Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие». Конспект нод в подготовительной группе по обучению грамоте


Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик-семицветик»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4

г.Нелидово Тверской обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие цветика семицветика

Разработала и провела:

воспитатель

1 квалификационной категории

Сухарева Н.Ю.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг

(Дети становятся в круг)

-Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Слайд1.

Воспитатель:

-Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети:

- Да

Воспитатель:

-А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»

-Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети:

-Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

 

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Слайд 2.

Воспитатель:

- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?

Дети:

-Да

Воспитатель:

- Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Слайд 3.

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

( Детям предлагается угадать звуки по их изображению)

Воспитатель:

-Какие они?

Дети:

Гласные

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

- Красным

Воспитатель:

-Какие звуки вы еще знаете?

Дети:

- Согласные

Воспитатель:

-Какие они бывают?

Дети:

-Твердые и мягкие

Воспитатель:

-Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

-Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

Слайд 4.

- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?

Дети: 6 лепестков

Слайд 5.

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:

 

- Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

 Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: Волк

Воспитатель:

-Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.

( на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)

Слайд 6.

Воспитатель:

- Сколько лепестков осталось у цветика – семицветика?

Дети: 5

Воспитатель:

- Скажем: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 7.

- Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

( детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Слайд 8.

Воспитатель:

-Вы выполнили и это задание. Молодцы!

- Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 4

Воспитатель:

Продолжаем дальше путешествие.

- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 9. (схемы предложений)

- Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

Дети:

-Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

-Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Слайд 10.

Воспитатель:

- Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 3

Воспитатель:

- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 11.

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

-Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Дети: Ваня

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

Дети: Катя

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Дети: сын

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Дети: волк

Слайд 12.

Воспитатель:

-Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Дети: 2

Воспитатель:

- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 13.

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

- Прочитайте слово, которое здесь написано:

М А

Ш И

Н

Дети читают:

МАШИНА

Слайд 14.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 1

Воспитатель:

- Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 15.

Последний лепесток предлагает машины.

-Какие вы видите машины?

Дети:

-грузовые, легковые

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

-Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.

(дети выполняют задания за столами)

Слайд16.

Воспитатель:

- Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Дети:

-ни одного

Воспитатель:

.Это значит, что мы выполнили все задания.

- А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Дети:

-все понравилось

-отгадывать загадки

-рисовать машины

Слайд 17.

Воспитатель:

- А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Дети:

-появился подарок.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

-А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

-Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Список литературы:

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. –Волгоград: Учитель, 2004

Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. – Москва: Просвещение, 1991

Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. – Москва; Просвещение, 2016

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия Развития, 1998

Катаев В. Цветик – семицветик. Москва: Детская литература, 2016

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе «АБВГДейка»

    Конспект

    НОД по подготовки к обучению грамоте

    подготовительная группа

    Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

    МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

    г. Осташков Тверской области

    Тема: «АБВГДейка»

    Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные задачи:

    • Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

    • Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

    • Формировать умение читать слова, делить слова на слоги.

    • Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок .

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Развивать фонематическое восприятие.

    • Развивать память и внимание.

    • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    • Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

    • Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

    Оборудование: проектор, видео презентация ( отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

    Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

    Ход НОД :

    Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

    Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

    Дети встают в круг.

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    И играем и поем,

    Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

    Игра «Волшебные звуки»

    Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

    Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

    Логопед:  Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

    -Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

    Артикуляционная гимнастика

    Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

    С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки , не открывая рот)

    Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

    Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

    Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

    Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

    верхней губой и зубами)

    Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

    С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

    Логопед: Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

    Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

    Учитель-логопед: Ребята, поможем клоунам?

    -Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

    Дети: Да, конечно.

    Логопед: Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

    1 задание «Загадки»

    Логопед: Для начала отгадаем загадки :

    1. Один мягкий и свиститДругой твёрдый и шипитТретий вовсе запоётХоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

    2. Черные птички на белой страничкеМолчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). 

    (А чем буква отличается от звука?)

    1. Сначала я никак не могПрочесть с двух буквСвой первый… (слог).

    2. Звук я к звуку подберуИ его произнесуЕсли буквы в ряд сложуТо его потом прочту…(слово). 

    5. Много слов я соберуМеж собой их подружуПонятным будет изложениеТо получу я …(предложение). 

    -Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

    Педагог предлагает открыть и прочитать первое слово.

