Конспект открытого урока по обучению грамоте (1 класс). Конспект урока обучение грамоте 1 класс слово и предложение


Конспект урока обучения грамоте 1 класс

Государственное общеобразовательное учреждение

школа № 391

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока обучения грамоте

в 1 «р» классе

по теме «Закрепление. Чтение слов и предложений с изученными буквами Р, Л.»

Учитель Пермякова Ольга Сергеевна

Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год

Цель урока: формирование навыков чтения.

Задачи урока:

1. Учить различать звуки [ р, л].

2. Формировать навыки чтения слов и предложений с изученными буквами Р, Л.

3. Развивать внимание, логическое мышление, память.

4.Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь другим.

Оборудование: звуковые схемы, карточки с ребусами, карточки со слогами и буквами, картинки с цветами и вазами, изображение солнышка.

Ход урока

Ⅰ. Организационный момент.

- Сегодня, ребята, нас ждёт интересный урок.

- Быть должны у нас в порядке?

=Ручки, книжки и тетрадки.

- А девиз у нас какой?

=Всё должно быть под рукой.

- Сегодня на уроке мы с вами …. хотя попробуйте сами угадать тему урока.

- Послушайте внимательно и скажите, что здесь лишнее

[ А, О, Р, Ы]

[ У, Л, О, И]

-Итак, сегодня на уроке мы повторяем звуки [ Р, Р',Л, Л'].

-Какими буквами на письме обозначены эти звуки?

-Сегодня на уроке у нас такое правило: чётко и правильно произносить эти звуки.

Ⅱ.Фонетическая зарядка. Чистоговорки.

Ла-ла-ла- школа всех нас позвала.

Ли-ли-ли- в класс мы весело зашли.

Рок-рок-рок- начинается урок.

Ре-ре-ре- хорошо всей детворе.

Ⅲ.Закрепление .Чтение слов и предложений с изученными буквами Р, Л.

1.Мотивация учащихся.

-Ребята, к нам в гости заглянуло солнышко. Но что же с ним? Какое солнышко?

=Грустное, печальное, хмурое.

- Как вы думаете, почему? ( размышления детей)

- Посмотрите внимательно, чего не хватает у солнышка?

=Лучиков.

- Кто же мог спрятать их? Посмотрите на схему и догадайтесь.

Дети подбирают слова, подходящие к данной схеме. Это могут быть разные слова, например, корова, собака, ворона, сорока и т.д. Дети определяют, что в данном слове 3 слога, значит 3 гласных звука, 3 согласных твёрдых звука, 2 слог ударный.

- Ребята, давайте поможем солнышку вернуть лучики. Для этого нужно выполнить все задания.

2. Закрепление знаний о звуках и буквах (первое задание).

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-На какие группы можно разделить все буквы?

-Какие гласные буквы мы изучили? А согласные?

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка сильным хочет стать!

3.Ребусы (второе задание).

-Перед вами ребусы. Назовите спрятанные слова. (сорока, стул, рак, листок)

-Назовите слова, в которых 1, 2, 3 слога.

-Как вы думаете, какое из данных слов имеет несколько значений? Назовите ещё многозначные слова.

Игра «Живые звуки» Дети составляют звуковую схему слова листок, каждый звук – это ученик. Дети дают характеристику каждого звука. Затем выкладывают эту схему на парте с помощью карточек.

4. Составление слов из слогов и букв (третье задание).

-Ребята, перед вами сочетания букв. Назовите те из них, которые являются слогами. Докажите. На доске сочетания букв: лу, р, ра, ти, ру, ро, р, к, ро, сы, ка, т, к.

Дети составляют такие слова: лук, рак, тир, сыр, рот, рука, крот.

- Какое слово лишнее и почему? (Дети могут назвать несколько вариантов, например, может быть лишним слово рука, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Может быть лишним слово лук, так как в нём нет буквы Р).

5. Игра «Собери букеты» (четвёртое задание).

Детям предлагается выбрать цветок и поставить в вазу. Даны цветы: роза, ромашка, лилия, ландыш, астра, тюльпан. В фиолетовую вазу нужно поставить те цветы, в которых есть звуки [Л, Л']. В розовую вазу нужно поставить те цветы, в которых есть звуки [ Р, Р'].

Ⅳ.Подведение итогов урока.

- Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Посмотрите, что произошло с солнышком? (Дети отмечают, что солнышко стало весёлое, радостное. У него появились лучики).

Мы сделали доброе дело, мы помогли солнышку. Молодцы! Спасибо за урок.

infourok.ru

Конспект урока обучения грамоте 1 класс: Предложение. Закрепление

Автор: Коваль Татьяна Юрьевна. Майкаинская СОШ №2, учитель начальных классов, Павлодарская область, Баянаульский район, посёлок Майкаин

Цель: закрепить знания о предложении, отрабатывать умения составлять предложения, вычленять предложения из текста, определять количество слов в предложении, содействовать развитию монологической и диалогической речи, общеучебных умений и навыков, создавать условия для воспитания эстетических чувств.

