Конспект урока по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые". 4 класс. Конспект урока 4 класс полезные ископаемые


Конспект урока на тему "Полезные ископаемые" (4 класс)

Конспект урока

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Тип урока: Комбинированый

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Формировать УУД:

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Этап урока,

время этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Ученику всегда поможет

Простой девиз:

«Хочу все знать!!»

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

Приветствие.

Хочу все знать.

Ориентировочный этап

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

- Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!- Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.- Я - соль земли, - говорит соль, - без меня каши не сваришь.-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

- Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.- А на чем варить будете? – Интересуется уголь? - Без топлива в этом деле не обойтись.- Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

- Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Какая цель нашего урока?

Давайте составим план нашего урока

  1. Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

  2. Разнообразие полезных ископаемых.

  3. Полезные ископаемые нашего края.

  4. Свойства полезных ископаемых.

- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Поисково-исследовательский этап

- Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

- Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

- А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

-Почему?

- Как вы думаете, как мы можем назвать место, где  на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

- А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

- Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Значки

Полезные ископаемые

Нет, они разные

Нет

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

Затрудняются ответить.

Оценивают.

Ответы детей

Практический этап

- Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

- Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.  

В рот веществ мы брать не будем,Помнить надо – ядовит!Избежать, чтоб отравленья,И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станемДа? – да! (хлопок над головой).Будут все гордится нами.Да? – да! (хлопок над головой).Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками),Бурная река (показывают руками)Ее не обойдешь (топают ногами),Ее не проплывешь (плывут),Ее не пролетишь (крылья),Надо напрямик.Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели.Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,пироги печет. (Газ)

Выступление 2 группы

2. Росли на болоте растения,Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,От него кругом светло,Черный и блестящий,Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Выступление 3 группы

3. Не зря она вариласьВ доменной печи.На славу получилисьНожницы, ключи: (Руда)

Выступление 4 группы

4. Очень прочен и упруг,Строителям надежный друг.Дома, ступеньки, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)

Выступление 5 группы

5. Он очень нужен детворе.Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже,И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,То увязнут сильно ноги.А сделать миску или вазу,Она понадобится сразу. (Глина)

Выступление 6 группы

6.Белый камушек растаял.

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Геологи

Работа в группах, заполнение таблиц.

Рефлексивно-оценочный этап

-Какова была цель урока?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

- Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Для любознательных

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Да.

Да.

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Нет

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Хлопок

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

infourok.ru

Конспект урока (4 класс) "Полезные ископаемые"

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

Задачи:

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Методы:

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;
  3. Практические:  рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Ход урока:

Просмотр содержимого документа «╩юэёяхъЄ яю юъЁєцр■∙хьє ьшЁє 4 ъырёё»

Просмотр содержимого презентации «╧юыхчэ√х шёъюярхь√х»

Горючие полезные ископаемые

Подготовила: Калугина Римма Фанисовна

Полезные ископаемые – это:

минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми в производстве.

Полезные ископаемые бывают:

  • Твердыми
  • Жидкими
  • Газообразными

Горючие полезные ископаемые

  • Они хорошо горят и при горении выделяют много тепла.
  • К ним относятся каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
  • Торф и каменный уголь – твердые тела, нефть – жидкость, природный газ – газообразное тело.

Польза горючих полезных ископаемых

  • Используются как топливо на фабриках и заводах, в жилых домах, школах, больницах.
  • Крупные потребители – электростанции, которые снабжают весь город электричеством.
  • Из горючих полезных ископаемых получают много различных продуктов: бензин, керосин.

Торф

  • Торф – это остатки полусгнивших растений на болотах.
  • Он темно-бурого цвета, пористый.
  • В сухом состоянии легкий.
  • Толщина – от 1 метра до 11 метров
  • Добывается на торфяных болотах с помощью воды и насоса.

Использование торфа

  • Как топливо
  • Как удобрение
  • Как подстилка для скота
  • Из торфа делают плиты, которыми утепляют стены зданий
  • Из переработанного торфа получается светильный газ, керосин.

Каменный уголь

  • Он черного или черно-бурого цвета
  • Твердый, но хрупкий.
  • Плотный, тонет в воде.
  • Медленно загорается, горит долго и ярко
  • В природе встречается 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь

Каменный уголь

  • Залегает глубоко в земле, иногда встречается и на поверхности земли
  • Толщина до 20-30 метров
  • Для добычи угля делают шахты.

Шахта – это глубокий колодец, который доходит до пластов каменного угля

Использование каменного угля

  • Им отапливают помещения, фабрики и заводы, электростанции.
  • Из него получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
  • Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи.
  • Кокс используют при плавке чугуна
  • Светильный газ используют как топливо.