    2 задание « Найди звук »

    На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

    Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

    Ответы детей: Звук «Р»

    Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

    Ответы детей.

    На экране картинки:

    Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа ,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

    Ответы детей: Звук «Л».

    Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

    Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем , если звук «Р» - топаем.

    Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

    - Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

    Предлагает открыть и прочитать второе слово.

    3 задание «Раздели слово на слога»

    Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!  

    Назовите, что изображено на экране.

    Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

    Логопед: -Ребята, из чего состоят слова?

    Ответы детей.

    -Как узнать, сколько слогов слове?

    Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

    -Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

    • Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

    • Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

    • Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

    • Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

    Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

    Физкультминутка

    Мы на плечи руки ставим,

    Начинаем их вращать.

    Так осанку мы исправим.

    Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

    Руки ставим перед грудью,

    В стороны разводим.

    Мы разминку делать будем

    При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

    Руку правую поднимем,

    А другую вниз опустим.

    Мы меняем их местами,

    Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

    А теперь давайте вместе

    Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

    Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

    4 задание «Закончи предложение»

    Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

    Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

    Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

    - В небе летит…..

    - В парке растут…..

    -В комнате стоит…..

    -У Маши воздушный….

    -Рыбаки поймали ……

    -Бабушка связала….

    Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

    Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

    - Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

    Предлагает открыть и прочитать четвертое слово.

    5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

    Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть.  Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

    -Задание понятно? Игра начинается:  мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.  

                     

    -Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

    Логопед: Вы ребята очень сообразительные . Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

    Открывают и читают пятое слово.

    6 задание «Нарисуй букву»

    Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? ( О ) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вы тогда точно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

    Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

    Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

    « Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

    На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

    Логопед: посмотрите, клоуны очень рады и благодарны , что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

    И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

    - Ребята ,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

    А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

    Теперь приглашаю всех в круг

    Собрались все вмести в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся .

    До новых встреч!

    kopilkaurokov.ru

    № 3633 Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе - Воспитателю.ру

     

    Конспект НОД

    по подготовке к обучению грамоте

    в подготовительной группе

     

    Составила воспитатель МДОУ д/с № 1

    Бедрикова О.И.

    Цель:  продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить  детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги;  в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в  определении места  звука в слове.  Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова;  схему деления слов на слоги; схему предложения.

    Индивидуальная работа: упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков –

     

    Демонстрационный материал: слайды (презентация), полоска – схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.

    Раздаточный материал: полоски - схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны,  тетради, простые и цветные карандаши.

     

    Ход:

    - Какой сегодня день недели (вторник). Правильно  и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

    - Ребята, давайте вспомним из чего состоят  слоги и слова? (из звуков).

    - На какие  две группы делятся все  звуки? (гласные и согласные).

    - А все согласные звуки  как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).  

    - Скажите, а все ли  согласные звуки имеют пару? (Нет). 

    - Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).  

    - Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать  тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

       Игра «Кто внимательный».

    Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным). 

    - Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).

       Звуковой анализ слова  гуси (слайд 1)  - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

    - Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).

    - Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой  это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

    - Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

    - Третий звук в слове гуси? (звук «сь» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

    - И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).  

    - Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Назовите первый слог (гу), второй слог (си).

    - Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии.  Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

     В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

    - Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).

    - А какой гласный ударный? («у»).

    - Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой – звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

    - Какой безударный звук в слове гуси? («и»).

    - Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).

    - Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).

    - А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

    Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например,  воспитатель показывает картинку  «апельсин», просит пропрыгать слово А – ПЕЛЬ – СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.

        - А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый – на отрезке (слайд 2), второй  - проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).

    (Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.

    - Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.

    - Сколько всего слов в предложении?

    - Какое слово первое?

    - Какое второе?

    - Какое третье?

    Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?

    - Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы). 

    - А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).

       Игра «Магазин». (Слайд 5).

    - Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).

    - А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) - (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).

    - Может кто  - то  ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.

        Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем - домиков).

    Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.  

     

       Итог занятия.

     

    Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.

      

    2.vospitately.ru

    Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет.

    Тема: Космическое путешествиеФорма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.Место проведения: Групповое помещение.Цель: Закрепить знания детей.