1. Мотивационный этап

Учитель:

— Сегодня у нас будет необычный урок обучения грамоте. Мы будем рисовать картину. Рисовать картину я уже начала. (Показываю детям лист ватмана). Вот нарисованы серединки цветочков. Каждому из вас принадлежит один цветок (называю имя и цвет цветочка). За каждый правильный ответ на вашем цветочке будут появляться лепесточки. В конце урока мы подсчитаем, у кого больше лепестков.

Чтобы узнать, что будет изображено на нашей картине, нужно отгадать загадки. Отгадки лежат у вас на столе.

Один костёр весь мир согревает (солнце).

Летом одето, а зимой раздето (дерево).

Лает, кусает,  в дом не пускает (собака).

Прибежит и солнце спрячет, а потом ещё заплачет (туча).

В нём живёт моя родня: папа, мамочка и я(дом).

Ученики должны отгадать загадку, найти отгадку на столе и взять её в руки.

Тому, кто отгадал загадку, дорисовываю лепесток.

Слова – отгадки выводятся на экран.

— Как назвать одним словом? (слова)

Давайте начнём рисовать нашу картину. Дети прикрепляют рисунки на лист.

Учитель показывает получившуюся картину.

— Давайте расскажем, что нарисовано на картине.

Дети описывают, что изображено: Солнышко светит. Синяя туча бежит по небу. Стоит домик. Громко лает собака. Растёт высокое дерево.

Тому, кто составил предложение, дорисовываю лепесток.

2. Операционный этап.

Этот текст выводится на экран. Дети читают полностью текст.

— С помощью чего мы описали свою картину? (с помощью предложений)

Сообщение темы и цели урока: мы должны закрепить наши знания о предложении.

— Продолжим рисовать картину? Для этого поиграем в игру «Вопрос – ответ». Я кидаю вам мяч и задаю вопрос, вы отвечаете.

— Посмотрите внимательно на предложения и ответьте

Из чего состоят предложения?

О чём говорится в первом предложении?

Как написано первое слово в предложении?

Что стоит в конце предложения?

Как написаны слова в предложении?

— Что же такое предложение?

На экран выводятся ответы детей. Читают.

Работа в паре.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КАРУСЕЛИ»

— Давайте проверим, насколько вы хорошо усвоили все признаки предложения. Работа в парах. Необходимо исправить ошибки в предложениях:

Ребята идут в школу.

Мамастираетбельё.

Выросла на грядке.

Проверка.

За правильное выполнение задания дорисовываю лепестки.

Учитель обращает внимание детей на картину:

— Какое время года изображено на нашей картине?

— Что делают люди летом?

— На чём можно путешествовать?

— Давайте нарисуем на картине паровозик.

Учитель выкладывает на стол 5 вагончиков, на которых написаны слова и объясняет, что нужно из вагончиков составить 2 предложения, а потом прикрепить их на картину. Работа в группах.

Проверка.

Учитель:

— Докажите, что это предложения.

Тому, кто смог доказать, что это предложения, дорисовываю лепесток.

3. Рефлексивный этап.

1)Тест «+,-«. Учитель зачитывает утверждения, ученики ставят +, если согласны с утверждением, и ставят -, если не согласны.

1. В конце предложения ставится точка

2. Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы

3. В предложении о чём – либо сообщается

4. Слова в предложении пишутся слитно

5. Предложение состоит из слов

Взаимопроверка. Ученики меняются листами, учитель заново читает тест, дети говорят правильный ответ и исправляют ошибки.

Подсчёт лепестков, выставление оценок.

2) Игра «Волшебный фломастер»

Учитель:

— У меня в руках фломастер, которым я дорисовывала лепестки. Теперь мой фломастер превращается в микрофон. Скажите, если бы я попросила вас нарисовать сегодняшний урок, чтобы вы нарисовали? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Дети берут в руки «микрофон» и высказывают свои впечатления об уроке.

Учитель благодарит учеников, прощается.

Предыдущее: Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиСледующее: Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования» 9-10 класс

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 3rd Сентябрь, 2015Вы находитесь:

www.inksystem-az.com

Урок обучения грамоте на тему "Предложение" (1 класс)

Урок 7

Тема: Предложение ( с. 16-17)

Цель: начать формирование понятия – предложение, учить вычленению предложений из потока речи познакомить с правилами записи предложений. Ввести в употребление выражение «опасное при письме место», формирование речевого слуха

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

а) выставка книг Чуковского

б) чтение наизусть стихотворения

3 Работа над темой урока

Чтение стихотворения учителей без интонации. -Если вампонравится такое чтение, поднимите зелёный сигнал светофора,не понравится - красный.

Вы скороговоркой, без интонирования, без пауз произносите три первых предложения из стихотворения «Телефон»: «У меня зазвонил телефон кто говорит слон».

После того, как ученики отрицательно оценят чтение «малыша», предложите кому-то прочитать строки так, как он считает нужным. Обсудите, чем отличается услышанное чтение. Постарайтесь детское «малыш торопился», «ничего не выделял голосом» и т. п. уточнить: он не отделял голосом один «кусочек речи» от другого, а ... (имя ученика)отделял.

Дайте задание: хором ещё раз сказать этот отрывок и послушать, сколько в нём таких «кусочков». Окажется, что их три.

Откройте новый секрет речи.

  • Наша речь состоит из небольших «кусочков», в каждом из которых всегда выражается какая-то мысль, а иногда ещё и какое-то чувство. Такие «кусочки» речи отделяются друг от друга небольшими остановками, паузами, что и помогает нам лучше понимать мысли. Каждый «кусочек» речи имеет своё название, это - предложение. Скажем хором новое слово.

  • Из чего же состоял отрывок, который мы произносили? Из трёх ... (учащиеся хором договаривают).

- Когда мы с вами сейчас говорили предложения, то какойречью пользовались? (Устной.)

  • Как вы узнали, что было сказано именно три предложения? (По голосу, по коротеньким остановкам.)

  • Но этот отрывок напечатан в книге. Его можно прочитать. И тогда это будет речь ... (письменная). Как же в письменной речи показать, что одна мысль кончилась и начинается следующая?

Поскольку мы писать буквами ещё не умеем, давайте пока речь обозначим длинной чертой:А как показать, что речь делится на отдельные мысли? (Первоклассники предлагают прерывать чёрточку там, где кончается мысль.

)

Похвалив их за догадку, уточните, что в устной речи мысли отделяются друг от друга остановками, паузами, а в письменной -тоже остановками, пробелами.

Попросите ребят на минуту задержаться на последнем слове, сказать его шёпотом самим себе и задуматься: от какого слова оно могло родиться, что означает? ( Белый - про-бел, белое место на бумаге.) Потом продолжите беседу.

- Чтобы помочь тому, кто читает, быстрее увидеть границы мыслей, люди придумали ещё один способ: обозначать начало и конец каждой мысли. Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается одним из трех знаков: точкой, если мысль выражается спокойно, без особых чувств; восклицательным знаком, если в предложении есть не только мысль, но и чувство; вопросительным знаком, если задается вопрос.

I •(!?)

Далее нужно возвратиться к трём чёрточкам на доске и при коллективном обсуждении оформляете предложения. Три ученика (каждый в своём предложении) показывают, что нужны большие буквы (пририсовывают вертикальные чёрточки). Чтобы выбрать знак в конце, предложения снова произносятся.

-Сказать что на уроке письма предстоит учиться правильно записывать предложения чёрточками и Вы хотите предупредить: большая буква в начале предложения и знак в конце - это «опасные при письме места»: забудешь про них - читающий не поймёт, что одна мысль кончилась и началась другая. Чтобы помнить о таких «опасных местах», будем их подчёркивать.

Обсудите содержание картинки на с. 16 букваря. Попросив составить предложения, обратите внимание первоклассников на фигурку художника и вспомните, что подсказывает этот значок. Посоветуйте придумать, что говорят ребята, т.е. озвучить рисунок, составить предложение о хитром коте, соотнести со схемами.

- Какой схеме соответствуе мои предложения? (А кот тут как тут! Почему бы и ему не полакомиться?

Работа по учебнику на с.1

а) чтение предложений

б)соотношение их со схемами

в) нахождение опасных мест

4 Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

infourok.ru

Конспект урока обучение грамоте 1 класс

Урок № 23.Конспект урока чтения. Дата: 11.10.17 г.

Тема: «Звук[Л] ,буквы Л, л.Чтение слогов и слов с этой буквой.»

Цель: закрепление знаний о согласном звуке [Л] и буквах Л,л

Задачи :

обучающие: обучение правильному и отчетливому произношению изучаемых звуков,формирование умения определять местоположение звука[л] в слове;развитие умения в чтении слогов, слов с буквой л

коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание слов, предложений,стихотворений , физминуток;

воспитательные:способствовать положительной мотивации в учебной деятельности

Оборудование: компьютер,видеофильм «Осень» предметы: листок клена,лук,банан, пенал,закладка, листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х).

Тип урока:закрепление знаний

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Внимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?

1)Речевая разминка: Чистоговорки

  • Ра-ра-ра: в школу мне пора

  • Ре-ре-ре: игры во дворе

  • Ро-ро-ро: легкое перо

  • Ры-ры-ры: фишки для игры.

  • Ру-ру-ру: гуси ходят по двору.

  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар

  • Ор-ор-ор: разгорелся спор.

2) фонетическая сказка ( из сборника учителя)

3) Чтение слов и слогов с доски

2.Формирование темы урока. -Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие .

Показ отрывка из видеофильма «Осень»

- Какое красивое время года осень! Сейчас идет пора золотой осени и один из листочков с дерева, которое мы сейчас видели оторвался и прилетел к нам на урок.

-Итак, отправляемся в осенний лес. В конце урока мы с вами подведём итог нашей работы , а поможет нам в этом «Осенний букет», за правильный ответ я буду давать вам осенний листочек. Вот для того ,чтобы наш букет был красивым,нам надо хорошо потрудиться быть внимательными и активными.

-Шалун-ветер разбросал листья по дорожке , давайте назовём их.(Называют буквы, написанные на листочках: а,о,у,и , ы, н,с,к ,л,т.)

-Для чего нужны буквы? (Для обозначения звуков).

-А как отличить звук от буквы?(Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).

-Каких букв больше? -Как вы думаете какую тему мы будем изучать на уроке?

- Да, мы продолжим работу по теме «Звук и буква Л». Будем читать слова и предложения с этой буквой.

3.Работа по теме урока.

-Выставим на наборное полотно нашу букву Л. Определим сходство и различие буквы с другими предметами .Вспомним какое стихотворение мы знаем о букве Л Алфавит продолжит наш,Буква Л – лесной шалаш.

1)Давай произнесем звук [Л]

- при произношении звука [Л] язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт.

- Можно ли петь звук [Л]? (Нет).

-Этот звук является гласным или согласным?(Согласным) 

-Приставим  руку к горлышку и говорим  [Л].

- Дрожит  горлышко? (Да).

--Значит,  голосовые связки  вибрируют, звук[Л]-звонкий.

ЛА, ЛО, ЛУ,– здесь звук [Л] звучит твёрдо.

-Теперь давайте обобщим наши знания (Звук[Л]--согласный, звонкий,твердый)

-Кто может повторить что мы знаем о звуке [Л]- получает листочек.

Физминутка. ( по выбору учителя)

Прибежал весёлый «А», прочитаем вместе – («ЛА»)

Прибежал сердитый «О», прочитаем вместе – («ЛО»)

Прибежал упрямый «У», прочитаем вместе  – («ЛУ»)– Молодцы! Справились с заданием. 4)– А сейчас задание будет потруднее: вот перед вами на столе 4 предмета: банан, лук, пенал, закладка.

Наша задача определить расположение буквы Л в этих словах.

- В каком слове буквы Л нет?

Физминутка

4 Работа с учебником.

-Летит наш листочек дальше и опускается на страничку учебника.Чтение слов с буквой Л

6.Итог урока.

-Вот и закончился урок и наше путешествие.

-Понравилось ли вам путешествовать с листочком?

-Что вы сегодня расскажете маме о нашем путешествии в осеннем лесу? –

Посмотрите какой красивый «Осенний букет » у нас получился

-Чей букет вам понравился больше?

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

Подчеркнуть буквы Т и Л в предложении.

Алла стоит около куста. У окна стоит столик. У Алика салат. У Коли стаканы. Он налил соку. Тут Алла и Ната.

infourok.ru

Обучение грамоте (1 класс) Предложение и слово. И. Соколов- Микитов "Как зимуют звери".

21.02.13.

Русская грамота.

Тема: Предложение и слово. И. Соколов- Микитов. Как зимуют звери.

Цель:

формировать понятие, что слова в предложении связаны по смыслу;

Тип: урок: изучения нового

Вид урока: смешанный

Прогнозируемый результат: умение заканчивать предложения подходящим по смыслу словом.

Оборудование: картинки, доска, мел, карточки, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоит предложение?

  1. Минутка чистописания (слайд 2, 3).

Как мы записываем начало предложения?

Почему второе слово с большой буквы?

  1. Словарная работа (слайд 4-7).

1.Загадки (отгадки ученики пишут самостоятельно)

2.Проверка записанных слов

Давайте разберем слово заяц

Сколько слогов в слове?

Сколько гласных? согласных?

Какая буква обозначает два звука?

На какой слог падает ударение?

IV. Изучение нового материала

Ребята какое сейчас время года?

Сегодня мы будем работать над зимними заданиями.

Игра «Собери предложение» (слайд 8)

Шел Дед Мороз и растерял по дороге слова, давайте поможем Деду Морозу и составим из слов предложения: снег, кружится в, воздухе, белый (работа в парах) детям раздаются карточки.

Что написано на карточках? (слова).

Для того, чтобы узнать смысл всех слов, нужно изменить их порядок и связать друг с другом.

Правило стр. 22

V. Закрепление

1.Работа по учебнику стр. 22 упражнение 2 (закончить каждое предложение подходящим по смыслу словом)

Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сосновом лесу было холодно. Всё было покрыто блестящим снегом.

Сколько слов в первом и во втором предложении?

Из чего состоят предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Речевая разминка (слайд 9)

VIII. Работа над текстом И. Соколова-Микитова «как зимуют звери» (слайд 10-11).

  1. Чтение текста учителем.

