке? Поняла ли она свою ошибку? Чему нас учит данная сказка?

- ………

- Ведь часто и люди, чтобы добиться своего, готовы идти на поводу лжи. Оставаться нужно самим собой, чтобы не попасть в такое глупое положение, как Галка и не стать посмешищем для других.

- А среди вас есть такие Галки? Подумайте.

- Любое слово, обращенное к человеку, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями к собеседнику. Если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление общаться. Важное значение во время разговора имеет не то, что сказано а как это сказано. Я предлагаю прочитать начало фраз, закончив их по своему. Произнесите одну и ту же фразу сначала грубым тоном а затем веселым, жизнерадостным.

Доброе ………….. .

Извини, что я………. .

Спасибо тебе за………….. .

Я не смогу ……………… .

Прошу тебя …………….. .

Поздравляю тебя ………… . (слайд 8)

- И какое произнесение Вам было приятнее услышать?

- Веселым и жизнерадостным

- Верно. Ведь «доброе слово и кошке приятно», говорит русская пословица.

- А какими качествами должен обладать человек при общении? Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества. Вы должны расставить данные качества личности в нужную колонку. А через минуту проверим какие же качества вы цените в человеке а какие нет.

Качества личности:

Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.

-Мы сегодня много говорили о том, что же необходимо знать и соблюдать при общении, какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем. Перед вами на доске солнышко без лучиков и кактус без иголок. Подумайте и напишите на лучике солнца те качества, которыми вы бы хотели обладать в процессе общения. А в иголках ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.

(Дети пишут на листочках, читают, что написали и вывешивают их на доске)

- Посмотрите, как светло стало вокруг. Это наше солнышко своими лучиками освещает весь наш класс. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните. И только лучики нашего солнышка вас будут согревать всегда, а не те страшные иголки, которые мешали в общении. Ведь общение для нас является роскошью. Потому что расширение словарного запаса, обогащение своего речевого «репертуара» позволит вам «выразить себя», проявить свои лучшие человеческие качества в общении.

(Чтение стихов о доброте, любви и счастье)

Свобода, милосердие, терпимость-

Хорошие и добрые слова.

Мы все хотим жить радостно, счастливо,

Чтоб грело солнце и росла трава.

Хотим любить, хотим, чтоб нас любили.

Чтоб было мирно, солнечно, светло,

Чтоб близкие тепло души дарили,

Как в сказке побеждало бы добро.

Смотрите, как вокруг все расцвело!

Струиться свет и аромат цветов,

Как в сказке побеждают пусть добро,

И милосердие и радость и любовь.

- А теперь ребята улыбнемся друг другу искренне и подарим гостям улыбки живые и те, которые вы нарисовали.

(дети дарят «улыбки», звучит песня)

multiurok.ru

Роскошь человеческого общения, 6 класс

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ: КЮРШУНОВА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ».

ЦЕЛИ: ПРИОБЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ; СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПОЗИЦИЙ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, УБЕЖДЕНИЙ.

ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННИСТИЧЕСКИХ, НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕТИРОВ, ТОЛЕРАНТНОСТИ;СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ, УЧАСТИЕ В ДИСКУССИИ;УГЛУБЛЯТЬ ЗНАНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, ЭКРАН.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: КАРТОЧКИ: «СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ». ЛИСТЫ БУМАГИ.

ХОД УРОКА:

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

-На предыдущем уроке мы с вами начали изучать новый блок: «Человек и общество».- Давайте вспомним, а кто такой человек? (человек-существо социальное (socitas - др.гр.-общество))- Но между людьми существуют особые отношения. Как они называются? (межличностные)- Что возникает у людей, если их отношения складываются удачно? (симпатия)- А если неудачно, то, что возникает? (антипатия)- Какими тремя словами подчеркиваются межличностные отношения? (взаимовосприятие, взаимодействие, взаимопонимание)

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ:

2.1 Экран: «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ»(Запись темы и числа в тетрадь)

-Какое самое важное условие межличностных отношений?( понять друг друга)- В непонимании кроются причины множества проблем и конфликтов.Если вы замыкаетесь в себе, принимая за истинное только собственное мнение, и отвергаете все остальные – вам будет очень тяжело жить.

Экран: Еще в Библии было сказано: «Нехорошо быть человеку одному» (запись в тетрадь)

- Это значит, что человеку нужен собеседник, друг, помощник по жизни.- Человеческие отношения очень хрупкая вещь.

Экран: Неудачно сказанное слово, нечаянная обида могут навсегда поссорить людей, друживших с детства.(запись в тетрадь)

Экран: Так как же вести себя с людьми?

- Однажды известного др.гр. мудреца Демокрита спросили: «Какова должна быть цель в жизни?»

Экран: И он ответил: «Хорошее расположение духа!»

-Шутливый на первый взгляд ответ, но на самом деле он имеет очень глубокий смысл. Речь идет о внутреннем, духовном состоянии человека, о согласии с самим собой, когда его действия и поступки не противоречат голосу совести, а люди, чье мнение для него особенно значимо, относятся к нему с уважением и любовью.

