Конспект занятия на тему: «Семья» в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе на тему семья


Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя семья» » Воспитателям.ру

Автор: Локтаева Светлана Викторовна, вопитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 85», г. Рязань

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Уточнить и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, используя фотографии членов семьи, совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных, закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл пословиц о семье; учить передавать в походке физиологические особенности человека, связанные с возрастными изменениями.

Воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью. Учить рисовать свой портрет, передавая форму своего лица (овальные, круглые, заостренные к низу).

Учить правильно определять место для частей лица (глаза – листочки посередине лица, внутри глаза кружочек – радужка с точкой – зрачком в середине, брови над глазами, в верхней части лица – лоб, от бровей линия носа, под носом – рот, уши чуть ниже линии глаз, ниже рта – подбородок).

Учить рисовать портрет в определенном порядке (1- контур лица, 2- глаза, 3- брови, 4- нос, 5- рот, 6- уши, 7- волосы).

Учить правильно держать карандаш, закрашивать в одном направлении.

Воспитывать положительные эмоции при создании совместного альбома из портретов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Заучивание пословиц, стихов, рассматривание картин и картинок, чтение произведений о семье; прослушивание грамзаписи, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки – матери», настольно – печатные игры «Лото», «Разложи по порядку»; рассматривание портретов известных людей – поэтов, писателей, композиторов; рисование портретов мам; рисование портретов пап.

МАТЕРИАЛ: Интерактивная доска; картины «Курица с цыплятами», «Кошка с котятами»; фотографии членов семьи; сердечки для игры; атрибуты для этюда – мяч, зеркала, восковые мелки, 2 портрета, нарисованные воспитателями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Посмотрю на ваши лица

С кем бы здесь мне подружиться?

Я - Светлана Викторовна, а ты кто?

Ответьте мне ласково, как вас зовут?

Здравствуйте милые дети!

Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких пригожих я приглашаю на нашу фотовыставку «Моя семья». Всё внимание на доску: давайте рассмотрим фотографии. Всех ли вы здесь узнаете, может, кто-то незнаком? Правильно, этих людей вы не знаете, потому что это моя семья. Моя семья состоит из 4-х человек. Мой муж Олег Владимирович, я, и 2 моих сына. Мой муж работает в автосервисе автоэлектриком. Он ремонтирует автомобили. Старший сын Максим учится в институте, он студент. Младший сын Дмитрий учится в технологическом колледже. Хочу сказать вам, что оба моих сына посещали детский сад и ходили в школу. У нас небольшая семья, но она крепкая и дружная, весёлая. Все праздники мы отмечаем вместе, вместе отдыхаем, трудимся; все радости и невзгоды преодолеваем тоже вместе.

А на этих фотографиях изображены члены ваших семей? А кто знает, что такое семья? А хорошо это или плохо, что у человека есть семья? А зачем человеку семья?

Расскажите о своей семье. (Заслушать рассказы 4-5 человек.) В конце каждого выступления детей произвести анализ рассказывания.

Молодцы! Мы узнали, какие ваши семьи! Они самые лучшие. А теперь давайте немного поиграем. Мы подберем определение к слову «Семья». Семья – какая? (большая, маленькая, крепкая, дружная, весёлая, радостная, молодая, сильная, новая, многодетная, сплочённая).

Хочу вам сказать, что в нашей группе 24 семьи. В каждой есть мама, папа, бабушки, дедушки (хотя у многих они живут отдельно, но все равно они являются членами семей) братья и сестры. Предлагаю показать этюд. Нужно изобразить походку младенца, взрослого и старого человека. Возьмите для этого необходимые атрибуты (телефон, кепка, соска, борода, костыль, очки). На некоторых фотографиях изображены ваши домашние питомцы.

А как вы думаете, кошечки, собачки, птички, хомячки являются членами семьи? Они не являются людьми, но живут вместе с нами, мы заботимся о них, кормим, лечим, помогаем, гуляем с ними. Они не члены семьи. Как вы думаете, а на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует себя кошка со своими котятами? Что чувствует курица рядом с цыплятами?

Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости в окружении своих семей, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детишки радуются, что родители их согревают, защищают и заботятся о них.

А теперь предлагаю вам поиграть в игру « верно или нет». Я буду говорить фразы, а вы если согласны, поднимаете сердечки вверх, а если нет, то не надо их поднимать.

- Семья – это все мои знакомые и друзья.

- Семья – это я.

- Мои родители могут быть младше меня.

- Бабушка – это мама моего папы.

- Дедушка – это папа моей мамы.

- Бабушка и дедушка – это мои родители.

- Семья – это люди, которые любят друг друга!

- Я дочь мамы и папы!

- Я сын мамы и папы!

- Всем людям нужна семья!

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! МОЛОДЦЫ! Вижу, вы знаете, для чего человеку семья! А теперь внимательно послушайте стихотворение Л. Акима « Ребёнок».

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестричка родня, и братишка

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка

Маме в кухню – волшебная щетка

Молоток настоящий – братишке

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг серёжка мне тоже родня

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка - это родня. Друг семьи – Серёжка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

А как вы думаете, нашу группу можно назвать « СЕМЬЁЙ»? Если нет, то почему?

Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу и находитесь здесь весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Мы все вместе занимаемся, гуляем, стараемся жить дружно. Этим мы похожи на дружную семью.

Давайте вспомним и назовем пословицы о семье.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Без корня и полынь не растёт.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать и бабушка .

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Семья - ладом полна.

Дети - цветы жизни.

Золото, серебро не стареет, отец, мать цены не имеют.

Русский человек без родни не живёт.

На следующий год вы покинете детский сад и пойдёте в школу. Поэтому мы хотим, чтобы о вас осталось память в наших сердцах.

Я предлагаю создать вам альбом, который будет состоять не из фотографий, а рисунков - портретов . Предлагаю пройти в группу и начать рисовать.

Сегодня мы будем рисовать свой портрет. Посмотрите, что лежит на ваших столах (листы, простой карандаш, восковые мелки, зеркала.)

- А зачем для рисования зеркало?

- Ответы детей.

- Посмотрите на себя в зеркало, скажите, на что похож контур вашего лица? (на солнышко, яичко, овал). Контур лица может быть круглым как солнышко, как у этого мальчика. А может быть как яичко, подбородок заострен, Вот такой. А может быть овальным, как вот этот портрет.

- Где расположены глаза и на что они похожи? (Посередине лица, между верхней и нижней частью лица. Похожи они на листочки). Внутри глаза – кружочек - радужка, она бывает разного цвета (голубая, серая, зеленая, коричневая), а в середине черная точка – это зрачок; над глазами – брови. В верхней части лица – лоб, а в нижней – подбородок.

- Посмотрите: от бровей идет линия носа, под носом рот.

_ А где расположены уши? (на уровне глаз). Последними рисуем волосы, у девочек – длинные, у мальчиков – короткие.

Напоминаю. В какой последовательности рисовать портрет:

Контур лица

Глаза

Брови

Нос

Рот

Уши

Волосы

_ А сейчас превратимся в художников и нарисуем свой портрет. Звучит песня Г. Гладкова на сл. Е. Плотниковой « Семья»; дети рисуют.

-Закончив рисовать портрет, напишите простым карандашом своё имя

в нижней части лица в правом углу.

- Какие интересные, красивые портреты получились, как вы похожи на себя.

- Давайте сделаем альбом из портретов детей нашей группы.

vospitateljam.ru

Занятие в старшей группе на тему: «Моя семья».

Занятие в старшей группе на тему: «Моя семья».

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.

Задачи:

Закрепить у детей понятие «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи.

Оборудование и материалы: коллажи с фотографиями семей детей, микрофон.

Предварительная работа: составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье. Составление родителями загадок о своих детях, разучив

Ход занятия.

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.

Дети и воспитатель входят в зал, воспитатель рассаживает детей на стулья.

Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая, Людмила Николаевна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей группы д/с «Паровозик» Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье своих дорогих и близких людях.

И так первый вопрос:

  1. Что такое семья и как она образовывается? (Ответы детей)

  2. А как иногда взрослые называют своих близких? (семейство, домашние, родные).

Семья – это дом.  Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети.

Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям:

Дети:

  1. В семье дружат – живут, не тужат.

  2. Семья сильна, когда над ней крыша одна

  3. При солнышке – тепло, при матушке – добро

  4. На что и клад, когда дети идут в лад

  5. Кто родителей почитает, тот век счастливым живет

  6. Где любовь да совет, там и горя нет

  7. В недружной семье добра не бывает

  8. В хорошей семье хорошие дети растут

  9. Птица рада весне, а дитя – матери

  10. Родители трудолюбивы – дети не ленивы

  11. Согласие да лад – в семье клад

Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Сейчас Арина расскажет нам про свою маму:

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она,

Кто она?

Отвечу я: это мамочка моя.

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Саша Ворошилов расскажет нам о папе:

Мой папа красивый

И сильный, как слон.

Любимый, внимательный, ласковый он.

Я жду с нетерпением папу с работы.

Всегда мне в портфеле приносит он что-то.

Мой папа находчивый, умный и смелый

Ему по плечу даже сложное дело.

Его обниму я и тихо шепну:

- Мой папочка, я тебя крепко люблю!

Ты самый заботливый, самый родной,

Ты добрый, ты лучший

И ты только мой!

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Абросимов Назар расскажет нам о дедушке:

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

Стихотворение про бабушку приготовила нам Соня Хилько

Ходит наша бабушка, палочкой стуча.

Говорю я бабушке: «Позову врача!

От его лекарства станешь ты здорова!

Будет чуть – чуть горько, – Что же тут такого?

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка поиграем в мяч!

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко!

Видишь, как я прыгаю? это так легко!

Улыбнулась бабушка: « Что мне доктора?

Я не заболела, просто я стара!

Просто очень старая, волосы седые.

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными за лесами тёмными,

За горой высокой, за водой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно…

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду!

Годы молодые я твои найду!

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! Все загадки отгадали! А сейчас давайте поиграем в игру» Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова – например:

Большая

Дружная

Спортивная

Веселая

Заботливая

Добрая

Хорошая

Строгая

Здоровая

Крепкая

Счастливая

Молодцы все справились с заданием!

Обязанности членов семьи.

- У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.

- Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?

-А что в семье делает папа?

Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами в одну игру, которая называется «Если я…»

Если я тебе мама, то ты мне……?

Если я тебе дедушка, то ты мне….?

Если я тебе тетя, то ты мне…..?

Если я тебе дочка, то ты мне….?

Если я тебе сестра, то ты мне…?

Если я тебе дядя, то ты мне….?

Если я тебе племянница, то ты мне…?

Если я тебе внучка, то ты мне…..?

Если я тебе крестная, то ты мне….?

Молодцы, все справились с заданием.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Сейчас снова входит в традицию составлять своё генеалогическое дерево. Мы с вами знакомились с этим. И сегодня Ксюша принесла нам свое генеалогическое дерево и расскажет нам о своем роде.

А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

Посмотрите какое дерево вырастила я у нас в группе

И так давайте подведем итог, о чем же было сегодня наше занятие

Даша Белошапкина расскажет стих

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

infourok.ru

Конспект занятия на тему: «Семья» в старшей группе

Програмное содержание : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Материал и оборудование:  письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, панно «домик» с кармашками для картинок , вырезанные из цветной бумаги разные предметы для чаепития, большой лист бумаги с нарисованным большим столом.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, почтальон  Печкин прислал письмо. Посмотрите какое оно красивое  и адрес наш написан . Давайте посмотрим что в нем.

(воспитатель открывает письмо.)

  1.  Беседа. Загадки о членах семьи.                                                

Воспитатель:  Что же это за письмо, такое. Да тут загадки , ребята. Вот послушайте :

Кто стирает,  варит, шьет

 На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая …..

Дети: мама.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.

( воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).

 Беседа (опрос 2-3 детей)

–  А как зовут вашу маму?

–  А как мама вас называет ласково?

–  А в чем вы  помогаете маме по дому?

Дети : ответы.

Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:

 Кто научит гвоздь забить

 И  подскажет,  как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

 Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

Дети: папа.

Воспитатель: Правильно, хорошо 

( воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

–  А как зовут папу?

–  Кто вы для папы?

–  Какой он папа?

Дети : ответы.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:

Кто любить не устает,

 Пироги для нас печет,

 Вкусные оладушки?

Это наша …

Дети: бабушка.

Воспитатель  : Молодцы, конечно…  

 Беседа (опрос 2-3 детей)

 ( воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик) 

– А как зовут бабушку?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Дети : ответы.

Воспитатель: Молодцы, следующая загадка :

 Он трудился не от скуки,

 У него в мозолях руки,

 А теперь он стар и сед – Мой родной,  любимый….

Дети : дед.

Воспитатель : молодцы ребятки, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

 ( воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно  «домик») 

– А как его зовут?

–  А кто ты для него?

–  А кто хочет рассказать про своего деда?

Дети : ответы.

Воспитатель: замечательно ребятки, но у меня осталась еще загадка, послушайте: Кто загадки отгадает

Тот своих родных узнает.

Все родные с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы одна …

Дети: семья.

Воспитатель: Правильно ребята, все эти люди называются одним словом – семья.  Посмотрите какая у нас семья получилась в нашем домике. ( воспитатель показывает панно «домик» с картинками членов семьи). Они у нас живут в этом домике. А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.

  1. Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

(воспитатель переворачивает  панно «домик» и показывает детям картинку с изображением семьи находящейся в квартире)

Воспитатель: ребята посмотрите вот наша семья, Скажите , а кто здесь нарисован.

Дети : семья ( перечисляют всех)

Воспитатель: правильно ребятки , а кто, кем приходится ? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!

  1. Физкультминутка  «Кто живет у нас в квартире?»

Кто живет у нас в квартире?Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо .)Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево – вправо .)Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Дети посмотрите наша большая семья вместе и все у них хорошо. А когда собирается вся семья вместе?

Дети: предположения детей.

  1. Аппликация « Чаепитие для большой семьи  »

Воспитатель: Правильно , семья собирается вместе по праздникам. И все садятся за один большой стол, пьют чай  с вкусным пирогом.  А давайте для нашей семьи тоже устроим праздник и накроем стол.

( дети выполняют коллективную аппликацию «чаепитие»).

Воспитатель: Друзья мои посмотрите, какая у нас с вами получилась большая и дружная семья, для которой мы  сегодня накрыли на стол.

6.Рефлексия.

Что за письмо мы  сегодня получили, от кого?

Кого мы поселили в нашем домике?

Для кого мы устроили чаепитие?

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru