Конспект занятия «Русская народная сказка «Царевна — лягушка»: послушание и своеволие». Конспект к сказке царевна лягушка


Конспект урока на тему «Царевна - лягушка»

Конспект урока на тему «Царевна - лягушка»

Цели: 1.Систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностямях построения волшебной сказки; сформировать навыки сопоставительного анализа текстов русских и татарских сказок.

2.Развивать навыки творческого мышления, воображения, выразительного чтения.

3.Воспитывать эстетические, нравственные качества, толерантное отношение к людям иных национальностей и иных конфессий, что должно способствовать расширению культурного кругозора учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.

Наглядность и оборудование: Сборники русских народных сказок, сборники татарских народных сказок, иллюстрации И.Билибина и В.Васнецова к русским народным сказкам.

Ход урока

I. Орг. момент (знакомство с целями и задачами данного урока)

II. Фронтальный опрос

Слово учителя: Ребята, у нас сегодня необычный урок, так как он посвящен сравнительному анализу русской и татарской волшебной сказки. Но для начала вспомним материал, изученный на предыдущих уроках о сказке.

  1. Что же такое сказка? (жанр устного народного творчества, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера).

  2. Только ли народные сказочники создавали сказки? Какие сказки, созданные писателями вы помните?

В отличие от народных сказки, написанные писателями, называют литературными или авторскими.

  1. На какие три группы подразделяются сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

III. Аналитическая работа с текстами сказок

Теперь переходим к проверке домашнего задания, вы должны были дома прочитать татарскую волшебную сказку «Тан - батыр».

  • Ребята, понравилась ли вам эта сказка? (сказка полюбилась необычностью повествования, чудесными превращениями и образом главного героя).

  • Что отличает героя сказки Тан - батыра? (ребята говорят о силе и мужестве, несокрушимости Тан - батыра).

  • Какой эпизод вам больше всего запомнился и понравился? (ребята по очереди высказываются).

После прослушивания фрагментов сказок «Тан - батыр» и «Царевна - лягушка» обращаем внимание на начало произведений. Перечитываем их.

  • Какое выражение показалось вам знакомым? («В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, и было у него три сына…» и «В давние - предавние времена жил, говорят, некий падишах…»).

  • Как называется вступительная часть повествования в сказке? (зачин).

  • Что мы узнаем в зачине? (в зачине указываются герои сказки, место и время действия).

  • Кто из героев сказки «Царевна - лягушка предстает перед нами и каковы они? (учащиеся без труда называют царя, трех его сыновей, их жен, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу).

  • Кто представлен в татарской сказке «Тан - батыр»? (героями являются падишах, супружеская пара - родители троих сыновей Кич - батыра, Тен - батыра, Тан - батыра, див, три девицы, помогающие ему).

  • Что сказано о месте действия в сказках? (место действия обозначается неконкретно - «в том городе», «В некотором царстве…»).

Слово учителя: Здесь сказка как бы отделяет наш обычный реальный мир от волшебного, вымышленного, который представлен в сказке. С одной стороны, мир волшебной сказки во многом похож на наш реальный мир. Действие в начале происходит на широком отцовском дворе или в доме падишаха, доме бедных мужа и жены, показаны заботы и тревоги обычных людей. В то же время мир сказки отличается от реального: в нем действуют, кроме обычных людей, фантастические существа. Происходят волшебные события.

  • Ребята, что следует в волшебной сказке после зачина? (возникновение какой - либо беды (завязка)).

  • С какой беды начинается сказка «Тан - батыр»? (С неожиданного исчезновения трех падишаховых дочерей).

  • А в сказке «Царевна–лягушка»? (сжигание Иваном - царевичем лягушечьей кожи и исчезновение Василисы Премудрой).

Вспомните следующий за завязкой эпизод волшебной сказки? ( отправка героя из дома в дорогу за похищенным).

  • Почему отправился из дома Тан - батыр? ( Тан - батыр и его братья отпрашиваются у родителей и идут в путь - дорогу искать пропавших падишахов дочерей).