Экран: Хорошее расположение духа предполагает доброжелательное отношение к людям, оно не совместимо с завистью, злобой, ненавистью.(запись в тетрадь)

- Как написано в трудах известного психолога, доктора психологических наук Л.В.Куликова:

Экран: «Глубокие отношения между людьми (уважение, дружба, доверие, любовь) возникают там, где есть взаимная ис

schoolfiles.net

Классный час на тему "Роскошь человеческого общения"

Классный час на тему: «Роскошь человеческого общения»

Задачи:

  • показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека;

  • овладеть социально-психологическими знаниями, практическими приемами построения общения в различных условиях;

  • развивать способности анализа ситуаций, характерных при общении с людьми, и понимание того, что успешность общения обеспечивается межличностным взаимодействием.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Ход занятия:

  1. Вводное слово преподавателя.

На доске эпиграф: «Единственная настоящая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери.

- Ребята, умеете ли вы общаться? Я почти уверена, что все скажут: «Конечно, да». Но в какой форме происходит это общение? Чаще всего это простой разговор, обмен информацией. В то же время всем известно, что понятие «общение» много обширнее, чем наше обычное: «Привет» и «Пока».

- Сегодня мы с вами поподробнее познакомимся с понятием общение и его ролью в нашей жизни, будем учиться основным правилам ведения разговора, узнаем о роли жестов, мимики и позы при общении.

2. Беседа с учащимися.

Что же такое общение? На первый взгляд смешной вопрос, но только на первый. Общение - это и вчерашний разговор по телефону, и беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за позднего возвращения домой. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.

Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:

взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;

  • часто с интересом воспринимаем различные слухи;

  • обмениваемся переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;

  • испытываем на себе влияние других людей, изменяя свое поведение, подражая им;

  • принимая решения, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;

  • находимся под воздействием средств массовой информации;

  • с одними людьми легко и продуктивно работаем, с другими у нас возникают разногласия;

  • замечаем, что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

- Что же такое общение? (высказывания учащихся).

В психологии существует множество определений этого понятия. Мы остановимся на следующем:

Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение как существенная сторона жизнедеятельности каждого человека является своего рода наукой, в которой есть свои особенности и закономерности, свои правила и секреты, а также искусством, ведь не зря с античности мы знаем такое понятие, как «ораторское искусство», и ему надо учиться как любой профессии. И основы этой науки и этого искусства следует знать каждому человеку, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

-Итак, какой же самый частый вид общения мы используем?

- Верно это разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

- Что же такое язык? (выступление учащихся) .

1 Ученик: Язык — орудие человека. Он необходим, что­бы люди могли полноценно общаться. Нам чаще всего не хва­тает именно слова, и мы пытаемся найти его, это единственно нужное, правильное, точное. Каждый, кто несет ответствен­ность за свои высказывания, стремится взвешивать свои сло­ва, понимая, что они являются сильнейшим раздражителем. Слово может оказать огромное воздействие на человека, слово может убить, слово может спасти.

2 Ученик:

Слово о словах

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешение и слово - удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

В. Полторацкий

Я думаю, что эти стихи обращены не только к поэтам. Всем людям нужно задумываться о значении произносимых слов.

1 ученик: «Говорим с тобой на разных языках, не мо­жем найти общего языка», — с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Обще­ние посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поко­лению, потому что язык — это орудие культуры. Нет такой сферы общения, где бы не требова­лось хорошее владение языком. Умение пользоваться этим бесценным даром завещано нам предками.

Все верно. Если заглянуть в прошлое, то нам станет просто стыдно. Ведь люди с давних времен общались на очень высоком уровне. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол. Бешеный век, нам и присесть некогда, не то, что поговорить, а тем более думать, в какой форме это делать. И утешая себя этой мыслью, мы продолжаем общаться на неприлично низком уровне. Так как же правильно общаться?

Давайте обратимся к книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон…», изданной в Петербурге в 1889 году. Вот некоторые мысли из книги «Благопристойность касается всех действий жиз­ни; она требует, чтобы мы были умеренными в наших удо­вольствиях, осторожными в наших рассуждениях и вечными врагами всего того, что нарушает наш долг.

Главные правила благопристойности:

1-е правило. Не принимать вида ни выше, ни ниже своего положения.

2-е правило. Оказывать другим внимание и почтение, на которое они имеют право.

3-е правило. Не обращаться с веселым видом к лицам, которые, как нам известно, имеют особые причины быть гру­стными,

4-е правило. Не принимать пренебрежительного и полно­го гордости вида.

5-е правило. Избегать слишком большого числа слов, объяс­нений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей.

6-е правило. Говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать собеседника.

7-е правило. Всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к этому других, с кротостью и снисходи­тельностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

8-е правило. Никогда не завладевать самому всем разгово­ром каждый раз, как является новый предмет разговора.

9-е правило. Предоставить высказаться тому, кто говорит не раньше, как после того, когда собеседник ваш кончит гово­рить.