  2. Словарная работа.

  3. Работа по вопросам.

Как зимует зайка в лесу?

Как зимует медведь?

Кому лучше всех зимой в лесу?

  1. Пересказ текста.

IX. Итог

Выставление оценок.

Домашнее задание стр. 22 упр.3, стр 23-24 пересказ.

intolimp.org

Конспект открытого урока по обучению грамоте (1 класс)

Тема урока: «Согласные звуки [М], [м]. Буквы М, м.

Цель урока:

1.Создать условия для ознакомления учащихся со звуками (м), (м) и буквой М их обозначающей.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- Ознакомить с новой согласной буквой М, м.

- Уметь выделять в речи согласный звук [м].

- Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.

2.Развивающие:

- Развивать умение давать звукам [м] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

- Развивать умение читать слоги и слова с новым звуком.

3. Воспитательные:

- Формировать навыки самоанализа

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство взаимопомощи товарищества и слушать ответы друг друга.

Планируемые результаты:

1.Предметные УУД: - Закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков. - Формирование умения классифицировать по совместно найденному признак. - Развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся. - Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу. 2.Метапредметные УУД. 2.1.Познавательные: - Формировать умения моделировать звуковой состав слова. - Отражать в модели качественные характеристики звуков, используя разные цвета. - Различать звуки: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, согласные твёрдые и мягкие.

- Умения читать слоги, слова с изученной буквой. - Умения объяснять значение слова.

- Находить ответы на вопросы в тексте. 2.2.Регулятивные: - Формировать умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя. - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умения оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

2.3.Коммуникативные: - Формирование умения слушать и понимать речь других. - Оформлять свои мысли в устной форме.

- Сотрудничать с одноклассниками при решении учебных задач. 2.4.Личностные: - Формирование мотивации к обучению. - Адекватность самооценки учебной деятельности. - Готовность открыто выражать свою позицию на уроке.

Тип урока:

- Урок практического применения знаний и умений.

Ход урока:

1.Организационный момент. 2. Мотивация к учебной деятельности. Вот книжки на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный, А почему он важный скажет каждый! - Почему, ребята, урок важный? - Важно научиться читать. - Для чего надо уметь читать? - Чтобы стать грамотными, узнать много нового, получить любимую профессию. - Правильно. Надо быть грамотными, чтобы стать достойными гражданами своей страны, приносить ей пользу своим трудом. 3.Актуализация знаний. - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в известный вам город. С городом этим трудно сравниться Главный в стране он. Это - столица! - А как называется столица нашей Родины? - Москва. - А в поездку мы с собой возьмём необычный багаж - это наши знания. Игра «Закончи предложения». 1. Наша речь состоит из….(предложений) 2. Предложения состоят из…(слов) 3.Слова состоят…. из (звуков) 4. Звуки бывают….(гласные и согласные) 5. При произнесении гласного звука…(воздух проходит свободно) 6. При произнесении согласного звука (воздух встречает преграду). 7. Согласные бывают….(звонкие и глухие, мягкие и твёрдые) 8. Согласные А, О, У, Ы обозначают….( твёрдость согласного звука. 9. Гласные И, Е обозначают….( мягкость согласного звука ). - Молодцы! Вот мы и готовы отправиться в Москву?

Отгадайте

Пьёт бензин, как молоко.

Может бегать далеко. Возит грузы и людей Ты знаком, конечно, с ней (машина). - по дороге в Москву надо соблюдать правила дорожного движения. А ученики на уроке тоже должны помнить правила школьника. 4. Постановка учебной задачи. - Произнесите слова: Москва, машина. С какого звука они начинаются? - Со звуком [м]. - Назовите тему нашего урока. - Буква М м и её звуки [м] [м]. Чему будем учиться на сегодняшнем уроке? - Познакомимся с новой буквой, научимся произносить новые звуки, будем читать слова с новой буквой.

- Путь до Москвы не близкий, надо перед дорогой отдохнуть. 5. Физминутка. Прибежал весёлый А, прочитали дети ПА. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети ПЫ. Прибежал тихоня И, прочитали дети ПИ. Прибежал упрямый У, прочитали дети ПУ. Прибежал задорный Е, прочитали дети ПЕ. 6. Работа над новым материалом. - На чём мы доехали до Москвы? - На машине. - Разделите слово на слоги. Обозначьте части в тетрадях. - Обозначьте звуки по порядку. - Первое сочетание. Произнесите, послушайте его. Какой он? - Согласный. Воздух встречает преграду. - Охарактеризуйте его. - Звук звонкий, твёрдый. - Ребята, а кто был в Москве? Москва большой город? В городе удобнее передвигаться другим транспортом. Быстрый транспорт городской, но особенный такой! Под землёй вагоны катит, места всем доехать хватит (метро) - Охарактеризуйте звуки в этом слове. Чем похожи звуки [м] в слове Москва и в слове метро? В слове Москва звук [м] твёрдый, а в слове метро - мягкий. - Звуки [м] и [м] обозначаются буквой М м - Почему букв две? - Заглавная и строчная. Для чего нужна заглавная буква? - Чтобы писать имена, отчества, фамилии, начало предложений. - Найдите её на ленте букв. Почему она занимает это место? - Потому что она согласная. 7. Игра «Найди звук»! Покажите картинки в названии которых есть звук [м]. 8. Работа с текстом Азбуки, чтение слогов слов, предложений. Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней! Будешь в десять раз умней! - Что это, ребята? - Это книга. - А теперь наша «Азбука» даёт вам задание. Откройте книги на 85 странице. - У кого– синие квадратики читают слова, у кого зелёные- текст, а у кого жёлтые- подойдите ко мне. Остальные читают слоги. - Буква М приготовила ещё одну игру «Лучший слушатель» - Приготовьте светофоры, проверяем. Читают слоги по схемам. - Покажите сигнал. - Чтение слов. - Покажите сигнал. - Чтение текста. - А теперь найдём внимательного слушателя. О чём текст? Какие буквы написали дети на уроке? Какие слова? - Слова: мама, мир, Москва. - Что общего в этих словах? Все слова начинаются с буквы М. - А чем они не похожи? - Начинаются с разных звуков [м], (м). - Составьте предложение с любым словом. 9. Подведение итогов. Рефлексия. - В гостях хорошо, но пора возвращаться домой, в нашу любимую школу. - С каким звуком мы сегодня познакомились? - Со звуками [м]и [м]. Какой буквой они обозначаются на письме? - Буквой М - Чему научились? - Научились различать новые звуки, читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

- А теперь подойдите к нашим машинкам. Выберите такой флажок, который соответствует вашему настроению после урока. Если задания трудные и вам нужна помощь - возьмите флажок из красной машинки. Если вам было трудно выполнить какие - то задания, но вы всё же справились - возьмите флажок из синей машинки. А если было всё легко и справились со всеми заданиями - возьмите белый флажок.

Самоанализ урока обучение грамоте в 1 классе учителя начальных классов Бицоевой Валентины Николаевны.

Урок по теме: «Звук и буква Мм»

Я построила свой урок, используя проблемно-диалогическое обучение. Подбирала задания, анализируя их с точки зрения практической направленности формирования УУД (учила определять цель деятельности на уроке, планировать свою деятельность)

На уроке работала по формированию познавательных УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы в учебнике на поставленные вопросы.

Формировала коммуникативные УУД. Учила работать в парах, учила распределять роли при работе в паре.

При планировании уроков учитываю хорошую работоспособность первоклассников, стараюсь загружать урок плотно, использую различные виды работ.

На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся активно работали на уроке. По содержанию материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. Подбирая материал и задания к уроку, стараюсь опираться на жизненный опыт ребят.

С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос.

Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно-образное, использовался наглядный материал. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяю звуко-буквенному анализу слов.

На уроке использовала игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке.

Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности, была проведена подвижная физминутка.

Запланированный объём урока выполнен. Цели, поставленные перед уроком, в основном выполнены. В перспективе, наметила продолжать работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Урок: «Обучение грамоте» Букварь

Класс: 1

Программа: «Планета знаний»

Тема: Большая буква в географических названиях.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

Задачи предметные: повторить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, кличках животных и в начале предложения, наблюдать за слабой и сильной позициями звука «д» в предложенных словах, информировать учащихся о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

Задачи метапредметные: формировать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха; создавать условия для развития интереса к чтению;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении заданий; учиться слушать собеседника.

Планируемые результаты:

  1. Предметные. Ученик научится узнавать географические названия среди других слов и будет знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

  2. Метапредметные. Ученик научится формулировать цель урока и определенных этапов, выражать свои мысли, работать в паре - слышать и понимать речь других, добывать информацию и использовать ее для решения проблем, анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Основные понятия. Предметные. «Большая буква», звуки, характеристика звуков, сильная и слабая позиция согласных звуков, схема предложений.

Межмпредметные связи. Окружающий мир.

Ресурсы. Учебник «Букварь» под редакцией Т.М.Андриановой., «Спутник Букваря» под редакцией Т.М.Андриановой, географическая карта, раздаточный материал.

Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная и работа в группах.

Ход урока.

1.Мотвация к учебной деятельности.

Цель: проверить готовность обучающихся, их настрой на работу. Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель: - Посмотрели друг на друга, подарите друг другу улыбки и приготовились работать дружно, активно, радостно. ( 1 минута).

2.Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию знаний: парные согласные, сильная позиция согласных звуков; «большая буква»

Учитель: - сегодня на урок к нам пришли буквы Д и Т.

Посмотрите на буквы и скажите, что их объединяет в одну группу?

Какие звуки любят гулять на звучащей поляне? Почему?