    Задачи:образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

    развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

    воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

    Материалы и оборудование:демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

    раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

    Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.Методы:Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.Практический: выполнение заданий.Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

    Предварительная работаОбразовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

    Совместная образовательная деятельность с детьми— Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

    Взаимодействие с родителями— Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

    Также интересное занятие по обучению грамоте: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «Буратино идет в школу»

    Ход занятия:-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту. Я принесла ее, чтобы показать вам.— Как вы думаете, что это за карта.— Расскажите, что вы видите на карте?— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?— Почему?— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

    — До Луны не может птицаДолететь и прилуниться.Но зато умеет этоДелать быстрая …(ракета)– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

    -А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

    Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

    1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб .2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

    В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;Проверка правильность выполнения задания:несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

    – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.Что такое?Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

    Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.Пароль читаем все вместе: «В добрый путь».— Вы постарались и правильно выполнили задание.Звучит космическая музыка.

    — Мы вышли в космическое пространство.Давайте оглядимся вокруг:Смотрим вправо — ничего,Смотрим влево — ничего.Вниз глаза ты опустиНу и вверх ты посмотри.Глазки закрываем,Глазки отдыхают.Как откроем мы глаза,Вперёд посмотрим, там звезда.Что вы видите?

    — Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

    — У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.— Проверяем, что у вас получилось.— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

    Игра «Умные ручки»Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.( Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

    — Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

    Физкультминутка на ковре:Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

    Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.Всё ракета облетела,Всё на небе осмотрела.Видит, в космосе нора –Это чёрная… (дыра).

    Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?— На какие группы делятся согласные звуки?-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

    — Слушайте внимательно загадки:В космосе сквозь толщу летЛедяной летит объект.Хвост его – полоска света,А зовут объект… (комета)Что такое?

    Рассыпалось к ночи по небу зерно,Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

    Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

    Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

    Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

    Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

    Закройте глаза и скажите волшебные слова:Из полёта возвратились.И на Землю приземлились.

    Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

    Подведение итогов. Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?– Какое из них показалось вам самым трудным?

    А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.(плавный переход к совместной деятельности) Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи , Подготовительная группа Автор: Глушкова Наталья Павловна Должность: воспитательМесто работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

    portal2011.com

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Проделки Опечатки в городе Буквограде» - Конспекты занятий - Каталог статей

    Подготовила учитель - логопед

    Старостина Марина Александровна

    МБДОУ №30  город Чусовой

    Цель: Продолжать вести профилактику оптической дисграфии в подготовительной группе. Доставить детям радость.

    Задачи:

    Коррекционно-воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

    Коррекционо-обучающие: Провести коррекцию графического образа букв, которые дети пишут с ошибками (и я е ё к  с э р ю в г з щ ч) ,совершенствовать навыки словообразования сложных слов, фонематического анализа и синтеза, ориентировку в пространстве, на листе бумаги

    Коррекционно-развивающие: Развивать словотворчество, развивать словесно – логическое мышление через составление рассказа по сюжетным картинкам.

    Оборудование:

    большая магнитная доска, гелиевый шарик с письмом, предметные картинки с буквами на обратной стороне (буквы), маленький мольберт для крепления этих картинок, файлы с заданиями на доске, счётные  палочки, пособие «мастерская букв», фонограммы записи голоса опечатки, фонограммы записей мелодий тревожная и торжественная, картинки  родственных слов ( ВОДОЛАЗ, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПОЙ. ВОДОПАД), посылка с сюрпризами, карандаши и листочки с заданиями.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент

    Дети заходят в группу и здороваются с гостями, взявшись за руки говорят:

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    1. Сообщение темы занятия

    Ребята, вы ничего не заметили в группе нового. Посмотрите,  к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой.

    Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте.

    Чтение письма:

    Дорогие ребята!  Будущие школьники!

    На наш город напала опечатка!!!

    Стала устраивать там беспорядки!

    В город поскорее поспешите

     Эти неполадки найдите ,устраните!

    Жителям города  скорее помогите!!!

     Мы вам будем благодарны!!!

    Вам стрелки укажут дорогу.

    Жители города.

     

    Вот такое интересное письмо. О чём там говорится?

    Но кто такая опечатка? Ребята, вы знаете?(опечатка - это какая-то  нелепая ошибка на письме)

     И от каких жителей, из какого города?

    Хотите узнать?   От кого письмо нам помогут узнать эти картинки. Нужно выбрать первый  звук в названии каждой картинки и прочитать слово.