Нефть

  • Нефть – густая маслянистая жидкость
  • Цвет: черный, темно-коричневый, зеленовато-бурый, белый, бесцветный.
  • Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
  • Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности

Нефть

  • Находится в земле на большой глубине
  • Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
  • В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).

Использование нефти

  • На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
  • Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
  • В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны

Природный газ

  • Скапливается глубоко в земле
  • Бесцветен, не имеет запаха
  • В 2 раза легче воздуха
  • Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
  • Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).

Использование природного газа

  • Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
  • Как топливо для машин, котельных, электростанций
  • Из природного газа изготавливают пластмассу.

Кроссворд

1

3

2

4

5

6

1. остатки полусгнивших растений на болотах

2. жидкое горючее полезное ископаемое

3. природное ископаемое - каменный …

4. специальные трубы для добычи природного газа

5. газообразное полезное ископаемое – природный …

6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа

Домашнее задание

  • Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 4 класса "Полезные ископаемые. Закрепление"

Урок: познания мира 4-й класс

Тема: "Полезные ископаемые. Закрепление".

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу “Полезные ископаемые”;

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задания:

классификация полезных ископаемых на группы;

составление кластера;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

работа с текстом;

тесты;

развитие творчества-работа с контурной картой;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые - алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые - каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые - соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

- Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

- На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

Психологический настрой.

- Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

- Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

3. Определение темы урока.

- Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»

5. Работа по теме урока.

- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

- Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

- Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева - это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

Загадки

1. Чёрный, блестящий,

Помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

- К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

- Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

- Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

- Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

РАСХОДОВАТЬ – бережно

ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

- Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

- Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

- Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

- Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

Тест по «Познанию мира».

По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».

1. Места залегания ПИ называют:

А) карьеры

Б) шахты

В) месторождения

2. Руды цветных металлов:

А) железная руда

Б) медная руда

В) бром

3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:

А) из шахт

Б) из открытых карьеров

В) из скважин

4. Из руд цветных металлов получают:

А) алюминий

Б) бурый железняк

В) сталь

5. Из руд чёрных металлов получают:

А) цинк

Б) медь

В) чугун

6. Обладает магнитными свойствами:

А) золото

Б) бронза

В) магнетит

7. Металлы выплавляют в доменных печах на:

А) автозаводах

Б) металлургических заводах

В) химических заводах

8. Железная руда обозначается на карте:

А)

Б)

В)

9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…

А) медные руды

Б) железные руды

В) металлические руды

10. Сплавы железа:

А) сталь и чугун

Б) бронза

В) латунь

11. При добыче железной руды, её:

А) рубят

Б) взрывают

В) копают

12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:

А) в Аральской области

Б) в Костанайской области

В) в Павлодарской области

Ключ.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..

9. Творческая работа.

Самостоятельная работа с контурными картами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

11. Рефлексия.

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

- Чем занимались?

- Что нового вы узнали?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

- Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.

doc4web.ru

Конспект урока 4 класс Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.

Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в исследовательскую работу.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

 Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ

Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы урока: групповая, классная

Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе,  камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.

Ход урока:

1.  Психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Актуализация знаний:

– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.      (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.   (руда) 

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Ни огня,

 Ни света,

 А огнем блестит. (Золото)

Он очень нужен детворе.

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,        

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу,

 Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

 Улицы в селениях.

 А еще он есть в цементе.

 Сам он  - удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг.

Дома. Ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

- Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)

- Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)

- Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )

- Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

- Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)

Горючие      рудные             нерудные

Газ                железо             мрамор

Нефть          золото              песок

Уголь           медь                 глина

Торф           алюминий        известняк

                                               гранит

                                               мел

- Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)

- Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)

- На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)

- А как можно различить  изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)

- Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте.  Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)

Золото                                      

Железная руда

Нефть

Газ

Уголь

Торф

- Проверьте свою работу. (слайд)

3. Сообщение темы урока.

- Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.

- Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).

- Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?

4. Работа над темой урока.

- Работать мы будем в группах.  Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.

Задание:  Послушайте рассказ  ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.

название

свойства

состав

использование

ученик №1. «Песок».

 Я  состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить  на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я  незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.

ученик №2. «Глина»   

 Я - твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь  в строительстве: из глины  с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой,  и из меня  лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я - осадочная порода.  Как и песок, образуюсь в результате выветривания  различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.

ученик №3. «Известняк»

  Я - твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

  Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель: Образовался известняк из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

ученик №4 «Гранит» 

Я - очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство.  Меня можно  найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того   что  хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состаю из кварца, слюды и полевого шпата.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)

- Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.

5. Физминутка. (танцевальная)

- Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.

6. Проведение опытов:

- Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?

За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.

- Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого  цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.

Секретари не забудьте заполнять таблицу.

Полезное

 ископаемое

цвет

запах

Пропускает ли воду

Растворяется ли в воде

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

Нет

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

Нет

пластичность, вязкость

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

Нет

прочность, хорошо полируется

известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

нет

хрупкий

ОПЫТ 1: - Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному  столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.

(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)

Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк - пропускает

- Не забывайте выводы заносить в таблицу.

ОПЫТ 2: - А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.

(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).

Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.

ОПЫТ 3:  - А теперь давайте определим прочность ископаемых.

(Опыты проводит учитель):

  1. Пересыпает песок из одной чашечки в другую.

Вывод: песок – сыпучий

  1. В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).

Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  1. Стучит твердым предметом по граниту.

Вывод: Гранит очень твердый, прочный

  1. Известняк: ломает мел

Вывод: известняк – хрупкий

7. Обобщение знаний:

- Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.

Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.

Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.

Учитель:

- Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:

 Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.

Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.

Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.  

Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)

8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)

Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!

9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.

10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

"Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".

- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

   Подойдите и опустите камень в один из стаканов :

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во второй стакан – вам не очень интересно,

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

    Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.

 В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по познанию мира 4 класс " Полезные ископаемые", 1 урок

Тема урока: "Полезные ископаемые" 1 урок

Школа: КГУ " Гимназия № 2"акимата города Рудного

Дата: 25 сентября

ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна

Класс: 4 "А"

Количество

присутствующих: 24

Количество

Отсутствующих: 0

Цели обучения, которые

необходимо достичь на

данном

уроке

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цели обучения

Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Критерии успешности

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

Языковая цель

Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать.

Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные.

Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа

Предыдущее обучение

Формы поверхности Земли.

Ресурсы

учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку.

План

Планируемые

сроки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модули программы

1. Вызов

Проверка домашнего

задания в парах

пересказ

Определение цели и задач урока.

Критерии успешности.

Определение уровня знаний.

" Верю - не верю"

Физминутка

Эмоционально психологический настрой

Тренинг «Волшебный цветок»Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)- Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке. Желаю счастья и добраВсем детям с самого утра! Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.

Листы оценивания.

-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.

Знакомство с критериями.

-В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.

- Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:

- Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?

( нефть)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

- О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

- Как назвать все отгадки?

- Сформулируйте тему урока (Полезные ископаемые)

- Давай те попробуем сформулировать задачи урока:

Знать:

Уметь:

Научиться:

- Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю» (верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

- Верите  ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

- Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать? - работа на листочках

(ответы детей вывешиваются на доску)

музыкальная

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.

С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.

Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.

Ученики отгадывают загадки.

Формулируют тему урока.

Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.

Например:

Уметь:

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Дети читают с доски критерии успешности.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску

" Ожидания от урока"

Новые подходы в преподавании и обучении.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Формативное взаимооценивание

Оценивание

(заполнение листа оценивания)

Формативное оцениванием- похвала.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Диалогическое обучение.

Обучение критическому мышлению.

Саморегуляция учащихся.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

2. Осмысление.

Побуждение к осмыслению новой темы.

Кластер

Презентация

Чтение статьи учебника

Работа по карте.

Закрепление. "Мозговой штурм"

Творческая работа.

Индивидуальная

Подсчёт баллов

Контроль и оценка успешности на уроке

Ассоциации к словам

" Полезные ископаемые" - работают в группе. презентуют свой Кластер.

Повторить правила работы в группе.

Презентация по теме " Полезные ископаемые Казахстана"

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Работа со статьёй учебника стр. 27 -29

Метод " ЗХУ" - чтение с пометками

Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.

Оценивание по критериям.

1. Полезные ископаемые ....... 1б

2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б

3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б

Работа по карте Казахстана по плану группой.

1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)

2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.

3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)

- время- 5 минут

Выскажи свое мнение "Мозговой штурм"

- Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

- Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

- А как отвечает нам природа?

- Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Творческая работа составление " Синквейна" - по теме полезные ископаемые.

Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.

- Вернёмся к задачам урока

Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знаю обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.

Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.

Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.

Учащиеся читают статью учебника и заполняют ( проговариваются критерии)

Полезные ископаемые

Что такое?

Три группы

Способы добычи

Учащиеся работают в тетрадях, наносят условные обозначения, подписывают города, презентуют свою работу.

1) Нефть

2) Каменный уголь

3) Природный газ

4) Железная руда

Ученики отвечают на вопросы, обобщают изученный материал.

Учащиеся составляют синквейн по критериям, зачитывают и оценивают, некоторые зачитываются.

Учащиеся подсчитывают количество баллов за все виды работы на роке, переводят баллы в суммативную оценку.

Учащиеся возвращаются к задачам урока и анализируют свою деятельность.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция учащихся.

Обучение критическому мышлению.