10-е правило. Избегать, по возможности, говорить шепо­том тому, возле кого сидишь.

11-е правило. Говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседника, молчаливый человек наводит скуку.

12-е правило. Не говорить о себе. Если мы станем гово­рить только о своих добродетелях или талантах, то мы дела­емся скучными и смешными.

13-е правило. Когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальца­ми, не напевать про себя.

14-е правило. Не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благо­родным образом».

Что же все-таки необходимо, чтобы правильно об­щаться? (Учащиеся)

  • Надо, в первую очередь уважать собеседника,

  • Слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться,

  • Стараться говорить только то, что думаешь.

Это не универсальные способы общения, но, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

3. Тренинговые упражнения.

Мы с вами познакомились с правилами ведения разговора, разобрали основные средства общения (как вербальные, так и невербальные). А теперь постараемся применить новые знания на практике, выполняя тренировочные упражнения.

Упражнение 1. Невербальная коммуникация.

1) Посмотреть фрагмент фильма без звука 5-10 минут, пытаясьугадать смысл диалогов по невербальным признакам. Затем по­смотреть фрагмент снова, включив звук.

Обсуждение по вопросам (после1просмотра):

  • Удалось ли определить, о чем говорили участники диалога?

  • Какие выражения лиц послужили ключом?

  • Отметили ли улыбку или хмурый вид?

  • Какие чувства удалось угадать?

  • Каков был визуальный контакт: смотрели ли собеседники друг на друга или отворачивались во время разговора?

  • Как часто они прямо смотрели в глаза друг другу?

  • Когда каждый из них смотрел на собеседника больше: когда говорил или слушал?

  • Посмотрел ли говорящий во время разговора на собеседника после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь ваш черед»?

Упражнение 2. «Да и нет».

Передайте «нет» со множеством оттенков, включая даже про­тивоположное «да». При этом использовать можно паралингвистические средства (интонация) и невербальные средства (мимика, жестикуляция, тактильные действия).

Упражнение 3. «Встреча двух людей»

Класс делится на группы, поочередно представляют встречу 2 людей, хорошо относящихся друг к другу.

Условие: использовать при этом лишь невербальные средства общения.

Анализ взаимодействия пар участников.

Для анализа используются невербальные признаки, характери­зующие «встречу с хорошим знакомым»:

  1. Открытая постановка корпуса.

  2. Приближение друг к другу.

  3. Фронтальная ориентация тела.

  4. Улыбка.

5.Прямой взгляд.

6.Рукопожатия или другие тактильные действия.

4. Подведение итогов занятия.

Выводы: Ребята, мы сегодня много говорили об общении. Что каждому из вас особенно запомнилось? (ответы учащихся). Я думаю, что сегодняшнее занятие не прошло даром, и каждый из вас усвоил правила ведения разговора, важность взаимного уважения между собеседниками. С темой общения мы еще встретимся на следующих занятиях, когда будем говорить о конфликте, как о неэффективном способе общения.

videouroki.net

Классный час "Учимся общаться" 6 класс

Конспект классного часа

УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ

  1. Ребята, сегодня мы с вами проведем классный час совместный с родителями, т.к у нас в школе ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

  2. Тему занятия вы назовете сами.

Олег нам в этом поможет: Слова Конфуция__Не печалься о том, что люди не знают тебя,

а печалься о том, что ты не знаешь людей.

Конфуций

Как ты их понимаешь, Олег?А вы, ребята?А вы, уважаемые родители?

На слайде вы видите высказывание писателя :А.Экзюпери .Как вы его понимаете?

Послушайте сказку.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Вы уже можете назвать тему занятия?

На классном часу мы будем Учится быть терпимыми.

А тема звучит так: Толерантность!( презентацию включить)

Запишите себе понятие толерантности.

Кто ответит: Что значит быть толерантным?( слайд следующий)

16 ноября отмечается день толерантности

Давайте учится быть толерантными на примерах.

( сценка девочек и мамы)

Учитель:Почему расстроилась девочка? Что сделала мама неверно? Обращаюсь к вам мамы и бабушки, что в этой ситуации нужно изменить? ( к детям тоже нужно проявлять толерантность, быть теримыми. Конечно, нужно делать замечания, но знать время и подходящий случай, а не сразу, с ходу

Мешанихин Сергей( зачитывает слова)

Как вы понимаете эти слова? ( ответы детей)

Игра «волшебная рука».

Обводите на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

( 2-3 примера )

Очень бы хорошо было бы, если бы мы видели такие руки каждый раз, когда начинали общаться с человеком.

Высказывание Мякишева Дмитрия ( обсуждение)

Игра «А я считаю так…» 3 человека( 2 ученика и 1 взрослый)

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

o   весна лучше осени;

Ø самый классный мультик « Ну погоди»»;

Ø самый важный предмет – математика;

Ø играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;

Ø лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

Ø самое прекрасное домашнее животное – кошка;

Ø самая классная музыка –хип хоп;

Ø заниматься рыбалкой – старомодно;

Ø изучать иностранный язык легче, чем физику;

Ø война – это всегда плохо;

Ø учиться без «2» и «3» невозможно;

Ø всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

Предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма ЧУЧЕЛО по рассказу В.Железникова.И ответить

Фильм "Чучело"(фрагменты): 1 фрагмент, 2 фрагмент, 3 фрагмент

Учитель:

  • Какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм?