    Что это? Переворачиваем  картинку  буквой.  Б у к в ы …..Баран-утка-корова-волк-ы

    Ребята, почему  на этом листочке сразу написана буква и нет картинки. (нет слов на букву ы)

    Так значит нас просят о помощи буквы, которые живут в городе..  Ребята, а как вы думаете: как может называться город, в котором живут буквы.Давайте пофантазируем:

    Я буду называть наши города России, а вы придумывать  название города, в котором живут  буквы:

    Соликамск-Буквокамск

    Липецк-Буквинск

    Барнаул-Букваул

    Горнозаводск- Буквозаводск

    Зеленоград-Буквоград

    Новороссийск - Буквороссийск

    Междуреченск-Буквореченск

    Значит отправляемся в город , в котором живут буквы, а стрелки вам укажут дорогу. 

    Только ребята чтобы попасть в город, надо пройти пароль. Вы знаете. Что это такое? Пароль - это установленные секретные слова, знаки, символы, цифры.

    Вам нужно выстроиться в колонну друг за другом и каждому ответить на секретные вопросы пароля?

    1. Сколько букв в русском алфавите?

    2. Чего больше букв или звуков?

    3. Сколько гласных звуков?

    4. С какой буквы пишутся имена и фамилии?

    5. Что ставится в конце предложения?

    6. На что похожа буква ж?

    7. Назови самый короткий звук?

    8. Как называются звуки, которые поются и переливаются?

    9. На что похожа буква о?

    10. Как называется согласные буквы в зелёных одеждах?

    11. Как называются буквы, имеющие во рту преграду при произнесении?

    12. Из чего состоят буквы?

    13. Что можно с буквами делать?

    14. Как называется порядок букв в азбуке? (алфавит)

    Какие вы молодцы! Совершенно верно ответили на трудные вопросы секретного пароля.

    Вот мы и в  самом городе.

     

    (Звучит тревожная музыка № 2)

    Ребята, в городе звучит какая-то музыка? Она какая? (грустная, загадочная, тревожная, таинственная).

    (Звучит фонограмма № 11)

    Ну  что девчонки и мальчишки!

    всё-таки попали в этот городишко!

    Здесь побывала я – вредная Злодейка - Опечатка

    Я обожаю всякую неразбериху и безграмотность и поэтому в городе Буквограде устроила беспорядок: буквы испортила; попрятала, сломала, перемешала. Хочу чтобы вскоре  все забыли буквы и разучились читать и писать правильно!!! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

    Так вот как называется этот город -  Буквоград, а мы думали, гадали!

    Что же теперь будет с нами? Неужели мы и впрямь забудем все буквы и станем безграмотными. РЕБЯТА, ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? НАДО ПОМОЧЬ БУКВАМ  и выручить их из беды.

    Нам нужно найти что? (неполадки) Где же они?

    А вот и главные неполадки города!

    Дети подходят к мольберту и видят проделки Опечатки .

    Как же изменились буквы-жильцы  каждого домика? Надо навести порядок в каждом домике, но с какого начать? Домики пронумерованы.

    Домик № 1

    Первое задание: Посмотрите - это за закорючки такие? От букв остались лишь кусочки . Что же здесь натворила опечатка? (она буквы постирала ) Сможем догадаться какие были буквы? (К Ж Н Ю Б В ЫЕ Ё)

    Домик № 2

    Второе задание – буква «Е   Ё  К  С   В  Г Б  Ю  Ы Р Ц Щ  написаны в зеркальном отражении.( 12 букв –трафаретов  прицеплены на скотч к файлу)

    А с этими буквами что случилось? Они  перевёрнуты и смотрят не в ту сторону. А должны  смотреть все вправо.

    Надо буквам помочь. Обвести их по трафарету и подарить им красивое платьице. Мы с вами умеем это делать? А как же нам справиться с этим заданием по- быстрее. Сколько букв?12 , а нас12 человек.  Предлагаю взять по одой букве и пройти к своим столам для работы.

    Предлагаю напомнить самой букве как она должна выглядеть.

    А вот и правильные буквы и смотрят все вправо как надо!!!

    (педагог переворачивает файл на другую сторону, где напечатаны правильные буквы)

    Домик № 3

    Третье задание  - Здесь опечатка спрятала какую-то букву.  Она её закидала какими-то предметами. Ребята, вы уже догадались, что это за предметы и что за буква (И) Да, это буква и.