Диалог " Ученик -ученик"

ИКТ, диалоговое обучение

" Учитель - ученик"

Обучение талантливых и одарённых.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Критериальное суммативное самооценивание.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Обучение критическому мышлению.

ИКТ

Обучение критическому мышлению.

Диалогическое обучение.

Формативное внешнее оценивание

Диалогическое обучение

" Учитель - ученик"

Работа с одарёнными.

Формативное самооценивание фишками

Работа с талантливыми и одарёнными.

Формативное критериальное взаимооценивание

Суммативное внешнее итоговое оценивание

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция.

Формативное самооценивание.

3. Рефлексия

Подведение итогов.

- Ваши ожидания? Сбылись ли в течении урока?

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

Новые подходы в обучении.

Саморегуляция.

ИКТ

4. Д/з

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).

3.Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)

Учащиеся записывают в дневник.

Работа включая всех.

Работа в одарёнными и талантливами.

Дополнительная информация:

Дифференциация.

Как вы планируете поддержать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Индивидуальная помощь, поддержка в течении всего урока.

Сильным учащимся - дополнительная информация о полезных ископаемых, разноуровневое домашнее задание.

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?

У детей листы самооценки в видами работы, они их заполняют по ходу всей работы, в конце урока подсчитывают баллы - итоговая суммативная оценка.

Межпредметные связи.

Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.

Литературное чтение, музыка, география.

Рефлексия

Итоговая оценка

1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?

1. Определение целей и задач урока самими учениками, критерии успешности.

2. Работа с листами самооценивания, в конце урока баллы перевели в оценку, каждый ученик получил отметку за урок.

2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?

1. Самостоятельное деление на группы.( на первом уроке я предложила ученикам разделиться на 4 группы, и одна группа работала не могла найти взаимопонимание)

2. Правильное распределение времени на уроке.

3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Ученики могут формулировать цель и задачи урока. Саморегуляция учащихся на высоком уровне: распределение ролей в группе, соблюдение правил работы в группах, защита групп.

По другому взглянула на слабоуспевающих учеников, они могут связно говорить, отвечать у доски, защищать продукт группы, когда их поддерживают товарищи. Высокомотивированные учащиеся чувствовали себя лидерами при работе, иногда принимали решения за всю группу, приходилось вмешиваться в работу групп.

infourok.ru

Конспект урока по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые". 4 класс

«ТАРАН АУДАНЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ

№ 116 ТОБЫЛ ОРТА МЕКТЕБІ» КММ

КГУ «ТОБОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 116 ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ТАРАНОВСКОГО РАЙОНА»

Разработка урока по познанию мира с элементами критического мышления.

4 класс.

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Учитель начальных классов: первой категории высшего уровня

Юдина Зиляра Инзировна

Тема: «Полезные ископаемые».

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Обобщить сведения о полезных ископаемых; повторить сведения о свойствах полезных ископаемых

  2. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках познания мира.

Развивающие цели:

1.Развивать познавательную активность, умение работать с картой

2.Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера

3. Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся

4.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы; мыслить логически.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к её богатствам.

  2. Уважение к труду людей, занятых в добычи полезных ископаемых.

  3. Воспитывать чувство гордости за свою родину.

Учащиеся должны знать:

- Руды чёрных и цветных металлов.

- Виды, свойства, способы образования и основные месторождения угля, нефти, железной руды, известняка в нашей стране.

- Использование полезных ископаемых в быту.

Учащиеся должны уметь:

- Различать полезные ископаемые, знать их условные обозначения, уметь работать с картой.

- Давать характеристику полезных ископаемых, основываясь на полученные знания.

- Использовать полезные ископаемые в быту.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых, план рассказа о полезном ископаемом, опорный лист с заданиями для повторения темы.

Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационный момент.

1.Индукция (психологический настрой)

Сядь-ка ровненько дружок,

Начинается вот- вот интереснейший урок-

Урок познания мира.

Но сначала повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь всем друзьям,

И садитесь по местам.

2.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня урок повторения. А тему урока вы назовете сами. В этом поможет игра «Отгадайте загадки» (чтение загадок)

- Что это? (ответы детей)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Слайд 2.

- Назовите тему урока.

(после ответов детей , слайд о теме урока)

«Полезные ископаемые».

Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

Слайд 3

II. Повторение.

1.Устный опрос. (приём «Вызов»)

-Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

(горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека)

- Почему их называют ископаемые?

(Потому что извлекаются из недр земли.)

- А почему их называем полезные?

(Потому что служат человеку.)

Нашу страну называют кладовой полезных ископаемых. На карте нашей страны можно встретить условные обозначения всех видов полезных ископаемых известных в мире.