  • О чём этот фильм?

  • Назовите главных героев фильма. Какой из героев по-вашему мнению похож на вас?

  • Каким был класс до поступления в него Лены Бессольцевой?

Заполнение таблицы на доске.

Класс Л. Бессольцевой

  • Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?

  • Назовите проблемы, существующие в этом классе.

  • Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе? Какие?

  • Давайте рассмотрим характеры лидера и отверженной этого класса.

  • Перечислите их положительные и отрицательные качества.

Работа в группе.

1) Группа 1 – что бы вы посоветовали Лене.

Группа 2 – что бы вы посоветовали Железной Кнопке.

Учитель:

– Почему учащиеся класса пошли за Железной кнопкой? Наверно немаловажную роль сыграло воспитание учащихся. Давайте посмотрим на их отношения с родителями и учителями.

(фрагменты фильма прилагаются)

– Теперь давайте обратимся к качествам остальных ребят класса.

А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».

Я раздам вам листья, а вы напишете на них , что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.

 

 

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

 

В заключении я прочитаю вам молитву о встрече.

 

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!

Спасибо за внимание. Я надеюсь, мы стали чуточку терпимее к друг другу 

kopilkaurokov.ru

Классный час в 6 классе на тему «Роскошь человеческого общения»

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

в 6 классе на тему

«Роскошь человеческого общения»

Классный руководитель: Смелова Инна Владимировна

Цели:

  • Расширить знания учащихся об общении с людьми, учить оценивать себя, видеть свои недостатки, через анализ сказок;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Воспитание чуткости, доброты, отзывчивости и уважения друг к другу;

Материалы и оборудование:

проектор, презентация, название темы, слова для словарной работы, солнышко и кактус (лучики с иголками), карточки с заданиями, «улыбки», фломастеры;

Ход мероприятия

I Орг. Момент

II Сообщение темы и целей.

- Ребята. Ни для кого не секрет, что все взрослые должны быть примером для более младших. Так, например, для вас примером являются ваши родители, учителя и преподаватели школы, в котором вы учитесь. Но так же кто может стать примером для вас?

- Старшеклассники.

- Молодцы. Хорошим примером для подражания младших школьников могут быть и ученики старших классов. Наша школа, за время её существования выпустила не мало хороших людей, которыми она гордится и любит вспоминать. Поэтому надо стараться, чтобы вспоминая о вас думали только о хорошем…

А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: а наш класс может стать примером для подражания?

- ….

- Да. Конечно же может. Но для этого нам нужно работать над собой.

В прошлом году мы с вами строили дом доброты. Давайте посмотрим, какой же дом у нас получился. (слайд 1). Этот дом мы построили для себя, то есть для добрых и дружных людей.

Ребята а давайте вспомним добрые слова, которые нам необходимы в различных ситуациях: (слайд 2)

  • Слова, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю)

  • Слова, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, рад тебя видеть)

  • Слова, которым можно попросить прощения (прости, извини пожалуйста)

  • Слова- обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры)

Дом у нас построен для добрых людей. Вежливые слова мы знаем.

Но что выходит, дом построен, а жить дружно в нём получается не всегда.

Как вы считаете почему? Что нам мешает? Какие проблемы существуют у нас в классе?

- (ответы детей)

- Правильно. Но конкретно сегодня хотелось бы остановиться на общении. И тема нашего сегодняшнего мероприятия называется «Роскошь человеческого общения» (слайд 3)

III Работа по теме:

- В ходе подготовки к мероприятию мы с вами заполняли анкету об умении общаться. (слайд 4) Давайте проанализируем анкету, на вопросы которой вы отвечали заранее.

- Для вас общение- это прежде всего беседа, разговор и ничего больше. Мы общаемся, чтобы узнать что- то новое, чтобы появились новые друзья, знакомые. А между тем «общение»- понятие более глубокое. В толковом словаре Ожегова

общение- это…. (Словарная работа на доске)

Мы привыкли общаться, понимать друг друга с помощью слов. Такое общение называется

вербальным (словарная работа на доске)

- А как вы думаете, сможет ли человек прожить без общения?

….

- Конечно же нет. Еще в глубокой древности самым суровым наказанием за какое- либо преступление была изоляция человека от общества. Этого человека прогоняли от людей. Он был обречен. Ведь без общения человек начинает разговаривать с самим собой и просто сходит с ума. Значит человек может обойтись без многого, но не без общения!

Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы подумайте, может оно подходит и для кого- то из вас.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово» он вместо

Слова «Здравствуйте» бурчит.

А вместо слова «До свиданья» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»,

Произносить он не привык.

Простого слова «Извините» не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Витька, Ванька, Толька.

- Как разговаривает герой этого произведения?

- Каких слов он не знает?

- Как вы думаете, тот, кто так говорит, уважает своих друзей или нет?

- Прослушав это стихотворение, какие выводы мы сможем сделать?

…..

- Правильно (Употреблять в общении вежливые слова и называть друг друга по имени).

- А еще, какие правила, мы можем добавить сами?

- Вежливый человек умеет слушать другого?

- Отвечает ли он грубостью на грубость?

- Вежливый человек всегда приветлив и внимателен к другим?

- А в разговоре с собеседником каким тоном вы должны разговаривать?

- Мы с вами только что вывели правила. Осталось только озаглавить их. Каким должен быть человек, знающий и использующий эти правила?

- А теперь посмотрите что у нас получилось…(слайд 5 правила вежливого, культурного человека).

- Я хочу, чтобы эти правила вы знали и использовали, поэтому их я раздам в виде памятки.

- А теперь ребята постарайтесь понять меня без слов (делаю знак подняться и сесть) Вы меня поняли без слов. Общение при помощи жестов называется невербальным (словарная работа на доске)

Но также во время общения по лицу человека мы тоже можем многое определить без слов (слайд 6)

- Посмотрите пожалуйста на рисунки и определите, какие чувства и эмоции переживают изображенные на них люди.

Разное выражение лица, с помощью которого мы можем определить настроение и чувства человека мы называем

мимикой (словарная работа) (слайд 7 по словарной работе).

Все эти способы общения мы знаем и используем. Но часто мы их применяем для того, чтобы обидеть или посмеяться над товарищем. А каких людей чаще всего не любят в классе, в любом коллективе? Почему у некоторых дружба не складывается? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте послушаем сказку «День сороки»

Распух у сороки язык от болтовни, да так, что болтать ничего не может. Что делать? Обратилась сорока к журавлю: «Журавушка вылечи мне язык!»- с трудом прошептала она. – «Ты говорят травами лечишь, помоги!»

Отказал Журавль Сороке. –«Ах так!- рассердилась Сорока» -«Да я про тебя такого по лесу разнесу- будешь знать, как мне отказывать!» - и полетела жаловаться старому Филину.

Тот выслушал Сороку и говорит: «Хочешь я тебе помогу! Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе и нам за одно.»

- Вы все внимательно прослушали сказку. Какой вы можете сделать вывод?

- (Ответы детей)

- Вывод. Не надо мстить, вредить другому, если тот не выполнил твою просьбу. Причина отказа Сороке была её вездесущесть, чрезмерное любопытство. И с такими людьми, как Сорока ведь наверняка никто не захочет дружить.

- А теперь подумайте, есть ли среди Вас такие «сороки»? …

Наше любопытство и стремление быть в центре внимания приводит часто ко лжи. Что может произойти с вами в последствии вы сейчас узнаете. (Сказка «Галка в чужих перьях»)

Птицы надумали выбрать себе начальника. «Какая птица всех красивее, ту и выберем в начальники», - решили они.

Галке очень хотелось быть начальником. Набрала она чужих перьев покрасивее и натыкала их к себе и в хвост, и в крылья.

Собрались птицы на выборы. А галка гордо расхаживает между ними. Никто не узнает галки. Все дивятся невиданной птице. «Надо её выбрать в начальники», - думают они.

Потом птицы догадались: каждая птица узнала свои перья и выдернула их.

Все птицы узнали тогда галку и много смеялись над глупой.

- Проанализируйте данную сказку. Какого было галке? Поняла ли она свою ошибку? Чему нас учит данная сказка?

- ………

- Ведь часто и люди, чтобы добиться своего, готовы идти на поводу лжи. Оставаться нужно самим собой, чтобы не попасть в такое глупое положение, как Галка и не стать посмешищем для других.

- А среди вас есть такие Галки? Подумайте.

- Любое слово, обращенное к человеку, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями к собеседнику. Если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление общаться. Важное значение во время разговора имеет не то, что сказано а как это сказано. Я предлагаю прочитать начало фраз, закончив их по своему. Произнесите одну и ту же фразу сначала грубым тоном а затем веселым, жизнерадостным.

Доброе ………….. .

Извини, что я………. .

Спасибо тебе за………….. .

Я не смогу ……………… .

Прошу тебя …………….. .

Поздравляю тебя ………… . (слайд 8)

- И какое произнесение Вам было приятнее услышать?

- Веселым и жизнерадостным

- Верно. Ведь «доброе слово и кошке приятно», говорит русская пословица.

- А какими качествами должен обладать человек при общении? Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества. Вы должны расставить данные качества личности в нужную колонку. А через минуту проверим какие же качества вы цените в человеке а какие нет.

Качества личности:

Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.

-Мы сегодня много говорили о том, что же необходимо знать и соблюдать при общении, какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем. Перед вами на доске солнышко без лучиков и кактус без иголок. Подумайте и напишите на лучике солнца те качества, которыми вы бы хотели обладать в процессе общения. А в иголках ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.

(Дети пишут на листочках, читают, что написали и вывешивают их на доске)

- Посмотрите, как светло стало вокруг. Это наше солнышко своими лучиками освещает весь наш класс. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните. И только лучики нашего солнышка вас будут согревать всегда, а не те страшные иголки, которые мешали в общении. Ведь общение для нас является роскошью. Потому что расширение словарного запаса, обогащение своего речевого «репертуара» позволит вам «выразить себя», проявить свои лучшие человеческие качества в общении.

(Чтение стихов о доброте, любви и счастье)

Свобода, милосердие, терпимость-

Хорошие и добрые слова.

Мы все хотим жить радостно, счастливо,

Чтоб грело солнце и росла трава.

Хотим любить, хотим, чтоб нас любили.

Чтоб было мирно, солнечно, светло,

Чтоб близкие тепло души дарили,

Как в сказке побеждало бы добро.

Смотрите, как вокруг все расцвело!

Струиться свет и аромат цветов,

Как в сказке побеждают пусть добро,

И милосердие и радость и любовь.

- А теперь ребята улыбнемся друг другу искренне и подарим гостям улыбки живые и те, которые вы нарисовали.

(дети дарят «улыбки», звучит песня)

multiurok.ru

Классный час "Роскошь человеческого общения"

Классный час

«Роскошь человеческого общения»

Провела:

Чараева Елена

Тема: роскошь человеческого общения.

Цель занятия:

формирование толерантных отношений друг к другу, развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.

Задачи:

- воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям;

- выделение для детей значимости отношений между людьми;

- развивать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу;

- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования.

Оборудования:

  • Высказывания

  • Пословицы

  • Портреты

Ход занятия

I Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Мы очень рада нашей сегодняшней встречи.

Посмотрите на фотографии, Что вы на них видите? Какое понятие за ними скрыто?

Варианты детей. Каким, словом можно их все объединить? ОБЩЕНИЕ

Посмотрите, как об общении говорили великие люди:

«Тот, кто думает, что можно обойтись без других, – заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?

Франсуа де Ларошфуко

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».

Л.Н. Толстой

-Как вы понимаете данные высказывания?

-Важную роль играет общение в нашей жизни?

Вывод: общение – неотъемлемая составляющая человеческой жизни.

- Как выдумаете. Подойдут слова известного писателя Антуана де Сент Экзюпери в качестве эпиграфа к нашему занятию

«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент Экзюпери

II Основная часть

Тема нашего классного часа: Роскошь человеческого общения.

1)Беседа

- Как вы понимаете значение слова роскошь? ( Словарь Ожегова: «богатство и великолепие»).

Чтобы получить такое своего рода богатство, которое выражается для каждого из вас в умении общаться необходимо, придерживаться ряда правил. Именно об этом и еще, о том для чего необходимо общение мы и поговорим сегодня на классном часе.

Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так, что же такое язык? Давайте послушаем притчу.

2) Притча

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Так что же такое язык?

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть. По манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем: Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости".

3)Пословицы

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи (прокомментировать следующие пословицы)

• Красна птица пером, а речь - словом.

• Красно поле пшеном, а речь - слушанием.

• Хорошие речи и слушать приятно.

• С умным разговориться, что меду напиться.

• Ласковое слово многих прельщает.

• Есть слово, как мед сладко, а есть слово, как полынь горько.

Вывод:

- Чему учат данные пословицы? (культуре общения)

Каким образом наиболее часто нарушается культура общения. Бывает, мы слышим сквернословие. Некоторые считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все.

4) Жаргонные слова и выражения

А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте"

-Ребята, а вы замечали данное общение между сверстниками?

-А вы знаете, как называются эти слова паразиты? (жаргонные слова)

Мы можем сделать вывод о том, что культура общения — это гуманный подход к другому человеку. В чем суть такого подхода?

- доброжелательность

- спорь, да не вздорь;

- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

- прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.

- для человека нет более приятного звука, чем звук собственного имени.

Вывод: Помните об этих правилах, и тогда общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете.

5)Чтение рассказа

Общение напоминает игру в мяч? Брошенную кем – то реплику надо умело подхватить, а если этого не произойдет, то может получиться следующее:

Чтение рассказа «Тайна марсианина Гриши»

Тайна марсианина Гриши

Чудо произошло в жизни Прошкина. На пустыре он приметил неопознанный летающий объект и поманил его рукой. Из объекта выкатился шар на ножках с очень умным взглядом. Он подмигнул Прошкину и предложил покататься.

Весь вечер катался Прошкин на летающей тарелки и слушал через наушники синхронный перевод с марсианского. Гриша (так, оказалось, звали инопланетянина ) поведал Прошкину о тайне планеты Марс, о пыльных дорожках его планеты и о том, какие на Марсе яблони. Всю ночь Прошкин не спал, только мечтал, как расскажет друзьям о Грише.

Представляете, с каким настроением он прибежал в школу?

Он поймал Дениса.

-Тут такое! - Закричал Прошкин.-Я марсианина повстречал. Шар, глазища, ножки.