    Раз, два ,три, букву и из палочек изобрази. Изобразите её из палочек, с помощью рук. Сколько элементов показывает правая рука. Сколько левая?

    Предлагаю выложить букву и в нашей мастерской букв.

    А вот и правильная буква Ура!!!

    Предлагаю немного отдохнуть.

    Физминутка

    Тому,  кто справа, улыбнись, тому, кто слева улыбнись

    Тому , кто справа поклонись, тому, кто слева поклонись

    Тому, кто справа руку дай, тому, кто слева руку дай

    И в центр круга ты шагай

    Тому, кто справа подмигни, тому, кто слева подмигни

    Тому , кто справа обними, того,  кто слева обними

    Ну вот закончилась игра !

    Буквы нам спасать пора!!!

     

    Домик №4

    Четвёртое задание - Буквы я в окошках. Здесь  одну и ту же букву  спрятала опечатка. Давайте внимательно посмотрим и узнаем её.

    Сравни буквы Я

    (дети сравнивают две буквы я на картинках)

    Домик № 5

    Пятое задание - Буквенная история.

    С это буквой случилась такая история. Давайте составим рассказ по картинкам.

    Буква упала в воду. А почему именно эта буква упала в воду, а не другая? Чтобы букве В выбраться из воды, надо подобрать родственные слова к слову вода. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте:

    Человек, выполняющий работы под водой. (водолаз)

    Затопление местности из-за таяния снега или долгих дождей. (наводнение)

    Хозяин воды, обитающий сам в воде. (водяной)

    Место падение воды с высоты в реку. (водопад)

    Место , где поят скот или пьют воду животные. (водопой)

    Назовите ласково слово вода.(водичка, водица)

    А вот и буква В целая и невредимая вышла из воды сухая! Мы её спасли!!!

    Подведение итогов.

    Ребята, вы  только полюбуйтесь на наши буквы. Они вновь стали правильными и красивыми!!! Мы спасли все буквы города Буковограда.

    А сейчас нам их нужно ещё раз повторить. Я знаю про буквы несколько загадок.  А ответы перед вами на доске - ищите буквы-отгадки!!!

    Загадки

    Узнаешь сразу ты её-

    С двумя глазами буква….ё

     

    Ходит с палочкой увы

    По страницам буква….ы

     

    Не получится борща

    Если нет там буквы щ…

     

    Половинку от жука

     составляет буква К….

     

    Дальше всех, совсем в конце

    В алфавите буква Я..

     

     На одной стоит ноге

    Это буква- буква ..Г

     

    Я очки на нос одев

    Сразу стану буквой ..Ф

    Тридцать три родных сестрички ростом невелички

    Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ. (буквы)

     

    А  что за секрет буквы таят?

    Как букву можно запомнить? ( сосчитать элементы, нарисовать, дописать, выложить из палочек, изобразить руками, телом, написать в воздухе….)

    Тогда их правильно запомним и  сможем писать и читать грамотно!!!

     

    (Звучит фонограмма опечатки № 12)

    Вот это да! Я от вас такого не ожидала! Вы смогли спасти  жителей города и навели порядок в Буквограде! У меня в этом саду появились сильные соперники. Мне теперь здесь делать нечего. Ухожу в другой детский сад там свои порядки наводить! А вас в группе ждёт сюрприз! Раз вы такие молодцы!

    (Звучит фонограмма № 5)

    Ребята! Мы с вами молодцы! Мы победили Злючку-Опечатку, освободили город. Надеемся с ней больше не встречаться.

    А нам пора в группу, ведь там нас ждёт…..сюрприз!

    Дети возвращаются в группу и находят там посылку с блокнотами и ручками и печеньем  в виде букв.

    Мы можем теперь ручками, а уже не карандашами  писать на занятии по грамоте наши буквы, которые мы ещё не все изучили!!!

    Ещё по данной теме:

    logopeddoma.ru

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зашифрованное слово»

    Интеграция образовательных областей:

    «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».

    Задачи:

    образовательные:

    • познакомить с графическими образами новых букв К, Б, учить навыкам буквенного анализа и синтеза;
    • закреплять графические образы пройденных букв и проводить звуковой анализ слова;
    • совершенствовать фонематический слух: учить выделять заданный звук в слове, определять его место в слове;
    • закреплять умение проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги.