-Что такое месторождение полезных ископаемых?

Места, где полезных ископаемых в достаточном количестве для разработки называют месторождением.

-Как называется большая область залегания полезных ископаемых? (бассейн)

Слайд 4.

- Какими способами добывают полезные ископаемые?

  1. Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты.

  2. А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

  3. Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.

Слайд 5.

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Приведите примеры.

Твердые (гранит), жидкие (нефть, ртуть), газообразные (природный газ).

Слайд 6.

-По способу применения полезные ископаемые делятся на 3 основные группы. Назовите их. Приведите примеры.

Рудные (железная руда)

Руды черных металлов: (железная руда, магнитный железняк, красный железняк)

Руды цветных металлов: (медь, алюминий, свинец, цинк, серебро, золото, латунь, бронза)

Нерудные: (соль, фосфориты, асбест, гранит, песок, известняк, мел, мрамор)

Горючие: (нефть, газ, каменный уголь)

Слайд 7.

2.Работа в группах.

Продолжим работу в группах. У каждой группы свое задание. Каждой группе, используя план описания, нужно рассказать о полезном ископаемом, которое у вас будет указано в задании.

(4 группы)

1 задание группам (задание на листочках)

План:

1.Условное обозначение.

2.Основные свойства.

3.Способ добычи.

4.Значение и применение.

5.Месторождения в Казахстане.

Приём «Сводная таблица»

Объяснение задания.

1.Должны выбрать условный знак полезного ископаемого.

(на столах каждой группы 12 условных знаков полезных ископаемых: (известняк, природный газ, глина, гранит, каменный уголь, нефть, золото, медная руда, железная руда, алюминий, асбест, бурый уголь)

2. В листочках (опорный лист) записаны свойства. Вы определяете свойства своего полезного ископаемого. (приложение имеется)

3. Должны выбрать способ добычи.

4.Из предложенных вариантов ответов, находите ответ. Где используется ваше полезное ископаемое?

5.Указаны разные месторождения. Вы определяете месторождения вашего полезного ископаемого (прикрепление значка на карту, у доски)

Слайд 8.

Выступление 1 группы.

Железная руда

1. Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы.

2.Добывают в шахтах или карьерах.

3. Выплавляют сталь, из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин.

4. Более 85 % железной руды в Костанайской области. Самое крупное месторождение – Соколовско – Сарбайское. Добывают в Сарыарке, в северном Приаралье.

Слайд 9.

Выступление 2 группы.

Нефть.

1. Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.

2. Бурят скважины.

3. Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков нефти производят парафин, глицерин, гудрон.

4.Месторождения: Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, территория Каспийского шельфа и Тенгиз.

Слайд 10

Выступление 3 группы.

Известняк

1. Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ).

2. Добыча ведется в карьерах.

3. Получают известь, строительные камни, известковые растворы, используется в строительстве, в качестве удобрения.

4.Месторождения: Мангыстауские карьеры, Талдыкорган,в нашем районе – Варваринка.

Слайд 11

Выступление 4 группы.

Каменный уголь.

1. Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.

2. Добыча ведется в карьерах и шахтах.

3. Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов.

4.Месторождения: Караганда, Экибастуз, Кушмурун (бассейн бурого угля).

Слайд 12

2-е задание группам.

1. Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

Ответ: Гранит.

-Каким значком на карте обозначается гранит?

Слайд 13

2.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я - мягкий металл красного (в изломе - розового) цвета. Люди начали использовать меня раньше других металлов. Одним из ценных свойств является то, что я хорошо провожу электрический ток. Из меня изготавливают детали электрических машин и приборов, запасные части. Меня хорошо используют в телефонной и телеграфной связи.

По моим запасам Казахстан занимает третье место в мире.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

Ответ: Медь.

-Каким значком на карте обозначается медь?

Слайд 14

3.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Ни огня, ни света, а огнём блестит. На этот товар всегда есть спрос.

Используется не только в ювелирном деле, но и в некоторых современных технологиях, особенно в электронике.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

Ответ: Золото.

-Каким значком на карте обозначается золото?

Слайд 15

4.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу.

Меня формуют и обжигают – получается кирпич.

Я вхожу в состав грифеля карандаша.

Из меня также изготавливают пластилин.

Кто догадался, о каком полезном ископаемо идет речь?

Ответ: Глина.

-Каким значком на карте обозначается глина?

Слайд 16

3.О чем говорят эти числа?

3 117 400

Числа связаны с сегодняшней темой урока.

  • 3 – три разновидности каменного угля: антрацит, бурый уголь, обыкновенный каменный уголь.

  • Полезное ископаемое в природе находится в 3 состояних: жидкие, газообразные, твердые.

  • По способу применения делятся на 3 группы: рудные, нерудные, горючие.

