Конспект вводного урока по истории Древнего мира 5 класс. Конспект урока вводный урок по истории 5 класс


Конспект вводного урока по истории Древнего мира 5 класс

Слайд 1.Урок в 5 классе: «Что изучает история»

План

1. История – наука о прошлом.

2. Как работают историки.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным предметом. Называется он история.

Слайд 2. Посмотрите на данные иллюстрации. Что у них общего? (На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом).

Итак, как вы думаете, что же такое история и что она изучает? (ответы детей)

Слайд 3. Запишем вместе определение в тетрадь: Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.

Слайд 4. Составим вместе схему в тетради:

История

Всегда связана с людьми

Изучает деятельность людей

Изучает прошлое

История бывает разной: может быть мировой, т.е. всех стран мира или отдельной страны, а может быть и города или даже человека.

Слайд 5. - Что дает человеку история?

Запись в тетрадь:

История помогает узнать о людях:

- как жили;

- чем занимались;

- к чему стремились

- какие горести и радости испытывали

Задание: определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история» (из греческого). Запишите его в тетрадь, указав значение и происхождение.

Слайд 6. Запись в тетрадь: история (слово греческое) – рассказ о прошедшем, об узнанном.

А как мы узнаем о том, что было в прошлом? Благодаря чему? (исторический источник).

Слайд 7. Запишем понятие исторического источника (на слайде).

Слайд 8. Посмотрите внимательно, какими бывают истор. источники. Рассмотрим пример письменного источника и вещественного.

Слайд 9. Письменный источник даёт нам информацию по истории. Например, различные древние письма на специальной бумаге (папирус) или дощечках. Слайд 10. Вещественными источниками могут быть различные находки археологов (посуда, оружие)

Слайд 11. Как вы думаете, это какой источник?

Слайд 12. Итак, если перед вами неизвестный вам предмет, и вы хотите узнать его историю, какие вопросы вы начнёте задавать?

Запись в тетрадь:

Главные вопросы историка:

- что произошло

- где произошло

- когда произошло

Слайд 13. Поиском и изучением вещественных исторических источников занимается наука, которая называется археология.

Запишем понятие в тетради (на слайде)

Слайд 14. Археологи проводят раскопки и находят различные вещественные источники.

Слайд 15. Это могут быть монеты, останки древнейших жилищ, детские игрушки, осколки посуды. Находки археологов очень важны, ведь письменность появилась всего 5000 лет назад и все остальные сведения об истории мы находим лишь из вещественных источников.

Мы с вами начнём изучать историю Древнего мира – самый рани период истории.

Слайд 16. Итак, повторим:

Что такое история? Что она изучает? На какие вопросы помогает ответить? Какие бывают источники? Что такое вещественные источники? Что такое письменные источники? Чем анимается археология? Кто такие археологи?

infourok.ru

Вводный урок истории в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Ваш учитель- Мелёхина Елена Александровна

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Что изучает история? Мы очень часто употребляем слово «История». Вспомните различные варианты его использования.

4 слайд Описание слайда:

История – наука, изучающая, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. История- это наука о людях во времени. Что изучает история?

5 слайд Описание слайда:

Откуда мы знаем, как жили наши предки? ἱστορία (греч.) - «расследование, узнавание, установление» Улики Следователь Историк Исторический источник

6 слайд Описание слайда:

Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей Далеком Прошлом? Попытайтесь сами определить, что такое исторические источники? Исторический источник - Это все то, что дошло до нас и помогает узнать прошлое.

7 слайд Описание слайда:

Виды исторических источников 1.Вещественные 2.Устные 3. Письменные

8 слайд Описание слайда:

Находки не достаточно обнаружить. Их нужно заставить «заговорить». Для этого существуют вспомогательные исторические дисциплины Дисциплина Предметизучения

9 слайд Описание слайда:

Палеография- вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. 

10 слайд Описание слайда:

Археология-  историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

11 слайд Описание слайда:

Хронология- вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

12 слайд Описание слайда:

Геральдика- историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.

13 слайд Описание слайда:

Нумизматика- вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

14 слайд Описание слайда:

Генеалогия- систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов

15 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Записи в тетради Составить генеалогическое древо своей семьи

16 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-413483

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока истории 5 класс

1.Что такое история

1.В первые термин «история» вел в оборот историк Геродот

2.Работа с высказываниями об истории

Французского историк Марк Блок: «История – это наука о людях во времени»

Слова В. О. Ключевского: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т. е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются …».