    развивающие:

    • развивать и укреплять мелкие мышцы рук, тактильные ощущения;
    • развивать самостоятельность, инициативу.

    воспитательные:

    • воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания учителя-логопеда;
    • продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
    • формировать чувство товарищества.

    Материал к НОД:

    -интерактивная доска с папкой «Обучение грамоте»;

    — предметные картинки, игрушки, магнитная доска, песочница, буквы, цветные прямоугольники, влажные салфетки, звуковые домики.

    Используемые технологии:

    — игровая технология;

    — информационно-коммуникативная технология;

    — здоровьесберегающая технология.

    Ход НОД.

      1. Организационный момент.

    Учитель-логопед: — Ребята, скажите мне, какое у вас сегодня настроение?

    Я предлагаю вам выбрать цвет, который похож на ваше настроение.

    Детям предлагаются цветные прямоугольники (цвета теста Люшера). Логопед также выбирает свой цветной прямоугольник и все вместе конструируют букву на выбор детей из уже пройденных букв.

      1. Основная часть.

    Учитель-логопед: — Какая тема у нас на этой неделе? ( Домашние животные).

    — Посмотрите, ребята, на доске зашифровано слово из 6 букв — название домашнего животного. Хотите его разгадать? Для этого нам надо «добыть» эти 6 букв.

    Задание №1. Буква С.

    — Отгадывать буквы нам помогут загадки-описания этих букв. Слушайте первую:

    Часть кружочка потерялась (логопед сопровождает изображением на маркерной доске)- буква … (С) у нас осталась.

    — А теперь попробуйте на ощупь найти букву С в мешочке.

    Задание №2. Буква А.

    — Слушайте следующую загадку про букву:

    Она – начало алфавита,

    Тем она и знаменита.

    А узнать её легко –

    Ноги ставит широко. (буква А).

    — А теперь попробуйте найти букву А среди других букв в песке.

    Работа со звуковыми домиками: найти картинки со звуком А и расселить их в соответствующем домике.

    Задание №3. Буква К.

    Следующая загадка:

    — Справа к палочке

    Подрисую галочку. —

    — Получилась буква… К. Давайте рассмотрим её, из каких элементов она состоит. Изобразите букву К в воздухе.

    — Новая буква, поэтому давайте каждый пропишет её элементы, чтобы лучше запомнить.

    Дети по очереди пишут букву К в мокром песке.

    Задание №4. Буква Б.

    Ещё загадка про букву (с одновременным написанием её элементов на маркерной доске):

    Славится она большим брюшком,

    Сверху кепка с козырьком.

    — Это буква Б. Посмотрите, на что похожа эта буква. Попробуйте отыскать букву Б среди других букв.

    — Какие звуки обозначает буква Б. (звуки Б и Бь).

    — А вспомните домашних животных, в названиях которых есть звуки Б и Бь (баран, жеребенок, собака). Где они находятся в этих словах? (а начале и середине слова). Разбейте на слоги эти слова и скажите, почему столько слогов.

    — Задание №5. Буква О.

    Загадка про следующую букву ( с написанием на маркерной доске):

    Обруч, бублик, колесо-

    Получилась буква … О.

    Работа с интерактивной доской – папка «Обучение грамоте». Составление звуковых схем слов со звуком О и место звука О в этих словах.

    — Вы «добыли» буквы, из которых состоит зашифрованное слово. Теперь самое сложное – попробуйте из ваших букв сложить загаданное слово (домашнее животное из 6 букв).

    Если дети затрудняются, то логопед предлагает схему расшифровки ( порядок цифр соответствует порядку букв в слове):

    БАКОСА

    3 4 5 2 1 6

    Молодцы! Правильно, это слово – СОБАКА.

    3. Итог:

    — Что было интересного?

    — Какие задания для вас оказались легкими?

    — А какие показались трудными?

    — Какие задания хотите в следующий раз?

    — Как изменилось ваше настроение? – Выбрать цвет, соответствующий настроению.

    Детям предлагается взять цветные прямоугольники для конструирования пройденных букв в свободной деятельности.