  • По запас меди Казахстан занимает 3 место в мире.

  • Существует 3 вида известняка: мел, мрамор, ракушечник.

  • 117 – всего в РК 117 видов полезных ископаемых.

  • 400 – в РК всего 400 месторождений каменного и бурого угля.

  1. Приём «Мозговая атака»

Учитель называет полезное ископаемое, учащиеся должны выбрать модель-знак полезного ископаемого.

Каждая группа показывает условный знак полезного ископаемого (12 знаков, которые лежат на столах).

5. Индукция (психологический настрой)

(Ребята, сели удобно, закрыли глазки и повторяем вместе со мной)

Я, на уроке!

Внимание моё растёт,

Память моя крепка,

Голова мыслит ясно,

Я всё знаю.

Я готов к работе.

Работаю.

6.Проверка знаний.

Тест. (2 варианта, приложение 1)

- Время тестирования 5 минут.

7.Проверка теста.

Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждом вопросе варианты ответов идут под определенной буквой. Если вы решили тест правильно, тогда у вас должно получиться слово. Сложите все буквы по очередности и прочитайте его. Назовите слово, которое у вас получилось? (Ископаемое, недра земли)

-1 вариант

У кого получилось слово ископаемое?

2 вариант

У кого получилось словосочетание – недра земли ?

8.Приём «Корзина идей»

Полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны.

Нужно ли беречь полезные ископаемые?

Ученица нашего класса Гаухар вела исследовательскую работу над этим вопросом. Сегодня она расскажет нам о своей работе.

Презентация Гаухар.

III. Итог урока.

-Наш урок подошёл к концу.

Сегодняшний урок мы хоти закончить стихотворением.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Уголь, нефть и много руды.

Раз - летят самолеты в небе.

Два - мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

Те, что земля нам дала!

-К чему призывает нас это стихотворение?

-Давайте поступать правильно, и тем самым мы внесём свой вклад в охрану природы.

9. Приём «Синквейн»

Придумайте со словом ископаемое синквейн.

Ископаемые.

Полезные, нужные.

Добывают, перерабатывают, используют.

Ищем клады мы в недрах земли.

Богатсво.

Рефлексия.

-Что больше всего понравилось?

- Какие чувства вы испытывали в течение урока?

Домашнее задание.

-Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради

Приложение к уроку.

Тест.

Вариант №1.

1. По запасам меди Казахстан занимает ____ место в мире.

А) 1;

И) 3;

К) 9;

Е) 5;

2. Полезные ископаемые добывают тремя способами:

А) в терриконах, в отвалах, в шахтах

М) в колодцах, в открытых карьерах, в озёрах

О) в озерах, в оврагах, в шахтах;

С) в шахтах, в открытых карьерах, бурят скважины;

3. Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называют:

Е) заповедник;

П) шахтами;

К) месторождениями;

А) забоем;

4. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:

Е) рудные, нерудные, негорючие;

О) горючие, рудные, нерудные;

М) строительные, нерудные, рудные;

П) горючие, негорючие, строительные;

5. В Казахстане всего ____ месторождений каменного и бурого угля.

П) 400;

А) 450;

М) 10;

Е) 1500;

6. Сколько видов полезных ископаемых есть на территории Казахстана?

П) 20;

М) 217;

А) 117;

В) 237;

7. Главное богатство Мангыстау, Каспийского шельфа

М) уголь;

Е) нефть;

С) гранит;

В) известняк;

8. Это горючее полезное ископаемое бывает темно-коричневого, черного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета

О) уголь;

М) нефть;

Е) гранит;

П) газ;

9. Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, называются:

К) достижением народа;

П) полезными богатствами;

О) полезными ископаемыми;

Д) месторождением;

10.Какое полезное ископаемое обозначают.

Е) медная руда;

П) железная руда;

С) нефть;

Д) бурый уголь;

Вариант №2.

1. Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называют:

Е) заповедник;

П) шахтами;

Н) месторождениями;

А) забоем;

2. Полезные ископаемые добывают тремя способами:

А) в терриконах, в отвалах, в шахтах

М) в колодцах, в открытых карьерах, в озёрах

О) в озерах, в оврагах, в шахтах;

Е) в шахтах, в открытых карьерах, бурят скважины;

3. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:

Е) рудные, нерудные, негорючие;

Д) горючие, рудные, нерудные;

М) строительные, нерудные, рудные;

П) горючие, негорючие, строительные;

4. Сколько видов полезных ископаемых есть на территории Казахстана?

П) 20;

М) 217;

Р) 117;

В) 237;

5. Это горючее полезное ископаемое бывает темно-коричневого, черного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета.

О) уголь;

А) нефть;

Е) гранит;

П) газ;

6.Какое полезное ископаемое обозначают

З) медная руда;

П) железная руда;

С) нефть;

Д) бурый уголь;

7. По запасам меди Казахстан занимает ____ место в мире.

А) 1;

Е) 3;

К) 9;

П) 5;

8. Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называются:

К) достижением народа;

П) полезными богатствами;

М) полезными ископаемыми;

О) месторождением;

9. Главное богатство Мангыстау, Каспийского шельфа

М) уголь;

Л) нефть;

С) гранит;

В) известняк;

10. В Казахстане всего ____ месторождений каменного и бурого угля.

И) 400;

А) 450;

М) 10;

Е) 1500;

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Горючие полезные ископаемые"

по развивающей программе Л.В.Занкова, 4 класс МАОУ СОШ № 8,

учитель высшей категории О.Г.Плохих

г.Ишим, 2012г

Описание методической разработки

  1. Предмет: Окружающий мир

  2. УМК: Развивающее обучение Л.В.Занкова

  3. Тема урока: «Горючие полезные ископаемые»

  4. Продолжительность: 1 урок – 45минут

  5. Класс: 4

  6. Учитель: Плохих Ольга Геннадьевна, учитель высшей категории МАОУ СОШ №8 г.Ишима

  7. Краткая аннотация:

Данный урок построен на основе системно- деятельностного подхода, т. к. направлен на становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Обучающиеся на уроке активно и самостоятельно открывают новые знания. в процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся принимают участие в целеполагании, планировании своей деятельности на уроке и оценке ее результатов. Урок имеет рефлексивную направленность, дети являются участниками контрольно- оценочной деятельности. На уроке сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа. На данном уроке широко используются частично-поисковый и исследовательский методы. Средства обучения ( наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, технические средства) выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и специфики учебного предмета. Обучающиеся составляют опорные конспекты, пользуются научно- популярной и справочной литературой. На этапе организации домашней работы обучающимся предоставляется выбор заданий от репродуктивных до творческих. На уроке используется технология сотрудничества: дети эффективно взаимодействуют друг с другом и с учителем.

Тема: Горючие полезные ископаемые.

Тип урока: комбинированный

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

Методы:

- словесные,

- наглядные,

- проблемные: частично- поисковый и исследовательский

Формы организации работы на уроке:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Цель: Формирование знаний о горючих полезных ископаемых, их добыче и использовании

в народном хозяйстве.

Цель использования ИКТ на уроке:

Формирование умения применять знания в новых условиях, быстрое получение обратной связи.

Метапредметные планируемые результаты:

- формировать способность принимать и сохранять учебную задачу, поиск средств для ее осуществления;

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-осуществлять поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

-формировать умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

-формировать умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

-различать понятия: «горючие полезные ископаемые», «шахта», «скважина», «танкер».

-знать месторождения горючих полезных ископаемых,

-иметь представления о способах их добычи,

-различать символы, обозначающие различные полезные ископаемые,

-знать, как используются горючие ископаемые в народном хозяйстве,

-видеть связь ухудшения экологической обстановки с деятельностью человека.

Раздаточный материал: кусочки угля, торфа, каменного угля;

Продукт, полученный в результате учебной деятельности: опорные конспекты по каждому полезному ископаемому;

Демонстрационный материал: «Нефть», свеча, полиэтиленовый пакет, шарик для настольного тенниса, емкость с ацетоном, лоскут искусственного шелка.

.

6.

.

7

Организация начала урока

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Определение темы и цели урока.

Самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Проверка самостоятельной работы.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия.

На предметном столике лежат предметы по группам: свеча и брусок пластилина, ацетон, лоскут искусственного шелка; полиэтиленовый пакет и шарик для пинг-понга

-Скажите, что, на ваш взгляд, может быть общего между предметами каждой группы?

-Сегодня на уроке мы постараемся установить связь между этими предметами. Узнаем много нового и интересного. Будем исследовать и делать выводы.

Тема урока тесно связана с темой предыдущего урока.

Перескажите материал по опорному конспекту «Руды металлов» партнёру по парте.

Оцените друг друга по шкале.

Как оценил своего партнёра?

Почему?

По классу в разных местах прикреплены анаграммы:

  1. царкв

  2. ромрам

  3. заг

  4. форт

  5. стенкивяз

  6. улогь

  7. теньф

  8. мазал

  9. тигран

Найдите анаграммы, разгадайте их и сгруппируйте.

Назовите самую многочисленную группу.

«Горючие полезные ископаемые» - это тема нашего урока.

-Какие цели мы можем поставить сегодня перед собой?

Изучить тему предлагаю самостоятельно по тексту учебника и сообщениям ребят. Разделитесь на группы, займите места.

Прочитайте план работы группы:

1. Прочитайте текст учебника с.97- 99.

2. Распределите между членами группы материал.

3. Прочитайте ещё раз интересующий вас абзац, составьте план рассказа или опорный конспект.

4. Расскажите своей группе, что узнали.

5. Выслушайте своих товарищей.

6. Составьте один опорный конспект (соедините отдельные конспекты).

7. Рассмотрите полезные ископаемые. Определите, что это?

8. Приготовьтесь выступить перед классом.

Опорный конспект составляется по плану:

1)Образование.

2)Свойства.

3)Добыча.

4)Применение.

5)Крупные месторождения.

6)Условные обозначения.

Демонстрация фрагментов фильма о добыче полезных ископаемых.

1.Представители каждой группы приглашаются для отчёта.

2.Тест проверки усвоения темы «Горючие полезные ископаемые».

  1. Он образовался миллионы лет назад из остатков растений, имеет чёрный цвет, твёрдый, но хрупкий:

а) торф,

б) каменный уголь,

в) газ.

  1. Маслянистая жидкость с резким запахом:

а) нефть,

б) кефир,

в) растительное масло.

  1. Это самый дешёвый вид топлива без запаха и цвета:

а) уголь,

б) железная руда,

в) природный газ.

  1. Эта область занимает I место в России по добыче нефти и газа:

а) Омская,

б) Тюменская,

в) Московская.

  1. Из чего получают бензин, керосин, солярку, мазут?

а) уголь,

б) торф,

в) нефть.

  1. Если вы почувствовали запах газа в квартире, по какому номеру телефона будете звонить?

а) 04,

б) 02,

в) 03.

  1. Если торф долго пролежит нетронутым, то он превратится в:

а) пыль,

б) нефть,

в) бурый уголь.

  1. Что обозначает данный значок ■ ?

а) золото,

б) каменный уголь,

в) руда.

  1. Что обозначает данный значок ∆ ?

а) природный газ,

б) нефть,

в) серебро.

  1. Как добывают нефть и газ?

а) бурят скважины,

б) в карьерах,

в) в шахтах.

Представьте, что природные богатства иссякли.

Где взять источники света, тепла, энергии?

Как привести в движение автомобили?

Только ли пользу приносит добыча полезных ископаемых?

Почему учёные говорят об экологической катастрофе на севере Тюменской области. Что к ней привело?

Выбери для себя вопрос, приготовь обстоятельный ответ на него.

- Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

- Был ли ты достаточно активен и внимателен на уроке?

- Если что-то не успел сделать, в чём причина?

- Пополнил ли ты багаж своих знаний?

Учащиеся предлагают и выдвигают версии:

куплены в одном магазине,

одинаковая цена,

одинаковая технология изготовления,

сделаны из одного материала.

Парная работа. Слушают друг друга, задают вопросы. Оценивают друг друга по шкале. Несколько ребят вслух объясняют, как оценили и почему.

Учащиеся ходят по классу, находят анаграммы, записывают слова и делят на группы:

Мрамор

Гранит

Известняк

Строительные полезные ископаемые.

Газ

Торф

Нефть

Уголь

Горючие полезные ископаемые

Алмаз

Кварц

Драгоценные камни

Самая многочисленная группа «Горючие полезные ископаемые».

- Узнать, как добывают горючие полезные ископаемые,

-Выяснить где в нашей стране находятся месторождения нефти, газа, каменного угля.

- Для чего их добывают?

- Я бы выяснил, влияет ли добыча полезных ископаемых на окружающую природу?

Учащиеся группируются по жетонам. Ребята с одинаковыми жетонами образуют группу.

Самостоятельная работа по плану.

Каждый член группы, выбрав интересующее его полезное ископаемое, читает статью и составляет опорный конспект.

Показывают опорные конспекты, рассказывают по ним.

1 группа - нефть;

2 группа - природный газ;

3 группа – торф, бурый уголь;

4 группа – каменный уголь.

-без ошибок – усвоил материал хорошо, можно взять творческое задание,

1-2 ошибки – в основном усвоил материал, но стоит дома обратить внимание на данные вопросы, также выбрать один из вопросов для подготовки;

3-4 ошибки – целесообразно еще раз внимательно прочитать учебник, поработать с опорным конспектом.

5-6ошибок - очень жаль, дома придется приложить побольше усилий и постараться ответить на следующем уроке по опорному конспекту.

Ребята подходят к столу учителя, берут карточку с нужным вопросом для подготовки домашнего задания.

Все предметы, представленные в начале урока сделаны из продуктов переработки нефти.

Учащиеся проводят самооценку своей работы на уроке.

infourok.ru