Слова Цицерона: «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины», «История – учительница жизни»

- назовите главную цель предмета истории?

3.Придумайте предложения с различными значениями слова «история»

2.Как работать с картой

1.Работа со схемой

2.Работа с атласом и контурной картой

- какие континенты можете назвать?

- какие страны на них изображены?

- какие океаны изображены?

- давайте попытаемся прочитать карту на стр.45

3.Всеобщая, всемирная история

1.Для каждого человека важна история своего Отечества. Мы живем на большой планете, которая расположена сразу в двух частях света – Европа, Азия

- перечислите какие страны входят в состав Европы и Азии?

2.На земле 6 частей света, стран более 200

- назовите части света?

3.Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называют всеобщей или всемирной историей

4.В 5 классе мы познакомимся с историей Древнего мира

- почему и зачем нужно знать всеобщую историю?

4.О чем рассказывает история Древнего мира

Откройте оглавление учебника и посмотрите содержание.

- назовите сколько разделов в учебнике?

- историю каких древних государств мы будем изучать?

5.Исторические источники

- Как ученые узнают о жизни древних людей?

1.Исторические источники – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом

- А что относится к историческим источникам?

2.Виды исторических источников:

1.Этнографические: обряды, обычай

Этнография (народоведение) изучает бытовые и культурные особенности народов мира.

2.Вещественные: орудия труда, оружие, предметы быта, археологические находки

- О чем могут рассказать эти находки?

Археология изучает вещественные исторические источники.

3.Письменные документы

-Почему историки не всегда могут воспользоваться письменными источниками?

4.Устные: былины, фольклор, миф

- Какие мифы, легенды, сказания вам известны?

- Какие сведения можно почерпнуть из этих исторических источников?

- Какие исторические источники вы можете обнаружить в своем доме?

Генеалогия – изучает родословную

Геральдика – наука изучающая гербы

Нумизматика – наука изучающая монеты

Сфрагистика – наука изучающая печати

Хронология - наука изучающая системы летоисчисления и календари народов мира

Палеография - наука изучающая письменные источники

Метрология - наука изучающая меры длины, площади, объема, веса

Записывают имя ученого

Работа с высказываниями

Ответ учащихся

изучение прошлого человечества

Выполняют задание

Работа со схемой

Работа с атласом и контурной картой

Ответы учащихся

Слушают учителя

Работа с атласом и контурной картой

Слушают учителя

Работа с атласом и контурной картой

Записывают термин

Слушают учителя

Ответы учащихся

Записывают термин

Ответы учащихся

Слушают учителя

Записывают в тетрадь

Ответы учащихся

Почему древнюю надпись трудно прочитать

Ответы учащихся

infourok.ru

Вводный урок, 5 класс

Конспект урока по истории

5 класс

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. Слайд 1

Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Слайд 2.Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

План урока

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества. Слайд 3

Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

- Как вы думаете, что изучает история? Слайд 4

(При организации работы используем прием «Дерево предсказаний». Суть приема. Рисуем схему: ствол дерева – тема, ветви- предположения, листья – обоснование предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. По ходу выполнения задания составляется схема.).

Знать историю

Уметь отвечать на вопросы

Когда? Где? Почему? Слайд 5.

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности? Слайд 6

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Слайд 7. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Слайд 8

После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Слайд 9. Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

2. Оружие

3. монеты

4. одежда.

5. Обувь

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

Слайд 10 Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Слайд 11. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам. Вот и мы с вами сейчас побудем историками и попробуем приоткрыть занавесу истории.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

- Насколько справедливо данное высказывание?

- Почему важно изучать историю?

- Чему можно научиться на уроках истории?

- Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока?

- Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко?

- Попробуйте дать оценку уроку.

Домашнее задание

Прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина А.А. Всеобщая история. Записать определения терминов в тетрадь: нумизматика, геральдика, хронологи, этнография, сфрагистика, эпиграфия. Подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как исторические науки помогают нам узнать о жизни людей?» основываясь на записанных терминах. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по теме Вводный урок по курсу Всемирной истории. Истории Древнего мира (5 класс)

ТемаВводный урок по курсу история Древнего мира (Урок №1).

ЦельРаскрыть новые понятия – Всемирная история, история Древнего мира, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи

Знать:

Уметь: Определения – история, Всемирная история, археологи.Что такое карта. Как с ней работать. Что на ней изображено.Как работать с тетрадью и учебником.Показать на карте направления: север, юг, запад, восток.Объяснить, что такое легенда карты.Сравнивать понятия история Древнего мира и Всемирная история.Определить источники знаний о древних людях.