  • А Иван - царевич? ( пошел искать Василису Премудрую в царство Кощея, «за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое царство»).

  • Кто похитил падишаховых дочерей? (див).

  • Что за персонаж Див? ( мифологический персонаж, он живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой, под землей, обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен).

  • Где начались испытания братьев - джигитов? (в темном лесу, где царствует Див).

  • А где начались испытания героя в русской народной сказке? (Ивану - царевичу пришлось идти искать свою ненаглядную Василису Премудрую в царство Кощея Бессмертного).

  • Кто является главным врагом Тан - батыра? (див).

  • Каким вы его представляете? (он кровожаден, ненавидит людей, готов живьем сожрать джигита).

  • Кто является прямым противником героя в русской сказке? (Кощей Бессмертный).

  • Почему так тяжел поединок с Кощеем? ( он бессмертный, его смерть находится на конце иглы; игла - в яйце; яйцо - в утке; утка - в зайце; заяц - в ларце; а ларец - на вершине высокого дуба, а дуб в дремучем лесу живет).

  • Кто выступает в качестве помощника в татарской сказке? ( Мышь, Белый козел).

  • Вспомните, как они помогают Тан - батыру? ( мышь дает герою четыре полка мышиных солдат, которые выводят его по тропинке из глубокого подземного царства к дворцу дива, белый козел после победы Тан - батыра над дивом выносит его на белый свет).

  • А кто является чудесным помощником в русской народной сказке? (старичок, Баба Яга, медведь, селезень, щука - рыба, клубочек с нитками).

  • Почему все, кого встречал Иван - царевич на своем пути, помогали ему? (Иван - царевич добрый, он жалеет животных, птиц и рыб, отпускает их на волю, не убивает).

IV. Словарная работа.

Батыр - богатырь; джигит - парень, молодец; чукмар - палица; шайтан - дьявол; падишах - правитель; Каф - сказочная гора; сарай - дворец; хряпает об землю - ударяет; тягаться - мериться силами; Кеч - батыр - вечер; Тен - батыр - ночь; Тан - батыр - заря.

Красное крыльцо - главное, парадное крыльцо; не тужи - не печалься, не горюй; ниже плеч буйну голову повесил – низко опустил голову; боярский двор - от слова боярин (устар.) — богатый и знатный человек; диву дался — очень удивился; карета - большая закрытая четырехколесная повозка, в которой ездили богатые люди; кубок - большой красивый сосуд, из которого пили вино.

V. Продолжение сопоставительного анализа.

  • Какова символика чисел в сказках? (в обеих сказках символичны числа три и семь: в семье у бедных родителей Тан - батыра - три сына, у царя – три царевича, младший Иван. Три раза Тан - батыр сражается с дивом, произнося одну и ту же фразу: «Дядя пусть твой тягается, а мы бороться будем». Три трудных задания царя: испечь хлеб, соткать ковер за одну ночь, станцевать на пиру - выполняет Царевна - лягушка для Ивана - царевича. Три дворца (медный, серебряный, золотой остаются после смерти дива, семь чугунных ворот должен сокрушить Тан - батыр, чтобы победить дива.

  • Итак, ребята, есть ли общее в развитии сюжета сказок? (Учащиеся, глядя на схему «Путь героя волшебной сказки», называют повторяющиеся ситуации).

  1. Нарушение запрета.

  2. Задание царя (падишаха), трудные испытания героя:

а) достать царевну, добыть падишаховых дочерей;

б) привезти царевну, дочерей падишаха.

3. Выполнение этих заданий с помощью чудесного помощника.

4. Герою (героине) дается новый облик.

5. Царь (ложные герои) наказываются.

6. Воцарение героя.

  1. Ум и находчивость героев.

  2. Красота.

  3. Доброта.

  4. Ответственность за принятие решений.

  5. Надежность.

  6. Сила характера.

  • Вспомните, как поступают с Тан - батыром старшие братья? (братья отсекают до колен ноги Тан - батыру и бросают его погибать в чужом царстве кровожадного дива).

  • Какое наказание ожидает за это старших братьев? (Тан - батыр отпускает их на все четыре стороны, герой проявляет доброту и гуманность, прощает братьев)

  • Ребята давайте обратим внимание на заключительный элемент композиции волшебной сказки - концовку, как заканчиваются прочитанные нами сказки? («И сию пору, говорят, живут они исправно да ладно» - в татарской народной сказке; «И жили они долго, дружно и счастливо» - в русской народной сказке.)

VI. Итоги и выводы урока.

Ребята, проанализировав и сопоставив татарскую народную волшебную сказку «Тан - батыр» и русскую народную сказку «Царевна - лягушка», какие мы можем сделать выводы?

  1. По композиции и системе персонажей русская и татарская сказки очень похожи.

  2. Сходство обнаруживается в характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста.

  3. В обеих сказках добро торжествует над злом.

VII. Домашнее задание: прочитать татарскую волшебную сказку «Таз - зять падишаха» и русскую сказку «Сивко-бурко», нарисовать иллюстрации к похожим сказочным эпизодам.

doc4web.ru

План-конспект урока русская народная сказка «царевна-лягушка» (тема урока)

2.

Сообщение новых знаний

ЭОР №2

Текст «Что такое сказка»?

Вступительное слово учителя (чтение начала сказки, первого предложения)

Задает вопросы: Из какого произведения эти строки?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Дает задание: Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетрадь.

Ставит задачу:

В процессе изучения произведения ответьте на вопрос: Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Демонстрирует текст.

Задает вопрос: Что такое сказка?

Предлагает сверить свой вариант ответа с определением.

Дает задание: Найдите определение сказки в демонстрируемом на экране тексте. Запишите в тетрадь.

Дает задание: Найдите ответы на вопросы:

На какие группы делятся сказки?

К какой из этих групп можно отнести сказку «Царевна-лягушка»?

Каковы особенности волшебных сказок?

Слушают

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь

Дают варианты ответов на вопрос.

Читают текст, находят определение сказки, выписывают его в тетрадь.

Называют группы сказок, объясняют, к какому типу относится сказка «Царевна-лягушка», записывают в тетрадь классификацию сказок.

7

3.

Анализ сказки «Царевна-лягушка».

  1. Выявление первоначальных впечатлений детей.

2. Тест

  1. Работа над композицией сказки

  1. Характеристика героев

  1. Работа с иллюстрациями

6. Индивидуальные сообщения учеников

7. Приметы сказок

ЭОР №3. Распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки.

ЭОР №5. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»

ЭОР №1. «О сказке «Царевна-лягушка»»

Два ученика получили индивидуальное задание: познакомившись с текстом, подготовить рассказ о Бабе Яге и Кощее Бессмертном.

ЭОР №6 Иллюстрация В. Васнецова «Баба Яга»

ЭОР №7 Иллюстрация В. Васнецова «Кощей Бессмертный»

ЭОР №4

Проводит беседу.

Вопросы:

  1. Понравилась ли вам сказка?

  2. О чем эта сказка?

Демонстрирует задание на экране монитора, предлагает его выполнить.

Задает вопрос: Какие события соответствуют экспозиции, завязке, развитию действия, кульминации, развязке?

Задает вопросы: Кто из героев сказки понравился вам больше и почему?

В чем истинная красота героини сказки? Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Достоин ли он Василисы Премудрой?

Демонстрирует задание на экране монитора, задает вопросы, предлагает выполнить задания.

Какой эпизод из сказки изображен на иллюстрации?

Найдите данный эпизод в тексте сказки. Выразительно прочитайте его.

Опишите Василису Премудрую.

Какие главные черты героини особо отмечает художник?

(Величавость и простота)

Сопровождает рассказ учеников демонстрацией иллюстраций

В. Васнецова «Баба Яга» и «Кощей Бессмертный»

Демонстрация слайда «Приметы сказок».

Комментарий учителя.

Отвечают на вопросы.

Путем перетаскивания вариантов заданий, выстраивают последовательность расположения цитат из сказки.

Отвечают на вопрос, заполняют таблицу (см. табл. 2).