Какие звуки прячутся в глухом лесу? Докажите. (дают характеристику звукам)

Но всегда ли так бывает? (предположения детей)

Чтение слов и определение позиции согласных букв Д-Т.

-В какой позиции стоят первые буквы в словах?

-Что их объединяет? (сильная позиция)

-В какой позиции стоит буква Т в слове кроты?

-Произнесите слово крот и послушайте последний звук. Какая позиция? Почему? Такая же работа над парой слов плоды-плод.

  • Код- значение слова. Позиция последней буквы. Произнесите слово и послушайте последний звук. Что произошло?

  • Кот –значение слова. Позиция последней буквы. Звук-т.

-Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Подберите слова, чтобы эти звуки стали в сильной позиции? (котик-коды)

- Почему буквы Д и Т вместе пришли на урок?

«Большая буква»

- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы? Почему?

- Посмотрите на щенка,

Кличке нет еще пока.

Вы, ребята, помогите,

Кличку для щенка найдите.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

-Кличка состоит из 2 слогов. Ударный первый слог. Первый звук – согласный, твердый, глухой.

(Дик, Тобик, Лорд, Тимка)

Делят на слоги и ставят ударение. ( 1 ученик на доске). Взаимопроверка.

Оценивание.

-Когда еще пишется большая буква? ( В начале предложения)

Работа в паре.

Составьте предложения о щенке. Расскажите друг другу. Составьте вместе предложение.

У кого получилось красивое предложение?

Поднимите ручки-вишенки.

Выслушиваются несколько предложений.

Оценивание работы в паре.

Зашифруйте предложения.

Вадиму подарили Тобика.

(1 ученик составляет схему у доски, остальные на индивидуальных карточках)

Взаимопроверка.

Оценивание.

Вывод: В каких случаях пишется заглавная буква?

Физминутка:

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

  1. Выявление и причины затруднения ( постановка учебной проблемы) и открытие нового знания.

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемы диалог.

Работа в паре.

- На парте лежат карточки с буквами двух цветов. Нужно из букв составить слова. ( полученные слова: сиреневый цвет- «Дно»; оранжевый «Мойка».

- Что обозначает первое слово «Дно»?

- Значение слова «Мойка».

- Почему слова написаны с большой буквы. (предположения детей)

Помогут открыть тайну этих слов детские писатели С.Я.Маршак, К.И.Чуковский.

1.-Внимательно послушайте отрывок из произведения С.Я.Маршака «Багаж». Поэт вам подскажет, что означает слово Дно. Будьте внимательны!

Ученик читает наизусть отрывок.

- Ребята, кто из вас внимательно слушал и открыл тайну заглавной буквы Д в слове Дно?

Учитель рассказывает о городе Дно. (Раньше это была станция Дно в Псковской области, потом построился город и сейчас он так и называется Дно)

- Почему это слово пишется с большой буквы?

2. К.И.Чуковский приоткроет Вам тайну к слову Мойка. Отрывок из стихотворения «Мойдодыр» читает ученик Аврамук Артем.

Рассказ учителя о реке Мойка.

Мойка – река в Санкт-Петербурге. Древнее название - Мья, переводится как «грязь». Слава о ней как о грязной речке сохранилась и до наших дней в частушках.

Как- то раз мальчишка бойкий

Искупался прямо в Мойке.

Мойка моет хорошо –

Весь загар с него сошел

.

4.Формирование темы, целей урока.

Цель: организация формулировки темы и цели урока.

- Что нового вы для себя сейчас открыли?

- Кто вам в этом помог?

- Как пишутся названия городов, рек?

- Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока?

5. Применение нового знания.

Географическая карта России.

-Мы отправляемся в путешествие по городам нашей необъятной страны. Начинаем наше путешествие с родного города…(Тамбов).

Стих читают Юрлов Виктор, Плотникова Дарья, Сафонова Лиза.

О Тамбове – русском городкеРасскажу сегодня Вам друзья.В город тот, приехав налегке,Стал навечно покорён им я.

По-мордовски Омутом зовутЭтот город, виновата - Цна.Эта речка создаёт уют,Так красива в городе она.

Город этот создан был давно:Тысяча шестьсот тридцать шестой -Год, в котором было сужденоСтать Тамбову русскою звездой.

Было время, здесь Державин жил.Его имя и поныне чтут.Он когда-то всем руководил,В городе, который так не крут.

Не нужна Тамбову крутизна.Он, как отражение Руси.Здесь берёз Российских белизна,О веках минувших говорит.

Быть провинциальным не беда!Здесь неспешность чувствуешь во всём,И бежать не нужно никудаВ городе Российском и родном.

Три пчелы и улей – герб его,Символ трудолюбия людей.Пчёлам тем не нужно ничего,Только счастье, что всего важней!

Гаврюшкин Александр

Работа с книгой (с.65)

-Рассмотреть картинки и чтение цепочкой записей под картинками.

Физминутка. Давайте перед полетом немного разомнемся.

Встали . Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и на место тихо сели.

Самолетик летит и на карте появляются флажки рядом с городами и реками России.

Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владимир, Калуга, Тула, Самара, Ростов, Дмитров, Волга, Енисей, Новгород, Волгоград, Воронеж.

Работа с книгой.

-Чтение цепочкой названия городов России ( с.65)

Физминутка.

Встали . Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и в Тамбове тихо сели.

- Побывав в путешествии, что вы узнали?

- Как пишутся названия городов, рек, озер?

- В нашей стране очень много городов больших и маленьких, но еще больше деревень, поселков. И у каждого есть свое неповторимое название.

Рассказ учителя о селе Лысые горы и Козьмодемьяновка.

Село возникло в XVII веке в качестве сторожевой слободы на «Татарском перелазе».Основателями села были донские и запорожские казаки. Около 1647 года на речке Челновой поставлен был для защиты от татарских набегов городок Красный, а против него слобода Лысые Горы, защищенные валами.. Затем укреплённый Красный городок навсегда утратил своё военное значение, а люди, населявшие его слободы, освободившись от воинских повинностей, занялись сельскохозяйственным трудом. Эти-то слободы впоследствии и составили село Лысые Горы.

Добрый день дорогие ребята! Сегодня в ходе экскурсии мы с вами узнаем историю основания нашего села, почему оно так называется, кто проживал в селе и чьими потомками мы являемся.

Самое раннее упоминание о селе Козьмодемьяновка связано с открытием церковного прихода. Вот что написано о приходе в источнике А.Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», (Тамбов, 1911): «Космодамианская Ира (Космодемьяновка). Церковь деревянная, холодная, построена в 1868 году на средства прихожан. Престол — во имя св. безсребренников Космы и Дамиана (1 ноября). Приход открыт в 1790 году. Местно-чтимая Иверская икона Божией Матери.Дворов 328, д.м.п. 1206, ж.п. 1141, великороссы, земледельцы, имеют земли 900 кв. саж. на душу.». Из воспоминаний сторожил села: «В конце ХVIII века на берег реки Ира пришел первый поселенец Поликарп с шестью сыновьями. Это был поселенец с большого села Пересыпкино.» Здесь было много свободной земли, протекала небольшая, чистая река Ира. По балкам росли леса. Название этих балок до сих пор остались те, что дали им первые поселенцы. Березовая – в конце села у Рожковки, Липовая – под Ивановкой, Топкая и другие.

Поликарп посилился на правом берегу реки, в том месте, где сейчас живет Лачков Александр Иванович. Дом стоял в 20 метров от реки, здесь и до сих пор нет ни каких огородов.

Левый берег реки возвышался холмом, который прикрывал новое поселение от холодных северных ветров.

Центром села были две улицы Лимчовка и Макаревка. Это были прямые широкие улицы, они до сих пор такие, только уже носит другое название Рабочая улица.

Левый берег реки, где позволяла земля, то же был заселен. От конца села, напротив Собачевки и до Митрянова моста, т.е. до моста на поселок Крутеньки, располагался поселок Ландино. Напротив Штыркина Н.Д. и до магазина жили Моряковы, Соколовы, Русаковы и др. Напротив Нагибнева Н.В. и до моста на Нечаевку жили Сергунцовы, Одровы, Палатовы, Коммисаровы. По другой стороне моста начинались поселки Лохматовка и Оторвановка, впоследствии они стали колхозом имени Буденного. На левой стороне реки, дома стояли в одну линию, лицом к реке и селу.

6.Включение в систему знаний.

Цели:

- осознание каждым обучающимся написание слов -географических названий с «большой буквы»

Дифференцированное задание.

  1. Слабочитающие дети читают названия деревень и предполагают, почему они так названы.

( Дмитриевка, Лысые Горы, Сосновка, Козьмодеьяновка, Дубки, Боровики).

- Почему им дали такое название.

  1. Читающие дети.

1 группа- о селе Лысые Горы

2 группа – о селе Козьмодемьяновка

3 группа – о селе Сосновка

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая была главная цель нашего урока?

- Какое мы сегодня сделали «открытие»?

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Кто считает, что научился узнавать из слов географические названия?

- Какие задания этому способствовали?

- Что для вас было новым на уроке?

- Как вы считаете, наш урок прошел с пользой?

- Что вы расскажете дома родителям об уроке?

А теперь оценим свою работу с помощью ладошек. Ребята, если вам на уроке было интересно, если вы справились со всеми заданиями, то мо моему сигналу поднимите 2 руки вверх, если все-таки вы что-то не поняли, поднимите 1 руку вверх. Ну а если вам было скучно, неинтересно не поднимайте руки. РАЗ, ДВА, ТРИ.

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, похлопаем себе за старание.

Учитель начальных классов: Дробышева Людмила Анатольевна

2017 год

infourok.ru