-Ножки у моего кота такие пушистые!- Заорал Денис, стукнув Прошкина по плечу.- А вчера он такую мышь поймал!

-И этот шар на тарелке прями ко мне. Рта нет, а говорит. ушей нет ,а слышит…

- А видел, как Петька Кольку по уху жахнул!? А у Машки вскочил на глазу ячмень!

- А ячмень у них там не растет, там только, как ее? Кукуруза вроде,

Но Денис уже был далеко, и что-то там тараторил в другом конце коридора.

Тогда Прошкин подскочил к Люде

-Я с марсианином подружился! - Сказал он.

- Ага! - Сказала Люда без всякого чувства

-Так слушай, тебе первой расскажу. У них там цивилизация высокоразвитая. Всех друг друга без слов понимают.

-Ага, - кивнул Люда, глядя на Прошкина прозрачными равнодушными глазами

-Так чего же ты даже не удивляешься? Это разве не удивительно?

-Ага!- Вдруг обрадовалась Люда.- Сосчитала, наконец-то! Ура! Ответ- 2386.- и унеслась.

Тогда Прошкин схватил за рукав Никиту

- Я знаю, что есть жизнь на Марсе!- начал он сходу

-Да кому это надо?- протянул Никита, жуя жевательную резинку

-Как? Ведь это еще никто не знает. Он такой шар, а глаз у него умный…. И без ушей слышит

-А нафига?- Зевнул Никита и снова заработал челюстями

-как это? Вот там цветут такие пушистые…

- Не тяни резину! - Никита вытянул из- за рта жвачку . - Я все читал у Булычева. Ерунда! Фуфло!

Чуть не плача Прошкин вернулся домой. Тайна не давала ему покоя, Кто же его выслушает?

Он увидел понимающие глаза, умное лицо. Это было его отражение. «Вот он – То меня и выслушает», - Подумал Прошкин.

Он сел у зеркала. И тот сел. Он придвинулся ближе. И тот придвинулся. Прошкин открыл рот. И тот открыл.

-Вот слушал про летающую тарелку, марс и настоящего Марсианина. Он такой шар на ножках…

Тот, в зеркале, зевнул и уставился на Прошкина равнодушным взглядом.

-Можно установить контакт с Марсианином, - Чуть не плача, говорил Прошкин.

И вдруг тот, который сидел в зеркале, встал, посмотрел на Прошкина с призрением, сплюнул в сердцах:

- Скукота!- махнул рукой и удалился, куда - то в зазеркалье. Так произошло в жизни Прошкина еще одно чудо.

Утром в школе он снова поймал Дениса.

- Чудо! Отражение меня бросило!

- Мой Рыжик съел у соседей мясо из щей!

- Ребята, а как вы думаете, почему Прошкин так и не сумел поведать марсианскую тайну?

-Бывает ли у вас такое, что вы рассказываете что то, даже очень интересное, а вас не слышат?

Да, интересная информация – это еще не все. Важно поднести ее таким языком, что бы тебя услышали и поняли.

-А как научится слушать собеседника? Умеете ли вы сами слушать собеседника?

Это умение всегда полезно. Если вы им обладаете, то вам не чего не стоит стать душой компании.

- Почему Грише так и не удалось поделиться новостью с ребятами?

- Почему его никто не слушал?

Вывод: важной составной частью общения является умение человека слушать

6) Работа над тестом

Тест: «Умеете ли вы слушать» (анкетирование)

Проверьте себя, ответив на вопросы теста. За каждый утвердительный ответ – 1 балл.

  1. Друзья делятся с вами своими секретами и тайнами, потому что они хорошо знают, что вы никому не проболтаетесь?

  2. Вы с ходу можете припомнить множество самых разных историй – и смешных, и веселых, которые где-то когда-то услышали и почему-то запомнили?

  3. Вас интересуют люди, вам нравится слушать истории их жизни, и в поезде вы с удовольствием расспрашиваете своих попутчиков о них самих?

  4. Профессия журналиста кажется вам удивительно привлекательной?

  5. Вы больше любите слушать радио, чем смотреть телевизор?

  6. Вас сильно раздражают люди, совершенно не умеющие молчать и болтающие от нечего делать?

  7. Вам кажется, что ужаснее глухоты ничего не может быть на свете?

  8. Вы точно знаете, что не выдержите целый день в полной тишине? Отсутствие звуков совершенно невыносимо и даже пугает вас?

  9. Если вам понравился фильм, то даже через пару месяцев вы можете вспомнить, о чем говорил главный герой, что его тревожило и радовало и Т.Д.?

  10. Вы никогда не забываете имен тех, с кем вас знакомят?

  11. Вы всегда в курсе всех событий, потому что обязательно найдется сведущий человек, который посвятит вас во все подробности происходящего вокруг?

  12. Вы неоднократно замечали, что учителя и выступающие обязательно смотрят на вас, произнося свою речь, зачитывая докладную или объясняя новую тему?

  13. У вас очень много знакомых, но вы всегда помните, кого как зовут и когда, при каких обстоятельствах вы познакомились?

  14. Нередко бывает так, что кому-нибудь из ваших знакомых удается завлечь вас новой идеей и заинтересовать делом, которым вы раньше не занимались?

  15. Вас очень любят малыши и животные, они верят вам и с удовольствием находятся в вашем обществе?

Результаты теста

15 баллов. Такого практически не бывает, разве что вы волевым усилием надеваете на себя маску внимательной заинтересованности и делаете все о вас зависящее, чтобы ребята сочли вас «своим в доску». Но смотрите, не переборщите, иначе вы просто станете всеобщей жилеткой, все будут вешать на вас свои проблемы и делиться невзгодами, а веселиться предпочтут без вас.

11-14 баллов. Внимательность и интерес. Вы нравитесь ребятам ведь вы искренне интересуетесь их проблемами, не забываете ничего из того, что они вам говорят. С вами всегда хорошо – вы знаете, что и кому следует сказать, какое подобрать слово в качестве утешения, чем подбодрить. Однако иногда вы ради других забываете о себе, жертвуете своим спокойствием и благополучием ради того, чтобы окружающим стало лучше. Но люди редко ценят это, так что постарайтесь побольше думать о себе, поверьте – вы этого заслуживаете!

5-10 баллов. Вы всегда в центре компании, вам нравится бурное веселье и шумное времяпровождение, вы просто умрете от тоски, если останетесь в одиночестве… так вам кажется иной раз. И окружающим вы очень нравитесь, они считают вас чутким человеком, внимательным и дружелюбным. Но всегда ли вы такой? К сожалению, нет. Вы заинтересованы в других лишь до тех пор. Пока они интересуются вами. Это про вас сказано: «С глаз долой – из сердца вон!» Может быть, вам стоит попробовать быть менее эгоистичным.

0-4 балла. Вы совершенно не умеете слушать. Да, наверное, и не хотите этого делать, поскольку никто, кроме вас самого, вас не интересует. Вы внутренне убеждены, что окружающие должны прислушиваться к вам и радоваться, что вы с ними, а самому вам вовсе не обязательно быть внимательным и благодушным. Верно? Что ж, возможно, вы действительно очень хороши, но ,если вы не научитесь слушать то, что вам говорят, у вас не только никогда не будет настоящих друзей, но и в жизни вы ничего не добьетесь.

7)Игра

Игра «Мы вместе»

Задания группам изобразить: СТАЮ ПТИЦ

- может ли один человек изобразить это?

- почему?

- попробуйте изобразить это группой

Вывод: Трудно было справиться с заданием? Всё ли получилось? Чувствовали ли вы единение в своей группе?

У вас все получилось – значит, вы действительно настоящие друзья.

Вывод: СТАЯ ПТИЦ – это понятие подразумевает некую общность между людьми, которая является важной составляющей человеческого общения

– Так и человек без других людей не может жить. Даже Робинзон Крузо…

- Как вы думаете было для этого человека человеческое общение роскошью? Почему?

- Что в его поведении указывает на то что он любой ценой стремился преодолеть отсутствие общения? (стал общаться с аборигеном Пятницей, который находился гораздо ниже его на культурном уровне)

Вывод: Если бы не другие люди, он бы погиб на этом острове. А представьте, что было бы с вами, если бы не было других людей.

8) Высказывания

Продолжите предложения (1 высказывание на ряд – дать заранее)

Если бы не другие люди, я бы никогда…

Если бы другой человек не пошел мне навстречу, я бы не смог…

Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное, …

(Работа в группах, обсуждение)

9)Метод синквейна.

А сейчас мы с вами обобщим то, что уже узнали об общении. А сделаем мы это с помощью синквейна (объяснение и работа с классом с последующим оформлением на доске)

СИНКВЭЙН

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (тема синквэйна - общение)

ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (описывающих его - приятное, полезное, деловое, хорошее и т. д.)

ТРИ ГЛАГОЛА (характеризующих его действие- разговаривать, делиться, говорить, хвалить и т. д.)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ (Общение необходимо для развития человека)

ИТОГ (единение, взаимосвязь, дружба)

Каким глубоким смыслом наполнены ваши работы, они свидетельствуют о том, что для вас общение является очень важным, вы прекрасно справились с заданием.

На протяжении жизни нам приходится общаться с разными людьми, но наибольшую радость нам дарит общение с друзьями. Понятие дружбы неразрывно связано с общением. Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность.

10) Дополнительные задания

Напишите объявление, какой вам требуется друг

- Какими качествами он должен обладать?

– Спасибо. Вы были очень внимательны при выполнении этого задания.

- Исходя из чего вы определяли те свойства, которыми должен обладать друг?

– Подумайте, какие качества, есть ли эти качества у вас?

III Заключение

– Сегодня на классном часу мы хорошо поработали, И мы думаем приятно пообщались. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа , к чему вы пришли, что решили для себя. Что нужно сделать, чтобы общение было приятным, интересным?

- культура общения

-дружба

- уважение к другим

- единств

multiurok.ru