Отвечают на вопросы, рассказывают о Василисе Премудрой и Иване-царевиче

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.

Выразительно читают эпизод

от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»

Составляют словесный портрет Василисы Премудрой.

Слушают сообщения учащихся о Бабе Яге и Кощее Бессмертном, рассматривают иллюстрации.

Знакомятся с информацией, представленной на слайде. Слушают комментарии учителя. Делают записи в тетради.

25-30

textarchive.ru

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Царевна- лягушка"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

по русской народной сказке «Царевна- лягушка»

.

Задачи: Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).

Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.

Развивать творческие способности.

Воспитывать желание и умение заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка», рассматривание иллюстраций к сказке.

Материалы и оборудование: Клубок ,  иллюстрации к сказке,  пластилин, стеки. губки влажные,

Ход занятия:

Воспитатель одет в костюм сказочницы:- Здравствуйте ребята. Я Сказительница, люблю сказки сказывать. А ,вы слушать их любите? Ну, тогда лежит наша путь-дорожка в страну сказок.

(фонограмма «В гостях у сказки »- минусовка. На ширме появляется Клубок)

-Волшебный клубочек из пряжи чудесной, Качусь по дорожке, мене лишь известной, Бегу поскорее, героев найди, в сказку волшебную вас привести.

По дороге я узнал новые загадки.

А отгадать их не могу. Помогите мне ребятки отгадать загадки, и разобраться из какой, народной сказки эти герои. Кто первый догадается.

Клубочек:

Убежала от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слёзы льёт.(Федора)

И зайчонок , и волчица-

Все бегут к нему лечиться.(Айболит)

В гости к бабушке пошла ,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.(Красная Шапочка)

 Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.Хлебы пекла и скатерти ткала,Шила рубашку, узор вышивала,Лебедью белой в танце плыла...Кто мастерица эта была?(Василиса Премудрая.)

 Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо, игла в яйце,

Гибель на ее конце.

И без этаких вещей

Жить не мог старик ...(Кощей).

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какое еще задание приготовил Клубок; он хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Царевна-лягушка». Ребята, а почему эта сказка называется русской народной? Правильно, эту сказку придумал русский народ.

А сейчас вас ждут вопросы мудрёные. «Слушайте внимательно». Я буду говорить фразы из сказки, если правильно то будете отвечать хором «Да,да,да» и хлопать, если есть ошибка, то скажите хором «Нет, нет, нет» и топать.

- В старые годы у одного царя было три сына «да, да»

-Упала стрела у младшего сына в огород. « нет, нет»

-Сшила, Василиса- Премудрая ,царю сапоги- скороходы. «нет ,нет»

-Махнула Василиса левым рукавом – вдруг сделалось озеро. « да, да»

-Сжег Иван- царевич на огне, платье Василисы Премудрой « нет,нет»

-Говорит медведь: «Не бей меня , Иван- царевич! Я тебе пригожусь.» «да,да»

- Сломал Иван-царевич меч, тут и смерть Кощею пришла . «нет, нет»

Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы Клубочка ответили правильно.

Упражнение «Назови ласково»

(Образование имен прилагательных от имен существительных).

Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас пойти дальше по нашей сказке (фонограмма «По дороге с облаками»)..

Дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация медведя.

Воспитатель: Кто первым встретился на пути Ивану- царевичу (медведь )

Воспитатель: Ребята, давайте ласково поздороваемся с медведем.

Дети: Здравствуй, медведюшка!

Воспитатель: Ребята, а какой медведь?

-Бурый, огромный, злой, хищный , косолапый.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, с кем ещё повстречался Иван-Царевич?

Дети: С селезнем.

Гимнастика для глаз «Утки высоко летят»

Ребята, представьте, что указательный палец это утка. Утка летает вверх вниз, влево, вправо. Следите глазками за «уткой», головку не поворачиваем, посмотрите, как делаю я. Воспитатель предлагает детям встать в полукруг.(3 раза)

«Утки высоко летят, на детей они глядят».

Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация Василисы – Премудрой из сказки.

Упражнение «Расскажи про Василису - Премудрую» (Подбор синонимов).

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь ласково с Василисой.

Дети: Здравствуй, Василисушка!

Воспитатель: В сказке, Василису называют Премудрой.

как вы понимаете это выражение?)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто ещё встретился на пути Ивана- царевича?

Дети: Щука.

Дыхательная гимнастика «Поплывём по морю».

(фонограмма «Дунайские волны»)

Воспитатель: . Давайте представим, что мы плывем по нашему сказочному морю.. (Руки согнутые в локтях поднять к груди делая глубокий вдох, разводя руки в стороны делаем глубокий протяжный выдох.) 5 раз

Воспитатель: Мы с вами так долго путешествовали ,что очень устали.

Выкатывается клубочек..

Упражнение « Почему так говорят».

Воспитатель: Клубочек предлагает нам отдохнуть – поспать «Утро –вечера мудренее»

Что означает это выражение?

Дети:. УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ. Говорится тогда, когда откладывают решение, исполнение чего-либо до утра в надежде, что утром на свежую голову все будет яснее, виднее.

Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение. А сейчас мы отправляемся дальше. Что у нас встало на пути?

Воспитатель: В сказке лес, в который забрел Иван- царевич, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить, почему его так назвали?

Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.

Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

Физкультминутка.

Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы деревья :

«Выросли деревья в поле»Выросли деревья в поле.Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)Вот подул весёлый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперёд.)Вправо-влево, взад-вперёд —Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес, но посмотрите куда мы попали? Сказительница подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки.

Упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель: Ребята посмотрите кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга добрая?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Она молодая?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Она красивая?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу Ягу ласково?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, Баба Яга стала доброй и ласковой после ваших слов. А что это такое? Да это подарок от Бабы Яги (открывает коробку, в ней пластилин )

Лепим сказочных героев ,которые встретились на пути Ивану- Царевичу

(фонограмма «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы.

infourok.ru

Конспект занятия «Русская народная сказка «Царевна — лягушка»: послушание и своеволие»

Дробышева Светлана Степановна, педагог МАОУ Дом детского творчества «Дар», г. Кунгур, Пермский край

Занятие 2 - 3(кружок «Истоки»; 1 – ый год обучения; 5 класс).

Тема: Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Послушание и своеволие. Задачи: показать, что в жизни русские люди стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»; подвести к выводу, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие в самоуправстве; что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову к празднику сшить, и в танце себя показать; воспитывать уважительное и бережное отношение детей к родителям.

Оборудование: комплекты книг «Лягушка – царевна», фильм, тетради для занятий в кружке, записи на доске.

Ход занятия.Орг. момент. Педагог: Ребята, посмотрите внимательно: кто к нам в гости пришел? Правильно, Иванушка. Иванушка: Ой, ребята, как хорошо, что вы меня узнали. Мне не терпится сообщить вам радостное известие. Педагог: Иванушка, можно мы с ребятами дадим тебе совет? Ребята! Что забыл сделать Иванушка? (Поздороваться). Микрообобщение: Посмотри, Иванушка, как правильно ответили дети. Действительно, когда заходишь в помещение, необходимо здороваться с присутствующими там людьми. Иванушка: Извините меня, пожалуйста! Я очень волнуюсь. Разрешите мне посмотреть рисунки ваших теремов, которые вы разукрасили дома (рассматривает рисунки). Ах, какие красивые у вас терема! В моем государстве точно такие же терема. Я живу в одном из таких теремов. II. Подготовка к восприятию текста русской народной сказки «Царевна – лягушка». Педагог: Ребята, Иванушка, как мы уже говорили, это один из героев русских народных сказок. Давайте вспомним, что значит русская народная сказка? Молодцы! Правильно, сказки эти сочинил народ. Иванушка: Этого не может быть. Ведь не может весь русский народ собраться вместе и сочинять сказки. Даже мой большой дворец не сможет вместить такое количество народа. Педагог: Иванушка, ты прав! Не весь русский народ принимает участие в создании сказок. Ребята, может быть, вы поможете Иванушке, расскажите, как рожда

weburok.com