Оформление доскиМеловая схема, термины, знать, уметь, цель.

Этапы урока

1 тезис

Работа с учебникомБеседа с классом

Работа с меловой схемой

Работа с тетрадью

Запись в тетрадь

2 тезисБеседа с классом

Комментированное чтение.

Работа с иллюстрацией с.17

Организационный момент- проверка рабочего места;- приветствие учащихся;II. Подготовка учащихся к изучению нового материала.- создание мотивации и благоприятной психологической атмосферы урока.Настроение каково?Все такого мнения? Может вы уже устали?Может лучше отдохнем?Нет, скорей урок начнемПравила путешественника по стране история- тема, цель, план, задачи урокаIII. Изучение нового материала.В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Африки и Евразии. Наш учебник называется «Всеобщая история. История Древнего мира» Работа с понятием история (игра бусы)История – наука, которая изучает прошлое и настоящее человечества. Письмо возникло 5 тысяч лет назад, а первые люди появились более 2 миллионов лет назад. Никаких надписей о тех далеких временах сохраниться не могло. Однако на земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни тысяч лет назад. Это кости съеденных людьми животных, обломки орудий труда, даже место костра.- Как называют ученых занимающихся раскопками?- Как вы думаете, какую роль играют раскопки в изучении жизни древних людей?Любая находка много расскажет археологу. Например, нашли среди мусора черепки глиняной посуды, обломки медного ножа. - Предположите, с какой целью археологи раскапывают древние могилы?- Почему люди клали в могилу вещи, орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни?Работа археолога достаточно сложная и кропотливая. Верхний слой земли обычно снимают лопатами. Как только, показывается погребение, в руки берут: ножи, кисточки, резиновые груши. Могилы раскапывают с большой осторожностью.Представьте себе, в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. Но враги ворвались в город, подожгли его, жителей увели в плен. Город постепенно заносится пылью и песком. Вы сидите за чистыми партами, если их не вытирать они покроются пылью и можно будет написать свое имя. Теперь представьте сколько пыли и песка возникнет за 2000, 100000 лет.- С какой картой вы познакомились в начальной школе?- Назовите, какие бывают карты. Что на них изображено?- О чем может рассказать карта?Зачем нужна карта грибникам, автомобилистам, путешественникам?Как используют карту люди различных профессий? Какую помощь она им оказывает?

- Историк тоже не может обойтись без карты.- На исторической карте обозначаются места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пу

weburok.com

Вводный урок истории в 5 классе «Что изучает история»

Вводный урок истории в 5 классе  « Что изучает история»

 

Урок открытия новых знаний

Цели: Создание условий для формирования представлений об истории, путях и способах изучения прошлого человечества.

Задача: 

1.Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

2. Развивать познавательный интерес к предмету. 

3.Сделать открытия в области, что изучает история.

4. Воспитывать интерес к прошлому человека.

Оборудование: доска, ПК, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски: тема « Что изучает история»

Метапредметные УУД

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию.

Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Регулятивные - определять цель и задачи урока.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап урока

На экране коллаж

- Какая наука изображена в коллаже?

- Что вам здесь знакомо?

- Какие темы из истории вам запомнились из курса «Окружающий мир» в 4 классе?

- Чему можно научиться на уроках истории?

- Почему важно изучать историю?

- Попробуйте сформулировать тему урока?

Тема: «Что изучает история»

- Сможете сразу полностью ответить на вопрос «Что изучает история?»

- Поэтому мы с вами сегодня на уроке будем открывать новые знания, чтобы ответь на данный вопрос.

- А что нужно для этого знать?

План урока

1. Что такое история

2. На какие вопросы отвечает история.

3. Какая история бывает.

4. С помощью чего изучается история.

5. Что помогает подробнее изучать историю.

- Это задачи нашего урока, которые мы будем осуществлять с помощью открытий.

III. Работа по теме

1. Первое открытие «Что такое история»

- А знает ли из вас, кто создал историю и для чего?

- Посмотрите на слайд и попробуйте отгадать, кто это?

- Это, ребята, муза истории Клио.

Клио муза истории — одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Иногда атрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком во времени.