    Скачать Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зашифрованное слово»

    Автор: Проскурякова Наталья Геннадьевна Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ «Детский сад №140»Месторасположение: город Барнаул, Алтайский край

    portal2010.com

    Конспект НОД по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе - «Дошколенок.ру»

    Цель:

     Закрепление знания алфавита, умение читать по слогам.

     Задачи:

    1.Закрепить знания детей о предложении, слове, слоге.

    2. Развивать логическое мышление.

    3. Развивать умение поддерживать беседу.

    4. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.                    

    5. Воспитывать внимание,  умение слушать друг  друга, общаться.

    6.Индивидуальная работа с Глебом- закрепить умение составлять предложения. 

     

    Материалы и оборудование: мяч, доска, нарисованная таблица с буквами, рабочая тетрадь и  простой карандаш (на каждого ребенка), 6 табличек для игры  "Серединки"

    Предварительная работа: разгадывание кроссвордов, чтение по слогам индивидуально и в кружке "АБВГДЕйка".

     Ход :

    1.Организационный момент.

    (Дети стоят  в центре группы).

    -Дети, давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём.

    -Ребята, скажите мне, пожалуйста, из чего состоит наша речь?      (из слов)

    -Что вы знаете о словах?               ( они бывают длинные и короткие)

    -Какие слова отвечают на вопрос "кто?", на вопрос "что?"    ( одушевленные предметы , неодушевленные), приведите пример.

    -Ребята, а если мы соединим слова по смыслу, что мы получим?   ( предложение)

     

    (Воспитатель берет мяч в руки).

    -Ребята, посмотрите на предмет, который я держу в руках, и задайте вопрос к нему.   ( что? - мяч.)

    -Составьте предложение со словом МЯЧ.( ответы детей)

    -Молодцы, а сейчас пройдите и сядьте за столы.

     

    2. Работа с доской.

    ( На доске слова ГРЕЧКА, СТРЯПУХА, ЧЕМПИОН)

    А)             

    -Ребята, посмотрите на слова( в них вы найдете отгадки) и ответьте на вопросы:

    -Что за полем, где растет гречка?

    -Какое блюдо готовит стряпуха?

    -Какой цветок вручили чемпиону? Молодцы.

    Б)

    -Ребята, скажите, из чего состоят слова? (из слогов)

    -Сколько слогов в слове ЧЕМПИОН? (3слога)

    -Сколько гласных(3), сколько согласных (4) в слове ЧЕМПИОН?

     

    3. Игра "ВОЛШЕБНИКИ".

    (На доске написано слово ШИШКА)

    -А сейчас мы поиграем в волшебников и превратим слово ШИШКА в другое слово.(например: шишка-шашка-машка-мишка-фишка (воспитатель задает наводящие вопросы детям, меняется одна буква))

    4.Физкультминутка.

    5. Игра "Слов больше, чем букв".

    -Соединяя буквы по линиям в любом направлении, составьте слова.

     

      К   Р  
             
             
    О   А   Е
             
             
      Д   Т  

     

     

    6.  Игра «СЕРЕДИНКИ» .

    (Дети объединяются в подгруппы по 4 человека, необходимо в ставить пропущенные буквы в слова, возможны варианты)

     -Вечерами свинки играют в серединки!

    Ужасно интересная игра!

    Я думаю, ребята, хотя и трудновато,

    но все ж  и нам попробовать пора!

     СТОЛ,  СОК    

     ЛЕС , ЛУГ

    ЗАЯЦ, СОБАКА

    ЦАПЛЯ, ЛИСА

    БЕЛКА, ШИШКА

    РЕКА, УРОК

     7. Работа в тетрадях.

    (стр.26. Найти в словах Ь и обвести его в кружок, Ъ  в квадратик)

    8. Релаксация. Игра "МЯЧ ДОБРА".

    (Воспитатель берет мяч в руки).

    -Ребята, сегодня я  хочу вам предложить игру "МЯЧ ДОБРА", передавая мяч друг другу, скажите : ПОЧЕМУ вы вручаете МЯЧ ДОБРА этому человеку, например: Я вручаю этот МЯЧ ДОБРА Стасу- он отлично играет в шашки и не раз защищал честь нашей группы и т.д.

    Спасибо вам, ребята, вы были активными и  внимательными. 

    //

    blog.dohcolonoc.ru