Время от времени все музы объединялись, чтобы спеть одну грандиозную песню. Славное содружество муз собиралось на горе Парнас или на горе Геликон, где они вели ученые дискуссии о поэзии, науке и музыке.

Клио записывала все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображалась с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорило о ее готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.

- Как вы думаете, что такое история?

История – это наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошедшие события, жизнь и занятия людей, культура.

- Запишите определение в тетрадь.

- Какое первое открытие мы сделали?

2. Второе открытие «Дерево предсказаний»

На карточках обучающиеся заполняют схему

Знать историю

Для чего ? ?

Главные

вопросы ? ? ?

- Проверяем, для чего нужно изучать историю?

- Какие вопросы ставит история?

Знать историю

Для чего Знать историю своих предков Для развития общества

Главные вопросы Когда? Где? Почему?

- Какое второе открытие вы сделали?

3. Третье открытие «Какая история бывает»

- Назовите мне прилагательные к существительному «история».

В игре «100 к 1» был задан вопрос "Какая бывает история?".

Ответы были следующими:

Древняя

Отечественная

История России

Интересная

Новая

Грустная

Всеобщая

Страшная

    - Выберите правильные ответы.

    - На самом деле история делиться на всеобщую и отечественную, предположите, что они изучают?

    - Что нового в этом открытии вы узнали?

    4. Четвертое открытие «Исторические источники»

    - Откуда мы узнаем о прошлом человека?

    - Как они называются?

    - Посмотрите на слайд, какие источники бывают?

    - Распределите источники по группам. (задание на слайде)

    - С помощью чего изучается история?

    5. Пятое открытие «Вспомогательные исторические дисциплины»

    - А можно по источникам сразу описать события древности?

    - А что помогает изучить некоторые источники?

    - Источников с каждым годом все больше и больше, поэтому возникли вспомогательные исторические дисциплины, которые помогают изучать прошлое человека.

    - А это открытие вы сделаете дома.

    IV. Домашнее задание

    Определить, что изучают данные дисциплины:

    Палеография, нумизматика, геральдика, топонимика, хронология, археология, этнография, генеалогия, ономастика, фалеристика, метрология, текстология.

    V. Подведение итогов

    - Придумайте слоган к открытиям, которые были сделаны сегодня на уроке?

    - Что нового вы узнали?

    VI. Рефлексия

    - Поднимите руки те, кому из вас захотелось изучать историю?

    - Встаньте те, кто хочет больше узнать о жизни человека в прошлом?

    - Желаю вам успешного изучения истории и новых открытий.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Вводный урок в 5-м классе

    Разделы: История и обществознание

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

    Задачи урока:

    образовательные:

    - создать у учащихся представления об истории как науке;

    - познакомить учащихся с лентой времени;

    - рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

    развивающая:

    - сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

    воспитательная:

    - формирование мотивации к изучению истории.

    Оборудование:

    - компьютер;

    - мультимедийная доска или проектор;

    - учебник: Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М., 2013;

    - глобус.

    План урока.

    I. Изучение нового материала.

    1. Что такое история.

    2. О чем рассказывает история Древнего мира.

    3. Исторические источники.

    4. Как устроен учебник.

    II. Закрепление изученного.

    Ход урока

    I. Изучение нового материала

    Слайд 1 (тема урока). Презентация

    Слайд 2 (цели и задачи урока)

    1. Что такое история

    Урок начинается с вводного слова учителя:

    Слово “история многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

    На основании сказанного учитель подводит итог:

    История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

    Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества. Жизнь и деятельность людей в прошлом.

    История делится на всемирную и отечественную. Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

    Учитель обобщает ответы:

    Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

    Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

    Слайды 3-6

    Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

    История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

    Слайд 7

    Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

    Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

    Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

    Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

    2. О чем рассказывает история Древнего мира

    Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

    Примерные ответы: давний, старый.

    Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

    История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

    Задание: ученики читают пункт 3 учебника на странице 7. После этого выполняют задание на странице 9.

    3. Исторические источники

    Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

    Слайд 8-11

    Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

    Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

    Вопрос: как люди находят исторические источники?

    Слайд 12

    Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки. Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

    Слайд 13

    Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

    Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

    4. Как устроен учебник

    Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

    II. Закрепление изученного на уроке

    Задания:

    1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

    2. Закончите предложения:

    Археология изучает…

    История изучает…

    История Древнего мира – это…

    Музу истории зовут…

    Подведение итогов.

    Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

    Домашнее задание.

    В учебнике с. 6–10, в. 1,2 (У) с.10.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai